Фуражка военного образца: история и особенности

История и виды фуражек

Фуражные шапки Киевского Гренадерского полка 1797—1801 годов.

Пехотный кивер Русской императорской гвардии, датирован 1812—1817 годами.

Исторически фуражка была развитием кивера, чья неудобная высокая форма в униформах европейских армий до середины XIX века постепенно уменьшалась до современной формы фуражки.

Фуражка в российской армии

В вооружённых силах Российской империи у солдат фуражка относилась к особой категории предметов вещевого довольствия войск — мундирным вещам. Фуражка отпускалась в виде материалов и всегда на определенный срок. Изготавливалась в полковых мастерских.

Фуражка была введена в 1811 году взамен фуражных шапок 1797 года, имевших вид согнутого пополам колпака, и изготовлялась сначала из выслуживших срок мундиров. Покрой фуражки менялся несколько раз. В 1862 году фуражка была отменена у всех, кроме кирасиров.

В 1872 году фуражки были возвращены гвардии, кавалерии, казакам и всем офицерам. В 1881 году фуражка была возвращена всей армии, в гвардии и кавалерии с кокардой на околыше, а в армии — на тулье, у нестроевых — с козырьком и кокардой на тулье.

В России в XIX веке на форменных фуражках на околышах располагалась кокарда и/или эмблема рода оружия (значок), инженерной специальности и так далее. На тулье мог размещаться дополнительный знак. Летом на фуражку надевали белый чехол.

В 1906 году была введена летняя фуражка защитного цвета, с козырьком и наружным подбородным ремнем для всех. В 1910 году вместо неё была введена походная суконная фуражка, а наружный ремень в пехоте был отменён.

Вооружённые Силы СССР

В Вооружённых Силах СССР с 1969 года фуражка для офицеров состояла из:

  • донышка овальной формы (на фуражку для офицеров Военно-Морского Флота дополнительно полагался съёмный белого цвета чехол);
  • тульи;
  • околыша;
  • канта (выпушки) по верхнему краю околыша и по краю донышка;
  • ленты (черного цвета, на фуражку для офицеров Военно-Морского Флота);
  • козырька (в ряде случаев на нём было шитьё (орнамент) или знаки различия);
  • плетёного шнура (на полевой фуражке вместо него был подбородный ремешок);
  • эмблем (шитья) (кому положено);
  • кокарды;
  • форменных пуговиц (две).

Первые шаги

Разные виды войск можно было распознать по цвету униформы:


  • черная – танкисты;
  • зеленая – пехота;
  • светло-зеленая – горные стрелки.

Не последнюю роль играли и головные уборы, которые разнились как по форме, так и по отличительным нашивкам. Первый прототип униформы был создан еще во время Ноябрьской революции. Тогда повстанческие отряды экипировались тем, что осталось в «закромах» с Первой мировой войны. Стандартизируя униформу, правительство предоставило служащим головные уборы, за основу которых взяли кепи, использовавшиеся в армии Австрийской империи.

Первый обновленный прототип увидел свет в 1925 году. После этого с разницей в 3-4 года разработчики выпускали новые образцы как форменной одежды, так и головных уборов.

Всего верховное командование завизировало пять видов фуражек до конца 1943 года. Фуражки офицеров СС практически ничем не отличались от головных уборов солдат ниже рангом. Только опытный человек мог с первого взгляда сказать, военный каких войск и в каком звании находится перед ним.

Разновидности

Фуражки классического вида у российских военнослужащих и сотрудников других силовых структур различаются:

  • По материалам, использованным при изготовлении (что определяется вхождением в комплект парадной либо повседневной формы);
  • По степени отделки дополнительными элементами (что характеризует принадлежность к категории высшего командного состава либо к церемониальным видам военной формы);
  • По расцветке ткани, околыша и канта, а также носимым кокардам и эмблемам (что отражает принадлежность к ведомствам, роду войск или сил).
Принадлежность форменной фуражки военнослужащих Цвет ткани парадной формы Цвет ткани повседневной формы Цвет околыша
Сухопутные войска ВС РФ Цвет морской волны Защитный Красный
Воздушно-космические силы РФ Синий Голубой
Военно-морской флот РФ Чёрный либо белый Чёрный
Войска Национальной гвардии РФ Цвет морской волны Оливковый Краповый
Пограничные войска ФСБ РФ Зелёный Васильковый

На практике белая фуражка чаще чёрной применяется в парадной форме ВМФ России. Белая фуражка-бескозырка к тому же сохранилась в форменной одежде матросов-срочников, в то время как контрактников ВМФ отличают чёрная либо белая морская фуражка с козырьком.

Автор статьи: Никифоров Владислав

Знаки отличия

С появлением пилоток стал вопрос о знаках отличия, которые наносились на кепи и фуражки: череп, орел, свастика, цветной кант. Все они помогали определить принадлежность к пехотным, танковым, штурмовым или спецотрядам.

На любом головном уборе присутствовала эмблема черепа: где-то в виде нашивки, где-то в виде металлических пуговиц. Если другие знаки могли перенести на левый бок головного убора, то череп всегда находился на кокарде.


Так почему на фуражках СС были черепа?

Череп, или «адамова глава», использовался в армейских знаках отличия еще со средневековья. Таким образом военные обозначали особые отряды, имевшие высокую ценность для командования как боевые единицы.

Череп в немецкой армии появился со времен добровольческих корпусов, формировавшихся для борьбы с немецкими коммунистами. Чуть позже, уже во время распространения учения о фашизме по территории Европы, череп стал отличительным знаком войск СС в подчинении Гитлера. Сам знак символизировал победу над смертью.

Немецкая фуражка СС стала стандартом для многих униформ в последующем. Головные уборы полицейских Франции, Италии, а также различных военных подразделений пошиты на основе фуражек немецкого образца времен Второй мировой войны.

Отличительные особенности

Основные особенности, выделяющие фуражку из ряда прочих головных уборов, связаны прежде всего с её конструкцией, а не назначением (как деталь определённой униформы). Тем более, что слово «картуз», означающее тот же тип головного убора, но без привязки к служебно-должностному положению носителя, в послереволюционной России вышло из широкого обихода, получив к тому же смысловое наполнение отрицательного плана как часть облика «эксплуататорских прислужников».

Наибольшее функциональное сходство фуражка имеет с кепкой (кепи): оба этих головных убора в их стандартном виде относительно невысоки, легки по весу, обладают козырьком, хорошо пригодны для размещения эмблем и других отличительных знаков, рассчитаны для ношения в умеренных климатических условиях. Но в русскоязычной традиции фуражку отличает от кепки характерный фасон: непременное наличие широкого околыша и плоский верх, образуемый расклиниванием (как правило, равномерным) к краям головного убора, а не скреплением покрывающего голову материала по центру. Для этого внутрь вшивается или вставляется прочный обруч, сохраняющий форму изделия.

Кроме того, козырёк фуражки, в отличие от кепки, может быть только жёстким. Впрочем, к фуражкам принято причислять бескозырку — как особый вид флотской формы матросов. Бескозырка также имеет ленточки, конструктивно предназначенные для удержания головного убора при частой на море ветреной и штормовой погоде.

Фуражки как элемент военной формы

Фуражка впервые появилась в Европе в конце XVIII века как военный головной убор, ставший более практичным, сильно «заниженным» наследником кивера. Более широкие поля у фуражки позволяют увеличить площадь прикрытия головы в жару.

Российская Империя


В России головные уборы, названные «фуражными шапками», впервые упомянуты в период правления Павла I. С 1797 года гусарам предписывалось изготавливать их из материала выслуживших срок мундиров. При этом фуражные шапки имели навершие в форме колпака и применялись как нестроевой головной убор при выполнении разного рода вспомогательных («фуражирских») работ. Но именно такой головной убор породил само слово «фуражка».

В сентябре 1811 года для нижних чинов русской армии и флота была введена для повседневного ношения бескозырьковая фуражка с круглой тульей. Вскоре фуражки появились у офицеров (как с козырьками, так и без них). На всех российских военных фуражках размещались кокарда и эмблема воинской специализации (артиллерист, инженер и т.п.).

Современный тип фуражки в оснащение основной массы русской армии стал поступать лишь в 1907-1909 годах. Это коснулось и казачества, в утверждённой форме которого различные традиционные шапки вытеснила казачья фуражка с соответствующей войску символикой. После 1909 года походные фуражки стали изготавливать из сукна защитного цвета. Они были почти идентичны для всех категорий военнослужащих: офицерские от солдатских отличались только цветом пуговиц для пристёгивания подбородного ремешка.

Времена СССР

Походные фуражки дореволюционных образцов остались основным летним головным убором и в Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА). Их главным отличительным знаком стала красная пятиконечная звезда в качестве кокарды на околыше. Фуражка ВМФ (и морская офицерская фуражка, и бескозырка) полностью сохранила свой статус. В целом же фуражки в советское время стали применяться не только как повседневный, но и как парадный головной убор.

В 1924 году летнюю фуражку с козырьком и круглым донышком тульи утвердили к ношению для всех родов войск. Её шили из походно-палаточной ткани и пропитывали химическим водонепроницаемым составом. С 1935 года на фуражках РККА была восстановлена традиция различных расцветок околыша по родам войск и служб. Кроме того, в советское не изменялись особенности большинства служебных форменных фуражек вне армейской сферы. В частности:

  • Пограничная фуражка с зелёной расцветкой отличительных элементов. Сам термин «зелёная фуражка» стал важнейшим символом пограничной службы;
  • Капитанская фуражка служила непременным символом командира корабля в морском и речном гражданском флоте;
  • Синяя фуражка утвердилась как символ принадлежности к авиации.

Фуражка МВД (НКВД), напротив, не раз меняла свой облик в плане расцветки ткани, хотя околыш фуражки стабильно сохранял свой краповый цвет.

Современная Россия

В 1990-е годы, по мере износа советских запасов военной формы, в обиход Российской Армии стали более широко внедряться кепи. Лёгкая фуражка типа бейсболки постепенно стала основным головным убором в общеармейской полевой военной форме и повседневном обмундировании военнослужащих по призыву. Для последней категории кепи стали элементом также и парадной формы. В то же время ношение фуражек стало возможным для женщин-военнослужащих, чего в советское время не допускалось.

Основные изменения облика военных фуражек выразились в замене кокард и эмблем с советской символикой на элементы символики Российской Федерации. С 2000-х годов широкое применение получило размещение ведомственных и войсковых эмблем РФ на тулье фуражек. Как правило, у офицерского состава такие эмблемы металлические, у категории высшего командования — вышитые.

Фуражки офицеров СС


Особым знаком отличия были головные уборы для офицерского состава. Кепи, использовавшееся солдатами, офицеры применяли для полевых выездов. С 1929 года черное кепи стало стандартом в солдатской форме, с поправкой на чин. Околыш был подшит белым или серебристым кантом в зависимости от звания офицера. Белый цвет использовал младший состав, а серебристый – высшие чины.

Офицерская фуражка СС, известная сегодня, появилась на свет в 1936 году. Она имела высокую тулью, твердый околыш, козырек и рант (ремешок из кожи или шнур-филигран). Эта деталь гардероба была частью парадной офицерской формы.

Для удобства в ежедневном использовании шнур-филигран заменяли кожаным ремешком. Он не только служил для красоты, но и применялся для закрепления фуражки под подбородком. Для различия офицерского состава на тулье и над околышем вшивался кант нужного цвета.

Горные стрелки

Горное кепи, вошедшее в обиход войск СС, стало началом эволюции головных уборов армии фюрера. Изначально оно имело зеленый цвет, а в передней его части размещались знаки отличая немецкой армии (череп, орел и, чуть позже, свастика).

В дальнейшем для более четкого различия в разных видах войск стали вводить нашивки разных образцов. Первыми удостоились такой чести горные стрелки из полков «Принца Евгения» и «Эдельвейс». Эти фуражки СС стали черного цвета, а вместе с орлом и черепом на них помещали изображение эдельвейса на левой стороне.

Каждый род войск имел и разную форму головного убора. Они могли быть круглыми, конусообразными с тульей разной высоты. Изначально кепи имело околыш, закрепленный с помощью пуговиц или кнопок, который можно было отвернуть в ненастную погоду. С появлением новых видов эта часть фуражки СС стала носить чисто символический характер.

Когда размер тульи не позволял разместить все знаки отличия в лицевой её части, солдатам разрешалось пришивать нашивки в виде орла, эдельвейса или свастики на левую сторону кепи. Но впереди всегда был орел и знак черепа. Их крепили серебристой нитью на треугольную нашивку.


С этим читают