Что носили рыцари в средневековье

Кольчуга

Альтернативой латам из кожи выступал хоуберк, представлявший собой кольчугу с рукавами и капюшоном, укомплектованную дополнительно кольчужными чулками.


Для изготовления кольчуги из железной проволоки толщиной примерно в миллиметр навивалось множество колечек, каждое около сантиметра в диаметре.

Внешне хоуберк смотрелся вполне солидно: доспех полностью закрывал тело, весил сравнительно немного (около 10 кг; с чулками и капюшоном — больше), движений почти не стеснял. Однако защиту хоуберк давал весьма сомнительную. Тогдашняя технология позволяла тянуть проволоку только из самого мягкого и ковкого железа (колечки из твердой стали ломались и давали еще худшую защиту). Кольчужные доспехи легко разрезались саблей, протыкались копьем и разрубались топором. Совсем не защищала гибкая кольчуга и от дубины или булавы. Только от сравнительно легких мечей, употреблявшихся до 14 века, кольчуга давала удовлетворительную защиту.

Против стрел кольчужный доспех был почти бесполезен: граненые наконечники проходили в ячейку кольца. Даже на дистанции 50 метров воин не мог чувствовать себя в безопасности при обстреле тяжелыми стрелами из мощных луков.

Кольчуга представляла собой один из самых простых в изготовлении видов металлической брони — и это главное ее достоинство. Производство хоуберка требовало всего несколько килограммов самого дешевого железа. Конечно, и без устройства для вытяжки проволоки было не обойтись.

Нелюдям полагаются доспехи, соответствующие их анатомии. Такими видит троллоков из “Колеса времени” Даррел Суит.

Сувенирные танки

Подлинного расцвета производство пластинчатых лат достигло в Европе только в 16 — первой половине 17 веков, когда они производились из доменного железа и употреблялись преимущественно для украшения замковых интерьеров. Предприниматели покупали себе титулы, а заодно и “доспехи предков” — как правило, сразу крупными партиями и со скидкой. Чтоб хватило на мифических прадедов аж до короля Артура! Впрочем, декоративные доспехи, которых с той поры в Западной Европе сохранилось великое множество, оставались вполне функциональными.

Требования к прочности доспехов в 16 веке существенно возросли, ведь уже применялось огнестрельное оружие. В результате латы под самый конец своей эволюции достигли максимального веса в 33 кг. Кольчуга под них уже не надевалась, но это позволило увеличить толщину броневых пластин до 3 мм. Даже аркебузные пули и арбалетные болты пробивали панцирь 16 века только при стрельбе в упор.

Еще большей прочностью обладали специальные турнирные латы, “лобовая броня” которых достигала сантиметровой толщины. Никакому современному им оружию они не поддавались в принципе, но и весили до 80 кг, а подвижность воина в них была ограничена возможностью слегка шевелить правой рукой, наводя копье.

Доспехи короля Генриха VIII – его краса и гордость

Портрет Генриха VIII кисти Гольбейна
Шесть жен Генриха VIII

Доспех 1515 года

Доспех Генриха VIII 1514-1515. Из книги Arms and Armour of the Medieval Knight

«Стальной скафандр» 1520 года

Доспехи 28 летнего Генриха Восьмого. 1519-1520 годы. Королевские Арсеналы в Лидсе (Royal Armouries at Leedsoyal Armouries at Leeds)

Турнирный комплект «Стальная юбка» 1520 года

Доспех 1520 года для турнира на «Поле золотой парчи»

Доспехи Генриха VIII из Метрополитен-музея, Нью-Йорк

Серебряные и гравированные доспехи Генриха VIII из Метрополитен-музея в Нью-Йорке. 1527 год Высота 1850 мм. Вес 30.11 кг
Доспехи Генриха VIII Английского 1544 год из Метрополитен-музея в Нью-Йорке

Доспешный гарнитур 1540 года

Доспех 1540 года. Хранится в Лондонском Тауэре.
Рыцарский гарнитур Генриха VIII. Современный рисунок
Два варианта доспехов

Потерянные доспехи и «Рогатый шлем» Генриха VIII

Доспехи – символ аристократизма

Доспехи во все времена были символом аристократизма не только в Европе, но и во всем мире. Даже развитие огнестрельного оружия не положил конец их использованию. На доспехах всегда был изображен герб, они были парадным мундиром.

Их надевали на праздники, торжества, официальные встречи. Конечно, парадные доспехи делали в облегченном варианте. Последний раз их боевое применение было в Японии уже в 19-м веке, во времена восстаний самураев. Однако огнестрельное оружие показало, что любой крестьянин с винтовкой намного эффективнее, чем профессиональный воин с холодным орудием, облаченный в тяжелые латы.

Доспехи рыцаря Средневековья: описание


Итак, классический комплект среднестатистического рыцаря состоял из следующих вещей:

  • Шлем. В 10-13-м веке использовали норманнский с рондашем открытый, конической или яйцеголовой формы. Спереди крепился наносник – металлическая пластина. Намного позже среди крупных аристократов была распространенна практика закрытого индивидуального шлема. Это было настоящее произведение искусства. По нему можно было определить владельца.
  • Доспехи. Длинная кольчуга до колен с рукавами и койфоном, металлическим капюшоном. Она имела разрезы с обеих сторон на подоле для удобного передвижения и езды на коне. Под ней рыцари носили гамбезон – аналог матерчатых доспехов. Он амортизировал удары по железу, в нем застревали стрелы.
  • Шоссы — кольчужные чулки.
  • Рондаш — щит. Являлся защитой от стрел, также нашел широкое применение против одноручных сабель во времена Крестовых походов. Имел круглую или овальную форму. Однако широкое распространение получил рондаш заостренной формы нижней части для защиты левой ноги.

Оружие и доспехи не были едиными за всю историю Средневековья, так как они выполняли две функции. Первая – защита. Вторая – доспехи являлись отличительным атрибутом высокого социального положения. Один сложный шлем мог стоить целые деревни с крепостными. Не каждый мог себе его позволить. Это касается и сложных доспехов. Поэтому найти два одинаковых комплекта было невозможно. Феодальные доспехи – это не унифицированная форма солдат-рекрутов в поздние эпохи. Они отличаются индивидуальностью.

Первые доспехи

«Геркулес сражается с Гидрой»

Самым первым доспехом была шкура животного. Шкура оборачивалась вокруг тела либо просто набрасывалась на плечи и свисала сзади, прикрывая спину. Так был одет мифический Геракл или, например, германские племена, нападавшие на Римскую империю ещё до новой эры.

Причина, почему в древности считали более важным защитить спину, а не грудь кроется в специфике варварской тактики ведения боя. Как отмечали античные источники, варвары не считали зазорным бегство, то есть показание противнику спины, и если удары, направленные в грудь, ещё можно было отбить, то избежать ударов в спину было сложнее. Также возможно, что варвары плохо держали строй и поэтому бой был хаотичным — битва сводилась не к противостоянию «линии на линию», каким был строй римлян, а к неупорядоченной стычке массы воинов, и можно было получить удар в спину от другого воина, а не только от того, кто был напротив.

Матерчатые доспехи

Матерчатый доспех (стёганка или линоторакс), зачастую повторяющий вид гражданской одежды, сделанной из большого количества (от 5 до 30) склеенных или простёганных слоёв материи, был распространён у множества народов. Их использовали египтяне, греки, македоняне, ацтеки. Матерчатые доспехи имели различный вес, — в основном от двух до шести килограммов, стоимость же их была сравнительно невысокой в связи с чем они были достаточно сильно распространены.

Конный воин султаната Багирми (Чад) в стёганом доспехе по описанию Диксона Денема. 1823 г.

Мексиканские ацтеки также использовали толстые хлопчатобумажные одежды в качестве доспехов. Их армия, сражавшаяся с испанскими конкистадорами, была одета в стёганые плотно подогнанные костюмы из слоёв ваты в два пальца толщиной, называвшиеся «эскауипили» (ацт. ичкауипилли). Ацтеки переняли эту технологию у индейцев майя, которые изобрели разновидность доспехов — туники, подбитые ватой и пропитанные специальным рассолом. Испанские конкистадоры заимствовали подобные доспехи у майя после похода Эрнандеса де Кордобы на Юкатан в 1517 году.

Наибольший расцвет этого типа доспехов пришёлся на средневековую Европу и употреблялся вплоть до XVI столетия.

Следует упомянуть приказ монгольским воинам XII—XIII веков носить шёлковые рубашки на голый торс, как под доспехи, так и без них — этот способ уменьшал глубину ран от стрел и облегчал их удаление.

В Средневековье хороший, многослойный, стёганый доспех предоставлял достаточно неплохую защиту как от рубящих ударов мечей, так и от стрел. Он не сковывал движений, потому ополченцами достаточно часто использовался как индивидуальный доспех. Также на средневековых миниатюрах иногда встречается ношение стёганой куртки поверх кольчуги надетой на гражданскую одежду. Более высокие сословия использовали стёганые куртки в основном как поддоспешники (акетоны или гамбезоны), надевая их под латные и бригантные доспехи.

Защита в виде кафтана, набитого конским волосом, пенькой и ватой применялась китайцами и древними греками. Пеньковый кафтан до пят при весе около 8 кг хорошо защищал от стрел, от секущих ударов сабли, и в какой-то степени амортизировал удары.

Воины Московского государства XVI-XVII веков использовали доспех, представлявший собой кафтан с короткими рукавами, подбитый паклей, вымоченный в рассоле и простёганный пенькой, называвшийся тегиляем, название которого, по мнению известного оружиеведа-востоковеда М. В. Горелика, происходит от монгольского хатангу дегель — «прочный, как сталь, кафтан».

Подобно западноевропейским гамбезонам и акетонам, русские набивные доспехи могли использоваться и в комплекте со стальными, так, в XVI—XVII веках на них ремнями крепились элементы доспехов — кираса, наручи и пр.

Лучники русской поместно-дворянской конницы в тегиляях. Иллюстрация из издания «Записок о Московии» Сигизмунда Герберштейна 1556 года

Похожий принцип использовался и народами Кавказа. Валяная из шерсти бурка (по сути — валенок) практически не разрубалась саблей, выдерживала стрелы и даже пули из семилинейных ружей (с дистанции около 100 метров) и хорошо амортизировала удары. Защиту ещё более увеличивали стоячие плечи на костяной основе. Однако её легко можно было проткнуть — бурка пробивалась узким копьём, штыком или кинжалом со специально зауженным остриём.

Другим недостатком доспехов из валяной шерсти было то, что они были слишком толстые, тяжёлые и в них было жарко. Укрепить поверх неё другие доспехи было нельзя (хотя кольчуга могла быть надета и под бурку).

Переходным видом от матерчатого к металлическому доспеху были накидки, применявшиеся рядовыми воинами рыцарских орденов. В них на груди, иногда и на спине были вшиты металлические пластины (подобно тому, как это делается на некоторых современных бронежилетах).

Конец XIV – первая половина XV века

Гамбезон уже не в тренде; под кольчугу вы надеваете акетон, стеганую куртку с рукавами. Она не такая длинная и толстая, ничем не набита – просто сшита из нескольких слоев ткани. Если деньги у вас водятся, ваш акетон оснащен кольчужными вставками.

Кольчуги постепенно уступают место латным доспехам – самым разнообразным. Можно использовать отдельные элементы лат – нагрудники, пластроны и плакарты (прикрывают живот), наручи (защищают предплечье), налокотники, наколенники и наголенники. А можно, изрядно потратившись, приобрести латные кирасы – панцири из металла, прикрывающие грудь и спину.

На голову вы надеваете бацинет – металлический шлем с заостренным верхом. К нему по нижнему краю прикреплена кольчужная накидка, защищающая шею, затылок и плечи, – авентайл. Бацинет – шлем относительно легкий, его могут носить даже пехотинцы. Бывают они самыми разными – с наносниками, с забралами-масками, с забралами в виде дырчатого клюва (хундсгугелями). Есть еще гранд-бацинеты – круглые шлемы с латной защитой шеи и дырчатым полусферическим забралом.

Итальянский бацинет. David Monniaux / wikipedia

Вместо довольно длинной накидки-сюрко теперь носят более короткий жупон или табар: вся Европа стремится укорачивать одежды. Щиты все еще носят небольшие.

XIII-XIV века

А почему бы не защитить лицо от стрел и ударов мечей, надев закрытый потхелм – шлем, оснащенный визором, или забралом? Можно также обзавестись топфхелмом – так называемым горшковым шлемом, цилиндрическим, бочкообразным или в форме усеченного конуса: он большой и тяжелый, но надежный.

Если в ваши планы не входит рукопашный бой, в котором крайне важен хороший обзор, и драться вы собираетесь на копьях, наденьте топфхелм поверх кольчужного капюшона. А под капюшон не забудьте надеть войлочный подшлемник – он хорошо амортизирует удары. Прикрепите шлем к кольчуге сзади ремнем или цепочкой: тогда, если дойдет таки до рукопашной (вас сбросят с коня, например), и вы шлем снимете, он не потеряется.

Топфхелм XIII века в витрине Немецкого исторического музея в Берлине. Ulrich Waack / wikipedia

Если вы собираетесь на турнир и хотите произвести эффект, можете украсить шлем деревянной или кожаной геральдической фигурой. Хотя бы теми же рогами – да, их уже придумали, у германцев, например, они в большой моде.


Попробуйте новинку – муферы, кольчужные рукавицы, приплетенные к кольчуге: кисти тоже нуждаются в защите. Впрочем, большинство рыцарей все же предпочитает кожаные перчатки – говорят, в них удобнее держать оружие.

Кстати, о кольчуге: ее можно усовершенствовать при помощи бригантины – металлических пластин, нашитых на льняную или суконную основу. Получится кольчужно-бригантинный доспех. В таком доспехе, да еще и в закрытом шлеме, с громоздким неудобным щитом можно не заморачиваться – возьмете небольшой клиновидный тарже.

Плащ-сюрко, который вы надеваете поверх кольчуги, большой и просторный. Можно преобразовать его, кстати, в гербовую накидку – просторную безрукавку с изображением вашего родового герба.

Ламинарный доспех

Легионеры в лорика сегментата. Рельеф колонны Траяна

Всадники в ламинарных доспехах в битве при Бадре. Миниатюра персидской рукописи «Джами ат-таварих» Рашид-ад-Дина, 1314 г.

Лорика сегментата. Реконструкция

Наряду с ламеллярным доспехом, сравнительно рано использоваться стал доспех ламинарный (от лат. laminae — слой) — из подвижно соединённых друг с другом твёрдых поперечных полос. Наиболее ранние образцы такой защиты тела относятся к Микенской эпохе.

Воин, надевающий кольчужный хауберк через голову. Миниатюра из Библии Мациевского. 1240-е гг.

Наиболее известными примерами ламинарного доспеха являются римская лорика сегментата (lorica segmentata) и некоторые из поздних разновидностей доспехов японских самураев. Помимо лорики сегментаты, в древнем Риме была также известна и полная ламинарная защита конечностей, но в армии она практически не использовалась, применяясь в основном гладиаторами, которым обычно так защищали только одну руку (в некоторых случаях ещё и одну ногу) при незащищённом корпусе.

Использовался подобный тип доспеха и в монгольской армии, войсках Хулагуидов, Тимуридов и пр.

Неизменные спутники рыцарей

Меч с крестообразной рукояткой – главное оружие средневековых воинов, выступавшим своего рода символом рыцарства. Он превосходил другие виды холодного оружия по удобству и маневренности. В опытных руках метровый меч, весивший порядка 2-х кг, можно было задействовать с невероятной эффективностью. Остроконечный меч легко проникал сквозь броню и отсекал конечности.

Представители военной аристократии, отменно показавшие себя в сражениях, получали право именовать свое оружие. В мирное время его можно было даже носить с собой в общественных местах и использовать для самообороны.

К XV-XVI векам обязательным элементом боевого костюма выступал также кинжал. Его всегда размещали слева от седла. Незаменимым помощником для защиты от копий и ударов мечей выступал щит. Деревянные изделия были обтянуты кожей и обиты металлическими полосами.

Неизменным спутником средневекового рыцаря был его верный конь. Для защиты сильных, натренированных для битвы животных также задействовались доспехи. Броня, именуемая как «бард», включала 5 основных элементов:

  • круппер – для защиты туловища;
  • критнет – для шеи;
  • шанфрон – для головы;
  • пейтраль – для груди;
  • фланшард – для боков.

Конь в железной попоне, оседланный облаченным в доспехи рыцарем, становился своего рода крепостью. За счет этого всадник вместе с животным был малоуязвимым для поражения стрелами, а также ударами мечей и копий противника.

Прикрывающие коня по всей площади туловища 1,5 мм металла оборачивались колоссальными цифрами суммарного веса «наряда». Вес конского доспеха варьировался в пределах 30-45 кг. Если суммировать эти числа с массой облаченного в доспехи седока, нетрудно подсчитать, что коню приходилось носить на себе 25% от собственного веса.

Конец эпохи боевых доспехов

Англия положила конец «мирным» войнам. В одной из битв англичане, возглавляемые Генрихом XIII, которых было в десятки раз меньше, использовали мощные уэльские луки против французских аристократов в латах. Маршируя уверенно, они чувствовали себя в безопасности. Каково же было их удивление, когда сверху начали сыпаться стрелы. Шок был в том, что до этого они никогда не поражали рыцарей сверху. Против лобового поражения использовали щиты. Сомкнутый строй из них надежно защищал от луков и арбалетов. Однако уэльское оружие смогло пробить доспехи сверху. Это поражение на заре Средневековья, где погибли «лучшие люди» Франции, положило конец подобным битвам.

Оригинальные модели

Бацинеты сначала были открытыми или снабжались назальной пластиной. Со временем они стали оснащаться забралами конической формы, которые способствовали лучшей вентиляции. Такие модели называли «собачьей мордой» или «свиным рылом». Часто забрала были съемные. Рыцарь в арсенале мог иметь несколько вариантов, подходящих для разных видов боя. Также появились модели, которые были снабжены защитой плеч, шеи и горла. По краям бацинета часто имелись отверстия для крепления внутренней обивки, чтобы удобнее было носить защитную амуницию, а также гасить тяжелые удары.

В конце ХIII в. появились капеллины, напоминающие железные шляпы. Особое распространение они получили у конкистадоров. Изделия имели полусферическое или цилиндрическое изголовье и приклепанные к нему широкие поля. Такой рыцарский шлем защищал голову и плечи от ударов, наносимых сверху, а также от падающих предметов при штурме.

К началу ХV века в Италии появился салад, который стал «продолжением» бацинета. Характеризовался наличием длинного назатыльника и ребра жесткости вдоль шлема, которое зачастую превращалось в гребень. Особую популярность салады приобрели среди германских рыцарей. Именно эти шлемы стали прототипом каски, используемой солдатами вермахта.

Еще спустя 100 лет появился шлем армет. Подбородник или забрало полностью закрывали лицо и шею рыцаря, но благодаря штифту при необходимости их можно было раскрыть или приподнять. У этой модели было острое забрало, прозванное «воробьиным клювом».

Бургиньот, или бургундский шлем, появился в ХVI веке. Он использовался в разных европейских странах на протяжении века. Имел козырек, вытянутый назад корпус, науши и подбородник. Верхняя часть дополнялась гребнем, который мог украшаться перьями.

Литература

  • Бехайм Вендален. Энциклопедия оружия / Пер. с нем. А. А. Девель и др. Под ред. А. Н. Кирпичникова. — СПб.: Оркестр, 1995. — 576 с.: ил. — ISBN 5-87685-029-X.
  • Винклер П. П. фон Энциклопедия оружия с древнейших времён до начала XIX века. — СПб.: Ленинградское изд-во, 2009. — 432 с.: ил. — ISBN 978-5-9942-0420-7.
  • Ефимов С. В., Рымша С. С. Оружие Западной Европы XV-XVII вв. — Том 1. Доспехи, клинковое оружие, оружие на древках. — СПб.: Атлант, 2009. — 400 с.: ил. — Серия «Оружейная академия». — ISBN 978-5-98655-022-0.
  • Келли Фрэнсис, Швабе Рэндольф. История костюма и доспехов. От крестоносцев до придворных щёголей / Пер. с англ. Т. Е. Любовской. — М.: ЗАО «Центрполиграф», 2007. — 304 с.: ил. — ISBN 978-5-9524-2869-0.
  • Коннолли П. [coollib.com/b/151630/read Греция и Рим. Энциклопедия военной истории] / Пер. с англ. С. Лопуховой, А. Хромовой. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. — 320 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-04-005183-2.
  • Окшотт Эварт. Оружие и воинские доспехи Европы. С древнейших времён до конца Средневековья. — М.: ЗАО «Центрполиграф», 2009. — 704 с.: ил. — ISBN 978-5-9524-4069-2.
  • Функен Ф., Функен Л. Средние века. VIII—XV века: Доспехи и вооружение / Пер. с франц. Н. П. Соколова. — М.: ООО «АСТ»; Астрель, 2004. — 148, с.: ил. — Серия «Энциклопедия вооружения и военного костюма». — ISBN 978-5-17-014496-9.
  • Шпаковский В. О. Англоязычная историография рыцарского вооружения. 1975-2000. — Пенза: ИИЦ ПГУ, 2003. — 244 с.

Последние статьи

  •   Для чего итальянцы в XVII веке придумали «винные окна», и Как чумная традиция возродилась в наши дни сегодня, 15:40
  •   Анонимные «письма счастья»: Кто и зачем их пишет, о чём они и где их можно обнаружить сегодня, 13:55
  •   Портрет Елизаветы II в самоизоляции, богиня-мать и волшебные миры: Магический реализм Мириам Эскофет сегодня, 11:47
  •   Почему звезда фильма «Экипаж» ушла из профессии: Встречи и расставания Ирины Акуловой сегодня, 11:02
  •   5 голливудских актеров, которые стали прообразами персонажей мультфильмов Диснея сегодня, 09:32
  •   9 оптимистичных фильмов о потере памяти, которые дарят надежду 18.08.2020, 21:57
  •   Чем запомнились 5 знаменитых советских стэндаперов времён, когда и слова такого не знали 18.08.2020, 21:32
  •   Как сегодня живёт знаменитая голландская деревня, в которой жители поголовно страдают деменцией 18.08.2020, 18:53
  •   Чем русские удивляли иностранцев в Лондоне и Париже 150 лет назад 18.08.2020, 17:22
  •   9 российских знаменитостей, которые оказались плохими бизнесменами: Михаил Галустян, Ольга Бузова и др 18.08.2020, 14:43

Все статьи

Где встречаются различные ляпы[править]

Киноправить

  • «История рыцаря» — для безопасности съёмок взяли не кольчуги и вёдра той эпохи, в которой происходит действие фильма, а гораздо более поздние полные латы.
  • «Тринадцатый Воин» — викинги носят не кольчуги, а кирасы…

Видеоигрыправить

  • Mount & Blade: вроде бы, очень реалистичная игра, но…
    • Во-первых, между собой сталкиваются представители разных эпох, например, викинги в кольчугах и рыцари в тяжелых бригах. Поэтому из соображений баланса сторон некоторые явно не равные друг другу доспехи если не приравнены по характеристикам, то разница между ними здорово сглажена.
    • Во-вторых, даже в пределах одного войска уже из соображений визуального разнообразия внутри одного войска на трёх абсолютно равных по характеристикам воинах могут быть надеты ранняя брига (coat of plates, вторая половина XIII века), нечто неопределённое под сюрко (начало XIII века), а вести всю эту братию может король, одетый в белый доспех (конец XIV века). А на их конных латниках-ваффенкнехтах поздние приталенные бриги (XIV век) и опять нечто под сюрко, а на головах «таблетки» из XII века чередуются с шапелями из XIII.
    • Обоснуй: это вымышленный сеттинг (вселенная, параллельная нашей), здесь у каждого из мелких, но самобытных народов свои тараканы и замашки, а ведь между ними происходят еще и подражания друг другу, заимствования…
  • Chivalry: Medieval Warfare: доспехи представляют собой чисто визуальный образ и никак не связаны с характеристиками воина. Рядом могут находиться топфхельм (XIII век), красивые няшные фэнтезийные латы, напоминающие миланские (XV—XVI века), ламеллярная жилетка (ну максимум XI век)…
  • Тактическая RPG Legends of Eisenwald. Полный доспех отражен весьма реалистично, как и эффективность рыцаря на поле боя — противостоять полностью бронированной тушке можно только с помощью всяких хитростей-подлостей типа «много препятствий + арбалет». Ну, или другой бронированной тушки.
  • Серия игр Stronghold — в XI — XII веках ВСЕ рыцари, а так же многие правители носят на себе консервные банки (чего в это время быть никак не могло). Так же носят кирасы и пикинеры, и арбалетчики. Отражается это на огромном количестве хитов.

С этим читают