Осколочно-фугасный снаряд

Поражающий эффект

Фугасные боеприпасы действуют разрушительной силой газов разрывного заряда и частично силой удара в преграду. В соответствии с этим мощность фугасного снаряда определяется весом и качеством взрывчатого вещества, заключенного в его оболочке, что и определяет основное требование, предъявляемое к таким снарядам. Увеличение мощности фугасных снарядов в пределах одного калибра возможно путём увеличения ёмкости камеры для разрывного заряда и применения более мощного взрывчатого вещества.

Объём камеры снаряда можно увеличить удлинением цилиндрической части снаряда и уменьшением толщины его стенок. Однако длина цилиндрической части ограничена общей длиной снаряда, обусловленной его устойчивостью на траектории. Тем не менее длинная цилиндрическая часть является характерной особенностью фугасных снарядов. Уменьшение толщины стенок оболочки фугасного снаряда ограничено требованием его прочности при выстреле. В связи с этим применение фугасных снарядов в мортирах и гаубицах является более выгодным, нежели в пушках, из-за высоких давлений, развивающихся в последних при выстреле.

Артиллерийский снаряд

Фугасные снаряды в основном предназначаются для стрельбы по небетонированным оборонительным сооружениям: окопам, деревоземляным (ДЗОТам) и деревокаменным огневым точкам, наблюдательным пунктам и т. п. Кроме того, фугасные снаряды крупных калибров могут применяться совместно с бетонобойными снарядами для стрельбы по бетонированным оборонительным сооружениям — долговременным огневым точкам (ДОТам) — главным образом для снятия земляной насыпи с последних. Стрельба на рикошетах фугасными снарядами может с успехом применяться для проделывания проходов в минных полях.

При отсутствии осколочных и осколочно-фугасных снарядов, фугасные снаряды могут применяться для стрельбы по открытым живым целям, а при отсутствии бронебойных снарядов — для стрельбы по танкам. В этих случаях действие фугасных снарядов будет значительно уступать действию заменяемых ими снарядов.

В авиационной артиллерии малокалиберные фугасные и фугасно-трассирующие снаряды применяются для стрельбы по самолетам.

История создания

Принцип действия

Внешние изображения

Эффект тонкостенного фугасного снаряда основан на действии импульса давления во фронте ударной волны, образующейся при подрыве разрывного заряда. Для повышения действия ударной волны толщина стенки корпуса снаряда была уменьшена до минимума, обеспечивающего его конструктивную прочность при метании и ведении по каналу ствола. При этом массовая доля разрывного заряда (степень наполнение снаряда) заметно увеличена.

Принципиально новым моментом явилось использование взрывателя замедленного действия, обеспечивающего задержку подрыва. В результате подрыв снаряда происходил не при контакте с обшивкой самолёта, следствием чего являлось бы расходование давления продуктов взрыва вне цели (самолёта). Напротив, использование взрывателя с замедлением позволило достигнуть такого положения, при котором большая часть корпуса снаряда в момент подрыва была заглублена внутрь конструкции самолёта.

В основу разработки фугасного снаряда были положены несколько принципиальных положений, полученных при исследовании процессов детонации и экспериментальных замеров давления во фронте ударной волны. Исследования были выполнены физиком-баллистиком Губертом Шардиным в Технической академии ВВС. Было установлено значительное, в несколько раз, повышение максимального давления во фронте ударной волны при отражении от жёсткой стенки по сравнению с достигаемым в открытой среде. Второе, для достижения максимального эффективности предлагалось доставлять заряд как можно ближе к жёсткой стенке (элементам конструкции самолёта), для чего требовалось обеспечить проникание снаряда за обшивку. Разработка 20-мм патрона с фугасным снарядом была выполнена в 1937-1939 годах фирмой DWM (Любек).

Реализованные технические решения

В новом боеприпасе удалось объединить ряд технических и технологических новшеств того времени:

Германский 30-мм патрон и звенья к пушке MK 108. Показан разрез патрона с тонкостенным фугасным снарядом повышенного наполнения, тип «М». Масса снаряжения (HA 41) 85 грамм достаточна для выведения из строя одноместного цельнометаллического истребителя при единичном попадании.

  • новый принцип поражения элементов конструкции самолета (а не отдельных агрегатов) импульсом давления во фронте ударной волны, а не осколками корпуса снаряда, рассчитанными на поражение уязвимых агрегатов. Усиление действия ударной волны достигалось при множественном отражении от стенок замкнутых отсеков при подрыве снаряда внутри конструкции, т.е. при использовании нового типа взрывателя с задержкой подрыва (а не повсеместно использовавшихся в малокалиберной артиллерии взрывателей мгновенного действия);
  • полученный глубокой вытяжкой тонкостенный корпус снаряда из легированной хромистой стали, упрочнённый токами высокой частоты (ТВЧ), что позволило увеличить массовую долю разрывного заряда (наполнение) до 20 процентов по сравнению с 4-6 процентами у снарядов осколочного типа;
  • мощное взрывчатое вещество на основе металлизованного тэна под маркой Pentrit A, которое в 1942 году было заменено составом HA 41 на основе гексогена (гексоген-алюминиевая пудра), последний характеризовался увеличенным фугасным и зажигательным действием;
  • взрыватель с детонатором замедленного действия на газодинамическом принципе (Sprengkapsel Duplex), индекс VC (от нем. Verzögerung с задержкой). Задержка обеспечивалась использованием схемы двух капсюлей-воспламенителей. При наколе верхнего капсюля луч огня попадал на нижний лучевой капсюль по кольцевому каналу, проходящему по окружности элемента-замедлителя. Воспламенение нижнего капсюля инициировало капсюль детонатор и подрыв разрывного заряда. Обеспечивал возможность разрыва фугасного снаряда во внутренних отсеках конструкции самолёта. По имеющимся данным задержка срабатывания детонатора составляла 120 мкс. Эта сложная для своего времени задача была решена в расчёте на тонкие обшивки самолётов истребителей 1940-х годов (дюралевые толщиной 0,8-1,2 мм и фанерные толщиной 3-5 мм) и реально обеспечивала возможность разрыва фугасного снаряда внутри конструкции самолёта, не рассчитанной на приложение избыточного давления/

Эффективность поражающего действия

Внешние изображения

Появление на советско-германском фронте 20-мм фугасного снаряда к авиапушкам MG FFM и MG 151/20 резко изменило ситуацию и впервые поставило вопрос о живучести конструкции самолёта. Самолёты-истребители деревянной и смешанной конструкции при поражении 20-мм фугасным снарядом не обладали достаточной конструктивной живучестью: при поражении данным боеприпасом происходила потеря несущей способности и полное разрушение поражённых элементов. Как результат, необходимое для вывода из строя число попаданий по одноместному истребителю не превышало одного — двух. Иными словами, при попадании фугасного снаряда в киль или плоскость, самолёт лишался этих элементов. Как следствие, поражённый фугасным снарядом самолёт немедленно лишался возможности управляемого полёта.

По самолётам цельнометаллической конструкции столь же эффективно работал 30-мм фугасный снаряд пушки MK 108. Один фугасный снаряд пушки MK 108 выводил из строя одноместные поршневые истребители и реактивные истребители при попадании в любую часть конструкции самолёта. Подрыв 30-мм снаряда в крыле «Летающей крепости» образовывал пробоину размером 100×175 см, и срывал металлическую обшивку по длине 2 м задней части фюзеляжа самолёта «Мустанг». По данным германского испытательного центра Rechlin (E-Stelle Rechlin), при атаке тяжёлых бомбардировщиков B-17 или B-24 необходимое число попаданий 30-мм фугасного снаряда пушки MK 108 составляло пять (или критичная по живучести конструкции масса детонирующего ВВ — 425 г).

Сравнительные характеристики патронов авиапушек с фугасным снарядом
Характеристики 2-cm M.-Gesch 3-cm M.-Gesch* 3-cm M.-Gesch/MK-103 5-cm M.Gr./MK-214A
Оружие MG 151/20 MK 108 MK 103 MK-214A
Калибр 20 мм 30 мм 30 мм 50 мм
Патрон 20×82 мм 30×90 мм 30×184 мм 50×419 мм
Масса патрона, г 183 475 980 3800
Масса снаряда, г 92 330 +/- 8 г 330 1100
Масса метательного заряда, г 20,0 30,0 110+4 920
Масса ВВ, г 18,7 85 90-100

350

Наполнение, % 20 25,8 27 32
Начальная скорость, м/с 805 525 920 930
Темп стрельбы, выстр/мин 650 650 440 150
Материал гильзы сталь сталь латунь,сталь латунь

Примечания: * на вооружении с июня 1944 года

Оценка снаряда

Ценность осколочно-фугасных снарядов для артиллерийских орудий подтверждается массовостью их использования на протяжении всей истории артиллерии. Несмотря на то, что фугасное действие ОФС меньше, чем у специализированного фугасного, а осколочное — меньше чем у осколочного снарядов, сочетание этих двух факторов поражения обеспечивает наиболее надёжное поражение всех типов целей.

Достоинства

Основным достоинством осколочно-фугасного снаряда является его универсальность. Данный тип снарядов возможно эффективно использовать против подавляющего большинства целей.

Так же к достоинствам можно отнести меньшую стоимость, чем у бронебойных и кумулятивных снарядов того же калибра, что снижает затраты на обеспечение боевых действий и учебных стрельб.

При прямом попадании в уязвимые зоны (люки башни, радиатор моторного отделения, вышибные экраны кормовой боеукладки и т. д.) ОФС может вывести современный танк из строя. Также ударной волной и осколками, с большой долей вероятности, выводятся из строя приборы наблюдения, связи, вынесенное за броневой объём вооружение, прочие комплексы, устанавливаемые в большом количестве на современную бронетехнику.

Недостатки

Основным недостатком осколочно-фугасного снаряда является его малая бронепробиваемость. Современные танки с точки зрения пробития брони и поражения экипажа практически неуязвимы для осколочно-фугасных снарядов большинства используемых калибров. Тем не менее, крупнокалиберные ОФС до сих пор остаются эффективными против легкобронированной техники.

Взрыватель

Долгое время единственным используемым взрывателем являлся ударный взрыватель, срабатывавший при попадании снаряда в цель.

Ударные взрыватели наиболее просты и надёжны. Большинство взрывателей этого типа возможно выставить на контактный или замедленный режим. В первом случае взрыв происходит при первом касании о препятствие и предназначен для поражения объектов вокруг преграды. Во втором случае снаряд заглубляется в цель и только там происходит детонация — это позволяет эффективно разрушать фортификационные сооружения и здания.

Однако, данный тип взрывателей имеет существенный недостаток — при падении в вязкую среду снаряд может либо вообще не взорваться (с чем связано большое количество неразорвавшихся снарядов на местах бывших боевых действий), либо взорваться слишком поздно, при значительном углублении в среду — камуфлет. Поражающий эффект при этом очень мал.

Значительным шагом вперёд стала разработка дистанционных взрывателей. Данные взрыватели подрывают боеприпас на определённом удалении от пушки, тем самым обеспечивая принципиально новые возможности применения ОФС. Наиболее значительными являются возможности уничтожения вертолётов из танковых пушек, возможность вести огонь на большую дальность по очень крутым траекториям, а также возможность уничтожения скоплений живой силы противника на открытой местности.

Российские танки Т-80УК и Т-90 оборудуются системой «Айнет», обеспечивающей подрыв ОФС в заданной точке траектории. Установка взрывателя проводится в автоматическом режиме, от наводчика требуется лишь замерить дальность лазерным дальномером. Практика показывает, что расход снарядов на каждую цель при этом уменьшается примерно вдвое.

125-ММ ОCКОЛОЧНО-ФУГАСНЫЕ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ БОЕПРИПАСЫ

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

В отличие от ряда западных стран, непрерывно увеличивающих акцент танкового вооружения на борьбе с танками за счет снижения способности танка бороться с живой силой противника, в соответствии с традиционным советским мировоззрением танки являются наиболее эффективным средством борьбы с живой силой и укреплениями противника на поле боя, и это нашло свое отражение в номенклатуре противопехотных боеприпасов, разработанных для 125-мм орудия, и доле таких боеприпасов в типовом боекомплекте (порядка 40% осколочно-фугасных боеприпасов, в добавление к приблизительно 45% кумулятивных, также пригодных для борьбы с живой силой противника; эта доля может быть еще больше в зависимости от боевой задачи).


Наиболее распространенным типом боеприпасов является многоцелевой осколочно-фугасный снаряд, стабилизируемый оперением. Его область применения была еще больше расширена с введением системы дистанционного электронного подрыва боеприпасов «Айнет». Имеются также другие специализированные снаряды, например СГПЭ и зажигательные, но они менее распространены.

125-мм ОФС имеют неплохую точность (нормативное рассеивание: 0,23 т.д.) и аналогичны по поражающей способности 122-мм артбоеприпасам.

Пригодность этих боеприпасов для борьбы с танками ограничена, однако испытания в ряде стран показали, что прямое попадание ОФС в бронетехнику в состоянии вызвать утерю подвижности, и с высокой вероятностью — утерю или значительное снижение огневой мощи. Легкая бронетехника с высокой вероятностью будет полностью уничтожена.

СХЕМА БОЕПРИПАСА

Советские ОФС имеют следующее строение: заряд ВВ размещается в корпусе (3), оснащенном двумя ведущими поясками (4). В носовой части снаряда находится взрыватель (2) с защитным колпачком (1). В хвостовой части находятся 4 сложенных стабилизатора (6), прикрепленные к основанию (7) и удерживаемые в сложенном положении стопорами (5) и пластиковым кольцом (8). Последнее разрушается в процессе выстрела и освобождает стабилизаторы, которые раскрываются по осям вращения (9) и обеспечивают стабильность снаряда на траектории.

Требуемый режим срабатывания (фугасный, осколочно-фугасный или осколочный) задается установкой крана взрывателя в одно из двух положений и наличием или отсутствием защитного колпачка:

Режим ОФ: кран взрывателя в положении «О» (открыт), колпачок установлен. Время срабатывания — 0,01 сек. Это стандартный режим срабатывания, обеспечивающий корректное функционирование снаряда в большинстве случаев, и не требующий никаких специальных подготовительных действий экипажа.

Как мы видим использование новых фугасов?

Стрелять фугасами как основными снарядами станет ещё более невыгодно, чем сейчас. Зато возрастёт их полезность в определённых ситуациях. Именно этого мы хотим добиться. Фугасы будут особенно полезны, когда нужно:

  • Сбить захват базы.
  • Добить танк с небольшим запасом очков прочности.
  • Сбить гусеницу или повредить внешний модуль.

Важно: если вы участвовали в предыдущих этапах тестирования переработки снарядов в «Песочнице», то в новом ваша прогрессия сохранится.

Всё перечисленное — только предварительные изменения. Окончательное решение на их счёт мы примем после тестирования. Присоединяйтесь, играйте и делитесь отзывами на форуме! 

Инженерный боеприпас

Фугас как инженерный боеприпас — это заряд взрывчатого вещества, закладываемый в земле или под водой на небольшой глубине, взрываемый внезапно для нанесения урона противнику или задержания его продвижения. При подрыве фугаса цель поражается ударной волной, осколками и продуктами взрыва.

Подрыв взрывчатого вещества производится электрическим, огневым или механическим способами. При огневом способе обычно необходимо использовать детонаторы, огнепроводный шнур или зажигательные трубки. При электрическом способе используются электродетонаторы, в которых необходимая начальная температура индукции воспламенения достигается за счёт тепловой энергии электроискры или спирали и начального заряда инициирующего взрывчатого вещества.

Конструкция

Основная статья: Малокалиберный фугасный снаряд

Фугасные снаряды обладают наиболее тонкостенными оболочками, высоким коэффициентом наполнения, высокой относительной массой разрывного заряда и малой относительной массой снаряда.

По конструктивному оформлению фугасные снаряды наземной артиллерии средних калибров бывают цельнокорпусными, с привинтной головкой или ввинтным дном и очком под головной взрыватель, а снаряды крупных калибров — со сплошной головной частью, ввинтным дном и очком под донный взрыватель или с привинтной головкой и ввинтным дном и очком под головной взрыватель. Снаряды крупных калибров, кроме того, могут иметь два очка: под головной и донный взрыватели; применением двух взрывателей обеспечиваются безотказность действия и полнота разрыва снаряда.

Малокалиберные фугасные снаряды в авиационной артиллерии впервые были применены немцами в 20- и 30-мм авиационных пушках во время Второй мировой войны. Корпус 20-мм снаряда тонкостенный, штампованный, с выдавленными на нём канавками для ведущего пояска и кернения дульца гильзы. Дно корпуса для повышения прочности при выстреле делается полусферической формы. Центрующих утолщений на корпусе нет, и центрование снаряда в канале ствола производится центрующим утолщением на взрывателе и ведущим пояском. Взрыватель соединяется со снарядом при помощи переходной втулки, закрепленной в корпусе.

Необходимая прочность таких снарядов при выстреле достигалась за счет применения корпуса из металла с высокими механическими свойствами[источник не указан 1036 дней] и его термической обработки.

Появление в 1940-х годах в малокалиберной авиационной артиллерии фугасных снарядов объясняется повышенным поражающим действием этих снарядов по сравнению с осколочными ввиду малой чувствительности современных самолетов к поражению осколками[источник не указан 1036 дней]. Поэтому следует считать целесообразным[когда?] всемерное повышение фугасности малокалиберных осколочных снарядов зенитной и авиационной артиллерии. Применение фугасных снарядов в наземной артиллерии целесообразно лишь в орудиях калибра от 120 мм и выше, так как незначительный вес разрывного заряда снарядов меньшего калибра не обеспечивает разрушения даже самых лёгких полевых укрытий[источник не указан 1036 дней].

Артиллерийский снаряд

Фугасные снаряды в основном предназначаются для стрельбы по небетонированным оборонительным сооружениям: окопам, деревоземляным (ДЗОТам) и деревокаменным огневым точкам, наблюдательным пунктам и т. п. Кроме того, фугасные снаряды крупных калибров могут применяться совместно с бетонобойными снарядами для стрельбы по бетонированным оборонительным сооружениям — долговременным огневым точкам (ДОТам) — главным образом для снятия земляной насыпи с последних. Стрельба на рикошетах фугасными снарядами может с успехом применяться для проделывания проходов в минных полях.

При отсутствии осколочных и осколочно-фугасных снарядов, фугасные снаряды могут применяться для стрельбы по открытым живым целям, а при отсутствии бронебойных снарядов — для стрельбы по танкам. В этих случаях действие фугасных снарядов будет значительно уступать действию заменяемых ими снарядов.

В авиационной артиллерии малокалиберные фугасные и фугасно-трассирующие снаряды применяются для стрельбы по самолетам.

Фугасы в настоящее время

В настоящее время в артиллерии средних калибров фугасные снаряды почти полностью вытеснены осколочно-фугасными, значительно упрощающими боевое снабжение артиллерии.

Старые фугасные снаряды сохранились лишь на вооружении, производство же фугасных снарядов средних калибров прекращено почти во всех странах.

Для снаряжения фугасных снарядов наземной артиллерии в мирное время идет почти исключительно тротил и реже мелинит, а в военное время неизбежно применение суррогатных взрывчатых веществ.

Фугасные снаряды германской авиационной артиллерии снаряжались главным образом тэном и реже тротилом.

Конструкция и принцип действия

Устройство бронебойно-фугасного снаряда

По своей конструкции бронебойно-фугасный снаряд в целом схож с обычным фугасным, однако в отличие от последнего имеет корпус со сравнительно тонкими стенками, рассчитанный на пластичную деформацию при встрече с преградой, и всегда только донный взрыватель. Заряд бронебойно-фугасного снаряда состоит из пластичного взрывчатого вещества и при встрече снаряда с преградой «растекается» по поверхности последней. Вопреки расхожему мифу, увеличение угла брони негативно сказывается на пробитии и заброневом действии бронебойно-фугасных снарядов, что можно увидеть, к примеру в документах по испытанию британского 120mm орудия L11.

После «растекания» заряда он подрывается донным взрывателем замедленного действия, создавая давление продуктов взрыва до нескольких десятков тонн на квадратный сантиметр брони, в течение 1—2 микросекунд падающее до атмосферного. В результате этого в броне образуется волна сжатия с плоским фронтом и скоростью распространения около 5000 м/с, при встрече с тыльной поверхностью брони отражающаяся и возвращающаяся как волна растяжения. В результате интерференции волн происходит разрушение тыльной поверхности брони и образование отколов, способных поразить внутреннее оборудование машины или членов экипажа. В некоторых случаях может происходить и сквозное пробитие брони в виде прокола, пролома или выбитой пробки, однако в большинстве случаев оно отсутствует. Помимо этого непосредственного действия, взрыв бронебойно-фугасного снаряда создаёт ударный импульс, действующий на броню танка и способный вывести из строя или сорвать с места внутреннее оборудование, либо нанести травмы членам экипажа.

Эффективность воздействия по бронецелям, в американских документах, оценивается как до 1.3 от калибра.

Сколы с внутренней стороны брони от воздействия на неё бронебойно-фугасных снарядов

Благодаря своему принципу действия, бронебойно-фугасный снаряд эффективен против гомогенной брони и, как и у кумулятивных снарядов, его действие мало зависит от скорости снаряда и, соответственно, дистанции стрельбы. В то же время, действие бронебойно-фугасного снаряда малоэффективно против комбинированной брони, плохо передающей волну взрыва между своими слоями, и практически неэффективно против разнесённой брони. Даже против обычной гомогенной брони эффективность заброневого действия бронебойно-фугасного снаряда может быть значительно снижена или даже сведена на нет установкой противоосколочного подбоя с внутренней стороны брони.

Ещё два недостатка бронебойно-фугасного снаряда вытекают из его конструктивных особенностей. Тонкостенный корпус снаряда вынуждает ограничивать его начальную скорость по сравнению с другими видами боеприпасов, в том числе кумулятивными, до менее чем 800 м/с. Это приводит к снижению настильности траектории и увеличению полётного времени, что резко уменьшает шансы поражения движущихся бронированных целей на реальных дистанциях боя. Второй недостаток связан с тем, что бронебойно-фугасный снаряд, несмотря на значительную массу заряда взрывчатого вещества, обладает сравнительно малым осколочным, так как его корпус имеет тонкие стенки, а его механические свойства рассчитаны прежде всего на деформацию, а не на эффективное образование осколков, как в специализированных осколочно-фугасных или многоцелевых кумулятивных снарядах. Соответственно, недостаточным оказывается действие снарядов против живой силы противника, что рассматривается как серьёзный недостаток бронебойно-кумулятивных снарядов, так как с отказом на подавляющем большинстве западных танков от осколочно-фугасных снарядов, роль последних в борьбе с живой силой ложится на кумулятивные или бронебойно-фугасные снаряды.

Авиабомбы, особенности их конструкции и классификация


Авиационная бомба – это тип боеприпаса, который состоит из корпуса, стабилизатора, снаряжения и одного или нескольких взрывателей. Чаще всего корпус имеет овально-цилиндрическую форму с конической хвостовой частью. Корпуса осколочных, фугасных и осколочно-фугасных авиационных бомб (ОФАБ) изготовлены таким образом, чтобы при взрыве давать максимальное количество осколков. В донной и носовой частях корпуса обычно находятся специальные стаканы для установки взрывателей, некоторые виды бомб имеют и боковые взрыватели.

Взрывчатые вещества, которые используются в авиационных бомбах, весьма различны. Чаще всего это тротил или его сплавы с гексогеном, аммонийная селитра и др. В зажигательных боеприпасах боевая часть заполнена зажигательными составами или горючими жидкостями.

Для подвески на корпусе авиабомб имеются специальные ушки, исключения составляют боеприпасы малого калибра, которые размещаются в кассетах или связках.

Стабилизатор предназначен для обеспечения устойчивого полета боеприпаса, уверенного срабатывания взрывателя и более эффективного поражения цели. Стабилизаторы современных авиабомб могут иметь сложную конструкцию: коробчатую, перистую или цилиндрическую. Авиабомбы, которые применяются с малых высот, часто имеют зонтичные стабилизаторы, раскрывающиеся сразу после сброса. Их задача – замедлить полет боеприпаса, чтобы дать возможность летательному аппарату отойти на безопасное расстояние от точки взрыва.

Современные авиационные бомбы оснащаются разными типами взрывателей: ударного действия, неконтактные, дистанционные и др.

  • основные;
  • вспомогательные.

Основные авиационные бомбы предназначены для непосредственного поражения различных целей.

Вспомогательные способствуют решению той или иной боевой задачи или же они используются при подготовке войск. К ним относятся осветительные, дымовые, агитационные, сигнальные, ориентирно-морские, учебные и имитационные.


Основные авиационные бомбы можно разделить по типу поражающего воздействия, которое они наносят:

  1. Обычные. К ним относятся боеприпасы, начиненные обычным взрывчатыми или зажигательными веществами. Поражения целей происходит за счет взрывной волны, осколков, высокой температуры.
  2. Химические. К этой категории авиационных авиабомб относятся боеприпасы, начиненные химическими отравляющими веществами. Химические бомбы никогда масштабно не применялись.
  3. Бактериологические. Начинены биологическими возбудителями различных заболеваний или же их носителями и также никогда не использовались масштабно.
  4. Ядерные. Имеют ядерную или термоядерную боевую часть, поражение происходит за счет ударной волны, светового излучения, радиации, электромагнитной волны.

  • фугасными;
  • осколочно-фугасными;
  • осколочными;
  • фугасными проникающими (имеют толстый корпус);
  • бетонобойными;
  • бронебойными;
  • зажигательными;
  • фугасно-зажигательными;
  • отравляющими;
  • объемно-детонирующими;
  • осколочно-отравляющими.

Это список можно продолжить.

К основным характеристикам авиабомб относятся: калибр, показатели эффективности, коэффициент наполнения, характеристическое время и диапазон условий боевого применения.

Одной из главных характеристик любой авиабомбы является ее калибр. Это масса боеприпаса в килограммах. Довольно условно бомбы делятся на боеприпасы малого, среднего и крупного калибра. К какой именно группе относится та или иная авиабомба во многом зависит от ее типа. Так, например, стокилограммовая фугасная бомба относится к малому калибру, а ее осколочный или зажигательный аналог – к среднему.


Коэффициент наполнения – это отношение массы взрывчатого вещества бомбы к ее общему весу. У тонкостенных фугасных боеприпасов он выше (примерно 0,7), а у толстостенных – осколочных и бетонобойных бомб – ниже (примерно 0,1-0,2).

Характеристическое время – параметр, который связан с баллистическими свойствами бомбы. Это время ее падения при сбросе с летательного аппарата, летящего горизонтально со скоростью 40 м/с, с высоты 2 тыс. метров.

Ожидаемая эффективность также довольно условный параметр авиационных бомб. Он отличается для разных типов этих боеприпасов. Оценка может быть связана с размером воронки, количеством очагов пожаров, толщиной пробитой брони, площадью зоны поражения и др.

Диапазон условий боевого применения показывает характеристики, на которых возможно проведение бомбометания: максимальную и минимальную скорость, высоту.

Смешанные типы боеприпасов

Сегодня значительно снизилось количество боеприпасов, при заряде которых используется только фугас. Снаряд смешанного типа обладает гораздо более высокими поражающими характеристиками и лучшей эффективностью. Благодаря этому подобные боеприпасы широко распространены. Говоря о том, что такое фугас, следует учитывать, что существует несколько видов снарядов, при создании которых используется этот тип заряда. Некоторые из них являются смешанными. К таким, например, относятся осколочно-фугасные и бронебойно-фугасные.

Первые являются наиболее универсальными и часто применяемыми. Для них предусмотрены фугасный, осколочный и замедленный типы действия. К достоинствам таких снарядов можно отнести сравнительно низкую стоимость. Они часто используются в действующей армии при организации военных учений. Однако за счет универсальности подобные боеприпасы существенно уступают снарядам, которые рассчитаны только на один вид поражения цели, в разрушающей силе. Что же касается бронебойно-фугасных снарядов, то их предназначение состоит в поражении различных укреплений и бронированной техники. Широкое распространение они получили в Великобритании, где и были изобретены. В настоящее время интерес к ним заметно снизился по причине небольшой поражающей силы.

Ударная волна

Ударная волна не экранируется препятствиями, но ослабляется ими. Она не наносит урон членам экипажа, а её воздействие на технику зависит от толщины брони. Чем этот показатель больше, тем меньше повреждений нанесёт ударная волна. Полностью исключить урон почти невозможно: фугасы будут наносить хотя бы небольшие повреждения практически любой броне. Все три механики будут работать для фугасных снарядов одновременно. Урон от каждой из них рассчитывается отдельно для модулей, экипажа и самой техники.

При попадании фугасного снаряда в танк будет засчитан урон от той механики, у которой он оказался наибольшим.

Важно: угол наклона брони на поглощение урона не влияет — учитывается номинальная толщина брони. Это логично, ведь урон наносит взрыв фугасного заряда на поверхности брони.


С этим читают