«привыкла быть лидером»: как лётчица валентина гризодубова стала первой женщиной

В годы войны

Портрет Валентины Гризодубовой в форме полковника ВВС Источнк: http://www.progressprim.ru


Начало войны потребовало перестройки Управления международных воздушных линий СССР, которое она возглавляла. Гризодубова и лётчики управления стали выполнять особо сложные задания в тылу врага. В 1942 году ей было поручено укомплектовать 101-й авиационный полк дальнего действия из состава пилотов Гражданского флота. В состав полка были включены и лётчики, которые летали ещё с отцом Гризодубовой и те, кого она сама подготовила с предвоенные годы. Валентина Степановна сама постоянно вылетала на боевые задания – бомбить врага, оказывать помощь партизанам.

Задачи перед 101-м полком всегда ставились сложные. Надо было пробиться к далёким целям в тылу противника, отразить атаки фашистских истребителей. Техника была несовершенная, летать приходилось в любую погоду и выйти на цель без ошибки. Вот Валентина Степановна на своём личном примере и показывала, как это надо делать.

Особые трудности вызывали полёты к партизанам. Много надо было уметь, чтобы добраться до места дислокации партизан, сесть на плохо подготовленную полосу, разгрузиться, забрать раненых, детей, связных, взлететь и вернуться на Большую землю.

Лётчики полка вывезли из тыла противника 4 тысячи раненых, много детей, доставили в Центр множество оперативных документов, добытых у врага разведчиками и партизанами. Полк стал гвардейским, Краснознамённым, Красносельским.

С 1946 года Валентина Гризодубова вернулась к мирной жизни. Работала в гражданской авиации, заместителем начальника НИИ-17 (позднее – институт приборостроения) по лётной части. Институт разрабатывал радиоэлектронные приборы для армии и гражданской авиации. Она лично принимала участие в испытательных полётах.

Умерла В. С. Гризодубова 28 апреля 1993 года и похоронена на Новодевичьем кладбище в Москве.

Последние статьи

  •   Для чего итальянцы в XVII веке придумали «винные окна», и Как чумная традиция возродилась в наши дни сегодня, 15:40
  •   Анонимные «письма счастья»: Кто и зачем их пишет, о чём они и где их можно обнаружить сегодня, 13:55
  •   Портрет Елизаветы II в самоизоляции, богиня-мать и волшебные миры: Магический реализм Мириам Эскофет сегодня, 11:47
  •   Почему звезда фильма «Экипаж» ушла из профессии: Встречи и расставания Ирины Акуловой сегодня, 11:02
  •   5 голливудских актеров, которые стали прообразами персонажей мультфильмов Диснея сегодня, 09:32
  •   9 оптимистичных фильмов о потере памяти, которые дарят надежду 18.08.2020, 21:57
  •   Чем запомнились 5 знаменитых советских стэндаперов времён, когда и слова такого не знали 18.08.2020, 21:32
  •   Как сегодня живёт знаменитая голландская деревня, в которой жители поголовно страдают деменцией 18.08.2020, 18:53
  •   Чем русские удивляли иностранцев в Лондоне и Париже 150 лет назад 18.08.2020, 17:22
  •   9 российских знаменитостей, которые оказались плохими бизнесменами: Михаил Галустян, Ольга Бузова и др 18.08.2020, 14:43

Все статьи

Биография

Родился в семье чиновника канцелярии предводителя дворянства Сумского уезда. Окончил Харьковское железнодорожное училище и стал мастером электромеханического ремесла. Заведовал электростанцией дворянского собрания Харькова, кроме того имел собственную электромеханическую мастерскую, по переулку Мордвиновскому 13, а затем по улице Мироносицкой 91. С 1908 строил копию самолёта братьев Райт. Не имея чертежей, он использовал для их составления куски купленной им киноплёнки с кадрами полётов самолёта братьев Райт. Первый его самолёт не смог подняться в воздух. Несмотря на неудачу, Гризодубов продолжил работу, и третий его самолёт, построенный им в 1912 году, полетел. В 1915—1916 годах Гризодубов в армии, где после обучения в Петроградской школе авиации получил диплом пилота-авиатора.

В 1919—1920 командовал мастерскими Харьковского авиапарка, восстанавливал самолёты для Красной Армии. С 1924 года руководил секцией планёрного спорта и маломощной авиации Общества авиации и воздухоплавания Украины и Крыма. Один из организаторов планеризма в стране. В 1940 построил мотопланер, однако двигатель к нему не закончил, и испытывал его в безмоторном полёте. Отец известной летчицы Валентины Гризодубовой.

Детство

Валентина Степановна появилась на свет в семье инженера в 1909 (по другим источникам в 1910) году. Детство ее прошло в Харькове, по месту работы отца. Он любил изучать технику, был заведующим электростанцией, позже работал в автомастерской. Особую тягу и интерес испытывал к авиационной технике. Страстное увлечение Степана Гризодубова авиацией передалось его супруге, которая вносила вклад в советскую авиационную промышленность. Валентина с молоком матери впитала эту страстную любовь к самолетам. Степан был человеком деятельным, за талант и умелые руки получал хорошие деньги, на которые и построил собственный ангар, где конструировал самолет. Аппарат, по словам современников, ему удалось построить, но взлетать самолет мог только на три-четыре метра.

Валентина, росшая в авиационной атмосфере, заразилась страстью к полетам. Впервые она села в кабину самолета за спиной отца. Степан Гризодубов со временем увлекся планерами. Ему удалось стать одним из руководителей планерного спорта. Валентину он брал с собой.

Мама считала, что девушке необходимо женское образование, планировала отдать ее в музыкальное училище. В юности Валентина Степановна играла на фортепиано. Проучившись незначительное время на музыканта, Гризодубова покинула училище и по велению сердца поступила в технологический институт, при котором очень кстати был авиационный кружок. В кружке ее ничему новому обучить не смогли, ведь она все детство училась летать с отцом. В голове Валентины уже тогда зародилось желание стать пилотом. Вслед за своей мечтой она отправилась в Пензу, где имелась школа летчиков.

По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕСИндивидуальный Предприниматель По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕСАнисимова Валентина Степановна

Статус: Ликвидировано Дата регистрации: ? По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС 24.05.2018

Дата прекращения деятельности: По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС 25.10.2019

ОГРНИП  ?   318213000030977    присвоен: По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС 24.05.2018
ИНН  ?
ОКПО  ?   0131009702
ОКТМО  ?   97710000001

Отзывы об организации  ?: 0   Написать отзыв

Регион получения ИНН:По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС Чувашская Республика — Чувашия

Местоположение:По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС Республика Чувашия

Основной вид деятельности: ?По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС 47.62.1 торговля розничная газетами и журналами в специализированных магазинах

Дополнительные виды деятельности:

Реестр недобросовестных поставщиков: ? По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС


не числится.

Налоговый орган ? По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС Инспекция Федеральной Налоговой Службы По Г.новочебоксарску Чувашской Республики Дата постановки на учет: По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС 24.05.2018

Регистрация во внебюджетных фондах

Фонд Рег. номер Дата регистрации
ПФР  ?   015022009235 По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС 25.05.2018

Коды статистики

ОКАТО  ?   97410000000
ОКОГУ  ?   4210015
ОКОПФ  ?   50102
ОКФС  ?   16

В качестве Поставщика:

,

на сумму

В качестве Заказчика:

,

на сумму

По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

Судебные дела ИП Анисимова Валентина Степановна ?

найдено по ИНН: По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

найдено по ФИО (возможны совпадения): По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

Проверка Контрагента ИП По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС Анисимова Валентина Степановна ИНН: По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС 212402014351, ОГРНИП: По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС 318213000030977

Для формирования комплекта документов в рамках проявления Должной Осмотрительности* рекомендуется получить .

ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ ДОГОВОРА с ИП необходимо обратить внимание на зарегистрированные у ИП виды экономической деятельности (согласно ОКВЭД) и сопоставить их с предметом договорных отношений

Следуя указаниям ФНС РФ, необходимо проявлять Должную осмотрительность* в отношении Контрагента и собирать следующий пакет документов:

  1. Паспорт и свидетельство о государственной регистрации предпринимателя (ОГРНИП). Документы удостоверяют личность и подтверждают право индивидуального предпринимателя на подписание договора.
  2. Уведомление ФНС (заявление) о применении спецрежима или копия патента (если предприниматель применяет спецрежим).
  3. Лицензия на право ведения определенной деятельности или документы о членстве в СРО (если это необходимо для ведения деятельности).

Особенности работы с Индивидуальным Предпринимателем

При заключении договора с ИП следует обратить внимание что, Ваша Компания заключила сделку с зарегистрированным ИП, а не с Физическим лицом

Если из договора прямо не следует, что компания заключила его именно с Индивидуальным предпринимателем, при проведении платежа на Физическое лицо у Компании-плательщика возникает обязательства налогового агента. За неуплату НДФЛ ФНС может оштрафовать Компанию- плательщика (ст. 123 НК РФ) и начислить пени.

В договоре с Контрагентом – у ИП должно быть прописано, что документ он заключает именно как Индивидуальный Предприниматель. Для этого в договоре прописывается номер и дата свидетельства о государственной регистрации предпринимателя, название инспекции, ИНН предпринимателя (письмо Минфина России № 03-04-06/10185).

ВАЖНО! при проведении безналичных платежей

В реквизитах ИП расчетный счет начинается с 40802, если счет открыт на физическое лицо расчетный счет будет начинаться с 40817.

ВАЖНО! при проведении наличных платежей от ИП должен быть получен чек контрольно-кассовой техники (ККТ). Чек должен быть выдан Индивидуальным Предпринимателем. В чеке должны быть следующие данные (письмо Минфина России от 07.03.14 № 03-04-06/10185):

  • — ФИО предпринимателя,
  • — ИНН предпринимателя,
  • — Заводской номер ККТ,
  • — Порядковый номер чека,
  • — Дата и время покупки (оказания услуги),
  • — Стоимость покупки (услуги),
  • — Признак фискального режима.

Рекомендуется снять и хранить копию с полученного чека, так как чеки в течение года полностью выцветают, а хранить документы в рамках налогового контроля необходимо в течение 4-х лет.

*Должная осмотрительность — мероприятия, направленные на получение актуальной и достоверной информации о Контрагенте, с которым планируется сотрудничество (Проверка контрагента).

Не является участником проекта ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС ?

С папой в полёт

Валя родилась в семье изобретателя и лётчика Степана Васильевича Гризодубова 27 апреля 1909 года (хотя официально датой рождения героини указано 31 января 1910 года)

Уже в 2,5 года она совершила свой первый полёт на папином аэроплане, привязанная к отцу ремнями. В возрасте 14 лет участвовала в слёте планеристов в Коктебеле. Окончив среднюю школу, Валентина поступила в Харьковский технологический институт, а параллельно была зачислена в консерваторию. Наверное, это был самый подходящий набор учебных заведений для будущей лётчицы, но в ноябре 1928 года открыл свой первый набор Харьковский центральный аэроклуб. Этот клуб 19-летняя лётчица оканчивает за три месяца, оставляет институт и поступает в 1-ю Тульскую лётно-спортивную школу ОСОАВИАХИМа. В 1929 году Гризодубова уже учится в Пензенской школе лётчиков-инструкторов.

С 1930 по 1937 годы девушка работала лётчиком-инструктором сначала в Туле, а затем в Москве. Валентина облетела почти всю страну на различных типах самолётов того времени. В одном лишь 1937 году Гризодубова установила пять мировых рекордов на лёгкомоторных самолётах.

Командир полка

В начале Великой Отечественной войны Валентина Гризодубова возглавила Антифашистский комитет советских женщин, а затем попросилась в действующую армию. В 1942—1943 годах она командовала 101-м авиаполком Авиации дальнего действия.

«Гризодубова лично вылетала на боевые задания на самолёте Ли-2. Существуют разные подсчёты, но есть все основания полагать, что в общей сложности она совершила не менее 200 боевых вылетов», — рассказал RT историк и писатель Дмитрий Хазанов.

Комполка лично участвовала в бомбардировках вражеских объектов и полётах за линию фронта к партизанам. «Полёты к партизанам имели огромное политическое и моральное значение. Сам факт появления советского самолёта в тылу противника придавал не только партизанам, но и местному населению, временно находящемуся на оккупированной врагом территории, бодрость, умножал их силы в борьбе с врагом», — пишет в своей книге «В интересах всех фронтов» сослуживец Валентины Гризодубовой Герой Советского Союза Сергей Ушаков, который позднее стал первым замначальника главного штаба ВВС СССР.

Мужской коллектив полка выполнял все приказы женщины-командира беспрекословно, отмечают историки. По их словам, её даже называли матушкой, несмотря на то что тогда ей было всего 32—34 года. А вот гитлеровцы лётчицу ненавидели — её изображение поместили на агитационных плакатах с подписью, что она враг нацизма, и назначили за её голову награду.

В 1943 году Гризодубовой было присвоено звание полковника, однако авиацию дальнего действия она вскоре покинула. «У неё не сложились отношения с командующим — маршалом Александром Головановым», — пояснил Дмитрий Хазанов.


В конце войны Валентина Гризодубова работала в составе Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков. После победы решила оставить военную службу и в 1946 году уволилась в запас.

1941-1945 гг.

Как профессионал своего дела и патриот до глубины души, Валентина не осталась в стороне и защищала Родину от фашистских захватчиков. Ей было поручено командовать 101-м авиационным полком. Примечательно, что Марина Раскова получила в командование женское отделение, а Гризодубовой в подчинение дали мужчин. Это наглядно демонстрирует отношение властей к этой героической женщине и иллюстрирует ее волевой и решительный характер. Раскова позже геройски пала в бою.

Валентина осуществила больше двухсот боевых полетов. За голову полковника Гризодубовой была назначена крупная награда. Сама Валентина вспоминала, что на протяжении всей войны ей пришлось неоднократно доказывать свою состоятельность как летчика и как командира. К женщинам в армии, а тем более в командовании относились с пренебрежением. Подчиненные же любили и уважали строгого, но справедливого полковника. Во время боевых действий ее полк бомбил тылы врага, из зон, попавших под обстрел, ей удалось вывезти более 4000 детей.

Мирная жизнь

После войны Гризодубова стала заместителем начальника НИИ-17 (будущего Института приборостроения). Она отвечала за испытания радиоэлектронной аппаратуры для Военно-воздушных сил и гражданской авиации СССР. Причём в испытательных полётах принимала участие лично.

В 1960-е годы Валентина Гризодубова на время покинула Институт приборостроения, чтобы создать Научно-исследовательский лётно-испытательный центр на аэродроме в Солнцеве. Однако в 1972-м вернулась в институт и продолжала работать там до 1993 года.

6 января 1986 года Валентина Гризодубова получила вторую звезду Героя — на этот раз Социалистического труда. Легендарная лётчица ушла из жизни 28 апреля 1993 года в возрасте 84 лет.

«Гризодубова была одной из женщин, удостоенных наибольшего количества наград в истории СССР», — подчеркнул Дмитрий Хазанов. Помимо званий Героя она отмечена двумя орденами Отечественной войны, орденом Октябрьской Революции, орденом Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды, медалью «Партизану Отечественной войны» и рядом других наград.

Сегодня именем Гризодубовой названы улицы многих городов бывшего СССР, воинские части и авиационные учреждения, открыты посвящённые ей музеи.

  • РИА Новости

Жизнь Гризодубовой — уникальный пример сочетания мирных и военных подвигов, считают историки.

«Валентина Гризодубова привыкла быть лидером. Первая в мире женщина, совершившая перелёт на такое расстояние, командир авиационного полка, создатель научно-исследовательского института… Начальству с ней, конечно, далеко не всегда было комфортно, но окружающие высоко ценили её смелость и способность брать на себя ответственность», — подытожила Ирина Архангельская.

«Муж Гризодубовой — военный летчик-испытатель — ушел из дому из-за упреков тещи»

После войны гвардии полковнику Гризодубовой предложили командовать авиадивизией. Она отказалась: «Ни одного дня в мирное время я в армии находиться не буду». И добилась создания уникального НИИ, где создавалась и испытывалась новейшая авиационная электроника — закладывалась основа всепогодной ракетоносной реактивной авиации.

— Валентина Степановна помнила, как тяжело пришлось им с Полиной Осипенко (тоже нашей землячкой — из города Бердянска, который, кстати, одно время даже назывался городом Осипенко) и штурманом Мариной Расковой совершать свой рекордный перелет из Москвы на Дальний Восток на самолете «Родина» конструкции Павла Сухого…

— За неделю до полета (а это был 1938 год) НКВД арестовало инженера-связиста, готовившего Раскову к полету. Новый инженер забыл дать им коды радиосвязи. Марина Раскова открыла астролюк, чтобы сориентироваться по звездам. В этот момент у нее выдуло полетные карты! Штурманская кабина заморозилась, отказало оборудование. Гризодубовой пришлось вести самолет по магнитному компасу. Хорошо, что через окно в облаках они увидели море и вернулись на материк, где сели на замерзшее болото. Поскольку посадка производилась на брюхо и штурману в передней стеклянной кабине оставаться было рискованно, Гризодубова приказала Расковой выпрыгнуть с парашютом.

Посадка прошла благополучно. Самолет практически не пострадал, только слегка погнулись законцовки винтов (позже из Москвы прилетел с ремонтниками муж Гризодубовой — летчик-испытатель, командир полка Головного летно-испытательного центра ВВС Виктор Соколов. Он перегнал «Родину» в Москву).

Через девять суток самолет и двух членов экипажа нашли десантники поисково-спасательного отряда, которым командовал лейтенант, впоследствии житель Киева Алексей Олянишин. А на следующий день добрела к своим и Марина Раскова. Она очень рисковала. В тайге водились медведи и тигры. Марина потеряла в болоте теплую обувь, обессилела.

Но перед этим Валентине и Полине пришлось пережить другой ужас. Они обрадовались, увидев в небе два тяжелых бомбардировщика ТБ-3, а также транспортный «Дуглас». Неожиданно «Дуглас» ударился крылом в хвостовую часть, а затем в правое крыло бомбардировщика, вспыхнул и стал падать. Перевернулся и повалился в тайгу и огромный четырехмоторный ТБ. От него отделились несколько точек — десантники, которые успели выпрыгнуть, и те, кого выбросило из кабины. Спастись на парашютах удалось немногим. В той катастрофе погибли 16 десантников, а также Герой Советского Союза Александр Бряндинский — штурман экипажа известного летчика Владимира Коккинаки, за два месяца до этого совершившего рекордный перелет из Москвы на Дальний Восток на бомбардировщике конструкции Сергея Ильюшина

Очевидно, все внимание летчиков было приковано к земле, к поиску самолета Гризодубовой, и в воздухе они не заметили опасного сближения друг с другом

Эту трагедию сама Валентина Степановна оценивала как следствие вопиющей недисциплинированности и воздушного хулиганства одного из пилотов, а также бездумности некоторых командиров-авиаторов. «Дуглас», на котором прилетел из Москвы Бряндинский, по ее мнению, вообще не должен был там появляться. Командующему ВВС 2-й Отдельной Краснознаменной армии комдиву Сорокину тоже было запрещено лететь в район поисков. Они злоупотребили служебным положением. «Это позор! — сказала с присущей ей прямотой Валентина Гризодубова. — Три бабы сумели пролететь считай вслепую, в скверных погодных условиях, почти через всю страну. А эти устроили в небе цирк… Ладно, не хочу говорить о погибших плохо…»

Прожив большую интересную жизнь, прославленная летчица умерла в 83 года от открывшейся язвы желудка.

— Как сложилась ее семейная жизнь?

— К сожалению, не так, как летная биография. В 1936 году у Валентины Гризодубовой и Виктора Соколова родился сын Юра. Нянчить его из Харькова приехала бабушка. По некоторым сведениям, теща доконала зятя упреками: «Моя дочь — Герой Советского Союза, а ты…» Тот собрал чемодан и ушел.

7806

Читайте нас в Telegram-канале, и

Увековечение памяти[править | править код]

Россияправить | править код

Памятник на Новодевичьем кладбище Москвы

  • Улицы Гризодубовой есть в Москве, Владивостоке, Георгиевске, Екатеринбурге, Жуковском, Заволжье, Кургане, Новоалтайске, Новосибирске, Омске, Павлове, Смоленске, Ставрополе, Сузуне, Ростове-на-Дону, Якутске, Шарье (Костромская область), Грязи (Липецкая область), посёлке Петряевке (Нижегородская область), Ленинск-Кузнецке (Кемеровская область), Черемхово (Иркутской области).
  • В Москве на Кутузовском проспекте у входа в Московский научно-исследовательский институт приборостроения (дом 34, ныне Концерн радиостроения «Вега») 1 сентября 2000 года установлен памятник Гризодубовой работы скульпторов Салавата Щербакова и Фёдора Викулова.
  • В Пензе, возле здания ДОСААФ (ул. Коммунистическая, 30) 31 октября 2018 года открыт бюст В. С. Гризодубовой, скульптор Салават Щербаков.
  • В селе Имени Полины Осипенко (Хабаровский край) 2 июня 2016 года установлена мемориальная доска В. С. Гризодубовой.
  • Школа № 185 города Москвы носит имя Валентины Степановны Гризодубовой. В школе открыт музей Валентины Степановны Гризодубовой.
  • В Москве на доме 44 по Ленинградскому проспекту, где она жила, установлена мемориальная доска.
  • В Кургане установлена мемориальная доска по адресу ул. Гризодубовой, 2б.
  • Имя Гризодубовой носит авиапредприятие ОАО «Лётные испытания и производство», расположенное в Жуковском.
  • Имя Валентины Гризодубовой было присвоено 103-му гвардейскому Красносельскому Краснознамённому военно-транспортному авиационному полку, который дислоцировался в Смоленске, но в октябре 2009 года был расформирован, а боевое знамя и исторический формуляр переданы на авиационную базу в Оренбурге.
  • В 2010 году в честь Гризодубовой была выпущена почтовая марка России.
  • 24 сентября 1973 года, когда отмечалось 35-летие беспосадочного перелёта на самолёте по маршруту Москва — Дальний Восток, в селе Имени Полины Осипенко (Хабаровский край), на пересечении улиц Амгуньская и Школьная, открыт обелиск в честь женского экипажа — гранитное крыло, устремлённое в небо.
  • 24 апреля 2020 года у самолёта АН-12 ермолинского аэродрома (Калужская область, Боровский район) был установлен памятник лётчице Валентине Гризодубовой.

Украинаправить | править код

  • Улица и переулок Гризодубовой есть в Мелитополе, также улицы Гризодубовой есть в Снежном, Запорожье, Черкассах, Сумах, Кривом Роге, Луцке, Донецке, Белой Церкви, Макеевке и Мариуполе.
  • Имя Гризодубовой носит Харьковский аэроклуб Общества содействия обороне Украины.
  • Музей Гризодубовых расположен в Харькове в квартире на первом этаже трехэтажного дома, где они жили — ул. Мироносицкая, 54Б. При тушении пожара на чердаке дома в 2008 году помещение музея пострадало от воды, и на протяжении двух лет музей не функционировал. Тем не менее, это не помешало сотрудникам музея подготовить и провести в Харькове 22 мая 2009 года научную конференцию «Гризодубовский след в истории авиации», приуроченную к 125-летию со дня рождения С. В. Гризодубова и 100-летию со дня рождения В. С. Гризодубовой, а также издать сборник материалов этой конференции (вышел в 2010 году). В настоящее время помещение музея отремонтировано, готовится новая экспозиция.

С этим читают