Гинденбург (дирижабль)

Катастрофа британского аппарата

R-101 был подготовлен к вылету, дополнительно в него загрузили огромный красный ковёр, предназначенный для встречи важных персон на борту дирижабля после посадки. 2 октября в министерстве авиации состоялось заключительное совещание, лорд Кристофер Томсон, тот самый, который выдвинул идею конкурирующих моделей, настаивал на скорейшем вылете. В конце концов полет был назначен на 4 октября. Руководитель департамента гражданской авиации сэр Сефтон Бранкер высказал свои сомнения — ему были известны конструктивные недостатки R-101, но Томсон сказал ему: «Если боитесь, не летите». Однако Сефтон Бранкер полетел. В 20.00 огромный дирижабль покинул Лондон, над французской территорией бушевали дождь и сильный ветер. В плохую погоду дирижабль стал неуправляемым, к тому же в его обшивке скопились тонны воды, и R-101 рухнул неподалёку от Бове на севере Франции. Лорд Томсон сгорел заживо, только шестерым членам экипажа удалось спастись. После похорон готовый R-100 был отправлен на слом. Британия навсегда отказалась от строительства дирижаблей.


Первые рекордсмены

Трансатлантический перелёт, открывавший путь к коммерческим рейсам, совершил английский дирижабль R-34. Летательный аппарат пробыл в воздухе 109 часов, побив при этом все мировые рекорды. Когда R-34 садился, сбрасывая свой водяной балласт, чтобы замедлить скорость снижения, будущее дирижаблей казалось безоблачным. Но с каждой новой катастрофой надежды угасали. В августе 1921 года британский дирижабль R-38, проходивший испытание в США, разломился пополам и рухнул в воды реки Хамбер (Англия), сорок четыре члена экипажа погибли. После этого ВМС США отказались от британского участия и приступили к созданию собственных дирижаблей.

Катастрофа

3 мая 1937 г. «Гинденбург» под командованием капитана Макса Прусса отправился в рейс по маршруту Франкфурт — Лейкхёрст. На борту в ходе 63-го по счету полета находились 97 человек — 36 пассажиров, 40 членов штатного экипажа и еще 21 человек — представители авиаперевозчика и члены экипажа строившегося в Германии дирижабля Graf Zeppelin II, проходившие обучение на «Гинденбурге». 6 мая дирижабль достиг Нью-Йорка. Пилоты провели машину максимально близко к смотровой площадке небоскреба Empire state building, сделали несколько кругов над городом и к 16:00 по местному времени подвели воздушное судно к посадочной площадке на базе Лейкхёрст (около 80 км от Манхэттена, Нью Йорк).

Некоторое время аппарат маневрировал, ожидая ухода грозового фронта и разрешения на посадку. Получив его в 19:09, экипаж снизил воздушное судно до высоты 180 м и сбросил причальные канаты. В 19:25 в районе кормы, под вертикальным стабилизатором, возникло возгорание. В течение 30 секунд огонь охватил корпус дирижабля, после чего тот рухнул на землю близ швартовой мачты и полностью сгорел.

Погибли 36 человек — 13 пассажиров, 22 члена экипажа и сотрудник наземной службы. Спастись удалось 23 пассажирам и 39 членам экипажа, в том числе капитану дирижабля. Многие получили сильные ожоги.

Репортаж о гибели «Гинденбурга» в прямом радиоэфире вел американский журналист Герберт Моррисон, также катастрофу запечатлели операторы кинохроники.

Влияние в культуре

  • Легендарная британская хард-рок-группа «Led Zeppelin» получила своё название в честь «свинцового дирижабля» («lead zeppelin»). На обложке дебютного альбома группы «Led Zeppelin» (1969) помещено фото горящего цеппелина «Гинденбург».
  • В 1975 году американским режиссёром Робертом Уайзом был снят полнометражный фильм «Гинденбург» (The Hindenburg), в котором в качестве основной причины катастрофы воздушного корабля выведен акт саботажа.
  • В американском телесериале «Секунды до катастрофы» (2004—2012) 12-й выпуск 2-го сезона был посвящён расследованию крушения «Гинденбурга». По итогам проведённого расследования в передаче признали версию о возгорании водорода более состоятельной, чем версию о поджоге или взрыве.
  • В документальном сериале «Жизнь после людей» во 2-м сезоне в 15-м выпуске показана выцветшая фотография дирижабля «Гинденбург» через 300 лет после исчезновения людей, хранившаяся в архиве имени Отто Беттмана.
  • В кинофильме «Сила воли» (США, 2016) режиссёра Стивена Хопкинса на 01:29:19 секунде фильма дирижабль «Гинденбург» пролетает над Олимпийским стадионом в Берлине во время летних Олимпийских игр 1936 года, за год до крушения.
  • В американском сериале «Вне времени» 1-я серия 1-го сезона герои отправляются в прошлое в момент крушения «Гинденбурга» для того, чтобы поймать опасного террориста, задумавшего изменить ход истории.
  • Американский композитор-минималист Стив Райх создал видео-оперу «Три истории», посвященную XX веку. Одной из историй была история о крушении «Гинденбурга».
  • В 2011 году западногерманским режиссёром Филиппом Кадельбахом (Philip Kadelbach) поставлен телевизионный фильм «Гинденбург: Последний полёт» (Hindenburg, 2011), который длится более 3-х часов.
  • В рассказе Аллена Стила «Куда мудрец боится и ступить…» (1997), рассказывается про путешественников во времени, которые попадают на «Гинденбург» и случайно меняют ход истории. Рассказ получил премии Хьюго, Локус, премию читателей журнала «Азимов», премию читателей журнала «Science Fiction Chronicle», был номинирован на премию Небьюла.
  • В клипе Deutschland немецкой группы Rammstein присутствуют кадры крушения дирижабля. Участники группы, одетые в чёрное и идущие на фоне пожара, вероятно — американцы, отказавшиеся продавать нацистской Германии (да и всем другим странам) гелий для заправки летательных аппаратов. В результате дирижабль заправили взрывоопасным водородом, что стало причиной катастрофы.
  • Одна из серий «Утиных историй» — «Неуязвимый великан» — является явной аллюзией на случившееся с «Гинденбургом».
  • Один из боссов компьютерной игры Cuphead — антропоморфный дирижабль — носит имя Hilda Berg, что является прямой отсылкой к названию Hindenburg.

Ничто не предвещало беды

3 мая 1937 года дирижабль «Гинденбург» покинул ангар во Франкфурте, готовясь к первому трансатлантическому рейсу в новом сезоне. Конечным пунктом назначения было лётное поле в Лейкхерсте, штат Нью-Джерси. Компания «Цепеллин» получила несколько писем от антинацистских групп с угрозами диверсий, если «Гинденбург» будет продолжать полёты в США. Некоторые из писем были переданы американским властям через посольство Германии в Вашингтоне. Но нет свидетельств, что компания восприняла эти угрозы всерьёз. Ведь дирижабли совершали воздушные рейсы с 1900 года, и за это время ни один пассажир не погиб. Подготовка к полёту продолжалась. На этот раз было заполнено лишь 36 посадочных мест из 72, но на обратный рейс из Америки все билеты были проданы.

Полеты дирижабля

Свой первый полет дирижабль «Гинденбург» совершил в 1936 году. Он поднялся в воздух в Фридрихсхафене. В течение первых нескольких недель он совершил пять пробных полетов, а 26 марта отправился в свой первый рекламный полет. На его борту находилось 59 пассажиров.

Непосредственно коммерческие рейсы дирижабль стал выполнять с 31 марта. С 37 пассажирами на борту цеппелин отправился в Южную Америку. Также удалось поднять более тонны грузы.

С мая 1936 года дирижабль начали использовать для регулярных пассажирских перевозок. Он совершал перелеты через Атлантический океан, совершая в среднем по два рейса в месяц.


В сентябре «Гинденбург» отправился в Нюрнберг, полет занял меньше суток, а уже оттуда на восточное побережье Америки. К концу года он совершил еще три рейса в Ресифи и Рио-де-Жанейро. Около десяти коммерческих полетов было совершено в американский Лейкхерст.

Стоит подчеркнуть, что в то время дирижабль был одним из самых популярных способов пересечения Атлантики. Билеты раскупались практически сразу, свободных мест просто не было.

Зимой была проведена модернизация, после которой полеты через Атлантический океан в Бразилию продолжились. Также «Гинденбург» перевез пассажиров в рекламном туре над западной частью Германии и Рейнланд-Пфальцем.

Всего дирижабль совершил 63 успешных полета.

Увековечение памяти

Семь жертв катастрофы были похоронены в братской могиле на главном кладбище Франкфурта-на-Майне (Германия), где в 1939 г. установлен монумент в память о гибели «Гинденбурга», выполненный скульптором Карлом Штоком. В день 50-летия катастрофы, 6 мая 1987 г., на месте крушения в Лейкхёрсте также открыт памятник — гранитные плиты в виде стилизованного силуэта дирижабля опоясывает желтая якорная цепь.

Катастрофе воздушного судна посвящены кино- и телефильмы «Гинденбург» (США, 1975, реж. Роберт Уайз), «Гинденбург»: «Титаник» небес» (Великобритания, 2007, Шон Гранди), «Гинденбург»: последний полет» (Германия, 2011, Филип Кадельбах). Кроме того, кадр горящего «Гинденбурга» из документальной кинохроники использован на обложке дебютного альбома рок-группы Led Zeppelin (1969). 

История постройки и оснащение

Строительство LZ 129 «Hindenburg»

Столовая «Гинденбурга»

Строительство LZ 129 «Гинденбург» было начато в 1931 году и заняло около 5 лет. Первый полёт дирижабля состоялся 4 марта 1936 года.

На момент постройки это было самое большое воздушное судно — 245 метров в длину с максимальным диаметром 41,2 метра; 200 000 кубометров газа в баллонах (объём выполненного; номинальный объём — 190 000 м³). Цеппелин был оснащён четырьмя дизельными двигателями «Даймлер-Бенц» LOF-6 эксплуатационной мощностью 800—900 л. с. и максимальной мощностью 1200 л. с. каждый. Для хранения 60 тонн топлива, необходимого для работы двигателей, использовались баки ёмкостью до 2 500 литров (в предыдущих моделях использовались лишь баки ёмкостью около 400 литров). «Гинденбург» был способен поднять в воздух до 100 тонн полезной нагрузки, 50 пассажиров и развивал скорость до 135 километров в час.

Причиной большого размера LZ 129 было запланированное использование в качестве несущего газа гелия, который должен был заменить использовавшийся ранее легковоспламеняемый водород. Строительство исходно планировавшегося в качестве преемника популярного LZ 127 «Граф Цеппелин» водородного цеппелина LZ 128 (нем.) не было завершено после катастрофы британского дирижабля R101, при которой 48 из 54 человек, находившихся на борту, погибли из-за воспламенения вытекшего водорода. В то время единственным поставщиком гелия были США, в которых действовало эмбарго на его экспорт (Helium Control Act 1927 года). Тем не менее Хуго Эккенер, обсуждавший этот вопрос в 1929 году даже с президентом США в Белом доме, при планировании дирижабля исходил из того, что гелий для дирижабля будет получен. После прихода к власти в Германии НСДАП Национальный совет по контролю за военными товарами (англ. National Munitions Control Board) отказался снять запрет на экспорт. В результате «Гинденбург» был модифицирован для использования водорода.

В корпусе дирижабля имелся ресторан с кухней, на палубе А были оборудованы две прогулочных галереи с наклонными окнами. Ввиду ограничений по весу, вместо ванн предлагался душ, и все, что можно, было сделано из алюминия, в том числе специально изготовленный для салона дирижабля рояль.

Перед посадкой пассажиры и члены экипажа были обязаны сдавать спички, зажигалки и прочие устройства, способные вызвать искру. Несмотря на такие жёсткие ограничения, на «Гинденбурге» была оборудована специальная комната для курения. В помещении для курения находилась единственная на борту электрическая зажигалка. Для обеспечения пожаробезопасности в комнате постоянно поддерживалось небольшое избыточное давление, что препятствовало проникновению в неё водорода, а попасть в комнату можно было через воздушный шлюз.

Зимой 1936-37 пассажирские купе и общественные помещения дирижабля были модернизированы, что позволило увеличить вместимость с 50 до 72 пассажиров.

Пожар в небе: теракт или случайность?

Катастрофа крупнейшего дирижабля в мире стала мировой сенсацией. Авторы многочисленных газетных публикаций сразу принялись строить версии, что именно погубило «Гинденбург». 7 мая на оцепленной территории базы Лейкхерст началось официальное расследование. Полицейские приступили к изучению обломков. Несколько сотен свидетелей, присутствовавших при посадке, опрашивали, предлагая показать на рисунке в каком месте корпуса они заметили пламя.

13 мая в Лейкхерст прибыл Эккенер. Расследование пошло по более конструктивному пути. Создатель дирижабля заявил, что он строжайше запрещал выпускать водород во время грозы. Молния легко могла воспламенить горючий газ. Однако над местом посадки грозы не было. Леманн, приказавший начать выпуск водорода, формально не нарушил инструкции. Но из-за резких маневров перед снижением, лопнула одна из стальных расчалок, которая повредила четвертый баллонет. Внутри корпуса дирижабля образовалась взрывоопасная смесь водорода и воздуха.

Экспертиза показала, что оболочка «Гинденбурга» делалась из материала с повышенной электропроводимостью. Во время прохождения грозовых облаков на подлете к Лейкхерсту дирижабль накопил на своей поверхности статическое электричество. Сброшенные причальные тросы стали чем-то вроде резкого заземления пропитанной электричеством конструкции. Произошел разряд статического электричества, то, что моряки деревянных кораблей называли огнем святого Эльма. Этот разряд вызвал то голубое свечение вокруг дирижабля, которое заметили многие свидетели. Электрический разряд воспламенил смесь водорода и воздуха, и «Гинденбург» вспыхнул. Причиной катастрофы стало стечение нескольких обстоятельств, каждое из которых в отдельности не имело бы послледствий: торопливость офицера, атмосферные условия в окрестностях базы, инженерные недоработки… Сойдясь в одной точке, они привели к происшествию, изменившему историю авиации.

Сразу после катастрофы пассажирские перевозки на дирижаблях запретили и в США, и в Европе. Эккенер еще раз попытался договориться о поставках из США безопасного гелия, но ввиду явно надвигавшейся новой войны американские власти отказали. В 1940 году двух младших братьев «Гинденбурга», «Графа Цеппелина» и «Графа Цеппелина II» разобрали на металлолом. Эпоха дирижаблей закончилась. В борьбе за небо они проиграли винтокрылым летательным аппаратам тяжелее воздуха. Или — проще говоря — самолетам.

Рейс через океан завершён

Перелёт в США прошёл успешно, видимость была плохой, пассажиры большую часть времени расслаблялись в баре, дремали или обсуждали внутриполитическую ситуацию в Германии. «Гинденбург» летел над плавучими льдинами и айсбергами, кое-кто из пассажиров вспомнил о печальной участи «Титаника». Дирижабль начал снижение у Лонг-Айленда. Над Нью-Йорком аппарат летел так низко, что пассажиры смогли рассмотреть фоторепортёров, собравшихся на крыше Empire State Building. Приземление на лётном поле Лейкхерста было запланировано на 16.00, но его перенесли, так как над лётным полем собрались тёмные дождевые облака. Командир дирижабля Макс Прусс решил вернуться к океанскому побережью и переждать, пока пройдёт гроза. В 16.30 пассажирам были поданы чай и сэндвичи, а дирижабль всё кружил над пустынным побережьем штата Нью-Джерси. Пассажиры коротали время, глядя на расстилавшиеся внизу леса. Наконец небо над Лейкхерстом прояснилось, и капитан Прусс начал готовиться к посадке.

Гелий вместо водорода

История дирижабля «Гинденбург» интересна тем, что такие большие размеры были обусловлены тем, что в качестве несущего газа планировалось использовать гелий. Планировалось заменить им легко воспламеняемый водород, который применялся ранее.

Интересно, что первоначально планировалось построить водородный цеппелин, который стал бы фактически преемником популярного дирижабля «Граф Цеппелин». Но из-за катастрофы английского дирижабля проект был переделан. Тогда из 54 человек, находившихся на борту, погибли 48. Причиной стало воспламенение водорода вследствие утечки.

На момент строительства дирижабля «Гинденбург» единственными крупными поставщиками гелия в мире были США. Но в стране действовало эмбарго на его экспорт. Все-таки один из разработчиков цеппелина Хуго Эккенер рассчитывал, что гелий получить удастся, для этого он даже встречался в 1929 году с американским президентом в Белом доме.


Но этим планам не суждено было осуществиться. Когда в Германии к власти пришел Национальный совет по контролю за военными товарами, США отказались снимать запрет на экспорт гелия. «Гинденбург» пришлось переделывать под использование водорода.

Оснащение цеппелина

Немецкий дирижабль «Гинденбург» был оснащен всем необходимым. На борту имелись ресторан и кухня. На палубе были оборудованы две прогулочные галереи с окнами, расположенными под наклоном. Из-за ограничений по весу вместо ванн на борту был расположен душ. Практически все было сделано из алюминия, даже рояль, предназначенный для салона цеппелина.

Перед посадкой на борт все пассажиры были обязаны сдавать зажигалки, спички и любые другие устройства, способные вызвать искру. Интересно, что даже несмотря на такие строгие ограничения на «Гинденбурге» была комната для курения. Там можно было воспользоваться единственной на борту электрической зажигалкой. Чтобы максимально обезопасить пассажиров и экипаж от вероятного пожара, в комнате поддерживалось избыточное давление. Это препятствовало проникновению в помещение водорода. Попасть в нее можно было только через воздушный шлюз.

К 1937 году пассажирские купе, а также общественные помещения глобально модернизировали. Это позволило значительно увеличить вместимость — с полусотни до 72 пассажиров.

Причина крушения

Расследованием причин катастрофы занимались комиссии имперского министерства авиации Германии и министерства торговли США. 21 июля 1937 г. был опубликован отчет американских экспертов, согласно которому причиной гибели «Гинденбурга» стало воспламенение воздушно-водородной смеси, «с большой долей вероятности» вызванное коронным разрядом («огни святого Эльма»), который возник на оболочке дирижабля.

Немецкий отчет был опубликован в 1938 г. и в целом повторял выводы американцев — по мнению экспертов, причиной катастрофы могла стать искра между наружной оболочкой воздушного судна и его каркасом, возникшая из-за разницы потенциалов после прохода дирижабля сквозь грозовой фронт. Искра, «вероятно», воспламенила водород, который из-за ранее возникшего повреждения 4-го или 5-го газового баллона смешивался с окружающих воздухом, что и привело к гибели «цеппелина».

Выдвигались также версии о диверсии на борту, однако обе комиссии не нашли существенных доказательств в их поддержку.

История «Гинденбурга»

В Германской империи коммерческие пассажирские воздушные перевозки на дирижаблях начались в 1910 г. Использовались воздушные суда, разработанные графом Фердинандом фон Цеппелином (1838-1917). Годом ранее он же основал первую в мире авиакомпанию DELAG, которая к 1930 г. была преобразована в Deutsche Zeppelin Reederei (DZR).

В конце 1920-х — начале 1930-х гг. по заказу DZR инженеры предприятия Luftschiffbau Zeppelin разработали проект крупного дирижабля для трансатлантических перелетов, призванного заменить LZ 127 Graf Zeppelin («Граф Цеппелин» 1927 г. постройки, в 1929 г. осуществил первый в истории воздухоплавания кругосветный полет).

Генеральным конструктором нового дирижабля-гиганта был Людвиг Дюрр, дизайн интерьеров выполнили архитекторы Фриц Август Бреухаус де Гроот и Цезарь Пиннау. По первоначальному проекту планировалось использовать в качестве несущего газа гелий — менее опасный, чем легковоспламеняющийся водород, который в 1920-х гг. послужил причиной ряда катастроф дирижаблей со значительным числом жертв. Из-за введенного США эмбарго на поставки гелия в Германию инженерам пришлось изменить проект под использование водорода, не уменьшая габаритов аппарата.


Строительство было начато в 1931 г. во Фридрихсхафене (Германия), первый пробный полет состоялся 4 марта 1936 г., после чего воздушное судно передали DZR. Дирижабль получил регистрационный номер D-LZ129 и имя в честь немецкого президента генерал-фельдмаршала Пауля фон Гинденбурга (1847-1934). На момент постройки «Гинденбург» являлся крупнейшим воздушным судном в мире.

Жилые и технические палубы размещались внутри корпуса, подвешенная под корпусом гондола служила только для управления дирижаблем. Для облегчения веса большая часть конструкций была выполнена из дюралюминия — сплава алюминия с медью и магнием. Дюралюминиевым был даже рояль фирмы Bluthner, специально заказанный для «Гинденбурга» и установленный в кают-компании.

Соперничество конструкторов

Летом 1930 года R-100 дважды успешно пересёк Атлантический океан, а в Кардингтоне не всё шло гладко. Предполагалось, что R-101 откроет воздушную линию из Метрополии в Индию. Дирижабль должен был совершить свой маршрут в октябре 1930 года и вернуться в Лондон к началу конференции, на которую были приглашены премьеры всех Британских доминионов. Но R-101 преследовали неудачи, в последний момент пришлось даже уменьшить длину дирижабля, а к брюху прикрепить дополнительный баллон с газом. Оболочка дирижабля стала трескаться. Аппарат R-101 не испытывался на большой скорости или при плохой погоде, его мощность была недостаточной, он был перегружен горючим. Катастрофа казалась неминуемой. Эксперты не советовали поднимать дирижабль в воздух, однако политики настаивали.

Катастрофа дирижабля «Гинденбург»

Из Германии дирижабль вылетел в 20:15 по местному времени. Преодолев Атлантический океан, он оказался над Манхэттеном.

Экипаж традиционно заботился не только об удобстве пассажиров, но и о создании незабываемых впечатлений. Капитан Прусс решил продемонстрировать пассажирам достопримечательности Америки, а заодно показать и американцам знаменитый немецкий дирижабль. Для этого он пролетел настолько близко к смотровой площадке Эмпайр-стейт-билдинга, что посетители и пассажиры могли хорошо рассмотреть друг друга и помахать рукой.

После этого «Гинденбург» недолго покружил над самим городом и направился на авиабазу в Лейкхерст. Именно там была запланирована посадка. Около 16:00 цеппелин находился неподалеку от места своего приземления.

Расследование катастрофы

Расследованием катастрофы дирижабля «Гинденбург» занималась следственная комиссия из Германии. Было установлено, что в хвостовой части корпуса взорвалась стальная проволочная расчалка, которая проходила по внутренней части всего каркаса. При этом она служила для передачи давления на газовые баллоны.

Два баллона из-за разрыва оказались повреждены. Это вызвало утечку водорода, в результате в пространстве между баллонами и внешней оболочкой образовалась взрывоопасная смесь.

После того, как были сброшены посадочные канаты, оболочка цеппелина оказалась заземлена не так хорошо, как материал корпуса. Это и привело к разнице потенциалов. Свою роль сыграла и погода. Влажность была повышена, а из-за прошедшего недавно грозового фронта возникла искра. В результате воздухо-водородная смесь моментально воспламенилась. Свое расследование проводили и американские эксперты, которые пришли к похожим выводам.


С этим читают