Как нарисовать герб россии поэтапно карандашом? практические советы, рекомендации

Интересные факты

Герб Российской Империи на печати харьковского раввина.

Герб Российской Федерации, предлагавшийся в проекте Конституции РФ 1990 года


При создании большого и среднего гербов империи Б. В. Кёне удалось сочетать наднациональные традиции оформления государственных гербов с характерным композиционным решением, принятым для государственных печатей России ещё в XVII в. Но при всем остроумии общей схемы она была воплощена со множеством несуразностей, прежде всего в порядке расположения отдельных территориальных гербов. Авторская манера Кёне проявилась в ревностном, но поверхностном и не всегда адекватном соблюдении гербоведческих правил: московский всадник, вопреки традиции, был развёрнут геральдически вправо (хотя поворот влево не воспрещён, а лишь считается исключением), щит со всадником получил тонкую золотую кайму, чтобы избежать наложения червлёного щита на чёрную грудь орла (хотя, будучи не фигурой, а отдельным щитом, московский герб не должен был подчиняться «основному правилу») и т. д. Видоизменённый центральный элемент Большого герба Российской империи (отличавшийся от исторического варианта лишь отсутствием цепи Андреевского ордена) предлагался Конституционной комиссией СНД РФ в качестве герба РФ. В ноябре 1992 года этот проект герба получил предварительное одобрение Верховного Совета РФ. 4 декабря Конституционная комиссия рекомендовала Съезду народных депутатов РФ утвердить этот герб до принятия новой Конституции РФ, изложив статью 180 Конституции РФ 1978 года следующим образом:

Статья 180. Государственный герб Российской Федерации — есть черный двуглавый орел в золотом щите, коронованный двумя коронами, над которыми находится третья такая же корона в большем виде; государственный орел держит золотые скипетр и державу; на груди орла находится исторический Московский герб.

Однако Съезд это предложение не утвердил, поскольку предложение не набрало нужного числа голосов.

Малый герб Российской Империи был изображён на вывеске Министерства транспорта Российской федерации (улица Рождественка, дом 1, строение 1)

История происхождения герба России

Герб России 1497 года

Процесс объединения разрозненных княжеств начался до Иоанна III. Именно его отец – Василий II Васильевич (правил с 1435 г. по  1462 г.) начал процесс объединения земель русских.

При Иоанне III Московской княжество окончательно набрало силу и подчинило Псков, Новгород, Рязань. Тверь в этот период значительно ослабла как центр объединения земель.

В период правления Иоанна III начались меняться традиции правления. Вся знать в подчинённых землях теряла свои привилегии. Именно в период царствования Иоанна III вечевой колокол Новгорода был демонтирован и привезён в Москву. 

Иоанн III также выстраивал новую дипломатическую политику. Он принял титул «Государь Всея Руси».

Интересный факт
В XIV-XV веках знаки на печатях изменялись довольно часто. Князья меняли  изображения  всадников по собственному желанию. До 1497 года именно всадник являлся главным изображением на печатях и монетах. Так всадник мог быть с мечом («мечник»), с копьём в руке («копейщик»), с соколом в руке («сокольник»). В период царствования Василия Тёмного утвердился «копейщик» – символизирующий Георгия Победоносца.

В этот период Иоанн III женится на византийской царице Софией (Зинаидой) Фоминичной Палеолог.

«Иоанн III мудро принял для России символический герб Византийской Империи: чёрного двуглавого орла на жёлтом поле и соединил его с Московским гербом – всадником (Св. Георгием) в белой одежде на белом коне, поражающим змея. Государственный же герб, по государственному праву, признаётся символом видимым отличительным знаком самого государства, эмблематично изображаемым на государственной печати, на монете, на знамени и т.п. И в качестве  такого символа герб государства выражает отличительную идею и основы, осуществлять, которые государство считает себя призванным.

Вследствие употребления царём Иоанном III герба Византийского совместно с Московским на печатях внутренних и внешних государственных актов, сохранившихся с 1497 года, год этот принято считать годом принятия и слияния герба империи Византийской с гербом царства Русского». /Е.Н. Воронец. Харьков. 1912 год./

Таким образом, герб появился в момент появления современного государства Российского.

Однозначно невозможно сказать, что герб появился в 1497 году, так как матрицы для печати монет служили по 5-15 лет. На монете 1497 года на одной стороне был отражён копейщик, а на другой двуглавый орёл.  Но точно можно сказать, что этот период может быть ограничен с 1490 по 1500 годы.

Хронология гербов России

Даты Изображение Название
1917 — 1918 гг. Эмблема Российской Республики
1918 — 1922 гг. Герб Комитета освобождения народов России
с 1922 Герб Российской Демократической Федеративной Республики
Данная статья является частью Мира Российского государстваПраво редактировать её имеет только участник George Volkov.

Мир Российского государства

Страны Россия ( Российское государство • РСФСР • Дальний Восток) • США • Германия ( Третий Рейх) • Югославия • Китай ( Центральное правительство) • ОАР
Личности Лавр Корнилов • Александр Колчак • Николай Авксентьев • Владимир Вольский • Владимир Ульянов • Виктор Чернов • Петр Врангель • Борис Савинков • Константин Воскобойник • Андрей Аргунов • Виктор Пепеляев • Адольф Гитлер • Павел Милюков • Иван Ильин • Владимир Харжевский • Алексей Елизаветин • Владимир Поремский • Георгий Игнатьев • Владимир Гранитов • Виктор Черномырдин • Николай Рыжков • Николай Травкин • Александр Беллен • Виктор Христенко • Михаил Касьянов • Ирина Прохорова • Михаил Прохоров
Войны

См. также Государства Европы (Мир Российского государства)

Источники

  • Гербы городовъ, губернiй, областей и посадовъ Россiйской Имперiи, внесенные въ полное собранiе законовъ съ 1649 по 1900 годъ/ составилъ. П. П. фонъ-Винклеръ;
  • «Как произошли и что означают чёрный, жёлтый и белый цвета русской геральдической символизации» Изложил Е.Н. Воронец. Харьков. 1912 год.
  • Манифест императора Павла I о полном гербе Всероссийской империи. Утвержден 16 декабря 1800 г.;
  • Указ Президента РФ от 30.11.1993 N 2050 (ред. от 25.09.1999);
  • Указе «О титуле царском и государской печати» от 14 декабря 1667 года.
  • «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона».
  • Часть фотографий предоставлена Оранским А.В. и запрещена к копированию.

От Ивана III до Петра I

Большая государственная печать царя Ивана IV Васильевича (Грозного)

Развития российского герба неразрывно связано с историей Руси. Орел на печатях Иоанна III был изображен с закрытым клювом и больше был похож на орленка. Россия того времени и была еще орленком, молодым государством. В царствование Василия III Иоанновича (1505-1533) двуглавый орел изображен уже с раскрытыми клювами, из которых высовываются язычки. В это время Россия укрепляла свои позиции: монах Филофей отправляет послание Василию III со своей теорией о том, что «Москва – это Третий Рим».

В царствование Иоанна IV Васильевича (1533-1584) Русь одерживает победы над Астраханским и Казанским царствами, присоединяет Сибирь. Могущество русского государства отражено и на его гербе: двуглавый орел на государственной печати увенчан одной короной с восьмиконечным православным крестом над ней. Лицевая сторона печати: на груди орла изображен немецкий щит вырезанной формы с единорогом — личным знаком царя. Все символы в личной символике Иоанна IV взяты из Псалтыри. Оборотная сторона печати: на груди орла щит с изображением святого Георгия Победоносца.

21 февраля 1613 г. Земским собором на царство избран Михаил Федорович Романов. Его избрание положило конец смутам, имевшим место в период после кончины Ивана Грозного. Орел на гербе этого периода расправляет крылья, что означает новую эру в истории России, которая в это время становится единым и довольно крепким государством. Это обстоятельство сразу же отражается на гербе: над орлом вместо восьмиконечного креста появляется третья корона. Трактовка этого изменения разная: символ Святой Троицы или символ единства великорусов, малороссов и белорусов. Есть еще и третье толкование: завоёванные Казанское, Астраханское и Сибирское царства. Алексей Михайлович Романов (1645-1676) завершает русско-польский конфликт заключением Андрусовского перемирия с Польшей (1667). Российское государство становится равноправным с другими европейскими государствами. В период царствования Алексея Михайловича Романова орёл получает символы власти: скипетр и державу.

Большая государственная печать царя Алексея Михайловича

По просьбе царя император Священной Римской империи Леопольд I прислал в Москву своего герольдмейстера Лаврентия Хурелевича, который в 1673 г. написал сочинение «О родословии российских великих князей и государей, с показанием имевшегося, посредством браков, сродства между Россией и восемью европейскими державами, то есть Цезарем римским, королями английским, датским, гишпанским, польским, португальским и шведским, и с изображением оных королевских гербов, а в середине их великого князя св. Владимира, на конце же портрета царя Алексея Михайловича». Это сочинение и положило начало развития российской геральдики. У орла подняты вверх и полностью раскрыты крылья (символ полного утверждения России как мощного государства; главы его венчают три царские короны; на груди — щит с московским гербом; в лапах — скипетр и держава.

Лаврентием Хурелевичем в 1667 г. впервые было дано официальное описание российского герба: «Орел двоеглавый есть герб державный Великого Государя, Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России самодержца, его Царского Величества Российского царствия, на котором три коруны изображены, знаменующие три великия Казанское, Астраханское, Сибирское славныя царства, покоряющиеся Богом хранимому и высочайшей Его Царского Величества милостивейшаго Государя державе и повелению… на персях изображение наследника; в пазонктех скипетр и яблоко, и являют милостивейшаго Государя, Его Царского Величества Самодержца и Обладателя».

Геральдика: значение символов на гербе России

Рассмотрим более детально значение символов на гербе и узнаем, почему были выбраны именно они. Геральдика государства – подробно подбираемое сочетание элементов.

Автор макета современного герба – Евгений Ухналев. Он придумал сочетать несколько эпох на одном полотне.

Георгий Победоносец

На Руси в период раздробленности было принято наносить на печать княжества основателя рода – великого воителя.


У московского княжества был Георгий Победоносец. После объединения земель, он стал символом новообразованного государства.

Ранее на печатях изображалось животное – лев, побеждающий дракона.

Двуглавый орел

Символ двуглавой птицы используется для герба не только Россией, но и рядом других стран. В древности подобного орла считали богом, поэтому образ древний.

Использование на гербе связано с чертами, приписываемыми птице: отвага, величие, стремление к развитию и победе.

До завоевания Ивана Грозного, орел, используемый на печати, был другим: приглаженные крылья и перья, закрытый клюв. После выдвижения теории о Москве, как о третьем Риме, и воцарения Романовых, формируется современный облик.

Три короны

До правления Ивана Грозного корона была одна и символизировала сильную власть. Потом появились еще две небольшие, которые венчали головы орла.

Существует несколько трактовок именно этого количества корон:

  • присоединение трех государств – Астрахани, Казани и Сибирского ханства,
  • православный символ – Святая Троица,
  • три ветви власти (современная теория) – законодательная, исполнительная и судебная.

Скрепление лентами было произведено в 2000-м году. Данное введение иногда связывают с условным объединением России, Казахстана и Беларуси.

Скипетр и держава

Держава и скипетр издавна были символами самодержавия. В течение двадцатого века они, как и короны, отсутствовали на гербе. В некоторых версиях орел держит не их, а лавровый венок и факел.

Возвращение на герб скипетра и державы в 1993 году, очевидно, не отражает самодержавие. Скорее это акцент на силу страны и ее единство. Информация об этом факте обсуждается многими историками.

Щит как основа герба

Главная фигура и все изображения герба размещаются в поле щита. Щит служит основой любого герба. Эта традиция уходит корнями в эпоху рыцарства, когда рыцари рисовали свои отличительные знаки на своих доспехах.

Щит – важный геральдический элемент, без которого не бывает герба. Щиты различаются по форме. Существуют немецкие, английские, ромбические, квадратные и другие формы щитов.

Щит с давних времен является символом защиты. В гербе России – цвет щита – красный.

Он символизирует мужество, отвагу, кровь, пролитую за свободу и счастье, любовь к Родине. Это любимый цвет русского народа. Рассказ о гербе начинаем с его геральдической основы.

Описание и значение

Государственная эмблема выполнена в виде геральдического щита, окрашенного в красный цвет. В центральной части расположен большой двуглавый орел. В правой лапе птица держит скипетр, а в левой — державу. Над каждой головой орла можно увидеть по короне, а над ними расположена третья, которая имеет больший размер. Все головные уборы соединены между собой золотистой лентой.


Следует отметить интересный факт — двуглавый орел используется не только Россией. Эта птица изображена на символике других стран, к которым относится:

  • Черногория;
  • Албания;
  • Сербия.

Многие интересуются, откуда появилась традиция изображать орла. Эта история берет свое начало со времен древнего населения Южной Месопотамии. У этого народа орел олицетворял Бога. С тех пор птицу считают символом, который неразрывно связан с духовным началом, освобождением от чего-либо. В Средние века орла связывали с рождением, крещением и вознесением Христа.

Особенное значение придается не только изображению, но и цветам:

  1. Красный цвет символизирует кровь, которая была пролита народом, защищавшим свои земли от нападения врагов. Кроме того, этот цвет обозначает любовь к Родине и друг другу, что подразумевает единство людей.
  2. До недавнего времени орла изображали на картинках в черном цвете. В 2000 году было принято решение перекрасить птицу в золотой. Этот цвет значит могущество, справедливость, веру, богатство, милосердие и смирение.
  3. Серебряный цвет, в который окрашены детали, имеющие непосредственное отношение к Георгию Победоносцу, указывает на чистоту и благородство.
  4. Змей, которого поражает всадник, окрашен в черный цвет. Он символизирует испытания, через которые прошло государство, а также память о погибших.

Современная трактовка

История России складывается из огромного числа разнообразных ключевых событий, повлиявших на тип государственного устройства. Изменения находили отражение и в символике. Смена исторических эпох, однако, не оказала существенного влияния на основные атрибуты, что обусловлено необходимостью сохранения преемственности в приоритетах развития страны.

Актуальный вид герба России демонстрирует примечательное сочетание консервативных и современных черт. Трактовать следует, исходя из понимания действительных реалий с учётом глубокой взаимосвязи с историческим прошлым. Основа, представленная широким щитом, означает надёжную защиту целостности государства.

Важно: Орёл знаменует высшую власть. Символическое значение в базовом понимании сохранилось со времён античности

В условиях современности, учитывая особенности географического расположения и геополитических тенденций, величественная двуглавая птица на гербе России означает ориентирование на конструктивную политическую активность в двух направлениях, готовность к диалогу с Западом и Востоком.

Герб Русского царства. 1667 г.

Держава, в старину именуемая золотым яблоком, олицетворяет могущество. Скипетр считается символом независимости (в узком конкретном значении используется как знак торжества над интервентами и захватчиками).

На гербе России нет случайных нюансов: 3 ряда перьев на крыльях птицы также наделены особым значением. Они олицетворяют приверженность к основам просвещенного общества, где есть место воплощению красоты, добра и истины. Совокупное обобщенное значение символов заключается в единстве, что имеет прямое отношение не только к территориальной целостности, но и к ментальному единению народов, населяющих самую большую по площади (в актуальных условиях) страну в мире.

Герб Российской империи

Но не всегда символы нашего Отечества были настолько единообразными. Так, в частности, на Большом гербе обыкновенно изображался черный двуглавый орел в золотом щите, который был коронован двумя императорскими коронами. Интересно, что над указанными венцами присутствовало такое же украшение, однако в большом виде. Это была корона, ознаменованная двумя концами развевающейся ленты андреевского ордена. Такой государственный орел в своих мощных когтях держит золотые скипетр, а также державу. Что касается груди птицы, то здесь изображается герб московский, то есть в червленом щите с золотыми краями располагаются Святой великомученик, а также Победоносец Георгий. Следует отметить, что он изображается в серебряном вооружении и лазоревой мантии, на серебряном коне, покрытом багряною тканью, отделанной золотой бахромой. Храбрый всадник поражает золотого дракона с зелеными крыльями копьем с восьмиконечным крестом в верхней его части.

Обыкновенно щит венчал шлем Александра Невского, а именно известнейшего Святого великого князя. Вокруг указанной символики располагалась цепь ордена Пресвятого Апостола Андрея Первозванного. Примечательно, что по сторонам находились изображения святых.

Необходимо сказать, что главный щит снизу был окружен восемью аналогичными символами княжеств и «царств». Кроме этого, здесь присутствовал «Его Императорского Величества родовой герб». Интересно, что над сенью самого главного щита помещались также шесть других символов княжеств и областей.

К слову, малый герб обыкновенно представлял собой черного двуглавого орла, непосредственно на крыльях которого, как правило, изображались восемь щитов княжеств, а также «царств». Интересно, что описание герба России очень напоминает описание вот этих вот старинных символов, которые были известны на Руси уже давно. Все, как известно, формируется исторически, идет испокон веков. Поэтому неудивительно, что подобный символ формировался веками.

История

Герб Российской Республики (1917-1918)

Эскиз временной эмблемы России (с 14 сентября 1917 года — Российской республики) был разработан группой специалистов, в которую входили известные геральдисты и художники В. К. Лукомский, С. Н. Тройницкий, Г. И. Нарбут и И. Я. Билибин. Считая, что новую эмблему российского государства может утвердить только Учредительное собрание, они предложили использовать в качестве временной эмблемы двуглавого орла эпохи Ивана III без атрибутов царской власти. Рисунок эмблемы, исполненный И. Я. Билибиным, был утверждён председателем Временного правительства князем Г. Е. Львовым и министром иностранных дел П. Н. Милюковым как образец для печати. Хотя официально эмблема так и не была утверждена, она имела хождение до принятия 10 июля 1918 года Конституции РСФСР, которой вводился герб нового государства. На территории, контролировавшейся белыми силами, эта эмблема использовалась и позднее — в частности, она присутствовала на банкнотах, выпускавшихся Уфимской Директорией.

Герб Российского государства КОНР (1918-1922)

В середине 1918 года в Екатеринодаре был проведён конкурс по разработке нового российского герба. В соответствии с условиями конкурса, от его участников требовалось сохранить изображение двуглавого орла, заменив «эмблемы царской эпохи» (корону, скипетр и державу) на эмблемы, «характерные для новой возрождающейся государственности». Основным претендентом на победу примерно из ста представленных проектов считался герб, созданный казанским художником Г. А. Ильиным, который оставил державу и цепь ордена Андрея Первозванного, заменив корону и скипетр на крест и меч. Герб венчала надпись «Симъ побѣдиши» на лазоревой андреевской ленте.

Один из проектов герба РДФР, предложенный Учредительным собранием в 1922 году

Официально герб не был утверждён и использовался как неофициальный.

Герб РДФР (с 1922)

В марте 1922 года в Санкт-Петербурге, Учредительное собрание не утвердило принятый в 1918 году герб России, приняв альтернативную версию Г. Ильина. От прежнего герба царской России осталась лишь цепь ордена Андрея Первозванного и Святой Георгий на щите, в то время как корона, скипетр и держава были заменены на крест, колосья пшеницы и молнии, соответственно. Герб также венчала надпись «Симъ побѣдиши» на лазоревой андреевской ленте. Однако имелись отличия от проекта Ильина: появился золотой геральдический щит. Также был создан т.н. «малый герб» (без геральдического щита), который должен использоваться правительством и Вооруженными силами.

Откуда в Россию прилетел двуглавый орел

Главной загадкой российского герба, без сомнения, является происхождение и значение его главного элемента – орла с двумя головами. В школьных учебниках истории все объясняется просто: московский князь Иван III, женившись на византийской принцессе и наследнице престола Зое (Софье) Палеолог, получил в качестве приданного герб Восточной Римской империи. А «в нагрузку» и концепцию Москвы, как «Третьего Рима», которую Россия до сих пор пытается (с большим или меньшим успехом) продвигать в отношениях с ближайшими соседями.


Данную гипотезу первым высказал Николай Карамзин, которого по праву называют отцом российской исторической науки. Однако подобная версия абсолютно не устраивает современных исследователей, ибо слишком много в ней нестыковок.

Во-первых, двуглавый орел никогда не был государственным гербом Византии. Его, как такового, вообще не существовало. Диковинная птица была гербом Палеологов – последней династии, правившей в Константинополе. Во-вторых, вызывает серьезные сомнения, что Софья вообще могла что-то передать московскому государю. Она не была наследницей престола, родилась в Морее, отрочество провела при папском дворе и всю свою жизнь была далека от Константинополя. Кроме того, сам Иван III никогда претензий на византийский престол не предъявлял, а первое изображение двуглавого орла появилось только через несколько десятилетий после свадьбы Ивана и Софьи.

Кроме византийской, существует еще три версии происхождения российского двуглавого орла:

  • болгарская;
  • западноевропейская;
  • монгольская.

В XV веке османская экспансия заставила многих южных славян покинуть свою родину и искать прибежища на чужбине. Болгары и сербы массово бежали в православное Московское княжество. Двуглавый орел был издревле распространён на этих землях. Так, например, этот символ был изображен на болгарских монетах периода Второго царства. Хотя, надо отметить, что облик восточноевропейских орлов сильно отличался от российской «птицы».

Есть еще и монгольская версия происхождения двуглавого орла. В Орде этот символ чеканили на монетах еще с начала XIII века, среди клановых атрибутов Чингизидов присутствовала черная двуглавая птица, которую большинство исследователей считают именно орлом. В конце XIII века, то есть задолго до бракосочетания Ивана III и принцессы Софьи, ордынский правитель Ногай женился на дочери византийского императора Ефросинии Палеолог, и, как считают некоторые историки, официально принял двуглавого орла в качестве официального символа.

Учитывая тесные связи Московии с Ордой, монгольская теория происхождения главного российского символа кажется весьма правдоподобной.

Подытоживая все вышесказанное, можно констатировать, что мы доподлинно не знаем, почему и откуда в Россию пришел двуглавый орел. В настоящее время наиболее вероятными историки считают «болгарскую» и «европейскую» версию его происхождения.

Не меньше вопросов вызывает и сам облик птицы. Почему у нее две головы – абсолютно непонятно. Объяснение о повороте каждой головы на Восток и Запад появилось только в середине XIX века и связаны с традиционным расположением сторон света на географической карте. А если бы оно было другим? Орел бы смотрел на север и юг? Вероятно, что просто взяли понравившийся символ, особо не «заморачиваясь» его значением.

Порядок рисования герба России

Как и говорили раньше, нам необходимо на первом этапе расчертить лист бумаги. Для этого определяем размер герба, который вы хотите изобразить. Вам нужно начертить соответственный квадрат — такой, чтобы, конечно, помещал в себя задуманный герб. Затем делим этот квадрат на четыре равные части.

После того как начертили данную фигуру, проведите диагональные линии от крайних внешних углов каждого квадрата к центру общей фигуры. Но чертите эти диагонали так, чтобы начало и конец каждой линии исходили не из угла. Нужно, чтобы в верхней и нижней частях присутствовала симметрия. Т. е. провели диагональ в верхней части герба от вертикальной боковой линии квадрата на горизонтальную и так же прочерчиваем симметричную часть.

Нижняя же часть отличается от верхней. Здесь диагональ нужно проводить от вертикальной линии к вертикальной. Причём на центральной вертикальной линии квадрата нижние диагонали встречаются в одной точке. Отступ от углов везде одинаковый, за исключением нижних диагоналей, которые на внешних вертикальных линиях квадрата расположены на треть выше угла. Остальной же отступ везде одинаков и незначителен.

В первую очередь изобразим крылья и лапы орла. Во всём процессе рисования будем ориентироваться на линии построения

Обращаем внимание на симметрию

Итак, изображаем указанные элементы двуглавого орла. Нужно понимать, что эти начерченные линии отлично помогают ориентироваться относительно элементов рисунка, так как здесь присутствует симметрия. Далее нарисуем щит с изображением Георгия Победоносца.

Итак, дорисовываем лапы, но пока вместо когтей рисуем соответствующие окружности. Не забываем следить за симметрией и правильным расположением элементов. Примерно на уровне границ щита находятся и колени. Вырисовываем шеи округлыми линиями.

Главное в изображении такой фигуры (двуглавого орла) — это то, что необходимо помнить о соблюдении правильных пропорций и следить за симметрией. Это всё, что нужно, чтобы нарисовать его. И в первое время, т. е. на первых этапах рисования, не надо смотреть на какие-то мелкие детали. Сначала надо нарисовать основу — образ фигуры. А потом, по логике вещей, уже будем добавлять подробности.

Хвост орла отметим в виде веера. Дорисовываем клювы, маленькие короны на головах и общую большую корону. Далее будем разбираться только со сложными элементами рисунка, т. е. разъяснять способы, как их нарисовать.

Самое главное в процессе рисования двуглавого орла, да и всякой фигуры со множеством мелких элементов — очерёдность изображения. Т. е., чтобы ничего не забыть, сделать всё надо по порядку. Да и вообще, когда вы изображаете герб, оригинал у вас всегда находится перед глазами. И так не будет упущено ни одной детали. А так как исправлений и путаницы не избежать, то, как вы поняли, рисуем карандашом поэтапно герб России.

Когда, напротив, должна быть свобода и лёгкость, непринуждённость движений руки. Т. е. при быстром правильном рисовании рука художника движется как бы вперёд и назад, то есть возвращается на исходную позицию. В этом и заключается ответ на вопрос о том, как быстро нарисовать герб России. Потому что в первую очередь это искусство, а искусство всегда свободно, его ничто не стесняет. Оно не подчиняется чьей-то воле, оно совершенно свободно. Есть лишь проводники этого искусства, которые способны его обнаружить и передать!

Герб Российской империи

Большой государственный герб России, 1882 год

Герб, утверждённый Павлом I в 1799 г.

В 1730—1740-х годах герб получает надолго закрепившуюся форму. В 1736 году императрица Анна Иоанновна приглашает швейцарца по происхождению, шведского гравёра И. К. Гедлингера, который выгравировал к 1740 году Государственную печать, с небольшими изменениями использовавшуюся до 1856 года. После завоевания Мальты Наполеоном император Павел I становится главой Мальтийского Ордена. В 1799 году Павел I подписывает «Указ о включении в российский герб Мальтийского креста под короной». Крест разместился на груди орла, под московским гербом (который был назван «коренным гербом России»). Также император предпринимает попытку разработать и ввести полный герб Российской империи. В 1800 году он предложил сложный герб, на котором в многопольном щитке и на девяти малых щитках было помещено сорок три герба. Однако, принять этот герб до смерти Павла не успевают.

К этому времени появляются различные варианты герба: к примеру, орёл мог иметь одну корону и держать венок, молнии или факел. Император Николай I принимает два официальных типа гербов: на одном, упрощённом, у орла только основные элементы. На втором официальном варианте герба на крыльях орла появляются титульные гербы: на правом — Казанский, Астраханский, Сибирский, на левом — Польский, Таврический, Финский.

При императоре Александре II под руководством герольдмейстера барона Кёне была проведена геральдическая реформа. Орёл на рисунке получил новые черты, позаимствованные у западной Европы — например, герб с Георгием Победоносцем был повёрнут влево от зрителя. Малый государственный герб был утверждён 8 декабря 1856 года. На нём также добавились щиты с гербами территорий в составе Российской империи.

Всего же к 11 апреля 1857 года был создан и принят целый комплект из гербов, включая Большой, Средний и Малый государственные гербы, и прочие — в общей сложности сто десять рисунков. Герб останется практически неизменным вплоть до самой февральской революции, будут вноситься лишь небольшие изменения: например, при императоре Александре III добавится герб Туркестана — ещё одной провинции Российской империи.


С этим читают