Гунны — это кочевой народ. атилла — вождь гуннов. история

И это все о нем

В отличие от эпосов, хронисты запечатлели более реальный образ Аттилы. Приск Панийский, побывавший в лагере гуннов, охарактеризовал его как великого правителя. Йордан пересказывал легенду о мече Арея (Марсов меч), которым пользовались давние скифские цари и вокруг которого строился культ личности Аттилы. Сообщалось, что гуннский пастух нашел меч, когда о него порезался скот, и гуннский вождь им воспользовался. Отмечалось, что перед боем на Каталаунских полях Аттила произнес вдохновенную речь перед своим войском (правда, стилистика и детали речи выдают, что она была вложена в его уста самим Йорданом).


Йордан характеризовал Аттилу как мужчину, рожденного на свет для потрясения народов, для ужаса всех стран, который неведомо по какому жребию наводил на всех трепет. У него была гордая поступь, своими движениями он демонстрировал могущество. Он любил воевать, был здравомыслящим человеком, доступен просящим и милостив к тем, кто ему доверился. Отмечалось, что он был малоросл, но отважен.

Приск Панийский сделал, пожалуй, наиболее яркое описание Аттилы. В одежде он предпочитал простоту, а когда посол ромеев Вигила пытался хитрить, заявляя, что нет гуннских беглецов во владениях ромеев, возмутился и начал его запугивать, грозя посадить на кол. Когда же тот прибыл со вторым посольством и с поручением от Хрисафия убить Аттилу, гуннский правитель угрожал смертью его сыну и вынудил его сознаться. Потом его послами были публично унижены Хрисафий и Феодосий. Тем не оставалось иного, как платить дань и выдать беглецов, а также уступить земли у Дуная и выдать за Аттилу аристократку.

Империя гуннов и подчиненных им племен во времена Аттилы. Илл. wikipedia.org

При дворе Аттилы находились люди разного происхождения. Так, например, Онигисий был греком, Эдекон и Скотта — германцами, Орест, Промут и Ромул — римлянами. Аттила предстает перед нами как искусный политик. Через Ромула он запугивал ромеев, что легко покорит Эраншахр Сасанидов. Сообщалось, что он без труда покорит мидян, персов и парфян. Вождь гуннов при нескольких контактах с ромеями ставил перед ними выбор — либо дань, либо война.

В Паннонии для Аттилы был построен дом из деревянных срубов. Послы принимались на пиру с прописанным церемониалом приема вина и еды. Аттила организовывал свой двор не хуже самых могущественных германских королей. При этом он всячески подчеркивал им, что выше не только германцев, но и римлян с ромеями.

Готский историк напрямую не связывал гибель Аттилы с Ильдико (последняя из его жен), однако высказывал удовлетворение, что столь опасный враг умер. Сюжет с убийством Аттилы его женой впервые появился у Комеса Марцеллина, который датировал это событие 454 годом и передавал также как слух, что Аттила захлебнулся кровью во сне.

По легенде, записанной Йорданом, гунны похоронили Аттилу в трех гробах — железном, серебряном и золотом. Вероятно, это не более чем легенда. Естественно, с ним должны были положить часть его сокровищ из серебра и золота, оружие и доспехи из железа.

Место погребения Аттилы остается неизвестным — гунны уничтожили людей, создавших его курган.

Таким образом, мы пришли к следующим выводам. Этнос гуннов сформировался в Центральной Азии. Вторжению в Европу предшествовала сарматизация гуннов и перенимание ими ряда местных традиций. В Восточной Европе они появились в IV веке. Сведения о гуннах II века в сочинениях Клавдия Птолемея и Дионисия Периегета были записаны со слухов и являются недостоверными. Появление гуннов в Паннонии как федератов можно датировать концом IV века. Реальными господами края они стали в первой половине V века.

При Руе и Аттиле основная масса гуннов жила в Алфёльде, причерноморские степи были заняты акацирами, а предкавказские степи — огурскими племенами. Временем наибольшего могущества гуннов было время правления Аттилы, а началом конца — период 50—60-х годов V века. Славяне были союзниками гуннов, поэтому негативный образ гуннов у них не сформировался. Сформировался он в германском эпосе, впрочем, там отображено и величие гуннов. Во второй половине VI века гунны сохранились на границах Византии в качестве федератов. Последнее достоверное упоминание о них датировано началом VI века.

Ярослав Пилипчук

Справка

Ярослав Пилипчук окончил Национальный педагогический университет им. М.П. Драгоманова в Киеве в 2006 году по специальности «История и право». В 2010 году в Институте востоковедения им. А.Ю. Крымского НАН Украины защитил диссертацию по специальности «Всемирная история. Монгольское завоевание Дешт-и-Кипчак в XIII веке».

Литература

На русском языке

  • Альфан Луи. Великие империи варваров. От великого переселения народов до тюркских завоеваний XI в. — М.: Вече, 2006. — 416 с. — Серия «Классическая история».
  • Артамонов М. И. История хазар. — Л.: Изд-во Госуд. Эрмитажа, 1962. — 524 с.: ил.
  • Бернштам А. Н. Очерк истории гуннов. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1951. — 256 с.
  • Гумилев Л. Н. Хунну. Срединная Азия в древние времена / Под ред. М. И. Артамонова. — М.: Издательство Восточной литературы, 1960. — 292 с.
  • Ивик О., Ключников В. Гунны. — М.: Ломоносовъ, 2015. — 344 с. — Серия «История. География. Этнография». — ISBN 978-5-91678-259-2.
  • Иностранцев К. А. Хунну и Гунны (разбор теорий о происхождении народа Хунну китайских летописей, о происхождении европейских Гуннов и о взаимных отношениях этих двух народов). — Л.: Изд-во Ленинград. ин-та живых вост. яз. им. А. С. Енукидзе, 1926. — Изд. 2-е. — 156 с.
  • Кляшторный С. Г., Савинов Д. Г. Степные империи древней Евразии. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005. — 346 с. — Серия «Исторические исследования». — ISBN 5-8465-0246-6.
  • Крадин Н. Н. Империя Хунну. — Владивосток: Дальнаука, 1996. — 164 с. — Изд. 2-е. — М.: Логос, 2002. — 312 с.
  • Кычанов Е. И. История приграничных с Китаем древних и средневековых государств (от гуннов до маньчжуров). — СПб.: Петербургское лингвистическое общество, 2010. — 2-е изд., испр.и доп. — 364 с. — Серия «Nomadica».
  • Николаев В. В. История предков чувашей. XXX в. до н. э. — XV в. н. э. — Чебоксары: Фонд историко-культурологических исследований им. К. В. Иванова, 2005. — 408 с.: ил. — Серия «Историческая библиотека».
  • Никоноров В. П., Худяков Ю. С. «Свистящие стрелы» Маодуня и «Марсов меч» Аттилы: Военное дело азиатских хунну и европейских гуннов. — СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2004. — 320 с. — ISBN 5-85803-278-6.
  • Пигулевская Н. В. Сирийские источники по истории народов СССР. — М.Л.: Изд-во АН СССР, 1941. — 172 с.
  • Хаттон Эдвард. Аттила. Предводитель гуннов / Пер. с англ. Л. А. Игоревского. — М.: ЗАО «Центрполиграф», 2005. — 240 с. — Серия «Nomen est Omen». — ISBN 5-9524-1902-X.
  • Чуваши. Этническая история и традиционная культура / Сост. В. П. Иванов, В. В. Николаев, В. Д. Дмитриев. — М.: ДИК, 2000. — 96 с.: ил.

Археология

  • Боковенко Н. А., Засецкая И. П. Происхождение котлов «гуннского типа» Восточной Европы в свете проблемы хунно-гуннских связей. // Петербургский Археологический Вестник. — СПб. — Вып. 3, 1993.

Художественная

  • Геза Гардони. «Невидимый человек» (исторический роман) / «A láthatatlan ember» (1901)
  • Билык Иван. Меч Арея. — К.: А. С. К., 2005. — 384 с. — ISBN 966-539-482-7.
  • Соловьев А. П. Аттила: Сокровища Аттилы. — М.: Армада, 1997. — 476 с. — (Серия: «Великие властители в романах»). — ISBN 5-7632-0148-5.
  • Дитрих Уильям. Бич божий. — М.: Эксмо, 2008. — 480 с. — Серия «Исторический роман». — ISBN 978-5-699-27910-4.

Гунны и Римская империя


Все дороги по-прежнему вели в Рим. Много веков по ним стекались в ненасытный город золото, рабы, добыча. Много веков по ним шествовали легионы, возвращавшиеся домой для очередного триумфа. Теперь наступило время расплаты. По дорогам спешили жадные до добычи варвары.

Рим еще боролся. Он был силен, уже не столько оружием, сколько своей прежней славой, страхом, который он когда-то внушал. Своим уменьем разделять и властвовать, натравливать одних варваров на других. Наконец, своим золотом, дававшим возможность нанимать, подкупать, переманивать или, на крайний случай, просто откупаться. Но все это только отодвигало конец. «Вечный город» пустел, нищал. На Форуме, где еще не так давно решались судьбы мира, теперь росла трава, и бродили свиньи.

Четыреста пятидесятое Рождество Христово отмечено было по всей Италии в печали и унынии. Наступающий год не сулил ничего хорошего. В церквах спешно замаливались прегрешения, большие и малые, подлинные и мнимые. Кара Господня никогда не казалась такой неотвратимой. «Бич Божий» — Аттила, царь гуннов, — готовился перейти границы Империи.

Аттила требовал в свой гарем Гонорию, сестру императора Валентиниана III, а с ней и значительную часть его владений и сокровищ в качестве приданого. Сама Гонория дала согласие на брак. Она не приносила себя в жертву из любви к родному городу. С детства Гонории была уготовлена незавидная участь. Будущий муж ее — дочери одного императора и сестры другого — мог претендовать на престол. Этого следовало избежать. Поэтому Гонорию обрекли на безбрачие, заперли во дворце и готовили к монашеской жизни. Много лет честолюбивая и энергичная женщина боролась против властных родственников. Тайный брак с управляющим ее имениями Евгением раскрыли. Незадачливого супруга казнили, а Гонорию отправили в Константинополь, ко двору ее двоюродного брата. Рушились последние надежды на свободу, власть, честолюбивые мечты о престоле. В отчаянии Гонория тайно послала верного евнуха к Аттиле с предложением взять ее замуж и отправила ему драгоценный перстень в виде залога.

Рим был возмущен. «Вовсе недостойное детище, — писал древний историк, — купить себе свободу сладострастия ценою зла для всего государства». Но зато Аттила был доволен. Конечно, в его гареме нашлись бы женщины и моложе и красивее, чем тридцатидвухлетняя римлянка. Но брак с ней давал право на римское наследство. Война стала неизбежной. Аттила начал собирать войска, свои и подчиненных племен. Гунны, остготы, герулы, гепиды, ругии и другие, всего несколько сот тысяч воинов, двинулись на Рим.

Из всех варваров римляне больше всего боялись и больше всего ненавидели гуннов. За неистовую ярость в бою и свирепую беспощадность в грабеже, за кровожадность и жестокость. Там, где проходили гунны, не оставалось ни людей, ни строений, только пепел и трупы. Они были ненасытны, и золото, отсылавшееся им в виде дани, только еще больше разжигало их алчность.

Восход Европы

Виктор Тоненский под 453 годом сообщал о смерти Аттилы. Указывалось, что борьба его сыновей за власть ослабила гуннов. Исидор Севильский сообщал, что гуннов остановили готы. Он говорил, что правитель вестготов Теодорид вместе с Аэцием воевал в битве на Каталаунских полях против гуннов, которые опустошали Галлию, грабя в ней города. Гунны были вырезаны готами почти до полного истребления и со своим королем Аттилой бежали в Италию, где осадили некоторые города. Их поразили голод и кара небесная. Император ромеев Маркиан послал против гуннов войско и поразил их стремительной атакой. Серьезно ослабленные гунны вернулись в свои земли. Вскоре Аттила умер, и сразу после этого его сыновья начали борьбу за наследство, уничтожая друг друга своими же мечами. Так гунны постепенно исчезли.

Похожими словами эти события описал Йордан. Он говорил, что гунны ослабли из-за своих усобиц. Распоряжаясь землями бывших сподвижников отца (в частности, правителя гепидов Ардариха), гунны привели свое государство к упадку. Ардарих восстал против них, его поддержали свевы, руги, герулы, аланы. В битве при реке Недао гунны были разбиты, там же погиб сын Аттилы, которого отец хотел сделать своим наследником. Сообщалось, что в битве погибло около 30 тысяч гуннов (это, естественно, преувеличение). Гунны были прогнаны к берегам моря. Однако Йордан далее сообщает, что гепиды овладели землями в Дакии, а остготы — в Паннонии. Сарматы и часть гуннов были поселены ромеями как федераты у Кастра Марис в Иллирике. Аланы, скиры, садагарии были поселены в Малой Скифии (Добрудже) и Нижней Мезии. Сообщалось, что Эрнак поселился в Малой Скифии, а его родственники Емнецур и Улциндур поселили своих людей в Утусе, Искусе, Алмусе в прибрежной Дакии. Много гуннов расселилось в Романии — от них происходили сакромонтисы и фосатисы. Паннонией управляли братья Валамир, Тиудимир и Видимир из остготской династии Амалов. Они разбили гуннов, которые хотели восстановить свою власть над остготами. Денгизих во главе племен ултинзуров, ангискиров, битугуров и бардоров вторгся в Нижнюю Паннонию. Германскими союзниками гуннов были ангискиры, скиры Эдекон и Хунульф и вождь свевов Хунимунд. На стороне гуннов выступили также сарматы Беука и Бабай. Гунны были разбиты остготами сначала у города Басианы, а потом на реке Болия. После этих поражений свевы перестали зависеть от гуннов, а сарматы были разбиты ромеями. С того времени остготы начали расширять свои владения на Македонию и Фракию. Теодорих Страбон был реальной угрозой для ромеев. Гуннов же после поражения на Болии Йордан не упоминает как реальную силу.

Сведения латинских источников хорошо дополняет греческий хронист Приск Панийский. Следующая волна переселенцев, которая была представлена огурскими племенами, открыла славянам путь к Дунаю. Под 463 годом Приск Панийский сообщал о переселении племен сарагур, огур, оногуров под давлением сабиров. Огурские племена вторглись в земли акациров. Под 466 годом сообщалось, что сарагуры вместе с акацирами вторглись в земли персов через земли Иберии и Армении, вероятно пройдя один из перевалов через Кавказ. В таком случае, аланы оказали им помощь. Под тем же годом говорилось, что вождь гуннов Денгизих поднял оружие против ромеев. Учитывая территорию расселения гуннских племен альциагиров и ултинзуров, они также были сокрушены огурами. По сведениям Приска Панийского, в 467 году остготы перебили находящихся у них гуннов, которыми руководил Хелхал. Землей, в которой происходили эти события, вероятно была Паннония или Мезия. Сын Аттилы Денгизих просил территории для поселения и, не получив ответа, вторгся в владения ромеев. Комес Марцеллин сообщал о набеге «Денцига», сына Аттилы, под 469 годом.

Гунны разоряют римскую виллу в Галлии. Иллюстрация худ. Ж. Рочегросса (1910 г.) Илл. wikipedia.org

А. Комар локализировал царских гуннов в районе Карпатской котловины. С их памятниками похожи курганы «с усами» на днепровском левобережье и в волго-донских степях. Украинский исследователь связывает их с гуннами Эрнака, мигрировавшими на восток после понесенных от готов поражений. Вероятно, после поражений Эллака и Денгизиха гунны были покорены огурами. К. Домбровский отмечал, что, вероятно, было две орды — Эрнака и Денгизиха. Польский историк отмечал существование племенных союзов акациров и кидаритов, которых также связывал с гуннами.

Азиатская культура гуннов


История гуннов берет свое начало в 6 веке до нашей эры. Именно с этого времени мы и начнем наш рассказ. Для того, чтобы разобраться кем же на самом деле были гунны мы будем опираться на исторические труды Аммиана Мацеллинна (крупный древнеримский историк, который начал подробно описывать исторические процессы, начиная с 96 года до нашей эры, но есть в его трудах и отдельные главы, связанные с империей гуннов), древнекитайские летописи.

Впервые крупное исследование культуры гуннов было проведено французским историком Дегиньем, который высказал идею об азиатском происхождении гуннов. Вкратце эта теория заключается в том, что Дегинь увидел удивительно сходство слов «гунны» и «сюнны». Сюннами же назывался один из крупных народов, населявших территорию современного Китая. Такая теория, мягко говоря, является не состоятельной и говорит лишь о том, что рассматриваемые народы когда-то очень давно были единым целом или имели общих предков, но никак не о том, что гунны являются потомками сюннов.

Существует и другая теория происхождения славян, которая в корне опровергает мысли, которые высказал Дегинье. Речь идет о европейском происхождении. Именно эта история гуннов нас и интересует. Ее мы и будем рассматривать. Досконально изучить данную проблему в рамках одной статьи крайне тяжело, поэтому данный материал просто продемонстрирует неопровержимые доказательства того, что гунны были предками славян, а более детально народ гунны, и в частности история великого князя и война Атиллы, будет рассмотренная в других статьях.

Народ гунны в европейских источниках

Первое подробное и конкретное упоминание о гуннах в летописях датируется 376 годом до нашей эры. Этот год ознаменовался войной, которая вошла в историю под названием гото-гуннской войны. Если о племенах готов мы знаем достаточно и их происхождение не вызывает никаких вопросов, то племя гунны впервые было описано именно при этой войне. Следовательно, остановимся более подробно на противниках готов, чтобы понять, кем же они были. И тут есть очень любопытный факт. В войне 376 года до н.э. с готами воевали … русичи и болгары! Данная война подробно описана Аммианом Марцеллином, римским историком, и именно у него впервые мы обнаруживаем это понятие – гунны. А кого Марцеллин понимал под гуннами, мы уже поняли.

Уникальными и важными являются записи, которые сделал Приск Понтийский (византийский ученый-историк), во время своего пребывания у Атиллы, вождя гуннов, в 448 году. Вот как Понтийский описывает быт Атиллы и его окружения: «Город, в котором жил Атилла, представляет собой огромное селение, в котором располагались хоромы самого вождя Атиллы и его приближенных. Эти хоромы были сделаны из бревен, а украшались они башнями. Постройки внутри двора были сделаны из гладких досок, покрытых изумительной резьбой. Окружены хоромы были деревянной изгородью… Званых гостей, подданные Атиллы встречали с хлебом и солью». Мы четко видим, что древний историк Понтийский описывает быт, который в дальнейшем был присущ именно славянам. А упоминание о встречи гостей с хлебом и солью только усиливают это сходство.

Еще более убедительное и однозначное значение термина «гунн» мы видим у другого историка из византийского 10 века Константина Богрянородского, который описывал следующие: «Этот народ мы всегда называли хуннами, в то время как они себя называют руссами». Уличить во лжи Богрянородского тяжело, как минимум по тому, что гуннов он видел своими собственными глазами, когда в 941 году н.э. киевский князь Игорь со своим войском осаждал Царьград.

Такой перед нами предстает история гуннов согласно европейской версии.

Кто такие гунны?

Как отдельный вид гунны возникли при смешении двух народов. Одни из них были уграми и проживали на территории Урала и Волги. Другие — хуннами. Эти представители кочевого племени пытались завоевать Китай. Именно для защиты от хуннов императоры приказали возвести Великую Китайскую стену.

Во II веке кочевой народ ослаб и переместился на запад, где стал частью племени угров. Смешение народностей привело к появлению гуннов. В то время аланы (скифо-сарматские племена) выступали с завоевательной политикой. Воины использовали беспроигрышную тактику боя, когда всадник, закованный в броню, крепил к лошади копье. В результате вся мощь животного вкладывалась в удар.

Фото: bbcc-cnn.com: UGC

Но гунны вели бой по-другому, изматывая врага на дальнем расстоянии стрельбой из лука и сбрасывая всадников арканами. Аланы были покорены и вошли в состав племени. Мощные кочевники в IV веке перешли Дон и разбили войско острогов. Великое переселение народов — так назвали этот период.

Знаковые завоевания гуннов начались с приходом к власти Аттилы. В степных краях кончилась засуха и повысилась влажность, поэтому ареал проживания кочевых народов сузился. Чтобы выжить, предводитель гуннов Ругилла вел переговоры с Римской Империей. Но после смерти политика его место занял Аттила — сын брата Ругиллы.

Фото: gallery.ykt.ru: UGC


Молодой вождь не был дипломатом, поэтому действовал с позиции силы. С его правлением империя гуннов расцвела. Атилла сумел объединить племена от Рейна до Волги, возглавил войско и дошел до стен Константинополя. Расцвет гуннов продолжался до 453 года, когда хитрый и жестокий Аттила умер. После этого племена разбежались, и гунны перестали быть угрозой для римлян.

Управление и культура

Центр государства располагался в северном Афганистане (Бактрия, Кундуз). Удельные княжества во главе с тегинами располагались в южном Афганистане и Гандхаре (Пенджаб). Само государство было конфедеративным и состояло из множества полунезависимых владений со своими наследственными династиями под верховной властью царя. Каждое владение выпускало свою серебряную или медную монету (при том, что Яда не имело своей монеты — китайские источники фиксируют использование монет только юэчжи и тохарами). В этом государстве было несколько видов письменности: согдийская, бактрийская, брахми и др. Государственной письменностью была бактрийская. Существенную роль в экономике играл «Шелковый путь». Однако все вышесказанное не подтверждается для владения Яда, что говорит против ассоциации этого владения с державой эфталитов.

Эфталитская монета царя Лахана из Уддияны.

Эфталитский царь.

На монетах цари эфталитов имеют ярко выраженный европеоидный облик: у них выступающие прямые носы и большие глаза. Они изображаются с усами и выбритыми подбородками. Женщины носили косы. Современники описывают эфталитов как кочевников, живущих в войлочных юртах и одевающихся в шелковые одежды. Неотъемлемым элементом интерьера был ковёр.

Считается, что эфталиты практиковали полиандрию, причем «братья имели одну жену». Однако это сообщение опять-таки относится исключительно к Яда. Китайские феодальные историки единодушно сообщают, что женщина носит меховую шапку с деревянным рогом, если муж у неё один. Длина рога в разных сообщениях варьируется от 1 до 3 чи (32—96 см). Если у мужа есть братья, которые также являются её мужьями, то добавляется столько дополнительных рогов, сколько у неё мужей. Aналогичный головной убор обнаружен у женщин Кафиристана и в Северо-Западной Индии. Однако отмеченный в 640-х года буддийским монахом Сюань Цзаном аналогичный головной убор у женщин во владении Сы-мо-да-ло (небольшое владение, находилось в горном массиве в пределах горной страны от Каракорума до Гиндукуша) имел совершенно иное значение — рог обозначал здравствующих свекра и свекровь. На нём было 2 отростка — один выше, другой — ниже. Верхний отросток обозначал свекра, нижний — свекровь. После смерти свекра или свекрови удалялся соответствующий отросток, а после смерти обоих — шапка больше не носилась.

Племена гуннов в Скандинавии

Ученые древнего мира из Скандинавии в своих трудах дают однозначную характеристику того, кто такие гунны. Этим термином скандинавы называли восточнославянские племена. При этом они никогда не разделяли понятия славяне и гунны, для них это был один народ. Но обо всем по порядку. Перед нами скандинавская версия, где однозначно определяются племена гуннов.

Шведские летописцы пишут о том, что территория, на которой проживали восточные славяне, с древних времен именовалась немецкими племенами, как «Хуланд», в то время, как скандинавы эту же территорию именовали землей хунов или Хунаханд. Восточных славян, которые населяли данную территорию, и скандинавы и немцы называли «Хуны». Этимологию слова «гунны» скандинавские ученые объясняют древними преданиями об амазонках, которые жили в землях между Дунаем и Доном. Этих амазонок скандинавы издревле называли «Хуна» (Гунна), что в переводе означает «женщина». Отсюда и пошло данное понятие, а также название земель, где эти народы проживали «Хуналанд» и название самой страны «Хунагард».

Олаф Далин, известный шведский ученый, писал в своих трудах: «Кунагард или Хунагард происходит от слова «хуна». Раньше эта страна нам была известна, как Ванланд, т.е. страна населенная ваннами (по-нашему венедами)». Другой скандинавский историк Олаф Верелий в своем рассказе писал: «Под гуннами наши предки (предки скандинавов) понимали восточных славян, которых в дальнейшем называли венедами».

Скандинавы довольно долго называли племена восточных славян гуннами. В частности скандинавский воевода Ярослава Мудрого Ярл Эймунд, называл страну русского князя страной гуннов. А немецкий ученый того времени, времени Ярослава Мудрого, именем Адам Бременский писал еще более точные сведения: «Датчане называют землю русских Остроградом или Восточной страной. Иначе они называют эту страну Хунагардом, по населявшему эти земли племени гуннов». Другой скандинавский историк Саксон Грамматик, живший в Дании с 1140 по 1208 год, в своих трудах неизменно называет русские земли Хунохардией, а самих славян — русичами или хуннами.

Следовательно, мы можем сделать вывод, что народа гунны, как такового, в Европе не было, поскольку на этой территории проживали восточные славяне, которых другие племена так и называли. Напомним, что впервые данный термин был введен Марцеллином, который во многом в своих трудах опирался на рассказы готов, бежавших с востока на запада под давлением неизвестных им племен, которые сами готы стали называть гуннами.

Влияние на историю народов

Международное значение гуннского вторжения отчасти определялось далеко идущими изменениями в положении анто-склавенских племён. Уничтожив могущество остготов, гунны предотвратили возможность германизации анто-склавен в Европе. Кроме того, остатки иранских племён в Восточной Европе также были ослаблены. Значительная часть аланов двинулась на запад, следуя исходу готов. В результате роль иранского элемента в жизни антских племён уменьшилась, в то время как склавенское и тюркское влияние возросло.

Эпоха гуннского вторжения является, таким образом, в определённом смысле периодом освобождения восточных протославян не только от готского, но также и от иранского контроля. Гунны привлекали анто-склавенские подразделения в свою армию и использовали их как вспомогательные во время своих кампаний.

В правление Аттилы (434—453) гуннское объединение с центром в Паннонии достигло максимальной экспансии, охватив территорию от Волги и Кавказа до Рейна. После смерти Аттилы Гуннская держава распалась.

В средневековых источниках «гуннами» именовался ряд кочевых объединений в других частях Евразии, в частности эфталиты («белые гунны»), кидариты («чёрные гунны»), хиониты в Средней Азии и Индии и сменявшие друг друга кочевые группы в Прикаспийском Дагестане («хоны», в современной литературе именуются «кавказскими гуннами»). Их родство с европейскими гуннами является недоказанным. В византийских и латинских источниках этноним «гунны» превратился в нарицательное обозначение кочевников и помимо собственно гуннов позднее применялся к другим народам, обитавшим в Причерноморье (савирам, аварам, венграм и др.).

Ведение хозяйства

История гуннов началась и закончилась внезапно, за короткий промежуток времени образовалась целая империя, которая покорила почти всю Европу, и так же быстро она исчезла, смешавшись с другими племенами, что пришли осваивать новые земли. Однако даже этого небольшого промежутка хватило для того, чтобы гунны сотворили свою культуру, религию и уклад жизни.

Главным занятием их, как и большинства племен, было скотоводство, о чем говорит Сыня Цян – китайский историк. Племена постоянно переходили с места на место, жили в передвижных юртах. Основной рацион состоял из мяса и кумыса. Одежду делали из шерсти.

Важной частью жизни были войны, главная цель которых состояла первоначально в захвате добычи, а потом уже в подчинении новых племен. В мирное время гунны попросту следовали за скотом, попутно охотясь на птиц и зверей

Кочевое скотоводство состояло из всех видов домашних животных, включая двугорбого верблюда и осла

Особое внимание уделялось непосредственно коневодству. Это был не только резерв для военных действий, но своеобразное подтверждение социального статуса

Чем больше поголовье лошадей, тем почетней кочевник.

Во времена расцвета империи гуннов были основаны города, где жители могли вести оседлый образ жизни. В результате раскопок было видно, что племена некоторые время занимались земледелием, а в городах были созданы специальные места для хранения зерна.

По факту, гунны были кочевыми племенами и занимались скотоводством, однако не стоит сбрасывать со счетов наличие небольших очагов оседлого способа ведения хозяйства. В пределах государства эти два образа жизни гармонично существовали.


С этим читают