Пьянство, воровство и паранойя. что скрывалось за фасадом первой великой стройки

Литература

Аверс юбилейной монеты к 70-летию ГЭС


Реверс юбилейной монеты к 70-летию ГЭС

  • Ибатулин И., Рубин М. От Днепростроя к Днепрогэс. — Х.: Енерговидав, 1932. — 144 с.
  • Рубин М. С., Ибатулин И. С., Дукаревич И. И. Днепрогэс. Как строилась плотина, гидростанция и шлюз. — Х.: Енерговидав, 1932. — 68 с.
  • Каменецкий И. С. Днепрогэс и Днепрокомбинат. — М.; Л.: Госэнергоиздат, 1934. — 119 с.
  • Логинов Ф. Г. Днепрогэс восстанавливается. — Гидротехническое строительство, 1946, № 3.
  • Кандалов И. И. Восстановление Днепровской гидроэлектростанции имени В. И. Ленина.— Гидротехническое строительство, 1951, № 5.
  • Логинов Ф. Г. Возрождение Днепрогэса. — К.: Гостехиздат Украины, 1951. — 152 с.
  • Кандалов И. И. XX лет Днепровской гидроэлектростанции имени В. И. Ленина.— Гидротехническое строительство, 1952, № 11.
  • Первенец индустриализации страны — Днепрогэс имени В. И. Ленина. Сборник документов о строительстве Днепрогэса имени В. И. Ленина 1926—1932 гг./ Партийный архив Запорож. обкома КП Украины. — Запорожье: Кн.-газ. изд-во, 1960. — 288 с.
  • Клюненко А. и др. Днепровские огни. Киев: Политиздат УССР, 1976.
  • Днепрогэс имени В. И. Ленина/ Алексеенко И. Е. —2-е изд., перераб. и доп. — К.: Будівельник, 1980. —с. 88
  • Слово о Днепрогэсе имени В. И. Ленина. — Днепропетровск: Промiнь, 1980. — 109 с.
  • Огни Днепростроя: Фотокнига. — К.: Мистецтво, 1980. — 175 с.
  • Днепрогэсу — 50 лет: Живопись — скульптура — графика. Кат. выст. — Запорожье: Облполиграфиздат, 1983. — 7 с.
  • Днепрогэс имени В. И. Ленина: Фотоочерк/ Н. В. Клименко. — Днепропетровск: Промiнь, 1983. — 134 с.
  • Anne Dickason Rassweiler The generation of power: the history of Dneprostroi. — NY: Oxford University Press US, 1988. — 247 с. — ISBN 9780195051667
  • .
  • .

История ДнепроГЭС в Запорожье

Впервые о строительстве гидроэлектростанции в порожистой части Днепра в районе города Запорожье заговорили после революции 1917 года. Большевики понимали необходимость модернизации страны. Уже в 1920 году появился план ГОЭЛРО, который предусматривал возведение ГЭС под Екатеринославом (сегодня город называется Днепр).

Между Екатеринославом и расположенным ниже по течению Запорожьем русло реки было непригодным для судоходства из-за резких перепадов глубины. Новая ГЭС могла решить и эту проблему — возведенная плотина приводила к затоплению сложного участка и делала Днепр полностью судоходным, а ближайшие города и села вплоть до северной части Крыма получали дешевую электроэнергию.

Строительство

В 1921 году начались геодезические исследования. Возведение плотины планировали начать в 1923 году, а самой ГЭС — в 1925. Но работы начались гораздо позже по ряду причин. Во-первых, ГОЭЛРО предполагал одновременное строительство нескольких ГЭС, на что у аграрной страны, пережившей гражданскую войну, не было средств. Во-вторых, ДнепроГЭС была объектом Украинской республики, а не РСФСР, что подводило под проблему политический контекст. В-третьих, мешали разногласия между председателем комиссии по Днепрострою Л. Б. Троцким и генсеком партии И. В. Сталиным.

Решение о начале стройки приняли только 31 января 1927 года. Работы заняли больше 5 лет. В сентябре 1932 года состоялся торжественный запуск ДнепроГЭС.

Проект разрабатывала группа ученых под руководством инженера И. Г. Александрова. Так как в СССР не было опыта строительства больших гидросооружений, в качестве консультантов привлекались специалисты из США. Наиболее значительна была помощь военного инженера Хью Купера, автора проектов нескольких электростанций и плотин.

Оборудование поставляли немецкие заводы Круппа. Основной элемент — гидротурбины — заказали американской General Electric. Днепровская ГЭС обошлась в сумму около $ 100 млн; с учетом постройки Соцгорода для проживания рабочих — в $ 400 млн.

Главным инженером назначили ученого А. В. Винтера. Он оптимизировал проект Александрова, сделав его не таким затратным и увеличив мощность возводимой ГЭС. В итоге в 1932 году с показателем 560 МВт новая украинская электростанция стала третьей в мире по мощности, уступив только 2 объектам из США.

Максим Ершов

Кто строил

Помимо Александрова и Винтера руководителем строительства был и архитектор В. А. Веснин. Внешний вид плотины, а также здание ДнепроГЭС разрабатывались им. Веснин занимался и Соцгородом, в котором жили рабочие. Этот район Запорожья отразил советское понимание роли архитектуры в формировании сознания населения. Соцгород строили как город будущего, город-сад, жители которого будут иметь общий быт. Он заполнен домами в 3 и 4 этажа с просторными квартирами, а облик некоторых зданий позволяет создать представление о советском авангардизме.

Но изначально рабочие жили в бараках. На стройку брали всех желающих, проект отличался большой текучкой кадров, строители были неграмотны. Для них пришлось организовать вечерние школы. Руководители участков были в привилегированном положении, особенно те, кто вступал в партию. Платили хорошо, к тому же выдавали паек.

Взрывы в 1941 и 1943 годах

При отступлении советских войск в августе 1941 году ГЭС взорвали. Кто это сделал и каковы были реальные последствия, обсуждается до сих пор. Большинство версий склоняется к тому, что приказ был отдан Генштабом. Подрыв привел к возникновению пролома длиной больше 130 метров и воды Днепра хлынули вниз, затопляя Хортицу и левый берег вместе с находившимся там мирным населением, беженцами, отступавшими войсками. По различным данным число жертв могло достигать 20 тысяч человек.

Захватив территорию, немцы восстановили ГЭС. Оккупанты использовали собственное оборудование, чтобы наладить работу. Когда в 1943 году фашистские войска отступали к Германии, они также решили взорвать электростанцию. Намерение удалось реализовать только частично — саперы СССР успели вывести из строя множество проводов, соединявших детонаторы.

Восстановление

В 60-х годах часть оборудования была модернизирована, но первая масштабная реконструкция состоялась только в «нулевых», стартовав в 1997 году.

Adam Jones

Достопримечательности рядом с Днепровской ГЭС

В окрестностях ДнепроГЭС находится ряд достопримечательностей. Их посещение можно совместить с осмотром электростанции, тем более, что некоторые из них расположены так, что позволяют захватить всю панораму ГЭС.

Самый большой остров Днепра Хортица, входящий в состав одноименного заповедника, находится всего в километре от плотины. Северный берег представляет собой утес. В его окрестностях расположено место паломничества туристов, посещающих Запорожье — историко-культурный комплекс «Запорожская Сечь». Здесь реконструированы кузница, гончарня, дом атамана и другие постройки, можно посетить театрализованное представление. А затем подняться на холм в северной части и увидеть панораму ГЭС.

На правом берегу дорога с плотины выходит на площадь Винтера и пересекается названным в его же честь бульваром. Здесь стоит монументальное здание дирекции ГЭС и Дворец культуры энергетиков. В первом открыт музей ДнепроГЭС. Здесь можно не только осмотреть экспонаты, но и посетить экскурсию с визитом в действующий машинный зал. Телефон музея: +380 (612) 23-93-59. Он работает по будням с 9:00 до 14:00.

Севернее дороги, ведущей с плотины, расположен Парк энергетиков. Пройдя через него в направлении реки, вы окажетесь на набережной Днепра. У кромки воды расположен городской пляж, оборудованный урнами и кабинками для переодевания. На верхней террасе есть скамьи, в теплое время работают палатки с напитками и закусками. Остальная часть парка приведена в относительный порядок, но встречаются заброшенные постройки советского времени.

На левом берегу плотина выходит к Парку металлургов. В нем установлены монументы, посвященные событиям Великой Отечественной войны, есть и статуя Богдана Хмельницкого. Вдоль центральной аллеи высажены молодые деревья, разбиты клумбы. Детские площадки украшены фигурами зверей и сказочных персонажей.


Севернее расположена Запорожская площадь, от которой начинается Соборный проспект — главная улица города. Пешеходная зона вблизи площади украшена фонтанами. Поблизости есть школьный двор, у входа в который установлены миниатюрные деревянные мельницы и колодцы. Также в начале проспекта располагается здание Музея истории оружия.

Здание дирекции Днепровской ГЭС, Voky89

Во время Великой Отечественной войны

Разрушения после повторного взрыва, 1943

Следы обстрелов осени 1943

См. также: История Запорожья#Сдача города

В начале Великой Отечественной войны, 18 августа 1941 года после прорыва немецких войск в районе Запорожья плотина ДнепроГЭСа была взорвана работниками НКВД, оборудование машинного зала уничтожено. Взрыв 20 тонн тола частично разрушил плотину вызвав многометровую волну. В плавнях и береговой зоне погибли тысячи людей среди солдат, местного населения. Впрочем, в ряде источников приведённые сведения об огромных потерях советской стороны опровергаются Немецкое командование оценивало свои потери в живой силе в 1500 человек. Исполнители были приняты за диверсантов и арестованы контрразведкой, но освобождены после вмешательства их руководства

Для восстановления переправы через Днепр и электростанции разрушенная часть плотины была восстановлена немецкими строительными частями, а летом 1942 года вместо выведенного из строя заработало новое, немецкого производства оборудование гидроэлектростанции

Осенью 1943 года при отступлении немцев плотина Днепрогэса снова была взорвана. При этом план полного уничтожения плотины был реализовал не полностью, поскольку советским саперам и разведчикам удалось повредить часть проводов идущих к детонаторам. Приказ был отдан командующим 1-й танковой армией вермахта Макензеном, а непосредственная ответственность за подрыв заряда, состоявшего из 300 тонн самой различной взрывчатки, возлагалась на командира 40-го танкового корпуса генерала Хенрици. Подрыв плотины Днепрогэса был среди пунктов обвинения немецких военных преступников в ходе Нюрнбергского процесса. Подвиг советских солдат, не допустивших подрыва, увековечен в Памятнике, установленном на могиле Неизвестного солдата

ГОЭЛРО

21 февраля 1920 года по инициативе В. И. Ленина была создана Государственная комиссия по электрификации России (ГОЭЛРО). В декабре 1920 года выработанный комиссией план электрификации всей страны был одобрен VIII Всероссийским съездом Советов. По плану вблизи города Александровск (ныне г. Запорожье, Украина) планировалось строительство крупной гидроэлектростанции — Александровской станции. Позже в плане ГОЭЛРО также использовалось и другое название станции — Днепровская гидроэлектрическая станция (ДнепроГЭС). Станция должна была разрешить ряд народо-хозяйственных проблем юга Украины

  • обепечить сквозную навигацию вдоль всей протяженности реки. Для этого с помощью плотины затоплялась порожистая часть реки, растянувшаяся почти на 100 км от Екатеринослава до Александровска (ныне — Днепропетровск и Запорожье) и рядом с плотиной создавался внутренний каботажный порт, позволяющий плавание крупным морским судам от Чёрного моря до Киева.
  • снабдить дешевой электроэнергией Криворожский рудный район, Екатеринославский промышленный район, Херсон, Николаев и северную часть Крымского полуострова. В г. Александровске планировалось создать крупный металлургический, машиностроительный комплекс.

В музее В. И. Ленина в Москве хранятся подлинные документы и материалы о Днепрогэсе: среди них принятое в 1921 году постановление Совета Труда и Обороны «О строительстве Днепрогэса» о начале практической реализации плана ГОЭЛРО

Ленинский лозунг «коммунизм — это советская власть плюс электрификация всей страны» был движущей идеей в выполнении плана ГОЭЛРО. В настоящее время памятник Ленину, находящийся рядом с плотиной ДнепроГЭСа, украшен этим лозунгом

10 августа 1921 году, ещё до утверждения IX Всероссийским съездом Советов сроков реализации плана ГОЭЛРО, ещё было принято постановление СНК «об освобождении земель, подлежащих затоплению при строительстве гидроэлектростанции у города Александровска (Запорожье)». Земли под затопление освобождались в соответствии с проектом, созданным И. Г. Александровым по заданию на проектирование, которое было выдано 5 марта 1921 года

В проектировании и строительстве использовался опыт таких ГЭС, как «Куинстон (англ.)» на Ниагаре, «Айль-Малинь (фр.)русск.» на реке Сагеней и «Ла-Габель (фр.)русск.» на реке Св. Лаврентия

Место под строительство станции выбрали у колонии Кичкас, в пяти километрах от тогдашнего города

В условиях 1922 года немедленно приступить к воплощению в жизнь проекта было невозможно, поэтому в плане ГОЭЛРО на 1921—1922 годы были намечены только предварительные изыскания и подготовительные работы, а на 1923—1926 годы была запланирована постройка Александровской плотины. Промышленность не производила энергоагрегатов требуемой мощности, а экономическая изоляция Советской России ещё не была полностью преодолена. Надвигающийся мировой экономический кризис, который не затронул СССР, помог решить проблему с поставкой оборудования — американская компания «General Electric» предложила полный цикл строительства ГЭС, однако в СССР уже была сделана разработка гидроэлектростанции, а у американской компании докупили только недостающее оборудование

Технические характеристики

В состав гидроузла входят: здание машинного зала ГЭС-1 длиной 236 м и шириной 56 м, расположенное на правом берегу, в котором размещены 9 радиально-осевых гидроагрегатов (шесть гидроагрегатов РО45-В-545 с мощностью турбин 73, 6 МВт, частотой вращения турбин — 83, 3 об/мин; поставлены харьковским ОАО «Турбоатом» в 1997−2002 годах) и 1 гидроагрегат собственных нужд мощностью 2, 6 МВт, частотой вращения 428 об/мин; 5-этажное здание главного пульта управления; щитовая стенка ГЭС-1 длиной 216 м, водосливная криволинейная плотина длиной по гребню 760 м; машинный зал ГЭС-2; наибольшей строительной высотой 60 м; глухая плотина длиной по гребню 251 м. Вначале все восемь турбин и пять электрогенераторов к ним были американскими. Но остальные три генератора изготовили на ленинградском заводе «Электросила». Американское оборудование частично работает и сейчас. Судоходные сооружения на левом берегу включают аванпорт в верхнем бьефе, трёхкамерный шлюз, однокамерный шлюз (шахтного типа) и низовой подходный канал. Для управления ГЭС используется автоматика, включающая телеметрию основного оборудования. Напорный фронт плотины длиной 1200 метров образует Днепровское водохранилище. Здание машинного зала ГЭС-1, облицованное розовым армянским туфом, является памятником архитектуры

В начато расширение гидроузла строительством ДнепроГЭСа II мощностью 828 МВт, которое в комплексе с судоходным шлюзом было закончено к —

На начало 2001 года на станции работало 337 человек

В 2010 г. был подписан акт приёма-передачи автодорожного переезда по плотине ДнепроГЭС с баланса города на баланс ОАО «Укргидроэнерго»

Ранние проекты

В течение многих столетий судоходство по Днепру было затруднено грядами порогов. Со времен Екатерины Великой разрабатывались проекты улучшающие судоходство на Днепре, в частности, над проектами использования энергии Днепра и создания судоходного пути через Днепровские пороги работали инженеры Н. С. Лелявский (1893 г.), В. Е. Тимонов (1894 г.), С. П. Максимов и Г. О. Графтио (1905 г.), А. М. Рундо и Д. И. Юскевич (1910 г.), И. А. Розов и Л. В. Юргевич (1912 г.). Основной акцент в разработке проектов делался на развитие судоходства; гидроэнергетика в этих проекта присутствовала в свете рачительного «использование даром протекающей воды». Регулирование расхода воды не предусматривалось. Но при царской власти эти проекты оставались неосуществленными.

Как добраться до ДнепроГЭС в Запорожье

До плотины в Запорожье ходит множество общественного транспорта. Если вы хотите попасть на правый берег, нужно следовать до остановки «ДнепроГЭС», на левый — до остановки «Площадь Запорожская». До них довезут:

  • автобусы № 17, 18, 72;
  • маршрутки № 19, 21, 40, 40А, 45, 46, 61, 63, 65, 67, 69, 75, 76, 80, 81, 82, 84, 88, 89, 93;
  • троллейбусы № 1, 3, 8, 11, 17.

Маршруты и расписание общественного транспорта в Запорожье


Добраться можно и на такси. В Запорожье работают такие перевозчики, как «Приват», «239», «Оптимальное», «Иван», «Макс» и другие. Также действует Uber, для заказа поездки воспользуйтесь мобильным приложением.

Видео с ночным видом на украшенную подсветкой ДнепроГЭС:

Панорама дороги на ДнепроГЭС:

Почему у одних работает, а у других — нет?

Можно привести много таких примеров. Нет ничего дурного в привлечении иностранцев к созданию индустриального богатства, раз стоит задача, чтобы у нас было по крайней мере «не хуже». Но дело в том, что привлечение иностранцев к советским догонялкам могло дать ожидаемые плоды только в одном случае: если бы иностранцы приносили не только знания, но и вкладывали бы собственные деньги, участвовали в принятии решений, добиваясь прибыльной работы производств.

Но они работали по контрактам: сделал чертеж, получил копейку — и от винта. Их близко не подпускали ни к запуску, ни к управлению, ни к решениям, сколько и каких рабочих надо нанимать.

Иностранцев, которые пытались лезть в эти вопросы, могли запросто записать в «иностранные шпионы». Что они лезут? Кто считает, во что эти заводы обходятся, прибыльны ли они или убыточны? Нам этого не нужно. Коммунисты меряют успех не деньгами, а штуками, тоннами и километрами.

Русские промышленники тоже привлекали в свои общества иностранный капитал, но при этом все работало. Нобель — да, брат учредителя Нобелевской премии — собственными силами начал делать в России первые дизели, по его заказу Шухов спроектировал первый нефтепровод.

И сами русские без дела не сидели. Инженеры, выращенные и выученные на производствах Мальцовых, Морозовых и других, со многими задачами справлялись лучше иностранцев. Все росло как на дрожжах в последние 20 лет перед Первой мировой, и при этом не было ни рабского труда, ни постоянного поиска вредителей. Люди просто работали за деньги. И сами предприниматели, и их рабочие прекрасно понимали, откуда деньги берутся, как накапливаются и как превращаются во все более сложный и передовой в техническом отношении капитал.

В советской империи все делалось таким способом, будто ни деньги, ни человеческие мотивы, ни качество человеческого материала не имело к процессу никакого отношения. Богатство великой державы не имело никогда отношения к достатку ее граждан, никак не меняло уровень их жизни.

Продолжение следует.

Где взять деньги на индустриализацию

Денег, добытых грабежом деревни, на это хватить не могло. Но экспортировать нефть, алмазы, другие сырьевые товары страна могла тогда в очень скромных размерах. Лишь к началу Великой Отечественной доля нефти достигла 22% в общем объеме экспорта. Ведь для добычи и переработки сырья уже требовалась развитая промышленность и транспортная инфраструктура. Откуда же еще брались деньги?

У городского населения с дореволюционных времен осталось приличное количество золота и драгоценной ювелирки — считается, что около 250 млн золотых рублей. В стране открываются торгсины — более 300 магазинов, торгующих якобы с иностранцами, продавая им за валюту деликатесы и элитный ширпотреб.

Но и простым советским гражданам путь туда не был заказан. Ради того, чтобы купить просто нормальной еды, которой не было в обычных магазинах, люди несли в торгсины фамильное серебро, бабушкины сережки, мамины свадебные бриллианты. Торгсины существовали в 1932–1936 годах. Всего четыре года потребовалось для того, чтобы вытянуть из населения личные ценности.

Это капля в море, хоть и не лишняя. Где же еще взять денег?

Придумали займы у населения. А что, клевая штука: каждый обязан купить облигации государственного займа — сначала раз, через пару лет еще раз, потом еще один заем. Сколько облигаций пропало в войну, погибло вместе с владельцами, изъято при арестах!.. А те, что люди умудрились сохранить, были погашены. Конечно, а как же иначе, раз народное государство обещало вернуть народу долг.

Займы начали погашаться в 1960-х, при Хрущеве. Нормально, да? Людей, имевших по одному пальто и по одной паре туфель, заставляли давать государству кредиты на 30 лет.

И все равно не хватает! Включается печатный станок. За две первые пятилетки денег нарисовали вдвое больше, чем стоил весь объем товаров потребления народа.

Кто строил советский автопром

Второй московский автосборочный завод КИМ (Коммунистический интернационал молодежи) был построен по фордовским чертежам. Американские инженеры сбежали оттуда в первый же год, потому что от них требовали невозможного.

Чтобы конвейер работал в заданном режиме, комплектующие должны поступать по часам, в точном соответствии с технологическим процессом. На КИМе их приходилось ждать неделями. Рабочим было совершенно до лампочки, что, как и в какой последовательности производить. В одних цехах был завал монтировочных рам и осей, в других — нехватка двигателей. Фордовские инженеры приходили в ужас.

Знаменитый ГАЗ тоже строили американцы — по техническому проекту компании Austin. Все годы строительства и запуска ГАЗа между фирмачами и руководителями советского автостроя продолжался конфликт. Намеченные сроки не выдерживались, бюджет проекта был превышен многократно из-за вечной нехватки материалов и переизбытка работников, занятых расчетами, учетом, переучетом, а главное — выбиванием фондов, тех самых материалов, которых вечно не хватало. В мемуарах об этой стройке представитель компании Austin инженер Генри Майер писал, что ГАЗ стал самым дорогим и самым неприбыльным проектом за всю историю компании.


Завод наконец заработал… По проекту он должен был выпускать в день 1200 грузовиков, а выпускал 70, от силы 100. Из них на ходу была дай бог половина. Все закупленные для начального периода запчасти израсходовали в первые полтора года, а собственными силами по оставленным чертежам производить их, как это предполагалось, советский рабочий оказался не в состоянии. Его этому не учили, а сам он и не стремился понять, как все это крутится, как устроен автомобиль или двигатель. И не понимал, как устроен общественный двигатель — то есть ради чего он сам работает и что получит, если станет работать лучше.

Примечания

  1. Референц-лист ОАО «Турбоатом», гидротурбины. 2007 год
  2. .
  3. .
  4. ГОЭЛРО
  5. ↑ Энергетика России (1920–2020 гг.) Том 1. План ГОЭЛРО. — M: ИД Энергия, 2006. — 1067 с.
  6. .)
  7. ↑ .
  8. Josef Stalin, Lars T. Lih, Oleg V. Naumov, Oleg V. Khlevniuk Stalin’s letters to Molotov, 1925-1936 (Письма Сталина к Молотову). — NY: Yale University Press, 1995. — 308 с. — ISBN 978-0-300-06861-0
  9. , с. 69
  10. ↑ ПОДВИГ ДНЕПРОСТРОЕВЦЕВ?, А. В. ЛИХОЛАТ, С. В. КУЛЬЧИЦКИЙ, Вопросы истории, 1973-06-30VPI-No.006, 116—131.
  11. ↑ , с. 212
  12. ↑ В БОРЬБЕ ЗА ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЮ СССР, Вопросы Истории, № 11, Ноябрь 1968, стр: 114—125
  13. , с. 322
  14. , с. 327
  15. .
  16. ↑ , с. 336
  17. ↑ , с. 335
  18. Воспоминания. ЗАПИСКИ СТРОИТЕЛЯ ДНЕПРОГЭСА, Б. С. Басков, Вопросы истории, № 3, (1966), 96-108
  19. ↑ , с. 337
  20. ↑ .
  21. , с. 32
  22. ↑ , с. 233
  23. , с. 238
  24. ↑ , с. 240
  25. , с. 241
  26. , с. 15
  27. ↑ Илья Ильф, Евгений Петров. Одноэтажная Америка.
  28. .
  29. ↑ .
  30. .
  31. )

История строительства

Общая длина Днепра 2201 км. Из общей протяженности русла Днепра 981 км, что протекает по территории Украины, в природном состоянии сохранилось 100 км. Остальные — зарегулированы каскадом днепровских водохранилищ: Киевским, Каневским, Кременчугским, Каменским, Днепровским, Каховским с общей площадью водного зеркала 6 950 км² и полным объёмом 43,8 км³ воды, что соответственно составляет 94,7 и 90,8 % от общего количества всех больших водохранилищ Украины.

Массовые проектные и практические строительные работы на Днепре начались в 1928 году, после начала сооружения ДнепроГЭС, а с ней и целого ряда гидроузлов. Эта работа многотысячного коллектива проектантов и строителей завершилась в 1980 году. За это время река Днепр от государственной границы с Республикой Беларусь до Каховки была превращена в каскад водохранилищ.

Наиболее известная — Днепровская ГЭС в Запорожье, была построена в 1927—1932 годах и имела мощность в 558 МВт. Во время Второй мировой войны ДнепроГЭС была частично разрушена, а к 1950 году — восстановлена. В 1969—1975 годах была введена вторая очередь станции — ДнепроГЭС-2.

Каховскую ГЭС построили второй — в 1950—1956 годах, за ней — Кременчугскую — в 1954—1960, Днепродзержинскую (Среднеднепровскую) — в 1956—1964, Киевскую — в 1960—1968, и в 1964—1975 годах Каневская ГЭС завершила Днепровский каскад плотин.

Кто проектировал Днепрогэс и Магнитку

К началу 1930-х «размазывание» огромных средств по сотням объектов и обилие незавершенки решили поправить. Несколько строящихся крупнейших производств объявили приоритетными флагманами, витриной промышленной державы. Кузнецк, Магнитка, Днепрогэс, Сталинградский и Челябинский тракторный заводы — даже самые юные наверняка слышали эти названия. В 1930 году был создан Госпроектстрой, который за 30 лет распиарили как главную кузницу инженерных кадров, где рождается научно-технический прогресс. В разные годы там работало 2–2,5 тысячи инженеров и проектировщиков.

Строительство Днепрогэса

Умалчивают об одном: кузницу создала архитектурно-строительная компания американского предпринимателя Альберта Кана, ставшая главным проектировщиком советского правительства. Контракт с компанией Кана стоил 2 млрд долларов — примерно 230–240 млрд по сегодняшней покупательной способности доллара.

Компания отправляла в Союз изобретателей, конструкторов, инженеров, выполняла чертежи по промышленному строительству и технологическому проектированию самых различных отраслевых производств. В стенах Госпроектстроя была спроектирована практически вся тракторная, автомобильная и танковая индустрия. По чертежам, разработанным здесь, строительство новых объектов велось и в послевоенные годы.

Аналогичным образом создавались черная и цветная металлургия. Гипромез — институт по проектированию металлургических заводов — нанял другую американскую проектно-конструкторскую компанию. Arthur McKee Company из Кливленда спроектировала Магнитку и оборудовала ее станками. Потом на кливлендских станках перебивали маркировки, а советские инженеры пытались сделать «точно такие же», но с оригиналами эти копии не могли сравниться ни по производительности, ни по износостойкости.

Оборудование для Днепрогэса поставляла немецкая Siemens, в ее подразделениях НИОКР готовили конструкторские и инженерные разработки.

Индустриализация: чьими силами?

Несложно нарыть каналов и настроить дорог и заводских коробок, когда есть заключенные и ссыльные. Аж 20 млн раскулаченных, представителей партийной оппозиции и еще бесконечных категорий «врагов народа» — саботажников, антисоветчиков, иностранных шпионов, дворянского отродья…

Не надо великого ума, чтобы закупить горы импортного оборудования при помощи принудительных займов и грабежа деревни. Эти вложения порождали хаос, незавершенку, скопление неиспользуемого оборудования в одних местах, отсутствие запчастей — в других…

Но мало построить заводы по иностранным проектам и купить для них станки, надо к этому как-то приладить труд. Ведь Маркс ясно сказал, что стоимость создается только трудом, а все кормчие Великого строя были марксистами-ленинцами. Значит, должны были как-то встраивать живой труд в свои планы.

Встраивали с ленинско-сталинской простотой. На ударных стройках — Днепрогэсе, Магнитке, Уралмаше, Уралвагонзаводе, Челябинском, Норильском металлургических комбинатах, Сталинградском тракторном заводе и десятках других вкалывали и депортированные (переселенцы), и деревенские, сумевшие вырваться из колхозов.

Потомственных питерских, уральских, московских рабочих было ничтожное меньшинство — они полегли в мировую и гражданскую, тех, кто выжил, быстро разоблачили как «вражеских элементов» со всеми вытекающими последствиями. В результате рабочая сила существовала сама по себе, технологии и оборудование с Запада — сами по себе.

Неправда, скажете? У нас была самая передовая инженерно-техническая интеллигенция. Была, только она появилась много позже. Лишь в 1930 году было введено обязательное начальное образование, а в городах — обязательная семилетка. Первые советские вузы стали появляться в начале 1930-х, но в них еще надо было пять лет отучиться, а потом приобретать опыт и навыки.

Московское метро спроектировали… до Первой мировой войны

«Русские были одержимы идеей кнопки» — это из книги М. Давыдова «Двадцать лет до Великой войны: Российская модернизация Витте-Столыпина». Поставить коробки заводов, завезти в них импортное оборудование, нажать кнопку… И все закрутится, как в Америке, где, собственно, партийная и хозяйственная номенклатура страны и насмотрелась на конвейеры.

Завод АМО

«А включаешь — не работает!» — это Жванецкий. В первые две пятилетки удалось запустить в основном то, что осталось от хозяйства дореволюционных русских промышленников. Завод АМО, один из флагманов индустрии, позже переименованный в ЗИЛ, заложен в 1916 году на деньги Русского автомобильного общества. Это в основном деньги Рябушинского. Заработал завод в конце 1920-х.

Тогда же якобы был построен завод «Электросталь», который на самом деле был создан в 1914 году и обеспечивал русскую армию боеприпасами во время Первой мировой. Флагман питерской промышленности — Кировский тракторный — был до революции Путиловским заводом.

Даже главная гордость тех лет, первая ветка московского метро от Сокольников до парка Горького, а вслед за ней еще две были построены по чертежам, созданным еще в 1910–1913 годах. Уже весной 1914 года была подготовлена площадка для первого депо сегодняшней «красной ветки» и были завезены материалы.

Работал автомобильный завод «Руссо-Балт», национализированный у русско-французских промышленников. После революции его переделали в бронетанковый завод и отдали в концессию… немецкой фирме Junkers. Той самой, что производила «юнкерсы» — транспортные самолеты, истребители и бомбардировщики.

Ударно работали горнорудные шахты и металлургические производства Донбасса. Только не забудем, что создал их Джон Хьюз из Уэльса, построив для рабочих шахт и завода городишко, названный потом Юзовкой.

А когда потенциал, наработанный русскими промышленниками, уже был прибран к рукам и выдан за достижения Великого строя, дальше дело двигалось вперед в основном мозгами иностранцев и руками заключенных. И двигалось из рук вон плохо.

Строительство Горьковского автомобильного завода


С этим читают