Кто такой еретик, или как и почему церковь боролась с еретиками?

Что же такое ересь?

Если ересь включает в себя полномочия идентифицировать что-то как «вне пределов», то это обязательно включает в себя как понятие власти, так и понятие исключения. Здесь не имеется в виду сила физически принуждать кого-то верить в то, что он считает правильным, хотя власть часто использовалась таким образом в истории ереси. Речь идет о том, что любое авторитетное заявление о том, что что-то квалифицируется как еретическое, по своей сути является проявлением власти. И когда эта сила начинает действовать, она обязательно идентифицирует некоторую группу как «другую», которая лежит за пределами ортодоксальности.


Что значит слово «ересь»? Суть понятия в том, что это что-то, что подрывает саму суть христианства. Она приходит изнутри. Верующие ошибаются, когда представляют под ересью тех, кто (или что) нападает на христианство извне. Вместо этого следует понимать, что ересь всегда является чем-то, что возникает изнутри церкви, то есть в самих верующих.

Как правильно найти определение слова «ересь»? Если образ жизни определенной группы противоречит сущности христианства, стоит ли называть его ересью, даже если эта группа придерживается внешней веры? Также известно, что ересь — это то, что подрывает Евангелие. Однако это тоже спорный и глубокий вопрос, так как необходимо вначале изучить, что такое Евангелие, а уже потом разбираться в том, что его разрушает.

Что такое ересь?

Ересь относится к аберрации от (как правило, религиозной) ортодоксальной системы убеждений, но все же претендует на то, чтобы придерживаться их. Она отличается от отступничества, поскольку, отказываясь от своей религиозной или политической системы убеждений и раскола, отвергая власть установленных властей религии, ересь все еще принимает некоторые убеждения. Сегодня термин «гетеродоксия» (по факту имеющий значение слова «еретик») является предпочтительным термином среди людей, которые хотят казаться более эрудированными или менее провокационными.

Как написано в пятом томе Сент-Иринея «Против Ересиев», почти любую веру можно назвать ересью. Однако в наше время этот термин используется с такой негативной коннотацией, что определение «еретик» — это для многих людей оскорбление. Лучше в таких ситуациях использовать синонимичные термины: «девиантный», «отклоняющийся», «богохульство».

Церковь испорчена

Многим не пришлись по душе церковные десятины, обязательные к уплате, продажа церковных реликвий и даже должностей. Безусловно, боясь расправы, травли и кары Господней люди не стремились высказывать свое мнение, хотя и имели личные взгляды на поведение церкви. Но находились рыцари, странствующие монахи и простые священники из небольших деревушек, которые, вопреки страху, смогли открыто выразить недовольство действиями церкви. Это будет, пожалуй, более точное определение, что такое еретик.

Именно так называли людей, которые считали, что церковь стала слишком испорчена властью и непомерными богатствами. Еретики не видели пользы и необходимости в слишком дорогостоящих церковных обрядах и празднованиях. Церковь и еретики были как две стороны одной медали. Одни не понимали нежелания людей идти по заветам церкви, другие же не признавали пышных церковных богослужений и призывали церковь отказаться от десятины, богатства и земель.

Зачем нужна догматика?

— Что такое ересь — «свобода» богословского, философского творчества или просто ошибка?

Подлинная свобода — это свобода от греха и пребывание в Святом Духе, Духе Истины, Который сохраняет человека от заблуждений. Если ересь — проявление свободы творчества, то тогда богословие отцов Церкви проявление чего? Впрочем, свобода может стать основанием самых разных поступков, как добрых, так и злых.

Ересь — это не просто ошибка или заблуждение, в которое впадает человек из-за незнания или неверного вывода. Ересь — это сознательное и упрямое искажение Священного Предания, подрыв фундаментальных истин православной веры, такое пагубное их искажение, которое препятствует спасению.

— Как могут быть связаны догматические формулировки со спасением, ведь по сути это всего лишь формы мысли? Как и почему форма мысли влияет на спасение?

— Не надо забывать, что речь идет о Боге. Догматические формулировки — это не просто формы мысли, а некий словесный образ, направляющий нас к Первообразу и предостерегающий от искажения истины. Вспоминается евангельское выражение «ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12: 37), которое часто понимается как предостережение от суесловия, от невоздержанности языка. Но если вспомнить контекст этих слов Спасителя, то увидим, что сказаны они как продолжение предостережения от «хулы на Духа Святого» и, таким образом, относятся не к простым бытовым ситуациям, когда действительно можно наговорить лишнего, а именно к богословию! Догматические формулировки предостерегают и направляют нас — наш ум, нашу волю, наши чувства — к Богу, служат нам ориентиром на этом пути. Так получается, что — да, от слов о Боге, с которыми согласно и сердце, зависит наше осуждение или спасение.

Конечно, догматическое богословие — это в том числе и форма мысли, то, что принадлежит к интеллектуальной культуре, но главная его цель — вести человека к спасению. Неправильная вера ведет к неправильному духовному опыту и, как следствие, заблуждению и прелести. Догматика — это не отвлеченное мудрствование, не теоретические абстракции, это путь к спасению. Умственное богословское заблуждение всегда отражается на практике, именно поэтому ересь опасна! Бывали случаи в истории Церкви, когда богословские споры разгорались прямо вокруг какого-то практического вопроса: так, если мы вспомним историю византийских Паламистских споров XIV века, то эти вроде бы исключительно теоретические дискуссии вокруг природы «божественного света» разгорелись в первую очередь вокруг афонской практики «умной молитвы» и в итоге позволили богословам обосновать и защитить афонскую монашескую традицию исихазма и созерцания нетварного божественного света.

Если человек идет в неверном направлении, через некоторое время он неминуемо окажется в тупике. Это объективная реальность, человек в принципе может и не пропагандировать какую-то ересь, но быть еретиком, его заблуждения все равно рано или поздно дадут свой плод, обнаружат себя печальными последствиями.

— Ересь — это в первую очередь «умственное» заблуждение? Семинарист с двойкой по догматическому богословию — еретик?


— Ну, такой человек уже, как правило, не семинарист… (Смеется.) Здесь вопрос не в том, может ли человек выразить свою веру, а в том, осознанно ли он отвергает церковное учение, противопоставляет ли он свое понимание церковному? Большинство еретиков были очень умными людьми и строгими аскетами, но отрицали церковное учение. Причем отрицали на очень высоком интеллектуальном уровне: Аполинарий, Несторий… Именно поэтому мы объясняем своим студентам, что не столько теоретические познания в области богословия, сколько опыт церковной жизни, опыт жизни в Духе Святом предохраняет от ошибок.

Сущность и становление ереси

Раннехристианская Церковь внимательно следила за тем, чтобы учение оставалось в изначальной чистоте, решительно отвергая разнообразные искажения ортодоксального знания. Поэтому появился термин «православие», что означает «правильное знание или учение. Со II столетия это понятие вбирает в себя силу и веру всей Церкви, а термин «гетеродоксия» с этого времени используется для обозначения чего-то отличного от слов Истины.

Ересь — это полное противопоставление истинному (ортодоксальному) вероучению

Е. Смирнов отмечает, что в искажающих божественное учение Христа еретических воззрениях есть систематизированная последовательность, переходящая от общей концепции к частной. Это произошло оттого, что христианство принимали язычники и иудеи, неготовые полноценно отказаться от идолопоклонства и иудейства. Соответственно этому, появлялось смешение ортодоксального знания и тех идей, которые находились в умах новоприбывших.

Отсюда происходят все заблуждения относительно церковного вероучения.

  • Еретики-иудеи (евиониты) стремились слить собственное знание с христианством, а вскоре и совсем подчинить его. Язычники (гностики и манихеи) хотели создать симбиоз ортодоксального учения, восточных религий и философской системы Греции.
  • После того как Церковь смогла отвергнуть первый поток лжеучений, на смену пришли другие ереси, которые набрали силу на почве самого христианства. Предметом этого нарочитого искажения послужил догмат о Святой Троице, так появились антитринитарии.
  • Далее ереси углубляются во всё более частные вопросы, например, Второе Лицо Единого Бога. Эта ересь была названа арианством и появилась в начале IV столетия.

На заметку! Так как литература лжеучения уничтожалась служителями Церкви, сведения можно найти в трудах тех, кто их обличал.

К ярым борцам против искажения истинного вероучения относят: Оригена, святого Киприана Карфагенского, Климента Александрийского, Блаженного Августина, святителя Феодорита и многих других. Церковь также отрицает иные формы отступничества, она противостоит расколу и парасинагоге (самоличному сборищу священнослужителей).

Христианство

Отцы Церкви идентифицировали евреев и иудаизм с ересью. Они видели отклонения от ортодоксального христианства как ересь. Теолог Тертуллиан подразумевал, что именно евреи больше всего вдохновляли ересь в христианстве. Он говорил «От еврея еретик принял руководство в этой дискуссии о том, что Иисус не был Христом». Петр Антиохийский упомянул христиан, которые отказались поклоняться религиозным изображениям как еретиков.

Первое известное использование терминов произошло в 380 г. н. э. Вышел указ Феодосия I в результате чего церковь слилась с властью Римской империи. До выдачи этого указа у Церкви не было поддержки со стороны государства и какого-либо механизма для борьбы с тем, что она толковала как «ересь».

Этим указом было закреплено разделение государственных полномочий по обеспечению правопорядка с церковными властями. Усиление Церкви дало ей возможность фактически выносить смертный приговор тем, кого церковь считала еретиками.

Первым казённым еретиком был ересиарх Присциллиан. Он был осуждён в 386 году римскими за колдовство и казнён вместе с четырьмя последователями.

После Реформации протестанты также преследовали и казнили тех, кто, по их мнению, был, еретиками, включая католиков. Последним, кого казнила католическая церковь, был испанец Каэтано Риполь. Его казнили в 1826 году. До сих пор не известно точное количество людей, казнённых, как еретики.

Католицизм

В католической церкви упрямая и умышленная проявленная ересь считается духовно отрезанной от Церкви, даже до отлучения. Кодекс Юстиниана (1: 5: 12) определяет «всех, кто не посвящён католической церкви и православной святой вере» еретиком. Папа святой Григорий стигматизировал иудаизм и еврейский народ во многих своих писаниях. Он назвал евреев врагами Христа: «Чем больше Святой Дух наполняет мир, тем более извращённая ненависть доминирует над душами евреев». Он назвал всю ересь «евреем» , утверждая, что иудаизм загрязнит католиков.

Церковь жестоко обращалась с христианскими учениями , которые считались еретическими, но до XI борьба церкви, сосредоточивалась на отдельных людях или небольших нелегальных сектах, таких как:

  • арианство;
  • пелагианство;
  • донатизм;
  • марсионизм;
  • монтанизм.

Распространение секты павликиан на западе породило знаменитые еретические учения Западной Европы XI–XII века. К XI веку на юге Европы начали появляться большие организованные сообщества, такие как:

  • патарини;
  • дульчинцы;
  • вальденсы;
  • катары.

Ересь для церкви была тем обстоятельством что позволяло развязывать европейские религиозные войны.

Православие

В православии ересь относится к тем убеждениям, которые были объявлены таковыми для первых семи Вселенских соборов. С тех пор как произошли Великий раскол , православие также использовали эту концепцию в судебных процессах против людей и движений, которые считались еретическими.

Православная Церковь также отвергает ранние христианские ереси, такие как:

  • арианство;
  • гностицизм;
  • монтанизм;
  • иудаизм;
  • несторианство;
  • монофизитство;
  • иконоборчество.

Но нужно отметить что православие всегда терпимее относилось к еретикам чем другие религии. Охота, на ведьм в Европе почти не коснулась Православных земель. Были отдельные случаи сожжения на костре , но справедливости ради нужно отметить что в отличие от Европы где сжигали зачастую невинных женщин здесь казни были подвергнуты профессиональные ворожеи.

Католическая церковь считает что Православная Церковь является раскольническим (так как она отвергает авторитет Папы), но не еретическим учением. Это связано с тем что её учение почти аналогично учению католической церкви.

Ислам

Начиная с древних времён, мусульмане преследовали тех, кто противостоял исламу: обвинение наказывалось смертью. Даже сегодня в некоторых мусульманских странах ересь карается смертью.

Иудаизм

Иудаизм считает евреев, отошедших от традиционных еврейских принципов еретиками.

Бывший немецкий католический монах Мартин Лютер был назван еретиком папой Львом X в 1520 году. До сих пор Папский указ не был отменён, а лютеранство сегодня считается главенствующей религией в Германии.

Примером человека , имеющим отличное от церковного мнение, можно назвать знаменитого учёного Галилео Галилея, который нёс ответ пред судом инквизиции за ересь, но отрёкся от своих учений и провёл остаток жизни под домашним арестом.

Ереси в эпоху Средневековья

Еретики в Средневековье – это чаще всего странствующие монахи и проповедники, которые  не относились к какому-либо определенному сословию. Такую прослойку называли вагантами, и туда входили беглые монахи и клирики, актеры и т.д. Зачастую еретическая проповедь того времени – это не теологический спор относительно того, кто более прав, а антицерковное выступление, отрицающее главенство церковной власти, высмеивающее официальное духовенство, обряды и таинства.

Нередко еретические идеи базировались на восточных мифах и учениях, которые приносились на Запад купцами и бродячими вагантами. В результате появлялись довольно причудливые верования.

У средневековых еретиков было мало общих черт. В основе альбигойской ереси лежит гностицизм, вальденсы основывались на своем собственном видении идеалов времен апостолов. Также существовало множество древних ересей, к примеру, антитринитариев.

Популярность средневековых ересей объясняется достаточно просто. Большинство людей не умели читать, и воспринимали то, что говорит ученый человек, как истину. Для светских властей это был лишь способ добыть новых земель и денег.


Борьба церкви с еретиками

Можно выделить несколько этапов борьбы церкви с еретиками: борьбу непосредственно с ересями и борьбу с индивидуальными еретиками. Борьба с ересями иногда доходила до конфликта европейского масштаба – так произошло с альбигойцами. Борьба с отдельными еретиками началась несколько позже, с появлением инквизиции.

Инквизиция появилась в 1215 году, в разгар войны с альбигойцами. Основными функциями нового института были обнаружение ересей, наказание еретиков и предотвращение их распространения.

Одним из самых известных средств борьбы было публичное сожжение еретика. С точки зрения официальной доктрины это было оправдано. Согласно самим инквизиторам, они боролись с ересями в любом их проявлении, а полное уничтожение ересей невозможно без уничтожения их сторонников.

Несмотря на то что казнь еретиков была прерогативой светской власти, невыполнение требований церковного суда было чревато обвинением в ереси и самой светской власти. Поэтому в большинстве случаев приговоры исполнялись.

Многие задаются вопросом, какие методы использовала инквизиция для выявления еретиков, ведь навскидку определить религиозные взгляды человека достаточно трудно. В то время активно использовались различные методы, некоторые из которых сохранились до последнего времени:

  • Пытки.
  • Допросы.
  • Доносы и т.д.

Инквизиторы имели довольно развитую систему пыток. В зависимости от конкретного случая, они могли как сломать волю потенциального еретика, чтобы он признался в том, что принадлежит к ереси, о которой впервые услышал только от инквизиторов, так и отправить особо крепких на дыбу или иное подобное приспособление.

Видео о том, как церковь боролась с еретиками

https://youtube.com/watch?v=T3-MW8-6-ec

Допросы еретиков происходили относительно мирно. В процессе инквизитор определял необходимость применения к допрашиваемому пыточных мер. Примеры вопросов, которые задавали инквизиторы, приведены в ряде книг, описывающих историю инквизиции. Они сводились к определению, насколько хорошо возможный еретик осведомлен в официальных религиозных догматах, и следует ли им.

Жертвами активной борьбы с ересями становились как крупные религиозные деятели, так и ученые, чьи исследования противоречили официальным церковным канонам. Так, Галилей избежал костра только в результате отречения, и последние годы жизни прожил под прямым контролем инквизиции. Свою ошибку относительно Галилея церковь признала спустя 350 лет после его смерти.

Следует признать, что нетерпение было обоюдным. Периодически появлялись и новые ереси и секты. Так, в секте таборитов появилось небольшое общество адамитов. Его основатель, Беггард, называл себя Адамом, сыном Бога, воскресителем мертвых и предтечей Апокалипсиса. Приверженцы этой ереси считали, что они живут для уничтожения скверны. Ссылаясь на одну строчку из Библии, по ночам адамиты могли сжигать деревни и села. В результате эта секта была уничтожена по прямому приказу Яна Жижки.

Можно сказать, что вся история религии последних двух тысяч лет – это борьба официальной доктрины с многочисленными еретиками. В некоторых случаях все сводилось к вооруженному конфликту, в других все заканчивалось полюбовно.

Нельзя однозначно сказать, что проповедовали еретики. В каждом случае было свое учение, имеющее отдаленную связь с прочими. Единства у ересиархов не наблюдалось.

Как Вы относитесь к церковным методам борьбы с еретиками? Расскажите об этом в .

Кто подвергся гонениям

На сегодняшний момент крайне сложно сказать, скольких людей казнили за ересь и кем они были. Можно быть уверенным в том, что это были миллионы человек, среди которых большая часть – невиновные. Также отметим, что примеры еретиков чаще всего встречаются в рамках католицизма.

Главным образом, упомянуть стоит Джордано Бруно. Был он мистиком и поэтом, который однажды познакомился с трудами Николая Коперника. Узнав из записей почившего уже астронома о том, что Земля – вовсе не центр вселенной, а лишь одна из тысяч ей подобных планет, он начал трубить об этом на весь мир, что крайне возмутило церковь. За подобные «проповеди» его сожгли на костре.

Следующим оказался Галилео Галилей. Он, опять-таки отталкиваясь от наработок Коперника, сделал новое открытие – Земля крутится. За это он провел в заточении более 8-ми лет и в неволе умер.

Мартин Лютер – имя, которое стало основой для рождения нового религиозного течения в рамках христианства – лютеранство. Именно эта ветвь протестантства ныне господствует в Германии, а также имеет свои «филиалы» в иных странах мира. Лютера католики преследовали всю жизнь, но казнить его так и не удалось.

Слабости Править

  • Кровь животных: хотя и в некоторой степени утоляет голод и поддерживает жизнь нежити, она делает еретика значительно слабее, чем он был бы, если бы пил человеческую кровь. 
  • Сломанная шея: не убьёт, но выведет из строя на некоторое время.
  • Лекарство: исцеляет от вампиризма и возвращает в состояние до обращение в мёртвое, т.е еретик снова станет сифоном. Кроме того, кровь становится лекарством, что делает мишенью для любого вампира, который хочет вылечить себя.
  • Обезглавливание: расчленение или удаление головы приводит к мгновенной и постоянной смерти.
  • Высыхание:

    Заклинание иссушения: ведьмы так же могут использовать магию для высыхания еретика. Это заклинание способно иссушить любого вампира, гибрида, древнего вампира, древнего гибрида и улучшенного древнего вампира.

    воздержание от крови в течение продолжительного времени, в конечном счёте приводит в коматозное состояние. 
  • Отвлечение: потеря внимания и нарушение концентрации могут помешать еретику во время колдовства.
  • Эмоции: тревожные эмоции и страх, вызванные опасностью или болью, реальной или воображаемой угрозой, приводят к ослаблению.
  • Извлечение сердца: приводит к немедленной и постоянной смерти.
  • Травы: 

    Вербена: внешнее воздействие оставляет ожоги на теле, а внутреннее ослабляет. Так же невозможность внушать тем, кто проглотил вербену или нанёс её на себя. 

    приём некоторых трав может привести к потере сознания и помешать использовать магию в течение неопределенного количества времени.
  • Приглашение: нет возможности войти в жилой дом без приглашения владельца. Приглашение может быть предоставлено на расстоянии и даже тем, кто не жил в доме в течение многих лет.
  • Магия: подверженность силам колдовства. Это включает в себя и мистические объекты, такие как Устройство Гилберта, Клинок Папы Тунде, Проклятый кол и тёмные объекты. Ведьмы могут использовать магию, чтобы вызывать мучительную боль, вызывая аневризмы в мозге или мышечные спазмы, телекинетически вырывать сердца, ломать шеи и т.д. 
  • Злоупотребление магией: если еретик поглотит недостаточно магии, то сильное колдовство или вызов большого количества энергии может привести к кровотечению из носа, потере сознанию и даже к смерти. 
  • Перенапряжение: если поглотить слишком много магии из своей крови за один раз, могут начать высыхать и в конечном счёте умереть.
  • Физическая травма: незначительные травмы, такие как выстрелы, колотые раны и переломы костей, вызывают боль, а также замедляют. Тем не менее, это на мгновение, поскольку травмы полностью заживают в течение нескольких секунд.
  • Яд: выводит из строя при введении. Некоторые яды могут быть смертельны.
  • Древесина: ранение деревянным оружием, лишает силы, из-за чего нужно больше времени, чтобы залечить раны. Удар в сердце деревянным колом приводит к мгновенной и постоянной смерти. 
  • Камертон: производит частоту, которая нарушает психическую активность. Причиняет сильную боль ведьмам, сиренам, телепатам, сифонам и еретикам.
  • Мэливор: вредит всему сверхъестественному.

Чем опасна ересь?

В Древнем патерике от 1914 года есть житие авва Агафона, который был рассудительным христианином. Когда к нему пришли люди, желавшие испытать его, и начали обвинять в различных страстях и грехах (гордости, блуде, пустословии и других), то мудрый авва признал себя в них грешным. Но как только его назвали еретиком, то Агафон ответил: «Я не еретик». Люди, пришедшие к нему, спросили: «Почему ты признался во всех пороках, кроме ереси?», то он ответил: «Признать себя еретиком означает отлучение от Господа, а я не хочу этого».

По определению святых отцов ересь – это не просто заблуждение, а упорство в нем. Со времен грехопадения первого человека (Адама), ум у людей помрачился. Из-за этого все люди могут заблуждаться, даже христиане, в том числе святые. Но если человек, получив назидание, осознает свою ошибку и исправляется, то его нельзя считать еретиком.

История

Итак, лексическое значение слова «еретик» можно определить так: это сторонник веры или теории, которая сильно противоречит установленным убеждениям или обычаям, в частности церкви или религиозной организации.

Термин «ересь» сформировался для обозначения дивизий, расколов и фракций, которые придерживались разного мнения в ранней церкви. По мере роста и развития христианства церковь установила основные учения веры. Эти основы можно найти в «Апостольском кредо» и «Никейском кредо». Однако на протяжении веков богословы и религиозные деятели предлагали отличные от устоявшихся доктрины, противоречащие установленным христианским убеждениям.

Чтобы сохранить крепкое положение последних, церковь выделяла людей, которые проповедовали то, что некоторые идеи представляют собой угрозу для христианства. Незадолго до этого так называемые еретики были заклеймены не только как враги церкви, но и как враги государства. Преследование стало широко распространенным, поскольку Папой была разрешена инквизиция. Эти расследования часто приводили к пыткам и казни невинных жертв. Тысячи людей были заключены в тюрьму и сожжены на костре.

Ереси в исламе


В исламе любая религиозная ересь («бида ») строго осуждается. При этом ересью считается любое нововведение в религии. К сторонникам ереси применяются термины «мубтади» (еретик), «зиндик» (еретик), а также нередко «кафир» (неверный) или «мунафик» (тайный неверный).

Традиционно еретиками называли друг друга сунниты , ибадиты , шииты , а также шииты разных направлений. Но в настоящее время в связи с членством в Организации исламского сотрудничества , где представлены государства с доминированием каждого из всех трёх течений правительства мусульманских государств обычно признают все три течения мусульманскими, хотя часто и не одинаково истинными. В то же время вслед за салафитами экстремистские суннитские организации считают шиитов и суфистов как минимум еретиками; аналогичные организации есть и у шиитов. Ахмадия считается еретическим учением в Пакистане, но допустимым мусульманским (наряду с суннизмом и рядом направлений шиизма) в Иране, где официальная конфессия ислама — шииты-двунадесятники . Некоторые новые религии, выросшие из ислама (например, салафиты , сикхи , бахаи и Нация ислама), первоначально считались еретическими. В настоящее время чаще всего еретическими называют следующие исламские течения:

Главные догматы

Наряду с появлением в Средние века главного сословия – духовенства, появились и люди, которые посмели пойти против мнения служителей Господа. Это, пожалуй, самое поверхностное объяснение, что такое еретик. Появление еретиков приходится на тот момент, когда церковь утвердила на своих собраниях главные догматы.

  • Бог един, но может существовать в трех ипостасях (отец, сын, Святой Дух).
  • Церковь является безоговорочным посредником между человечеством и Господом.
  • Непорочное появление Иисуса на свет (по воле Святого Духа) и т.д.

Что такое еретик? Это человек, который был хоть немного не согласен с главными догматами церкви. Еретиками назывались люди, которые выступали против непомерного богатства высшего церковного чина. В те времена, как известно, самыми богатыми были далеко не правители, управляющие государствами, а церковная элита. Огромные богатства и невероятное количество земли – все это принадлежало церкви.

Святая инквизиция

В Средние века борьбой с ересью и еретиками занималась инквизиция – особый суд, созданный Католической Церковью, учрежденный в 1215 году папой Иннокентием III.

Главной задачей инквизиции было выяснить, виновен ли подозреваемый в ереси.

Обвиняемых допрашивали и применяли пытки. Если вина была доказана, подсудимого сажали в монастырь или церковную тюрьму.

Делом инквизиции было вернуть еретика в Католическую Церковь. Если же тот не поддавался и упорствовал, то Церковь объявляла, что отныне лишает его покровительства и защиты и передает светскому суду.

В России также были попытки учредить выслеживание и наказание еретиков, но куда более мягкие.

В 1720 году при Петре I появился Морской устав – перечень обязанностей служащих морского флота. В одной из книг устава было указано, что того, «кто будет чернокнижник или идолопоклонник», будет ждать строгое наказание.

Через год, в 1721 году царь учредил Священный синод – высший орган церковно-государственного управления, для которого был написан Духовный Регламент. В нем была указана должность «протоинквизитора», в чьи обязанности входило наблюдение за духовенством и тем, насколько оно соблюдает правила Духовного Регламента.

При Екатерине I инквизиция в России была упразднена.

Евангелие как единственный источник веры

Что проповедовали еретики и чего добивались? Люди, не признающие догматы церкви, считали, что единственным источником истиной веры можно считать Евангелие. Ведь именно там написано, что люди должны быть едины, должны помогать ближнему, которому живется хуже, чем тебе самому. Еретики призывали церковь раздать свои богатства и земли беднякам, дабы сделать людей равными.

Понимая, что проповедовали еретики, не удивительно будет узнать, что и сами они частенько раздавали свои богатства, отдавали последнее ближнему, а сами питались тем, что подадут добрые люди. Еретики считали, что питаться подаянием – не грех, а, наоборот, великая сила, «царствование справедливости и равенства».


С этим читают