Губернии и области российской империи по состоянию на 1914 год

Суть реформы

1 ноября 1775 года императрица Екатерина 2 приняла Указ “Учреждение для управления губерний Всероссийской империи”. Так началось изменение местного управления. Суть губернской реформы (изменения системы местного управления) Екатерины 2 тезисно может быть выражена так:


  • Система Губерния — Провинция — Уезд менялась на Губерния — Уезд. Тем самым убиралось 1 звено управления, что должно было сократить бюрократию.
  • Каждая губерния включала в себя 300-400 тыс человек. Вместо 20 тем самым получилось 50 губерний. Уезды насчитывали 20-30 тыс человек.
  • Подчинение всех воинских частей губернии губернатору.
  • Вся губернская власть делилась по функциям исполнения: судебная, административная и финансовая.
  • Менялась система суда, он становился сословным. Очень хорошо раскрывают суть судебной системы названия органов. Для дворян — суд. Для горожан — магистрат. Для крестьян — расправа.

Реформа создавало губернское правление, состоящее из: губернатор (1 чел), прокурор (1 чел) и сотник (2 чел). Все назначались лично императором. Они подчинялись генерал-губернатору, который курировал несколько соседних губерний, а через него непосредственно императору(рице). Функции губернского правления:

  • Управление и контроль за деятельностью всех государственных учреждений и чиновников.
  • Публикация и исполнение всех законов.

В целом же структура управления после реформы была следующей.

Таблица: Система управления губерниями по губернской реформе 1775 года Екатерины 2
Административное деление Управляющий Особенности
Генерал-губернаторство Генерал-губернатор Контролировал несколько губерний. Лично подчинялся царю.
Губерния Губернатор Получал всю полноту власти в конкретной губернии.
Город Городничий Управлял городом. Подчинялся губернатору. Назначался Сенатом.
Уезд Капитан-исправник Управлял уездом и его органами власти. Подчинялся губернатору. Избирался уездными дворянами на 3 года.

Основные органы управления россией по реформе:

  • Казенная палата. Ведала сбором всевозможных налогов и управлением предприятиями.
  • Губернское правление. Это исполнительный орган власти в губернии, которые обеспечивал и контролировал работу всех госучреждений.
  • Приказ общественного призрения. Контролировал работу социальных объектов. В основном ему подчинялись приюты, больницы, школы, богадельни.
  • Управа благочиния. Осуществляла полицейские функции. Во главе стоял полицмейстер, избираемый.
  • Уездное дворянское собрание. Орган исполнительной власти в уезде.

Кратко о сути реформы

В результате:

1. Главным критерием разделения стала численность налогооблагаемого населения – так называемые «податные души». Разделение происходило без учета национальных, географических и экономических особенностей, сложившихся в границах старых губерний. В результате разукрупнения 23 губерний, было образовано 53 наместничества (губернии).

2. Усиление местной власти и контролирующих органов – организована четко разделенная иерархичная система административных институтов для дворян, горожан и крестьянского сословия.

3. Разделение судебных и административных полномочий между различными органами власти – каждая из местных структур отвечала за определенные функции, подробнее ниже.

После губернской реформы, главными в созданных административно-территориальных делениях являлись генерал-губернаторы. Они назначались Сенатом и осуществляли контроль над несколькими губерниями вместе с губернаторами. Генерал-губернатор мог приказывать всем военным частям и формированиям, расквартированным в его губерниях, он располагал всей полнотой власти и был первым человеком после императрицы для населения (царствующая особа была далека и недоступна простым смертным).

Реорганизация при Екатерине II

Основная статья: Областная реформа Екатерины II

Гербы губерний Российской империи

7 ноября 1775 года был издан указ Екатерины II «Учреждения для управления губерний», в соответствии с которым в 1775—1785 годах была проведена кардинальная реформа административно-территориального деления Российской империи. В соответствии с этим указом размеры губерний были уменьшены, ликвидированы провинции и изменена нарезка уездов. Новая сетка административно-территориального деления составлялась так, чтобы в губернии проживало 300—400 тыс. человек, в уезде — 20-30 тыс. человек. Большинство новых административно-территориальных единиц, за редким исключением, получило официальное название «наместничество». Обширные по территории наместничества делились на области. Дополнительным толчком для проведения реформы явилась необходимость укрепления центральной власти на местах после Крестьянской войны под предводительством Е. И. Пугачёва.

В 1785 году, после завершения реформы, Российская империя делилась на 38 наместничеств, 3 губернии и 1 область (Таврическую) на правах наместничества. Кроме того в состав империи входило Жилище Донских казаков, в котором было казачье самоуправление.

Несколько наместничеств управлялись одним генерал-губернатором, а в само наместничество назначался правитель наместничества (наместник или губернатор), кроме того в наместничествах формировался орган дворянского самоуправления — губернское дворянское собрание во главе с губернским предводителем дворянства. Наместники и губернаторы были подведомственны Сенату и прокурорскому надзору, возглавляемому генерал-прокурором. Во главе уезда стоял капитан-исправник, который выбирался 1 раз в 3 года уездным дворянским собранием. Генерал-губернатор назначался лично императрицей и обладал неограниченной властью во вверенных ему наместничествах. Таким образом, на всей территории Российской империи фактически вводился чрезвычайный режим управления. В дальнейшем, вплоть до 1796 года, образование новых наместничеств происходило в основном в результате присоединения новых территорий.

К концу царствования Екатерины II (ноябрь 1796 года) Российская империя включала в себя 48 наместничеств, 2 губернии, 1 область, а также земли Донских и Черноморских казаков.

В словаре Даля

ж. род области или большого округа России, разделенного на уезды, под управлением губернатора. В просторечии, губерния также губернский город, главный город в губернии. Губернский, до губернии относящийся, к ней принадлежащий; места и должности именуются губернскими, для отличия от высших, государственных, и от низших, уездных. Суди меня губернска, а не баба деревенска! Губернское правление, старшее в губернии распорядительное и исполнительное место, не судебное, а высшее полицейское. Губернский секретарь, чиновник 12 класса. Губернатор, вообще начальник губернии; бывает гражданский и военный; последнему подчинены и расположенные в той губернии войска; пограничные губернии, по три, по четыре, подчинены генерал-губернатору. Губернатор и гувернер одно и то же франц. или лат. слово, у нас раздвоенное. Губернаторша ж. жена, супруга губернатора. Ей житье, как губернаторше: хочет — смеется, хочет — плачет! Губернаторов, -торшин, ему, ей прнадлежщ. Губернаторский, то же; званию, должности этой присвоенный. Губернаторство ср. звание, должность эта.

Система управления

Во главе губерний были поставлены губернаторы, люди преимущественно военные. Губернаторы командовали расположенными в губернии войсками и в то же время были главными начальниками гражданского управления. Губернаторы других губерний не всегда были военными, например, в Казанской и Нижегородской губернии. Никаких задач по устройству местного благосостояния на губернаторов не возлагалось. Они должны были: собирать казённые сборы, блюсти за тем, чтобы все повинности, падавшие на губернию, были исполнены, чтобы определённое с губернии количество рекрутов и работных людей было доставлено в срок. Если губернатор доставлял денег, запасов, рекрутов сверх назначенного числа, то его ожидало царское благоволение. Если был недобор, то губернатору грозил штраф за каждого недостающего человека вплоть до конфискации в пользу государства его имения.

С 1712 года при губернаторах учреждались особые советы ландратов. Указом 20 () января  года ландратов полагалось избирать в городах или провинциях из числа дворян. Но эта мера осуществлена не была: окончательное утверждение ландратов было передано Сенату. В 1716 году Сенату было предписано назначать в ландраты офицеров, уволенных со службы вследствие ран или старости и не имеющих деревень. Ландратовое жалование являлось как бы пенсией этим отставным. Таким образом, ландраты могли быть назначены сенаторами не из среды местного дворянства. По указу 24 апреля (5 мая)  года ландраты составляли совет при губернаторе, причём губернатор выполнял роль президента. Дела в этом совете ландратов при губернаторе решались большинством голосом. По закону ландраты не подчинялись губернатору, а были его товарищами. Но на самом деле совет ландратов оказался в большой зависимости от губернатора, который смотрел на них как на помощников.

С 1715 года губерния разделялась на доли по 5536 дворов в каждой, и каждая доля находилась в ведении особого ландрата, который в пределах своей доли управлял всякими долями и земскими делами. В 1715 году ландратам было приказано жить в пределах своей доли в определённом городе, а уездные воеводы были отменены. При губернаторе постоянно находились два ландрата, а ландраты, управлявшие долями, должны были съезжаться в губернском городе раз в год. В этой роли ландраты из советников очень скоро перешли в положение исполнителей губернаторских поручений и под руководством губернаторов ведали разнообразными делами по губернскому управлению — собирали провиант для армии, налоги, рабочих для строительства и земляных работ на острове Котлин и в Санкт-Петербурге, высылали в столицу ямщиков, кузнецов, плотников, составляли различные отчётные ведомости, принимали участие в распределении сборов в губерниях, в переписке и освидетельствовании количества дворов и т. д.

Ещё с 1699 года прежние уезды стали именоваться провинциями. Во главе провинций остались прежние воеводы; в 1710 году они были переименованы в комендантов. Воеводы крупных городов стали называться обер-комендантами, а подчинённые обер-коменданту воеводы мелких городов — просто комендантами. С 1715 года обер-комендантов и комендантов в городах, где не было гарнизонов, заменили ландрихтеры. Провинцией называли такие округа, которые были очень удалены от губернского города и сами по себе составляли определённый хозяйственный и административный округ. Так, приписанные к Петербургской губернии верхневолжские города, с Ярославлем во главе, составляли особую Ярославскую провинцию, и это была единственная провинция Петербургской губернии. Таким образом, правильного разделения петровских губерний на провинции в описываемое время сделано не было: административным делением до 1715 года была доля. В Архангелогородской губернии были две провинции — Галицкая и Устюжская, в Московской губернии — восемь провинций, в Киевской — ни одной, потому что Малороссия делилась на полки.

Губерния и провинция

Понятно, что управлять из одного центра подобными образованиями при той степени развития коммуникаций было очень трудно. Поэтому еще при Петре l начался пересмотр губернского деления территории России в сторону уменьшения их площадей — «вторая областная реформа». И в 1717 г., например, из состава Казанской губернии была образована губерния Астраханская, а в 1719 г. — Нижегородская. К Астраханской губернии отошли города: Астрахань с пригородами, Терск, Яик, Царицын, Дмитровск, Саратов, Самара, и Симбирск с пригородами, к Нижегородской — Нижний Новгород, Арзамас, Алатырь, Ядрин, Балахна и Юрьевец-Повольской. Часть городов была передана в состав Азовской губернии (Темников, Кадом, Елатьма и Касимов) и Московской губернии (Гороховец и Муром). В Казанской губернии остались города: Казань, Уфа, Царевосанчурск, Кокшайск, Царевококшайск, Свияжск, Цивильск, Чебоксары, Козьмодемьянск, Яранск, Васильгород, Пенза, Мокшанск. Уржум.

Первоначально Казанская губерния делилась на воеводства, а с 1719 г. — на провинции. В начале XVlll в. численность ее населения составляла около 590 тысяч человек.

Губернаторы имели исключительно широкие полномочия: они имели не только административные, полицейские, финансовые и судебные функции, но и являлись командующими всех войск, расположенных на территории подведомственных им губерний. Губернаторы управляли с помощью канцелярий, в которые входили дьяки и подьячие (последние вскоре стали называться секретарями).

В 1727 г. была проведена очередная реформа местного управления, в результате чего Казанская губерния приобрела приблизительно те же границы, что существовали впоследствии до 1775 г. Состав ее был следующий:

  1. Казанская провинция; города с уездами: Казань, Уржум;
  2. Вятская провинция; города с уездами: Вятка, Кайгород, Кунгур;
  3. Соликамская провинция; города с уездами: Соль-Камская, Пермь Великая Чердынь;
  4. Свияжская провинция; города с уездами: Свияжск, Кокшайск, Царевококшайск, Цивильск, Чебоксары, Яранск, Царевосанчурск, Василь, Козьмодемьянск;
  5. Пензенская провинция; города с уездами: Пенза, Мокшанск, Саранск, пригородок Рамзаевский;
  6. Уфимская провинция; город Уфа с уездом.

Спустя год Уфимская провинция была выведена из подчинения Казанской губернии, а в 30-е годы в состав губернии вошла Симбирская провинция.

7 ноября 1775 г. появилось «Учреждение для управления губерний Всероссийской империи». Фото antiquebooks.ru

Таким образом, к 1775 г., к моменту издания «Учреждения для управления губерний» императрицы Екатерины ll вся территория, которая определяется сегодня как Среднее Поволжье, входила в состав Казанской губернии, состоявшей из шести провинций с уездами:

  1. Казанская (уездные города — Казань, Уржум; пригородки — Тиинск, Малмыж, Тетюши, Арск, Заинск, Мензелинск, Маинск, Старошешминск, Новошешминск, Билярск, Оса);
  2. Вятская (уездные города — Вятка, Слободской, Котельнич, Орлов, Кай);
  3. Пермская (уездные города — Пермь. Соль-Камская, Кунгур);
  4. Свияжская (уездные города — Свияжск, Царевококшайск, Цивиль, Чебоксары, Козьмодемьянск, Яранск);
  5. Пензенская (уездные города — Пенза, Саранск);
  6. Симбирская (уездные города — Симбирск, Сызрань, Петровск).

Как видно и эти административные единицы были немалыми по своей площади. Управление многочисленными уездами, их различие в экономических структурах, необходимость обеспечения наиболее эффективного экономического, военного, фискального управления территорией заставляли правительство пересмотреть существующее деление страны.

Когда были образованы в России губернии, сколько их было и как они назывались?

Губернатор во всех своих действиях руководствовался указаниями центральных учреждений или, непосредственно личными указаниями государя.       Губернатор, как и воеводы, организовывали свою деятельность через канцелярию, имеющуюся в каждом уезде, провинции и губернии.


В 1763 году к каждому губернатору были приписаны воинские команды, которые должны были обеспечивать беспрекословное подчинение его распоряжений. Также под власть губернаторов и воевод вернули полицмейстеров и фискальные органы. В дальнейшем продолжалось дальнейшее реформирование губернии как территориальной административной единицы.         Губернаторов стал назначать Сенат, конечно с согласия императора.

В результате была образована сложная бюрократическая система губернского управления, ведущая роль в которой принадлежала дворянству.         Губернский аппарат управления и территориальное деление сохранялись до 20 века и были упразднены уже после установления Советской власти.

Из этой статьи каждому станет понятно, что такое губерния .

Материал из Викитаки

Перейти к: навигация, поиск

Коллежский комиссар, комиссар при коллегии — статский классный чин в Российской империи.

Относился к XIV классу Табели о рангах, по статусу приравнивался к коллежскому регистратору, то есть был ниже провинциального секретаря, титуловался «ваше благородие».

В период бытования этого чина по нему жаловалось личное дворянство.

Название чина происходило от должности уполномоченного представителя, чиновника особых поручений в петровских коллегиях, члена какой-либо комиссии или чиновника профильной (по направлениям работы) канцелярии, созданной при коллегии на постоянной либо временной основе. Первоначально чин отсутствовал в Генеральном регламенте от 28 февраля1720 года, поскольку предполагалось, что чиновники коллегий будут решать строго очерченный круг задач, однако к 1722 году стало уже очевидно, что, как обычно в России, возникает масса совершенно неожиданных и не предусмотренных никем вопросов (в том числе мелких и мельчайших), зачастую к тому же требующих выезда в командировку на место, на решение которых невозможно постоянно отвлекать штатных чиновников канцелярии.

Кроме того, появился ряд задач на местах, требующих постоянного присутствия представителя коллегии. Этим всем и занялись коллежские комиссары, они, например, выполняли функции управляющих на казённых заводах и землях, контролировали заготовки для казённых надобностей и пр..

Позднее чин стали присваивать также владельцам частных производств, заготовительных контор, поместий, выполнявших поставки в государственных интересах.

Во главе комиссии, профильной канцелярии при коллегии стоял обычно коллежский обер-комиссар, которому подчинялись комиссары по соответствующей линии работы. Соответственно обер-комиссаров в коллегии могло быть несколько.

Чин достаточно быстро вышел из употребления, а соответствующие обязанности стали исполнять обладатели универсальных чинов, как правило более высоких классов, однако в 1770-х годах отдельные коллежские комиссары ещё встречались.

Первые реформы Петра

Создание губерний происходило в соответствии с указом государя. Первоначальный состав был следующим:

  1. Московская губерния: территория сегодняшней Московской области, большие части Тульской, Владимирской, Калужской, Костромской, Ивановской, Рязанской областей.
  2. Ингерманландская губерния (через два года переименована в Санкт-Петербургскую). В ее составе были современная Ленинградская область, Новгородская, Тверская, Псковская, юг Архангельской, запад Вологодской, Ярославская области и Карелия.
  3. Архангелогородская губерния, включавшая Архангельскую, Муромскую, Вологодскую области, часть Костромской, Карелии и Коми.
  4. В составе Киевской губернии – Малороссия, разряды Белгородский и Севский, часть Орловской, Белгородской, Брянской, Тульской, Калужской, Курской областей.
  5. Смоленская губерния включала нынешнюю Смоленскую область, часть Брянской, Тверской, Калужской и Тульской областей.
  6. Казанская губерния – Поволжье и Башкирия, Волго-Вятка, часть Тамбовской, Пензенской, Пермской, Ивановской и Костромской областей, северная часть Дагестана и Калмыкия.
  7. Азовская включала часть Тульской, Орловской, Рязанской, Курской, Белгородской, всю Воронежскую, Ростовскую, Тамбовскую, часть Харьковской, Луганской, Донецкой и Пензенской областей.
  8. В составе Сибирской губернии – Сибирь, большая часть Урала, Кировская область и часть Республики Коми.

Что интересно, к концу 1719 года губерний стало одиннадцать. Это произошло в связи с тем, что были выделены Нижегородская, Астраханская и Рижская губернии. Во главе этих территориальных единиц стоял генерал-губернатор, а каждую долю губерний возглавлял ландрат.

Судебная часть

Реформирование судебной системы должно было выстроить последовательную систему учреждений, решающих вопросы в собственном месте расположения и рассматривающих апелляции нижестоящих инстанций.

Сенат – остался высшей судебной инстанцией, подразделялся на Уголовную палату и Гражданскую палату. Соответственно каждый из нижестоящих органов подразделял дела на уголовные и гражданские (казенные).

Верхний земский суд – осуществлял надзор за соблюдением законов в губернии. Занимался преимущественно решением споров дворян и рассмотрением апелляций нижестоящих органов.

Нижний земский суд (уездный суд) – контролировал выполнение законов в уездах и решение разногласий между дворян

В нем председательствовал капитан-исправник и 2-3 выборных заседателя.

Верхняя расправа – рассматривала апелляции из нижних расправ и судила государственных крестьян в губернии

Нижняя расправа – разбирала дела крестьян в уездах.


Губернский магистрат – принимал апелляции из городских магистратов и рассматривал тяжбы между горожанами

Городской магистрат – рассматривал судебные разбирательства между горожанами.

Совестный суд – был создан для разгрузки прочих судебных учреждений, должен был примирять судившихся вне сословных ограничений – разбирал дела, не имеющие существенной важности и опасности. Состоял из шести членов, по двое от крестьян, горожан и дворян.

Для каждой категории судебных органов должны были выбираться соответствующие сословные представители, однако фактически вышестоящее дворянство регулярно вмешивалось в их работу.

Процесс административно-территориального реформирования растянулся почти на десять лет и завершился к 1785 году.

Для наглядности ниже приведена краткая схема административных и судебных учреждений, образовавшихся в результате Губернской реформы 1775 года

1914—1922 годы

В данный период происходит переход от Российской империи к Российской республике, а затем и к РСФСР.

Становление Российской республики происходит в крайне тяжёлых условиях: Российская империя втянута в Мировую войну, часть её территории оказалась под оккупацией Германией, на оккупированных территориях возникают сильные националистические движения. Исключение составляет восточная часть Османской империи — территория Западной Армении, освобождённая Русской армией к 1917 году. После Февральской революции националистические движения возникают и внутри империи, а после Октябрьской революции и провозглашения РСФСР к внешним врагам и националистическим движениям добавляется третья сила — белогвардейцы.

В результате непрерывных боевых действий как на фронтах, так и внутри страны, Российской империей, а впоследствии и РСФСР, были навсегда утрачены территории Царства Польского и Великого княжества Финляндского. О независимости также заявили губернии, располагавшиеся на территориях современных государств Эстония, Латвия, Литва, Белоруссия, Украина, Молдова, Грузия, Армения, Азербайджан; Бухарский эмират и Хивинское ханство, бывшие вассальные владения Российской империи, вышли из-под вассальной зависимости. На оставшейся части империи время от времени образовывались республики, объявлявшие себя независимыми.

В 1921—1922 годах ситуация начала налаживаться: на всей территории РСФСР, в Белоруссии, на Украине, в Закавказских республиках, а также на территориях бывших Бухарского и Хорезмского эмиратов была установлена советская власть; на территории РСФСР образовано несколько автономных республик.

30 декабря 1922 года был создан Советский Союз (СССР) как единое государство, однако БССР (Белоруссия), УССР (Украина), РСФСР и ЗСФСР (Закавказье) вошли туда на равных правах. Таким образом, для РСФСР, как правопреемницы Российской империи, территории белорусских, украинских и закавказских губерний были утрачены. В 1940 году в СССР вошли также территории бывших остзейских губерний Российской империи, но также на правах союзных республик, то есть эти земли для РСФСР также оказались утраченными.

Причины областной реформы Петра I

Областная реформа Петра I проводилась одновременно с устройством коллегий. Осуществление этой реформы диктовалось необходимостью совершенствования системы административного деления, которое во многом устарело к началу XVIII века. В XVII веке территория Московского государства делилась на уезды — округа, имевшие с городом тесные хозяйственные связи. Во главе уезда стоял воевода, присланный из Москвы. Уезды по своему размеру были чрезвычайно неравномерны — иногда очень крупные, иногда очень маленькие. В 1625 году число уездов составляло 146, помимо которых существовали волости в качестве самоуправляющихся единиц. К XVIII веку отношения между центром и провинцией стали крайне сложными и запутанными, а само управление уездами из центра — крайне громоздким

Другой важной причиной проведения областной реформы Петра I была необходимость создания новой системы финансирования и продовольственно-материального обеспечения армии и флота для успешного ведения Северной войны —1721 годов.

Областная (губернская) реформа Петра I

12Следующая ⇒

Пётр I

Пётр I Алексе́евич, прозванный Вели́кий (30 мая 1672 год — 28 января 1725 год) — последний царь всея Руси (с 1682 года) и первый Император Всероссийский (с 1721 года). С юных лет проявляя интерес к наукам и заграничному образу жизни, Пётр первым из русских царей совершил длительное путешествие в страны Западной Европы.

По возвращении из него, в 1698 году, Пётр развернул масштабные реформы российского государства и общественного уклада. Одним из главных достижений Петра стало решение поставленной в XVI веке задачи: расширение территорий России в Прибалтийском регионе после победы в Великой Северной войне, что позволило ему принять в 1721 году титул российского императора.

В исторической науке и в общественном мнении с конца XVIII века по настоящее время присутствуют диаметрально противоположные оценки как личности Петра I, так и его роли в истории России.

В официальной российской историографии Петра было принято считать одним из наиболее выдающихся государственных деятелей, определившим направление развития России в XVIII веке.

Однако многие историки, в том числе Н. М. Карамзин, В. О. Ключевский, П. Н. Милюков и другие, высказывали резко критические оценки

Реформы Петра I

Больше всего Петра I занимала мысль о флоте и возможность торговых связей с Европой.

Для претворения своих идей в жизнь он снарядил Великое посольство и посетил ряд европейских стран, где увидел, насколько Россия отстала в своем развитии.

Это событие в жизни молодого царя положило начало его преобразовательской деятельности. Первые реформы Петра I были направлены на изменение внешних признаков русской жизни: он приказал сбривать бороды и велел одеваться в европейские одежды, внес музыку, табак, балы и другие новшества в жизнь московского общества, чем поверг его в шок.

Указом от 20 декабря 1699 г.

Петр I утвердил летоисчисление от Рождества Христова и празднование нового года 1 января.

Внешняя политика Петра I


Главной целью внешней политики Петра I был выход к Балтийскому морю, который обеспечил бы России связь с Западной Европой. В 1699 г. Россия, вступив в союз с Польшей и Данией, объявила войну Швеции. На исход Северной войны, длившейся 21 год, повлияла победа русских в Полтавской битве 27 июня 1709г.

и победа над шведским флотом при Гангуте 27 июля 1714 г.

30 августа 1721 г. был подписан Ништадтский мирный договор, по которому Россия сохранила завоеванные земли Лифляндии, Эстляндии, Ингерманландии, часть Карелии и все острова Финского и Рижского заливов. Выход к Балтийскому морю был обеспечен.

В ознаменование достигнутого в Северной войне Сенат и Синод 20 октября 1721 г.

наградили царя титулом Отца Отечества, Петра Великого и Императора Всероссийского.

В 1723 г. после полутора месяцев военных действий с Персией Петр I заполучил западный берег Каспийского моря.

Одновременно с ведением военных действий кипучая деятельность Петра I была направлена и на проведение многочисленных реформ, целью которых было приблизить страну к европейской цивилизации, повысить образованность русского народа, укрепить мощь и международное положение России.

Очень много сделано великим царем, вот лишь основные реформы Петра I.

Реформа государственного управления Петра I

Вместо Боярской думы в 1700 был создан Совет Министров, заседавший в Ближней канцелярии, а в 1711 г. — Сенат, который к 1719 г. превратился в высший государственный орган. С созданием губерний многочисленные Приказы прекратили свою деятельность, их заменили Коллегии, которые подчинялись Сенату.

В системе управления также действовала Тайная полиция – Преображенский приказ (ведал делами государственных преступлений) и Тайная канцелярия. Оба учреждения находились в ведении самого императора.

Административные реформы Петра I

Областная (губернская) реформа Петра I

Крупнейшей административной реформой местного управления было создание в 1708 г.

8 губерний во главе с губернаторами, в 1719 г. их число увеличилось до 11.

Советский период

Изначальное губернское разделение сохранялось некоторое время после революции в октябре 1917 года, но был установлен губисполком. Это исполнительный комитет, выбиравшийся на губернском съезде Советов.

К окончанию 1918 г. в составе государства было 78 губерний, а в период до 1920 г. 25 из них присоединились к Финляндии, Польше и Прибалтике. С 1920 до 1923 гг. на всей территории РСФСР появлялись новые автономные единицы – каждый год формировалась новая губерния.

Состав регулярно менялся, но в результате реформирования к 1929 г. губернии окончательно исчезли, появились области и края, а они, в свою очередь, включали районы, округа, сельсоветы, что мы наблюдаем и по сей день.

РСФСР

Основная статья: История административно-территориального деления РСФСР

После создания РСФСР, на её территории начали появляться первые национальные образования — автономные советские социалистические республики (АССР), автономные области (АО) и национальные (впоследствии — автономные) округа (НО). Первые АССР образовывались чаще всего из губерний с преимущественным национальным населением, в дальнейшем в АССР преобразовывались соответствующие АО. АО и НО образовывались из части территории с преимущественным национальным населением с сохранением «родительской» территории.

С 1923 года по 1929 год была проведена реформа по укрупнению регионов, в результате чего к 1930 году все губернии и области РСФСР были объединены в 7 краёв, 6 областей и 8 АССР, в состав краёв и областей также входили АО и НО.

Начиная с 1930 года начался обратный процесс — разукрупнение регионов. В итоге, к 1959 году на территории РСФСР сформировалось территориальное деление, просуществовавшее без учёта номенклатурных изменений до 1992 года.

В период существования РСФСР изменялся и её территориальный состав. Так, в 1924 году из РСФСР были выведены территории современных Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана, в марте и декабре 1926 года части Витебской (с г. Витебском), Смоленской (с г. Оршей), Гомельской губернии (с г. Гомелем) губерний были переданы в состав Белорусской ССР, в 1936 году — Казахстана и Киргизии, в 1940 году была выведена Карело-Финская ССР, в 1944 году в состав Грузинской ССР были переданы ряд районов упразднённых Чечено-Ингушской АССР и Карачаевской автономной области, а в 1954 году в состав Украинской ССР был передан Крымский полуостров. В свою очередь, к РСФСР были присоединены территории Салла — Куусамо и часть полуострова Рыбачий из состава Финляндии (1940), в 1944 году в состав РСФСР вошла территория современной республики Тыва (была независимой Тувинской Народной Республикой), Карельский перешеек, который в 1940 году был уступлен Финляндией и включён в состав Карело-Финской ССР, также из состава Финляндии была включена территория Петсамо (включена в состав Мурманской области), из состава Латвийской ССР был передан Пыталовский район (ныне в составе Псковской области), в 1945 году в состав РСФСР вошли территории Калининградской области (была частью Германии), части Сахалинской области (Южный Сахалин и Курильские острова входившие в состав Японии), из состава Эстонской ССР были переданы Ивангород (вошёл в состав Ленинградской области) и Печоры (включены в состав Псковской области), в 1955 году Клухорский район был возвращён из состава Грузинской ССР, в 1956 году в состав РСФСР была возвращена Карелия, в 1957 году из состава Грузинской ССР (после реабилитации депортированных кавказских народов) были возвращены части Душетского района и Казбегского района.

3 февраля 1947 года частью РСФСР стал Сектор Янискоски — Нискакоски, до передачи СССР являвшийся частью Финляндии.


С этим читают