Халифат

1. Введение.

   Арабский халифат представлял собой теократическое государство, которое образовалось в первой половине VII века н. э. и просуществовало до середины XIII века н. э.


   Истоком новой державы стал Аравийский полуостров с его сложными климатическими условиями в виде редких оазисов, озер, рек и пустынь, занимающими большую часть территории, а мусульманская община созданная Мухаммедом в Хиджазе стала его ядром. Благодаря арабским завоеваниям, границы халифата стремительно расширялись, а с ними и влияние новой молодой религии – ислама. В итоге под власть халифа попали земли всей Аравии, Ирака, Ирана, Сирии, Палестины, Египта, Северной Африки, Средней Азии, Прикаспия, Закавказья, практически всего Пиренейского полуострова и Синда.

  Историю Арабского государства можно разделить на три периода: Праведный халифат (632–661 гг.), Омейядский халифат (661–750 гг.) и Аббасидский халифат (750–1258 гг.) Именно реферативному анализу первого этапа будет посвящена наша работа.

Династия Аббасидов

Третий халифат был основан в 750 году. Омейядов свергла династия Аббасидов, род которых происходил от Аль-Аббаса, дяди Мохаммеда. Они сумели победить в борьбе за власть, аргументировав свои претензии на престол принадлежностью к семейному клану пророка. Аббасиды удерживали контроль над арабской империей на протяжении следующих пяти веков. В период правления их династии ислам получил распространение далеко за пределами Аравийского полуострова и стал интернациональной религией. Они переместили политический центр халифата из Дамаска в Багдад. Династия Аббасидов не вела активной завоевательной политики, в результате чего арабская экспансия приостановилась. Политическая ситуация внутри империи не отличалась стабильностью. На территории многонационального халифата часто вспыхивали восстания.

Расцвет арабской империи в период правления династии Аббасидов продолжался около века. Последовавший за этим упадок был вызван ослаблением центральной власти. В отдалённых провинциях фактическими правителями становились местные эмиры, которые лишь формально признавали багдадских халифов своими сюзеренами. Они решали вопросы внешней политики и престолонаследия независимо от династии Аббасидов. В середине 10-го века наступила стадия распада халифата. Аббасиды утратили власть над всей территорией государства.

Untitled

Я правильно понимаю, что в абзаце про отношения с иноверцами имеется в виду отец Иоанн Дамаскин, а не отец Ионна Дамаскина? —Simonf 03:42, 2 апреля 2006 (UTC)

Поскольку опора идёт на разные источники, настоятельно рекомендуется привести всё к единой форме. Что сразу бросается в глаза: наименование одного из праведных халифов то Умаром, то Омаром, при этом подразумевается одно и тоже лицо. Действительно, в разных русских источниках он называется по-разному. Омар — европеизованная форма, Умар — более правильная фонетически и русским более привычная, т.к. распространена среди отечественных мусульман. Конечно, обилие сокращений не очень радует, но правилами они разрешены, так что решение этого вопроса факультативно. —Усама ибн Саддам бен Ёрик 15:24, 10 марта 2007 (UTC)

«арабская гордость» — это что-то странное и малонаучное

В разделе Карты пройдя по ссылкам карт нет. —Чигинский Дмитрий 15:43, 1 мая 2008 (UTC)

К сожалению, статья на столь интересную тему написана крайне стилистически безгамотно. Отдельные выражения — на уровне школьного сочинения 7-го класса. «…погубила исламские страны Азии и в культурно-материальном, и в умственном отношении.» — это вообще перл. 79.175.41.242 06:13, 4 сентября 2009 (UTC)Scorpic

Совершенно отсутствуют причины распада , хотя помню со школы их было несколько 94.143.40.37 10:28, 13 октября 2011 (UTC)

Насколько я знаю, арабы захватили территории мегрелов и держали границы до реки Ингури на севере. Ни на одной из этих карт Мегрелия не обозначена, как арабская провинция.

Не до Ингури, а до Кодори. И удерживали почти 100 лет! А это нигде на картах не замечено!

«По своим размерам их империя, которая образовалась менее чем за сто лет, превзошла Римскую» — конечно! Завоевать пустыни куда легче чем заселенные земли и горы! В коэффициенте полезности эти пустыни не принесли никакой прибыли халифату. Так что слив! И да статья абсолютно безграмотна и очень медовая. Автору надо идти с такими статьями на Ислам.Ру — там такое сразу принимают

Список халифатов

Исторические халифаты

Название Столица Территория Предшествующиегосударства Последующиегосударства Халифы(династии)
Арабский халифат

630—656: Медина 656—661: Эль-Куфа 661—750: Дамаск750—762: Эль-Куфа 762—836: Багдад 836—892: Самарра 892—1258: Багдад 1259—1517: Каир

630 — 1517

Аббасидскийхалифат

Мединская общинаГосударство СасанидовВизантийская империяГассанидыКоролевство вестготовКавказская АлбанияХорезмСогдиана

ИдрисидыАглабидыТахиридыТулунидыОсманский халифат (Османская империя).

Праведные халифыОмейядыАббасиды

Праведный халифат

630—656: Медина 656—661: Эль-Куфа

630—661

Мединская общинаГосударство СасанидовВизантийская империя

Омейядский халифат Праведные халифы
Омейядский халифат 661—750: Дамаск 661—750 Праведный халифат

Аббасидский халифатКордовский эмират

Омейяды
Аббасидский халифат

750—762: Эль-Куфа 762—836: Багдад 836—892: Самарра 892—945: Багдад

750—945 Омейядский халифат Аббасиды
Аббасидские халифы под властью Буидов (Буиды)

Столица и резиденция халифов 945—1055: Багдад

945—1055 Аббасидский халифат Шаханшахи аль-азам малик аль-мулук — Буиды.Халифы-Аббасиды
Аббасидские халифы под властью Сельджукидов (Государство Сельджукидов)

Столица — 1043—1051:Рей 1051—1118:Исфахан 1118—1194: Хамадан (зап.) 1118—1153: Мерв (вост.) Резиденция халифов — 1055—1124: Багдад

1055—1124 Буиды «Цари Востока и Запада» — Сельджукиды. Халифы-Аббасиды.
Аббасидский халифат

1124—1127: Багдад

1124-1127 Государство Сельджукидов Государство Зангидов Аббасиды
Аббасидские халифы под покровительством Зангидов (Государство Зангидов).

1127—1174: Багдад

1127-1174 Аббасидский халифат Султанат Айюбидов Аббасиды
Аббасидские халифы под покровительством Айюбидов (Султанат Айюбидов).

1174-1194: Багдад

1174-1194 Государство Зангидов Аббасидский халифат Аббасиды
Аббасидский халифат

1194—1258: Багдад

1194-1258 Султанат Айюбидов Государство Хулагуидов Аббасиды
Аббасидские халифы в изгнании в гостях у египетского султана (Мамлюкский султанат)

Столица и резиденция халифов — 1259—1517: Каир

1259—1517 Айюбиды Мамлюкские султаны — Бахриты,Бурджиты. Халифы-Аббасиды.
Османская империя

1299—1329: Сёгют 1329—1365: Бурса 1365—1453: Эдирне 1453—1922: Константинополь

1517—1923

Конийский султанатВизантийская империяСербская деспотовина

ТурцияСултанат ЕгипетХиджаз (королевство)Асир (эмират)Йеменское Мутаваккилийское королевствоАрабское королевство СирияМесопотамия (мандатная территория)Администрация Западной АрменииПонт (республика)Британский мандат в Палестине

Османы
Турция

Столица — Анкара Резиденция халифов — Стамбул

1923—1924

3 марта 1924 года был окончательно ликвидирован Османский халифат. Упразднение Османского халифата в 1924 году положило конец непрерывной цепочке халифов. Проведенные в Каире и Мекке конференции не смогли определить роль этого института, а тенденция к секуляризации, возникшая в современной Турции, постепенно стала набирать силу и в остальном мусульманском мире.

Халиф-Абдул-Меджид II.Президент Турецкой республики — Мустафа Кемаль Ататюрк.

Непризнанные и самопровозглашённые халифаты

Название Столица Территория Предшествующиегосударства Последующиегосударства Халиф
Кордовский халифат Кордова 929—1031 Кордовский эмират Тайфа Омейяды
Идрисидский халифат

786—828: Тлемсен 828—985: Фес

786—985 Аббасидский халифат Идрисиды
Фатимидский халифат

909—969: Махдия 969—1171: Каир

909—1171 Аббасидский халифат

АйюбидыАльмохады

Фатимиды
Альмохадcкий халифат

1145—1147: Севилья 1147—1269: Марракеш

1121—1269 Фатимидский халифат Хафсидский халифат Альмохады
Хафсидский халифат 1229—1574 Альмохадcкий халифат Османская империя Хафсиды
Халифат Сокото

1804: Гуду 1804—1850: Сокото 1850: Бирнин-Конни 1851—1902: Сокото 1903: Бурми

1809—1903 Северная Нигерия и Камерун Протекторат Нигерия Халифы Сокото
 Махдистский халифат 1881—1898 Египетский хедиват Англо-Египетский Судан Абдуллах ибн Мухаммад ат-Таиша
Хиджаз Мекка 1923—1924 Османская империя Неджд и Хиджаз Хусейн ибн Али аль-Хашими
Исламское государство Эр-Ракка (29.06.2014 — 16.06.2017)Меядин (16.06.2017 — 14.10.2017)Эль-Кайм (14.10.2017 — 26.10.2017)Абу-Кемаль (26.10.2017 — 4.11.2017)Рава (4.11.2017 — 17.11.2017)Хаджин (4.11.2017 — настоящее время) 2014 — ?

Сирия, Афганистан, Йемен

Часть территории Ливана (до 2017), Ливии (до 2016), Сирии(до 2019), Ирака (до 2017), Йемена, Cомали (до 2016), Нигерии (до 2016) и Афганистана Абу Ибрагим аль-Хашеми аль-Кураши

Архитектура халифата


Самая богатая архитектура представлена арабскими дворцами правителей-халифов. Внешне они напоминают неприступные крепости: окружены стенами с башнями. Внутри же вид их совершенно сказочен: большие залы для приемов, уютные жилые помещения, бани и гаремы. Стены покрыты цветными орнаментами и напоминали ковры. На территории дворцов было много фонтанов и зелени. А дворы со всех сторон были оформлены колонными галереями. Везде царила удивительная роскошь.

Особое внимание следует отвести в нашем рассказе традициям арабской религиозной архитектуры, которые связаны с разработкой пророком Мухаммадом ритуала церемоний. И хотя мусульмане могут молиться Аллаху в любом месте, даже на открытом воздухе, все же в традицию исламской культуры вошло возведение специальных храмов — мечетей

За основу этого типа храма было взято строение дома Мухаммада.

Шииты

Эта деноминация объединяет верующих, которые признают четвёртого правителя Али и его потомков единственными легитимными наследниками духовной и светской власти. Отличительная черта учения шиитов заключается в том, что они отвергают идею избрания преемников пророка Мохаммеда. Что означает халифат в интерпретации приверженцев этого течения в исламе? По мнению шиитов, руководство общиной имеют право осуществлять только особые духовные лидеры из числа потомков Али, который был женат на одной из дочерей пророка Мохаммеда и являлся продолжателем его рода. Представители этой деноминации скептически относятся к правлению первых трёх халифов. Шииты считают, что избрание руководителя мусульманской общины является прерогативой Бога, а не совета, выражающего волю народа. По их мнению, особое положение потомков пророка Мохаммеда, дающее им исключительное право на духовную и политическую власть, предопределено свыше.

Арабская культура.

Арабы усвоили знания и традиции поко­ренных народов, развили их на основе ислама и арабского языка, который стал не только общегосударственным, но и языком ли­тературы и науки.

При Омейядах Дамаск был украшен роскошными дворцами и мечетями, наиболее знаменитой из которых стала мечеть халифа Валида (мечеть Омейядов), перестроенная в 705 г. из собора Свя­того Иоанна. Уже тогда мировую известность получили дамасские ювелирные изделия и ткани. Но более всего Дамаск прославился сталью, из которой изготовлялось оружие.

При дворе халифов собирались ученые со всех концов спета. Их труды щедро вознаграждались правителями. Были основаны шко­лы в Багдаде, Бассоре, Бухаре, Куфе, а также обширные библио­теки в Александрии, Багдаде и Каире. Только в Испании арабы основали 14 университетов и множество школ, пять публичных библиотек.

Bayt al-Hikma (в переводе с арабскогоозначает «Дом Мудрости»)

Благодаря арабам в европейских языках появились слова «ал­гебра», «алкоголь», «азимут», «зенит» и др. В дальних походах вое­начальники были обязаны отмечать на картах покоренные ими земли. Описания неведомых земель оставили и многие арабские ученые-путешественники. Наибольших успехов арабы достигли в медицине. В Багдаде, Испогани, Фирузабаде, Бухаре, Александ­рии и Кордове в VIII —IX вв. ими были основаны медицинские школы. К числу наиболее знаменитых медиков принадлежат Ахарун. описавший оспу, Авиценна, издавший «Канон врачебной на­уки», который на протяжении столетий являлся главным руко­водством арабских и европейских врачей. Много трудов по медицине написал Аверроэс, В математике арабы ввели употребление Шифр и десятеричную систему.

С древнейших времен у арабов процветала поэзия. Они воспевали любовные приключения, военные подвиги. Всемирную известность получили арабские сказки «Тысяча и одна ночь».

История Халифата: появление

Зарождение религии ислам в 7 веке привело к тому, что нужно было создавать государственность для верного управления регионом и народом. Именно поэтому последователи пророка Мухаммеда решили вопрос созданием единоверной общины – умма.

Это было первоначальное зарождение будущего халифата. Дальнейшие завоевания арабских правителе привели к образованию великого Арабского халифата. Это единственный вариант, когда управление соответствовало всем канонам ислама. В состав государства вошли все земли, которые проповедовали ислам.

Интересно!

Мухаммед разработал основные государственные каноны существования халифата.

Читайте еще: Зачем гаишники прокалывают глаза на фотографии правах

Халифат в переводе с арабского значит «наследование». То есть трактовать образование названия можно следующими словами. После смерти Мухаммеда его последователи унаследовали власть и должны были проповедовать ислам.

Стоит отметить что правителям халифатов удалось создать уникальные условия для своего народа. По мнению многих историков это был Золотой век для приверженцев Ислама.

Арабский халифат: зарождение


Что это такое — халифат? Его предыстория восходит еще ко временам правления в арабском государстве пророка Мухаммада. После смерти Мухаммада в Аравии власть перешла в руки его сподвижников — халифов. Поэтому и объединенное государство арабов стало называться Арабским халифатом. Как же определяется дата создания Арабского халифата? Это достаточно долгий разговор.

Главной религией Арабского халифата был ислам, а халифы считались заместителями пророка. Целью ислама, а значит и халифата, было подчинение неверных. Именно для этого совершались арабскими войсками множественные захватнические походы в разные страны. Завоеванные территории арабы включали в состав своего государства, тем самым увеличивая владения халифата и его могущество. В течение нескольких лет в него вошли: Византия, Сирия, Иран, Палестина, Египет, средиземноморское побережье Африки, почти вся Испания, Средняя Азия, Индия и Китай. Покоренные христианские народы, видя схожесть ислама с иудаизмом и своей религией, легче принимали мусульманство, чем народы других вероисповеданий.

К VIII веку завоевательные походы арабского войска завершились. Закончилось и объединение нового гигантского государства — Арабского халифата. Дата создания Арабского халифата точно не определена, так как процесс формирования государства длился несколько столетий. А в соответствии с основной религией его можно назвать и исламским халифатом.

Династия Омейядов

Второй мусульманский халифат был создан в 661 году. Им правила династия Омейядов, основателем которой являлся Муавия, принадлежавший к знатному роду из Мекки. До прихода к власти он долгое время исполнял обязанности наместника Сирии. По этой причине Муавия, став халифом, перенёс столицу в Дамаск.

Государство при Омейядах по своей природе было светским. Часть мусульманской общины считала несправедливой систему налогообложения, введённую в период правления этой династии. По новым правилам люди, недавно обращённые в ислам, не освобождались от уплаты особой подати, которую должны были вносить все иноверцы. Населению, исповедовавшему христианство и иудаизм, было позволено сохранять автономию. Представители данных религиозных групп имели право решать дела в судах в соответствии со своими законами. Единственное требование, которое предъявлял им халифат, заключалось в уплате специального налога. Пророк Мохаммед многократно подчёркивал право представителей христианства и иудаизма продолжать придерживаться своей веры, ссылаясь на то, что эти религии признают единобожие. В период правления династии Омейядов межконфессиональные отношения оставались спокойными и стабильными. Многие важные посты в государстве занимали христиане.

Однобокость, искажение данных

Я ознакомился с авторами трудов у которых были взяты материалы для написания этой однобокой статьи.

У меня конкретные вопросы к авторам данной статьи: 1. Почему в составлении не было взято ни одной из работ ученых мусульманской среды? 2. По какому принципу был отбор материала? Чем руководствовались?

Данную статью считаю не достоверной, подтасованной с целью ограничить знания об Исламе, навязать ложное мнение о агрессивности … Побоялись бы вы Бога — Эта реплика добавлена участником SoLiaRdi (о · в)

В разделе «Источники» перечислена куча арабских авторов. Вы их читали? — Monedula 11:58, 7 апреля 2016 (UTC)

8. Список литературы.

1. История арабского халифата / Д.В. Мухетдинов, Д.З. Хайретдинов – Издательство ННГУ им. Н. И. Лобачевского, 2011 – 226 с.

2. История Халифата. Ислам в Аравии 570–633 гг. / О.Г.Большаков – Том 1. М.: Восточная литература РАН, 2000 – 312 с.

3. История Халифата. Эпоха великих завоеваний 633–656 гг. / О.Г. Большаков – Том 2. М.: Восточная литература РАН, 2002 – 267с.

4. Полная история ислама и арабских завоеваний / А. Попов – М.: АСТ, Астрель, 2009 – 458 с.

5. История арабской цивилизации / Г. Лебон – Издательство: МФЦП, 2009 – 704 с.

6. История ислама. Исламская цивилизация от рождения до наших дней / М. Ходжсон, С. Гудвин – Издатель: Эксмо. Москва, 2013 – 132 с.

Аль-Кааба — главный храм Арабского халифата


«Что это такое «аль-Кааба»?» — спросите вы. В переводе это слово означает «куб» или «четыре стены». «Почему?» — опять зададите вы вопрос. Ответ простой: это сооружение действительно имеет форму куба. Сделано оно из камня и имеет размеры основания 12х10 м, а высоту — 15 м. Углы Каабы располагаются соответственно сторонам света, и их названия связаны с расположением: северный — иракский, западный — сирийский, южный — йеменский. А вот главный — восточный угол называется по-другому — «черный». Это связано с тем, что в угол вмурована святыня арабов — черный камень, заключенный в серебряное обрамление. Он расколот на три части красновато-черного цвета.

Существует несколько версий об обретении камня. Некоторые считают, что это метеорит, а другие — что это дар. Дар Аллаха Адаму. Согласно известной истории из Ветхого Завета о грехопадении Адама, вкусивший яблоко вместе Евой, он был отправлен на землю. Только в вариации исламского вероучения они оба были сброшены на землю и попали в разные места, долгое время бродили по Земле в поисках друг друга. Адам раскаивался в свершенном и молил Бога о прощении. И однажды к нему явился Аллах. Он вручил Адаму белый яхонт. В глубине камня был виден рай. Именно для яхонта сын Адама возвел Каабу. Во время Всемирного потопа Аллах поднял ее в воздух, чтобы она не была разрушена стихией. За много тысячелетий Кааба не один раз разрушалась, но пророк Исмаил ее восстанавливал. Так почему же белый яхонт вдруг почернел и раскололся? В Мекку ходило много паломников. Во искупление грехов каждый стремился дотронуться до святыни рукою. От огромного бремени человеческих грехов камень поменял цвет, и рай в нем уже не виден. Но поговаривают, будто если человечество осознает греховность своего бытия и искупит все совершенные грехи, камень снова станет белым, и рай в нем станет виден всем.

Внутри аль-Кааба выстлана коврами, а на территории рядом есть священный колодец — Земзем. Доступ в Каабу разрешен всем, кроме христиан и иудеев.

2. Смерть пророка Мухаммеда. Переход власти Абу Бакру.

   В 571 году н. э. родился Мухаммед, арабский проповедник и главная фигура всего ислама. Пророк, которому, как считает традиция, сам Аллах послал Коран – священную книгу мусульман. В то время арабские племена вели кочевой образ жизни и являлись язычниками. Мухаммед, распространяя новое учение, часто встречал сопротивление, так ему пришлось бежать из Мекки в 622 году н. э. в Ясриб (будущая Медина), где он основал мусульманскую общину – умму, постепенно окрепшую и превратившуюся в серьезную политическую силу. Так было положено начало объединению арабов, прекращению межплеменных конфликтов и принятию народом ислама. К 630 году н. э. после капитуляции Мекки, большая часть аравийского полуострова подчиняется Мухаммеду, признавая его власть. Так были сделаны первые шаги на пути создания единого арабского государства.

   Незадолго до смерти, Мухаммед совершает прощальное паломничество в Мекку, в город из которого он еще недавно был гоним. Пророк вступает в нее как победитель, где прочтет свою последнюю проповедь и сделает ее религиозным центром. В 632 году н. э. по возвращению в Медину, Мухаммед скончался после непродолжительной болезни (лихорадки), которая его сильно ослабила, так же есть мнение, что он был отравлен. Умер он на руках Аиши, одной из своих жен. Узнав об этом, люди не хотели верить, что Мухаммеда больше нет. Его тело, обернутое в белые ткани, пролежало не погребенным три дня, чтобы каждый мог убедиться в его кончине. После этого, на четвертый день, пророка похоронили на месте его смерти. Могилу выкопали прямо в доме, под кроватью, а после засыпали и выровняли пол. В будущем на этот месте будет построена мечеть, ставшая одной из святынь для всего исламского мира.

   Смерть Мухаммеда для многих стала полной неожиданностью, а отсутствие наследника сильно осложнило положение. В 632 году н. э. был создан Праведный халифат, который возглавили четыре халифа: Абу Бакр ас-Сиддик, Умар ибн аль-Хаттаб, Усман ибн Аффан и Али ибн Абу Талиб. Позже начались распри между мекканцами (ансары) и мединцами (мухаджиры), за право стать приемниками Мухаммеда. Речь шла не только о религиозной сфере, но и том, кто станет во главе быстро растущего и набирающего силу государства.

    Сначала мекканцы избрали Сада ибн Убаду, политического деятеля из мединского племени Хазрадж и отстаивали эту позицию до последнего. Однако, после совещания было решено остановиться на кандидатуре Абу-Бакре. Умар ибн Хаттаб, как человек, имевший тоже хорошие шансы стать приемником пророка, не стал вносить раздор, пожал руку Абу-Бакре и поддержал его. После был предложен вариант с правлением двух халифов одновременно, но в итоге от него отказались. Абу-Бакр был близким другом пророка Мухаммеда и уважаемым мухаджиром, в дополнение ко всему его дочь Аиша являлась женой Мухаммеда. Когда Мухаммед из-за старости уже не мог исполнять обязанности имама во время молитвы, он просил об этом именно его. Все это давала дополнительный вес в споре о назначении первого халифа Праведного халифата. Таким образом, Абу-Бакр сосредоточил в своих руках всю духовную и военную власть, стал достойным приемником пророка и  первым правителем государства мусульман.

3. Правление Абу Бакра.

    Абу-Бакр считался хорошим лидером, пользовавшимся уважением народа. Его быт был прост, всегда неуклонно выполнял религиозные обязанности, а сам он всегда был доступен простым людям. После смерти Мухаммеда практически весь Аравийский полуостров, кроме Медины, Мекки, Таифа и племени Азд в Омане, отказывается от ислама, что несет угрозу единству и стабильности общества. Самой главной задачей для первого халифа становится усмирение мятежников и возвращение вероотступников под знамена Аллаха. Но начать поход немедленно не получилось, так как халифат вел войну с Византией, из-за чего вынужден был послать войско на север, которое возглавил Усаме ибн Зейду. В этот момент язычники напали на Медину, но взять ее не смогли и отступили. Эта маленькая победа, придала уверенности мусульманам. После удачной кампании против византийцев у Абу-Бакра высвободились ранее занятые силы, и он лично нанес поражение еретикам у Рамзы.

   После этого хорошо отдохнувши, халиф разделяет армию на одиннадцать частей, среди командующих которыми были его ближайшие сподвижники: Халид ибн аль-Валид, Икрима ибн Абу Джахль и др. и посылает их в разные концы полуострова. Сам халиф направляется в Аль-Абрака, где покоряет племена абс и зубьян, а Халид ибн аль-Валид усмиряет племя Тай и снова обращает в ислам асадитов, амиритов и гатафанцев. Позже был захвачен и казнен лжепророк Мусайлима. В итоге вновь были подчинены Оман, Йемен и Бахрейн. Мятежные племена первое время после возвращения были в унизительном положении, им запрещалось покидать земли, на которых они проживают. По разным данным было уничтожено во время конфликтов несколько десятков язычников, а также много правоверных мусульман знающих Коран дословно. Поэтому было решено собрать и записать Коран, чтобы после гибели чтецов его священные строки не были утрачены в будущем. В целом восстание было подавлено жестоко и в короткие сроки, что помогло сохранить единство.

   После укрепления власти, Абу-Бакра смог сосредоточиться на завоеваниях, которые велись на восточном направлении, против Ирана, и северном, против Византии. Персы не услышали исламского призыва, и халиф направил Халида ибн аль-Валида с войском в Ирак, которое нанесло несколько поражений противнику, включая сражение при Казиме (битва сцепленных). Ряд областей к западу от Евфрата были подчинены. Вторую армию разделили на четыре части, усилив солдатами Халида ибн аль-Валида, и отправили в Дамаск, Иорданию, Палестину и Хомс, воевать против Византии. По пути был основан город Басра. Несмотря на трехкратный численный перевес византийцев над арабами, первые потерпели сокрушительные поражения сначала при Аджнадайне, а потом у Мардж ас-Суффар. Неизвестно собирался ли Абу-Бакар завоевывать государство Сасанидов и Византию или это была попытка распространить ислам на арабские племена вассальные этим двум империям, но так или иначе противостояние было неизбежным.

    Перед сражением у Ярмука, халиф заболел после купания в холодный день. Умирая он предложил выбрать новым правителем Умара ибн аль-Хаттаба, что и было всеми поддержано. Властвовал Абу-Бакр недолго (632–634), но за этот короткий срок ему удалось подавить внутренний мятеж, сохранив хрупкое единство Аравии и положить начало арабским завоеваниям.


С этим читают