Фау-1

Перехватчики, зенитки, бомбы

Сбивать ракеты было трудно. Во-первых, обнаружить одиночную цель было непросто даже радарами. И когда это удавалось, на перехват оставалось совсем немного времени.


Нужно было направить к ней истребители, причем они должны были быть достаточно быстрыми, чтобы догнать ракету и обладать тяжелым стрелковым вооружением, чтобы расстрелять металлический снаряд.

Пулеметы не годились — их пули часто рикошетили, не причиняя металлическому корпусу особого вреда. Пушки справлялись с задачей неплохо. Но подходить к ракете близко не стоило — при взрыве тонны взрывчатки мог пострадать и сам перехватчик.

В результате методом проб и ошибок было установлено, что лучше всего для этой цели подходит модернизированный Hawker Typhoon — истребитель, получивший название Tempest.

Этот самый мощный британский одномоторный истребитель нес четыре 20-миллиметровых пушки, которые оставляли ракете мало шансов.

Image caption Бобрадировщики Avro Lancaster немедленно уничтожали любые обнаруженные пусковые позиции

Всего на счету этого самолета 638 сбитых «Фау-1». Кроме того, в охоте на ракеты участвовали и двухмоторные Mosquito, Spitfire и ленд-лизовские американские Mustang. На каком-то этапе за крылатыми бомбами стали охотиться и первые английские реактивные Gloster Meteor. Но рекорд «Темпеста» не побила ни одна машина.

Британия совершенствовала и другие методы борьбы с крылатыми ракетами. Невероятно эффективными оказались новые радиовзрыватели на артиллерийских снарядах зенитных батарей.

Обычный взрыватель срабатывал либо на определенной высоте в точке, где в тот момент ракеты могло не быть, либо при попадании в летящий аппарат, что происходило нечасто.

Радиовзрыватель же срабатывал на определенном расстоянии от летящей ракеты, гарантированно ее уничтожая — «Фау-1» могла погубить даже просто взрывная волна. Число сбитых ракет увеличилось в разы.

Пуски ракет Фау-2 в июне 1944 года

Дата Ракетодромы Информация о ракете
1944/06/01 Пенемюнде, № 7 Герм.; V-2, 17558
1944/06/01 Близна Герм.; 4×V-2: 17776, 17779, 17780, 17781
1944/06/02 Пенемюнде, № 7 Герм.; V-2, 4140
1944/06/03 Пенемюнде, № 7 Герм.; V-2, 17656
1944/06/05 Близна Герм.; V-2, 17777
1944/06/06 Пенемюнде, № 7 Герм.; V-2, 17746
1944/06/06 Близна Герм.; 2×V-2: 17772, 17802
1944/06/07 Пенемюнде, № 10 Герм.; V-2, 17557
1944/06/08 Пенемюнде, № 7 Герм.; V-2, 4171
1944/06/08 Пенемюнде, № 10 Герм.; V-2, 17747
1944/06/09 Пенемюнде, № 7 Герм.; V-2, 4159
1944/06/10 Пенемюнде, № 7 Герм.; V-2, 4158
1944/06/11 Пенемюнде, № 7 Герм.; V-2, 4209
1944/06/11 Пенемюнде, № 10 Герм.; V-2, 17725
1944/06/13 Пенемюнде, № 7 Герм.; V-2, 4089
1944/06/14 Пенемюнде, № 7 Герм.; V-2, 4172
1944/06/14 Пенемюнде, Oie Герм.; V-2, 17727
1944/06/14 Близна Герм.; 2×V-2: 17809, 17796
1944/06/15 Пенемюнде, № 7 Герм.; V-2, 17840
1944/06/15 Близна Герм.; V-217995
1944/06/16 Близна Герм.; 5×V-2: 18022, 18024, 18025, 18027, 18028
1944/06/17 Пенемюнде, № 7 Герм.; V-2m 17839
1944/06/17 Близна Герм.; 9×V-2: 18026, 18029, 18030, 18031, 18032, 18035, 18037, 18038, 18042
1944/06/18 Пенемюнде, Oie Герм.; V-2, 18012
1944/06/18 Близна Герм.; 12×V-2: 18033, 18039, 18047, 18048, 18050, 18051, 18056, 18058, 18059, 18060, 18061, 18041
1944/06/19 Близна Герм.; 3×V-2: 18040, 18043, 18044
1944/06/20 Пенемюнде Герм.; V-2, 4177
1944/06/20 Пенемюнде, Oie Герм.; V-2, 18014
1944/06/20 Пенемюнде, № 10 Герм.; V-2, 17940
1944/06/20 Близна Герм.; 13×V-2: 18046, 18049, 18062, 18064, 18065, 18066, 18067, 18068, 18069, 18070, 18073, 18079, 18080
1944/06/21 Пенемюнде, Oie Герм.; V-2, 18017
1944/06/21 Пенемюнде, № 7 Герм.; V-2, 17939
1944/06/21 Близна Герм.; 3×V-2: 18052, 18057, 18093
1944/06/22 Пенемюнде Герм.; V-2, 4157
1944/06/22 Близна Герм.; 6×V-2: 18053, 18054, 18091, 18092, 18094, 18103
1944/06/23 Пенемюнде, № 7 Герм.; V-2, 18007
1944/06/24 Пенемюнде, № 7 Герм.; V-2, 17657
1944/06/24 Пенемюнде, Oie Герм.; 2×V-2: 18016, 18013
1944/06/24 Близна Герм.; 4×V-2: 18072, 18087, 18097, 18098
1944/06/25 Близна Герм.; 2×V-2: 18085, 18086
1944/06/26 Пенемюнде, № 7 Герм.; V-2, 18008
1944/06/26 Пенемюнде, Oie Герм.; V-2, 18015
1944/06/26 Близна Герм.; 5×V-2: 18096, 18099, 18113, 18114, 18116
1944/06/27 Пенемюнде, № 7 Герм.; V-2, 4208
1944/06/27 Близна Герм.; 6×V-2: 18115, 18120, 18123, 18124, 18125, 18126
1944/06/28 Пенемюнде, № 7 Герм.; V-2, 4167
1944/06/28 Близна Герм.; 5×V-2: 18112, 18117, 18118, 18121, 18122
1944/06/29 Пенемюнде, № 7 Герм.; V-2, 4173
1944/06/30 Пенемюнде, № 10 Герм.; V-2, 4211
1944/06/30 Близна Герм.; 2×V-2: 18089, 18108

Запуск «Фау-1»

Катапульта для запуска V-1

Катапульта для запуска, Duxford

Поршень который перед стартом сцеплялся с бугелем, находившимся на нижней части фюзеляжа снаряда

ПуВРД эффективен только при достижении снарядом некоторой начальной скорости. Это влечёт необходимость технических средств обеспечения этой начальной скорости при запуске. Существовало два варианта запуска снаряда:

  • со стационарной наземной пусковой установки — катапульты Вальтера.
  • с самолёта-носителя, в качестве которого использовался бомбардировщик He 111. Снаряд подвешивался к носителю асимметрично — под одно крыло рядом с фюзеляжем, что объясняется сильно выступающим над корпусом снаряда двигателем.

Хотя первые, экспериментальные пуски Фау-1 выполнялись с самолёта-носителя, большая часть боевых пусков была осуществлена с наземных установок.

Катапульта представляла собой массивную стальную конструкцию длиной 49 м (длина пути разгона 45м) и монтировалась из 9 секций. Наклон катапульты к горизонту — 6°. На верхней стороне находились направляющие, по которым двигался снаряд при разгоне. Внутри катапульты по всей её длине проходила труба диаметром 292 мм, выполнявшая роль цилиндра парового двигателя. В трубе свободно перемещался поршень, который перед стартом сцеплялся с бугелем, находившимся на нижней части фюзеляжа снаряда. Поршень приводился в движение давлением (57 бар) парогазовой смеси, подававшейся в цилиндр из специального реактора, в котором происходило разложение концентрированной перекиси водорода под воздействием перманганата калия. Передний конец цилиндра был открыт и после схода снаряда с катапульты поршень вылетал из цилиндра и уже в полёте отцеплялся от снаряда. Катапульта сообщала снаряду начальную скорость около 250 км/час. Время разгона — около 1 сек.

С одной катапульты по расчётам можно было запустить до 15 снарядов в день, хотя на практике это делалось далеко не всегда. Рекорд составлял 18 запусков в 1 день. Около 20 % всех пусков с катапульты были аварийными.

воздушный старт

3-й воздушной эскадрой Люфтваффе, носившей имя III/KG 3 «Blitz Geschwader» (нем. «Молниеносная эскадра»), с июля 1944 года по январь 1945 года с модифицированных He 111 (носивших обозначение H-22s) было произведено 1176 запусков. Послевоенные исследования оценивают потери «Фау-1» в 40 % при запуске с самолётов, которые тоже несли потери, как от атак истребителей противника, так и от факела двигателя снаряда, в зоне которого на несколько секунд после пуска оказывался самолёт. В самом конце войны было изготовлено несколько пилотируемых «Фау-1» (так и не использованных), предполагавших подъём в воздух на тросе, с использованием реактивного Ar 234 в качестве буксировщика.

Космическая пушка


Ну что же, раз были акустическая и ураганная пушки, то почему бы не сделать и пушку космическую? Разработки таковой велись нацистскими учеными. Теоретически это должно было быть орудие, способное фокусировать направленное солнечное излучение на точку на Земле. Впервые идея была озвучена в 1929 году физиком Германом Обертом. Его проект космической станции со 100-метровым зеркалом, которое могло улавливать и отражать солнечный свет, направляя его на Землю, был взят на вооружение.

Во время войны нацисты использовали концепцию Оберта и начали разработку слегка видоизмененного образца «солнечного» орудия.

Они полагали, что огромная энергия зеркал может буквально вскипятить воду земных океанов и выжечь все живое, превратив в пыль и прах. Существовала экспериментальная модель космической пушки — ее и захватили американские войска в 1945 году. Сами немцы признали проект провальным: слишком уж авангардной была технология.

Модификации

За время производства Фау-1 несколько модификаций таковой (включая специализированные и пилотируемые) было разработано либо предложено конструкторами. Лишь часть из них была применена на поле боя.

Фау-1 воздушного запуска

Фау-1 на модифицированном He 111

Помимо запуска ракеты с наземных площадок, немцы также практиковали пуски Фау-1 с летящих бомбардировщиков. Никакая переделка ракеты при этом не требовалась, так как её прототипы и так были приспособлены для воздушных запусков при испытаниях двигателя. В качестве носителя Фау-1 обычно использовались бомбардировщики «Хейнкель» He 111 H-22. Ракета закреплялась под крылом бомбардировщика, при этом двигатель снаряда выступал над верхней поверхностью крыла.

Воздушные запуски ракет начались в июле 1944 года. Немцы рассматривали воздушные запуски как способ компенсировать потерю пусковых площадок в Па-де-Кале, захваченных союзным наступлением. Кроме того, самолеты-ракетоносцы могли осуществлять запуски ракет с неожиданных направлений, затрудняя действия противовоздушной обороны Великобритании.

В связи с активностью истребителей союзников, вылеты ракетоносцев проводились только по ночам, и только на малых высотах, чтобы избежать обнаружения радарами. Бомбардировщик приближался к Британии и пересекал линию побережья на малой высоте, затем совершал набор высоты, запускал ракету, и быстро снижался вновь. Тем не менее, тактика была опасной: помимо того, что He-111 сам по себе был устаревшей машиной, яркая вспышка включившегося двигателя ракеты демаскировала носитель в ночной темноте. Кроме того, воздушные запуски были менее надежны. Всего было запущено с самолетов-носителей около 1176 ракет Фау-1.

В дальнейшем, немцы также предлагали разработать модификацию Фау-1 для запуска с реактивных бомбардировщиков «Arado Ar 234 Blitz». При этом ракета должна была либо буксироваться за самолетом на гибкой подвеске, либо устанавливаться сверху на фюзеляже. Эти планы не были реализованы.

Дальнобойная Фау-1

Высадка союзников в Нормандии летом 1944 года привела к тому, что немецкие пусковые площадки в Па-де-Кале, откуда осуществлялись запуски Фау-1 по Лондону, были захвачены. Базовая версия ракеты не обладала достаточной дальностью, чтобы эффективно применяться против Великобритании с более отдаленных пусковых площадок.

В попытке решить эту проблему, была разработана новая, более дальнобойная версия ракеты. Запас топлива был повышен за счет уменьшения веса боевой части. Кроме того, носовой обтекатель ракеты, в исходной версии — металлический, стал изготовляться из дерева, что привело к существенному снижению веса конструкции. Новые ракеты могли применяться по территории Великобритании с более отдаленных пусковых площадок в Нидерландах. Немцы лихорадочно пытались организовать массовое производство дальнобойных ракет к зиме 1944—1945, но из-за общего коллапса германской экономики и разрушения бомбардировками промышленных предприятий, новый «robotblitz» начался только в феврале-марте 1945 года, когда несколько сотен ракет были запущены по Лондону с пусковых площадок в Нидерландах. Вскоре после этого, решающее наступление англо-американских войск привело к утере немцами и этих позиций.

Пилотируемая V4 (Фау-4)

Пилотируемый вариант крылатой ракеты — Fieseler Fi 103R

Помимо этих программ, немцы также рассматривали возможность использования самолета-снаряда в качестве буксируемого топливного бака для реактивных истребителей. Лишенный двигателя и боеголовки снаряд (по сути дела, просто бак с крыльями и автопилотом) должен был буксироваться за Me-262 и сбрасываться по исчерпании запаса топлива в нём. Проект прошёл несколько тестовых испытаний буксировкой за тяжёлым бомбардировщиком He-177, но в итоге не был применен на практике.

Крыса

Вы думали, что танк «Мышь» был большим? Ну что же… По сравнению с проектами Landkreuzer P. 1000 Ratte это была лишь игрушка!

«Крыса» Landkreuzer P. 1000 — самый большой и самый тяжелый танк, спроектированный нацистской Германии! Согласно планам, этот сухопутный крейсер должен был весить 1000 тонн, быть в длину около 40 метров, в ширину — 14 метров. В нем располагался экипаж в 20 человек.

Огромный размер машины был причиной постоянной головной боли конструкторов. Было слишком непрактично иметь на вооружении такого монстра, поскольку, например, многие мосты не выдержали бы его.


Альберт Шпеер, который был ответственным за рождение идеи «Крысы», считал этот танк смешным. Именно благодаря ему строительство даже не началось, и не было создано даже прототипа. При этом даже Гитлер сомневался, что «Крыса» может на самом деле выполнять все свои функции без специальной подготовки поля боя к своему появлению.

Шпеер, будучи одним из немногих, кто мог рисовать в фантазиях Гитлера сухопутные линкора и высокотехнологичные чудо-машины, отменил программу в 1943 году. Фюрер был удовлетворен, так как полагался в своих быстрых атаках на другое оружие. Интересно, что фактически во время сворачивания проекта были составлены планы для еще большего сухопутного крейсера «P. 1500 Монстр», который бы носил бы самое тяжелое оружие в мире — 800-мм пушку от «Доры»!

История

Снимок площадки со стартовым столом и двумя «Фау-2» в горизонтальном положении, 23 июня 1943.

Начало разработки немецких жидкостных ракет было положено в 1926 году, когда группа энтузиастов ракетостроения и межпланетных сообщений организовала Общество космических полётов (нем. Verein für Raumschiffahrt) (VfR). Твердотопливные ракеты использовались как оружие в годы Первой мировой войны практически всеми враждующими сторонами, поэтому по Версальскому мирному договору побеждённой Германии было запрещено разрабатывать и создавать такие ракеты. Однако в этом договоре ни слова не было сказано о разработке ракет на жидком топливе. В конце 1929 года министр обороны отдал приказ об изучении возможности использования ракет для военных целей, а в 1932 году была создана экспериментальная станция для ракет на жидком топливе в Куммерсдорфе под Берлином. В частности, полковнику Вальтеру Дорнбергеру была продемонстрирована экспериментальная ракета, разработанная молодым немецким конструктором Вернером фон Брауном. Несмотря на то, что возможности показанной ракеты были достаточно ограничены, Дорнбергера заинтересовала работа, и он предложил фон Брауну продолжить разработку под управлением военных.

Как и большинство других членов общества, фон Браун согласился работать на таких условиях. В декабре 1934 года был достигнут успех в запуске ракеты A-2 — небольшой модели, работавшей на этаноле (этиловом спирте) и жидком кислороде

Особое внимание уделялось отработке двигателя. К этому времени было рассчитано множество потенциально пригодных вариантов топливной смеси, однако военных больше всего заинтересовала возможность использования этанола, связанная с постоянным дефицитом нефтепродуктов для Германии

Этиловый спирт производился в больших количествах как результат переработки картофеля и гидролизом древесины. Этот вид топлива использовался немцами на протяжении всей Второй мировой войны.

Добившись успеха с A-2, группа фон Брауна перешла к разработкам ракет A-3 и A-4 (будущей «Фау-2»). Последняя должна была стать уже полноразмерной ракетой с предположительной дальностью полёта около 175 километров, высотой подъёма до 80 километров и массой полезной нагрузки около 1 тонны. Увеличение возможностей во многом опиралось на комплексную переработку двигателя, выполненную инженером Вальтером Тилем.

Боевое применение

Жертвы «Фау-2», Антверпен, 1944

Ракета «Фау-2», выставленная на Грунплатс (Groenplaats) в Антверпене

«Фау-2» на сборочной линии завода Миттельверк в горе Конштайн, 3 июля 1945

Гитлера не покидала идея о производстве тяжёлой ракеты, которая должна была принести Англии возмездие. По его личному приказу с конца июля 1943 года огромный производственный потенциал был направлен на создание ракеты, получившей впоследствии пропагандистское название «Фау-2».

Министр вооружения Третьего рейха Альберт Шпеер позже в своих воспоминаниях писал:

и далее:

Первую ракету с боевым зарядом выпустили по Парижу. На следующий день начали обстрел Лондона. Англичане знали о существовании немецкой ракеты, но они сначала ничего не поняли и подумали (когда в 18 часов 43 минуты 8 сентября в районе Чизвик раздался сильный взрыв), что взорвалась газовая магистраль (так как не было воздушной тревоги). После повторных взрывов стало ясно, что газовые магистрали ни при чём. И только тогда, когда около одной из воронок офицер из войск противовоздушной обороны поднял кусок патрубка, замороженного жидким кислородом, стало ясно, что это новое оружие нацистов (называвшееся ими «оружием возмездия» — нем. Vergeltungswaffe). Эффективность боевого применения «Фау-2» была крайне невысокой: ракеты имели малую точность попадания (в круг диаметром 10 км попадало только 50 % запущенных ракет) и низкую надёжность (из 4300 запущенных ракет более 2000 взорвались на земле или в воздухе при запуске, либо вышли из строя в полёте[источник не указан 1687 дней]). По различным источникам, пуск 2000 ракет, направленных за семь месяцев для разрушения Лондона, привёл к гибели свыше 2700 человек (от каждой ракеты погибал один или два человека).

16 декабря 1944 года Фау-2 упала на кинотеатр «Рекс» в Антверпене, где в тот момент находилось около тысячи человек. В результате погибло 567 человек. Падение Фау-2 на кинотеатр «Рекс» стало самой смертоносной атакой этой ракеты за всё время Второй Мировой войны.

Рядом с заводом по производству ракет, на южном склоне горы Конштайн, находился концентрационный лагерь Дора, поставлявший заводу рабочих. Производство этих ракет унесло больше жизней, чем сами ракетные удары. В лагере нашли зарытыми 25 тыс. трупов, ещё 5 тыс. человек было расстреляно перед наступлением американской армии[источник не указан 1525 дней].

На основе «Фау-2» разрабатывался проект двухступенчатой межконтинентальной баллистической ракеты с дальностью полёта 5000 км. Её предполагалось использовать для поражения крупных объектов и деморализации населения на территории США. Однако доведение ракеты до боевого применения к моменту поражения нацистской Германии так и не состоялось.

Проекты на базе Фау-2

Внешние видеофайлы

A4b

В 1941 году в попытке увеличить дальность полёта баллистической ракеты была предложена идея оснастить её крыльями, переведя тем самым заключительную стадию полёта в сверхзвуковое планирование. Проект получил некоторое развитие в 1944 году, когда в экспериментальных целях несколько серийных Фау-2 были оснащены крыльями высокой стреловидности.

Предполагалось, что за счёт сверхзвукового планирования дальность действия ракеты удастся увеличить до 750 км, что позволило бы атаковать цели на территории Великобритании непосредственно с территории Германии. Два экспериментальных запуска были проведены: первый (неудачный) 27 декабря 1944, и второй — 24 января 1945. Во время второго пуска ракета достигла скорости, соответствующей М=4 (то есть в четыре раза превышающей скорость звука), прежде чем крылья отвалились от фюзеляжа и ракета разрушилась.

A4 подводного запуска

В 1943 году была выдвинута идея использовать подводные лодки для доставки ракет А4 к побережью США и обстрела ими прибрежных городов. Так как ракета перед запуском должна была быть установлена вертикально, расположить её внутри существующих германских лодок было невозможно, поэтому для доставки ракеты в подводном положении предполагалось использовать буксируемый пусковой контейнер, внутри которого располагалась ракета, топливо и окислитель. Перед запуском, после всплытия, контейнер выравнивался вертикально за счёт заполнения кормовых балластных цистерн, ракета заправлялась и осуществлялся пуск.

Проект получил развитие, и три подобных контейнера были заказаны в 1944 году, но только один собран к концу войны; вся система ни разу не была испытана. Однако разведка союзников сумела получить некоторые данные о проекте в 1944 году и ВМФ США разработал специальные меры по противодействию развёртыванию ракетоносных субмарин, если бы таковые вышли в океан. В январе 1945 года во время попытки крупной «волчьей стаи» прорваться из Норвегии в Северную Атлантику эти действия были ошибочно приняты за намерение развернуть ракеты для удара по Нью-Йорку, ошибка выяснилась только после разгрома немецкого соединения.

Конструкция

«Фау-1» построена по нормальной аэродинамической схеме (самолётная).

Фюзеляж

Фюзеляж построен в основном из сварной листовой стали

Фюзеляж Фау-1 представлял собой веретенообразное тело вращения длиной 6,58 метра и максимальным диаметром 0,823 метра. Фюзеляж выполнен в основном из тонколистовой стали, соединение листов сваркой, крылья выполнены аналогичным образом, либо из фанеры. Крылья постоянной хорды 1 метр, 5,4 метра размахом и с профилем толщиной около 14 %. Над фюзеляжем располагался двигатель длиной около 3,25 метра.

Двигатель

Схема работы ПуВРД

Немецкий самолёт-снаряд Фау-1 является наиболее известным летательным аппаратом, оснащённым пульсирующим воздушно-реактивным двигателем (ПуВРД). Выбор этого типа двигателя был продиктован, главным образом, простотой конструкции и, как следствие, малыми трудозатратами на изготовление, что было оправдано при массовом производстве крылатых ракет. Двигатель разработан в конце 1930-х годов конструктором . Образец двигателя Argus-Schmidtrohr (As109-014) был создан фирмой «Argus Motoren» в 1938 году.

В ПуВРД используется камера сгорания с входными клапанами и длинное цилиндрическое выходное сопло. Горючее и воздух подаются периодически.

Цикл работы ПуВРД состоит из следующих фаз:

  • Клапаны открываются и в камеру сгорания поступает воздух (1) и топливо (2), образуется воздушно-топливная смесь.
  • Смесь поджигается с помощью искры свечи зажигания. Образовавшееся избыточное давление закрывает клапан (3).
  • Горячие продукты сгорания выходят через сопло (4) и создают реактивную тягу.

В настоящее время ПуВРД используется как силовая установка для лёгких самолетов-мишеней. В большой авиации не применяется из-за низкой экономичности по сравнению с газотурбинными двигателями.

Система управления

Система управления снарядом представляет собой автопилот, удерживающий снаряд на заданных при старте курсе и высоте в течение всего полёта.

Стабилизация по курсу и тангажу осуществляется на базе показаний 3-степенного (главного) гироскопа, которые суммируются по тангажу с показаниями барометрического датчика высоты, а по курсу и тангажу со значениями соответствующих угловых скоростей, измеряемых двумя 2-степенными гироскопами (для демпфирования колебаний снаряда вокруг собственного центра масс). Наведение на цель выполняется перед стартом по магнитному компасу, который входит в состав системы управления. В полете курс корректируется по этому прибору: если курс снаряда отклоняется от заданного по компасу, электромагнитный механизм коррекции воздействует на рамку тангажа главного гироскопа, что заставляет его прецессировать по курсу в направлении уменьшения рассогласования с курсом по компасу, а система стабилизации уже приводит и сам снаряд к этому курсу.

Управление по крену вообще отсутствует — благодаря своей аэродинамике снаряд достаточно устойчив вокруг продольной оси.

Управление дальностью полета

Логическая часть системы реализована средствами пневматики — функционирует на сжатом воздухе. Угловые показания гироскопов с помощью поворотных сопел со сжатым воздухом преобразуются в форму воздушного давления в выходных патрубках преобразователя, в этой форме показания суммируются по соответствующим каналам управления (с соответственно подобранными коэффициентами) и приводят в действие золотники пневматических машинок рулей курса и высоты. Гироскопы также раскручиваются сжатым воздухом, который подаётся на турбинки, составляющие часть их роторов. Для функционирования системы управления на снаряде имеется шаровой баллон со сжатым воздухом под давлением 150 атм.

Управление дальностью полета осуществляется с помощью механического счётчика, на котором перед стартом устанавливается величина, соответствующая требуемой дальности, а лопастной анемометр, размещенный на носу снаряда и вращаемый набегающим потоком воздуха, скручивает счётчик до нуля по достижении требуемой дальности (с точностью ±6 км). При этом разблокируются ударные взрыватели боевой части и выдается команда на пикирование («отсекается» подача воздуха в машинку руля высоты).

Акустическая пушка

Немецкие ученые старались мыслить нетривиально. Пример их оригинального подхода — разработка «звуковой пушки», которая своими вибрациями могла буквально «разорвать человека».

Проект звуковой пушки был детищем доктора Рихарда Валлаушека. Состояло это устройство из параболического отражателя, диаметр которого равнялся 3250 мм, и инжектора с системой зажигания, с подачей метана и кислорода. Воспламенение взрывчатой смеси газов производилось прибором через равные промежутки времени, создавая постоянный грохот нужной частоты в 44 Гц. Звуковое воздействие должно было уничтожить все живое в радиусе 50 м менее, чем за минуту.


Конечно, мы не ученые, но довольно сложно поверить в правдоподобность направленного действия такого устройства. Оно было опробовано лишь на животных. Огромные размеры устройства превращали его в отличную мишень. А любое повреждение параболических отражателей делало бы пушку совершенно безоружной. Кажется, Гитлер согласился с тем, чтобы этот проект так и не был выпущен в производство.

Литература

Вилли Лей. Ракеты и полёты в космос = Rockets, missiles and space travel / под ред. полковника Бузинова В. М.. — М.: /Военное издательство Министерства обороны СССР, 1961. — 423 с.

Альберт Шпеер. Третий рейх изнутри. Воспоминания рейхсминистра военной промышленности., М., 2005. (Глава: Ошибки

Секретное оружие и СС) Задача особой государственной важности. Из истории создания ракетно-ядерного оружия и Ракетных войск стратегического назначения (1945-1959 гг.) / Сост

В. И. Ивкин, Г. А. Сухина. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. — 1207 с. — 800 экз. — ISBN 978-5-8243-1430.

Космонавтика : маленькая энциклопедия / . ─ М. : Советская энциклопедия, 1968 . ─ 528 с. : ил. + прил. ─ (Маленькие энциклопедии: история- наука — техника — культура — жизнь) .

Тактико-технические характеристики

Жидкостный ракетный двигатель работал на 75 % этиловом спирте (около 4 тонн) и жидком кислороде (около 5 тонн) и развивал тягу до 270 кН, обеспечивая среднюю скорость полёта в 1700 м/с (6120 км/ч). Дальность полёта достигала 320 км, высота траектории до 100 км. Боевая часть, содержащая до 830 кг аммотола, размещалась в головном отсеке. Основные параметры ракеты приведены в таблице ниже:

Общая длина ракеты, мм 14 030
Диаметр корпуса, мм 1650
Диаметр по стабилизаторам, мм 3558
Масса незаправленной ракеты с боевой частью, кг 4000
Масса стартовая, кг 12 500
Количество расходуемых веществ масса спирта (75%), кг 3900
масса жидкого кислорода, кг 5000
масса перекиси водорода, кг 175
масса перманганата натрия, кг 14
масса сжатого воздуха, кг 17
Расход топлива, кг/с 127
Пропорция смеси (спирт/кислород) 0,81
Тяга двигателя на старте, кг 25 000
Ускорение на старте, g 0,9
Температура в камере сгорания, °C ~2700
Давление в камере сгорания, атм. 15,45
Давление зажигания (сверх давления в камере сгорания), атм. 2,4
Скорость истечения топлива, м/с 2050
Время набора скорости звука, с 25
Время работы двигателя, с 65-80
Тяга перед отсечкой топлива, кг 4200
Ускорение перед отсечкой топлива, g 5
Скорость ракеты в конце работы двигателя, м/с 1450
Координаты ракеты к моменту отсечки подачи топлива по высоте, км 25
по горизонтали, км 20
Дальность стрельбы практическая, км 274
Дальность стрельбы максимальная, км 380
Высшая точка траектории, км 80-90
Скорость падения (у земли), м/с 450
Масса головной части, кг 1000
Масса взрывчатого вещества, кг 730—830
Действие у цели при тротиловом снаряжении диаметр воронки, м 25—30
глубина воронки, м 15
Отклонение от цели по проекту (КВО), км 0,5—1 (0,002—0,003 от дальности)
реализовано, км 4,5 система управления «LEV-3» (полигонные испытания); 2,0 система радиокомандного управления «Leitstrahlstellung» (полигонные испытания);

±10—20; 4,5—6 по данным Редстоунского арсенала (США)

по результатам отстрела в 1947 году 11 ракет собранных в СССР, км ±5

Ежедневные обстрелы

Жужжащий звук самолета-снаряда жители Лондона впервые услышали ранним утром 13 июня 1944 года. В тот день по Англии немцы выпустили 10 «Фау-1».

Image caption Боеголовка ракеты содержала около тонны взрывчатки, которая вызывала сильные разрушения

Только четыре из них долетели до Британии, и одна упала в лондонском районе Бетнал Грин, убив шесть человек.

После этого бомбы стали падать на Англию ежедневно. Самым тяжелым днем оказалось 2 июля 1944 года, когда Ла-Манш пересекла 161 ракета «Фау-1».

Всего было запущено около десяти тысяч «Фау-1», из которых лишь около трех тысяч долетели до Англии.

Около шести тысяч человек погибли в результате взрывов этих ракет, были полностью разрушены около 20 тысяч домов.


С этим читают