Ракеты фау

Алан-э-Дейл       10.03.2024 г.

Содержание

Первые результаты

Надежда «вывести из игры» Великобританию реальными ударами «Фау-2» оказалась столь же несбыточной. Сами удары не были массированными — в первом вместо трех-пяти тысяч задействовали всего 29 ракет, а максимальное число пусков составило 33 в сутки. Всего по Англии запустили 1 269 «Фау-2», из них 1 225 — по Лондону, еще 43 — по скоплениям союзных войск в Голландии. По данным британской гражданской обороны, 517 «Фау-2» упали на Лондон, еще 537 — на другие цели в Англии, 61 — в море. В Лондоне ими убиты 2 754 и тяжело ранены 6 523 человека. Значительно больше убило производство «Фау-1» и -2 — каждая ракета стоила жизни в среднем 20 заключенным.

Всего «Миттельверке» построил 5 940 ракет А-4 нескольких серий. Еще 238 ракет изготовили в Пенемюнде. Массовое производство ракет «Фау-2» действительно было расточительством средств, промышленных мощностей и дефицитных материалов. Конструкция включала 30 000 деталей, многие требовали высокой точности обработки и специального оборудования. Производство одной «Фау-2» — одноразового боеприпаса — обходилось в 3 000–7 000 человеко-часов и 300 000 рейхсмарок. Союзники не случайно опасались, что за «обычными» последуют «атомные» ракеты. «Фау-2» стоила явно больше, чем эффект от взрыва заряда в одну тонну обычного взрывчатого вещества и разрушений, вызванных импульсом ракеты и детонацией остатков топлива в баках.

Однако «Фау-2» продемонстрировала заложенные в управляемом реактивном оружии новые возможности, возвестила о начале новой эпохи развития техники и вооружений и во многом ускорила приход этой эпохи. Баллистическая ракета не имела себе равных по скорости доставки боевого заряда к цели на больших дальностях. А еще она была неуязвима для средств обороны противника.

«Считать важнейшей задачей!»

Захваченные ракеты, лабораторное и производственное оборудование, опыт германских специалистов в разработке, производстве и применении нового оружия — все это было бесценным для победителей. В СССР работы по изучению нового оружия начались уже в 1944 году. В НИИ-1 (бывшем ракетном НИИ-3, переданном теперь в Наркомат авиапромышленности) формируется группа «Ракета». Еще до окончания боевых действий сначала в Польшу, а затем в Германию направляются группы специалистов. К октябрю 1945 года в Германии работали уже 733 специалиста, среди них — Б.Е. Черток, Н.А. Пилюгин, В.П. Бармин, М.С. Рязанский, В.П. Мишин, В.И. Кузнецов — будущие руководители направлений ракетно-космической техники, — а также освобожденные из «шараги» С.П. Королев и В.П. Глушко (в 1944 году в интересах ракетного проекта освободили более двух десятков репрессированных специалистов).

13 мая 1946 года появилось без преувеличения историческое Постановление Совета Министров СССР «Вопросы реактивного вооружения». Создается НИИ-88 в подмосковных Подлипках (г. Калининград). В августе 1946 года С.П. Королева назначают сюда главным конструктором «изделия № 1» — копии германской «Фау-2». В 1950-м его конструкторский отдел оформляется в ОКБ-1, а потом и весь институт стал известен как «королевский». В вузах организовывали подготовку соответствующих специалистов. Закладывалась обширная база для новой мощной отрасли — ракетно-космической.

Для обработки документации, детального воспроизведения конструкций различных ракет в Германии с привлечением германских специалистов организовали институты «Рабе», «Нордхаузен», «Берлин». Поиски информации шли также на территории Австрии, Чехословакии, Венгрии.

Удалось собрать комплектующие для двух десятков «Фау-2». Половину их собрали на заводе в Кляйнбодунген и испытали тут же в Германии («изделие Н») силами бригады особого назначения резерва верховного главнокомандования (БОН РВГК), сформированной на базе гвардейского минометного полка. Остальные узлы и агрегаты вывезли в СССР. Туда же в начале 1947 года выехали советские специалисты и около 300 германских (американцы вывезли к себе почти 500 спецов). В СССР собрали 10 ракет («изделие Т»). Первый пуск 18 октября 1947 года произвела та же БОН на только что организованном 4-м Государственном центральном полигоне близ села Капустин Яр Астраханской области.

10 октября 1948 года провели первый пуск «изделия № 1». 28 ноября 1950 года ракету с двигателем РД-100 конструкции Глушко приняли на вооружение под обозначением Р-1, ею начали вооружать вновь формируемые БОН РВГК. Ракета была приспособлена к отечественному производству и к климату. Круговое вероятное отклонение уменьшили, тем не менее, один боевой генерал пошутил: «Заливаете в ракету более четырех тонн спирта. Да если дать моей дивизии этот спирт, она любой город возьмет с ходу. А ракета ваша в этот город даже не попадет!»

Р-1 позволила накопить опыт разработки, производства, исследовательских пусков, телеметрии, траекторных измерений, применения нового оружия, начать формирование нового рода войск. Темпы и глубина, с которыми был изучен опыт противника, и сама возможность быстрого «копирования» говорят о достаточно высоком уровне научной и технической базы, созданной в предшествующие годы — без «тайных знаний» и оккультного шаманства. Хотя многое приходилось начинать «с нуля». Германские специалисты, по воспоминаниям участников работ, оказали помощь в восстановлении германских конструкций, но в дальнейших разработках практически не участвовали.

Сразу после Р-1 Королев начал разработку ракеты Р-2 с увеличенной вдвое дальностью, принятой на вооружение 27 ноября 1951 года. Кроме нового двигателя РД-101 того же Глушко она получила отделяемую головную часть. Теперь не нужно было всей ракете выдерживать громадные тепловые и механические перегрузки при входе в плотные слои атмосферы, корпус можно было значительно облегчить, выполнив несущим бак горючего. Автономная инерциальная система управления дополнялась радиокоррекцией на траектории.

Словосочетание «ракета Фау-2»

Слово «Фау-2» происходит от немецкого «Vergeltungswaffe-2», где «Vergeltungswaffe» переводится, как оружие возмездия,
а литера «2» обозначает порядковый номер этого оружия, присвоенный гитлеровской пропагандой летом 1943 года. Такое
обозначение придумал рейхсминистр народного просвещения и пропоганды фашистской Германии Йозеф Геббельс. С характером
системы оружия название не имело ничего общего. Сокращенно ракету называли «V-2». Под аббревиатурой «V-2» название ракеты
закрепилось в Германии, затем в Великобритании, США и во всем мире.

Однако немецкие конструкторы ракеты именовали свое детище по другому – «А-4», что означает «Агрегат – 4». Литера «4»
обозначает порядковый номер проекта ракеты.

В русском языке слово «Фау-2» стало употребляться с 1945 года, как чтение от первой буквы немецкого слова
«Vergeltungswaffe». Слово прижилось в русскоязычной исторической и военной литературе. Однако, словосочетание «ракета Фау-2»
первоначально не использовалось, а соответствующее ему изделие именовалось «реактивный снаряд Фау-2». Сейчас в Рунете равно
фигурируют все три названия: «Фау-2», «А-4», «V-2». Употребление понятия «реактивный снаряд» в отношении Фау-2 применяется редко.

Расследование. Часть 1. Германия

Бои за Берлин закончились только позавчера, однако по Германии уже ездили несколько специалистов, которые тщательно высматривали, что и где можно позаимствовать на благо советской науки и будущей космонавтики. В те годы в вопросах создания ракет немцы были впереди планеты всей. А потому и американцы, и советские специалисты старались перенять как можно больше опыта. Пригодится.

9 мая все армии торжественно праздновали победу. Война была выиграна. Теперь предстояло выиграть мир», — Борис Черток, советский конструктор.

Американцам повезло. Весной 1945 года, понимая, что Третьему рейху приходит бесславный конец, Вернер Фон Браун(главный конструктор) собрал команду разработчиков и предложил решить, кому сдаваться в плен. Выбрали американцев. Увы, история не терпит сослагательного наклонения.

Американские солдаты осматривают Фау-2

Хуже другое. После разделения зон ответственности многие научные институты и фабрики могли оказаться наамериканской» территории и стать недоступными для изучения.

Из спецтюрьмы НКВД(шарашки) выпустили и отправили в Берлин Сергея Королёва и Валентина Глушко.

На основеоставшихся» и перешедших на русскую сторону немецких специалистов спешно создали научный институтНордхаузен» для изучения и запуска немецких ракет. В его состав вошли три завода по созданию ракет, вычислительный центр на основе институтаРабе» и стендовая база для испытания двигателей. Сергей Королёв стал главным инженером, а Валентин Глушко возглавил отдел по изучению двигателей. Все возможные трофеи описывали, нумеровали и отправляли в Советский Союз. То же самое происходило с документами и чертежами.

Группа советских военных специалистов в Германии: первый слева — С.П. Королёв

Да, нужно признать: и советская, и американская космонавтика начались с пусков трофейных(позже доработанных) ракет Фау-2. Иного и быть не могло, на тот момент немцы сильно обгоняли весь мир в разработке и создании баллистических и зенитных ракет. Фау-2 уже пересекали линию Кармана и забирались в космическое пространство.

Так что же? Расследование окончено,эксперты» правы? Можно закрывать дело и приступать к вынесению приговора?

Конструкция


Схема «Фау-2»

Внешне ракета со свободным вертикальным стартом имела классическую для подобных ракет веретенообразную форму с четырьмя крестообразно расположенными воздушными стабилизаторами.

Общая длина корпуса ракеты составляла 14 300 мм, максимальный диаметр равнялся 1650 мм.

Стартовая масса ракеты «Фау-2» достигала 14 тонн и складывалась из массы боевого заряда (980 кг), компонентов топлива (8760 кг) и конструкции вместе с двигательной установкой (3060 кг).

Ракета состояла из более чем 30 тысяч отдельных деталей, а длина проводов электрического оборудования превышала 35 км.

На ракете устанавливался жидкостный ракетный двигатель с турбонасосной подачей обоих компонентов топлива. Основными агрегатами жидкостного ракетного двигателя являлись камера сгорания (КС), турбонасосный агрегат (ТНА), парогазогенератор, баки с перекисью водорода и марганцовокислым натрием, батарея из семи баллонов со сжатым воздухом.

Технологически «Фау-2» была поделена на 4 отсека: боевой, приборный отсек, баковый (топливный) и хвостовой отсеки. Такое разделение диктовалось условиями транспортировки.

Боевой отсек конической формы, изготовленный из мягкой стали толщиной 6 мм, общей длиной по оси (от основания обтекателя) 2010 мм, снаряжался аммотолом. Выбор этого взрывчатого вещества был обусловлен его относительной безопасностью к применению в условиях вибрации и нагрева. В верхней части боевого отсека находился высокочувствительный ударный импульсный взрыватель. От использования механических взрывателей пришлось отказаться в силу большой скорости столкновения ракеты с землёй, в результате чего механические взрыватели просто не успевали сработать и разрушались. Скорость падения ракеты составляла 1100 м/c. Подрыв заряда осуществлялся расположенным в его тыльной части пиропатроном по электрическому сигналу, полученному от взрывателя. Сигнальный кабель от головной части протягивался по каналу, расположенному в центральной части боевого отсека.

В приборном отсеке размещалась аппаратура системы управления и радиооборудование.

Топливный отсек занимал центральную часть ракеты. Горючее (75 % водный раствор этилового спирта) размещалось в переднем баке. Окислитель — жидкий кислород, заправлялся в нижний бак. Оба бака изготавливались из лёгкого сплава. В целях предотвращения изменения формы и поломок оба бака наддувались давлением, равным приблизительно 1,4 атмосферы. Пространство между баками и обшивкой плотно заполнялось теплоизолятором (стекловолокном).

Жидкостный двигатель ракеты Фау-2; схема этого двигателя стала классической для ЖРД на протяжении более полувека

В хвостовом отсеке на силовой раме размещалась двигательная установка, тягой на Земле в 25 тс.
Подача топлива в камеру сгорания осуществлялась с помощью двух центробежных насосов, приводимых в действие турбиной, работающей за счёт парогаза, образующегося при разложении перекиси водорода в парогазогенераторе в присутствии катализатора — марганцовокислого натрия. Мощность турбины 680 л. с.

Одним из наиболее революционных технологических решений стала автоматическая система наведения. Координаты цели вводились в бортовой аналоговый вычислитель перед запуском. Установленные на ракете гироскопы контролировали ее пространственное положение в течение всего полета, а любое отклонение от заданной траектории выправлялось четырьмя графитными газодинамическими рулями, помещёнными в реактивную струю двигателя по периферии сопла. Отклоняясь, эти рули отклоняли часть реактивной струи, что изменяло направление вектора тяги двигателя, и создавало момент силы относительно центра масс ракеты, что и являлось управляющим воздействием (подобный способ заметно снижает тягу двигателя, к тому же графитные рули в реактивной струе подвержены сильной эрозии и имеют очень малый временной ресурс).

Четыре стабилизатора крепились фланцевыми стыками к хвостовому отсеку. Внутри каждого стабилизатора размещались электромотор, вал, цепной привод аэродинамического руля и рулевая машинка, отклоняющая газовый руль (находящийся в створе сопла, сразу за его срезом).


«Фау-2» на транспортно-установочном прицепе Meilerwagen

Литература

Вилли Лей. Ракеты и полёты в космос = Rockets, missiles and space travel / под ред. полковника Бузинова В. М.. — М.: /Военное издательство Министерства обороны СССР, 1961. — 423 с.

Альберт Шпеер. Третий рейх изнутри. Воспоминания рейхсминистра военной промышленности., М., 2005. (Глава: Ошибки

Секретное оружие и СС)
Задача особой государственной важности. Из истории создания ракетно-ядерного оружия и Ракетных войск стратегического назначения (1945-1959 гг.) / Сост. В

И. Ивкин, Г. А. Сухина. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. — 1207 с. — 800 экз. — ISBN 978-5-8243-1430

В. И. Ивкин, Г. А. Сухина. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. — 1207 с. — 800 экз. — ISBN 978-5-8243-1430.

Космонавтика : маленькая энциклопедия / . ─ М. : Советская энциклопедия, 1968 . ─ 528 с. : ил. + прил. ─ (Маленькие энциклопедии: история- наука — техника — культура — жизнь) .

Тайна монумента

Что касается американцев, то хотя они «Фау-2» на вооружение и не принимали, но изучили ее до последнего винтика. К этому делу они привлекли фирму General Electric. Трофейные «Фау-2» запускались в 1946–1951 годах на полигоне Уайт Сэндз (штат Нью-Мексико). Всего в этих испытаниях было использовано 67 ракет – успешных пусков оказалось 46. Кроме того, одну «Фау-2» запустили даже с палубы авианосца «Мидуэй» – правда, после пуска ракета развалилась. И хорошо, что не над самим авианосцем.

На основе «Фау-2» американцы создали несколько экспериментальных ракет. Полученный опыт и усилия команды фон Брауна позволили разработать в 50-е годы серийные боевые образцы – оперативно-тактическую ракету Redstone («Редcтоун» – «Красный камень»), которую в определенной степени можно считать аналогом нашей Р-2, и тактическую Corporal («Капрал»). Данные изделия, прослужившие в американской армии до середины 60-х, также можно считать прямыми потомками «Фау-2».

В 1962 году списанная ракета Р-1 была установлена в качестве памятника на полигоне Капустин Яр – в честь первого пуска здесь своего прототипа «Изделия Т». По понятным причинам у подножия этого памятника страсть как любили фотографироваться офицеры Национальной народной армии ГДР, которые в рамках Варшавского договора приезжали сюда вместе со своими оперативно-тактическими ракетными комплексами 9К72 (с ракетами 8К14) на учебные стрельбы.

Сегодня любой москвич или гость столицы может увидеть нечто похожее на ракету Р-1 (или, если угодно, на «Фау-2»), взглянув на монумент «Покорителям космоса» в Останкине. Стилизованный макет ракеты венчает параболический обелиск, устремленный в небо. Вряд ли, конечно, создатель монумента скульптор Андрей Файдыш-Крандиевский вкладывал какой-то конкретный технический смысл в этот макет, но получилось знаково.

Подвиг разведчиков

Когда стало понятно, что через заслоны противовоздушной обороны крылатым ракетам Фау-1 к Ленинграду никак не пробиться, в Берлине приняли попытку обстреливать город баллистическими Фау-2 с дальностью пуска до тысячи километров. Ещё 26 февраля 1944 года авиация Ленинградского фронта нанесла удар по вражескому аэродрому возле эстонского города Раквере и вывела из строя лётное поле.

А вот о стартовой площадке Фау-2 возле аэродрома никто и не подозревал, пока полгода спустя в этом же районе не высадилась на парашютах разведгруппа разведотдела Краснознамённого Балтийского флота во главе со старшиной 2 статьи Владимиром Фёдоровым.

А вскоре под бомбами союзной авиации перестал существовать и специальный центр на острове Узедом, откуда брала начало ракетная программа Третьего рейха. А создатель ракет семейства «Фау» Вернер фон Браун перебрался к новым работодателям за океан.

Крылатая ракета «Фау-1»

Первым «оружием возмездия» стал самолёт-снаряд Fi 103, разрабатывавшийся с лета 1942 года. Этот беспилотный моноплан с прямым крылом приводился в движение простым и недорогим пульсирующим воздушно-реактивным двигателем, установленным над фюзеляжем. Автопилот «Фау-1» удерживал ракету на заданном курсе и высоте при помощи гироскопов и магнитного компаса.

Дальность «Фау-1» задавал механический счётчик, который скручивала до нуля аэродинамическая вертушка на носу снаряда. Когда счётчик вставал на ноль, «беспилотник» уходил в пике.

Запускалась ракета с паровой катапульты длиной около 50 метров. Подобная пусковая установка была не очень мобильной и легко обнаруживалась воздушными разведчиками.

Значение ракеты Фау-2 для мирового ракетостроения

Про ракету Фау-2 написано много. Устройство ракеты «А-4», конструкция ее узлов и систем стала хрестоматийным учебным
пособием для студентов-ракетчиков. Это не удивительно. Ведь она была и остается первой.

Ракета Фау-2 являлась для своего времени новейшим высокотехнологичным продуктом. В ее системах сконцентрировалась
передовая научная и инженерная мысль, воплощенная в материалы, пусковое оборудование, радиоэлектронику и многое другое.

В тоже время ракета Фау-2, прежде всего, была оружием несущим смерть. Даже организация серийного производства ракеты
отняло тысячи человеческих жизней. Об этом нужно всегда помнить.

Значение ракеты Фау-2 для развития мирового ракетостроения огромно. Закрывать на это глаза непродуктивно для истории.
Рожденная в нацистской Германии технология производства ракет Фау-2, компоненты ракеты, персонал, имевший какое-либо
отношение к ракете, превратились к моменту завершения второй мировой войны на европейском театре военных действий, в лакомый
кусок для держав победителей фашизма.

Ракеты Фау-2, собранные из трофейных компонентов нашли свое применение в
США и СССР.
Стремление использовать и развивать технологии ракет Фау-2 привели к стремительному развитию в этих странах не только
собственного ракетостроения, но и всего того что, так или иначе с ним связано. Успехи ракетостроения, в свою очередь,
проложили Человечеству дорогу в космос.

Наследие Фау-2

Таким образом, нетрудно проследить прямую связь между ракетой Фау-2, создававшейся при помощи рабского труда военнопленных, запускавшейся по целям из оккупированной нацистами Европы, и первым американским пилотируемым полетом в космос.

«Технология Фау-2, впоследствии позволившая американцам отправиться к Луне, разрабатывалась ценой огромных ресурсов, в том числе и человеческих жизней», — подчеркивает Миллард.

Можно ли было высадить человека на Луне, не прибегая к помощи гитлеровского оружия? Вероятно, да, но на это потребовалось бы гораздо больше времени. Как и в случае со многими другими инновациями, война подстегнула работу над ракетными технологиями и ускорила наступление космической эры.

Фундаментальные принципы, лежащие в основе ракетной техники, не претерпели существенных изменений за 70 лет. Конструкция ракетных двигателей остается той же, большинство из них работает на жидком топливе, а в бортовых системах управления по-прежнему применяются гироскопы. Все эти решения были впервые внедрены на Фау-2.

Сам того не подозревая, сентябрьским днем 1944 года мой отец стал свидетелем начала космической эры. «Ракетная техника не сильно изменилась с тех пор, — говорит Миллард. – В этом смысле мы все еще живем в эпоху Фау-2».

Модификации самолета-снаряда Fi.103 (Фау-1)

  • Fi.103A-1 — первый серийный вариант.
  • Fi.103B-1 — упрощенный. Часть элементов конструкции выполнена из дерева, увеличен размах крыла. Серийно не выпускался.
  • Fi.103B-2 — опытный с боевой частью из взрывчатого вещества Trialen.
  • Fi.103C-1 — опытный с авиабомбой SC-1800 в качестве боевой нагрузки.
  • Fi.103F-1 — с увеличенной дальностью пуска до 370 км. Разработан в начале 1945 года. Испытания не проходил.
  • «Рейхенберг» I — пилотируемый вариант для лётчика-камикадзе. Отличался посадочной лыжей и небольшой кабиной перед воздухозаборником. Разработан в Немецком планёрном институте. Первый полёт в сентябре 1944 года, в боевых условиях не применялся.
  • «Рейхенберг» II — учебный. Отличался двухместной кабиной с двойным управлением.
  • «Рейхенберг» III — доработанный. Отличался закрылками и балластом на месте боевой части.
  • «Рейхенберг» IV — боевой вариант. Отличался наличием боеовой части. Переоборудовано 175 ракет Fi.103.
  • 10Х — советский аналог Fi.103. Разрабатывался в 1945-1946 годах в ОКБ-51 под руководством В.Н.Челомея.
  • JB-2 — американский аналог Fi.103.

Пилотируемый вариант Fi-103. Фау-1 так и не стал оружием возмездия, зато его любят моделисты.

А-4, она же «Фау-2»

А-4, положившая начало первому поколению баллистических ракет дальнего действия, представляла собой одноступенчатую жидкостную управляемую ракету с неотделяемой боевой частью (что, кстати, привело к ее переутяжелению). Двигатель работал на 75-процентном этиловом спирте и жидком кислороде с подачей их турбонасосным агрегатом. Охлаждение камеры сгорания двигателя производилось прокачкой части горючего через рубашку двигателя, а сопла — за счет создания защитной пленки при сгорании части горючего на внутренних стенках камеры сгорания. Система управления — автономная инерциальная. Угловое положение аппарата контролировалось гирогоризонтом и гировертикантом. За реализацию программы полета отвечал электромеханический программный токораспределитель. Стабилизаторы с воздушными рулями играли вспомогательную роль, заметную только на больших скоростях при подъеме, а также после возвращения ракеты в плотные слои атмосферы. Главными же органами управления были две пары графитовых газовых рулей, их работа в потоке газов обеспечивала устойчивость ракеты при взлете и управляемость в разреженных слоях атмосферы.

Стоит отметить, что все эти элементы уже были известны ранее. Гироскопические приборы к концу 1930-х годов использовались на флоте и в авиации, в том числе в Германии. В то же время испытанная в СССР в 1939 году крылатая жидкостная ракета «212» С.П. Королева имела автономную систему стабилизации и управления с трехстепенным гироскопом С.А. Пивоварова, да и разработанная тогда же высотная «составная» ракета Р-10 должна была иметь автоматическое управление (гироскоп с приводом на рули). Автономная система с гиростабилизатором и программирующим устройством разрабатывали британцы. Двухкомпонентное топливо из жидкого углеводорода и сжиженного кислорода с их насосной подачей предусматривал еще Циолковский в проекте космической ракеты 1915 года, в то же время такой двигатель запатентовал Годдард, впоследствии первым установивший на ракету графитовые газовые рули. Жидкостное охлаждение камеры сгорания также предлагал еще Циолковский. А пленочное — Цандер. Тем не менее именно в А-4 все эти и другие ранее высказанные идеи не только реализовали в реально работавшей конструкции, но и довели до серийного производства.

Название «Фау-2», присвоенное ракете А-4 перед запуском в серию, достаточно характерно. «V» (немецкая «фау») — от Vergeltungswaffe, то есть «оружие возмездия». После разрушения английской авиацией города Любек 28 марта 1942 года Гитлер потребовал наносить по Англии воздушные «удары возмездия», основной целью которых должно быть гражданское население крупных городов. Собственно, при достигнутой на тот момент точности попаданий другие задачи были бы для ракет дальнего действия слишком затруднительны.

Подготовка «Фау-2» к пуску требовала примерно полутора часов работы команды из 28 человек и нескольких специальных машин — транспортной тележки с гидравлическим подъемником, автоцистерн, компрессорной станции, передвижной электростанции, автомашин для перевозки кабелей, приборов и ЗИП, обмывочной, пожарной машин.

Ракета вертикально устанавливалась на верхнее кольцо пускового стола. После этого азимутальная плоскость ракеты совмещалась с плоскостью стрельбы. К столу крепилась мачта для кабелей, соединявших электрооборудование ракеты с наземным. Включалось бортовое оборудование ракеты. Команда на пуск подавалась из бронемашины управления на шасси полугусеничного БТР.

По мере набора высоты и скорости ракета постепенно разворачивалась, выходя на наклонную траекторию. То есть управление дальностью осуществлялось по скорости, сигнал на выключение двигателя подавался с интегрирующего акселерометра. Далее аппарат летел по баллистической траектории, поднимавшейся до 96 километров.

Оценка проекта

Памятная доска на Гроув Род, Миль Энд в Лондоне на месте падения первого снаряда Фау-1 13 июня 1944 г, унесшего жизни 11 лондонцев

В конце декабря 1944 года генерал Клейтон Биссел (Clayton Bissell) представил отчет, указывающий на значительные преимущества V1 по сравнению с традиционными воздушными бомбардировками.

Им была подготовлена следующая таблица:

Сравнение Blitz (12 месяцев) и летающих бомб V1 (2 ¾ месяца)
Blitz V1
1. Стоимость для Германии
Вылетов 90 000 8025
Вес бомб, тонн 61 149 14 600
Израсходовано топлива, тонн 71 700 4681
Потеряно самолетов 3075
Потеряно экипажа 7690
2. Результаты
Строений уничтожено/повреждено 1150 000 1127 000
Потери населения 92 566 22 892
Отношение потерь к расходу бомб 1,6 4,2
3. Стоимость для Великобритании
Вылетов истребителей 86800 44 770
Потеряно самолетов 1260 351
Потеряно человек 2233 805

В целом, по соотношению «стоимость/эффективность», Фау-1 была достаточно эффективным оружием (в отличие от существенно более дорогой баллистической ракеты Фау-2). Она была дешёвой и простой, могла производиться и запускаться массово, не требовала обученных пилотов и в целом, даже с учётом значительных потерь самолётов-снарядов от противодействия англичан, наносимый ракетами ущерб был больше затрат на производство, собственно, ракет. Полностью собранная Фау-1 стоила всего 3,5 тысяч рейхсмарок — менее 1 % от стоимости пилотируемого бомбардировщика с аналогичной бомбовой нагрузкой[источник не указан 2989 дней].

Следует также учитывать, что противодействие ракетным обстрелам потребовало от британцев значительных усилий, задействования множества зенитных орудий, истребителей, прожекторов, РЛС и персонала, и в итоге значительно превосходило по стоимости сами задействованные ракеты, даже без учёта наносимого последними ущерба[источник не указан 2989 дней].

Боевое применение

Жертвы «Фау-2», Антверпен, 1944

Ракета «Фау-2» выставленная на Гроенплац (Groenplaats) в Антверпене

«Фау-2» на сборочной линии завода Миттельверк в горе Конштайн, 3 июля 1945

Гитлера не покидала идея о производстве тяжёлой ракеты, которая должна была принести Англии возмездие. По его личному приказу с конца июля 1943 года огромный производственный потенциал был направлен на создание ракеты, получившей впоследствии пропагандистское название «Фау-2».

Министр вооружения Третьего рейха Альберт Шпеер позже в своих воспоминаниях писал:

и далее:

Первую ракету с боевым зарядом выпустили по Парижу. На следующий день начали обстрел Лондона. Англичане знали о существовании немецкой ракеты, но они сначала ничего не поняли и подумали (когда в 18 часов 43 минуты 8 сентября в районе Чизвик раздался сильный взрыв), что взорвалась газовая магистраль (так как не было воздушной тревоги). После повторных взрывов стало ясно, что газовые магистрали ни при чём. И только тогда, когда около одной из воронок офицер из войск противовоздушной обороны поднял кусок патрубка, замороженного жидким кислородом, стало ясно, что это новое оружие нацистов (называвшееся ими «оружием возмездия» — нем. Vergeltungswaffe).
Эффективность боевого применения «Фау-2» была крайне невысокой: ракеты имели малую точность попадания (в круг диаметром 10 км попадало только 50 % запущенных ракет) и низкую надёжность (из 4300 запущенных ракет более 2000 взорвались на земле или в воздухе при запуске, либо вышли из строя в полёте[источник не указан 1037 дней]). По различным источникам, пуск 2000 ракет, направленных за семь месяцев для разрушения Лондона, привел к гибели свыше 2700 человек (от каждой ракеты погибал один или два человека).

Рядом с заводом по производству ракет, на южном склоне горы Конштайн, находился концентрационный лагерь Дора, поставлявший заводу рабочих. Производство этих ракет унесло больше жизней, чем сами ракетные удары. В лагере нашли зарытыми 25 тыс. трупов, ещё 5 тыс. человек было расстреляно перед наступлением американской армии[источник не указан 875 дней].

На основе «Фау-2» разрабатывался проект двухступенчатой межконтинентальной баллистической ракеты с дальностью полёта 5000 км. Её предполагалось использовать для поражения крупных объектов и деморализации населения на территории США. Однако доведение ракеты до боевого применения к моменту поражения нацистской Германии так и не состоялось.

Достоинства и недостатки таких ракет

ФАУ 2 стала супероружием Третьего рейха. Основным достоинством было то, что данные ракеты обогнали свое время, и противники гитлеровской германии не имели эффективных средств уничтожения такого класса оружия.

В любой армии самым дорогим ресурсом являются кадровые военные, имеющие сложные специальности. Летчики являются таковыми. А каждый вылет на бомбардировку цели на вражеской территории — это неизбежный риск потерять пилота и его машину.

В случае применения семейства ФАУ, этот риск сводился к нулю. Ведь боеприпас все равно одноразовый, не требующий регулярного ремонта, обслуживания и содержания экипажа. Кроме того, новое оружие было гораздо сложнее обнаружить и впоследствии перехватить.

Нельзя исключать и такой важный момент, как психологический фактор. Применение против британцев нового сверхоружия Третьего рейха —  ракеты ФАУ.

Например, ФАУ 1 имела один основной недостаток. Дело в том, что двигалась она на маршевом двигателе далеко не весь полет. Это создавало довольно существенные проблемы для применения такого типа оружия.

В основном ракетоносители ФАУ применялись против Британцев, и они вскоре задействовали для их обнаружение огромное количество РЛС, постов наблюдения и прочих систем противоракетной обороны.

После того как ФАУ 1 была обнаружена, на ее перехват поднимали эскадрилью истребителей или задействовали системы ПВО.

Летчики королевских ВВС использовали достаточно интересный трюк: они подлетали к ракете и подталкивали в сторону крылом или «сдували» в сторону воздушным потоком своего винта.

Во втором случае ФАУ могла быть сбита системами ПВО, как и обычный самолет.

ФАУ 2 имели недостаток, из которого вытекали еще два. Оружие это было весьма дорогим, а эффективность и точность используемых систем управления ФАУ 2 — довольно низкой.

На этой фотографии можно увидеть отсеки ракеты ФАУ 1 и убедиться в ее простоте строения. Немецкие инженеры сумели создать дешевое и достаточно эффективное оружие для борьбы с противником на большом расстоянии

Поэтому уничтожать цели ракетами данного типа было просто не выгодно, их производство была сравнима по стоимости с выпуском всей бронетехники Третьего рейха в 1940 году.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.