Городская реформа екатерины ii великой и «жалованная грамота городам»

Учреждение губерний

Областная реформа Петра I в 1708 году

18 (29) декабря 1708 года был издан указ Петра I, согласно которому учреждались 8 губерний:

  • Московская с 39 уездами во главе с Стрешневым Тихоном Никитичем;
  • Ингерманландская (позднее Санкт-Петербургская) с 29 уездами во главе с Меншиковым Александром Даниловичем;
  • Киевская с 56 уездами во главе с Голицыным Дмитрием Михайловичем;
  • Смоленская с 17 уездами во главе с Салтыковым Петром Самойловичем;
  • Архангелогородская с 20 уездами во главе с Голицыным Петром Алексеевичем;
  • Казанская с 71 уездами во главе с Апраксиным Петром Матвеевичем;
  • Азовская с 77 уездами во главе с Апраксиным Фёдором Матвеевичем;
  • Сибирская с 30 городами во главе с Гагариным Матвеем Петровичем.

Территория губерний была достаточно обширной. Например, Московская губерния включала в себя современную Московскую, Калужскую, Тульскую, Рязанскую, Владимирскую, Костромскую и часть Ярославской области.

Впоследствии Пётр увеличил число губерний еще на две, образовав Рижскую, Астраханскую и Нижегородскую, а Смоленскую уничтожив как самостоятельную, поделив её между Московской и Рижской губернией.

Пять из десяти губерний — Ингерманландская, Рижская, Архангелогородская, Азовская и Астраханская — были приморскими, причём к ним были приписаны области, находящиеся далеко от моря. Делалось это для того, чтобы налоговые сборы с этих областей содержали флот (с этой же целью 25 городов с уездами были приписаны к корабельным лесам). Малороссия имела своё гетманское управление, но в городах края находились русские гарнизоны, и в военном отношении область управлялась русским губернатором.

Результаты

Выстроилась иерархическая судебная система учреждений, подконтрольных друг другу и монарху.


Существенно возросло количество судей и чиновников, а также взяточничество – теперь «страждущим» приходилось давать взятки не в одной инстанции, а в нескольких

С одной стороны, была заложена основа права, структурирование органов и их выборность в еще не имеющей подобного опыта Российской Империи. С другой – большое количество различных инстанций, зачастую имеющих пересекающиеся или до конца не выясненные полномочия. Представители благородного сословия, несмотря на утвержденную выборность и независимость судов, продолжали влиять на ход рассмотрения дел.

Предшествующая реформа

Административное преобразование подобного рода не явилось для России чем-то новым, поскольку еще в 1708 году ей предшествовала губернская реформа, проведенная Петром I. Именно она внесла радикальные изменения в жизнь общества. Преследуя ту же цель ‒ осуществление наиболее полного контроля за всем происходящим в стране, государь учредил 8 губерний: Московскую, Казанскую, Смоленскую, Азовскую, Сибирскую, Архангелогородскую, Киевскую, а также Ингерманландскую, которая спустя два года была переименована в Санкт-Петербургскую.

Каждую из этих административных единиц возглавляли губернаторы, назначавшиеся царем. Чиновниками столь высокого ранга становились наиболее приближенные к нему лица, в руках которых сосредоточивалась вся военная, гражданская и судебная власть. Кроме того, они же получали право распоряжаться финансами вверенных им губерний. Предоставление столь обширных полномочий налагало на губернаторов и большую ответственность.

Система управления

Во главе губерний были поставлены губернаторы, люди преимущественно военные. Губернаторы командовали расположенными в губернии войсками и в то же время были главными начальниками гражданского управления. Губернаторы других губерний не всегда были военными, например, в Казанской и Нижегородской губернии. Никаких задач по устройству местного благосостояния на губернаторов не возлагалось. Они должны были: собирать казённые сборы, блюсти за тем, чтобы все повинности, падавшие на губернию, были исполнены, чтобы определённое с губернии количество рекрутов и работных людей было доставлено в срок. Если губернатор доставлял денег, запасов, рекрутов сверх назначенного числа, то его ожидало царское благоволение. Если был недобор, то губернатору грозил штраф за каждого недостающего человека вплоть до конфискации в пользу государства его имения.

С 1712 года при губернаторах учреждались особые советы ландратов. Указом 20 () января  года ландратов полагалось избирать в городах или провинциях из числа дворян. Но эта мера осуществлена не была: окончательное утверждение ландратов было передано Сенату. В 1716 году Сенату было предписано назначать в ландраты офицеров, уволенных со службы вследствие ран или старости и не имеющих деревень. Ландратовое жалование являлось как бы пенсией этим отставным. Таким образом, ландраты могли быть назначены сенаторами не из среды местного дворянства. По указу 24 апреля (5 мая)  года ландраты составляли совет при губернаторе, причём губернатор выполнял роль президента. Дела в этом совете ландратов при губернаторе решались большинством голосом. По закону ландраты не подчинялись губернатору, а были его товарищами. Но на самом деле совет ландратов оказался в большой зависимости от губернатора, который смотрел на них как на помощников.

С 1715 года губерния разделялась на доли по 5536 дворов в каждой, и каждая доля находилась в ведении особого ландрата, который в пределах своей доли управлял всякими долями и земскими делами. В 1715 году ландратам было приказано жить в пределах своей доли в определённом городе, а уездные воеводы были отменены. При губернаторе постоянно находились два ландрата, а ландраты, управлявшие долями, должны были съезжаться в губернском городе раз в год. В этой роли ландраты из советников очень скоро перешли в положение исполнителей губернаторских поручений и под руководством губернаторов ведали разнообразными делами по губернскому управлению — собирали провиант для армии, налоги, рабочих для строительства и земляных работ на острове Котлин и в Санкт-Петербурге, высылали в столицу ямщиков, кузнецов, плотников, составляли различные отчётные ведомости, принимали участие в распределении сборов в губерниях, в переписке и освидетельствовании количества дворов и т. д.

Ещё с 1699 года прежние уезды стали именоваться провинциями. Во главе провинций остались прежние воеводы; в 1710 году они были переименованы в комендантов. Воеводы крупных городов стали называться обер-комендантами, а подчинённые обер-коменданту воеводы мелких городов — просто комендантами. С 1715 года обер-комендантов и комендантов в городах, где не было гарнизонов, заменили ландрихтеры. Провинцией называли такие округа, которые были очень удалены от губернского города и сами по себе составляли определённый хозяйственный и административный округ. Так, приписанные к Петербургской губернии верхневолжские города, с Ярославлем во главе, составляли особую Ярославскую провинцию, и это была единственная провинция Петербургской губернии. Таким образом, правильного разделения петровских губерний на провинции в описываемое время сделано не было: административным делением до 1715 года была доля. В Архангелогородской губернии были две провинции — Галицкая и Устюжская, в Московской губернии — восемь провинций, в Киевской — ни одной, потому что Малороссия делилась на полки.

Кратко о сути и содержании городской реформы Петра I Великого

I Этап

30 января 1699 года Петр I издал указ об «Об учреждении Бурмистерской Палаты», которая должна была стать новым финансовым выборным органом на уровне города. 17 ноября того же года она была переименована в Ратушу. Земские старосты, кабацкие и таможенные головы были переименованы по голландскому примеру в земских бурмистров и кабацких и таможенных бурмистров. В подчинении Ратуши находились земские избы остальных городов.

Функции Ратуши и земских изб:

  • Сбор различных налогов, обеспечение постоя армии
  • Суд на уровне города, кроме политических дел
  • Надзор за исполнением приказов, донесения о беглых крестьянах

Изначально, создание и организация выборов в земские избы предполагалась на добровольной основе с условием выплаты городом всех налогов в двойном размере. Большая часть посадов (городов) не оценила нововведений:

  • — 11 городов провели выборы и согласились на двойные налоги;
  • — 26 городов провели выборы, но о налогах умолчали;
  • — 10 провели выборы, но от двойных платежей отказались;
  • — 3 города от двойного платежа отказались, выборы не провели;
  • — 15 городов заявили об отказе от выборов;
  • — 4 города заявляли только об отказе от двойных налогов и не сообщили о проведении выборов.

Постепенно, ратуша теряла своё влияние — к 1705 году из её ведения были изъяты города приписанные к корабельным верфям, а часть собираемых налогов переходила в специализированные административные органы.

Начало губернской реформы в 1708 году положило конец значению ратуши, как центрального городского органа управления. Губернаторы стали заведовать всеми налоговыми сборами и организацией военных поставок, заменив собой ратушу.

Как и прочие административные преобразования Петра I в период активных боевых действий на Северной войне со Швецией, реформы городского самоуправления носили хаотический характер и были направлены прежде всего на увеличение налоговых поступлений — армия и флот требовали огромного количества финансов и ресурсов.

II Этап

Городское самоуправление Окончание Северной войны позволило Петру I уделить внимание дальнейшим реформам местного самоуправления — 13 февраля 1720 года он издает указ о создании Главного магистрата, а 16 января 1721 года был издан регламент Главного магистрата, который определял функции и состав нового органа городского управления.

Первостепенными задачами главного магистрата назывались следующие:

  • создание магистратов в других городах;
  • снабжение их уставами;
  • соблюдение правосудия;
  • создание полиции;
  • увеличение числа фабрик и заводов.

Города разделялись на разряды:

  1. Большие города (2-3 тыс. дворов);
  2. Внутренние города (1-1,5 тыс. дворов);
  3. Города с числом дворов от 500 до 1000;
  4. Небольшие города, имевшие 250—500 дворов;
  5. Города с числом дворов меньше 250.

Не податные — т.е. не платящие налогов. Сюда относились иностранные гости, духовенство и дворяне.

Податные которые, в свою очередь, делились на регулярных (участвующих в самоуправлении и жизни города) и подлых (чернорабочие, наемные и прочие).

Регулярные 1 гильдия — банкиры, богатые купцы, владельцы мастерских, знаменитые ученые, художники и музыканты.


2 гильдия — мелкие торговцы, ремесленники и прочие небогатые, но специализированные по труду граждане.

Главный магистрат являлся верховным судебным учреждением для всех купеческих и ремесленных людей во всех гражданских и уголовных делах, кроме политических. Полицейские обязанности магистратов были изложены в особой инструкции, изданной в 1724 году. Магистратам предписывалось обзавестись пожарными инструментами; следить, чтобы граждане не держали в своих домах и не нанимали для работ пришлых людей, если при них нет отпускных писем; следить за беглыми солдатами, «тунеядцами».

Магистрат являлся начальством горожан, а не представителем их интересов. Действительным органом самоуправления являлись старинные мирские сходы. Для рассмотрения местных дел созывались слободские и сотенные сходы. Слободские старосты при вступлении в должность получали от местного магистрата особые инструкции, по которым слободские старосты должны были:

  • вести списки слобожан плательщиков налогов;
  • собирать сами подати и сборы;
  • следить за недоимками;
  • созывать слободские сходы;
  • надзирать за воспитанием и обучением малолетних слободских сирот;
  • надзирать за описью слободских оброчных статей;
  • представлять, куда надлежит, о слободских нуждах и обо всём, «что будет усмотрено нового к лучшему устроению».

Дата подписания и суть реформы

29 декабря 1768 был подписан манифест «об учреждении московского и петербургского банков». Ассигнации признавались полностью законным платёжным средством, полностью соответствующим металлическим деньгам. Начальным капиталом стал 1 миллион рублей, поровну разделенный между двумя банками. Любому предъявившему в банке ассигнации должны были выдать соответствующее им количество металлической валюты. При осуществлении крупных денежных операций обязательным стало использование ассигнаций не менее 25% от общего объема.

Непосредственно в оборот бумажные деньги начали активно вводиться с 1769 года. Постепенно, год за годом, в различных городах начали открываться банковские конторы для популяризации хождения и облегчения обмена ассигнаций. К сожалению, уровень денежных типографий оставался достаточно низким, что приводило к попыткам фальсификации ассигнаций.

В 1770 был издан указ, разрешавший обменивать ассигнации только на медные монеты.

Указом от 1780 года вводился запрет на вывоз ассигнаций за границу.

В 1786 году произошло объединение ассигнационных банков в единый Государственный ассигнационный банк, с присвоением ему следующих функций:

  • Закупка меди внутри Российской Империи и продажа её в другие государства
  • Покупка золота и серебра у других государств, в слитках и монетах
  • Организация Санк-Петербургского монетного двора и выпуск монет
  • Учёт вексельных бумаг (расписок об обязанности уплаты определенной суммы)

Кроме этого, 28 июня 1786 был упразднён созданный императрицей Елизаветой в 1754 Дворянский заёмный банк, вместо него учреждался Государственный заёмный банк, с увеличением капитала от 750 тыс. руб., до 6 млн. руб.

Ассигнация — 25 рублей 1784 года

Хронология нововведений и ключевые моменты

В 1763 году Иван Иванович Бецкой был назначен главным советником Екатерины II в сфере образования – эта фигура стала основной во всех вопросах школьных реформ екатерининской эпохи.

1764 – год начала строительства «Воспитательного дома для подкидышей и беспризорных детей». Императрица выделила на строительство 100 тысяч рублей и определила ежегодное финансирование в 50 тысяч. Кроме того, сам Бецкой выделил более 150 тысяч, а известный меценат П. А. Демидов пожертвовал около 200 тысяч рублей. Предполагалось обучение воспитанников различным ремеслам, подготовка к общедоступной трудовой деятельности. Обучающиеся выпускались вольными людьми. Воспитательный дом

В этом же году было организовано первое образовательное учреждение для женщин —  Воспитательное общество благородных девиц, расположившееся в Петербурге при Смольном монастыре. В нём предполагалось обучение девочек с возраста 5-6 лет, преподавание им хороших манер, языков, различных художественных искусств.

Институт благородных девиц Воспитанница

Было учреждено еще одно училище для мальчиков при Академии художеств.

В 1765 открыто училище для мальчиков при Академии наук.

Кадетский корпус

В 1766 году Екатерина II совместно с Бецким разработала документ «Новый устав сухопутного кадетского корпуса». Созданный под влиянием идей таких европейских просветителей, как Монтескье, Руссо и Монтень, устав предполагал 10-12 летнее воспитание детей, принятых в возрасте 5-6 лет. Особенность образовательного процесса, предлагаемого Бецким, заключалась в практически полной изоляции учеников от влияния внешней среды (были позволены лишь нечастые свидания с родственниками внутри образовательного учреждения).


Несмотря на то, что устав создавался для воспитанников кадетских корпусов, его элементы предполагалось использовать для преподавания в гражданских образовательных программах.

Согласно уставу, все предметы разделялись на четыре категории:

  • Руководствующие к познанию прочих наук (логика, математика, основы физики, механика, красноречие, география, история)
  • Предпочтительно нужные гражданскому званию (всенародное, государственное и естественное право, нравоучение, государственная экономия)
  • Полезные (общая и экспериментальная физика, воинское искусство, тактика, химия, артиллерийское дело и теория защитных укреплений)
  • Художества (все виды искусства – лепка, рисование, танцы, фехтование, архитектура и т.д.)

Коммерческое училище

В 1772 году было открыто Императорское Коммерческое училище для купцов и разночинцев, а также Санкт-Петербургский Воспитательный дом.

Еще одним известным деятелем, повлиявшим на становление российского образования, стал Федор Иванович Янкович де Мариево – сербохорватский педагог, разработавший систему преподавания для славянского населения Австро-Венгрии.

Созданная по указу Екатерины II в 1782 году «Комиссия по учреждению народных училищ» разработала к 1786 году «Устав народным училищам Российской Империи».

Вводилась классно-урочная система обучения. Основой образовательного процесса полагалось воспитание в учениках добросовестности, трудолюбия и прилежания. При этом категорически запрещалось причинение физического ущерба. В качестве наказаний предпочтительнее было использовать лишение приятных вещей – прогулок, участия в совместных играх и т.д.

Согласно уставу, учреждались два типа училищ – малые и главные, кроме них существовали приходские училища.

Малые училища принимали на два года обучения. Преподавалось письмо, нумерация, рисование, чистописание – то, что должен знать грамотный человек.

Главные училища подготавливали на протяжении пяти лет по гораздо более обширной, многопредметной программе – курсы естественно-научных дисциплин, языки, архитектура и другие искусства.

Таким образом сформировалась трехзвенная структура учебных заведений для городского сословия – приходские – малые – главные училища.

Для функционирования новой системы необходимы были учительские кадры, поэтому из главного училища впоследствии выделилась учительская семинария — центр по подготовке будущих педагогов.

Екатерина II планировала запуск проекта организации сельских школ и обеспечение минимальным образованием вне зависимости от сословия или пола. Тем не менее, крестьянство так и осталось не затронутым образовательной реформой. Опасалась ли императрица недовольства дворян, или же сочла казну неспособной вынести дополнительную нагрузку – остаётся неизвестным.

Первоначальное деление при Петре I

Основная статья: Областная реформа Петра I

Деление России на губернии в 1708 году

До 1708 года территория Российского государства делилась на различные по размеру и статусу уезды (прежние княжеские земли, уделы, приказы и тому подобное) и разряды.

Первые 8 губерний образованы в ходе Областной реформы, по указу Петра I от 18 (29) декабря 1708 года:

  • Ингерманландская (в 1710 году преобразована в Санкт-Петербургскую) — её возглавил Александр Данилович Меншиков;
  • Московская — Тихон Никитич Стрешнев;
  • Архангелогородская — Пётр Алексеевич Голицын;
  • Смоленская — Пётр Самойлович Салтыков;
  • Киевская — Дмитрий Михайлович Голицын;
  • Казанская — Пётр Матвеевич Апраксин;
  • Азовская — Фёдор Матвеевич Апраксин;
  • Сибирская — Матвей Петрович Гагарин.

В ходе реформы все уезды были отменены, губернии составлялись из городов и прилегающих к ним земель. Вследствие этого границы губерний были достаточно условными. Губернии возглавлялись губернаторами или генерал-губернаторами, которые выполняли административную, полицейскую, финансовую, судебную функции. Генерал-губернаторы были также командующими войсками в подведомственных им губерниях. В 1710—1713 году губернии были разделены на доли, управляемые ландратом. В 1714 году вышел указ Петра I, по которому доли становились единицей местного самоуправления, ландрат выбирался местными дворянами. Однако фактически это распоряжение выполнено не было, сенат утверждал ландратов по спискам, представленным губернаторами.

В 1713—1714 были образованы Рижская (из новоприобретённых на северо-западе земель) и Нижегородская (выделена из Казанской) губернии, а Смоленская разделена между Московской и Рижской. В 1717 году из Казанской губернии была выделена Астраханская, а Нижегородская — упразднена. Таким образом, к 1719 году Российская Империя делилась на 9 губерний.

Важное замечание

Самое важное — наконец-то были разделены гражданские и уголовные иски. В свое время именно этот «атавизм» мешал отправлению нормального правосудия, так как сложно было адекватно разграничить вину за административные нарушения и действительно серьезные деяния

Нижней инстанцией стал уездный суд. Разбирались в нем дела мелкие и незначительные. Тем самым значительно снижалась нагрузка на судей, которые занимались чем-то действительно важным.


Вообще результаты реформ Екатерины 2 во всех сферах одинаковы — резкое увеличение эффективности работы многих отраслей. Это и сейчас заставляет уважать императрицу за недюжинный управленческий талант. Но вернемся к судам.

Уездный орган рассматривал более серьезные заявления. В отличие от вышеописанного земского, в этом суде заседатели набирались уже из помещиков. Заседания проводились ровно три раза в год, причем за работой этого органа уже наблюдал прокурор, в обязанность которого входила функция «внутренней полиции», так как он фиксировал все случаи нарушения законов самими судьями и докладывал о том «наверх».

На уровне губерний главным органом в иерархии стал Высший земский суд, который мог находиться не только в губернском, но и в уездном городе. Отныне в каждом административном центре могло быть сразу несколько таких органов. В каждом из них было уже по десять заседателей. Председатели же выбирались исключительно Сенатом, а их утверждением занимался зачастую лично глава государства.

Но не только этим ознаменовались реформы Екатерины 2: кратко говоря, суды стали более специализированными.

Политическая жизнь России в период правления Екатерины Великой

Внешняя политика — интриги и войны

Армия и флот получили достаточно финансирования для существенного увеличения численности и качества оснащения, что положительно сказалось на успехах военных кампаний.

Наиболее значимыми событиями были три раздела Речи Посполитой, войны с Турцией 1768-1774 и 1787-1791 годов, успешные отражения агрессии Швеции и Персии (в рамках соглашения «Георгиевский трактат»). Результатом этих мероприятий стало присоединение Крыма, Малороссии, Новороссии, Белоруссии, Очакова и других территорий. На черноморском побережье основано большое количество городов, а в портах – начато строительство будущего черноморского флота.

Устранение угрозы со стороны Крымского Ханства стало одним из значительных достижений внешней политики.

Кроме того, государство российское окончательно утвердилось в статусе мировой державы – выступление в качестве посредника при урегулировании «войны за баварское наследство» и заключение различных союзов (союз «трех чёрных орлов», конвенция «о вооружённом нейтралитете») являются наглядным того подтверждением.

Успешная внешняя политика не только закрепила статус Российской Империи, как влиятельного игрока на геополитическом поле, но и подняла авторитет аристократии того времени, принимавшей активное участие в боевых действиях. Две победоносные турецкие компании, разделы Речи Посполитой, отраженные агрессии шведов и персов, все эти события имели своих героев и полководцев, имена которых до сих пор известны и упоминаются с уважением – Суворов, Потемкин, Румянцев, Ермолов.

Некоторым проектам императрицы не суждено было сбыться — греческий проект (целью которого было восстановление Священной Римской империи с императором-ставленником Екатерины II) так и не был реализован.

Внутренняя политика — развитие России

Ключевые события внутренней политики Екатерины II

Захватив власть в результате государственного переворота 1762 года, Екатерина II принялась проводить реформы административного и экономического характера — реформирование сената, секуляризацию церковного имущества и выпуск бумажных денег — ассигнаций.

В результате эксплуатации крестьянского сословия, национальной политики и общего истощения государства русско-польской и русско-турецкой войнами, вспыхнуло восстание Пугачёва 1773-1775 годов. После подавления бунта, и последовавших за ним репрессий, Екатерина II в срочном порядке проводит ряд преобразований административного и полицейского характера, стремясь предотвратить возможные восстания в будущем — губернскую, полицейскую и городскую реформы. Понимая ненадежность казачьих военных формирований (часть казаков примкнула к восстанию Пугачёва), императрица упраздняет Запорожскую Сечь. Для снижения социальной напряженности в низших сословиях объявляется отмена налогов и сборов для различных ремесленников и добытчиков. Венцом собственного законотворчества, Екатерина II называла «жалованные грамоты» изданные в 1785 году.

Дворянское сословие по праву могло считать эпоху правления Екатерины II – периодом своего расцвета. Благородные сословия получили подтверждение уже имеющихся привилегий и новые права, в том числе в ущерб крестьянам – «жалованная грамота дворянам» обеспечивала поддержку императрицы среди двора. Теперь дворяне даже не обязаны были нести воинскую службу. И обладали над крестьянами почти безграничной властью.

«Жалованная грамота городам» — позволила разграничить права и обязанности городских жителей, одновременно с этим произошло правовое становление такого класса общества, как купечество.


С этим читают