«летающий танк»: ил-2 штурмовик

Разработка и боевое применение штурмовика Ил-2

Первые же бои показали высокую эффективность бортового оружия, исключительную живучесть самолета и надежность бронекорпуса. Располагая небольшим количеством штурмовиков Ил-2, командование использовало их для нанесения ударов по скоплениям бронетанковой техники противника, маршевым колоннам, на заправке, в предбоевых порядках.


Практика боевой работы Ил-2 свидетельствовала об удачном подборе наступательного вооружения. Две пушки ШВАК (или ВЯ) при удачном выходе на цель позволяли уничтожить с дистанции 300-600 м один-два легких танка. Залповый пуск восьми снарядов РС-82 с дистанции 300-400 м был столь же эффективен. Более того, деморализующее воздействие ракетной атаки на противника было столь велико, что при появлении Ил-2 экипажи танков покидали свои машины.

Боевая техника и транспорт поражались бомбами различного калибра – весом 250, 100, 50, 25, 15, 10, 2,5 или 1 кг в зависимости от характера цели. Пулеметы ШКАС использовались для истребления живой силы. Ил-2 был одним из немногих советских самолетов, получивших у противника собственное название – «Schwarz Tod» («Черная смерть»).

Тем не менее немецкие истребители довольно быстро нашли «ахиллесову пяту» Ил-2. Практически с первых дней войны в ОКБ стала поступать информация о больших потерях штурмовиков, лишенных истребительного прикрытия.

Штурмовик Ил-2

Несмотря на хорошую бронезащиту и маневренность, одноместные Ил-2 были уязвимы. Истребитель противника в основном подходил сзади, сбоку и почти в упор – с расстояния 10-15 м – расстреливал кабину летчика Ил-2 из пушек и пулеметов. Но только в 1942 г. С.В.Ильюшину было предложено возвратиться к разработке двухместного штурмовика.

Между тем, не дожидаясь новых машин, летно-технический состав некоторых штурмовых полков собственными силами, в полевых мастерских, переделывал свои Ил-2. Часть фонаря за кабиной пилота снималась, в фюзеляже делался вырез, на который монтировались турельная, шкворневая или самодельная пулеметные установки.

Кроме того, летчики-штурмовики одноместных Ил-2 стали применять тактику нанесения ударов по наземным целям из так называемого «свободного круга», который при появлении истребителей противника перестраивался в замкнутый круг и каждый впереди идущий самолет прикрывался следующим за ним. Со временем были разработаны и другие тактические приемы борьбы Ил-2 с истребителями. Опытные пилоты, хорошо освоив свою машину, могли выполнять на ней фигуры высшего пилотажа и довольно успешно вести оборонительный воздушный поединок с истребителем противника.

В октябре 1942 г. на Центральном фронте начались войсковые испытания первых серийных двухместных штурмовиков Ил-2 с пулеметом БТ. Было отмечено снижение потерь от атак истребителей противника, а также повышение эффективности боевого вылета, в котором летчик мог сосредоточиться на прицельном бомбометании и стрельбе. Однако теперь на одного погибшего летчика приходилось примерно 7 убитых стрелков.

Modifications

  • Late M-82F engine modification with unlimited boosted mode duration
  • Special ammo load (AP or HE rounds only instead of a mix of both)
  • Flat windscreen for better visibility (2 kg / 4.4 lbs. weight increase, 2 kph / 1.2 mph speed loss)
  • Fixed loop radio compass RPK-10 for navigation with radio beacons (10 kg / 22 lbs. weight increase)
  • 2 x FAB-50sv (50 kg / 110 lbs.) General Purpose Bombs (120 kg / 265 lbs. weight increase with bomb racks, 20 kph / 12.5 mph speed loss, 12 kph / 7.5 mph speed loss after drop)
  • 2 x FAB-100M (104 kg / 229 lbs.) General Purpose Bombs (228 kg / 502 lbs. weight increase with bomb racks, 27 kph / 17 mph speed loss, 12 kph speed loss after drop)

Customer reviews

Overall Reviews: Mostly Positive (3,167 reviews)

Recent Reviews: Very Positive (83 reviews)

Review Type All (3,890)Positive (3,006)Negative (884) Purchase Type All (3,890)Steam Purchasers (3,167) Other (723) Language All Languages (3,890)Your Languages (2,402) Customize Date Range To view reviews within a date range, please click and drag a selection on a graph above or click on a specific bar. Show graph LifetimeOnly Specific Range (Select on graph above)&nbspExclude Specific Range (Select on graph above)&nbsp Playtime

Brought to you by Steam Labs

Filter reviews by the user’s playtime when the review was written:

No MinimumOver 1 hourOver 10 hoursOver 100 hours No minimum to No maximum Display As: SummaryMost HelpfulRecentFunny

Off-topic Review Activity When enabled, off-topic review activity will be filtered out. This defaults to your Review Score Setting. Read more about it in the blog post. Enabled

Show graph   Hide graph  

Filters

Excluding Off-topic Review Activity Playtime:

Loading reviews…

Loading reviews…

Loading reviews…

Loading reviews…

Loading reviews…

There are no more reviews that match the filters set above Adjust the filters above to see other reviews

Loading reviews…

Народный герой

В 1942 году немцы спохватились и запустили в серийное производство Henschel 129, сражаясь с недостатками машины (однако массовый выпуск наладить так и не удалось). К этому моменту Ил-2 выпускался на нескольких крупных авиазаводах и постоянно модернизировался. Авиаконструктор Сухой тем временем создал свой штурмовик Су-6, который по всем показателям превосходил ильюшинский. Но ради сохранения темпов выпуска решили сохранить в производстве проверенную машину. Вторую половину войны Ил-2 прошел в блеске своей славы, пользуясь заслуженной любовью нашей пехоты, которой он много и эффективно помогал. Самолет получил форсированный двигатель, более мощное вооружение — 23-миллиметровые, а затем даже 37-миллиметровые пушки. А настоящей грозой бронетехники Ил-2 стал тогда, когда появились противотанковые кумулятивные бомбы мелкого калибра. Высыпая из своих бомболюков по 192 такие бомбы, штурмовик гарантированно поражал танки на площади 15х75 метров.


Попытались решить и проблему защиты задней полусферы — в состав экипажа был вновь включен воздушный стрелок. Правда, его пулемет был не слишком эффективным оружием против немецких истребителей, но все-таки это было лучше, чем ничего. Второй член экипажа летал в спартанских условиях, даже элементарного сиденья не было! Он сидел на брезентовой лямке, которая при виражах самолета нередко обрывалась. А самое главное — стрелка защищала одна-единственная бронеплита сзади! С боков и снизу он был беззащитен. Поэтому место стрелка в Ил-2 нередко предназначалось для штрафников. Знаменитый летчик, участник чкаловского перелета Георгий Байдуков в войну командовал дивизией штурмовиков и оценивал двухместный Ил-2 даже ниже одноместного: в нем летчик должен был думать о том, как маневрировать над целью с наименьшим риском для стрелка.

Конечно, создатель самолета мог увеличить размеры бронекорпуса, чтобы он защищал и стрелка. Но тогда нужно было бы переналаживать производство, приостанавливая выпуск нужных фронту самолетов. Ильюшин был сыном своего времени и не привык подсчитывать цену побед. Ил-2 тоже был сыном своего времени. Самолет-фронтовик, он прошел войну до последнего дня. И, как большинство фронтовиков, сразу же после победы стал ненужным. Его отправили в отставку, заменив на более совершенный Ил-10.

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№3, Март 2004).

About This Game

IL-2 Sturmovik: Battle of Stalingradlegendary IL-2 Sturmovik seriesBattle of StalingradBattle of MoscowBattle of KubanKey Features:PLAY:

  • Historically accurate Single-Player Career mode that features a challenging AI system. Serve in a fighter, attack or bomber squadron and make your way from a new pilot to the squadron commander. Choose your pilot’s biography, read squadron histories and check the newspaper for info about the progression of the war delivered weekly to your squadron.
  • Realistic graphics and unique visual effects: clouds, lightning, tracers, explosions and huge smoke plumes — all of them fully realized to recreate the aerial combat scenery of war.
  • Flexible Quick Mission mode that allows you to create your own custom combat scenario in just a couple of minutes.
  • Classic Multiplayer gameplay with dedicated player controlled servers with your favorite settings for team battles, dogfight duels and online Coop.

FLY:

  • Realistic sounds and physics, detailed aircraft systems modeling, advanced aerodynamics and state-of-the-art flight modeling gives you a real sensation of flight.
  • Become an ace fighter pilot or try your hand at flying attack planes and bombers where you can destroy tanks, trucks, AAA batteries, artillery units and even armoured trains.
  • Control your plane with either joystick or mouse keeping the highest level of simulation fidelity and accuracy.
  • For those that won’t make it back to base, each plane comes equipped with a handy parachute!

COMBAT:

  • Hone your skills versus AI or join multiplayer where you can fight in the air or on the ground, manning T-34-76 or Pz III Ausf L tanks available to all owners of the game.
  • Control a plane or tank all by yourself or have your friend aim a tank gun or a bomber turret.
  • Unique and detailed damage model lets you use the pros and cons of various aircraft and tanks to your advantage.
  • Adjust the tank aiming sights for distance and view the tank interior just as a plane cockpit!

LEARN:

  • Action takes place on a 358 х 230 km map — The largest and most detailed recreation of the Battle of Stalingrad theatre ever modeled in a flight simulation with unique structures, buildings and landscapes.
  • Single-Player Career scenario follows the real chronology of the battle starting with Germans crossing the Don river and starting their advance to the Volga on August 23rd, 1942 and continues to the complete liberation of the city on February 2nd, 1943. Learn about the real events of the war from the newspaper delivered weekly to your squadron.
  • The legendary aircraft of the era have been thoroughly re-created using original drawings and blueprints from the Central Archive of the Russian Ministry of Defence.
  • Precise simulation of the flight model allows everyone to learn the special character and limits of each and every plane in the game. Use each of their special abilities and performance characteristics to complete your mission and survive the brutal fight.
  • Be promoted to higher ranks and receive historical medals and other awards.

Key Features

  • Over 40 completely new flyable types and variants are added with DESERT WINGS — TOBRUK in addition to updated tropical versions of the aircraft from CLIFFS OF DOVER, allowing the players to recreate the span of the campaign from the early days up to mid-1942.
  • The 385 km x 385 km North African map recreates in precise detail the strategic stronghold of Tobruk and the rugged contours of the coast, desert and sea which surrounds it, with over 75 airfields, multiple landmarks and towns, an extensive road system as well as historical fortifications, minefields and defenses.
  • Over 25 new tank, artillery and vehicle types are added to the desert versions of the vehicles from the CLIFFS OF DOVER, allowing huge land battles in ferocious detail.
  • Naval Vessels from the Royal Navy, Regia Marina and Kriegsmarine are modeled including massive battleships as well as cruisers, destroyers, patrol boats, submarines, torpedo boats and merchant ships. In total, over 15 new ships including British and Italian types which are historically accurate for the TOBRUK map as well as German and British types which can be used on the original CLIFFS OF DOVER — BLITZ English Channel map.
  • New aircraft detail, including dust effects for aircraft engines, new engine technology like Nitrous Oxide injection as well as more precise Flight, Damage, Propeller and Overheat modeling is included.
  • Improved graphics including all new anti-aliasing systems, extended viewing distance, improved terrain modeling and tessellation detail. New dust effects specifically tailored for a desert map as well as improved explosive, smoke and particle effects have been added.
  • The excellent multiplayer environment allows over 100 players and dozens of AI aircraft online simultaneously, providing for intense and challenging human versus human aerial battles.
  • New artificial intelligence routines and improved behavior for AI aircraft add to the excitement of detailed campaigns in Single Player for Regia Aeronautica, Luftwaffe and Royal Air Force pilots.
  • An updated Mission Builder provides the opportunity for player-created missions and campaigns.
  • Opportunity for players to continue the English Channel campaign on the CLIFFS OF DOVER — BLITZ map with additional new aircraft, vehicle and ship types covering the period October 1940 to August 1941.
  • IL-2 STURMOVIK: DESERT WINGS — TOBRUK is an exciting and challenging addition to the IL-2 STURMOVIK: CLIFFS OF DOVER line of products allowing players to immerse themselves in the critical moment in history when the control of the Mediterranean and the Suez Canal was decided.

Легенды и мифы

Говорят, сначала человек работает на репутацию, а потом — репутация на человека. По отношению к самолету правило тоже работает! В первые же месяцы применения Ил-2 о нем сложилось вполне определенное мнение, причем по обе стороны фронта. Миф о неуклюжем, беззащитном перед истребителями, но неуязвимом для зениток «летающем танке», который щелкал бронетехнику как семечки, благополучно дошел до наших дней. На самом деле и боевая эффективность, и неповоротливость Илов были сильно преувеличены.

Феликс Чуев, автор биографии Ильюшина, приводит слова маршала Конева: «Вы знаете, что такое Ил-2? Да он если эрэсом по танку даст, танк переворачивается!» Увы, маршал заблуждался… Бороться с немецкими танками на Ил-2 в начале войны было крайне сложно. Эффективность 20-миллиметровых пушек ШВАК против танковой брони была низкой. Точно сбросить бомбы с Ил-2 не получалось. Штурмана, который на бомбардировщиках обеспечивает прицеливание, здесь не было. Бомбардировочный прицел летчика оказался малоэффективным. Ил-2 атаковал с малых высот или очень пологого пикирования, и длинный капот самолета просто загораживал от пилота цель! В конце концов прицел (о который при аварийной посадке летчик почти всегда разбивал голову) был из кабины удален, а прицеливаться летчики должны были самым примитивным способом, по нанесенным на капоте меткам. Наконец, и чудо-оружие, реактивные снаряды, были вовсе не так хороши, как казалось советским военачальникам. Даже при прямом попадании танк не всегда выходил из строя, а попасть эрэсами в отдельно стоящую цель было возможно только при большом везении.

Почему же у нас на Илы так надеялись, а немцы их так боялись? Надо представить себе обстановку 1941 года. Советская авиация в нокдауне, в воздухе господствует Люфтваффе. Для штурмовки применяются совсем неподходящие для этого самолеты. Например, истребители-бипланы И-15-бис и И-153, которые переводились в штурмовую авиацию лишь потому, что в роли истребителей в схватках с Мессершмиттами вообще не имели никаких шансов. На этом фоне «летающий танк», конечно, был шагом вперед. Кроме того, Илы чаще всего действовали против передвигавшихся колонн противника. Здесь прицеливаться особо тщательно не было нужды: лети вдоль дороги, а бомбы с эрэсами хоть какую-то цель найдут. И если с танками Илы справлялись не всегда, то автомашины, артиллерия или пехота были для них вполне подходящей целью. А ведь блицкриг, с помощью которого Германия сокрушала своих противников и надеялась разбить Красную армию, — это маневренная война, постоянное передвижение войск! Налет хотя бы нескольких Ил-2 на колонну означал как минимум панику, остановку и выведенную из строя технику. Чтобы возобновить движение, подчас требовалось несколько часов.


Правда, «неуязвимый» самолет, оказалось, поражался даже самыми мелкокалиберными 20-миллиметровыми зенитными орудиями. Броня защищала только от пуль, но остальные наши самолеты не имели и такой защиты. А насыщенность мобильных немецких частей зенитной артиллерией была очень высокой. Да плюс еще немецкие асы.

Увы, мастерство основной массы летчиков нашей штурмовой авиации в тот момент было невысоким. Научившись лишь взлетать, стрелять по наземным целям и садиться, вчерашние мальчишки попадали на фронт. Сложному пилотажу во время краткой подготовки в запасных полках их не учили. Потому-то и считался Ил-2 самолетом неповоротливым — на нем просто летало слишком мало опытных летчиков, умевших маневрировать. Как результат — серьезные потери и от вражеских истребителей, и от зенитной артиллерии. В первые месяцы войны жизнь Ил-2 на фронте в среднем исчислялась лишь десятком боевых вылетов. Конечно, летчик не всегда погибал при потере самолета, он мог выпрыгнуть с парашютом или уцелеть при аварийной посадке. Тем не менее пилоты Ил-2 погибали чаще, чем истребители или бомбардировщики. За 30 успешных боевых вылетов летчика-штурмовика представляли к званию Героя Советского Союза.

Customer reviews

Overall Reviews: 5 user reviews (5 reviews)

Recent Reviews:  

Review Type All (8)Positive (7)Negative (1) Purchase Type All (8)Steam Purchasers (5) Other (3) Language All Languages (8)Your Languages (2) Customize Date Range To view reviews within a date range, please click and drag a selection on a graph above or click on a specific bar. Show graph LifetimeOnly Specific Range (Select on graph above)&nbspExclude Specific Range (Select on graph above)&nbsp Display As: SummaryMost HelpfulRecentFunny

Off-topic Review Activity When enabled, off-topic review activity will be filtered out. This defaults to your Review Score Setting. Read more about it in the blog post. Enabled

Show graph   Hide graph  

Filters

Excluding Off-topic Review Activity Playtime:

Loading reviews…

Loading reviews…

Loading reviews…

Loading reviews…

Loading reviews…

Loading reviews…

Ил-2 в игре

Исследование и прокачка

Исследуется на БШ-2 через двигатель AM-35A за 12500 опыта.

Рекомендуемая последовательность исследования модулей, и их установка:

  • Конструкцию Ил-2-1 (3000), что несколько увеличит прочность, манёвренность и скорость пикирования;
  • Пушки 37-мм Ш-37 (П) (7300), для увеличения огневой мощи, но перед этим нужно исследовать пушки 23-мм ВЯ-23 (К) за 6280 опыта;
  • Двигатель AM-38 (5940), которые дадут заметную прибавку скорости за счёт незначительной потери манёвренности;
  • Бомбы ФАБ-100 (1250), которые помогут нам в разрушении вражеских наземных целей;
  • Так же имеются ракеты РС-132 (3500), которые помогут нам в разрушении вражеских наземных целей,но перед этим нужно исследовать ракеты РОФС-82 за 2000 опыта.

Боевая эффективность

Штурмовик Для штурмовика важно больше вооружение, чем маневр и скорость. С самого начала боя уходим на перифирию, подальше от возможного столкновения с противником

Ввиду отсутствия заднего стрелка, до наземных целей противника, я бы советовал идти поверху, на высоте от 800 метров. Торопиться лететь первым тоже не следует, каждый истребитель первым делом высматривает слабоманевренные цели, и увидев первым Ил-2 скорее всего, сразу сядет ему на хвост. Не торопитесь, покружите немного над своей наземкой и начинайте следовать своим курсом, к этому времени бой скорее всего уйдет на малую высоту и Вы сможете беспрепятственно начать уничтожать наземные цели врага. Пользуйтесь мощным бомбовым и ракетным вооружением. Обычно на цель уходит не больше одной ФАБ-100 и двух РС-132. 37-мм пушки тоже отлично способствуют уничтожению «наземки».

Штурмовик-истребитель (подойдет для опытных игроков): Рекомендуется более легкое вооружение для повышения маневренности в бою. Бомбы и ракеты будут использоваться исключительно против воздушных целей. С самого начала боя, летим «по центру», встречая врага ракетами с 1200-1250 метров в лоб. Вступаем в маневренный бой, где нас будет спасать хорошая бронирование, а малая маневренность «Илюши» будет вынуждать врага летать менее крутыми виражами, что поможет союзнику сбить его. Таким образом, Сбрасывая бомбы под преследователей на малой высоте, Делая проходы в «лобовые» атаки, Догоняя противников ракетами, Сбивая легкие истребители мощным курсовым вооружением Ил-2 способен выступить грозным врагом в «собачьей свалке»

Достоинства:
  • высокая огневая мощь;
  • большой выбор вооружения;
  • крепкая броня.
Недостатки:
  • низкая маневренность;
  • отсутствие бортстрелка.

Оборудование, боекомплект и снаряжение

]

Оборудование
  • Улучшенный рефлекторный прицел l — добавит самолёту +10% к точности стрельбы.
  • Улучшенная обшивка ll — добавляет -20% к вероятности получения критического повреждения крыльев и хвоста, так же добавит +5% к прочности самолёта.
  • Усиленный каркас ll — -10% к вероятности получения критического повреждения двигателя, крыльев, экипажа и хвоста; +15% к прочности самолёта. Для ударных самолётов и тяжёлых истребителей.
Ленты боеприпасов

Универсальная лента — лента позволяющая вести эффективную стрельбу и имеющая небольшую вероятность нанесения критических повреждений или поджога.

Снаряжение

Стандартный набор снаряжения Пневматический перезапуск, Ручные огнетушители и Триммирование рулей.

Экипаж

Навыки экипажа
1 2 3 4 5
Пилот

Прокачка умений пилота:

«Огнеупорный» уменьшается длительность и урон от пожара на 10%

«Зоркий» увеличивается дальность обнаружения в секторе пилота на 20%

«Подрывник» урон от бомб и ракет и их область поражения увеличены на 15%

«Мастер защиты» увеличивает на 20% эффект от установленного оборудования: улучшенная обшивка, усиленный каркас, дополнительные бронелисты, искажающая окраска.

«Крейсерский полёт» если самолёт не получал урона в течение 20 секунд, то дальность обзора в секторе пилота увеличивается на 20%, а тяга двигателя и максимальная скорость увеличиваются на 3%. Складывается с действием умений «Знаток моторов» и «Зоркий». Действие умения заканчивается при начале атаки или при получении урона

Гром — мощные ракеты и бомбы.

Серьезные модификации штурмовика Ил-2

На втором опытном экземпляре была перекомпонована система охлаждения и смазки двигателя, установлены новые бронекорпус, крыло, оперение, шасси и четырехлопастной винт, внесены изменения в оборудование и органы управления.

Ил-1 – одноместный бронированный истребитель малых и средних высот. Спроектирован по заданию ГКО под новый двигатель АМ-42. Разработано новое цельнометаллическое крыло меньшей площади, улучшена форма бронекорпуса, фонаря кабины, обтекателей шасси. Новая кинематическая схема позволила убирать шасси полностью в центроплан, с поворотом колес назад по направлению полета.

Вооружение: две пушки ВЯ-23 (по 150 снарядов), в хвостовой части – кассета на 10 авиационных гранат, в перегрузку мог брать 200 кг бомб на наружной подвеске. В мае 1941 г. проходили испытания. На высоте 3260 м самолет развил скорость 580 км/ч. Легко выполнял все фигуры высшего пилотажа. Совершал вираж на вертикали за 20 сек. (Bf109G-2 – за 22-23 сек.). Серийно не выпускался, поскольку необходимость в таком самолете отпала.

Одновременно, под тем же обозначением, разрабатывался второй вариант самолета (будущий Ил-10).

• Справочник авиации •

Требования военных

После недолгих испытаний ЦКБ-55, которые успешно провел Владимир Коккинаки, ранее получивший известность благодаря своим беспосадочным перелетам на Дальний Восток и в Северную Америку, самолет приняли в серию под обозначением Ил-2. Поскольку военные потребовали увеличить дальность, усилить вооружение, поставить более мощный, но не высотный мотор АМ-38, то в результате появился одноместный вариант, который и встретил войну летом 1941 года. Правда, к этому времени выпустили всего 249 «Илов», а освоить машину успели лишь единицы летчиков.

Ожесточенные сражения подтвердили правоту замыслов Ильюшина — его штурмовик оказался чуть ли не единственной машиной, способной поражать наземные силы врага на линии фронта и в его ближнем тылу. Однако наряду с этим штурмовая авиация несла большие потери. Так, в наиболее жаркие дни Сталинградской битвы Ил-2 до своей гибели в среднем выполнял всего 13 самолето-вылетов. Поэтому наиболее частые и общие пожелания фронтовиков касались необходимости срочно ввести второго члена экипажа — стрелка для защиты задней полусферы.

Ил-2. Фото.


Теперь по порядку. Следует отметить, что Ил-2 фактически был первым самолетом, который был разработан конкретно как штурмовик, до этого во всех странах мира эту роль выполняли истребители, на которые навешивали тонны оружия и бронеплит. Красная армия на момент начала работ над Ил-2 имела военную доктрину схожую с немецкой – быстро атаковать, уничтожить и захватить. Для подобной доктрины самолеты класса Ил-2 на ряду, с истребителями, были востребованы больше всего. Поэтому к разработке нового самолета отнеслись более чем серьезно и даже разработали новую авиационную пушку специально для Ил-2 – ВЯ-23.

Именно она, будучи установленной в количестве двух единиц, в большей степени обусловила боевую эффективность «Ила», поскольку была точным и мощным орудием, подходящим для уничтожения всего вплоть до средних танков и катеров. Кроме того, на вооружении имелась пара пулеметов ШКАС, с феноменальной для того времени скорострельностью в 1800 выстрелов/минуту, которые просто выкашивали личный состав частей противника. Кроме этого, «Ил» вооружался еще одним относительно «свежим» изобретением – ракетами, в количестве от 4 и до 16 штук, которые имели название РС-82 или РС-132 (реактивный снаряд с калибром в миллиметрах). Оружие это было менее точным чем пушки, однако более точным нежели бомбы, поэтому оно заняло промежуточное место между ними.

Ну и также имелась возможность подвески бомб калибром до 250кг, которые еще больше повышали боевую эффективность данного самолета. Соответственно, Ил-2 обладал очень внушительным и разнообразным, а от этого весьма эффективным арсеналом, который вполне обеспечивал точечное поражение отдельных целей.

Теперь о живучести. Живучесть самолета – параметр, который определяет устойчивость самолета к попаданиям. Проще говоря, количество вражеского свинца, которое самолет способен проглотить и продолжить полет. Для штурмовика это важный параметр, ведь он летает низко над полем боя, на небольших скоростях и традиционно стреляет по нему все, что способно стрелять. Ил-2-  первый в мире самолет, который имел несущий бронекорпус, защищающий пилота и двигатель, до него бронелисты просто навешивались на самолет в некоторых местах.

Ил-2. Видео.

https://youtube.com/watch?v=cMHg1QHLggo

Подобная конструкция значительно выигрывает в весе, по сравнению с просто навешиванием стали, а значит, позволяет увеличить количество брони, без ухудшения летных характеристик самолета. Ил-2 имел броню, поддающуюся попаданиям лишь бронебойных снарядов калибром от 20мм и выше. Но не стоит считать, что сбить пулеметным огнем его было невозможно, ведь крылья и хвост машины не имели бронирования и были выполнены из дерева. Но тем не менее, живучесть Ил-2 была весьма высока, и еще больше возрастала благодаря высоким летным характеристикам, по показателям которых он мало уступал немецкому Bf-109E.

Не зря ведь в немецких наземных частях Ил-2 получил такие прозвища как «мясник» или «летающий танк», прозвища эти были вполне заслуженными.

Модификации Ил-2

На протяжении всей своей «биографии» бронированный штурмовик неоднократно модернизировался и перевооружался.

Известны следующие модификации этого самолета:

  1. Одноместный Ил-2 (ЦКБ-57). Первый серийный вариант штурмовика. Часть этих самолетов переделывалась в двухместные непосредственно в войсках, кустарными методами;
  2. Двухместный Ил-2. Производился, начиная с осени 1942 года. Двигатель оставался прежним – АМ-38, что обусловило существенное снижение маневренных характеристик самолета. В частности, время выполнения виража выросло до 49 секунд. Кабина стрелка и турель вызывали нарекания до конца войны, однако, усовершенствовать их, не останавливая массового производства, оказалось невозможно;
  3. Ил-2 АМ-38Ф. Серийный выпуск этой модификации начался с января 1943 года. Двухместный самолет оснащен форсированным двигателем, что позволило довести его основные характеристики до того же уровня, что и на одноместном штурмовике;
  4. Ил-2 «крыло со стрелкой», сокращенно — КСС, иногда упоминается как Ил-2 М3. Крупносерийная модификация со значительно измененной формой крыла и улучшенной благодаря этому центровкой. Кроме того, были улучшены аэродинамические характеристики самолета, а вместо прежних металлических баков устанавливались фибровые. Основным преимуществом этих емкостей стала их способность к самовосстановлению – мелкие пробоины затягивались особым составом, твердеющим при контакте с воздухом;
  5. Ил-2 НС-37. На этот вариант штурмовика вместо пушек ВЯ-23 устанавливались два орудия НС-37 калибром 37 мм. Боекомплект составлял 50 снарядов на ствол. Эти пушки были довольно громоздкими и тяжелыми, что привело к существенному снижению бомбовой нагрузки и максимальной скорости штурмовика. Построено было более тысячи таких Илов. Их старались применять против немецких танков, но практика показала, что наилучшим оружием для уничтожения бронетехники являются не пушки, а авиабомбы ПТАБ;
  6. Ил-2КР. Этот самолет снабжался фотоаппаратом, установленным в задней части фюзеляжа и специальной рацией, антенна которой монтировалась на кабине пилота. Основное предназначение Ил-2КР – корректировка артиллерийского огня и фоторазведка.

Существовало несколько несерийных модификаций штурмовика:

  1. Ил-2 НС-45. Еще одна попытка создания «противотанкового самолета». На крыле устанавливались авиационные пушки конструкции Нудельмана и Сураева калибром 45 мм. Испытания показали, что отдача этого орудия плохо воспринимается самолётом, а прицельная стрельба почти невозможна;
  2. Ил-2 ШФК-37. Результат переделки исходного одноместного штурмовика. Самолёт вооружили двумя крыльевыми пушками ШФК-37 калибра 37 мм. Штурмовик получил некоторый опыт боевого применения в декабре 1942 и январе 1943 года, но в серию не пошёл;
  3. Ил-2И. Модель создана в 1943 году под впечатлением от применения серийных Ил-2 против немецкой транспортной авиации, пытавшейся создать «воздушный мост» с окруженной группировкой немецких войск под Сталинградом. Самолет снова стал одноместным, его максимально облегчили, сняв даже крыльевые пулеметы ШКАС. Но «истребителя-бомбардировщика» не получилось – скорость машины оказалась недостаточной;
  4. Ил-2 М-82. Экспериментальный самолет, на который вместо двигателя АМ-38 установили мотор воздушного охлаждения М-82. Характеристики штурмовика в целом остались прежними, однако, серийно этот вариант не строился;
  5. Ил-2Т. Никаких документов, подтверждающих само существование этой модификации, не существует. По неподтвержденной информации, с самолета Ил-2 КСС сняли крыльевые пушки, а под фюзеляжем каким-то образом подвесили торпеду 45-36АН.

С этим читают