Биография и личная жизнь фаины раневской. великие, запоминающиеся высказывания

Детство и юность актрисы

В настоящее время Фаина Раневская – легенда кинематографа. Люди, знавшие её ещё ребёнком, зачастую удивлялись поворотам судьбы актрисы. Фанни родилась в конце лета 1896-го. Дата рождения – 27 августа. Она появилась на свет в Таганроге, в обеспеченной семье, владевшей фабрикой по производству красителей, пароходом, магазином, несколькими домами. В летний сезон родственники путешествовали по Швейцарии. Отца девочки звали Гирши Хаймовичем Фельдманом. По прошествии многих лет поставят посвящённый Фаине памятник в Таганроге.


В семье Фельдманов было 5 детей. Младший мальчик скончался маленьким ребёнком. У Фанни была старшая сестра, 2 брата. С детства девочка слегка заикалась, избегала общения. Ей не нравилась собственная внешность. Известно, что Фаина избегала общения со сверстниками. Ей не слишком нравилась учёба. Родители отдали дочь в женскую гимназию, но Фая убедила забрать её для домашнего обучения. Из составленных о ней биографий известно, что именно в домашнем обучении Фанни получила навыки пения, музыки. Её научили иностранным языкам. Больше всего девочке нравилось читать.

Википедия рассказывает, что Фаина с юных лет увлекалась кино, театром. В 13-м ей довелось посмотреть «Вишнёвый сад» на сцене МХТ. Этот момент стал поворотным в её судьбе. Фанни полюбила сцену всем сердцем. Пути назад не было. Девочка поставила себе цель, поняла, что учёба – лишь шаг на пути к желанному. Ей удалось экстерном сдать гимназические экзамены и поступить в частную театральную студию. Позднее в интервью она рассказывала, что родители не приняли её решения. Семейные отношения и без того были хрупкими, но разразившийся скандал окончательно подорвал родственную близость. Рассказывая про детство и юность, Фанни часто говорила, что это было время едва ли не сиротства. Впрочем, она с теплом вспоминала о кукольных представлениях, которые разыгрывала, пока жила в родительском доме.

Любопытна национальность Фанни. Родители девочки – евреи, приехавшие в Россию из Беларуси. Сама Фаина – русская.

В 1915-м молодая девушка отправилась искать лучшей жизни в столице. Как видно из сохранившихся фото, в молодости Фаина была очаровательной девушкой – возможно, не писаной красавицей, но очень яркой, харизматичной, привлекательной и энергичной. Не обошлось без проблем с поступлением в театральные школы – подвели речевые дефекты. Тогда девушка выбрала частное заведение. Чтобы заработать на учёбу, она подрабатывала летом в театральной массовке.

Без поддержки семьи Фае пришлось непросто. Денег от массовки было недостаточно даже на жизнь. Хотя официально родители актрисы не помогали ей, втайне мать присылала помощь. Отец об этом не знал. Известен случай, когда Фаина в сопровождении знакомого пошла в банк за новым переводом. Выйдя на свежий воздух, она решила пересчитать купюры, но сильный ветер разметал бумажки. Фаина лишь вздохнула, залюбовавшись красотой их полёта, а спутник сравнил женщину с героиней «Вишнёвого сада». С этих пор у неё появился псевдоним Раневская, сохранившийся на всю жизнь.

Многие друзья Фанни знали, где родилась, в какой семье росла девушка. Началась революция, родители отправились в эмиграцию на своём пароходе. Друзья считали, что девушке стоит поехать с ними, но Фанни смело осталась в столице, начав полностью самостоятельную жизнь. Вновь увидеть сестру и мать, она смогла лишь много десятилетий спустя.

Литература

  • Шахов Г. А. Фаина Раневская. М.: ВБПК, 1985.
  • Владимирова М. Великая провинция // Таганрогская правда. — 2008., 18 апреля.
  • Скороходов Г. Разговоры с Раневской. — М.: Астрель: АСТ, 1999, 2007. — 411 с. — ISBN 978-5-17-047599-5.
  • Владимирова М. Котлостроители поставят Раневской памятник // Таганрогская правда. — 2007. — 14 ноября.
  • Раневская Ф. Г. Дневники на клочках. — М.: Издательство Фонда русской поэзии при участии альманаха «Петрополь», 1999.
  • Щеглов Д. Фаина Раневская. Монолог. — М.: Олимп, Русич, 1998. — (Женщина-Миф).
  • Щеглов А. Раневская: Вся жизнь. — М.: Издательство Захаров, 2005. — ISBN 978-5-8159-0860-4..
  • Гейзер М. М. Фаина Раневская. — 2010. — 308 с. — 5000 экз., ил. — ISBN 978-5-235-03290-3
  • Гейзер М. М. Фаина Раневская. — 3-е изд. — М.: Молодая гвардия, 2012. — 320 с. — 5000 экз. — ISBN 978-5-235-03372-6.
  • Д. А. Щеглов. «Судьба — шлюха» — М.: Астрель: АСТ, 2008. — 223 с.
  • Шляхов А. Л. Фаина Раневская: Любовь одинокой насмешницы. — М.: АСТ, Астрель, 2012. — 352 с. — (Кумиры. Истории великой любви). — 3000 экз., ISBN 978-5-17-068561-5, ISBN 978-5-271-29220-0
  • Изабелла Аллен-Фельдман. Моя сестра Фаина Раневская. — М.: Яуза-пресс, 2014. — 272 с. — ISBN 978-5995507277. Жизнь рассказанная ею самой. Яуза-пресс, 2013. — 224с.5000 экз.

Рост, вес, возраст. Сколько лет Фаине Раневской

По настоятельным просьбам миллионной армии поклонников, спешим сообщить такие физические параметры легендарной актрисы, как ее рост, вес, возраст. Сколько лет Фаине Раневской – несложно узнать, если будет известна дата ее появления на свет.

Фаина Раневская: фото в молодости и сейчас – доказывают то, что актриса является поистине женщиной без возраста, поскольку ее настоящий возраст выдают только морщинки и потухающие искорки в глазах. Будущая актриса появилась на свет в 1896 году, а скоропостижно скончалась она в 1984 году, поэтому актрисе на момент смерти исполнилось ровно восемьдесят семь лет.

Стоит отметить, что Фаина скончалась от инфаркта, который стал осложнением воспаления легких, похоронена она на московском Новом Донском кладбище, а на ее могиле красуется статуя любимой дворняжки Мальчика.

При этом рост актрисы при жизни составил не более, чем метр и восемьдесят сантиметров, а вот вес ее на месте не стоял, поскольку Фаина старалась подстраиваться под требования конкретной роли.

Фаина Раневская о мужчинах и женщинах

http-equiv=»Content-Type» content=»text/html;charset=UTF-8″>ass=»align-left»>Фаина Раневская отличалась весьма проницательным взглядом, когда дело касалось различных житейских ситуаций, а в первую очередь взаимоотношений полов

Не обошла она своим вниманием и влюбленность. Ее фразы о любви поражают откровенностью и тонкой иронией, за которой спрятана горькая правда жизни:

Фото: culture.ru: UGC

Цитаты про отношения от Фаины Раневской — это беспристрастный анализ и точное определение главных противоречий, благодаря которым и сходятся представители противоположных полов. В этих афоризмах сквозит грусть из-за несовершенной природы мужчин и женщин:

Как-то Раневской задали вопрос: «Почему красивые женщины пользуются большим успехом, чем умные?» На что Раневская отвечала: «Это же очевидно — ведь слепых мужчин совсем мало, а глупых пруд пруди».

У Раневской спросили, не знает ли она причины развода знакомой пары. Фаина Георгиевна ответила: «У них были разные вкусы — она любила мужчин, а он — женщин».

Фото: kino-teatr.ru: UGC

Фаина Раневская никогда не была замужем, поэтому весьма скептически относилась к институту брака. Она считала, что в таком союзе кто-то обязательно должен терять свое «Я». Поэтому ее высказывания о семье поражают сарказмом, навеянного печалью одиночества:

Фаина Раневская была на свадьбе друзей. Когда на плечо жениху нагадил голубь, сказала: «Вот молодожены, голубь — символ того, что свобода ваша улетела и на прощание нагадила».

Фаина Раневская сочетала в себе ранимость, чуткость, неугомонную и несдержанную в проявлении чувств натуру. Прибавьте к этому острый ум, наблюдательность и умение видеть истинные мотивы поведения людей, тогда поймете, почему ее высказывания настолько точно отображают основные конфликты нашей жизни, наши заблуждения.

Ее афоризмы воспринимайте как приемы гештальт-терапии: они показывают истинное лицо человека, его поступков и взаимоотношений.

15:46

17:13

17:41

16:21

17:12

18:06

18:03

15:43

16:41

16:24

Детство и юность

Фанни Гиршевна Фельдман – а именно таково настоящее имя легендарной актрисы – появилась на свет 15(27) августа 1896 года в Таганроге, в богатом еврейском семействе. Мать девочки всю себя посвятила заботам о детях: у малышки Фанни было еще три брата и сестра. Отец был влиятельным человеком в городе, владевшим фабрикой по производству красок, магазином, несколькими домами и даже пароходом.

Родители старались дать детям хорошее образование, однако Фанни не любила учиться. Виной тому был врожденный недостаток девочки – заикание, которого она очень стеснялась. Она некомфортно чувствовала себя среди сверстниц в престижной женской гимназии, и родители были вынуждены перевести ее на домашнее обучение.

Огромное впечатление на тринадцатилетнюю девочку произвел спектакль «Вишневый сад». Оно оказалось столь сильным, что Фанни экстерном сдала все положенные экзамены, чтобы свободно посещать театральную студию.


Повзрослев, Фаина поделилась с родителями своими планами на будущее – она непременно станет актрисой. Разгневанный отец пригрозил ей отлучением от дома, если она не одумается. Однако желание связать свою судьбу с театром у Фаины было столь велико, что в возрасте 17 лет она покинула отчий дом и отправилась в Москву.

Любовь к мужчинам и женщинам

Почти всю свою жизнь Фаина Раневская пребывала в стадии перманентной влюбленности. Она одинаково сильно любила живого Качалова, далекого Станиславского, давно ушедших из жизни Чехова и Пушкина.

Беззаветно любила и была предана до конца их жизни Екатерине Гельцер и Павле Вульф. Когда-то они протянули ей руку помощи, вывели в люди, и Раневская никогда этого не забывала.

Нежная дружба с Мариной Цветаевой была основана на родстве душ. Они обе искали настоящее искусство, а не найдя, испытывали сомнения и тоску по утраченному.

Отношения Раневской и Ахматовой были сродни тому, как истинно верующий относится к Богу. Веселый сарказм, сквернословие, озорство актрисы заканчивалось там, где начиналась Анна Ахматова. Эти две женщины в разные периоды своей жизни очень поддерживали друг друга. Смерть подруги подорвала здоровье Раневской и навсегда убила веру в справедливость.

С юмором вспоминала свою первую привязанность Фаина Раневская. Биография (личная жизнь актрисы, как вы сможете убедиться в этом далее, в прямом понимании этого слова не сложилась) сообщает, что, будучи совсем молоденькой, девушка неудачно влюбилась в героя-любовника из труппы. Он не ответил ей взаимностью. Хуже того, он оскорбил и унизил Фаину, тем самым закрыв эту часть её души навсегда.

Мужчины, конечно, были, хотя Раневская никогда не афишировала своих отношений. Случались беременности, которые она безжалостно прерывала. Заглянуть в свою личную жизнь актриса позволяла не многим. В ее отношениях с мужчинами редко присутствовала взаимность. Она не смогла полюбить ни одного из тех, кто искренне выражал ей свои чувства.

В годы после ее смерти вышло много книг с досужими домыслами, центром которых выступала непревзойденная Фаина Раневская. Биография, личная жизнь ее стала достоянием жадной до сенсаций публики.

Если не считать семьи Павлы Вульф, которую Раневская считала своей, то только однажды и ненадолго ей довелось насладиться домашним очагом. В шестидесятых годах вернулась из эмиграции старшая сестра Белла. Вместе они прожили всего несколько лет, после чего Белла заболела и вскоре умерла.

Фаина самоотверженно ухаживала за больной, доставала лекарства, находила врачей. В тот период даже служба в театре отошла на второй план. Не помогли ни деньги, ни операции… Беллу не удалось спасти. Всего лишь четыре года отвела судьба на жизнь с сестрой. Об этих скорбных эпизодах не любила вспоминать Фаина Раневская. Ее боль и страдания остались для окружающих за закрытой дверью.

В глубокой старости появилась еще одна привязанность — собака Мальчик. Интересно, о чем думала Раневская, увидев слепую, лишайную, вмерзшую в лужу дворнягу? Быть может, она вспоминала себя в молодости, когда ей, голодной и никому не нужной, протягивали руку и брали в семью?

У Фаины Раневской при всей ее колкости, а иногда даже жестокости было милосердное сердце и добрая душа. Она приютила пса, и он был в последние годы ее семьей.

Начало творческого пути

Фаина приехала в Москву с одной-единственной целью – поступить на учёбу в театральную школу. Но ни в одну её не приняли по причине бездарности. С трудом получилось устроиться в частную школу, но и оттуда в скором времени пришлось уйти, так как не было средств на оплату занятий.

На Большой Никитской улице она снимала маленькую комнату, мать всё-таки посылала ей деньги тайком от отца. Здесь она познакомилась с Мариной Цветаевой, Владимиром Маяковским и Осипом Мандельштамом. Через них произошло знакомство Фаины с актрисой Гельцер, которая порекомендовала молодую девушку в подмосковный летний Малаховский театр.

Её задействовали в массовке, но для Фаины уже было огромным счастьем находиться рядом с такими знаменитыми артистами того времени, как Садовская, Певцов, Петипа. Кстати, именно Певцов однажды после спектакля сказал в гримёрной комнате девушкам из массовки, указывая на Фаину: «Вспомните меня, милые барышни, из неё получится настоящая актриса».

На этот период, летних дачных театральных постановок в Малаховке, приходится рождение её псевдонима. Получив очередной денежный перевод от мамы, Фаина вышла из банка, но порыв ветра вырвал у неё из рук купюры и стал уносить. Она смотрела на всё это и сказала: «Грустно, жалко. Но как же красиво они улетают». Проходивший мимо мужчина остановился, проговорив: «Да вы прямо как Раневская из «Вишнёвого сада». Вот так Фанни Фельдман ушла в прошлое, и родилась будущая кинозвезда Фаина Раневская.

После окончания летнего малаховского театрального сезона Фаине снова пришлось искать работу. Куда только не бросала её судьба:

  • Сначала она поработала в Керчи в антрепризной труппе Лавровской. Но вскоре театр распродал весь свой реквизит и гардероб по причине того, что не получал достойных сборов.
  • Фаина перебралась в Феодосию, где попала в труппу к антрепренеру Новожилову, который в конце сезона сбежал из города, не заплатив актёрам.
  • Раневская уехала в Кисловодск, однако работа здесь не приносила никакого морального удовлетворения.

В 1917 году вся семья Фельдманов эмигрировала за границу в Прагу, Фаина осталась в России одна, она уехала в Ростов-на-Дону. Здесь она познакомилась с женщиной, которая не только помогла Фаине пробиться в мир кино, но и стала её надёжным другом на всю жизнь. Это была актриса Вульф Павла Леонтьевна.

Вместе они пережили в Крыму трудные и голодные годы гражданской войны. Как вспоминала потом Раневская, неизвестно как бы они выжили, если б не забота Максимилиана Волошина, который приходил по утрам с рюкзачком на спине и приносил завёрнутую в газетку маленькую рыбку, месиво, называемое хлебом, и с трудом раздобытую в аптеке бутылочку касторового масла.

Известность

В столице она, уже будучи опытной и яркой актрисой, без труда устроилась в Камерный театр, где дебютировала в роли проститутки Зинки в спектакле Александра Таирова «Патетическая соната». Образ, созданный ею, сразу покорил зрителей своей многогранностью и пронзительностью. О ней заговорила вся столица.

Через несколько лет Раневскую переманил Театр Красной Армии, где она сразу же стала ведущей актрисой, и больше всего запомнилась зрителям в роли Вассы Железновой. А затем она перешла в Театр Драмы, с которым в суровые военные годы гастролировала с патриотическим спектаклем «Молодая Гвардия». За этот подвиг она была удостоена медали «За доблестный труд».

Больше всего Фаина Раневская прослужила в Театре Моссовета, который считает своим вторым домом. Там она блистала, и часто зрители приходили смотреть именно на нее, хотя главные роли ей доставались далеко не всегда.

Причиной тому были постоянные скандалы с режиссером Завадским. Ее детская привычка отстаивать свое мнение мешала ее актерской карьере, но Раневская ничего не могла с собой поделать.

С 1934 года актриса регулярно появлялась и на киноэкране. Ее первая роль была в немом кино, экранизации романа Ги де Мопассана «Пышка». Совершенно бесподобно сыграла она роль мачехи в «Золушке» — из злобной старухи она превратила ее в смешной и немного несчастный персонаж.


Всего же в фильмографии актрисы около 20 эпизодических ролей. Но главным в ее жизни навсегда остался театр.

Одним из способов самовыражения стали пародии и книги, которые Раневская начала писать в те годы. В них вошло множество ее высказываний и выражений, которые стали крылатыми. А ее размолвки в Завадским нашли свое отражение в анекдотах. И пусть иногда она далеки от правды, но очень точно передают независимый и ироничный характер Раневской.

В театре Моссовета легендарная актриса в последний раз вышла на сцену. В возрасте 84 лет, в 1980 году, она еще играла в спектакле по роману Островского «Правда хорошо, а счастье – лучше!». В 1984 талантливой актрисы не стало. Она умерла 20 июля от сильной пневмонии, которой не выдержало немолодое уже сердце.

Похоронили Фаину Георгиевну на Новом Донском кладбище, а ее покой охраняет статуя любимой собачки Мальчика, который был ей надежным другом, скрашивающим глубокое одиночество последних лет. Даже сейчас, много лет спустя после смерти актрисы на ее могиле всегда есть свежие цветы. Память о ней будет жить еще долгие-долгие годы.

Личная жизнь

Как многие гениальные люди, в личной жизни Раневская была глубоко несчастна. Влюбившись впервые еще во время гастролей в Керчи, она испытала глубокое разочарование, когда объект ее страсти предпочел ей другую женщину, причем сделал это грубо и бесцеремонно.

Всю оставшуюся жизнь она сама была с мужчинами резкой и бесцеремонной, буквально распугивая кавалеров независимым нравом и острыми высказываниями. Возможно, рядом с ней просто не оказалось человека, с которым она почувствовала бы себя защищенной. С ранних лет привыкшая добиваться всего сама, Фаина так и не научилась быть мягкой.

https://youtube.com/watch?v=lCd5QpDurTg

Всего через несколько лет старшая сестра умерла, а Фаина Раневская последние годы жизни провела в компании любимого песика.

Детство

Фаина Георгиевна появилась на свет в семье зажиточного фабриканта. Ее настоящая фамилия – Фельдман. Раневская – псевдоним, который она взяла, уже будучи профессиональной актрисой. Это одна из чеховских героинь, с которой актриса ощущала духовное родство. А со знакомства с Чеховым началась ее бесконечная любовь к театру.

В детстве

Как было принято в богатых семьях, мать ее не работала. Дохода отца от фабрики красок, нескольких домов и речного пароходика вполне хватало на обеспеченную безбедную жизнь. Детей, как водилось на Руси, была много. Младший брат умер еще в младенчестве, но у Фаины осталось еще двое братьев и старшая сестра.

С детьми она не ладила. Во-первых, девочка всегда была более развитой, чем ее сверстники, и намного рассудительнее. Во-вторых, у нее был скверный по мнению всей семьи характер, так как она имела свое собственное мнение и не боялась его высказывать. Но больше всего ее травмировали насмешки ровесников и братьев по поводу ее заикания, которым она страдала с ранних лет.

Девочки из богатых семей обычно воспитывались в закрытых пансионах. В такое заведение отдали и Фаину, когда той пришла пора идти в школу. О тех годах она вспоминает с содроганием. Не обладая усидчивостью и большими способностями к учению, а главное, не желая зубрить уроки, Фаина при каждом визите родителей горько плакала, умоляя забрать ее домой из Мариинки. И те, в конце-концов поддались на уговоры.

Дома девочка ожила. Ей наняли частных педагогов и предупредили, что если она не будет стараться, то снова окажется в пансионе. С математикой она так и осталась не в ладах. Но вот пению, танцам и музыке училась с удовольствием. Позднее увлеклась чтением, и ей начали легко даваться иностранные языки.

Но главной страстью девочки стало кино. Оно казалось Фаине совершенно другим волшебным миром, в который так хотелось попасть хоть ненадолго. Но переломный момент в ее сознании произошел, когда она впервые попала в театр.

В 1913 вся семья отправилась в Москву, и там на сцене МХАТа давали «Вишневый сад», который Фаина смотрела просто как завороженная. В этот день она твердо решила стать актрисой.

Понимая, что для этого надо иметь хотя бы базовое образование, Фаина начала учиться более старательно и уговорила родителей записать ее в театральную студию. К увлечению родня отнеслась снисходительно, будучи уверенными в том, что она рано выйдет замуж, и эта блажь пройдет.

Но когда 17-летняя дочь заявила отцу, что собирается сделать театр своей профессией, он пригрозил ей выгнать ее из дома, если она не передумает.

Самые популярные роли

Фаина Раневская в молодости была очень ранимой и стеснительной, но и в зрелом возрасте, несмотря на острый язык и меткое чувство юмора, плохо переносила критику. Зато сама подтрунивала над своей внешностью и вредными привычками.

Ей многое прощали, потому что зрители любили её и с удовольствием ходили на театральные постановки с участием Фаины.

В кино


Первым фильмом в карьере Раневской была немая картина «Пышка», которая вышла в 1934 году. Фаине было 38 лет, и она сыграла мадам Луазо. В 1937 году ей досталась роль попадьи в детском фильме «Дума про казака Голоту».А потом триумфальный «Подкидыш», где Фаина играет властную и самоуверенную жену, помыкающую своим мужем.

Всего Фаина Георгиевна сыграла в двадцати пяти картинах. Сама она считала самой удачной ролью персонаж злой мачехи из фильма «Золушка».

А вообще Раневская невысоко ценила работу в кино: «Деньги съедены, а позор остался», ей больше были по душе театральные роли. Но именно по кинофильмам она прославилась на всю страну и стала любима многими.

В 1947 году на экраны вышел комедийный фильм «Весна», где Раневская сыграла Маргариту Львовну. Её великолепная игра, а также Любовь Орлова в главной роли, сделали фильм кассовым и очень популярным.

В театре

Наиболее значимой своей ролью Раневская считала гувернантку Шарлотту из «Вишнёвого сада», именно с этого спектакля и началась её театральная карьера. Всего ею было сыграно более пятидесяти ролей в различных постановках.

Талантливая актриса часто имела своё видение игры, импровизировала прямо на ходу, а иногда даже самовольно переписывала свою роль. Из-за этого случались конфликты с режиссёрами, поэтому Фаина так долго кочевала из одного театра в другой.

В телеспектаклях

В 1963 году Раневская принимала участие в телеспектакле «Так и будет», а в 1978 в фильме-спектакле «Дальше – тишина…», где сыграла одну из главных ролей. Её партнёрами по сцене были Ростислав Плятт, Ирина Муравьёва. По мнению критиков и зрителей постановка имела ошеломительный успех именно благодаря Плятту и Раневской.

В мультфильмах

Кто из детворы не смотрел «Сказку о царе Салтане»? Но мало кто знает, что сватью бабу Бабариху озвучивала Фаина Раневская.

Самой известной озвучкой стала конечно же Фрекен Бок из любимого всеми мультика про Карлсона. Раневская ужасно не хотела озвучивать, поскольку считала, что персонаж нарисован уродливо. С трудом удалось её уговорить.

Театр

В Москву Фанни приехала налегке – отец не дал дочери на проживание в столице ни копейки, ведь считал её желание стать артисткой глупой блажью. Немного денег тайком дала мама. Девушка сняла на Большой Никитской крошечную комнатушку и сразу же почувствовала себя совершенно счастливой и свободной. В эти годы Фаина познакомилась с легендарными личностями, культовыми даже в то время поэтами Цветаевой, Мандельштамом, Ахматовой, Маяковским. Тогда же она встретилась с великим артистом Василием Качаловым и даже влюбилась в него.

К сожалению, Фаину не приняли в столичные театральные училища, и ей пришлось найти частную школу. Но денег на оплату обучения не было. Не дала пропасть Фаине известная артистка Гельцер. Она похлопотала, чтобы девушку взяли в один из театров Подмосковья. В Малаховском летнем театре Фанни смогла наблюдать игру знаменитых актёров Садовской, Петипа и Певцова. Сама же начинающая актриса появлялась лишь в массовках. Когда сезон летних театров закончился, Раневской пришлось искать себе другое место. Она успела понемногу поработать в небольших театрах в Керчи, Кисловодске, Феодосии, Баку, Ростове и Смоленске.

Весна 1917 года принесла Фаине окончательный разрыв с родными. Семейство Фельдманов эмигрировало. Но был и счастливый момент: девушку приняли в столичный Театр актёра. Наконец молодую актрису оценили по достоинству. Театральная биография Фаины Раневской началась из спектакля «Роман», где Раневская сыграла заметную роль Маргариты. Потом последовало множество постановок, где артистка играла более-менее заметные роли. Наиболее значимой для себя Раневская считала работу в спектакле «Вишнёвый сад», где сыграла Шарлотту. В этом театре Фаина Георгиевна служила до 1931 года. Потом она перешла в более известный столичный Камерный театр, где вскоре дебютировала в «Патетической сонате».

Через четыре года Раневская переходит на работу в театре Красной Армии, где останавливается до 1949 года. Здесь Фаина Георгиевна также задействована во многих постановках, но наиболее известной из них становится «Васса Железнова», где актриса сыграла главную роль.

В самом начале 50-х Фаина Раневская перешла в Театр имени Моссовета, где её пребывание сопровождалось нередкими скандалами. Талант актрисы часто превосходил таланты режиссёров. У Раневской было своё видение игры, и оно часто не совпадало с режиссёрским. Например, играя эпизодическую роль в спектакле «Шторм», Фаина Георгиевна полностью переписала её и сыграла на свой лад. 

При этом она затмила даже исполнителей главных ролей, что никак не входило в планы ни самих исполнителей, ни постановщиков спектакля. Препирания и стычки с режиссёром Завадским позже нашли отражение в анекдотах и афоризмах, приписываемых острому языку Фаины Георгиевны. Тем не менее, на этой сцене артистка появлялась почти четверть века. Здесь она сыграла свои самые заметные роли. Зрители с удовольствием смотрели миссис Сэвидж в исполнении Раневской, аплодировали стоя Люси Купер в спектакле «Дальше — тишина».

Окончила Фаина Раневская свой театральный путь в театре Пушкина, когда-то бывшем Камерном. С этого театра начиналась её театральная биография, здесь и финишировала в 1963 году.

Карьера Фаины Раневской

Поклонники Фаины считали её великой актрисой, однако она известна ещё и неиссякаемым чувством юмора. Острые и меткие афоризмы плотно вошли в нашу жизнь, многие даже не подозревают, что их автором является Раневская.

Стоит только прочесть её немного грубоватые и циничные, но меткие выражения, как тут же улучшается настроение.

  1. Хрен, положенный на мнение окружающих, обеспечивает спокойную и счастливую жизнь.
  2. Всю свою жизнь я проплавала в унитазе стилем баттерфляй.
  3. Здоровье — это когда у вас каждый день болит в другом месте.
  4. Под самым красивым хвостом павлина скрывается самая обычная куриная ж*па. Так что меньше пафоса, господа.
  5. Вы знаете, что такое сниматься в кино? Представьте, что вы моетесь в бане, а туда приводят экскурсию.
  6. Склероз нельзя вылечить, но о нем можно забыть.
  7. Когда я начинаю писать мемуары, дальше фразы «Я родилась в семье бедного нефтепромышленника…» у меня ничего не получается.
  8. Если больной очень хочет жить, врачи бессильны.
  9. Я не признаю слова «играть». Играть можно в карты, на скачках, в шашки. На сцене жить нужно.
  10. Все приятное в этом мире либо вредно, либо аморально, либо ведёт к ожирению.
  11. Чтобы мы видели, сколько мы переедаем, наш живот расположен на той же стороне, что и глаза.
  12. Лучше быть хорошим человеком, ругающимся матом, чем тихой, воспитанной тварью.
  1. Близкие друзья называли Фаину – Фуфа Великолепная.
  2. Когда Фая объявила семье, что будет актрисой, это вызвало большой шок, а также отлучение от родного дома.
  3. Раневской не суждено было стать ни женой, ни матерью.
  4. Крылатая фраза из фильма «Подкидыш» настолько надоела Раневской, что она приходила в бешенство, когда слышала её. Однажды мальчишки, увидев Фаину Георгиевну, начали скандировать: «Муля, не нервируй меня!». Тогда актриса велела выстроиться им в пары и громко послала их «в ж*опу!».
  5. Все свои награды и ордена Раневская хранила в коробке, на которой была надпись: «Похоронные принадлежности».
  6. Раневская была вегетарианкой. Она говорила: «Я не могу есть мясо. Оно ходило, любило, смотрело…Может быть, я психопатка? Нет, я себя считаю нормальной психопаткой. Но не могу есть мяса. Мясо я держу для людей».
  7. Фаина Георгиевна не умела считать «эти дурацкие деньги», поэтому для ведения хозяйства всегда нанимала домохозяйку.
  8. Обыкновенная дворняга по кличке Мальчик стала для пожилой женщины настоящей семьёй. Она души не чаяла в своём псе и даже отказывалась ложиться в больницу на лечение. Пёс пережил хозяйку на шесть лет. На надгробии актрисы установили фигурку собаки.
  9. Раневская опекала Анну Ахматову, когда та болела тифом, хранила у себя её тетради со стихами. Была знакома с Цветаевой, Маяковским, Мандельштамом.
  10. Актрису постоянно видели с сигаретой во рту, а её любимыми словами были «г*вно» и «ж*па» — она постоянно употребляла их не только в обиходе, но и в эфире радио, и во время интервью. Как-то она попросила объяснить, почему железные корабли не тонут. Ей попытались напомнить про закон Архимеда, но Раневская заявила, что к точным наукам у неё никогда не было призвания. Тогда её спросили, почему, когда вы садитесь в ванную, вода выливается на пол. Актриса грустно ответила: «Потому что у меня большая ж*па».
  11. Раневская сильно заикалась, но когда играла, то заикание куда-то исчезало.
  12. Однажды на улице уже пожилая актриса поскользнулась и упала. Лежит и кричит: «Люди! Поднимите меня! Ведь народные артисты на улице не валяются!».
  13. В честь Раневской назван астероид, открытый в 1986 году.

«Есть такие люди, к которым очень хочется подойти и поинтересоваться, сложно ли жить без мозгов.» — Ф.Г. Раневская.

Так кто же такая — Фаина Раневская? Биография, личная жизнь актрисы, начали свой путь 27.08.1896 года, в маленьком городе Таганроге, который уютно расположился на берегу Азовского моря. Семья у Фаины, была более чем благополучной. Ее отец — Георгий Фельдманн, владел фабрикой по изготовлению краски, несколькими отелями и пароходом. Словом, будущая актриса, ее сестра и двое братьев, росли в полном достатке.

Семья Фельдманн содержала несколько педагогов и гувернантку, которые занимались образованием и воспитанием детей. Однако к наукам Фаина Фельдманн (фамилия Раневская, является сценическим псевдонимом), особенного рвения не проявляла, а к математическим дисциплинам и вовсе выказывала отвращение. Единственным предметом, который вызывал у девочки теплые чувства, была литература.

Переломным моментом детства Фаины Раневской, можно назвать ее первое семейное посещение кинотеатра, состоявшееся в 12 лет. Герои немой картины «Ромео и Джульетта», произвели на девочку столь сильное впечатление, что по приезду домой она разбила копилку, взяла деньги и раздала их без остатка всем детям во дворе.

Интересные факты о Фаине Раневской

Актрису знали как преданного человека, которому можно доверять. Она могла не спать ночами, если кому-то требовалась помощь, отдать последние деньги на нужды близкого человека.

Фанни Фельдман дружила с Василием Качаловым. Именно он научил актрису не просто играть, но вживаться в роль. Они много гуляли вместе, долго разговаривали. На прогулки они всегда брали с собой собаку Джима – ту самую, которой посвятил стихотворение Есенин.

На многих последних фото Фаина запечатлена со своей собакой – Мальчиком. Этого пса она взяла с улицы. От мороза у животного сильно пострадали лапы; многие говорили, что шансов на выживание нет. Актриса сделала всё возможное, чтобы вылечить собаку. На это дворняжка ответила ей искренней любовью и привязанностью. На могиле актрисы установлена небольшая скульптура Мальчика.


С этим читают