Лучшие эсминцы мира

История и предпосылки появления

Эсминцы типа Е строились по программе 1931, а типа F — 1932 года. Начиная с программы этих лет эскадренные миноносцы КВМС Великобритании перестали разделяться на вооружённые преимущественно тральным или противолодочным вооружением, поэтому эсминцы типа Е несли оба вида вооружения, а в дополнении к этому планировалось установить оборудование для минных постановок, но отсутствие опыта в эксплуатации этого оборудования заставило откзаться от первоначальных планов и установить оборудование для минных постановок только на два эсминца Esk и Express. На стадии проекта была запланирована установка 76-мм зенитных орудий, но впоследствии от них отказались.

Конструктивно они повторяли предшествующий тип C и D, но расширение состава вооружения привело к увеличению водоизмещения, а значит к падению скорости хода. Чтобы избежать этого на эсминцах этих типов улучшили обводы корпуса за счет многократных протяжек модели в опытовом бассейне. Кроме этого, еще одним важным отличием от предшествующих типов С и D заключалось в разделении 2го котельного отсека водонепроницаемой переборкой на два. В результате чего котельных отсеков стало три — по числу котлов, что положительно сказалось на живучести корабля. Также было усилено противолодочное вооружение, но основным недостатком стала слабость 12,7-мм зенитных пулеметов.

После проведенных испытаний выяснилось, что хоть Faulknor и был точной копией Exmouth, но его скорость хода превысила контрактную на один узел, а скорость Exmouth наоборот была на один узел меньше контрактной. Причиной этого стал тот факт, что культура строительства Faulknor на судоверфи Barrow & Co. Ltd. была выше, чем на казенной Marinewerft Portsmouth, где строился Exmouth.

Хранитель судов

В мирное время он играет роль некоего телохранителя (в данном случае — судохранителя) одного корабля или нескольких, занимающихся перевозкой драгоценных грузов. Он постоянно наготове, бдит, обеспечивая надежную охрану, и всегда держит боеприпасы в целости на случай, если придется действовать немедленно. Что любопытно, так это то, что при всей своей массе (а водоизмещение его равняется 9000т.) он вполне себе юркий и проворный. Если представить, как он будет медленно и вальяжно разворачиваться, настраиваться, то легко совершить ошибку и подставиться под удар.


Собственно, первоначально эсминец и создавался как объект, отвлекающий внимание противника. Враг смотрел на эти небрежно переваливающиеся суда, делал вывод, что для захвата такой эскадры много сил не потребуется и… Оказывался в не только сложной, но и крайне неприятной ситуации, где выход мог быть только один — сдаться

Если честь не позволяла, то — продолжать боевые действия, но исход предрешен заранее — выжившие вряд ли будут.

Естественно, что это далеко не полное оснащение эсминца, как и технические характеристики. Эти данные являются лишь наглядными показателями, что с ним связываться не стоит, а какими возможностями он еще обладает — предпочтительно оставить в секрете, ведь развитие не стоит на месте, а возможность защититься от опасности всегда должна быть. Но появился новый вариант эскадренного миноносца. Если раньше на него и так было возложено достаточное количество функций, то теперь к ним добавились:

  • Задачи противолодочных крейсеров;
  • Функции ракетных кораблей.

То есть мало того, что и раньше судно было нагружено, так теперь еще и дополнительные условия появились, но это все оказалось бравому кораблю по плечу. Мало того, планируется провести еще несколько усовершенствований, в том числе вооружить эсминец на случай нападения из космоса! Хоть и звучит фантастически, но разработки уже не только есть, но и активно запущены в процесс. В отсутствии угроз корабли будут мирно инспектировать водное пространство, и представлять интересы государства.

Оснащение эскадренного миноносца так же значительно меняется по сравнению с его предыдущим поколением. Двигатели станут более мощные и теперь представлены в двух видах: ядерный и газотурбинный. Но, не взирая на них, требуются и более серьезные улучшения, чтобы «многократно возвысить боевую мощь и результативность по нахождению решений для огромного спектра задач, возлагаемых на Военно-морской флот в любых точках Мирового водного пространства», как приблизительно высказался в пресс конференции заместитель министра обороны. Вот и ведутся разработки океанского эсминца под названием «Лидер».

  • УКСК 3К14 под названием «Калибр» с установленными ракетами (крылатые, расстояние полета превышает 300 км,);
  • Система зенитно-ракетная для обеспечения дальнего действия (С-500, она же «Прометей»);
  • Пусковые и артиллерийские установками (ЗРК для ближней зоны, «Редут-Полимент», ЗРАК «Панцирь-М»);
  • Торпедные комплексы («Пакет-НК»);
  • Вертолеты серии Ка-27;
  • Противокосмическая система обороны С-500, способная «работать» с баллистическими межконтинентальными, оперативно-тактическими и средней дальности ракетами, с низкоорбитальными спутниками и многим другим.

Вот такой вот внушительный боевой корабль (вернее, целый ряд) встанет на защиту спокойствия. Не спеша передвигается он по водной глади, не торопливо посматривает по сторонам. Каждый участок не остается без присмотра, везде проникает «бдительное око», готовое отреагировать в то же мгновение, если возникнет что-то подозрительное. Российские эсминцы — это опора, надежда и защита, возможность спокойно вести экономические и политические компании, не бояться внезапного нападения и уверенность в завтрашнем дне.

Примечания

  1. . Regnum (29 июня 2020). Дата обращения 19 июля 2020.
  2.  (недоступная ссылка). Дата обращения 26 апреля 2010.
  3. ↑  (недоступная ссылка). Дата обращения 26 апреля 2010.
  4. Виктор Баранец.  (недоступная ссылка). Дата обращения 26 апреля 2010.
  5.  (недоступная ссылка). Дата обращения 26 апреля 2010.
  6. . (недоступная ссылка)
  7. . FlotProm (24 июня 2016). Дата обращения 18 сентября 2016.
  8. . Regnum (29 июня 2020). Дата обращения 19 июля 2020.
  9.  (недоступная ссылка). Дата обращения 12 октября 2011.
  10.  (рус.)  (неопр.) ?. lenta.ru (4 апреля 2014). Дата обращения 18 сентября 2016.
  11. Dave Majumdar.  (англ.). The National Interest (28 June 2017). Дата обращения 16 мая 2019.

Описание конструкции

Основной отличительной особенностью Новика были острые обводы. Составом корпуса являлась судостроительная сталь. Из-за значительной длины корпуса он должен быть прочным, чтобы этого достичь применялась сталь с хорошим сопротивлением. Корпус разделялся на десять частей водонепроницаемыми переборками. Благодаря этому он был непотопляемый.

Энергетическая установка и ходовые качества


Основные части механической установки были сделаны в Германии. Паровые турбины немецкого завода, сделанные из стали и чугуна, располагались по бортам и в машинном отделении. Выделение пара предоставлялось водотрубным котлам с отоплением при помощи нефти. Необходимое количество кислорода для ее сжигания подавали специальные закрытые вентиляторы.

История изменений

После того, как корабль поступил на службу российского императорского флота специалисты, занимающиеся ВМФ, разработали план по усовершенствованию эскадры. После внесенных изменений появилось несколько модификационных вариантов. Для обороны Балтики было заложено около сорока кораблей такого вида, разделенных на четыре основных типа. Первый тип судна – «Новик». Вторая модификация имела самую большую серию и насчитывала двадцать кораблей, строилась по типу судна «Лейтенант Ильин». Следующая строилась по типу «Изяслав», четвертая состояла из девяти кораблей и имела название «Гогланд».

Новейшие судна сражались в боях в Рижском заливе, приняли участие в постановке минных ограждений. Эсминцы «Гром», «Забияка», «Самсон» участвовали в страшных сражениях с немецким флотом, надвигающимся на Финский залив.

Модификации

Нельзя не отметить два известных эсминца – «Гром» и «Дерзкий», построенных по судостроительной программе. Эти корабли очень похожи своими характеристиками: имеют примерно одинаковое водоизмещение, которое равняется значению больше одной тонны, длину, ширину, осадку, двигатели в виде двух паровых турбин, скорость хода, дальность плавания почти в две тысячи миль. Отличие миноносцев «Дерзкий» и «Гром» состоит в их мощности, первый имеет 30 тыс.л.с, второй всего лишь 23, 5 тыс. л.с. Их различия состоят и в экипаже, у «Грома» экипаж больше на 40 человек и составляет 150 чел. Эсминец «Гром» имеет более современное МТВ 1916 года, в то время как мины «Дерзкого», установленные на корабль – 1908 года.

История строительства

В соответствии с утверждённой программой строительства эскадренных миноносцев проекта 956 для Военно-Морского Флота СССР и государственным оборонным заказом Главное управление кораблестроения ВМФ Министерства обороны СССР заключило с судостроительным заводом № 190 им. А. А. Жданова договоры от 13 февраля 1987 года (№ 215-А/288-87) и от 21 ноября 1988 года (№ 208-А/300-88) на строительство двух эскадренных миноносцев с заводскими № 878 и 879 соответственно.

После преобразования ССЗ № 190 в АООТ «Северная верфь» строительство обоих кораблей продолжалось (исключительно за счёт средств федерального бюджета, выделенных в соответствии с государственным оборонным заказом). «В соответствии с заключёнными договорами, все выполненные технологические этапы принимались военным представительством № 320 Министерства обороны Российской Федерации, передавались на ответственное хранение предприятию и оплачивались за счёт средств федерального бюджета по государственному оборонному заказу заказчиком — Управлением кораблестроения ВМФ Министерства обороны Российской Федерации».

28 февраля 1997 года во исполнение решения Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17 апреля 1995 года о взыскании с АООТ «Северная верфь» в пользу АООТ «Брянский машиностроительный завод» долга за выполненные работы на сумму 7,118 млрд рублей судебным исполнителем Кировского федерального суда Санкт-Петербурга были оформлены акты описи и ареста незавершённого производства АООТ «Северная верфь» в виде двух эсминцев проекта 956, неоконченных строительством. При описи имущества «в актах не были указаны полные перечни комплектации незавершенного производства, его техническое состояние, перечень выполненных работ по строительству этих кораблей, а также степень готовности описанных военных кораблей».

Балансовая стоимость корпуса № 878 составляла 31,247807 млрд рублей, а по оценке судебного исполнителя на основании визуального контроля — 2,072676 млрд рублей. Балансовая стоимость второго корабля составляла 9,780340 млрд рублей, а по оценке судебного исполнителя на основании визуального осмотра — 1,037634 млрд рублей.

Арестованное имущество должно было быть продано под контролем судебного исполнителя по договору купли-продажи. Денежные средства от продажи должны были быть перечислены на расчётный счет Кировского федерального суда г. Санкт-Петербурга. В актах описи и ареста, несмотря на тот факт, что недостроенные эскадренные миноносцы являлись предметом действовавшего государственного контракта на постройку боевых кораблей и строились исключительно за счет средств федерального бюджета, отмечалось, что арестованные корабли не обременены претензиями третьих лиц.

По результатам проведения проверки Счётной палатой арест был признан незаконным, так как согласно Указу Президента Российской Федерации от 14 февраля 1996 года № 199 «О некоторых мерах по реализации решений об обращении взыскания на имущество организаций» (п. 7) «арест может быть наложен только на имущество должника, принадлежащее ему на праве собственности или хозяйственного ведения, а также оперативного управления (за исключением имущества учреждений и объектов, изъятых из оборота либо ограниченного в обороте), независимо от того, где и в чьём фактическом пользовании оно находится».

Построенные корабли

Построенные корабли типов E и F
Название Заводской № Завод-строитель Заложен Спущен Вступил в строй Судьба
Exmouth лидер Н02 Marinewerft Portsmouth 16 мая 1933 7 февраля 1934 3 октября 1934 Потоплен ПЛ U 22 21 января 1940
Echo Н23 Denny & Brothers,Dumbarton 20 марта 1933 16 февраля 1934 25 октября 1934 Передан Греции 5 апреля 1944. Возвр. в 1955 г.
Eclipse Н08 Denny & Brothers,Dumbarto 22 марта 1933 12 апреля 1934 29 ноября 1934 Погиб на мине 23 октября 1943 г.
Electra Н27 Hawthorn Leslie, Newcastle 15 марта 1933 15 февраля 1934 15 сентября 1934 Погиб от артиллерии 27 февраля 1942 г.
Encounter Н10 Hawthorn Leslie, Newcastle 15 марта 1933 29 марта 1934 2 ноября 1934 Погиб от артиллерии 1 марта 1942 г. г.
Escapade Н17 Scott’s, Greenock 30 марта 1933 30 января 1934 30 августа 1934 Продан на слом в 1946 г.
Escort Н66 Scott’s, Greenock 30 марта 1933 29 марта 1934 6 ноября 1934 Затонул 11 июля 1940 г.
Esk Н15 Swan Hunter, Newcastle 23 марта 1933 19 марта 1934 26 сентября 1934 Подорвался на мине. Затонул 1 сентября 1940 г.
Express Н61 Swan Hunter, Newcastle 23 марта 1933 29 марта 1934 31 октября 1934 Передан Канаде в 1943 г. Продан на слом в 1946 г.
Faulknor лидер Н62 Barrow & Co. Ltd.,Glasgow 31 июля 1933 12 июня 1934 24 мая 1935 Продан на слом в январе 1946
Fame Н78 Parsons M.S.T. Co., Wallsend-on-Tyne 5 июля 1933 28 июня 1934 26 апреля 1935 Продан в феврале 1949 Доминиканской республике
Fearless Н67 Cammell Laird & Co., Birkenhead 17 марта 1933 12 мая 1934 22 декабря 1934 Тяжело поврежден авиацией
Firedrake Н79 Parsons M.S.T. Co., Wallsend-on-Tyne 5 июля 1933 28 июня 1934 30 мая 1935 Потоплен ПЛ U 211 16 декабря 1942
Forester Н74 White & Co., Cowes 15 мая 1933 28 июня 1934 29 марта 1935 Продан на слом 22 января 1946
Foresight Н68 Cammell Laird & Co., Birkenhead 21 июля 1933 29 июня 1934 15 мая 1935 Тяжело поврежден итальянской ПЛ. Затоплен 13 августа 1942
Fortune Н70 J. Brown & Co., Clydebank 25 июля 1933 29 августа 1934 27 апреля 1935 Передан ВМФ Канады, 3 июня 1943
Foxhound Н69 J. Brown & Co., Clydebank 21 августа 1933 12 октября 1934 6 июня 1935 Передан ВМФ Канады 8 февраля 1944
Fury Н76 White & Co., Cowes 19 мая 1933 10 сентября 1934 18 мая 1935 Тяжелые повреждения на мине 21 июня 1944. Сдан на слом.

История создания

Предшественники

21 июня 1911 года со стапеля Путиловского завода был спущен на воду эскадренный миноносец «Новик», построенный на средства «Особого комитета по усилению военного флота на добровольные пожертвования». При проектировании «Новика» был учтен опыт Русско-Японской войны и применены новейшие технические достижения. Так, «Новик» стал первым боевым кораблём русского флота, на котором в качестве энергетической установки использовались паровые турбины и котлы с нефтяным отоплением. Не удивительно, что при объявлении конкурса на проектирование последующих эсминцев, копии чертежей «Новика» были разосланы русским заводам для «общего руководства и ознакомления с характером требований».

Предпосылки к созданию

В 1911 морским министром И.К. Григоровичем была предпринята очередная попытка усиления отечественного флота. Григорович представил царю на рассмотрение «Закон о Российском императорском флоте», являющимся судостроительной программой, рассчитанной на 20 лет. Понимая, что выделение средств на выполнение столь грандиозной программы маловероятно, Григорович самую важную и неотложную её часть выделил в отдельный закон, который и был утверждён в 1912 году под именем «Программа спешного усиления Балтийского флота». В числе прочего программой предусматривалось строительство 36 эсминцев типа «Новик».

Эскадренный миноносец «Изяслав» 1917 г

Проектирование

Одним из участников конкурса на проектирование эскадренного миноносца 35-узловой скорости, объявленного после принятия судостроительной программы, была рижская фирма «Ланге и сын». По этому проекту нормальное водоизмещение корабля должно было составить 1325 т, а его длина — 104,7 м. В качестве энергетической установки предлагалось использовать паровые турбины «Кертисс-АЭГ-Вулкан» (суммарная мощность 30 000л.с.) с паровыми котлами системы «Вулкан». Однако, по ряду причин проект не приняли, а сам завод из конкурса исключили, по официальной причине — из-за близости завода к германской границе.

Вскоре после этого завод «Ланге и сын» вошёл в состав Акционерного общества «Беккер и Ко». АО «Беккер и Ко» , заручившись поддержкой известной французской фирмы «Августин Норман», переработало проект эсминца и 23 октября 1912 года представило его на рассмотрение конкурсной комиссии. В новом проекте водоизмещение увеличили на 25 т, а длину на 2,3 м, при этом обводы корабля стали более острыми. Изменениям подверглась и энергетическая установка — на эсминец планировали поставить более экономичные турбины «Браун-Бовери-Парсонс» с котлами системы Нормана. В декабре проект был утверждён, и 28 декабря 1912 между Морским министерством и АО «Беккер и Ко» был заключён контракт на постройку пяти эсминцев.

В процессе постройки кораблей в проект вносились многочисленные изменения, в основном касающиеся состава вооружения. Так, предполагавшееся при утверждении проекта артиллерийское вооружение из двух 102-мм орудий к моменту ввода в строй головного корабля было усилено до пяти орудий, при сокращении торпедного вооружения до трёх торпедных аппаратов.

Вооружение

Артиллерийское вооружение

Стабилизированная универсальная палубно-башенная 130-мм спаренная АУ См-2-1: а) — вид со снятой защитой; б) — план боевого отделения.

СМ-2-1 Основные характеристики артиллерийского вооружения эсминца пр. 56 (* c системой охлаждения стволов- 15,6 т.)

В состав выстрела входило три заряда: боевой, уменьшенный боевой и специальный для стрельбы осветительными снарядами. Установка могла дать 54 залпа с полной скорострельностью, после чего требовалось 4-5-минутное охлаждение. Оно осуществлялось путем прокачки канала ствола забортной водой из пожарной магистрали. Максимальная дальность стрельбы составляла около 28 км, а досягаемость по высоте- 21 км. Масса установки составляла 57 тонн. Обслуживали установку 21 человек.

Благодаря системе ПУС «Сфера-56» эсминец получил универсальный главный калибр, так как система управления вырабатывала данные для стрельбы как по морской, так и по воздушной, а также и по не видимой с корабля береговой цели. Ядром ПУС являлся центральный автомат стрельбы прибор 1-УМ скоростью до 60 узлов на дальности до 175 кабельтовых. По воздушной цели, летящей со скоростью до 300 м/с на высоте до 15 км, ЦАС мог начать работу с 32 000 м, а с 24 000 обеспечивал стрельбу в точку упреждения. Наведение СМ-2-1 могло осуществляться дистанционно с помощью силовой электрической синхронно-следящей передачи (СЭССП), имевшей обозначение Д-2, или полуавтоматически, или в ручную. Максимальная скорость наведения артиллерийской установки от приводов составляла 18 %, а вручную- 3 %.

Зенитное вооружение

АУ СМ-20-ЗИФ

В качестве зенитного калибра эсминцы пр. 56 имели четыре счетверенные 45-мм установки СМ-20-ЗИФ с длиной ствола в 76 калибров. Эти установки имели техническую скорострельность 160 выстрелов на ствол, при 16 снарядах в каждом из четырех приемников. При этом загрузка боезапаса могла производиться и в процессе стрельбы. Однако после выполнения очереди в 65 выстрелов на ствол требовалась минута на охлаждение путем прокачки через стволы забортной воды.

Дальность баллистическая составляла 11 100 м, а досягаемость по высоте- 6700 м. В боезапас входили осколочно-трассирующие и фугасные унитарные выстрелы. Масса одной установки составляла 15,6 т. Обслуживали ее семь человек, не считая подносчиков снарядов.

Для стрельбы на самоуправлении СМ-20-ЗИФ имела коллиматорный прицел, обеспечивавший стрельбу с дистанции 4000 м. В отличие от предыдущих проектов отечественных эсминцев, здесь зенитные автоматы были объединены с приборами управления стрельбой «Фут-Б» в единый зенитный артиллерийский комплекс. Всего на корабле имелось две системы управления стрельбой, к каждой из которых могло подключаться до трех СМ-20-ЗИФ.

Торпедное, противолодочное и минное вооружение

ПTA-53

Торпедные аппараты, как и артиллерийские установки, могли наводиться дистанционно с помощью силовой электрической синхронно-следящей передачи, полуавтоматически или вручную с местного поста, расположенного прямо на торпедном аппарате. Также автоматически или вручную могли вводиться в торпеды глубина хода и угол установки гироскопического прибора Обри. Основной торпедой являлась прямоидущая поршневая типа 53-56. Она имела скорость хода 50 или 40 узлов и дальность хода соответственно 8 и 13 км. Масса взрывчатого вещества составляла 400 кг.

Противолодочное вооружение эсминцев пр. 56 включало шесть бесшточных бомбометов БМБ-2 и два бомбосбрасывателя. Бомбомет мог выстреливать глубинные бомбы ББ-1 или БПС на дистанцию 40, 80 или 120 м. В совокупности с кормовыми бомбосбрасывателями это позволяло атаковать обнаруженную подводную лодку в полосе более 200 м. Однако, при этом гидролокационный контакт с подлодкой при прохождении корабля над ней однозначно терялся. Глубинная бомба ББ-1 имела массу взрывчатого вещества 135 кг, скорость погружения 2,5 м/с и максимальную глубину воздействия 100 м. Быстро погружающаяся глубинная бомба БПС при массе взрывчатого вещества 96 кг уходила на глубины до 330 м со скоростью 4,2 м/с. Применение противолодочного оружия обеспечивали приборы управления стрельбой «Шар-У».

На эсминцах также могло быть размещено до 50 малых морских мин КБ-50 (АМД-500 и АГСБ) или 36 мин АМД-1000.

Великая Отечественная Война


На момент начало Великой Отечественной Войны в составе Советского Военно-Морского Флота находилось 22 эскадренного миноносца проекта номер «7». Остальные 25 эсминцев хоть и были заложены еще в 1935-1936 годах по тем или иным причинам не были сданы в эксплуатацию подрядчиками (верфями). Все эсминцы проекта номер «7» и его модернизированной версии «7У» были разделены на 4 флота:

  1. Балтийский Флот;
  2. Черноморский Флот;
  3. Северный Флот;
  4. Тихоокеанский Флот.

Однако в связи со стратегическими задачами эсминцы играли роль в первых двух флотах.

Балтийский Флот

В состав Балтийского флота входил один отряд легких сил и одна эскадра, состоявшие из эскадренных миноносцев проекта номер «7» и «7У», а также других кораблей разного класса. Эсминцы «Сторожевой», «Славный», «Стойкий», «Сердитый», «Суровый», «Сильный» входили в этот список (по завершению строительства дополнялись новыми «семерками»). Несмотря на то, что в основном все эти боевые судна были выведены из строя фашистскими силами, некоторые из них добились реальных успехов в достижение победы Красной Армии.

Так например эскадренный миноносец «Славный» в общем смог преодолеть 3 700 морских миль и произвести артиллерийский запал в количестве около 2 000 снарядов из основных и зенитных орудий. Другим примером является эсминец «Стойкий», который прошел более 7 500 морских миль. Более того последний не только наносил удары (более 1 500 снарядов) по вражеским единицам, а успешно использовал мины (около 300 единиц), глубинные бомбы (около 130 единиц) и перевез более 1 500 военнослужащих. «Сильный» и «Сердитый» участвовали непосредственно в морском сражении против немецкой корабельной группы и добились успеха в нем. Эсминец «Суровый» же участвовал в другом морском бою в Рижском заливе, где так же как и его собратья «Сильный» и «Сердитый» добился успеха.

Черноморский Флот

Состав Черноморского флота состоял из двух дивизионов, но только в одном были эсминцы проекта номер «7» и «7У». В составе второго дивизиона входили эскадренные миноносцы «Быстрый», «Свободный», «Смышленый», «Сообразительный», «Способный» (со временем ряды дополнялись новыми эсминцами проекта номер «7» и «7У»). Основной задачей флота была защита Одессы и Севастополя. Более того в последующий года флот производил поддержку десантных операций в Феодосии.

Легендой Черноморского Флота является эсминец проекта номер «7» – «Сообразительный». Последний прошел всю войну не получив ни одного существенного ранение и потеряв всего 5 человек экипажа. В общем «Сообразительный» прошел более 60 000 морских миль (выйдя в 218 боевых заданий). За 4 года эсминец произвел почти 3 000 артиллерийских залпа, перевез около 15 000 военнослужащих, сбил 5 фашистских бомбардировщиков и отбуксировал более 50 единиц корабельной техники. Более того боевое судно и весь его экипаж был удостоен «Гвардейского» звание за отличные успехи в Феодосийской Десантной операции в 1941-ом году. Как говорили специалисты того времени основным успехом «Сообразительного» является синхронность командира корабля – капитана 1 ранга Н. Басистого и подчиненного ему экипажа эсминца – легенды.

Послевоенное Время

После окончание Второй Мировой Войны большинство эсминцев проекта номер «7» и «7У» были списаны со строя. На их место пришли новые и более современные на то время эскадренные миноносцы проекта номер «30 бис». Основной причиной является военно-технологический прогресс за период Великой Отечественной Войны. Новые эсминцы являлись были полностью автоматизированы и укомплектованы новейшими установками вроде радара, сонара и т.п.

Примечания

  1. Destroyer (рус. истребитель, разрушитель) — этот термин изначально являлся сокращением от Torpedo boat destroyer (рус. истребитель миноносцев), что связано с тем, что первоначальным назначением кораблей этого класса считался перехват приближающихся к эскадре тяжёлых кораблей вражеских миноносцев и их уничтожение артиллерийским огнём
  2. Вообще, как только не называли русские эсминцы в течение первого десятилетия их существования: «истребители», «дестройеры», контрминоносцы, эскадренные миноносцы. Официально же они до 1907 года причислялись к классу обычных миноносцев без какого-либо выделения.
  3. В разных источниках указано разное количество запланированных кораблей по причине того, что Тихоокеанская эскадра структурно входила в Балтийский флот. Вызывает доверие данные Грибовского, представленные в таблице справа.
  4. Афонин Н.Н. «Невки» (эскадренные миноносцы типа «Буйный» и его модификации) — СПб., 2005., с.4
  5. Все эсминцы типа «Буйный» построены на российских верфях, «японцы» строились на британских верфях.
  6. По указанию Морского технического комитета, на эсминце решили вместо паровых машин установить нефтяные моторы. Создание моторов задержалась и в итоге корабль сошел на воду в 1905 году.

Модернизации и переоборудования

Модернизации времён Первой мировой войны

Первое изменение в конструкции эсминцев типа «Орфей» произошло ещё во время достройки последних эсминцев серии. Весной 1916 года было принято решение демонтировать кормовой торпедный аппарат, и установить дополнительные два 102-мм орудия. Тогда же на корабли решили установить зенитное вооружение. Первоначально это были 40-мм автоматические пушки системы Vickers — на каждом эсминце устанавливали одну такую пушку на площадке между кормовым торпедным аппаратом и 102-мм орудием. На уже введённых в строй «Победителе» и «Забияке», а также на ожидавших ходовых испытаний «Громе» и «Орфее» это сделали в марте 1916 года. На остальных эсминцах вооружение изменили в процессе достройки.

Зимой 1916—1917 годов на всех кораблях серии осуществили усиление набора и обшивки в районе среза полубака. Слабость корпуса в этом месте выявилась при спуске на воду «Грома» и «Орфея» и ходовых испытаний «Забияки».

В 1917 году вследствие низкой надёжности 40-мм автоматов их стали по мере возможности заменять на зенитные орудия других систем. На эсминцах «Победитель» и «Гром» установили 63,5-мм аэропушки Обуховского завода, а на «Забияке» и «Орфее» 76-мм орудие Лендера. Новые орудия устанавливались на юте, при этом 40-мм автоматы демонтировались вместе с площадкой, на которой они были установлены.

Восстановительные ремонты 1920-х


Эсминец «Урицкий» по состоянию на 1925 год.

В 1923—1924 годах эсминцы, получившие новые имена «Володарский» (бывший «Победитель»), «Урицкий» (бывший «Забияка»), «Энгельс» (бывший «Десна»), «Зиновьев» (бывший «Азард») и «Сталин» (бывший «Самсон»), прошли восстановительный ремонт, в ходе которого зенитное вооружение было унифицировано. На все корабли были установлено по одному 76-мм орудию Лендера, заменившего на эсминцах этого типа зенитные пушки других систем. На всех кораблях серии были установлены крытые мостики, а на кормовых мостиках — рамки радиопеленгатора.

Модернизации 1930-х

В 30-х годах все эсминцы типа «Орфей» прошли капитальный ремонт и модернизацию. Была проведена частичная замена набора корпуса и обшивки, а также перепланировка внутренних помещений. Была увеличена площадь средней надстройки, в которой разместили пост энергетики. Кормовая надстройка была демонтирована со своего места и установлена между кормовым торпедным аппаратом и вторым 102-мм орудием. Это изменение конструкции позволило увеличить углы горизонтальной наводки второго орудия.

Было усилено зенитное вооружение эсминцев путём установки одного или двух 45-мм полуавтоматов 21-К. А устаревшие к тому времени пулемёты «Максим» заменили на 12,7-мм пулемёты ДШК.

В носовом минном погребе были размещены гирокомпас и центральный артиллерийский пост (на эсминце «Урицкий» гирокомпас Сперри был установлен ещё в марте 1925 года) . Прежние дальномеры были демонтированы, а вместо них установлены дальномеры отечественного производства типа ДМ-3 с трёхметровой базой и ДМ-1,5 с полутораметровой базой. Кроме того, установили новые приборы управления торпедной стрельбой (система ГАК-1). Полностью обновлены средства связи и штурманское вооружение. Заменены турбогенераторы на более мощные типа ПСТ 24/14 мощностью 30 кВт, впоследствии заменённые на дизель-генераторы мощностью 30—5 кВт.

Модернизировано минно-торпедное вооружение. Торпедные аппараты остались прежними, но в 1938 году на вооружение эсминцев была принята новая торпеда 45-36Н. Для защиты от мин эсминцы были укомплектованы параванными тралами типа К-1. Параванны-охранители были размещены на тележках у среза полубака. Также в 30-х годах на вооружение были приняты новые образцы глубинных бомб (большие типа Б-1 массой 165 кг и малые типа М-1 массой 41 кг). Всего эсминцы принимали по 20-30 бомб обоих типов. Кроме того, на эсминцы устанавливались различные системы для постановки дымовых завес.

Эсминец «Урицкий» по состоянию на 1942 год (вверху) и на конец 1940-х (внизу).

Модернизации во время Великой Отечественной войны

Зимой 1941-1942 годов на «Урицком» вновь усилили зенитное вооружение установкой двух 37-мм зенитных автоматов 70-К, а зимой 1942-1943 годов смонтирована гидроаккустическая станция британского производства типа «Дракон-128с».

Эсминец «Сталин» прошёл модернизацию в 1943 году. Как и на «Урицком» на нём усилили зенитное вооружение, в состав которого теперь входили две 45-мм полуавтоматические пушки 21-К, два 37-мм автомата 70-К, три 12,7-мм пулемёта ДШК и счетверённая 7,62-мм зенитная установка М-4. Было усилено и противолодочное вооружение установкой двух бомбомётов.

Эсминец Zumwalt (Замволт) – новейший эсминец США

Как я уже писал, после 1980-х годов задача эсминцев координально изменилась с появлением технологий «Иджис». Эсминцы получили возможность вооружаться установками вертикального пуска, для использования крылатых, противолодочных и зенитных ракет, что дало возможность этим кораблям осуществлять прикрытие морских и сухопутных групп, а также наносить массовые удары по сухопутным, морским и воздушным целям.

На данный момент на вооружение ВМС США находится 62 эсминца типа «Арли Берк» и 2 эсминца типа «Замволт». Оба типа оснащены системой «Иджис», крылатыми ракетами «Тамагафк» («Арли Берк» до 56, «Замволт» до 80 ракет) и многим другим современным оружием.

Последний эсминец типа «Арли Берк» был построен в 2012 году, однако Командование ВМС планирует построить еще 30. Эсминцы типа «Арли Берк» часто использовались в боевых действиях в Ливии и Сирии.

«Замвалт» являются представителями новейших технологий, построенные в 2013-м и 2017-м годах. Вид этих эсминцев весьма странный т.к. на них используется технология «Стэлс». Все корабли этого типа работают исключительно на электричестве.

С точки зрения личного состава, с одной стороны это профессионалы своего дела, с другой стороны это персонал, который может так запятнать свое имя, что его уже будет не отмыть. Так например капитаном эсминца «Портер», который в апреле 2017-го нанес удар по авиабазе войск Сирии, в результате чего погибло 72 гражданских (27 детей), является женщина – Андрия Слау (может не самый гуманный, но самый четкий пример профессионализма). Другой пример командир эсминца «Фитсгеральд» в том же 2017-ом году не предприняв нужных мер столкнулся с контейнеровозом (вряд ли я думаю командование погладило его по голове за этот инцидент).


С этим читают