Где были туалеты на парусниках

История с плавающим нечто

В 1969 году во время миссии «Аполлон-10» произошел инцидент, долгое время скрывавшийся в архивах истории, подальше от глаз простого обывателя. Во время полета вокруг Луны три астронавта пожаловались на отвратительный летающий объект внутри космического аппарата. Между ними произошел следующий диалог:


Позже для астронавтов миссий «Аполлон» NASA разработало систему «встроенную систему сбора фекалий», поскольку использовать пакеты в открытом космосе конечно же было нельзя. Данная система выглядела и описывалась как «пара шорт с несколькими слоями абсорбирующего материала». На практике же, в NASA создали космические подгузники, которые по словам агентства «были способны впитать любые экскременты».

Оснащение кораблей первыми туалетами не решило всех проблем

Так наступила эра космических шаттлов, а вместе с ними в космос пришли женщины и, наконец, туалеты! Для того чтобы женщины-астронавты могли справлять маленькую нужду во время запуска и выходов в открытый космос NASA разработало систему Disposable Absorption Containment Trunk, представлявшую все те же шорты с несколькими абсорбирующими слоями.

Такой подгузник мог впитывать до 3,75 чашек урины

Космические шаттлы начали комплектоваться настоящими туалетами Waste Collection System стоимостью 50 000 долларов каждый. Тем не менее использовать в условиях невесомости их было нелегко. Диаметр отверстия унитаза составлял всего 10 сантиметров, что равнялось примерно четверти диаметра отверстия земного аналога. Для того чтобы пользоваться таким туалетом, астронавтов несколько месяцев тренировали на Земле. В некоторых случаях под сидением использовалась установленная камера, которая помогала лучше «прицелится».

Симулятор космического туалета шаттла

Разумеется, никакой туалетной бумаги здесь не предусматривалось. Она могла создать дополнительный источник загрязнения.

Астронавт Майк Массимино как-то рассказал, что для того чтобы удобно уместиться на космическом унитазе он использовал поручни. В итоге все выглядело так, как будто астронавт держался за ручки чоппера (американский мотоцикл с удлиненной рамой). Сегодняшние астронавты и космонавты, работающие на борту Международной космической станции, имеют гораздо больше удобств. В туалетах вместо воды используется вакуум. Твердые отходы собираются в специальные сетчатые пластиковые мешки, которые некоторое время хранятся в алюминиевых 20-литровых контейнерах. Заполненные контейнеры перекладывают в транспортный грузовой корабль «Прогресс» для дальнейшей утилизации. После всасывания жидкие отходы собираются с помощью специального шланга с насадкой, которым могут воспользоваться как мужчины, так и женщины, а затем передаются системе регенерации, восстанавливающей их до состояния питьевой воды, которая используется в техническом контуре станции.


Итальянский астронавт Европейского космического агентства Саманта Кристофоретти демонстрирует мешок для сбора твердых отходов.

Бывший астронавт NASA Пегги Уитсон, которая провела в космосе больше любого другого астронавта NASA, в интервью Business Insider рассказала о том, что находится в невесомости, в состоянии парения – здорово, но вот ходить в туалет – та еще морока.

Охрана окружающей среды

Туалеты современных судов безопасны. Но при этом и экологичными уборные ходящих по морю в наши дни кораблей, к сожалению, в большинстве случаев назвать нельзя. Ведь конструкция туалетов на многих судах такова, что стоки из них попадают непосредственно в море.

Однако обеспечению чистоты океана в настоящее время все же уделяется довольно-таки много внимания. Касается это в том числе и корабельных туалетов. Согласно международным правилам, к примеру, в некоторых зонах океана сливать нечистоты категорически запрещается.

Поэтому, помимо собственно самих туалетов, на кораблях сегодня обычно устанавливаются и специальные танки-септики. Нечистоты, попадающие в такие емкости из гальюнов, сначала измельчаются, а затем заражаются и перерабатываются особыми бактериями. В итоге в септике остается малоопасная для окружающей среды биомасса.

В последующем такие переработанные отходы из уборных обычно также просто выбрасываются за борт. Но в некоторых местах океана в воду международными правилами запрещается отправлять и такую переработанную биомассу. Поэтому иногда моряки бывают вынуждены везти преобразованные в септиках нечистоты в порты и сдавать их в специальные приемные пункты.

10.

А вот, как обстояли дела у старших офицеров и капитана корабля. Старшие чины корабельной команды матросскими гальюнами не пользовались. Условия жизни офицеров на флоте были закономерно лучшими, чем у рядовых мореплавателей. Они пребывали в просторной кают-компании (а где-то с середины XVIII в. в отдельных каютах), лучше питались, имели личную прислугу. Вот и туалет у корабельного начальства был куда безопаснее, чем матросские гальюны. В кормовой части деревянного парусного корабля выступали штульцы – круглые свесы по бокам у кормы судна. В одной из них хранились навигационные приборы и морские карты, в другой помещалась закрытая кабинка офицерского туалета. (На более крупных кораблях в штульце располагалось двухэтажное помещение, в котором снизу имелось отхожее место и рукомойник, а сверху стояла настоящая капитанская ванна). Об удобстве этой тесной коморки можно поспорить, однако в любом случае человек в ней хотя бы не рисковал оказаться за бортом. Так что при всех преимуществах быта офицеров на парусном корабле, пожалуй, одной из самых весомых привилегий был безопасный гальюн.

Интересности 24 сентября, 2018 865 просмотров

Где располагался туалет для матросов и пассажиров

Древние суда с их роскошными парусами и фигурами мистических существ на носу, безусловно, навсегда останутся символом романтики и стремления человека к новым открытиям. Любоваться легкими бригами и бригантинами можно бесконечно. Однако жизнь самих моряков, плававших на таких судах в прошлом, была, к сожалению, очень тяжелой. Быт матросов минувших веков имел множество неприглядных сторон.

Носовые части древних парусников, восхищающие современных романтиков, изначально устанавливались на судах для устрашения врагов, представляя собой фигуры гурий, драконов и пр. Позднее такие деревянные скульптуры превратились в чисто декоративную деталь, украшающую корабль.

Выглядели носовые части древних парусников, безусловно, эффектно. Но при этом, по-сути, представляли они собой внешнюю отделку корабельного туалета. Именно за этими декоративными скульптурами на кораблях когда-то и располагались уборные, предназначенные для простых матросов.

«Никто из этого проекта не уходил»: Анна Кошмал рассказала о съемках «Сватов»


Собака ходила по улицам с ведром в поисках воды и стала известной в сети

Футболист Кокорин рассказал, что собирается уехать из России

На самом носу палуба древнего парусника плавно переходила в решетчатый настил с отверстием. Над последним устанавливалось специальное сиденье-унитаз для матросов.

Как первый астронавт NASA сходил прямо под себя

Когда 5 мая 1961 года Алан Шепард, первый в истории США человек, отправился в космос, в планы NASA не входила вероятность того, что этому человеку может захотеться в туалет в самый ответственный момент. Планируемая продолжительность полета составляла всего около 15 минут. Однако инженеры агентства не учли того, сколько фактически времени Шепард может провести внутри космического аппарата, ожидая запуск.

Астронавт Алан Шепард рядом с капсулой космического корабля «Меркурий» после приземления.

Какое-то время все шло хорошо, но затем Шепард почувствовал, что его мочевой пузырь очень некомфортно переполняется. Команда миссии по отправке первого американца в космос настояла на том, чтобы астронавт оставался на своем месте, поэтому Шепард дал понять ЦУПу, что собирается сходить по-маленькому прямо под себя. И сходил.

После этого случая в NASA стали думать об оснащении астронавтов средствами, позволяющими сходить в туалет в любой момент космической миссии. Первые мочесборники выглядели как огромные сворачивающиеся презервативы и шли в трех разных размерах. Нужно ли говорить, что устройство подразумевалось только для использования мужчинами? Ни о каких женщинах-астронавтах в то время речи не велось.

Космический мочесборник.

Выполненный из латекса, мочеприемник соединялся с пластиковой трубкой, клапаном на скафандре со специальным зажимом, а также специальной сумкой-мочесборником. Система была далеко неидеальной и иногда давала течи. Однако эти мочеприемники использовались, например, Джоном Гленном в рамках первого для США орбитального космического полета миссии «Меркурий-Атлас-6». Длительность полета составила 4 часа 55 минут.


Во времена «Джемини», второй программы космических полетов в 60-х годах, в NASA стали думать о том, как позволить астронавтам ходить «по-большому». Следует отметить, что первые устройства, предназначавшиеся для этого, выглядели как обычные мешки, прилепленные к пятой точке астронавтов.

Приспособление, которое использовалось в программе «Аполлон» оказалось не многим лучше и удобнее, поскольку в нем по-прежнему использовалась мешочная система. В итоге хождение в туалет в космосе всегда оказывалось настоящим приключением. По этому поводу в NASA даже вели отчет о том, сколько раз тот или иной астронавт ходил в туалет в рамках очередной миссии «Аполлон».

Туалеты для офицеров

Гальюны для простых матросов на древних парусниках не отличались не только удобством, но и элементарной безопасностью. При этом туалеты для офицеров и почетных пассажиров на кораблях в минувшие века были все же относительно комфортными.

Располагались гальюны для корабельной элиты обычно в задней части судна. При этом работали они по тому же принципу, что и туалеты в средневековых замках. По обеим сторонам кормы древних парусников выступали штульцы — специальные круглые свесы. В одном из таких помещений хранились морские карты и разного рода навигационные приборы. Другой же представлял собой собственно гальюн, предназначенный для офицеров.

Конечно же, уборная на корабле, оборудованная для командного состава, была тесной и не особенно комфортной. Однако все же это было имеющее со всех сторон стены помещение. А потому быть смытыми в море офицеры древних кораблей не рисковали. Безопасные туалеты на судах в далекие времена считались одной из основных привилегий командного состава.

Рианна Мейер: модель из Голландии показала свои фото без эффектных поз и макияжа

На программе «Ты не поверишь» назвали имя молодой возлюбленной Ефремова

Муж сказал, что я полностью себя запустила: я придумала, как его проучить

Как дело с туалетами обстоит сегодня

В наши дни на круизных лайнерах и пассажирских кораблях, поскольку путешествия на них стоят дорого, безусловно, предусматриваются достаточно комфортные и хорошо оснащенные туалеты. Однако при этом на обычных судах, используемых для перевозки товаров и грузов или же военных, еще и сегодня зачастую обустраиваются, хотя и безопасные, но не слишком удобные уборные.

Во многих случаях на современных судах можно видеть туалеты, представляющие собой обычную чашу с подставками для ступней с двух сторон и присоединенной снизу трубой, выходящей прямо в море. Из таких унитазов при сильном шторме, помимо всего прочего, может бить столб воды, что, конечно же, не слишком приятно.

7.

Модель четко передает назначение носовой части парусника. Типичный гальюн парусного корабля начала XVIII века представлял собой сиденье с отверстием внизу. Поскольку туалет располагался на открытом участке палубы, это место было очень опасно для человека, так как от морской стихии его отделяли лишь тонкие поручни или натянутые канаты. Поэтому нередко нахлынувшей волной зазевавшегося моряка смывало за борт. А оказаться в воде посреди открытого моря – это верная смерть. Человека будет бросать в разные стороны, накрывать потоком воды, отчего он может просто захлебнуться. Но даже при наиболее удачном стечении обстоятельств, когда оказавшегося за бортом сразу замечали товарищи и били тревогу, случалось, что корабль под парусами уходил настолько далеко, что сверху уже не было возможности добросить утопающему матросу канат и поднять его обратно на борт. Догнать корабль вплавь человек не мог, потому что скорость парусного корабля при достаточном ветре намного превосходила скорость плывущего человека. Из-за небезопасности матросы не любили гальюны. Не желая лишний раз рисковать жизнью, многие моряки считали для себя более предпочтительным сходить куда-нибудь за пушку или затаиться в темном углу трюма. Поэтому в российском морском уставе 1720 г. было прописано, чтобы корабельный профос – должностное лицо, заведующее содержанием арестантов и исполнением телесных наказаний, – следил за чистотой на борту и задерживал виновных в разведении антисанитарии. Но даже штрафы и угроза быть выпоротым не могли заставить особенно робких моряков посещать отхожие места на носу корабля.


С этим читают