«заклятые друзья» или как м.ю.лермонтов и мартынов сошлись в дуэльном поединке

Причина дуэли Лермонтова с барантом. Обида Баранта: первая дуэль Лермонтова

Пылкий, мятущийся — для современников Лермонтов был не бронзовым памятником, а противоречивой натурой, умеющей и страстно любить, и также страстно ненавидеть.Он хотел любить и быть любимым, дружить и обрести верных товарищей на всю жизнь, сражаться и познать вкус славы, но судьба рассудила по-своему — первая любовь без взаимности, легкомыслие друзей, арест и ссылка за дерзкие строки.


Скрывая разочарование и тоску, Лермонтов стал для света колким насмешником, а его доброта, ранимость и мечтательность остались лишь для самых близких людей и творчества: «Я был готов любить весь мир, — меня никто не понял: и я выучился ненавидеть».

Опала и слава

После публикации «Смерти поэта» Лермонтов попал в опалу. (В то время многие сочувствовали Дантесу, считая, что в трагичном исходе виноват сам ревнивец Пушкин). Так думал и Николай Столыпин, родственник Лермонтова. В пылу спора поэт не выдержал и дописал ещё 16 строк: «Вы, жадною толпой стоящие у трона, Свободы, Гения и Славы палачи!».

Подобная крамола не могла остаться без наказания, появилось «Дело о непозволительных стихах». Николай I решил: «Медику гвардейского корпуса удостовериться, не сошёл ли он с ума; а затем мы накажем его согласно закону». Согласно закону — сослали на Кавказ, приписав к воевавшему там 17-му драгунскому полку.

М. Лермонтов. Воспоминания о Кавказе

Однако вскоре в дело вмешалась бабушка (богатая и влиятельная особа), Лермонтова вернули в Петербург. После ссылки опальный поэт приобрёл популярность: его заметили, стали печатать, приглашать на светские вечера. Именно на одном из них и произошла ссора, ставшая причиной первой дуэли.

Любовь или политика?

Давали бал у высокопоставленной графини. Помимо Лермонтова на нём присутствовал весь цвет весь цвет высшего общества, в том числе и сын посла Франции Эрнест де Барант («салонный Хлестаков», как метко заметил Белинский). Молодые люди крупно поссорились и условились драться на дуэли. Точная причина неизвестна до сих пор, поводов могло быть несколько.

По одной из версий, Лермонтов и Барант были влюблены в одну и ту же особу, однако она отдала предпочтение французу. Оскорбленный поэт написал язвительное и не совсем пристойное четверостишие о даме, что и стало поводом для ссоры. Правда впоследствии выяснилось, что злополучные строки были написаны за восемь лет до этих событий. Другие свидетели утверждали, что дама отдала предпочтение Лермонтову, за это и мстил пылкий француз.

А. Клюндер. М. Ю. Лермонтов после возвращения из первой ссылки

Возможно, молодые люди поссорились вовсе не из-за женщины. Говорили, что поэт недолюбливает французов (французом был Дантес, убийца Пушкина), что, как будто бы, он и продемонстрировал в «Смерти поэта». Сам Лермонтов подобное отрицал и даже был приглашен на приём во французское посольство.

Как бы то ни было, дуэль состоялась.

Не целясь

18 февраля 1840 года соперники встретились за Черной речкой. Сначала условились биться на шпагах, потом, после «первой крови», на пистолетах.

Поединок на шпагах закончился быстро — шпага поэта почти сразу сломалась, Барант легко ранил Лермонтова. Решили продолжить на пистолетах. Стреляли одновременно с двадцати шагов. Француз прицелился и промахнулся, Лермонтов целиться не стал, стрелял навскидку. Тоже не попал, впрочем, как показали секунданты, он и не хотел убивать соперника.

М. Врубель. Дуэль Печорина с Грушницким

Наказать по всей строгости

Был суд, арест (француза не тронули, обвинение предъявили только Лермонтову). Узнав из показаний, что поэт намеренно выстрелил в сторону, Барант обиделся: соперник целился как следует, да только не попал. Лермонтов не выдержал, предложил повторно стреляться. И снова суд, теперь за подстрекательство к дуэли.


Лермонтову предложили извиниться перед соперником, на что тот, оскорблённый, ответил: «Никогда я не унижался до обмана и лжи».

Суду стало ясно: поэт не раскаивается и своей вины не видит, а сыну французского посла нанесено тяжёлое оскорбление. По указке сверху, Лермонтова снова отправили на Кавказ, только теперь в самую гущу войны, на передовую, где через год и случилась его вторая и последняя дуэль.

Исповедь приговоренного

Эстафету подхватил журнал «Литературный Киргизстан» (сохраняем орфографию того времени). В 1957 году там была опубликована статья историка В.А. Швембергера «Трагедия у Перкальской скалы». В этой статье автор ссыпался на рассказ некоего священника, чье имя раже не называл. По воспоминаниям этого священника в пересказе Швембергера, ему довелось причащать умирающего казака в 1896 году. Казак признался, что в молодости избил офицера, за что был приговорен к смерти военно-полевым судом

Однако ему обещали помилование, если он согласится «подстраховать» на дуэли противника одного «важного государственного преступника». Делать нечего, казак согласился… Только много лет спустя он узнал, что стрелял в Лермонтова

Николай Соломонович Мартынов — второй участник дуэли.

Итак, снова сомнительная версия, почище прежней. Теперь уже не жандармы, а какой-то казак. Интересно, как успели все устроить, ведь роковая ссора Лермонтова с Мартыновым вспыхнула внезапно. И почему никто не слышал второго выстрела? Допустим, каким-то невероятным чутьем казак предугадал время выстрела Мартынова до секунды и выстрелил в тот же миг. Но вот как он ухитрился и пулю свою всадить туда же, стреляя издали? Такое не всякому современному снайперу с оптикой по плечу. И потом, казак — это не жандарм, а опасный свидетель. Почему и его не убрали?

Но версия выдвинута, надо ее проверять. Институт русской литературы (ИРЛ) создал комиссию в составе криминалиста, судебного медика и специалиста по оружию, научного сотрудника Эрмитажа. Этой комиссии предстояло исследовать вопрос.

Показания свидетелей поединка

На самом деле, если Михаил Юрьевич стрелял в воздух, то это не меняло ход поединка. Пятном на всех участников легло то, что происходило дальше. В своих показаниях секунданты намеренно увеличили между противниками расстояние до пятнадцати шагов. Кроме того, они скрыли от следствия тот факт, что еще до начала дуэли Лермонтова его намерение не стрелять в противника было очевидно. Он сам говорил об этом.

И, как и обещал, выстрелил в воздух первым. Так он и стоял с поднятой вверх рукой, когда его настигла пуля. И самое главное, они не сказали, что Мартынов нажал на спусковой крючок после счета три. Что означало завершение дуэли. Они утаили и особые условия, которые для пустячной ссоры были очень жестокими. Стреляться из трех попыток, а в случае промаха противника можно вызвать к барьеру заново. Все это станет известно гораздо позже. Как и то, что секундантов было не двое, а четверо.

Причины этого смертельного поединка очень похожи на то, как происходила первая дуэль Лермонтова. Краткое содержание ссоры Михаила Юрьевича и Эрнеста Баранта, ставшего противником поэта, очень напоминает диалог с Мартыновым в Пятигорске. Эрнест предъявил Лермонтову, что до него дошли слухи о неприятных высказываниях поэта на его счет и, несмотря на отрицания Михаилом Юрьевичем этого факта, 16 февраля 1840 года дуэль все равно состоялась и, к счастью, закончилась бескровно.

Не важно, для кого были выгодны дуэли Пушкина и Лермонтова, и каковы причины этих поединков. Главное — их последствия

Трагические потери для российской культуры гениальных поэтов, талантливейших личностей, которые могли еще продолжительное время писать восхитительные произведения и радовать читателей своими творениями.

Вторая дуэль и гибель

Несмотря на боевые успехи, главным стремлением Лермонтова было выйти в отставку и полностью посвятить себя литературе. Однако, это его желание встретило противодействие бабушки, как уже говорилось, не считавшей увлечение внука творчеством чем-то серьёзным и мечтавшей, чтобы он сделал «нормальную» карьеру.

Не решившись оставить армию, поэт, отбыв отпуск, отправился обратно на Кавказ — и из этой поездки уже не вернулся. Роковая дуэль произошла в Пятигорске — там Лермонтов поссорился с майором в отставке Николаем Мартыновым.

Николай Мартынов на картине Т. Райта. Источник — Википедия

Сослуживец обоих Николай Лорер в «Записках декабриста» говорил, что ссора разгорелась по вине поэта, насмехавшегося над «черкесским» стилем одежды Мартынова:

«Когда Лермонтов позволил себе неуместные шутки в обществе дам…, шутки эти показались обидны самолюбию Мартынова, и он скромно заметил Лермонтову всю неуместность их. Но жёлчный и наскучивший жизнью человек не оставлял своей жертвы, и, когда они однажды сошлись в доме Верзилиных, Лермонтов продолжал острить и насмехаться над Мартыновым, который, наконец, выведенный из терпения, сказал, что найдёт средство заставить молчать обидчика

Избалованный общим вниманием, Лермонтов не мог уступить и отвечал, что угроз ничьих не боится, а поведения своего не переменит»

«Вместо пустых угроз, ты гораздо бы лучше сделал, если бы действовал. Ты знаешь, что я от дуэлей никогда не отказываюсь, следовательно ты никого этим не испугаешь» — приводил Мартынов слова Лермонтова на следствии.

Последний прижизненный портрет Лермонтова кисти К.А. Горбунова. Источник — Википедия

Отставной майор направил к обидчику секундантов и от примирения отказался, говоря, что фактически это Лермонтов вызвал его, поэтому должен первый и предлагать мир.


В итоге, дуэль состоялась 15 июля 1841 года. Согласно основной версии, Лермонтов выстрелил в воздух, а Мартынов — прямо в грудь поэту.

«Дуэль Лермонтова с Мартыновым». Картина неизвестного художника

По другой версии, Лермонтов в принципе отказывался стрелять, утверждая: «Я не имею обыкновения стреляться из-за пустяков». Мартынов мешкал, пауза затягивалась, и свидетели крикнули: «Стреляйте же, или мы вас разведем!». Тогда грянул выстрел — пуля пробила сердце Лермонтова, мгновенно его убив.

Так мистически подтвердились строки, написанные поэтом за месяц до происшествия: «С свинцом в груди лежал недвижным я…кровавая ещё дымилась рана, по капле кровь точилася моя».

Обелиск на предполагаемом месте дуэли. Фото — Википедия

Подробности произошедшего доподлинно установить не удалось — покрывая друг друга, свидетели путали показания. Это породило альтернативные теории — самая популярная утверждает, что поэта убил снайпер из кустов, выстреливший одновременно с Мартыновым. Теория якобы подтверждается неестественной траекторией входа пули в тело.

Одним из возможных заказчиков убийства называют Николая I. Согласно воспоминаниям сенатора, князя Павла Вяземского, услышав о произошедшем, император сказал: «Собаке — собачья смерть». Однако после того, как великая княгиня Мария Павловна «вспыхнула и отнеслась к этим словам с горьким укором», государь, выйдя в другую комнату к собравшимся придворным, объявил: «Господа, получено известие, что тот, кто мог заменить нам Пушкина, убит».

За дуэль Мартынов был приговорён военно-полевым судом к разжалованию и лишению всех прав состояния, однако в окончательном приговоре наказание заменили на трёхмесячный арест на гауптвахте и церковное покаяние.

Мартынов желал, чтоб его похоронили в селе, принадлежавшем его отцу под Москвой, в отдалённо стоящей могиле, безо всяких опознавательных знаков. Однако эта просьба не была исполнена — тело поместили в фамильный склеп. В 1924 году в бывшую усадьбу переселилась Алексеевская школьная колония, ученики которой в порыве мести за убийство Лермонтова разорили склеп, а останки Мартынова утопили в ближайшем пруду.

Похороны Лермонтова состоялись 17 июля 1841 года на старом пятигорском кладбище. Тело поэта покоилось в кавказской земле 250 дней.

Обелиск на месте первого захоронения Лермонтова. Фото — Википедия

21 января 1842 года Екатерина Арсеньева обратилась к императору с просьбой на перевозку тела внука в поместье Тарханы. Получив дозволение, 27 марта 1842-го слуги увезли прах Лермонтова в свинцовом и засмолённом гробу. 23 апреля в фамильной часовне-усыпальнице состоялось окончательное погребение, тело поэта положили в семейный склеп рядом с могилами матери и деда.

Надгробный памятник на могиле Лермонтова в Тарханах. Фото — Википедия

Семья[править]

Жена Проскур-Сущанская София Иосифовна, , дочь киевского губернского предводителя дворянства (умерла в 1861 в Риге, перевезена в Знаменское, где ее и похоронили в семейном склепе). Их дети:

  • 1) Мария Николаевна Мартынова (1846 — ?).
  • 2) Ольга Николаевна Мартынова (1847 — ?).
  • 3) Сергей Николаевич Мартынов (20.10.1849 — ?). Служил по министерству юстиции товарищем прокурора, членом суда, затем земским начальником.
  • 4) Дмитрий Николаевич Мартынов (1850 после 1917) — русский государственный деятель, Екатеринославский и Варшавский губернатор, сенатор.
  • 5) Анатолий Николаевич Мартынов (1851-?) — лейтенант флота. Служил впоследствии в уделах. Вышел в отставку надворным советником. с 20 июля 1888 года женат на дочери действительного статского советника Надеждой Петровной Базилевской. Их дети:
    • 1) Мария Анатольевна Мартынова (13.12.1889-?).
    • 2) Николай Анатольевич Мартынов (07.10.1891 -?).
    • 3) Татьяна Анатольевна Мартынова (14.10.1892 -?).
    • 4) Борис Анатольевич Мартынов (26.04.1894 -?). (11.12.1855 — ?) — капитан 2 ранга, командир канонерской лодки «Храбрый».
  • 6) Елизавета Николаевна Мартынова (1852-1865)
  • 7) София Николаевна Мартынова (1856 — ?). Муж Henri Guillomet
  • 8) Борис Николаевич Мартынов (1857 — ?)
  • 9) Виктор Николаевич Мартынов (1858 — 1915) — Камергер, инспектор уделов в Кавказе. Опекун малолетних Шереметьевых. С 1902 года управляющий государственными имуществами в Москве. Женат на С.М.Катениной, дочери наказного атамана Оренбургского казачьего войска. Их дети:
    • 1) Борис Викторович Мартынов (? — ?).
    • 2) Надежда Викторовна Мартынова (? — ?).
    • 3) Дмитрий Викторович Мартынов (? — ?).
    • 4) Вера Викторовна Мартынова (? — ?).
    • 5) Георгий Викторович Мартынов (1880-1924). Жена Клейнмихель Клеопатра Константиновна (5 февраля 1887 (по другим сведениям 19 апреля 1884), село Ивня-Троицкое Обоянского уезда Курской губ. – 14 апреля 1966, Муазне-ле-Гран, под Парижем, пох. на местном клад.). Общественный деятель. Много лет работала в Русском Красном Кресте. В 1917 эмигрировала в Лондон, позже переехала во Францию. Многие годы возглавляла Сестричество при церкви Серафима Саровского в Париже. Воспитательница в приюте для русских детей в Вильмуассоне (под Парижем). Их дети:
      • 1) София Георгиевна Мартынова (? — ?).
      • 2) Константин Георгиевич Мартынов (? — ?).
      • 3) Екатерина Георгиевна Мартынова (? — ?).
    • 6) Мария Викторовна Тучкова (29.06.1894-31.03.1952). Муж Александр Павлович Тучков (01.01.1889 — 01.07.1968) — Ротмистр лейб-гвардии Конного полка, лейтенант французской армии, редактор, общественный и церковный деятель. Их дети:
      • 1) Павел Александрович Тучков (1916, Москва – 1995, Нирак, деп. Лот-и-Гаронна, пох. на клад. Монтаньяк–сюр-Овиньон, деп. Лот и Гаронна).
      • 2) Дмитрий Александрович Тучков (1918-2002) – журналист
      • 3) Никита Александрович Тучков (1925-2004). Жена София Алексеевна Тучкова (1926 – 06.10.2002).
  • 10) Эмилия Николаевна Комаровская (январь 1860 — ?). Вышла замуж в 1887 году за графа Дмитрия Егоровича Комаровского (1837 — 9 марта 1901) командира 4 армейского корпуса в Варшаве, затем командира 15 корпуса, генерал от инфантерии. Их дети:
    • 1) Георгий Дмитриевич Комаровский (04.05.1889-?)
    • 2) Ксения Дмитриевна Обухова (12.01.1891-02.02.1939). Фрейлина императрицы. Муж Николай Борисович Обухов (22.04.1892-13.06.1954).

Братья и сестрыправить

  • 1) Елизавета Соломоновна Шереметева (07.07.1812—01.02.1891) — переводчица поэм А.С.Пушкина на итальянский язык.
  • 2) Екатерина Соломоновна Ржевская (17.08.1813—1870). Муж отставной гвардии капитан, рязанский помещик Михаил Григорьевич Ржевский (1796 — умер во время Крымской войны).
  • 3) Михаил Соломонович Мартынов (01.08.1814-1860) — однокурсник М.Ю.Лермонтова по Школе юнкеров.
  • 4) Василий Соломонович Мартынов (13.10.1816 — 26.09.1817).
  • 5) Александра Соломоновна Мартынова (20.08.1816-22.08.1816).
  • 6) Наталья Соломоновна Мартынова (10.04.1819 — 31.07.1884) — знакомая Лермонтова, была замужем за французским поданным графом Альфредом де-ла Турдонне, жила в основном во Франции.
  • 7) Юлия Соломоновна Мартынова (10.08.1821 — 10.04.1909).

Биография[править]

Родился 9 октября года в семье Пензенского помещика Соломона Михайловича Мартынова и Елизаветы Михайловны, урождённой Тарновской (1783 — 1851). Мать была дочерью секундант-майора и статского советника Михаила Васильевича Тарновского (1759 — ?).

17 октября года Мартынов поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Одновременно с ним в Школе обучался Михаил Юрьевич Лермонтов, где Мартынов был обычным партнером поэта по фехтованию на эспадронах. 6 декабря года он был выпущен корнетом в кавалергарды. В следующем году получил чин поручика. Мартынов был человек весьма начитанный и с ранней молодости писал стихи.

Мартынов кавалергард

Стихотворные и прозаические художественные произведения Мартынова немногочисленны: поэма «Герзель-аул», в которой усматривается подражание «Валерику» Лермонтова и вместе с тем полемика с ним, повесть «Гуаша» опять-таки с чертами полемики в адрес Лермонтова и его «Героя нашего времени», ряд стихотворений — оригинальных и переводных. В определённой степени сочинения Мартынова небезынтересны, во всяком случае не дают основания считать его графоманом.

«…Его стихи нашли бы место среди массы посредственных стихов, печатавшихся в то время… Писал он, по-видимому, легко, язык свободный, ритм и рифмы почти всегда безошибочны… Иногда Мартынов склонен и к серьёзным размышлениям», — писал исследователь О. П. Попов. Вместе с тем Мартынову присущи (и проявляются в его текстах) повышенное самолюбие, нетерпимость к иному мнению, определённая жестокость характера.

6 марта года Мартынов был командирован на Кавказ, где участвовал в экспедиции генерала Вельяминова против натухайцев и шапсугов, для заложения укреплений Новотроицкого и Михайловского, и награжден орденом святой Анны 3-й ст. с бантом. 25 апреля года прибыл обратно в Кавалергардский полк. 27 сентября года зачислен по кавалерии ротмистром с прикомандированием к Гребенскому казачьему полку, а 23 февраля года уволен в отставку по домашним обстоятельствам в чине майора.

«Без креста…»

«Это была не дуэль, а убийст­во», — был уверен Руфин Дорохов, друг Лермонтова, герой войны, храбрец и сам отчаянный дуэлянт, прототип толстовского Долохова из «Войны и мира». То же утверждали после гибели Лермонтова многие из его тогдашнего окружения. Поэт во время дуэли демонстративно поднял вверх пистолет, отказавшись стрелять в противника, но тот жест не оценил и выстрелил в поэта. А ведь дуэль с Мартыновым с самого начала, со стычки друзей на вечере у Верзилиных, всерьёз никто не воспринял. И сам Лермонтов тоже: они были почти ровесники, знакомы и дружны ещё с юнкерской школы в Петербурге. Да и стрелком Мартынов слыл «косым» и меткостью, как и смелостью, не отличался. Перед дуэлью Лермонтов обедал на весёлом дружеском пикнике, с секундантами вышла незадача (двое на обоих дуэлянтов!), повозки отпустили, лекаря не нашли. Зато будто бы не забыли захватить ящик шампанского в уверенности, что друзья помирятся.

Николай Мартынов.

О дуэли Лермонтова с Мартыновым 30 лет писать было запрещено. Затем были написаны многие тома исследований, но до сих пор о ней практически ничего в точности не известно! Неизвестно, к примеру, точное место дуэли, хоть и был установлен условный памятный знак. Неизвестно и место первого захоронения Лермонтова в некрополе старого Пятигорского кладбища — при изъятии гроба для перевозки в Тарханы могила вместе с надгробием была засыпана, сохранился лишь рисунок её, сделанный приятелем поэта Арнольди. Сбылось ещё одно предсказание Лермонтова — о его будущей «кровавой могиле, без молитвы, без креста»…

Гибель Лермонтова была воспринята лучшими людьми России как тяжелейшая утрата, притом что единственный сборник его стихотворений был издан всего год назад, а «Герой нашего времени» вышел накануне весной, но тут же был распродан. И Гоголь счёл Лермонтова-прозаика выше Лермонтова-поэта, а Белин­ский, повсюду восхищаясь им, называл его «дьявольским талантом», «поэтом с колокольню Ивана Великого», человеком умнейшим и — «какая нежная и тонкая поэтическая душа!». А ведь при первой встрече великого критика с поэтом Лермонтов по обыкновению стал подшучивать и над Белинским, доведя его до полного конфуза!

Эти «сатанинские» ядовитые шутки, желчные и острые насмешки, карикатуры и эпиграммы и тяжёлый, неподвижный, неприятный взгляд почти чёрных глаз Лермонтова, который не каждый мог вынести, были слишком хорошо известны в свете. Было ли всё это для него маской, защитой? Или всё-таки сутью характера? Друг поэта графиня Евдокия Ростопчина вспоминала: «Самим собой, весёлым, остроумным, мечтательным и искренним он был только в тесном кругу общения».


Безудержную весёлость и искромётное остроумие Лермонтова, который любил и умел устраивать праздники, особенно запомнили те, кто видел поэта зимой 1841-го в Петербурге, в отпуске, — в надежде на будущую скорую отставку, на издание собственного журнала, на творчество. «Русскую литературу ещё ждут от него драго­ценные подарки», — писали «Отечественные записки». Даже не любивший поэта Николай I заметил о нём: «Тот, кто заменил бы нам Пушкина». Правда, после нашумевшего и имевшего огромный успех «Героя нашего времени» царь увидел в авторе лишь «жалкое дарование» и «извращённый ум», а в романе — скуку, навеваемую «очень мало интересными людьми». И отправил Лермонтова на Кавказ «прочистить себе голову».

Обелиск на месте дуэли М. Ю. Лермонтова

Интересный факт о дуэли Лермонтова. Малоизвестные факты о дуэли Мартынова и Лермонтова

Многие сомневаются в том, что поединок между отставным майором Николаем Соломоновичем и великим русским поэтом и прозаиком Михаилом Юрьевичем был честным. Малоизвестные факты о дуэли Мартынова и Лермонтова: обычная ссора переросла во вражду двух приятелей, присутствие князя Трубецкого и близкого товарища Столыпина на смертельном состязании. Убийца Лермонтова прожил счастливую и обеспеченную жизнь. Он не понес сурового наказания за содеянное злодеяние.

Причины трагедии

В конце июля 1841 года страна лишилась великого гения. Он погиб от рук своего товарища в смертельном состязании. Причиной вызова на дуэль стала обычная ссора, произошедшая 13 июня в доме генерала Верзилина. Михаил Юрьевич пребывал в прекрасном расположении духа, поэтому постоянно подшучивал над присутствующими, в число которых попал и Мартынов.

Николай Соломонович мило общался с Надеждой Петровной , а Лермонтов сказал его собеседнице, чтобы она проявляла осторожность, находясь рядом с этим страшным горцем

Произнося эту фразу, поэт не хотел обидеть товарища, но его слова прозвучали так громко, что все гости обратили на них внимание и весело рассмеялись

Мартынов был самолюбивым человеком, поэтому не мог оставить такое поведение друга без внимания. Кроме того, в зале присутствовала дама , к которой отставной майор питал нежные чувства . Он не мог больше терпеть издевки товарища и высказался в грубой форме, что за обидные слова господину Лермонтову придется ответить.

Когда приятели покинули дом Верзилиных, конфликт разгорелся с новой силой. Поэт не собирался извиняться за колкости в адрес Мартынова , а тот в сердцах крикнул, что вызывает друга на дуэль. Михаил Юрьевич не воспринимал всерьез угрозы товарища, он думал, что это всего лишь слова, поэтому с легкостью согласился на смертельный поединок.

Подробности смертельного поединка

Очевидцы вспоминали, что в день дуэли на улице бушевала буря, дождь хлестал как из ведра. Когда товарищи стояли друг напротив друга, произошло следующее:

  • Лермонтов опустил пистолет и категорически отказывался стрелять в Мартынова, объясняя это тем, что не имеет привычки стреляться из-за всяких мелочей.
  • Николай Соломонович всем своим видом показал, что шутить не намерен, и выстрелил в поэта. Пуля попала прямо в сердце. Михаил Юрьевич упал замертво, а дождевая вода омывала его бездыханное тело. Природа скорбела за молодым гением, так рано ушедшим из жизни.

По словам Васильчикова, Лермонтов был уверен, что дуэль закончится, так не начавшись , и ничего страшного не произойдет. Он все время шутил и уверял окружающих, что не стоит воспринимать вызов на поединок всерьез.

Однако по лицу Николая Соломоновича было видно, что он готов к жестокой расправе над приятелем.

2Прибытие на Кавказ

Большой московский почтовый тракт, ведущий на Кавказ, пересекал обширные просторы земли донского казачества с севера на юг. Он шел через станицу Казанскую на Верхнем Дону, станицу Каменскую на Северском Донце и город Новочеркасск. Долгий путь от берегов Невы утомил поэта. Лермонтов решил сделать остановку в Новочеркасске, куда он прибыл в первых числах июня 1840 года. Он три дня гостил у генерала Михаила Григорьевича Хомутова. Оттуда поэт двинулся дальше на юг к Ставрополю.В середине июня 1840 года Лермонтов появился в крепости Грозной (ныне город Грозный). Прибытие Лермонтова на Кавказ сопровождалось личным приказом императора не отпускать поэта с первой линии и задействовать его в военных операциях. Он принимал участие в экспедиции против чеченцев в составе отряда генерал-лейтенанта А. В. Галафеева.

Загадка пистолетов

Парой кухенройтеровских пистолетов владел друг Лермонтова Алексей Аркадьевич Столыпин, но он еще до дуэли уехал в Железноводск. После дуэли и описи имущества Лермонтова были изъяты и пистолеты Столыпина. Но вскоре комендант Пятигорска возвращает Столыпину оружие как «ошибочно приобщенное к делу». И указывает, что «возвращены таковые же». Не эти самые, а «таковые же»? Еще одна пара редких и дорогих кухенройтеровских пистолетов? Маловероятно. Скорее всего, у Столыпина имелись и обычные пистолеты. В черновике ответов Мартынова на дознании была примечательная фраза, впоследствии вычеркнутая. «Накануне дуэли Глебов (секундант) сказал мне, что пистолеты будут, но кому они принадлежали, я не знаю». Нельзя упускать из внимания и то обстоятельство, что едущим верхом людям неудобно везти с собой громоздкий ящик с пистолетами, зарядами и принадлежностями. А на дрожках из Пятигорска ехал один Глебов, вероятнее всего, он и вез оружие. Так что не исключено, что кухенройтеровских пистолетов на дуэли вовсе не было, а те, что имелись, в руки следствия не попали.

Собственно, это мало что проясняет. Все участники событий — Трубецкой, Столыпин, Глебов, Васильчиков — были настолько близкими приятелями, что Глебов мог зайти на квартиру Столыпина в отсутствие хозяина и взять пистолеты. Или они вообще находились у него по какой-то причине.

Лермонтов на смертном одре.

В черновиках своих показаний Мартынов пишет: «Условия дуэли были такими. Каждый имеет право стрелять когда ему угодно, стоя на месте или подходя к барьеру. Осечки должны считаться за выстрелы. После первого промаха противник имеет право вызвать выстрелившего на барьер. Более трех выстрелов с каждой стороны по условию не допускалось». Но стоп! По дуэльному кодексу поединков «до трех выстрелов» и вовсе не существовало. Получается, что либо секунданты в этом самом дуэльном кодексе не так уж хорошо разбирались, либо все почему-то сговорились непременно погубить Лермонтова. В том числе и его ближайший друг Столыпин, бережно хранивший память о нем! То и другое выглядит неубедительно.

Судьба Мартынова

Смерть Лермонтова вызвала большое негодование в прогрессивных кругах российского общества. Его убийца подвергся резкой критике со стороны многих просвещенных людей того времени. Сначала он военно-полевым судом был приговорен к лишению всего состояния и разжалованию. Однако окончательный приговор был более мягким. Согласно ему, Мартынов провел три месяца на гауптвахте, был подвергнут церковному покаянию, а затем несколько лет отбывал епитимью в городе Киеве. Впоследствии он написал воспоминания о том, как погиб Лермонтов от его руки. Сам Николай Соломонович умер в 1875 году, в возрасте 60 лет, и был похоронен в фамильном склепе возле села Иевлево. Его могила не сохранилась. В 1924 году в семейной усадьбе Мартынова разместили Алексеевскую школьную колонию МОНО. Ее обитатели разорили склеп, а останки Николая Соломоновича утопили в местном пруду. Таково было возмездие за убийство великого поэта.

Теперь вы знаете, как и где погиб Лермонтов. Этот одаренный человек сочетал в себе великий творческий талант и бесстрашие настоящего боевого офицера. Его жизнь была короткой, но яркой, он успел написать немало выдающихся произведений. Имя Михаила Юрьевича Лермонтова является одним из самых известных и почитаемых в русской литературе.

Пролог

Нередко исследователи упоминают, что причиной ссоры Мартынова и Лермонтова могли стать отношения поэта с сестрой Мартынова — Натальей. Якобы между Мартыновым и Лермонтовым произошел инцидент, связанный с чтением чужих писем и дневника Натальи и пропажей денег, предназначенных Мартынову. Передать их должен был Лермонтов. История эта достаточно запутана, был конфликт в действительности или не был, мы не знаем, но тем не менее, многие современники вспоминают, что Лермонтов зло подшучивал над Мартыновым каждый раз, когда ему представлялась такая возможность.

Декабрист Николай Лорер, который в том же 1841 году оказался на Кавказе, писал: «Мартынов утрировал вкусы горцев и, само собой разумеется, тем самым навлекал на себя насмешки товарищей, между которыми Лермонтов по складу ума своего был неумолимее всех. Пока шутки эти были в границах приличия, всё шло хорошо, но вода и камень точит, и, когда Лермонтов позволил себе неуместные шутки в обществе дам, шутки эти показались обидны самолюбию Мартынова, и он скромно заметил Лермонтову всю неуместность их».

Чего стоит только стихотворение, написанное Лермонтовым и адресованное Мартынову:

Он прав! Наш друг Мартыш не Соломон, Но Соломонов сын, Не мудр, как царь Шалима, но умен, Умней, чем жидовин. Тот храм воздвиг, и стал известен всем Гаремом и судом, А этот храм, и суд, и свой гарем Несет в себе самом.

В восьми строках Мартынов назван фактически дураком («Наш друг Мартыш не Соломон»), Лермонтов прошелся по его еврейскому происхождению и назвал его человеком, обойденным женским вниманием и ведущим одинокую личную жизнь.

Дом Верзилиных, где произошла ссора Лермонтова и Мартынова. (feb-web.ru)

После очередной насмешки, которая имела место на вечере в доме Верзилиных, Мартынов сказал обидчику, что настало время прекратить это. Лермонтов ответил, что дуэли не боится, а Мартынову не пристало сыпать пустыми угрозами. На следующее утро Глебов, которого Мартынов выбрал секундантом, передал поэту вызов. Он был принят.

Дуэль с Лермонтовым[править]

Сестра Мартынова Наталья Соломоновна была очень увлечена Лермонтовым. Поэту, уезжавшему из Пятигорска в экспедицию Лермонтову, она поручили передать Николаю пакет со своим дневником. В тот же пакет вложены были триста рублей ассигнациями. По словам одних, Лермонтову был вручен пакет с намеком прочесть дневник; по словам других, Лермонтов не имел права распечатывать это письмо.

Карандашный портрет Мартынова, выполненный Томасом Райтом

Как бы то ни было, Лермонтов прочел дневник и, найдя в пакете 300 р., передал их Мартынову, которому заявил, что по дороге он был ограблен, письмо похищено, деньги же возвращает из своих. Через эту передачу денег, о вложении которых Лермонтов знать не мог, если бы не вскрыл пакета, и обнаружилось впоследствии, что Лермонтов распечатал письмо Н. С. Мартыновой к ее брату. Это и послужило поводом к дуэли, ссора же на вечере у Верзилиных была, вероятно, лишь предлогом.

Мартынов иллюстрация из книги В.А.Захарова «Загадка последней дуэли»

5 октября 1837 года Николай Мартынов писал отцу в Пятигорск об окончании экспедиции, в которой принимал участие. В этом же письме он благодарил отца за присланные деньги.

На это письмо ответила мать:

Но как утверждал П.И.Бартенев никакого письма из Пятигорска не было.

Не смотря на эту историю с письмом Лермонтов и Мартынов остались друзьями. В Пятигорске жило в то время семейство генерала Верзилина, состоявшее из матери и трех взрослых девиц, из которых Эмилия Александровна особенно отличалась красотою и остроумием. Это был единственный дом в Пятигорске, в котором почти ежедневно собиралась вся изящная молодежь пятигорских посетителей, в числе которых были Лермонтов и Мартынов.

Мартынов

По воспоминаниям, Лермонтов в Пятигорске иронизировал над романтической «прозой» Мартынова и его стихами. Мартынов же с обидой считал себя (неизвестно, насколько обоснованно) прототипом Грушницкого в «Герое нашего времени». Лермонтову приписывается два экспромта 1841 года, высмеивающих Мартынова: «Наш друг Мартыш не Соломон» и «Скинь бешмет, мой друг Мартыш», а Мартынову — подобная же эпиграмма «Mon cher Michel». После этого, по мнению Мартынова, Лермонтов не раз выставлял его шутом и совершенно извёл насмешками. К шуткам Лермонтова Мартынов относился сперва добродушно, привыкнув к ним, но потом это ему, видимо, надоело.

Однажды в самом конце июня на вечере у Верзилиных Лермонтов и Мартынов, как обыкновенно, ухаживали за Эмилией Александровной.

Но этим ссора не кончилась. При выходе из дома Верзилиных Мартынов взял Лермонтова под руку и пошел с ним рядом по бульвару. «Je vous ai prevenu, Lermontow, que je ne souffrirais plus vos sarcasmes dans le monde, et cependant vous recommencez de nouveau» («Вы знаете, Лермонтов, что я очень долго выносил ваши шутки, продолжающиеся, несмотря на неоднократное мое требование, чтобы вы их прекратили» (фр.)), — сказал Мартынов и добавил по-русски: «Я тебя заставлю перестать». «Но ведь ты знаешь, Мартынов, что я дуэли не боюсь и от нее никогда не откажусь: значит, вместо пустых угроз тебе лучше действовать», — ответил Лермонтов. «Ну, в таком случае завтра у вас будут мои секунданты», — сказал Мартынов и отправился домой, куда пригласил Глебова, которому поручил на другое утро вызвать Лермонтова. На другой день тот сообщил Мартынову, что вызов его принят и что Лермонтов секундантом своим выбрал князя Васильчикова.

Мартынов

Почти в таких же выражениях передает разговор на бульваре и Васильчиков. «Выходя из дома на улицу, — говорит он, — Мартынов подошел к Лермонтову и сказал ему очень тихим и ровным голосом по-французски: «Вы знаете, Лермонтов, что я очень часто терпел ваши шутки, но не люблю, чтобы их повторяли при дамах», — на что Лермонтов таким же спокойным тоном отвечал: «А если не любите, то потребуйте у меня удовлетворения». Мы, — продолжает Васильчиков, — считали эту ссору ничтожною и уверены были, что она кончится примирением».

Дуэль состоялась 15 июля в седьмом часу вечера по левой стороне горы Машук, по дороге, ведущей в одну из немецких колоний. Врача не было. Васильчиков и Глебов отмерили барьер в 15 шагов и от него в каждую сторону еще по 10 шагов. Противники стали на крайних точках. По условию дуэли каждый из противников имел право стрелять, когда ему вздумается, стоя на месте или подходя к барьеру.


С этим читают