Гладиаторы рима

Экипировка

Экипировка гладиаторов в зависимости от их типа сильно отличалась, но можно выделить следующие элементы, встречающиеся особенно часто:

Шлем. Следует отметить, что у каждого типа гладиаторов шлемы могли сильно отличаться

Подшлемник

Маника

Окреа. Поножи были двух типов — короткие и длинные (выше колен). Многие типы гладиаторов носили их только на одной ноге.

Балтеус

Сублигакулум

Туника

Гладиус (или другое оружие, свойственное определенным типам гладиаторов — сика, копье, трезубец и т.д.)

Щит. Единого стандарта по щитам у гладиаторов не было. Наиболее часто встречаются обрезанные разновидности скутума, но бывают и других типов.

Защита корпуса. Чаще всего гладиаторы выступали с голым торсом, но в редких случаях могли носить кардиофилакс, кольчугу и даже сегментату.

5.

Звери на арене умирали реже людей


Бои на арене редко заканчивались смертью гладиатора. Чаще после долгого, зрелищного боя с прыжками, обманными манёврами и красивыми взмахами мечей один из гладиаторов признавал своё поражение. Зрители могли потребовать его смерти знаками, но каковы были эти знаки точно, неизвестно. Палец вверх или палец вниз — тот самый вымысел девятнадцатого века.

В истории Древнего Рима был период, когда зрители были так кровожадны, что требовали казни каждого второго проигравшего, но всё же более обычной статистикой было восемь или семь помилований на десять боёв. Притом одних и тех же гладиаторов выпускали на арену не так часто, то есть это было не опаснее, чем сражаться в рядах римской армии.

Но, как ни редко умирали на арене гладиаторы, ещё реже там умирали звери — хотя в бое с животным почти всегда побеждал человек. Дело в том, что со львом, тигром или носорогом невозможно разработать зрелищный сценарий боя, так что драка со зверями выглядела довольно скучно. Так что до сражений с ними допускались немногие специально обученные гладиатора — а обучали их не только тому, как убить животное, но и тому, как максимально выжать из подобного боя нечто похожее на шоу. Зверей в настоящих гладиаторских боях использовали разве что на разогреве. Другое дело, что гладиаторские арены порой использовались не для сражений, а для казней, и популярной была такая казнь, как растерзание зверями.

Именно из-за того, что гладиаторские бои были очень уж упорядочены, самые одиозные римские императоры придумывали сражения, которые потом входили в легенды, как образцовые. Например, сражались сами с плохо подготовленными зрителями, или заставляли сражаться на арене инвалидов под угрозой смертной казни, выпускали рабынь из Африки против тигров с маленькими кинжалами или заставляли маленькими ножами рабынь долго друг друга убивать. Из-за того, что гладиаторские бои были недостаточно кровавы, придумывали и жестокие казни на арене.

История

Секутор (слева) и ретиарий.

В республиканскую эпоху политические деятели нередко устраивали поединки с множеством участников. Были и такие, что использовали отряды гладиаторов в качестве телохранителей или персональной армии, которую они применяли для давления на противников.

В имперский период страсть к необычайному размаху устраиваемых на арене зрелищ возросла. Так, про Тита сообщают, что он устроил чудовищное представление, длившееся 100 дней. ТРАЯН отметил завершение покорения Дакии тем, что выставил 5000 пар гладиаторов. 

Добавить фото

Указом императора Константина (326 н.э.) гладиаторские поединки были запрещены, однако почти сто лет спустя (404 н.э.) вышел указ Гонория аналогичного содержания, так что можно предполагать, что поединки продолжались вопреки всем указам. Гладиаторские поединки пользовались популярностью по всей Римской империи. Помимо римского Колизея, знаменитые руины амфитеатров имеются в Поццуоли, Помпеях, Пестуме, Капуе и Вероне. Вне Италии известны амфитеатры в Ниме и Арле (ныне они используются для корриды), в Эль-Джеме в Тунисе и др.

Отбор и подготовка гладиаторов

Gladiator fight (Collegium Gladiatorium)

Хотя официально гладиаторов в Риме презирали, удачливого гладиатора ждало немалое вознаграждение: он становился народным любимцем; кроме того, его ожидало богатство в виде ценных призов и денежных подарков. Редкий боец, которому удавалось уцелеть в проведенных поединках, мог получить от императора заветный деревянный меч (rudis), означавший почетную отставку. Порой в гладиаторы записывались и свободнорожденные, мечтавшие о славе бойца-чемпиона. Известно, что соответствующую подготовку проходили и некоторые императоры, один из них, полубезумный Коммод, даже выходил на арену. Но все же по большей части это были рабы, преступники и пленные, которых записывали в гладиаторы против их воли. Школы гладиаторов принадлежали государству или частным лицам. Главный управляющий такого заведения назывался «ланиста». В распоряжении ланисты находился немалый штат учителей фехтования, оружейников, поваров, врачей, а сверх того похоронная команда

При выборе местоположения школы принимался во внимание климат, бойцы соблюдали диету, подготовка и распорядок отличались суровостью. В сохранившейся лучше всех прочих гладиаторской школе в Помпеях были обнаружены несколько захороненных скелетов в кандалах, а в помещении для стражи найдены колодки и оковы.

Так же, когда новый раб входил на арену, его ждал нелегкий «испытательный срок». Раба ждали суровые тренировки и обучение фехтованию. Не все  доживали до присяги гладиатора, которая состоялось через определенное время. Рабы показывали, чему они научились в бою. Обычно дрались на смерть. Воины одержавшие ничью или победу — «проходили», и давали присягу ланисте и людусу, тем самым, официально становясь гладиатором.

Дальнейшие приключения

Впоследствии Калларк возглавил восстание народа и Вулкан был свергнут. После победы над Вулканом (который как все считали, погиб) и Падальщицей, Калларк взял лидерство над частично отвоёванной Ши’ар, чтобы остановить другую гражданскую войну. Также на Империю напала раса Крии (Kree), и поскольку её жители ещё не оправились после правления Вулкана, они попали в зависимость от Крии. После того, как Феникс выбрал в качестве своих носителей пятерых членов Людей-Икс, Калларк срочно отправился на Землю, чтобы остановить их и спасти своего сына. Между ним и Пятёркой Феникса (Phoenix Five) завязались жестокая и продолжительная битва. Калларк был жестоко избит, но Фениксы всё-таки пожалели его и сына, после чего покинул Землю.

Награды и номинации

  • 2001 — 5 премий «Оскар»: лучший фильм (Дуглас Уик, Дэвид Францони, Бранко Лустиг), лучшая мужская роль (Рассел Кроу), лучший дизайн костюмов (Дженти Йетс), лучший звук (Скотт Миллан, Боб Бимер, Кен Уэстон), лучшие визуальные эффекты (Джон Нельсон, Нил Корбоулд, Тим Бёрк, Роберт Харви), а также 7 номинаций: лучший режиссёр (Ридли Скотт), лучшая мужская роль второго плана (Хоакин Феникс), лучший оригинальный сценарий (Дэвид Францони, Джон Логан, Уильям Николсон), лучшая музыка к фильму (Ханс Циммер), лучшая операторская работа (Джон Мэтисон), лучший монтаж (Пьетро Скалия), лучшая работа художника—постановщика (Артур Макс, Криспиан Саллис)
  • 2001 — 2 премии «Золотой глобус»: лучший фильм — драма, лучшая музыка к фильму (Ханс Циммер, Лиза Джеррард), а также 3 номинации: лучший режиссёр (Ридли Скотт), лучшая мужская роль — драма (Рассел Кроу), лучшая мужская роль второго плана (Хоакин Феникс)
  • 2001 — 4 премии BAFTA: лучший фильм (Дуглас Уик, Дэвид Францони, Бранко Лустиг), лучшая операторская работа (Джон Мэтисон), лучшая работа художника—постановщика (Артур Макс), лучший монтаж (Пьетро Скалия), а также 10 номинаций: лучший режиссёр (Ридли Скотт), лучшая мужская роль (Рассел Кроу), лучшая мужская роль второго плана (Хоакин Феникс и Оливер Рид), лучший оригинальный сценарий (Дэвид Францони, Джон Логан, Уильям Николсон), лучшая музыка к фильму (Ханс Циммер, Лиза Джеррард), лучшие визуальные эффекты (Джон Нельсон, Тим Бёрк, Роберт Харви, Нил Корбоулд), лучший грим и причёски (Пол Энгелен, Грэм Джонстон), лучший дизайн костюмов (Дженти Йетс), лучший звук (Кен Уэстон, Скотт Миллан, Боб Бимер, Пер Холлберг)
  • 2001 — 6 премий «Выбор критиков»: лучший фильм, лучшая мужская роль (Рассел Кроу), лучшая мужская роль второго плана (Хоакин Феникс), лучшая музыка к фильму (Ханс Циммер), лучшая операторская работа (Джон Мэтисон), лучшая работа художника—постановщика (Артур Макс), а также номинация за лучшую режиссуру (Ридли Скотт, 2-е место)
  • 2001 — 3 премии «Спутник»: лучшая музыка к фильму (Ханс Циммер, Лиза Джеррард), лучшая операторская работа (Джон Мэтисон), лучшие визуальные эффекты (Джон Нельсон), а также 7 номинаций: лучший фильм — драма, лучший режиссёр (Ридли Скотт), лучшая мужская роль — драма (Рассел Кроу), лучшая мужская роль второго плана — драма (Хоакин Феникс), лучший монтаж (Пьетро Скалия), лучшая работа художника—постановщика (Кит Пэйн), лучший дизайн костюмов (Дженти Йетс)
  • 2001 — три номинации на премию Гильдии киноактёров США: лучшая мужская роль (Рассел Кроу), лучшая мужская роль второго плана (Хоакин Феникс), лучший актёрский состав
  • 2001 — номинация на премию Гильдии режиссёров США за лучшую режиссуру художественного фильма (Ридли Скотт)
  • 2001 — номинация на премию «Грэмми» за лучшую музыку к фильму (Лиза Джеррард, Ханс Циммер)
  • 2001 — 6 номинаций на премию «Сатурн»: лучший приключенческий фильм, боевик или триллер, лучший режиссёр (Ридли Скотт), лучшая мужская роль (Рассел Кроу), лучший сценарий (Дэвид Францони, Джон Логан, Уильям Николсон), лучшая музыка к фильму (Ханс Циммер, Лиза Джеррард), лучший дизайн костюмов (Дженти Йетс),
  • 2001 — премия канала MTV за лучший фильм, а также 5 номинаций: лучшая мужская роль (Рассел Кроу), лучший злодей (Хоакин Феникс), лучшая драка, лучшая экшн-сцена, лучшая реплика (Хоакин Феникс)
  • 2000 — 2 премии Национального совета кинокритиков США: лучшая мужская роль второго плана (Хоакин Феникс), лучшая работа художника-постановщика (Артур Макс), а также попадание в десятку лучших фильмов года

Фильм входит в список «250 лучших фильмов по версии IMDb».

Жест пальцем

Основная статья: Pollice verso

В случае, когда гладиатор был ранен и не мог сражаться, он поднимал указательный палец вверх, таким образом останавливая бой, признавая свой проигрыш и прося царя решить его участь. В зависимости от мнения царя, победитель должен был добить лежащего или оставить его в живых, если тот заслужил жизнь доблестным сопротивлением. В играх, проводившихся в самом Риме, цари «выбирал» при помощи жестов, которые со временем менялись. Если гладиатор смог впечатлить публику своей воинской удалью, его могли помиловать. Цари, устраивающие бои, могли помиловать гладиатора, но сохранять жизнь каждого гладиатора для них было позорно, так как их могли посчитать скупыми.

Хотя распространено мнение, что «поднятый палец» означал «жизнь», а опущенный — «смерть» (в таком виде жесты используются сейчас для одобрения и осуждения), на большинстве античных игр вне зависимости от направления оттопыренный палец означал «смерть», символизируя добивающий меч, а «Жизнь» обозначал просто спрятанный большой палец в кулак, символизируя меч в ножнах. Не последнюю роль играли и крики с пожеланиями. Убеждение, что жизнь или смерть побежденному гладиатору толпа древнеримской черни даровала поворотом большого пальца вверх или вниз, возникло после появления картины «Pollice verso» художника Жана-Леона Жерома на основе не совсем правильно интерпретированного латинского текста.

Также многие исследователи[кто?] приходят к выводу, что император не опускал палец вниз, а выставлял вбок и, согнув руку, касался им шеи. Дело в том, что победивший гладиатор опускал поверженного на колени и в случае смертного приговора вонзал клинок глубоко вертикально вниз в шею, за ключицей, пронзая сердце. Таким образом император буквально указывал, куда нужно наносить удар.

Гладиаторы в кинематографе

  • «Андрокл и лев» — фильм режиссёров Честера Эрскина и Николаса Рэя (США, 1952)
  • «Спартак» — фильм режиссёра Риккардо Фреда (Италия, 1953)
  • «Деметрий и гладиаторы» — фильм режиссёра Делмера Дэйвса (США, 1954)
  • «Последние дни Помпеи» — фильм режиссёров Серджо Корбуччи и Серджо Леоне (Италия, 1959)
  • «Спартак» — фильм режиссёра Стэнли Кубрика (США, 1960)
  • «Разбойник Варавва» — фильм режиссёра Ричарда Флейшера (США, Италия, 1961)
  • «Сын Спартака» — фильм режиссёра Серджо Корбуччи (Италия, 1962)
  • «Падение Римской империи» — фильм режиссёра Энтони Манна (США, 1964)
  • «Два гладиатора» — фильм режиссёра Марио Каяно (Италия, 1964)
  • «Спартак и 10 гладиаторов» — фильм режиссёра Ника Ностро (Италия, 1964)
  • «Триумф десяти гладиаторов» — фильм режиссёра Ника Ностро (Италия, 1965)
  • «Последние дни Помпеи» — сериал режиссёра Питера Р. Ханта (Великобритания, США, Италия, 1984)
  • «Гладиатор» — художественный фильм режиссёра Ридли Скотта (США, 2000)
  • «Гладиатрикс» — художественный фильм режиссёра Тимура Бекмамбетова (США, Россия, 2001)
  • «Последний гладиатор» — художественный фильм режиссёра Йорго Папавасилиу (Германия, 2003)
  • «Спартак» — фильм режиссёра Роберта Дорнхельма (США, 2004)
  • «Империя» — сериал режиссёров Джон Грэй, Кима Мэннерса, Грега Яйтанса (США, 2005)
  • «Спартак: Кровь и Песок» — сериал режиссёра Стивена С. Де Найта (США, 2010)
  • «Спартак: Боги арены» — сериал режиссёра Стивена С. Де Найта (США, 2011)
  • «Спартак: Месть» — сериал режиссёра Стивена С. Де Найта (США, 2012)
  • «Спартак: Война проклятых» — сериал режиссёра Стивена С. Де Найта (США, 2013)
  • «Помпеи» — фильм-катастрофа режиссёра Пола У. С. Андерсона (США — Канада — Германия, 2014)

История

Центр тяжести смещён к рукояти за счёт увеличенного шарообразного навершия (противовеса). Остриё имело довольно широкую режущую кромку для придания клинку большей пробивающей способности. Использовался для боя в строю. Рубить гладиусом было возможно, но рубящие удары считались предварительными, считалось, что убить противника можно только сильным колющим ударом, для которого гладиус и был предназначен.

Колющая форма гладиуса была обусловлена невозможностью наносить эффективные рубящие удары в сомкнутом римском строю (с техникой боя в сомкнутом строю связана и малая длина гладиуса). Вне сомкнутого пехотного строя гладиус по всем параметрам сильно уступал кельтским или германским мечам. Фактически спата, принятая римлянами в III веке для пехоты, была неким компромиссом между гладиусом и варварскими длинными спатами, причём таким удачным, что стала основным мечом Великого переселения народов и трансформировалась в мечи вендельского и каролингского типов.

Изготавливались гладиусы чаще всего из железа, но можно также встретить и упоминание о бронзовых мечах. Как показывают дошедшие до нас образцы римских мечей, с конца II века н. э. и особенно в III века н. э. гладиусы изготавливались уже из кованой стали. Гладиус пользовался популярностью у легионеров — тяжёлой римской пехоты. Велиты (лёгкая пехота римлян) пользовалась гладиусами только как вспомогательным оружием. В руках умелых воинов им наносились быстрые и смертоносные удары, однако его длина позволяла вести бой с противником только вплотную. Также опытные легионеры умели им фехтовать с таким же мастерством, как и рубить, резать или колоть.

Весьма интересным является тот факт, что, по мнению ученых-историков, гладиус не является изначально римским изобретением и был, скорее всего, заимствован у племён, в свое время завоевавших Пиренейский полуостров. Приблизительно в III столетии до нашей эры древние римляне заимствовали у варварских племен (предположительно — галлов или же кельтов) прямой короткий меч, названный Gladius Hispaniensis (с лат. — «испанский меч»). Само же слово гладиус вполне возможно происходит от кельтского «kladyos» («меч»), хотя некоторые эксперты считают, что этот термин может происходить и от латинского «clades» («повреждение, рана») или же «gladii» («стебель»).

Но, так или иначе, именно римляне «обессмертили» этот короткий меч. Следует сказать, что на протяжении времени гладиус менялся определённым образом, и сейчас различают несколько типов древнеримских мечей, таких как:

  • «испанский гладиус» (самый ранний тип этого оружия; общая длина около 75-85 см, длина клинка — 60-65 см, ширина лезвия — 5 см, приблизительный вес — 900—1000 г; клинок характерной листообразной формы с выраженной талией);
  • гладиус «Майнц» (меч с удлиненным остриём и небольшой талией клинка; общая длина около 65-70 см, длина клинка — 50-55 см, ширина лезвия — 7 см, приблизительный вес — 800 г);
  • гладиус «Фулхэм» (сходен с типом «Майнц», главное отличие — треугольное остриё и более узкий клинок; общая длина около 65-70 см, длина клинка — 50-55 см, ширина лезвия — 6 см, приблизительный вес — 700 г);
  • гладиус «Помпеи» (клинок с параллельными лезвиями и треугольным остриём, очень похож на другой тип римского меча — спату, однако уступает ей в длине; общая длина около 60-65 см, длина клинка — 45-50 см, ширина лезвия — 5 см, приблизительный вес — 700 г).

Коммод

Император Коммод запомнился как коррумпированный и безумный правитель, с которого начался упадок Римской империи. Никто его не принимал. Сам же Коммод провозглашал себя олицетворением Геракла и сражался в гладиаторских боях.

Участие в этих боях считалось недостойным знатных персон занятием, но Коммоду было все равно на общественное мнение. Каждый его выход на арену, которых было 735, фиксировался в архивах.


По словам современников Коммода, он умело обращался с оружием и был хорошим воином. В сражениях его противниками были не только люди, но и дикие звери.

Из всех боев император всегда выходил победителем: его соперники не могли себе позволить нанести вред правителю, а животным часто создавали условия, в которых они не могут принести вред.

При нем гладиаторские бои стали настолько кровавыми, что это ужаснуло даже любителей таких развлечений.

Спартак

Считается, что Спартак был фракийцем. Однако в те годы всех гладиаторов, независимо от их происхождения, делили на фракийцев и галлов – в зависимости от типа ведения боя. Так что бунтовщик мог быть и римлянином.

Спартак обучался в школе Лентула Батитата. Интересно, что гладиатор изучал труды философа Гая Блоссия, который говорил: «Последние станут первыми и наоборот».

В 73 году до н.э. Спартак собрал людей и устроил восстание. Вопреки расхожему мнению, это не было борьбой против рабства, хотя в команде и были рабы.

Изначально группа Спартака состояла из 70 последователей и четырех лидеров. Участники запаслись вооружением собственной школы и сбежали в сторону Неаполя, по пути пополняя команду беглыми рабами. Таким образом, через пару лет армия Спартака насчитывала уже больше 120 тысяч человек.

Повстанцы были дисциплинированы и одеты по образцам римской армии. Восстание оказалось столь масштабным, что поставило под угрозу существование государства, поэтому на борьбу с участниками отправили лучшие военные силы Рима. Спартак и его армия были разгромлены.

«Возвращение блеска поблекшему жанру»

Звёздная премьера «Гладиатора» состоялась 1 мая 2000 года в Беверли-Хиллз, а в прокат лента вышла на несколько дней позже. В России и ряде других европейских стран показ «Гладиатора» стартовал 18 мая.


За первый уикенд в США картина собрала почти $35 млн (и две недели продержалась на первом месте), а всего в домашнем прокате заработала более $187 млн. Прибыль от зарубежных показов составила около $273 млн, а общие сборы преодолели отметку $460 млн. По результатам года фильм стал вторым по сборам в международном прокате (больше заработал только приключенческий боевик «Миссия: невыполнима 2»).

Кроме того, «Гладиатору» присудили «Золотой глобус» в главной номинации (также награду получили композиторы фильма), пять премий BAFTA, включая приз зрительских симпатий, и многие другие награды. На данный момент у фильма 76% «свежести» по версии Rotten Tomatoes. Зрительский рейтинг картины — 87%.

Критики уделяли особое внимание трём аспектам ленты. Прежде всего, многие хвалили игру Рассела Кроу — журналист The Guardian Питер Брэдшоу даже называл его Максимуса суперменом из Колизея

В 2000-м Кроу уже был знаменит, однако роль в «Гладиаторе» стала одной из самых ярких его работ.

«Мощные и кровавые боевые сцены, захватывающая история мести и настоящее путешествие примерно на 2000 лет в прошлое — эпическая картина Ридли Скотта об интригах и героизме в Римской империи возвращает блеск и увлекательность поблекшему жанру, который часто становится предметом насмешек и всё же подарил как минимум одному поколению кинозрителей некоторые из самых дорогих воспоминаний юности», — отзывался о фильме критик Тодд Маккарти в статье для Variety.

После успеха фильма Ридли Скотта в последующие годы на экраны вышли «Троя» с Брэдом Питтом и Орландо Блумом, «Александр» с Колином Фарреллом, «Орёл девятого легиона», «Бен-Гур» и многие другие ленты. Однако «Гладиатор» был первым подобным проектом после многолетнего затишья.

Интересно, что фильм Скотта оказал влияние не только на кино, но и на издательское дело. Резкий подъём интереса к античности даже окрестили «эффектом «Гладиатора». Возрос спрос на художественную литературу о римской империи — в частности, на роман Говарда Фаста «Спартак», на основе которого снят известный фильм 1960 года. Также увеличились продажи биографии Цицерона и сочинений императора-философа Марка Аврелия — одного из героев фильма.

Реконструкция

Перед началом реконструкции образа гладиатора необходимо выбрать его тип, чтобы не собирать «абстрактного» гладиатора. Гладиаторские образы не менее затратны, чем легионерские, и основную стоимость комплекта составляет шлем из-за сложности производства. Следует отметить, что гладиаторы не использовали во время сражений обувь, но в связи с тем, что на современных мероприятиях песчаные арены довольно редки, в качестве элемента стилизации допустимо изготовить себе калиги. Таким образом, минимальный комплект для гладиатора, который необходим любому типу, будет включать сублигакулум, балтеус и калиги. Остальные элементы следует выбирать в зависимости от типа реконструируемого гладиатора. Наименее материально затратные комплекты будут изображать гладиаторов не использующих шлем, например ретиариев. Тем не менее, при выборе типа гладиатора советуем опираться на Ваши предпочтения в наступательном оружии, а не на сложность воспроизведения образа. Если Вы классический мечник, то лучше всего подойдут секутор, мурмиллон, фракиец, провокатор. Если Вы копейщик – то гопломах. Если любите бить с двух рук – то димахер или сциссор. Также не рекомендуется приниматься за реконструкцию типов гладиаторов, о которых мало что известно. Лучше всего остановится на классических образах, описанных в разделе «Наиболее распространённые виды гладиаторов».

Гладиатрикс — мурмиллон, реконструкция

Провокатор, реконструкция

Ретиарий, реконструкция

Литература

Горончаровский В. А. Арена и кровь: Римские гладиаторы между жизнью и смертью. — СПб.: Петербургское Востоковедение, 2009. — 256 с. — (Militaria Antiqua). — 2000 экз. — ISBN 978-5-85803-393-6.

Лосев А. Ф. Гладиаторы // Эллинистически-римская эстетика I—II в. н. э. — М.: Издательство МГУ, 1979. — С. 45—55.

Мэттьюз Руперт. Гладиаторы / Пер. с англ. Н. В. Микелишвили. — М.: Мир книги, 2006. — 320 с.: ил. — ISBN 5-486-00803-1.

Паолуччи Фабрицио. Гладиаторы. Обреченные на смерть / Пер. с итал. — М.: Ниола-Пресс, 2010. — 128 с.: ил. — (Тайны истории). — ISBN 978-5-366-00578-4.

Хефлинг Гельмут. Римляне, рабы, гладиаторы: Спартак у ворот Рима / Пер. с нем., послесл. и комм. Е. В. Ляпустиной. — М.: Мысль, 1992. — 270 с.: ил. — ISBN 5-244-00596-0.

Junkelmann, Marcus. Familia Gladiatoria: The Heroes of the Amphitheatre // Gladiators and Caesars: The Power of Spectacle in Ancient Rome / Eckart Köhne, Cornelia Ewigleben, Ralph Jackson. — Berkeley — Los Angeles: University of California Press, 2000. — P. 31—74. — 153 p. — ISBN 0520227980.

Wisdom, Stephen. Gladiators: 100 BC–AD 200. — Osprey Publishing, 2001. — 64 p. — ISBN 9781841762999.

Nossov, Konstantin. Gladiator: Rome’s bloody spectacle. — Osprey Publishing, 2009. — 208 p. — ISBN 9781846034725.

Галерея

Барельеф бустиариев из Амитерна. 3-2 век до н.э.

Барельеф с гладиаторами. 1-2 век н.э.


Мозаика с гладиаторами из виллы Borghese. 3 век н.э.

Злитенская мозаика из Ливии (Leptis Magna). 2-ой век н.э.

Барельеф с гладиаторским боем из Варны. Varna Archeology Museum. Начало 3-го века н.э.

Скульптурный портрет римского гладиатора; с лицом, I век н.э., музей римского театра в Вероне

Фреска с амфитиатром. Найдено в Помпеях. Национальный археологический музей, Неаполь. 1-ый век н.э.

Мозаика гладиаторов на римской вилле в Ненниге, Германия. Начало 3-го века н.э.

Неидентифицированный тип гладиатора. The Cleveland Museum of Art, Cleveland. Середина 1-го века н.э.

Бой гладиаторов, ок.250 г., напольная мозаика в римской вилле. Ненниг-на-Мозеле, Германия.

Бой гладиаторов, ок.300 г., напольная мозаика в римской вилле. Музей и галерея виллы Боргезе, Рим, Италия

Гладиаторы, 2-3 век. н.э., 64 мм, свинец. Частная коллекция, Мюнхен.


С этим читают