Московский князь дмитрий донской

Память

Причислен к лику святых на Поместном соборе РПЦ в 1988 году. День памяти — 19 мая (1 июня нового стиля). Также его память празднуется в соборе Тульских святых, день памяти 22 сентября. С 2015 года установлено общее празднование памяти Дмитрия Донского и княгини Евдокии 19 мая (1 июня).

Имя Дмитрия Донского за несколько столетий стало символом русской воинской славы. В годы Великой Отечественной войны в честь Дмитрия Донского была названа танковая колонна, созданная по инициативе Московской патриархии на пожертвования верующих и переданная в 1944 году танковым войскам СССР. В учреждён Орден «За Служение Отечеству» в память святого великого князя Дмитрия Донского и преподобного игумена Сергия Радонежского. В русском флоте именем князя в разное время были названы парусные линейные корабли 1771 и годов постройки, винтовой фрегат, океанский броненосный крейсер и атомная подводная лодка.

С 13 июня 2018 года, по благославлению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, является небесным покровителем для военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации.

Именем Дмитрия Донского названы:

  • Бульвар Дмитрия Донского, Северное Бутово, Москва, Россия
  • Станция метро «Бульвар Дмитрия Донского», Северное Бутово, Серпуховско-Тимирязевская линия, Москва, Россия
  • Ул. Дмитрия Донского, Калининград, Россия
  • Ул. Дмитрия Донского, Иркутск, Россия
  • Ул. Дмитрия Донского, Павловский Посад, Павлово-Посадский район, Московская область, Россия
  • Ул. Дмитрия Донского, Коломна, Московская область, Россия
  • Ул. Дмитрия Донского, Краснодар, Краснодарский Край, Россия
  • Ул. Дмитрия Донского, Новосибирск, Россия
  • Ул. Дмитрия Донского, Уфа, Россия
  • Ул. Дмитрия Донского, Одесса, Украина
  • Ул. Дмитрия Донского, Брест, Беларусь
  • Набережная Дмитрия Донского, Коломна, Московская область, Россия
  • Площадь Дмитрия Донского, Дзержинский, Московская область, Россия

Дмитрий Донской

Князь Дмитрий воплощал в себе всю силу, накопленную за несколько поколений московских князей, потомков Даниила Ивановича. Силу и политический ум. Он рано лишился отца и стал княжить под руководством митрополита Алексия. Приходилось бороться за символически важный владимирский великокняжеский престол. Он действовал в окружении врагов, самым опасным из которых был правитель Литвы Ольгерд Гедиминович.


Князь Димитрий Донской. Титулярник XVII века. Фото Shakko/Wikipedia

Когда золотоордынский властитель Мамай послал темника Бегича на Москву – войско Дмитрия Донского разгромило его на реке Воже… Эта победа вдохновила москвичей. Но Дмитрий прославился не только как полководец. Он превратил московский Кремль в мощную белокаменную крепость. Расширял границы княжества, заботился о благосостоянии подданных. Только такой опытный правитель и мог дать отпор новому нашествию на Русь.

Дмитрий не наблюдал за битвой «с высокого холма», как это делал Мамай. Он сражался наравне с дружинниками, рубился на волосок от гибели, был тяжело ранен, выжил чудом.

Перед началом сражения князь снял с себя золоченые доспехи, передал их своему боярину Михаилу и облачился в более простую кольчугу. Некоторые считают этот ход проявлением малодушия. Боярину княжеские доспехи не принесли счастья: он погиб. Но и Димитрия нашли среди мертвых, полуживого…

Литовско-московская война

Основными направлениями политики Москвы в данное время оставалась борьба на северо-западе против Литвы и противостояние Орде на юго-востоке. Большой вклад в укрепление Москвы внес один из основных соратников Дмитрия Ивановича митрополит Алексий, по инициативе которого в 1366-1367 гг. был построенный белокаменный Кремль, что было очень кстати, так как уже в 1368 г. началась литовско-московская война.

В 1368-1372 гг. шла литовско-московская война, причиной которой стала попытка Литвы вмешаться в государственные дела Московского княжества и стремление оказывать значительное влияние на внутриполитические процессы Москвы.


Ольгерд. Гравюра из «Описания Европейской Сарматии», 1578

Данная война включает в себя походы литовского князя Ольгерда на Москву в 1368, 1370 и 1372 годах. Однако походы Ольгерда не были увенчаны успехом, а потому в 1372 году Литовское княжество вынуждено было подписать Любутский договор с Москвой, по условиям которого Литва отказывалась от своих притязаний на некоторые русские земли.

Борьба за власть

Надо сказать, что в середине XIV века Русь на северо-востоке состояла из трех довольно сильных княжеств: Тверского, Московского и Суздальского. Главным правителем считали того, кто имел титул князя Владимирского. Именно ему и выдавали ярлык на правление, за которым следовало ехать к хану Золотой Орды. Но в 1359 году умер Бердибек, и в великой империи началась борьба за власть. После смерти отца князя Дмитрия Владимирское княжение отдали суздальско-нижегородским правителям. Но с этим никак не могла смириться Москва.

В 1362 году Мамай от имени тогдашнего хана Абдуллы выдал ярлык на правление Дмитрию Ивановичу, после чего московская рать выгнала из Владимира и Переяславля войска князя Суздальского. Но все же пришлось пойти и на некоторые уступки. Москва подтвердила его права на Новгород, но в обмен на это потребовала отказа от Владимира. Кроме того, Дмитрий Иванович взял в жены дочь князя Суздальско-Нижегородского Дмитрия Константиновича Евдокию. Брак оказался более чем удачным.

Правление Дмитрия Донского пришлось на время, когда начался распад великой Золотой Орды. Он затронул не только ее азиатскую часть: в Волжской Булгарии правил Булат-Тимур, а в мордовских землях – Тагай. Но вскоре их войска были разбиты суздальцами и рязанцами. В 1370 году там уже сидели мамаевские ставленники. С тех пор их власть постепенно укреплялась. Таким образом, могущество Мамая распространилось на территории западнее Волги и постепенно стало принимать общерусские масштабы.

Библиография

Художественная литература

  • Василий Лебедев. «Искупление». Исторический роман. — Л.: Советский писатель, 1991. — 400 с. — 70 000 экз. — ISBN 5-265-01762-3.
  • Михаил Рапов. «Зори над Русью». Исторический роман. — М.: АСТ, Астрель, 2002. — 608 с. — (Русские полководцы). — 6000 экз. — ISBN 5-17-014780-5.
  • Сергей Бородин. «Дмитрий Донской». Исторический роман. — М.: Современный писатель, 1993. — 352 с. — (Библиотека исторического романа). — 60 000 экз. — ISBN 5-265-02846-3.
  • Юрий Лощиц. «Дмитрий Донской». Исторический роман. — М.: Молодая гвардия, 1980. — 367 с. — (Жизнь замечательных людей). — 150 000 экз.
  • Федор Шахмагонов. «Ликуя и скорбя». Исторический роман. — М.: Молодая гвардия, 1981. — 431 с. — 100 000 экз.
  • Владимир Возовиков. «Поле Куликово». Исторический роман. — М.: Современник, 1982. — 576 с. — 100 000 экз.
  • Владимир Возовиков. «Эхо Непрядвы». Исторический роман. — М.: Современник, 1988. — 559 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-270-00098-9.
  • Вадим Каргалов. «Вторая ошибка Мамая». Исторические повести. — М.: Детская литература; МНПП «Траст», 1993. — 255 с. — 200 000 экз. — ISBN 5-08-003630-3.
  • Дмитрий Балашов. «Ветер времени». Исторический роман. — Тула: НПО «Тулбытсервис», 1994. — 496 с. — (Библиотека русского романа). — 40 000 экз. — ISBN 5-87758-071-X.
  • Дмитрий Балашов. «Отречение». Исторический роман. — М.: Современник, 1992. — 639 с. — (Государи Руси Великой). — 200 000 экз. — ISBN 5-270-01353-3.
  • Дмитрий Балашов. «Святая Русь». Исторический роман. — Петрозаводск: Карелия, 1992. — 544 с. — (Государи Московские). — 50 000 экз. — ISBN 5-7545-0491-8.
  • Дмитрий Балашов. «Похвала Сергию». Исторический роман. — М.: Межрегиональный центр отраслевой информатики Госатомнадзора России, 1997. — 301 с. — 5000 экз. — ISBN 5-89477-002-5.
  • Павел Северный. «Андрей Рублев». Исторический роман. — М.: АСТ., Астрель, 2009. — 448с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-17-062795-0.

Научная и научно-популярная литература

  • Ашурков В. Н. На поле Куликовом / В. Н. Ашурков. — Тула: Приокское кн. изд-во, 1980. — 136 с. — 50 000 экз. (в пер.)
  • Буганов В. И. Куликовская битва / В. И. Буганов. — Изд. 2-е. — М.: Педагогика, 1985. — 112 с. — (Учёные — школьнику). — 200 000 экз. (обл.)
  • Каргалов В. В. Куликовская битва. — М.: Воениздат, 1985. — 126 с. — (Героическое прошлое нашей Родины).
  • Каргалов В. В. Конец ордынского ига. — М.: Наука, 1985. — 152 с. — (Страницы истории нашей Родины).
  • Каргалов В. В. Полководцы X-XVI вв.. — М.: Изд-во ДОСААФ СССР, 1989. — 334 с.
  • Карышковский П. О. Куликовская битва. — М.: Госполитиздат, 1955. — 64 с.
  • Кирпичников А. Н. Куликовская битва. — Л.: Наука, 1980. — 124 с.
  • Сукневич И. Битва на поле Куликовом: Хронологическое повествование. — М.: Молодая гвардия, 1977. — 176 с.
  • Дегтярев А. Я., Дубов И. В. От Калки до Угры. — Л.: Детская литература, 1980. — 159 с.
  • Митяев А. В. Ветры Куликова поля. — М.: Детская литература, 1986. — 319 с.
  • Скрынников Р. Г. На страже московских рубежей. — М.: Московский рабочий, 1986. — 335 с.
  • Куликовская битва: Сб. статей под ред. Л. Г. Бескровного. — М.: Наука, 1980. — 320 с.
  • Куликовская битва в истории и культуре нашей Родины: Материалы юбилейной науч. конференции: Сб. ст. под ред. Б. А. Рыбакова. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. — 312 с.
  • Куликовская битва в истории России: Сб. статей. — Тула: Левша, 2006. — 256 с.
  • Рудаков В. Н. Неожиданные штрихи к портрету Дмитрия Донского (бегство великого князя из Москвы в оценке древнерусского книжника) // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2000. № 2. С. 15—27.
  • Кучкин B. А. Дмитрий Донской / Государственный Исторический музей. — М.: ГИМ, 2005. — 16 с. — (Выдающиеся личности в истории России). (обл.)
  • Чёрный В. Д. Куликовская битва: запечатленная память. — М., Университетская книга, 2008. — 336 с., ил.+ цв. вкл. — ISBN 978-5-98699-068-2.
  • Журавель А. В. «Аки молниа в день дождя». В 2-х книгах. — М.: «Русская панорама», «Русское историческое общество», 2010. — 2000 экз. — ISBN 978-5-93165-177-4 (общ.);
    • Книга 1: Куликовская битва и её след в истории. — 424 с., ил. — ISBN 978-5-93165-178-1 (кн. 1).
    • Книга 2: Наследие Дмитрия Донского. — 320 с., ил. — ISBN 978-5-93165-179-8 (кн. 2).
  • Борисов Н. С. Дмитрий Донской. — М.: Молодая гвардия, 2014. — 512,  с. — (Жизнь замечательных людей. Серия биографий: Вып. 1674 (1474)). — 5000 экз. — ISBN 978-5-235-03687-1. (в пер.)

Сюжет

Придерживаясь в целом известных исторических фактов, С. П. Бородин сумел не только представить широкую картину народной жизни XIV столетия, но и придать своему эпическому произведению определенные черты приключенческого и отчасти детективного жанра.

В центре сюжета романа — не только борьба поднимающейся Московской Руси с Золотой Ордой, но и противостояние между великокняжеской властью, олицетворением которой является Дмитрий Иванович, и творческим народным началом, воплотившимся в образе зодчего-бунтаря — расстриги Кирилла. В образе московского князя-полководца, который, вопреки названию книги, вовсе не является ее единственным центральным персонажем, а также его клевретов вроде боярина Бренка, воеводы Боброка или Гриши Капустина, автору удалось не только объективно представить объединителей Руси, но и подвергнуть скрытой критике государственный тоталитаризм, не ценящий человеческие жизни и не замечающий народного горя и нищеты. «Терема, а на чьих костях?» — в этом гневном возгласе тяжко раненого на Куликовом поле Кирилла, брошенного в лицо торжествующему Дмитрию, воплотились представления автора об этике деспотической власти.

Будучи по материнской линии выходцем из княжеского рода Ингалычевых, С. П. Бородин смог на страницах своего масштабного произведения объективно вывести яркие образы не только героев Руси, но и ее противников — татар. Так, мурза Бегич (Бегиш), погибший в битве с московской ратью на реке Воже в 1378 году, у него — суров, но справедлив, заступается за пленниц и даже пытается «выучить язык русов». Хан Мамай у него — не столько жестокий, коварный завоеватель и амбициозный интриган, сколько неуверенная в себе, противоречивая личность, и, вместе с тем, слабый и грешный человек, одержимый мелкими земными страстями. Будучи несвободен от господствовавших в советской литературе того времени идеологических клише, автор выводит на страницах своего произведения колоритный образ «западного союзника» Орды — лукавого генуэзца Бернабо.

Завершающее произведение масштабное описание Куликовской битвы, основанное как на летописных данных, так и сведениях «Задонщины» и «Сказания о Мамаевом побоище», не лишено художественного вымысла, источником которого являются как народный фольклор, так и творческая фантазия автора.

Юность и дальнейшая судьба

Поскольку на тот момент Московское княжество являлось территорией постоянных междоусобных войн, которые вели правящие ханы, их сыновья и внуки, Алексий принимает решение обучить Дмитрия Донского военному делу. Благодаря его помощи, юноша обучается ведению боя и тактике, которая понадобится ему в дальнейшем. С этого же момента судьба его резко изменяется.

Мальчик, переживший смерть отца и брата и не знавший, что делать дальше, становится мужественным юношей, готовым к любым невзгодам судьбы. К Дмитрию приходит четкое осознание того, что именно он должен управлять Московским княжеством, поскольку постоянные лишения со стороны ханов невероятно сильно ослабили и сломали его народ.

В 1371 году Дмитрий Донской выступает в качестве полноправного военачальника и собирается подчинить себе Рязань, которая находится под гнетом ордынского войска. Но ошибка при планировании тактических ходов не позволяет Донскому овладеть тем самым преимуществом, на которое он изначально рассчитывал, поэтому после нескольких попыток Дмитрий оставляет Рязань Мамаю, на что тот отвечает двойным повышением дани. Однако и Донской не собирается отступать. Он поступает хитро и начинает заходить с другого конца, «меняя» ордынских ставленников Мамая в городах на русских таможенников. Так, к 1376 году на местах практически не остается тех, кто собирал бы дань татаро-монгольскому войску.


Вплоть до 1380 года продолжалось «дистанционное» противостояние Дмитрия Донского и Мамая. Но в 1380 году последний решился на финальной поход, после которого вся территория Московского княжества была бы гарантированно в его руках. Противники встретились в устье Дона, где Мамай потребовал от Донского возмещения невыплаченной дани взамен на жизнь его и армии. Военачальник ответил отказом и начал действовать. Он якобы увел войска за Оку, тем самым показав Мамаю свою капитуляцию. Но основные военные единицы в тот же момент оставались в Москве, и после соответствующей команды Донского выступили в наступление, окружив войско Мамая на Куликовом поле.

А поскольку командиры орды уже начали праздновать капитуляцию основного противника и предвкушать единоличную власть в княжествах, повторного появления Донского посредине голого поля вряд ли кто ожидал. Именно поэтому многие библиографы утверждают, что победа Донского над Мамаем была скорее формальной. Войско противника сдалось практически сразу.

После победы на Куликовом поле в 1382 году Дмитрий Донской становится единоличным правителем Московского и Владимирского княжества. За время своего правления он несколько раз вступает в схватку с Тохтамышем, побеждая его, а также пытается унять междоусобные войны, которые ведут соседние княжества. Донской становится первым правителем, кто полностью отказывается от даннической зависимости, которая на протяжении десятилетий поддерживалась князьями и ханами, царствующими в княжествах в разные годы.

Память

Причислен к лику святых на Поместном соборе РПЦ в 1988 году. День памяти — 19 мая (1 июня нового стиля). Также его память празднуется в соборе Тульских святых, день памяти 22 сентября. С 2015 года установлено общее празднование памяти Дмитрия Донского и княгини Евдокии 19 мая (1 июня).

Имя Дмитрия Донского за несколько столетий стало символом русской воинской славы. В годы Великой Отечественной войны в честь Дмитрия Донского была названа танковая колонна, созданная по инициативе Московской патриархии на пожертвования верующих и переданная в 1944 году танковым войскам СССР. В 2002 учреждён Орден «За Служение Отечеству» в память святого великого князя Дмитрия Донского и преподобного игумена Сергия Радонежского.В русском флоте именем князя в разное время были названы парусные линейные корабли 1771 и 1809 годов постройки, винтовой фрегат, океанский броненосный крейсер и атомная подводная лодка.

Именем Дмитрия Донского названы:

  • Бульвар Дмитрия Донского, Северное Бутово, Москва, Россия
  • Станция метро «Бульвар Дмитрия Донского», Северное Бутово, Серпуховско-Тимирязевская линия, Москва, Россия
  • Ул. Дмитрия Донского, Калининград, Россия
  • Ул. Дмитрия Донского, Павловский Посад, Павлово-Посадский район, Московская область, Россия
  • Ул. Дмитрия Донского, Коломна, Московская область, Россия
  • Ул. Дмитрия Донского, Краснодар, Краснодарский Край, Россия
  • Ул. Дмитрия Донского, Новосибирск, Россия
  • Ул. Дмитрия Донского, Уфа, Россия
  • Ул. Дмитрия Донского, Одесса, Украина
  • Набережная Дмитрия Донского, Коломна, Московская область, Россия
  • Площадь Дмитрия Донского, Дзержинский, Московская область, Россия

Дмитрий Донской на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде

Памятник Дмитрию Донскому перед Маринкиной башней Коломенского Кремля.

На почтовой марке России, 1995 год


портрет Дмитрия Донского Бурганов И.А.

Станция метро Бульвар Дмитрия Донского

Примечания

  1. ↑ . Дата обращения 24 апреля 2020.
  2. СССР. Административно-территориальное деление союзных республик на 1 января 1980 года / Сост. В. А. Дударев, Н. А. Евсеева. — М.: Известия, 1980. — 702 с. — С. 231.

  3. Собрание узаконений и распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства РСФСР. I отдел. — №9. — 1929. — С. 28.
  4. . Дата обращения 30 ноября 2013.
  5. . Демоскоп Weekly. Дата обращения 25 сентября 2013.
  6. . Демоскоп Weekly. Дата обращения 25 сентября 2013.
  7. . Демоскоп Weekly. Дата обращения 25 сентября 2013.
  8. .
  9. .
  10. . Дата обращения 2 января 2014.
  11. . Дата обращения 18 мая 2014.
  12. . Дата обращения 31 мая 2014.
  13. . Дата обращения 16 ноября 2013.
  14. . Дата обращения 2 августа 2014.
  15. . Дата обращения 6 августа 2015.
  16. (31 июля 2017). Дата обращения 31 июля 2017.
  17. . Дата обращения 25 июля 2018.
  18. с учётом городов Крыма
  19. (RAR-архив (1,0 Мб)). Федеральная служба государственной статистики.
  20.  (недоступная ссылка). donskoj.city-banks.ru. Дата обращения 1 ноября 2012.
  21. . Музеи России (7 мая 2009). Дата обращения 7 марта 2011.

Туризм

Историко-мемориальный музейный комплекс «Бобрики» — один из старейших музеев Тульской области, созданный в 1933 году как музей Подмосковного угольного бассейна. В 1996 г. реорганизован в историко-мемориальный музейный комплекс «Бобрики».

Музей расположен в исторической части города на Бобрик-Горе. Именно здесь, на высоком живописном холме при слиянии рек Бобрик и Дона, Екатерина II основала во второй половине XVIII в. усадьбу Бобрики, которую унаследовал Алексей Григорьевич Бобринский — сын императрицы и графа Григория Григорьевича Орлова.

Тульская область стала площадкой для внедрения пилотного проекта федерального туристического маршрута «Русские усадьбы». Этот проект, который охватит несколько регионов Центра России, будет реализован впервые в стране. В туристический маршрут «Русские усадьбы» вошёл и историко-мемориальный музейный комплекс «Бобрики», расположенный на территории муниципального образования город Донской.

Русская дружина

Дружинники Дмитрия Донского были профессионалами своего дела. Всю жизнь проводили в походах и сражениях, ратное дело знали досконально, в том числе и татарский конный строй. Они были хорошо экипированы, защищены прочными и гибкими кольчугами. Блистали на солнце шлемы с бармицами на плечах – то есть с кольчужными сетками, защищавшими шею воина. И было их у Дмитрия немало – 20 тысяч! С такой «кованой ратью» князь мог рассчитывать на победу.

Князь преобразовал военную тактику. Отряды «сторожей» проводили разведку и докладывали о перемещениях врага. Воеводы умело наносили противнику неожиданные удары.

Замысел и проект

Родоначальником идеи российского океанского крейсера был вице-адмирал Андрей Александрович Попов, которому довелось командовать отрядом винтовых корветов и клиперов. Опыт, накопленный при создании первых в мире броненосных крейсеров с металлическим корпусом типа «Генерал-Адмирал», и переделке в крейсер несостоявшегося броненосца «Минин», он воплотил в двух вариантах проекта нового крейсера, запросив одновременно оценку крейсерских качеств «Минина» у адмирала Аврамия Богдановича Асланбегова, начальника отряда крейсеров. В ответ Асланбегов собрал предложения и замечания девяти главных специалистов крейсера: командира капитана 1-го ранга Назимова, старшего офицера капитан-лейтенанта Юрьева, старшего инженер-механика капитана Пестинского, старшего артиллерийского офицера поручика Павловского, старшего штурманского офицера поручика Кошелева, трюмного механика подпоручика Якобсона, минного прапорщика Черепанова, корабельного инженера прапорщика Александрова, старшего судового врача коллежского асессора Држиевича. Суть основных предложений можно суммировать следующим образом:

  • крейсер должен быть фрегатом, а не корветом, то есть иметь закрытую батарею;
  • артиллерия должна быть большего калибра и в меньшем количестве;
  • размеры необходимо увеличить:
    • в длину с 87,8 до 91,5 м;
    • в ширину с 14,9 до 17,1 м.
  • скорость следует довести до 16-17 узлов;
  • мощность машины следует довести с 900 до 1000 номинальных л. с.;
  • запас угля следует повысить до 1200 т;
  • следует отказаться от двойных марса-рей;
  • следует уменьшить число торпедных аппаратов до четырёх.

Однако записка Асланбегова, по сути, осталась без последствий. Пользуясь своим высоким положением, адмирал Попов, минуя председателя Морского технического комитета, добился одобрения своих проектов генерал-адмиралом и 30 января 1880 г. представил их на рассмотрение МТК.

Проекты предусматривали установку вертикальных паровых машин двойного расширения мощностью по 3500 л. с., действовавших на одну линию вала, что при движении экономической скоростью с половинным числом котлов позволяло отключать одну машину и существенно экономить топливо. Расчетной мощности хватало для достижения скорости 15-16 узлов. Расчеты автономности показывали, что при запасе угля в 1050 т крейсер может идти 7-8 суток полным ходом и до 30 суток экономическим (9 узлов). Для увеличения автономности крейсер должен был сохранить парусную оснастку фрегата и подъемные гребные винты.

Попов считал необходимым ограничиться неполным (не доходящим до носовой и кормовой оконечностей) броневым поясом, замкнутым в носу и корме броневыми траверзами. В отношении вооружения крейсера Попов предлагал поступить прямо вопреки им же предложенному принципу «меньше, но более тяжелых орудий».

Избрав более легкий проект, составленный по образцу «Минина», МТК (журналом № 22 от 15 февраля 1880 г.), а за ним и управляющий Морским министерством одобрили его для постройки. Главная особенность, которая отличала «Дмитрий Донской» от «Владимира Мономаха», состояла в том, что имел только один гребной винт вместо двух.

Куликовская битва

Мамай не мог простить Москве такого разгрома, поэтому подготовил новый поход на Русь. На этот раз он заручился военной поддержкой литовского князя Ягайла. Кроме того, ордынское войско пополнилось наемными воинами из числа черкесов, аланов и генуэзцев.

Уже через 2 года после поражения на реке Воже Мамай снова пошел на Русь. Но к такому повороту событий уже был готов Донской Дмитрий. Битвы, в которых он принимал участие до этого, закалили его характер и дали необходимый опыт. Дружины крупных русских князей были заранее собраны в Коломне, где в то время была расположена ставка великого князя. Считается, что с обеих сторон могло насчитываться не менее 100-120 тыс. воинов.

Наконец, 8 сентября ордынская и русская рать встретились на Куликовом поле, которое находилось в месте впадения реки Непрядва в Дон. Согласно преданию, князя Дмитрия и его воинов на битву с Мамаем благословил сам Сергий Радонежский, настоятель Троицко-Сергиевского монастыря. Преподобный же и послал к нему двух своих иноков – Пересвета и Ослябю. В легенде говорится, что бой начался с поединка первого из монахов и богатыря-татарина Челубея. Они на всем скаку копьями сбили друг друга с лошадей и упали на землю мертвыми. Сразу после этого началась кровопролитная битва, закончившаяся полной победой Дмитрия Донского.

Были разгромлены татаро-монгольские войска, а Мамаю пришлось спасаться бегством. Сам Дмитрий Иванович был тяжело ранен, и его нашли на поле боя. Литовский князь Ягайло, который спешил на помощь Мамаю, узнав о поражении татар, повернул свое войско назад. А в это время престол Золотой Орды занял Тохтамыш, который добил остатки войска Мамая. Последнему пришлось бежать в Крым, где он и был убит своими генуэзскими союзниками.

Экономика

Основой развития территории стала угольная промышленность. Первый уголь в регионе был получен ещё в 1882 году. Его разработка связана с именем потомков графа Бобринского, получившего эти земли от Екатерины II. К началу 1960-х угольные залежи в основном выработались и на их базе появились новые промышленные предприятия: мебельная, обувная и чулочная фабрики, завод железобетонных конструкций и экспериментальный завод. В начале 1970-х были построены два крупных завода электронной промышленности.

Крупнейшие компании:

  • Донской завод радиодеталей — производство металлокерамических корпусов для сборки и герметизации интегральных схем для радиоэлектронной промышленности.
  • Северо-задонский экспериментальный завод — угольное машиностроение.
  • Электромашиностроительный завод — производство блоков питания, бортовых электродвигателей, датчиков контроля работы приборов, преобразователей тока и т. д. Завод входит в холдинг «Аэроэлектромаш».
  • Мебельная фабрика «Ново Мебель».
  • Кожгалантерейная фабрика «Докофа» — производство продукции из натуральной и искусственной кожи.
  • Мебельная фабрика «Mario Rioli» — производство межкомнатных дверей по итальянской технологии.
  • Обувная фабрика «Донская обувь» — дочернее предприятие московской обувной компании Парижская коммуна.

На территории ДМО расположены 35 промышленных предприятий, 6 предприятий строительства, 3 транспортных предприятий, 1 сельскохозяйственный производственный кооператив. На сегодняшний день зарегистрировано 26 акционерных обществ (все — промышленные предприятия) и 164 обществ с ограниченной ответственностью.

Имеет развитие средний и малый бизнес. В этой сфере занято около 19,8 % трудоспособного населения. Поступления в городской бюджет от предпринимателей и предприятий малого бизнеса составляет 13 % дохода бюджета.

На протяжении 5 лет стабильной остаётся ситуация на рынке труда. Уровень безработицы значительно ниже среднеобластных показателей.

В городе расположены отделения трёх банков, работают страховые компании.

Служба

Осенью 1885 года корабль был отправлен в Средиземное море, где в течение двух лет возглавлял особый отряд Средиземного моря.

В 1887 году вошёл в состав Тихоокеанской эскадры под командованием контр-адмирала А. А. Корнилова.

В мае 1889 года вернулся в Кронштадт. По возвращении тяжелый деревянный рангоут был заменен легкими стальными мачтами. Главной проблемой было усиленное обрастание корпуса, которое захватывало не только на сталь но и медную обшивку. В качестве временной меры в японском доке поверхность брони была покрыта лаком, а по возвращении в Кронштадт было решено распространить конструкцию защиты подводной части корпуса и на броневой пояс.

Крейсер Дмитрий Донской (фото из «Военной энциклопедии»; 1912)

21 сентября 1891 года переоснащенный крейсер вышел в Средиземное море, где возглавил отряд из фрегата «Минин», клипера «Забияка» и черноморской канонерской лодки «Уралец». В марте 1892 г. отряд расформировали, а «Дмитрий Донской» прошёл Мраморным морем в Константинополь и далее в Черное море. Поступив в распоряжение великого князя Георгия Александровича, «Донской» доставил его в Пирей и продолжил плавание на Дальний Восток.

С июля 1892 г. крейсер базировался во Владивостоке, составляя главную ударную силу эскадры. В августе, подняв флаг младшего флагмана, «Донской» принимал визиты иностранных кораблей.

В феврале 1893 года крейсер вышел в Порт-Саид, где его командира капитана 1-го ранга Гессена должен был сменить капитан 1-го ранга Николай Александрович Зеленой. Крейсеру предстояло возглавить русский отряд (под флагом старшего флагмана 1-й флотской дивизии вице-адмирала Николая Ивановича Казнакова), шедший по приглашению правительства США на торжества по случаю 400-летия открытия Америки. В этом плавании в команде крейсера состояли великий князь Александр Михайлович (вахтенный начальник) и великий герцог Мекленбург-Шверинский.

16 марта «Донской» отправился в плавание. Из-за неудачной картины ветров и тщетных попыток идти под парусом крейсер опоздал к месту сбора международной эскадры и пришёл прямо в Нью-Йорк, где принял салют пришедших вовремя 34 кораблей. «Донской» занял флагманское место в отряде из крейсеров «Генерал-Адмирал» и «Рында», превратившись в объект паломничества американцев.

В сентябре крейсер прибыл на родину. Изношенные машины и котлы требовали капитального ремонта. В 1894 г. эти работы были закончены. В 1895 г. на крейсере сменили артиллерию ГК, заменив её на патронные орудия системы Канэ (шесть 152-мм и десять 120-мм пушек).

29 октября 1895 года, пройдя приемные испытания, «Дмитрий Донской» и новейший крейсер «Рюрик» вышли в Средиземное море, где намечался конфликт из-за черноморских проливов.

«Дмитрий Донской» на открытии Владивостокского сухого дока, 7 октября 1897 года

14 февраля 1896 года крейсера были отправлены на Дальний Восток, и 9 апреля прибыли в Нагасаки. Этот этап тихоокеанской службы затянулся для «Донского» на шесть лет. 7 октября 1897 года он первым вошёл в новый владивостокский сухой док, а в марте 1898 года побывал в только что «арендованном» у Китая Порт-Артуре. В 1900 году крейсер участвовал в больших манёврах флота и армии под Порт-Артуром, перешедших в реальные боевые действия, связанные с «восстанием боксеров».

12 декабря 1901 года «Донской» (под командованием капитана 1-го ранга М. И. Ван-дер-Шкруфа) в составе броненосного отряда под флагом контр-адмирала Г. П. Чухнина вернулся из Порт-Артура в Кронштадт, где был переоборудован в учебно-артиллерийский корабль для Тихоокеанской эскадры: шесть из десяти его 120-мм пушек заменили на 75-мм орудия. В 1903 году крейсеры «Донской» и «Алмаз» должны были конвоировать на Дальний Восток отряд миноносцев, но сборы затянулись, и крейсер вошёл в состав отдельною отряда под командованием контр-адмирала А. А. Вирениуса. К началу войны отряд успел преодолеть только Красное море, получив приказ вернуться. Командир «Донского» капитан 1-го ранга Л. Ф. Добротворский без приказа приступил к перехвату военных грузов, шедших в Японию, но получил из Главного морского штаба категорическое предписание освободить задержанные суда.


С этим читают