Монгольское нашествие на русь

Нашествие 1239 – 1242 годов


Осенью 1240 года Батый приводит войско прямо к Киеву. Древняя столица Руси была не в состоянии долго держать сопротивление, и в начале декабря 1240 года город пал под натиском Орды. От него ничего не осталось, Киев фактически был «стёрт с лица земли». Историки говорят об особо жестоких зверствах, творимых захватчиками. Тот Киев, который сохранился на сегодняшний день, совершенно не имеет ничего похожего с городом, уничтоженным Ордой.

После уничтожения Киева татарские войска разделились на две армии, одна направилась на Галич, а другая – на Владимир-Волынский. После захвата этих городов татаро-монголы отправились в европейский поход.

Правитель Улуса Джучи

Смерть великого хана Угедэя обязывала Батыя явиться на курултай для выбора нового правителя Монгольской империи. Но завоеватель не спешил: внутренние склоки и дрязги между чингизидами откровенно раздражали его. Тем более, что главным претендентом на трон был Гуюк, с которым Бату совершенно не ладил. Старший сын Угедэя отвечал ему взаимностью. Пока в Монголии решали кто же станет новым каганом, правитель Улуса Джучи с 1242 по 1246 год ощутимо укрепил свои позиции и навёл порядок на завоёванных территориях

Важно заметить, что власть Бату делил со своим старшим братом Орду, который отвечал за восток улуса — Урал, Северный Казахстан и Западная Сибирь. В зависимость от ставки Батыя попали русские князья, сельджукский султан, царь Грузии, правители крымских княжеств и жители Валахии

Попытки найти общий язык с избранным ханом Гуюком не давали результата, но ни одно решение о назначении Бату наместников на завоёванных территориях не принималось без согласования великого хана. Напряжение нарастало и в 1248 году Гуюк с войском подошёл к границам Улуса Джучи. Но век противника Бату был недолгим: великий хан скончался под Самаркандом в этом же году. Спустя несколько лет посол французского короля Вильгельм де Рубрук предъявил обвинения Батыю в убийстве монгольского кагана.

Карта Улуса Джучи в середине XIII века. (pinterest.ru)

Оказалось, что значение голоса сына Джучи на курултаях существенно влияло на расстановку сил внутри Монгольской империи. После смерти основного противника по внутренней политике правителя Улуса Джучи, могущество и властная воля Батыя диктовали условия всем чингизидам. В 1251 году он направил своего брата Берке с войском чтобы обеспечить победу Мунке на курултае у реки Онон. Нового кагана даже пытались убить, но заговор был раскрыт и все преступники были наказаны: их отправили в улус к Бату, а уж он расправился с ними лично. Покоритель Руси и Восточной Европы никогда не носил ханского титула: хронист Джувейни определял его статус как «каан-ака» (старший над ханами), историописец из Армении Киракос Гандзакеци называл его «ханским отцом». Но главенство Каракорума было неоспоримо: Бату всё равно выполнял приказы великого хана Монгольской империи.

В отечественной дореволюционной науке сложилось мнение, что Батый являлся чуть ли не самым страшным и злым врагом русских князей. Однако подобные выводы совершенно не сопоставимы с положением зависимых земель от Орды: северо-восточные княжества не входили в территориальный состав Улуса Джучи, они находились на периферии владений Батыя. Откровенно говоря, «старшему над ханами» не было дела до разорённых им земель: его больше интересовали собственные владения в Крыму и в степях Дешт-и Кипчак, а также расстановка сил в зависимых государствах Закавказья и Малой Азии. Князья северо-восточной Руси, Ярослав Всеволодович и его сыновья Андрей и Александр Невский довольно быстро нашли общий язык с Бату и с великим ханом Монгольской империи. Южные княжества, напротив, вошли в состав Золотой Орды и князья должны были подтверждать свой статус правителя лично у Батыя

Ярлыки на правление имели важное значение не только для формирования ордынской системы управления подвластными землями, но и для судебной власти. С помощью них Бату примирял враждующие стороны в местных конфликтах.

Декорации для фильма «Орда». (pinterest.ru)

В 1256 году Батыя не стало. Вероятной причиной его кончины стало неизвестное ревматическое заболевание

Восточные летописцы не баловали вниманием биографию Бату: большинство сведений об этом правителе мы находим у европейских хронистов, которые посещали Улус Джучи в XIII столетии. Народная память сформировала образ Батыя как былинного персонажа: он абсолютное зло, он изрыгает огонь и поклоняется Магомету (хотя сам Бату с большим скепсисом относился к любой мировой религии).

Но потомки внука Чингисхана вспоминали своего родственника как «Саин-хана». Есть масса трактовок этого титула: «добрый хан», «умный», «благоразумный», «мудрый», «высокородный», а также «покойный». Возможно, это было его посмертное имя, которое давали дабы не упоминать настоящего имени правителя. Старый обычай, который строго соблюдали и в Древнем Китае, и в Монголии.

Как кочевники покорили полмира?

Учёными часто ставится вопрос о том, каким образом кочевой народ, который всего несколько десятилетий назад жил племенным строем, смог создать огромную империю и покорить практически полмира. Какие цели преследовала Орда в походе на Русь? Историки утверждают, целью нашествия было разграбление земель и подчинение Руси, а также говорится, что татаро-монголы этого достигли.


Но в действительности это не совсем так, потому что на Руси было три очень богатых города:

  • Киев – один из самых крупных европейских городов, столица древней Руси, захваченная и разрушенная Ордой.
  • Новгород – самый крупный торговый город и, на тот период, самый богатый. От нашествия татаро-монголов он вообще никак не пострадал.
  • Смоленск – как и Новгород являлся торговым городом, а по богатству сравнивался с Киевом. Он также не пострадал от ордынцев.

Выходит, что два из трёх самых крупных городов древней Руси никак не пострадали от Золотой Орды.

Вероисповедание

Тенгрианин

По словам Джувейни: « Он (Бату) был государем, который не придерживался никакой веры и секты, он их считал только способом познания божества и не был последователем ни одной из сект и религиозных учений.»

Христианин

Согласно персидскому историку Вассаф аль-Хазрату Бату принял христианство, хотя и не отличался фанатизмом. По его словам: «Хотя он (Бату) был веры христианской, а христианство это противно здравому смыслу, но (у него) не было наклонности и расположения ни к одному из религиозных вероисповеданий и учений, и он был чужд нетерпимости и хвастовства».

Мусульманин

В письме Альберто Кампензе к Его Святейшеству Папе Клименту VII о делах Московии рассказываются подробности из жизни Батыя, в том числе и о принятии им мусульманской веры: «/Батый/ Отец этого Тамерлана известен у нас в Истории под именем Батыя; на Татарском же языке называется Занка (Zanca). Во время Иннокентия IV вошел он северным берегом Меотийских болот с огромным войском в Европу и, завоевав сперва северо-восточную Русь, разрушил богатейший город Киев (Chiovia), разбил Поляков, Силезцов (Sletii) и Моравов и наконец устремился на Венгрию, которую разорил в конец и привел чрез то в ужас и трепет весь Христианский мир. До него все Татары были идолопоклонники. Он первый, по убеждению Сарацинов, принял Магометанскую веру. — и потомки его досель пребывают упорными последователями сего учения. Может быть, они были бы Христианами, если бы Христос имел таких ревностных Священников и Епископов, каких имеет Магомет».

Образ в искусстве

В литературе

  • Бату-хан стал эпизодическим персонажем романа В. Г. Яна «Чингиз-хан» () и одним из центральных героев его же романов «Батый» () и «К „последнему“ морю» ().
  • Он действует в романе А. К. Югова «Ратоборцы» (—).
  • Батый является главным антагонистом и дейтерагонистом предания Владимира Короткевича «Лебединый скит» (1950-е).
  • Последний день Батыя занимает значительное место в книге «Шестиглавый айдахар» — первой части трилогии Ильяса Есенберлина «Золотая Орда» (—).
  • Бату-Хан является «явно положительным» героем малоизвестного юмористического рассказа «Человек-Хан» (псевдоним автора — Ахётирпалан), а также других рассказов о супергероях из организации «Ш. И.Т». В рассказе того же автора «Сахарский Сахар» хан Бату спасает Человека-Потапа и Сильвию, застрелив из лука мегагиену.

В кино

  • «Татары» () — показан под именем «Тогрул».
  • «Монголы» () — показан под именем «Чингис-хан».
  • «Даниил — князь Галицкий» () — в роли Нурмухан Жантурин.
  • «Житие Александра Невского» () — в роли Асанбек Умуралиев.
  • «Легенда о Коловрате» () — в роли Александр Цой.
  • «Король Данило» () — в роли Ринат Хайруллин.

Происхождение

Бату был вторым сыном Джучи, старшего из сыновей Чингисхана. Джучи родился вскоре после возвращения его матери Бортэ из меркитского плена, и поэтому отцовство Чингисхана в этом случае могло быть поставлено под сомнение. Источники сообщают, что Чагатай в 1219 году назвал своего старшего брата «меркитским подарком», но сам Чингисхан всегда признавал такие высказывания оскорбительными и безоговорочно считал Джучи своим сыном. Бату происхождением его отца уже не попрекали.

Всего у старшего Чингизида было около 40 сыновей. Бату был вторым из них по старшинству после Орды-Ичена (правда, Буал и Туга-Тимур тоже могли оказаться старше, чем он). Его мать Уки-хатун происходила из племени хунгират и была дочерью Ильчи-нойона; существует гипотеза, что деда Бату по матери следует отождествить с Алчу-нойоном, сыном Дэй-сэчена и братом Бортэ. В этом случае получается, что Джучи женился на своей двоюродной сестре.

Литература

  • Бартольд В. В. Батый // Бартольд В. В. Сочинения. — М.: Наука, 1968. — Т. V. — С. 496−500.
  • Почекаев Р. Ю. Батый. Хан, который не был ханом. — М., СПб.: АСТ, Евразия, 2006. — 350,  с. — ISBN 978-5-17-038377-1.
  •  (недоступная ссылка)
  • Карпов А. Батый. — М.: Молодая гвардия, 2011 — (Жизнь замечательных людей).
  • Почекаев Р. Ю., Почекаева И. Н. Властительницы Евразии: История и мифы о правительницах тюрко-монгольских государств XIII−XIX вв. / Р. Ю. Почекаев, И. Н. Почекаева. — СПб.: ЕВРАЗИЯ, 2012. — С. 186−202. — 384 с. — (CLIO). — 1 000 экз. — ISBN 978-5-91852-056-7.(в пер.)
  •  (недоступная ссылка)
  • Сафаргалиев М. Г. Распад Золотой Орды. — Саранск: Мордовское книжное издательство, 1960. — С. 47.
  • Хрусталёв Д. Г. О системе готских дворов в Новгородской земле в XII-XIII вв. // Новгород и Новгородская земля. История и археология. — 2004. — Вып. 18. — С. 312—321.
  • Пензев, Константин. Русский Царь Батый. Litres, 2017.
  • Акунин, Борис. Часть Азии. История Российского государства. Ордынский период. Litres, 2017.

Итоги нашествия Батыя


Нашествие Батыя является, безусловно, грандиозным мероприятием. Монголы прошли огромный путь от реки Онон до Адриатического моря. В то же время поход на запад нельзя назвать завоевательным. Это был скорее набег, типичный для кочевников.

Монголы разрушали города, убивали людей, грабили, но после этого уходили и не обкладывали данью покорённые районы.

Примером тому может служить Русь. Ни о какой дани в течении 20 лет после нашествия Батыя и разговора не было. Исключением являлись лишь Киевское и Черниговское княжества. Здесь захватчики собирали подати. Но население очень быстро нашло выход. Люди стали переселяться в северные княжества.


Таким образом, исконные русские традиции переместились севернее. В результате юг потерял свою значимость. Это сказалось на дальнейшей истории Русского государства.

Игорь Томшин

Это интересно: 1519,ПОЧЕМУ БЫЛИ НЕОБХОДИМЫ ПЕРЕМЕНЫ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ ПОСЛЕ СМЕРТИ СТАЛИНА, в каком направлении происходило реформирование советской экономики в 1953-1964 гг, , каков был результат этого реформирования?


С этим читают