Фердинанд порше: танковый авантюрист или заложник обстоятельств?

Преобразование Тигра в САУ

Порше предоставил проект новой САУ 22 сентября 1942 года. Это была тяжелая ПТ (противотанковая пушка), оснащенная 88-миллиметровым орудием L/71, которая на тот момент тоже находилась на стадии разработки. Новую САУ планировалось выпустить на замену устаревших Marder II и III, которые активно применялись на Восточном фронте. Дальность стрельбы у новой ПТ по оценкам должна была составлять 4500-5000 метров. Для того времени это были очень внушительные цифры.


Новый танк проектировался на основе Тигра, только он должен был быть еще больше размером. Это была длинная и широкая ПТ, имеющая бронирование тяжелого танка. 100 гусеничных шасси, предоставленных Порше для разработки, могло хватить только на 91 ПТ, потому что танк прибавил в весе. Когда проект был закончен, Гитлер одобрил его, и 30 ноября 1942 года началась разработка прототипа. Первые испытания новой ПТ начались 19 марта 1943 года.

Гитлер был впечатлен результатом и приказал ускорить производство. Уже в мае первая серия танков была выпущена, и танк получил свое новое прозвище Фердинанд в честь своего разработчика Фердинанда Порше.

Коротко о главном.

Итак, перед нами Ferdinand – штурмовое орудие 8 уровня. Данная ПТ-САУ коренным образом меняется все взгляды о том, как нужно воевать на ПТ. Пересев с маневренной и быстрой Jagdpanther на Ferdinand, чувствуешь себя несколько неловко. Нет всех плюсов и достоинств, которыми она обладала. Однако не стоит отчаиваться. В наших руках оказалась очень и очень достойная боевая единица. Главным достоинством конечно же можно считать превосходное 128-мм орудие Pak 44 L/55 с отличной бронепробиваемостью и просто шикарным уроном! Не стоит забывать и хорошей броне в 200 мм в лобовой части ПТ. Недостатком является НЛД с толщиной листа брони всего в 85 мм. Очень уязвимы борта, корма и верхние листы. Несмотря на внушительный вес Ferdinand, два двигателя, работающие в паре, позволяют развивать скорость в 30 км/ч. Динамика вполне адекватная, что дает на возможность не отставать от атакующих тяжей союзников. Федя, это любимец артиллерии. Если на поле боя несколько ТТ и рядом Федя, то в 90% случаем чемодан прилетит именно в него. Всему беда слабое бронирование верхних листов. Дамаг от арты проходит практически полностью, что иногда чревато ваншотом. Никогда не стоит воевать в одиночку. Один в поле не воин, это про нашего Фердинанда. Иногда даже ЛТ может стать смертельной угрозой, не говоря уже о СТ. Не стоит искать позиций на открытой местности. Ввиду больших габаритов наша ПТ светится с очень больших расстояний. Тот же Патон способен увидеть нас уже с 400-420 метров. Идеальными являются ущелья или длинные улицы, на которых вас никто не обойдет сзади и сбоку. Прочная лобовая броня вполне уверенно будет держать попадания от многих противников до 7 или даже 8 левела. К последним следует применять постановку ромбом или танцы, что приводит к частым рикошетам.

Оценка машины

В целом, хотя «Летающий слон» и проектировался как достаточно передовая боевая машина, его практико-боевая ценность была бы достаточно низкой.

Среди британских танков «Летающий слон» мог быть первым, имеющим действительно полноценное противоснарядное бронирование. Учитывая возможности полевой артиллерии того времени, можно предположить, что подобный танк стал бы серьёзной проблемой для немецких ПТО, без особого труда справлявшихся с защищёнными 10 — 15-мм бронёй танками типа Mk I. Весьма оригинально была решена проблема проходимости, закономерно встававшая ребром для танка столь значительной массы. Наконец, достаточно прогрессивными являлись такие решения, как установка орудия в носовом каземате по продольной оси танка и придание носовой части обтекаемых форм.

Однако огромная масса и стоимость танка, а также фактическое отсутствие ряда узлов и агрегатов ставили целесообразность принятия этой машины на вооружение и начало выпуска под вопрос. Немаловажным являлся также тот факт, что «Flying Elefant» по своей огневой мощи даже несколько уступал Mk I «Самец». Окончательно судьбу танка решило появление танков Mk IV, которые уже вполне удовлетворяли военных и могли с успехом применяться на фронте.

Предложения по тактике на Ferdinand.

Правильная и успешная игра на данной ПТ зависит от ключевых факторов. Это выбор правильного направления для продавливания обороны противника и максимально удобной позиции, которая позволит нам эффективно использовать сильные стороны: урон, бронепробиваемость и лобовую броню. Попадая в топ, мы грозная сила для команды противника. В середине и внизу списка Фердинанд поддерживает ТТ в наступлении. Эффективно проявляет себя орудие при стрельбе на средние и дальние дистанции. Имея отличную бронепробиваемость, мы способны поражать цели с минимальным для нас риском

Очень важно не подпустить к себе ЛТ или СТ. Закружить нас очень просто и в случае, если рядом не окажется союзника, 99% вероятность, что мы отправимся в ангар

В целом можно сказать, что игра на Феде имеет жесткий оборонительно-наступательный характер.

Перейдем к достоинствам данной ПТ-САУ. Здесь можно выделить крепкое лобовое бронирование, мощное 128-мм орудие с прекрасным уроном, пробитием и прочностью и достаточно хороший обзор. Небольшим плюсом можно считать попадание Феди в топ, хотя это происходит и не так часто.

Недостатки не так сладки. Приходится смириться с отсутствием всякого рода маскировки. Замечают нас дальше, ввиду больших габаритов, попадают чаще. Федя достаточно медлителен, из-за чего противник может вести огонь по нам с больших дистанций преимущественно с пробитием. Ну и извечная проблема большинства ПТ это слабо защищенные борта и корма.

Official Synopsis

FERDINAND tells the story of a giant bull with a big heart. After being mistaken for a dangerous beast, he is captured and torn from his home. Determined to return to his family, he rallies a misfit team on the ultimate adventure. Set in Spain, Ferdinand proves you can’t judge a bull by its cover.

From Blue Sky Studios and Carlos Saldanha, the director of Rio and inspired by the beloved book The Story of Ferdinand by Munro Leaf and Robert Lawson, Ferdinand is a heartwarming animated comedy adventure with an all-star cast that includes John Cena, Kate McKinnon, Gina Rodriguez, Anthony Anderson and many more.

   

Usage in battles

The Ferdinand’s natural role is as a long-range sniper thanks to its excellent firing range and frontal armour of more than 200 mm. Due to the frontal armour, this tank destroyer should always face the enemy to make use of it. Even though the Ferdinand is a heavy tank destroyer, it can rapidly drive backwards, which allows it to reposition more quickly than Red Army TD’s like the SU-152 and ISU-152.

In a team, the Ferdinand acts as a heavy sniper, taking out enemies from afar while being almost immune to any tank shells. However, don’t get too close to front-lines, since an enemy tank could slip through and flank the Ferdinand, which would put it in real danger.

Another possibility is as a front line brawler once most of the enemies have been cleared out. While it is not recommended, with flanking support of allies, the Ferdinand can venture further into enemy lines and take out everything that comes your way, but still watching for light tanks that will try to exploit the limited gun traverse to hit from the sides.

The most dangerous enemies of the Ferdinand are medium tanks and light tanks which can slip behind the Ferdinand since the back armour is weak. The Ferdinand has bad manoeuvrability and turning around is very slow.

IS-2 heavy tanks are a real threat to Ferdinand, as well as TD’s of the same rank when firing sideways. Always face your armour frontally and take cover when possible.

Modules

Tier Mobility Protection Firepower
I Tracks Parts Horizontal Drive
II Suspension Brake System FPE Adjustment of Fire Hl.Gr 39
III Filters Crew Replenishment Elevation Mechanism
IV Transmission Engine PzGr 40/43

Pros and cons

Pros:

  • The armour is 200 mm thick on the front of the tank very few tanks can penetrate it
  • Powerful 88 mm Pak gun with two loaders makes it able to destroy multiple targets in a short time
  • Has the unique advantage of having its main gun mounted higher than other tank destroyers, can shoot over obstacles when others can’t and can exploit tall hull-down positions
  • Thanks to the transmission, Ferdinand can go backward as fast as it can go forward
  • The transmission is rear-mounted, meaning a frontal penetration could still leave the tank in mobile condition
  • Good natural steering
  • Good optics for sniping
  • 6 crew members make it difficult for opponents to knock it out
  • Comes with a Bicolor camouflage

Cons:

  • The tank loses speed and momentum when turning
  • The hull’s thin cheek armour’s effectiveness decreases when angling
  • Lower glacis is vulnerable to enemy fire
  • The front armour is not angled
  • Slow due to its heavy weight
  • Doesn’t like hills and other obstacles
  • Flat surface on top of tank underneath the gun is vulnerable if an enemy is above you
  • Less effective in urban combat maps (easily outflanked)
  • Relatively high in repair cost

Применение во Второй Мировой Войне

Первое использование САУ «Фердинанд» связывают с Курской битвой. Артиллерийские установки были включены в состав противотанковых батальонов 653 и 654. Им отводилась роль тарана для преодоления обороны. Первое боевое применение — 8-9 июля 1943 в районе станции Поныри.

В ходе боев и последующего отступления к Орлу потеряно свыше трех десятков самоходок. Оставшиеся в середине августа переброшены к Житомиру и Днепропетровску, где стали на ремонт. Позднее они принимали участие в боях под Никополем и Днепропетровском.

В июле 1944 САУ базировались в районе Тернополя, где ввиду масштабного советского наступления оказались втянуты в тяжелые бои. Многие машины подрывались собственными экипажами ввиду невозможности эвакуации с поля боя.

Оставшиеся двенадцать установок 3 августа переброшены под Краков. Позже они были эвакуированы в Германию и находились в резерве. Последние бои «Фердинанды» провели в Вюнсдорфе, Цоссене и Берлине.

Автор статьи: Парпурин Вадим

О силовых агрегатах

Изменения коснулись и двигателя танка. Якобы для сельскохозяйственных нужд ARMSCOR приобрела несколько американских дизелей от компании GM. Однако, как оказалось, эти силовые агрегаты были хороши лишь в холодном европейском климате. В то же время ЮАР пребывала в безысходном положении и вынуждена была все же закупить эти дизели. Кроме того, ARMSCOR приобрела еще три двигателя V12, изготовленные компанией Continental. Этими установками комплектовали американские танки М-46 и М-47. После незначительных конструкторских доработок V12 приспособили и на английскую бронемашину. По результатам тестирования оказалось, что эти двигатели с очень огромным расходом горючего, что отрицательно сказалось на запасе хода – он был сокращен на 40 км. Вместо английских двигателей «Метеор» на новые танки решено было ставить американские дизельные силовые агрегаты AVDS-1750 с автоматической гидромеханической трансмиссией и мощностью 900 лошадиных сил. Вместительность баков довели до 1280 литров. Раньше данный показатель был намного ниже и составлял всего 458 литров. Увеличенный объем резервуаров с топливом позволил южноафриканскому командованию разгрузить логистику. Поскольку эти боевые машины должны работать на территории с большой протяженностью, много внимания уделяли тому, насколько ремонтнопригодны силы экипажа. Как утверждают специалисты, первая волна модернизации коснулась свыше 220 танков «Центурион».

Убийство


Основная статья: Сараевское убийство

28 июня 1914 года эрцгерцог Франц Фердинанд прибыл в Сараево по приглашению генерала Оскара Потиорека. Эрцгерцог приехал в Сараево в годовщину поражения сербов на Косовом поле.

Организация «Млада Босна» решила убить Фердинанда. Убийство было поручено группе из шести заговорщиков. Все они были молодыми людьми, подданными Австро-Венгрии, уроженцами Боснии, православными сербами.

Около 10 утра чета прибыла в Сараево на поезде. В 10:10 кортеж из шести машин (эрцгерцог и графиня Хотек ехали во второй, вместе с Потиореком), приветствуемый толпами народа, миновал центральное отделение полиции. Машина эрцгерцога приблизилась к набережной реки Милячки — Аппель, где находились заговорщики. Охрана престолонаследника в тот день была подозрительно урезана, сыщики из Вены остались дома.

Гимназист Неделько Чабринович (серб. Недељко Чабриновић) бросил в сторону кортежа гранату, но промахнулся. Осколками был убит шофёр третьей машины и ранены её пассажиры, а также полицейский и прохожие из толпы. Чабринович проглотил заранее полученный им яд (цианистый калий), но его только вырвало. Возможно, вместо цианистого калия ему дали какой-то более слабый яд. Он прыгнул в реку, но уже в реке был схвачен, жестоко избит и передан в руки австрийцев. Другие заговорщики не смогли ничего сделать из-за заслонившей машину толпы народа. Покушение как будто провалилось.

Автомобиль, в котором были убиты Франц Фердинанд и его супруга в Сараево. Военно-исторический музей (Вена)

Франц Фердинанд поехал в городскую ратушу. Автомобили проехали мимо Принципа. Но потому ли, что они теперь неслись быстро, или оттого, что, услышав гул взрыва, он счёл дело конченым, Принцип поступил так же, как Мехмедбашич и Кубрилович: он не воспользовался ни бомбой, ни револьвером.

В ратуше ещё ничего не знали о покушении. Бургомистр-мусульманин начал было цветистую приветственную речь. Эрцгерцог резко его оборвал: «Довольно глупостей! Мы приехали сюда как гости, а нас встречают бомбами! Какая низость!» Правда, тут же осёкся и сказал бургомистру: «Хорошо, говорите вашу речь…» Приветственная речь была сказана, эрцгерцог произнёс ответное слово… После чтения речей, один из придворных эрцгерцогской свиты, барон Морсе (Morsey), предложил Потиореку разогнать с улиц толпы, чтобы обезопасить эрцгерцога на пути в госпиталь, где он собирался навестить раненого графа Мериции, и в музей Сараево. В ответ Потиорек сказал «Вы думаете, что Сараево кишит убийцами?», и Франц Фердинанд решил поехать в больницу навестить раненых при покушении. Софи настояла на том, чтобы ехать с ним. Ехать решили по боковой набережной Аппель (Appel). Потиорек забыл сообщить шофёру Францу Урбану об изменении маршрута. Шофёр повернул на улицу Франца Иосифа. Только на углу названной улицы генерал Потиорек вдруг заметил ошибку. Он схватил шофёра за плечо и закричал: «Стой! Куда едешь? По набережной!»… Шофёр быстро затормозил и остановился, наскочив на выступ тротуара. И начал медленно разворачивать машину. По странному совпадению, там оказался Гаврило Принцип, выходивший из магазина Морица Шиллера. Он подбежал к машине, выхватил браунинг и, как циничный и опытный киллер, с ходу выстрелил Софии в живот, а когда Франц Фердинанд (сидевший впереди супруги) повернулся, — прицелился и выстрелил ему в шею. Как и Чабринович, Принцип попытался отравиться, и его тоже вырвало. Затем он попробовал застрелиться, но набежавшие люди отобрали у него пистолет. Как и Чабриновича, его избили — так жестоко, что в тюрьме ему пришлось ампутировать руку. По другой версии маршрут не изменяли, а шофёр первой машины помогал заговорщикам.

Фердинанд и его жена были перевезены в резиденцию губернатора. София скончалась через несколько секунд, Франц Фердинанд прожил 10 минут после ранения.

Гибель Франца Фердинанда от рук сербских террористов явилась для Австро-Венгрии поводом к объявлению ультиматума Сербии. Сербию поддержала Россия, и это стало началом Первой мировой войны.

Так как дети Франца Фердинанда родились от морганатического брака, новым наследником престарелого Франца Иосифа I стал племянник Франца Фердинанда, сын умершего в 1906 году его младшего брата Отто, 27-летний эрцгерцог Карл. В 1916 году он стал последним правителем Австро-Венгрии.

Достоинства и недостатки

Самоходная артиллерийская установка «Фердинанд» получила неоднозначную оценку современников и историков. Машина во многом оказалась импровизацией, создаваемой на ходу и в спешке. Однако даже несмотря на это в ней имелось немало новаторских решений.

Из преимуществ проекта выделяют электрическую трансмиссию и подвеску с продольными торсионами. Технологии показали хорошую эффективность, но оказались слишком сложными и дорогостоящими для массового применения, особенно в условиях войны

Также обращают внимание и на значительный расход топлива

Такое бронирование позволяло ставить самоходки в первый эшелон атаки для преодоления обороны советских войск. Однако подобный метод быстро показал свою неэффективность — пехотное и танковое прикрытие артиллерии отстреливалось, после чего установки подрывали в ближнем бою, используя ткань для закрытия обзора и бутылки с зажигательной смесью. Такие способы не всегда заканчивались успехом, однако в любом случае показывали уязвимость артиллерии в ближнем бою.

В итоге САУ «Фердинанд» зарекомендовал себя достаточно хорошо, однако так и не получил массового производства и применения. Бытует мнение — если бы не начатое изготовление танков Порше, такие установки никогда бы не появились ввиду своей технической сложности.

Биография

Старший сын эрцгерцога Карла Людвига (1833—1896) — брата императора Франца Иосифа и Марии Аннунциаты (1843—1871), принцессы Обеих Сицилий.

В 1875 году он наследовал значительное состояние и имя д’Эсте от представителя боковой ветви Габсбургов Франческо V, герцога Моденского, а в 1896 году, после смерти отца, стал наследником австро-венгерского престола. Однако фактически к престолу Франца Фердинанда стали готовить раньше, после самоубийства кронпринца Рудольфа, единственного сына его дяди Франца Иосифа, в 1889 году.

Эрцгерцог Франц Фердинанд (справа) с семьёй.

Получил во­енное образование. В 1893 году Франц Фердинанд совершил большое путешествие вокруг света, посетив на крейсере «Кайзерин Элизабет» Австралию, Новую Зеландию, Новые Гебриды, Соломоновы острова, Новую Гвинею, Саравак, Таиланд, Японию. Из Иокагамы он проследовал в Ванкувер на пароходе «Empress of China» и через Канаду вернулся в Европу. В 1895—1896 годах он издал в Вене описание кругосветного путешествия «Tagebuch meiner Reise um die Erde». В 1898 году Франц Фердинанд назначен заместителем императора в верховном командовании армией. Время от времени император направлял его с представительскими миссиями за рубеж. Франц Фердинанд образовал собственную «канцелярию» в своей венской резиденции — Бельведерском дворце, где собрал вокруг себя советников: графа Чернина, фельдмаршала Конрада фон Гетцендорфа и других.

В 1900 году Франц Фердинанд женился морганатическим браком на чешской графине Софии Хотек (1868—1914), с которой познакомился на балу в Пражском Граде. Выйдя замуж, она получила титул княгини Гогенберг. Перед бракосочетанием, совершённым с согласия императора, Франц Фердинанд должен был торжественно отречься за своих будущих детей от прав на престолонаследие. Сообщение об этом и соответствующий законопроект были приняты в австрийском рейхсрате довольно спокойно; только младочехи воспользовались случаем, чтобы ещё раз потребовать отделения богемской короны от австрийской. В венгерском рейхстаге оппозиция настаивала на том, что венгерские законы не знают морганатических браков, и, следовательно, брак Франца Фердинанда должен быть признан вполне законным. Премьер-министр Кальман Селль отстаивал проект, и он был принят лишь после бурных дебатов.

Семья Франца Фердинанда проживала в австрийском замке Гогенберг и в замке Конопиште, в Чехии. У Франца Фердинанда и Софии была одна дочь — София и два сына — Максимилиан и Эрнст. Они носили фамилию Эсте и титул князей Гогенбергов. В 1938 году Максимилиан и Эрнст Гогенберги, как родственники Австрийского дома и противники аншлюса Австрии, были посажены по приказу Гитлера в концлагерь Дахау. Максимилиан был освобождён через 6 месяцев, а Эрнст переведён в другой лагерь и освобожден в 1943 году. Они оба пережили войну, и ныне существуют их потомки.

По горячим следам

Командование Союзников, хотя и с запозданием, заметило появление на фронте тяжёлых немецких самоходных орудий. В технической сводке №22 за июль 1944 года отмечалось, что одну такую машину захватили, эвакуировали и осмотрели. Самоходка представляла интерес, так как использовала новый тип трансмиссии. Также отмечалось, что «Фердинанд» получилось эвакуировать на трейлере «Роджерс», который предназначался для куда более лёгкого «Черчилля».

Эвакуация тяжёлой немецкой техники была для Союзников сложным занятием, так как специальных тягачей для транспортировки 70-тонных машин они не имели

Осмотр показал, что машина была далеко не комплектной. Специалисты нашли всего 25 ячеек для 88-мм выстрелов, остальные валялись на полу боевого отделения. Прицела тоже не оказалось на месте — в люке наводчика светилось пустое отверстие. Измерить толщину брони получилось только приблизительно. Так, толщину лобовой детали у пулемётной установки сочли равной 273 мм (номинально 300 мм), толщину днища — аж 76 мм. Толщина бортов рубки по измерениям, наоборот, была занижена до 72 мм.

Ходовые качества определить не удалось: машина получила пробитие в левый борт у ленивца, что вывело её из строя. Интересная трансмиссия получила довольно скудное описание. Специалисты также отметили применение новых траков, ширину которых оценили в 647 мм — один из них отправили для изучения в метрополию. Недостающие данные (скорость, массу и т.д.) автор доклада взял из более ранних сводок.

Более точные данные удалось получить 16 августа. Провести тщательные исследования новой машины оказалось невозможно, так как все три обследованные самоходки оказались взорванными. Взрывы не тронули тележки подвески, поэтому их специалисты рассмотрели тщательно. С каждой стороны имелось по три тележки, пружинное действие которых происходило от короткого торсиона, расположенного параллельно направлению движения машины. Запрос описания работы подвески «Элефанта» от Британской военной миссии был получен заместителем начальника ГАБТУ генерал-лейтенантом И.А. Лебедевым ещё 15 мая 1944 года — видимо, подвеска тоже заинтересовала англичан.

Основные листы брони «Фердинанда». Данные по ним, полученные из СССР и снятые с измеренной в Италии самоходки, значительно отличались друг о друга (см. ниже)

Различия в данных измерений брони, полученные в СССР и Великобритании. Столбцы: 1 — толщина листа, полученная в СССР, мм; 2 — конструктивный угол листа, полученный в СССР, град.; 3 — твёрдость внешней стороны листа по Бринеллю, полученная в СССР, ед.; 4 — толщина листа, полученная в Великобритании, мм; 5 — конструктивный угол листа, полученный в Великобритании, град.

На взорванных машинах также удалось измерить толщину и конструктивные углы брони. Данные сравнили с информацией, полученной из СССР в мае 1944 года. Советские данные включали в себя и твёрдость измеренных деталей, но британцы таких измерений не сделали. Возможно, машины имели следы пожара, а потому измерения не имели бы смысла — в любом случае, более подробных исследований не последовало.


«Фердинанд» и «Элефант» могли бы казаться идеальными боевыми машинами: 200 мм лобовой брони оказались не по зубам подавляющему большинству артиллерийских орудий Второй мировой, а 88-мм пушка с 71-калиберным стволом могла уничтожить любой танк Союзников с любого ракурса. Однако для того, чтобы реализовать впечатляющие техническо-тактические характеристики бронированных гигантов, требовались правильная тактика применения и отличная выучка экипажей.

«Элефант» в экспозиции танкового музея в Бовингтоне. Машина взята взаймы у американцев, так как тащить детище Порше из Италии англичане в своё время сочли лишним

Если в просторной степи от «Фердинандов» ещё можно было ожидать успеха, то совсем непонятно, чего они могли достичь в Италии, где Союзниками с трудом использовались куда более лёгкие и надёжные «Шерманы». Неудивительно, что дорогие и тяжёлые машины зависли в Италии на несколько месяцев, а потом почти полностью были утрачены при отступлении вермахта, так и не нанеся противнику никакого урона. Нетрудно понять, почему британцы не эвакуировали бесполезную 70-тонную игрушку даже в качестве музейного экспоната.

Автор выражает благодарность службе British Army War Diary Copying Service и Филу Лодеру (Phil Loder) за предоставленные материалы.

Начало проектирования

В 1976 г. в рамках программы по модернизации британской бронетехники «Центурион» южноафриканские конструкторы начали работы по созданию танка Olifant Mk.1А. В результате модернизаторских работ в данной бронетехнике был произведен ряд изменений. В качестве вооружения танк «Элефант» оборудовали 105-миллиметровой пушкой L7A1. Раньше использовалась 83-миллиметровая. Кроме того, новое орудие снабдили лазерным дальномером и баллистическим вычислителем.

Также танк «Элефант» Mk.1А оснастили 81-миллиметровыми дымовыми гранатометами, подсвечиваемым ночным прицелом для командира, перископическими наблюдательными приборами. Пользоваться ими могли водитель и наводчик. Изображение, которые выводили данные приспособления, как утверждают специалисты, было лучшим, поскольку для них предусматривалось электронно-оптическое усиление. Учитывая условия, в которых планировалось эксплуатировать танк, разработчикам пришлось модернизировать радиоэлектронное оборудование. Например, местом для резервных антенн стали специальные трубки, задача которых – предотвратить изгибание антенн в условиях густой растительности. Каждую бронемашину укомплектовали индивидуальным резервуаром, в котором перевозилась питьевая вода. Имелась также варочная плита и необходимый набор инструментов. Поскольку ангольским FAPLA приходилось иметь дело преимущественно с бронетранспортерами, которые легко уничтожались зенитками, броневую защиту в танке решили не изменять. По той причине, что в условиях с густой растительностью бортовые экраны нередко цеплялись за кустарники, экипаж боевой единицы их просто демонтировал.

Техническая характеристика

Технические характеристики артиллерийской установки «Фердинанд» делали ее востребованной для противотанкового боя. В процессе модернизации ряд параметров был изменен, однако, основные ТТХ сохранились до последнего боя данных САУ в Берлине.

Габариты и вес

По данным википедии, габариты немецкой самоходки «Фердинанд» имеют следующие показатели:

  • длина корпуса — 8,14 м;
  • ширина — 3,38 м;
  • высота — 2,97 м;
  • клиренс — 0,485 м.

Боевая масса танка — 65 т. Подобный показатель в значительной степени ограничивал передвижение установок через мосты и на мягкой почве.

Двигатель и трансмиссия

Силовая установка самоходной артиллерии «Фердинанд» выполнена с передачей вращающего момента от двигателя к ведущим колесам посредством электричества. Это позволило избавиться от коробки перемены передач и главного фрикциона.

Два тяговых двигателя Siemens-Schuckert D149aAC с мощностью по 230 кВт располагались в кормовой части корпуса и приводили в движение колеса через понижающий редуктор. Такая трансмиссия увеличивала вес машины, но обеспечивала легкость управления.

Ходовая часть

Ходовая часть самоходки многие элементы позаимствовала у танков «Леопард». Подвеска блокированная, комбинированного типа, в котором торсионы сочетаются с резиновой подушкой. Сами торсионы расположены вне корпуса продольно на тележках.

С каждого борта имелось по три тележки с двумя опорными катками в каждой. Конструкция была достаточно сложная, однако показала свою надежность и ремонтнопригодность. Сами катки также имели хороший ресурс прочности. Задние ведущие колеса имели съемные зубчатые венцы по 19 зубьев. Передние оборудованы активным зацеплением и пневмогидравлическими тормозами.

По шоссе САУ развивала скорость в 35 км/ч, на пересеченной местности — 5-15 км/ч в зависимости от поверхности и мягкости почвы. Запас хода по шоссе и пересеченной местности составлял 150 и 90 км соответственно. Преодоление препятствий — наклон в 22 градуса, стенка в 0,78 м, ров шириной в 2,64 м, брод в метр глубиной.

Расход топлива


Для каждого из двух двигателей предусматривалась отдельная подача топлива. Соответственно установка имела два топливных бака по 540 литров. В отделении управления имелись запорные краны, открывавшие подачу топлива в случаях, когда в баках оставалось минимальное количество горючего.

Точных сведений о расходе топлива не имеется. Однако с учетом низкого запаса хода и массы машина потребляла большое количество горючего — порядка 720-1155 л на 100 км. Показатель зависит от типа поверхности — на шоссе расход снижался, на пересеченной местности увеличивался.

Органы управления

Отделение управления находилось в передней части машины и занималось механиком-водителем и радистом. Здесь же размещались рычаги и педали для управления машиной, устройства пневмогидравлического торможения и натяжения гусениц, коммутационная коробка с переключателями и реостатами, приборный щиток, топливные фильтры, аккумуляторы для стартера, радиостанция.

Modules

Guns

Gun Penetration(mm) Damage(HP) Rate of fire(rounds/minute) Dispersion(m/100m) Aiming time(s) Weight(kg)

Price( )

VIII 10,5 cm Pak L/52 200/244/60 320/320/420 7.32 0.34 1.7 3000 116490
VIII 8,8 cm Pak 43 L/71 203/237/44 240/240/295 9.84 0.32 2.3 2562 112180
X 12,8 cm Pak 44 L/55 246/311/65 490/490/630 5.13 0.35 2.3 3480 310000

Engines

Engine Engine Power(hp) Chance of Fire on Impact(%) Weight(kg)

Price( )

VI 2x Porsche Typ 100/1 600 20 670 29900
VII 2x Porsche Typ 100/3 670 20 720 39850
VIII Porsche Deutz Typ 180/2 840 15 720 45300
Suspension Load Limit(т) Traverse Speed(gr/sec) min Weight(kg)

Price( )

Ferdinand 18860
Elefant 32234

Armaments

Main armament

Main article: PaK43 (88 mm)

88 mm PaK43 Turret rotation speed (°/s) Reloading rate (seconds)
Mode Capacity Vertical Horizontal Stabilizer Stock Upgraded Full Expert Aced Stock Full Expert Aced
Arcade 50 -8°/+14° ±14° N/A 7.0 9.7 11.8 13.1 13.9 8.7 7.7 7.1 6.7
Realistic 4.7 5.6 6.8 7.5 8.0

Ammunition

Penetration statistics
Ammunition Type ofwarhead Penetration @ 0° Angle of Attack (mm)
10 m 100 m 500 m 1,000 m 1,500 m 2,000 m
PzGr 39/43 APCBC 237 234 222 207 194 181
PzGr 40/43 APCR 279 273 252 227 205 185
Hl.Gr 39 HEAT 110 110 110 110 110 110
Sprgr.43 HE 14 14 14 14 14 14
Shell details
Ammunition Type ofwarhead Velocity(m/s) ProjectileMass (kg) Fuse delay(m) Fuse sensitivity(mm) Explosive Mass(TNT equivalent) (g) Ricochet
0% 50% 100%
PzGr 39/43 APCBC 1,000 10.16 1.2 14.0 108.8 48° 63° 71°
PzGr 40/43 APCR 1,130 7.30 N/A N/A N/A 66° 70° 72°
Hl.Gr 39 HEAT 600 7.64 0.0 0.3 1,100 62° 69° 73°
Sprgr.43 HE 820 9.40 0.1 0.5 1,000 79° 80° 81°

Ammo racks

Ammo racks of the Ferdinand

Fullammo 1strack empty 2ndrack empty 3rdrack empty 4thrack empty 5thrack empty 6thrack empty 7thrack empty Visualdiscrepancy
50 48 (+2) 42 (+8) 33 (+17) 30 (+20) 24 (+26) 15 (+35) (+49) No

Вооружение

Вооружение САУ «Фердинанд» изначально рассчитывалось на противодействие танкам и другой бронетехнике. Орудие поражало практически любые машины. Лишь ИС-2 и М26 «Першинг» на определенном расстоянии с нужного курсового угла могли выдержать попадание снаряда.

88-мм пушка StuK 43

Ключевое вооружение самоходной артиллерийской установки — 88-миллиметровая нарезная пушка Pak 43/2 с длиной ствола в 71 калибр. Ее устаревшее обозначение — StuK 43. Версия 43/2 — танковый вариант Pak 43.

Масса орудия — 2,2 т, в походном положении оно крепилось на специальной установке. Имело два противооткатных устройства и вертикальный клиновый затвор, работавший на полуавтоматике. Механизмы наведения размещались слева на позиции наводчика. Для этого применялось перископическое устройство SFlZF1a/Rblf 36 с пятикратным увеличением.

1×7,92-мм пулемет

Первоначальный вариант САУ «Фердинанд» не имел пулемета. В модифицированной версии января-марта 1944 появилась шаровая установка MG-34 калибра 7,92 мм. Располагалась она справа в лобовой части. Боезапас — 600 патронов.


С этим читают