Список военно-морских флагов ссср

Содержание

Пункты базирования

В разные годы ВМФ СССР зарубежными пунктами материально-технического обеспечения (ПМТО ВМФ СССР):

  • Порккала Удд, Финляндия (1944–1956);
  • Влера, Албания (1955-1962);
  • Сурабая, Индонезия (1962);
  • Бербера, Сомали (1964–1977);
  • Нокра, Эфиопия (1977–1991);
  • Виктория, Сейшельские острова. (1984-1990);
  • Камрань, Вьетнам (1979-2002)

И это лишь малая часть системы базирования советского флота – ВМФ СССР успел «засветиться» во множестве других мест:

  • Военно-морская база (ВМБ) Сьенфуэгос и узел связи ВМФ «Прибой» в местечке Эль-Габриэль, Куба);
  • Росток, ГДР;
  • Сплит и Тиват, Югославия;
  • Свиноустье, Польша;
  • Ходейда, Йемен;
  • Александрия и Марса-Матрух, Египет;
  • Триполи и Тобрук, Ливия;
  • Луанда, Ангола;
  • Конакри, Гвинея;
  • Бизерта и Сфакс, Тунис;
  • Тартус и Латакия, Сирия;
  • Учебный полигон морской пехоты на о. Сокотра в Аравийском море, Йемен.

Кроме этого ВМФ СССР использовал станции прослушивания в Польше (Свиноустье), Германии (Росток), Финляндии (Порккала-Удд), Сомали (Бербера), Вьетнаме (Камрань), Сирии (Тартус), Йемене (Ходейда), Эфиопии (Нокра), Египте и Ливии.

Сигнальные флаги

Информационный обмен, как и в прежние времена, может осуществляться посредством визуальных символов, в числе которых и морские сигнальные флаги. Конечно, в век электронных средств они применяются крайне редко и, скорее, служат символом нерушимости флотских традиций, а в дни праздников украшают своим многоцветием шарово-серое однообразие корабельного камуфляжа, но в случае необходимости могут выполнять и свою непосредственную функцию. Моряки должны уметь ими пользоваться, а для этого им необходимо изучать справочники-своды, в которых приведены все флажковые сигналы. Эти тома состоят из разделов, в которые собраны расшифровки географических наименований, названия кораблей, воинские звания и тому подобная информация. Справочники бывают двухфлажковыми и трехфлажковыми, с помощью многих комбинаций можно оперативно докладывать обстановку и передавать распоряжения. Переговоры с иностранными судами ведутся посредством Международного свода флаговых сигналов.


Помимо вымпелов, означающих целые фразы, всегда существовали и буквенные флажки, с помощью которых можно составить любое сообщение.

Флажная сигнализация

Военно-морской свод сигналов Союза ССР и России построен по принципам, аналогичным международному своду сигналов.

Полный набор флагов состоит из 59 флагов: 32 флага соответствуют буквам русского алфавита, 10 флагов соответствуют цифрам, 4 флага являются дополнительными и 13 имеют специальное значение.

Буквенные флаги

Буква Флаг Значение
ААз «Нет», «Не согласен», «Не разрешаю» (Отрицательный ответ).
ББуки Сняться с якоря. Дать самый полный ход. «ББ»(БукиБуки) — ускорить манёвр.
ВВеди Ваш курс ведёт к опасности.
ГГлаголь Обнаружены корабли противника.
ДДобро «Да», «Согласен», «Разрешаю» (Положительный ответ).
ЕЕсть Действовать самостоятельно или согласно инструкции.
ЖЖивете Дать средний ход.
ЗЗемля Дать задний ход.
ИИже Тревога. Боевая готовность.
ЙИ краткое Обнаружил мину.
ККако Выхожу из строя. Не могу управляться.
ЛЛюди Поворачиваю влево.
ММыслете Дать малый ход.
ННаш Веду огонь. Гружу боеприпасы. Произвожу действия со взрывчатыми веществами.
ООн Следовать за мной. Прошу разрешения…
ППокой Повернуть вправо.
РРцы Дежурный корабль.
ССлово Стоп машины.
ТТвердо Иметь ход… узлов.
УУхо Терплю бедствие.
ФФерт Отмена.
ХХа Конец учения.
ЦЦепочка Возвратиться к своему соединению.
ЧЧервь Человек за бортом.
ШШапка Дать полный ход.
ЩЩа
ЪТвёрдый знак
ЫЕры
ЬМягкий знак
ЭЭ оборотное
ЮЮла
ЯЯко Дать самый малый ход.

Флаг «Рцы» использовался в значении «дежурный корабль».

Цифровые флаги

Цифра Флаг
0Ноль
1Один
2Два
3Три
4Четыре
5Пять
6Шесть
7Семь
8Восемь
9Девять

Флаг «1» означает «у меня за бортом водолаз».

Дополнительные и специальные флаги

Для передачи сигналов флаги поднимаются на мачтах или реях в последовательности, соответствующей последовательности букв и цифр в передаваемом сообщении. В некоторых случаях передача сигнала осуществляется подъёмом одного сигнального флага — в этом случае флаг обозначал не букву, а приписанную ему стандартную фразу.

Каждый корабль ВМФ имел на борту специальные сигнальные книги (Трёхфлажный свод военно-морских сигналов, Шлюпочная сигнальная книга), с помощью которых можно было расшифровать любое сочетание сигнальных флагов.

Брейд-вымпелы

Брейд-вымпел Год Наименование
29.08.1924 — 27.08.1935 Брейд-вымпел (плавучий) начальника отряда судов

Брейд-вымпел начальника дивизиона судов

2:11
27.05.1935 — 16.11.1950 Брейд-вымпел командира дивизиона кораблей морских сил РККА 1:5
16.11.1950 — 21.04.1964 Брейд-вымпел командира дивизиона кораблей 1:5
21.04.1964 — 21.07.1992 Брейд-вымпел командира соединения кораблей
27.05.1935 — 16.11.1950 Брейд-вымпел командира отряда катеров морских сил РККА 1:5
16.11.1950 — 21.04.1964 Брейд-вымпел командира отряда кораблей 4-го ранга 1:5
21.04.1964 — 21.07.1992 Брейд-вымпел командира дивизиона кораблей
29.08.1924 — 27.08.1935 Брейд-вымпел старшего морского начальника на рейде 2:11
27.05.1935 — 16.11.1950 1:5
16.11.1950 — 21.07.1992 Брейд-вымпел старшего на рейде 1:5
29.08.1924 — 12.07.1930 Брейд-вымпел начальника губернского отдела ОГПУ и начальника части пограничной охраны, в ведении коих находятся суда пограничной флотилии ОГПУ 2:11
12.07.1930 — 27.05.1935 Брейд-вымпел командира отрядной морской базы судов ОГПУ
29.08.1924 — 12.07.1930 Брейд-вымпел начальника пограничной части губернского отдела ОГПУ, в ведении которого находятся суда пограничных флотилий ОГПУ 2:11
29.08.1924 — 12.07.1930 Брейд-вымпел начальника пограничной флотилии ОГПУ 2:11
12.07.1930 — 27.05.1935 Брейд-вымпел командира отряда судов ОГПУ
16.11.1950 — 21.04.1964 Брейд-вымпел командира дивизиона сторожевых кораблей (катеров) пограничных войск 1:5
21.04.1964 — 21.07.1992 Брейд-вымпел командира соединения кораблей пограничных войск
29.08.1924 — 27.05.1935 Брейд-вымпел начальника управления по обеспечению безопасности кораблевождения 2:11
03.04.1929 — ? Брейд-вымпел начальника водолазно-спасательной партии ЭПРОНа 2:11
03.04.1929 — ? Брейд-вымпел руководителя ЭПРОНа 2:11
27.05.1935 — 16.11.1950 Брейд-вымпел начальника гидрографического отряда 1:5
03.09.1943 — 16.11.1950 Брейд-вымпел командира аварийно-спасательного отряда и речного аварийно-спасательного отряда 1:5

Что означают полоски на гюйсе-воротнике

Выкройки гюйса ВМФ России предполагают наличие на этом воротнике трех белых тканевых полос. Их присутствие объясняют две неофициальные версии:

  • Количество полос соответствует числу самых крупных побед российского военного флота — у Гангута (1714 г.), у Чесмы (1770 г.) и у Синопа (1853 г.) Стоит отметить, что на воротничках зарубежных матросов тоже три полоски, количество которых объясняется подобным способом.
  • Количество полос символизировало приближенность той или иной эскадры к великому Петру. Так как их всего было три, то и число полосок было соответствующим. Чем больше было полос, тем больше благоволил российский император к морякам данной эскадры.

Таким образом, у гюйса что России, что других стран есть важное значение — он позволяет определить государственную принадлежность судна, находящегося на стоянке. Кроме того, вариант исполнения носового флага также указывает на то, какой корабль перед вами — военный или пограничный

Гюйсы — и штандарты, и воротники — имеют довольно интересную историю своего происхождения и последующего видоизменения.

Техника и вооружение ВМФ СССР на конец 1980-х годов

Авианосцы Рига и Тбилиси.

К концу 1980-х годов в состав ВМФ СССР входило более 100 эскадр и дивизий, общая численность личного состава флота составляла около 450 000 (включая около 12600 морских пехотинцев). В боевом строю флота находилось 160 надводных кораблей океанской и дальней морской зоны, 83 стратегических атомных подводных ракетоносцев, 113 многоцелевых атомных и 254 дизель-электрических подводных лодок.

А. С. Павлов приводит следующие данные по составу ВМФ СССР на конец 1980-х годов: 64 атомные и 15 дизельных подводных лодок с баллистическими ракетами, 79 подводных лодок с крылатыми ракетами (в том числе 63 атомные), 80 многоцелевых торпедных атомных подводных лодок (все данные по ПЛ на 1 января 1989 года), четыре авианесущих корабля, 96 крейсеров, эсминцев и ракетных фрегатов, 174 сторожевых и малых противолодочных корабля, 623 катера и тральщика, 107 десантных кораблей и катеров. Всего 1380 боевых кораблей (не считая вспомогательных судов), 1142 боевых самолёта (все данные по надводным кораблям на 1 июля 1988 года).

На 1991 год на судостроительных предприятиях СССР строилось: два авианосца (в том числе один атомный), 11 атомных подводных лодок с баллистическими ракетами, 18 многоцелевых атомных подводных лодок, семь дизельных подводных лодок, два ракетных крейсера (в том числе один атомный), 10 эскадренных миноносцев и больших противолодочных кораблей и др.

Организация

По состоянию на конец 1980-х годов Военно-Морской Флот СССР организационно состоял из родов сил:

  • подводных
  • надводных
  • морской авиации
  • береговых ракетно-артиллерийских войск
  • морской пехоты

В состав флота также входили подразделения и части специального назначения, корабли и суда вспомогательного флота, а также различные службы. Главный штаб ВМФ СССР находился в Москве.

В состав ВМФ СССР входили следующие флотские объединения:

  • Дважды Краснознаменный Балтийский флот
  • Краснознаменный Северный флот
  • Краснознаменный Тихоокеанский флот
  • Краснознаменный Черноморский флот
  • Краснознаменная Каспийская флотилия
  • Краснознаменная Ленинградская военно-морская база

Гюйс во времена Российской империи

В 1712 году Петр Великий указал также использовать утвержденный гюйс и в качестве кайзер-флага (кайзерс-флага) — знамени, которое поднимается на кораблях в случае наличия на оных генерал-адмирала, великих князей и прочих важных лиц. «Морской устав» 1720 года окончательно утвердил его внешний вид. Такой кайзер-флаг можно было также использовать и в качестве шлюпочного.

Гюйс ВМФ России, по тому же «Морскому уставу», можно было поднимать не только на военных, но и на вспомогательных («ластовых») судах, и на галерах (в этом случае крест дополнялся «косицами»). Сейчас трудно определить, использовали ли в петровское время такой носовой флаг торговые корабли.

Без каких-либо изменений утвержденный Петром Первым гюйс просуществовал до 1913 года. Тогда по приказу императора Николая II рисунок на штандарте был дополнен двуглавым орлом черного цвета, располагающимся в центре полотнища. Такого вида гюйс был действующим до Февральской революции 1917 года.

Интересные факты

1. По сей день «синий крест» не поднимается на единственном корабле — подводная лодка С-56 СССР, которая стала мемориалом.

2. Перед боем военные морского флота императора обязательно произносили одни и те же слова, которые означали готовность к победе: «С нами Бог и Андреевский флаг!»

3. Первая программа о жизни военных моряков, которые каждый день рисковали жизнями ради народа, выходила на радио «Эхо Москвы». Ее посвятили 300-летию создания ВМФ. И.В. Дыгало, работавший в пресс-центре ВМФ, рассказывал о быте и жизни на корабле, о современных флагах, подготовке к торжественным праздникам.


4. Петр I использовал синий «косой» крест, на котором распяли Андрея Первозванного, не только как символ морского флота, но и для первого в России ордена.

5. В августе 2009 года Министерством юстиции РФ были составлены списки, в которые попали все кресты как знак экстремизма. Наследие Петра I рисковало стать запретным, но решено было оставить его вне закона. Повезло не только ВМФ, но и странам, на чьих полотнах «красовался» крест.

6. Впервые Андреевский знак появился в Шотландии. Король Ангус II перед битвой молился и пообещал себе и Богу, что если его армия одержит победу, он провозгласит Андрея Первозванного защитником Шотландии. Так и произошло, шотландцы разгромили англов.

Происхождение российского гюйса

В Российской империи гюйс появился в 1658 году — после посещения Петром Первым Английского королевства в ходе Великого посольства. Флаг должен был символизировать мощь и величие молодого русского флота, оттого его вид был выбран по подобию гюйса самого могущественного морского союза — Британии и Шотландии, который мы подробно разобрали выше.

На российском же гюйсе, в отличие от символа унии, крест Андрея Первозванного доминировал над крестом Святого Георгия, а не наоборот. Сделано это было потому, что именно от Святого Андрея, по мнению Петра, Русь и обрела крещение. Также этот крест имел и символическое значение — на момент создания гюйса государство уже имело выход к четырем морям. Оттого и был утвержден первый российский орден Андрея Первозванного в виде того же четырехстороннего косого креста.

Использовать этот носовой флаг, который стал прообразом современного гюйса ВМФ России, начали в 1701 году. Его образ применялся также в качестве крепостного штандарта фортов и прочих приморских объектов.

Становление флота

Рабоче-Крестьянский Красный флот

Советский флот был учреждён в 1918 году специальным декретом правительства как Рабоче-Крестьянский Красный флот. До начала 30-х годов РККФ находился в плачевном состоянии, о его репутации может говорить тот факт, что СССР не предложили присоединиться к Вашингтонскому военно-морскому договору, который существенно ограничивал состав и возможности основных флотов мира.

Значительная часть старого флота была продана Советской властью в Германию в качестве металлолома. В Балтийском море оставались лишь 3 линкора, 2 крейсера, около 10 эсминцев и несколько подводных лодок. Несмотря на это, Балтийский флот, Черноморский флот и около 30 небольших речных флотилий оставались боеспособными и смогли стать фундаментом нового флота.

Военно-Морские Силы Рабоче-крестьянской Красной армии

В 1926 году Советом Труда и Обороны СССР были одобрены грандиозные планы развития Военно-Морских Сил Рабоче-крестьянской Красной армии (ВМС РККА), которые должны были стать одними из сильнейших ВМС мира. В 1928 году в Советском Союзе началась первая пятилетка, а вместе с ней и индустриализация. Кораблестроительные планы начали воплощаться в жизнь.

Под руководством Бориса Михайловича Малинина были разработаны и построены на Балтийском заводе первые из 133 советские подводные лодки.

В 1932 году был сформирован Тихоокеанский флот, а в 1933 — Северный флот.

Основой военно-морской мощи Советского флота должны были стать линкоры типа «Советский Союз», и строительство современного флота являлось одной из приоритетных задач СССР, но начало Великой Отечественной войны помешало реализации этих планов.

Мировая история гюйсов

Во времена Средневековья гюйсы говорили о порте приписки определенного корабля. Первым носовым флагом считается гюйс принца Оранского, о котором упоминалось в 1572 году при описании взятия гезами городка Ден-Брил, первого освобожденного от испанцев. Однако характеристики гюйса не сохранилось — есть предположение, что его вид копировал флаг Оранского дома — оранжевая, белая и синяя равные горизонтальные полосы.

Одним из самых известных гюйсов был бушпритный флаг унии Англии и Шотландии, украшавший суда в 1634-1707 годах. На символику шотландского флага Святого Андрея (белая перевернутая буква «Х» на синем фоне) была наложена символика английского флага Святого Георгия (красный крест на чисто белом фоне). Гюйс в чем-то стал прообразом будущего флага Великобритании. Развеваться он должен был только на военных кораблях, отчего гез и прозвали «Юнион Джек» («союзный гюйс»); торговые корабли имели право располагать только флагом Святого Андрея или Святого Георгия, в зависимости от принадлежности к стране-участнице унии.

Теперь плавно перейдем к истории гюйса ВМФ России, прежде всего ознакомившись с его происхождением.

Воротник-гюйс

Кроме штандарта, гюйс ВМФ России — воротник, являющийся украшением костюма матроса. История его возникновения довольно-таки практическая. В старину устав приписывал матросам носить напудренные парики и намасленные косички из конского волоса. Этот своеобразный головной убор марал робу, что вело за собой строгое наказание матроса. Находчивые моряки стали подшивать на свой костюм под косичку-парик кожаный лоскут, который защищал одежду от загрязнения. Со временем эта нашивка трансформировалась в гюйс современного вида.

По другой версии, «предком» матросского воротника был капюшон, башлык, который моряки надевали на голову, защищаясь от непогоды. Заправляя гюйс под одежду, можно было также защититься от холодного ветра, дождя и морских брызг.

Сегодня матросский воротник делают из плотной х/б ткани темно-синего цвета, снабжая его тремя декоративными белыми полосками по бокам. Подкладка гюйса также синих оттенков. Этот воротник съемный — он снабжен петельками для пристегивания к соответствующим пуговицам на «форменке» и рабочей куртке.

Происхождение символа ВМФ


11 декабря 1699 года для Военно-морского флота России утвержден собственный флаг. Его учредил император Петр I. На белоснежном полотне изображены перечеркнутые синие линии. Император сам рисовал флаг, и у него было 2 варианта: 3 параллельно расположенные полосы с написанными цветами или голубые перечеркнутые линии на фоне 3 полос «триколора».

Флаг ВМФ России, фото «Википедия»

Петр I верил в высшие силы, поэтому внимательно относился к знакам судьбы. В народе «гуляет» легенда, что, когда император придумывал идею для флага, он задремал. После пробуждения на лист бумаги упали солнечные лучи, они были похожи на синие, расположенные по диагонали, линии. Этот знак Петр I не проигнорировал и создал то, что подсказала судьба.

В 1701-м единый кормовой флаг заменен на 3 разных, для каждой части флота. То, как выглядит Андреевский флаг сейчас, было утверждено после 1710-го. Императором было создано 8 эскизов, которые по очереди внедрялись. Название произошло от имени ученика Иисуса Христа Андрея Первозванного. Его распяли на диагональном кресте.

На страх врагам

Первая длина символа Военно-морского флота была 4 метра. По задумке, он должен был не только виднеться издалека, но и устрашать звуком. Четырехметровое полотно «ревело» на ветру, поэтому враг слышал приближение российского флота. Громкий звук был вспомогательным оружием, поскольку сбивал противников с курса. Помимо «ревущего» символа, на кораблях устанавливали ревуны и сирены. Сейчас эти военные хитрости отменили.

В 1720 году Корабельный устав закрепил значение и положение Андреевского флага. До 1917 года он изменялся лишь однажды, в 1819 году, когда его дополнили Георгиевским адмиральским флагом. Этот символ закрепляли на том корабле, экипаж которого показал храбрость и силу в бою с врагом и защите ВМФ.

«Русские не сдаются!»

Корабельный устав был составлен для защиты флага ВМФ. За все время его существования он спускался добровольно лишь 2 раза. В 1829 году командир русского фрегата «Рафаил» Семен Стройников пытался защитить экипаж. Чтобы спасти людей, он спустил символ силы перед 15 турецкими кораблями. Император Николай I посчитал этот поступок позором и распорядился, чтобы фрегат сожгли. Его воля была исполнена через 24 года, когда «Рафаил» стал частью турецкого флота. После пребывания в плену, капитан Семен Стройников лишился всех званий и стал матросом.

Второй раз флаг спускали в 1905-м, когда в бою контр-адмирал Небогатов повторил поступок Стройникова. Он тоже пытался спасти команду, но поплатился за это. Его не только лишили чинов, но и отправили под суд, который приговорил его к смертной казни. Небогатову заменили этот приговор на более мягкий — 10 лет заключения в тюрьме. Он просидел 2 года и был помилован.

Замена символов

В ноябре 1917 года советская власть запретила Андреевский флаг. Заменой стал символ Интернационала. Он означал то, что весь российский флот стоит на защите народовластия. Позже от идеи отказались, и на кораблях развевался государственный флаг СССР. Только через 5 лет символ, придуманный Петром I, вернули на законное место. 15 февраля 1992 года, возвращенный знак ВМФ освятили. 26 июля того же года в последний раз были подняты флаги СССР на кораблях, после чего их спустили и подняли Андреевский.

Для передачи между кораблями распоряжений или любой другой информации используются сигнальные флаги. Когда на рее поднимается тот или иной символ, команда понимает, что делать и куда двигаться. Их шьют из шерстяной ткани. Сигнальные элементы появились при Петре I вместе с главным символом ВМФ. На торжественных мероприятиях поднимают флаги расцвечивания и стеньговые.

Андреевский флаг в Российской Федерации

В 1992 году указом Бориса Ельцина утвердили описание и внешний вид флагов Военно-морского флота. Для главного установили соответствующие размеры — 1 к 1,5 м. Отличался лишь цвет Андреевского креста, он был не синим, а голубым. В 2001 году ему вернули первоначальный вид, который был задуман императором.

11 декабря празднуется День флага ВМФ России. В рамках мероприятий ко Дню памяти Андрея Первозванного в российских храмах освящают «Андреевскую» символику. Очевидцы фотографируют процесс, чтобы оставить память о светлом дне.

Происхождение символики

Название связано с именем Андрея Первозванного, который первым из апостолов последовал за Христом и сопровождал его во всех земных странствиях. Он присутствовал на Вознесении Христа, а в день Пятидесятницы получил по жребию в удел для проповедей земли Причерноморья и Балканы. Апостол побывал в Абхазии, Алании и Адыгее, после чего посетил Византий. Местами его пламенных проповедей стали Греция и Македония, Вифиния и Скифия. Апостол Андрей закончил свой земной путь в греческом городе Патры. Форму креста для распятия в виде буквы «Х» он выбрал сам, считая, что не достоин распятия на кресте той же формы как у Христа.


Распятие Андрея Первозванного

По преданиям Андрей Первозванный посетил Россию, дойдя до Новгорода, поэтому его считают сугубым святым покровителем нашей страны.

Описание гвардейского варианта

Начало ВОВ принесло существенные изменения в жизнь не только миллионов человек, но и в государственный устрой. В 1941 году создали одни из первых гвардейских соединений. Год спустя такое звание получили корабли ВМФ СССР.

Для таких кораблей был утвержден Гвардейский ВМФ. Знамя имело единственное отличие от варианта 1935 года. В нижней части белого полотна, между красными символами Советского Союза и голубой лентой, была помещена Гвардейская лента. Она была завязана на бант, ее концы расходились волнообразно в обе стороны вдоль голубой ленты. Гвардейская лента была оранжевого цвета с тремя черными продольными полосами.

В 1950 году из-за изменений во флаге ВМФ был преобразован и Гвардейский ВМФ. Гвардейской ленты перемены не коснулись, но был утвержден ее размер. Длина составляла одиннадцать к двенадцати от длины знамени, а ширина – один к двадцати ширины всего полотна.

Флаг просуществовал до 1992 года, пока ему на смену не пришел вариант Российской Федерации.

Что такое гюйс

Слово «гюйс» произошло от нидерланд. geus — «гез», что было названием носового флага кораблей гезов, участников антииспанской революции в Голландии. Со временем оно стало нарицательным. Сегодня гюйсом ВМФ России и других стран называется носовой флаг морского судна, который вместе с военно-морским, торговым либо гражданским штандартом говорит о государственной принадлежности корабля.

Второе название гюйса — бушпритный флаг, т. к. в начале своей истории его поднимали на бушприте или специальном флагштоке, так и зовущимся — гюйсшток. Сегодня гюйс можно увидеть на баке судна. Также в настоящее время его в основном используют военные корабли, однако некоторые страны допускают гюйсы и для своих гражданских судов.

Еще один синоним гюйса, актуальный, однако, не во всех странах — это крепостной флаг, т. к. его поднимают на прибрежных крепостях и прочих важных объектах на берегу. Гюйс также именуют и стояночным флагом, ведь он определяет по большему счету пришвартованные корабли, нежели суда на ходу.

История награды

Георгиевский знаменный флаг – был присужден экипажам Черноморского флота «За оборону Севастополя с 13 сентября 1854 года по 27 августа 1855 года»

Коллективные отличия в Русском императорском флоте

Основная статья: Наградные знаки отличия кораблей

В Русском императорском флоте корабль и его экипаж, который особенно отличился в бою, мог быть отмечен коллективными наградами. Экипаж мог быть приписан к Морскому Гвардейскому экипажу, получить Георгиевские серебряные рожки. Корабль мог получить Георгиевский вымпел и флаг.

Учреждение Георгиевских знамени, кормового флага и вымпела

Так как в Отечественной войне 1812 года и войне Шестой коалиции русский военный флот практически не принимал участия, в 1813 году, Морской Гвардейский экипаж, в составе Гвардейского корпуса, воевал в составе сухопутных войск. За победу в сражении под Кульмом прусский король Фридрих Вильгельм III наградил всех гвардейцев, который был учреждён 10 марта 1813 года. Российский император Александр I наградил Гвардейский экипаж коллективной наградой — Георгиевским знаменем.

Указ императора Александра I от 5 (17) июня 1819 года:

В память сражения при Кульме, в прошлую Французскую войну, пожаловав за отличие Гвардейскому Экипажу Георгиевское знамя, Повелеваю: сей знак отличия по прилагаемым рисункам поместить во флаге, брейд-вымпеле и вымпеле, и употреблять оные на брейд-стеньгах по чинам вместо обыкновенных на кораблях и прочих судах, также и на шлюпках, которые будут укомплектованы из сего Экипажа.

5 (17) июня 1819 года для кораблей, комплектовавшихся из матросов и офицеров Гвардейского экипажа, были утверждены Георгиевский флаг адмирала, Георгиевский шлюпочный флаг вице-адмирала, Георгиевский шлюпочный флаг контр-адмирала, Георгиевский вымпел и Георгиевский брейд-вымпел.

Георгиевский знаменный флаг – был присужден экипажам Черноморского флота «За оборону Севастополя с 13 сентября 1854 года по 27 августа 1855 года»

После вручения Георгиевского флага матросы получали право носить георгиевскую ленту на бескозырке. Её пять полос чёрно-оранжевого цвета означали порох и пламя. А после утверждения еще и Знак Гвардейского флотского экипажа.

Император Николай I, за исключительные подвиги, дал право двум кораблям в качестве кормового флага поднимать Андреевский Георгиевский флаг, линейному кораблю «Азов» и бригу «Меркурий».

Данные заслуги были столь высоки, что более ни один император не произвёл подобного награждения. Однако эти флаги переходили по наследству к кораблям-преемникам, названных в честь этих кораблей: «Память Азова» и «Память Меркурия».

Внешний вид

Изображение флага Описание флага или вымпела
Георгиевский стеньговый флаг адмирала, 05.06.1819 — 16.12.1917 гг.
Георгиевский стеньговый флаг вице-адмирала, 16.03.1870 — 16.12.1917 гг. (05.06.1819 — 16.03.1870 гг. — Георгиевский шлюпочный флаг вице-адмирала).
Георгиевский стеньговый флаг контр-адмирала, 05.06.1819 — 16.12.1917 гг. (05.06.1819 — 16.03.1870 гг. — Георгиевский шлюпочный флаг контр-адмирала).
Георгиевский вымпел 1819 — 1870 гг.
Георгиевский вымпел 1870 — 1917 гг.

Холодная война

Военный потенциал США уже к середине 1940-х годов был огромным. В составе их вооруженных сил было 150 тыс. различных самолетов и самый большой в мире флот, имевший свыше 100 единиц одних только авианосцев. В апреле 1949 года по инициативе США был создан военно-политический блок Организация Североатлантического договора (НАТО), вслед за которым были организованы еще два блока — СЕНТО и СЕАТО. Цели всех этих организаций были направлены против социалистических стран.

Международная обстановка диктовала необходимость противопоставить объединенным силам капиталистических стран объединенную мощь социалистических государств. С этой целью 14 мая 1955 года в Варшаве главами правительств соц. стран был подписан коллективный союзнический Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, который вошел в историю как Варшавский Договор.

Послевоенный период

В феврале 1946 года Красный флот был переименован в Советский Военно-Морской Флот.

Послевоенное боевое траление

Основная статья: Послевоенное боевое траление

Донные мины.

После войны советские моряки продолжали трудную военную службу, обеспечивая безопасность судоходства по морям, рекам и озерам, они выходили на траление минных заграждений. Особенно велика была опасность подрыва на минах в мелководном Балтийском море, в северо-западной части Чёрного моря, на Дунае, в юго-восточной части Баренцева моря и в районе Новоземельских проливов. Только в Финском заливе военно-морские силы Германии, Финляндии, а также Советского Союза поставили почти 67 тыс. мин разных типов. В зоне действия Северного флота тралению подлежали 38 закрытых для мореплавания районов общей площадью около 10 тыс. квадратных миль. На протяжении 1930 км судоходной части Дуная было поставлено свыше 3300 мин, что создавало среднюю плотность заграждений до 1,6 мины на каждый километр.

Вымпелы

Год Наименование Примечание
21.07.1992 — 29.12.2000 Вымпел военных кораблей Пропорция 1:30 (для кораблей)
21.07.1992 — 29.12.2000 Вымпел военных кораблей Пропорция 1:12 (для катеров)
29.12.2000 Вымпел военных кораблей Пропорция 1:30 (для кораблей)
29.12.2000 Вымпел военных кораблей Пропорция 1:12 (для катеров)
21.07.1992 — 29.12.2000 Вымпел кораблей (катеров) внутренних войск Пропорция 1:12
29.12.2000 — 30.12.2019 Вымпел кораблей (катеров) внутренних войск Пропорция 1:12
30.12.2019 Вымпел кораблей и катеров войск национальной гвардии Российской Федерации Пропорция 1:30 (для кораблей)
30.12.2019 Вымпел кораблей и катеров войск национальной гвардии Российской Федерации Пропорция 1:12 (для катеров)
21.05.1993 — 01.09.2008 Вымпел кораблей, катеров и судов Пограничных войск Российской Федерации Пропорция 1:30 (для кораблей)
21.05.1993 — 01.09.2008 Вымпел кораблей, катеров и судов Пограничных войск Российской Федерации Пропорция 1:12 (для катеров)
01.09.2008 Вымпел кораблей, катеров и судов пограничных органов Пропорция 1:20 (для кораблей)
01.09.2008 Вымпел кораблей, катеров и судов пограничных органов Пропорция 1:12 (для катеров)

С этим читают