Фронтовой бомбардировщик ил-28

В сравнении с Bilek/Italeri

Просматривая фотки литников Bilek/Italeri я пришел к выводу, что Trumpeter взял за основу именно его. Членение всех деталей одинаковое. (приношу извинения, фото модели от Bilek взяты с официального сайта компании Bilek) Деталировка совпадает полностью. Различия между отливками были в расположении деталей на литниках и в том, что Bilek сделал капоты из 3-х деталей, а Трапм отлит капоты целиком. По идее, раз китайцы копировали чехов, то и точность у них должна была быть на уровне, ну или похуже. При просмотре не очень качественных фото литников с официального сайта Bilek возникло ощущение, что фюзеляж у чехов сделан более точно, но не более того. Качество остекления вероятно соответствующее. Остальные недостатки по мелочи китайцы скопировали с чехов. Ничего не могу сказать про косяк с размахом и угол установки мотогондол – тут надо иметь пластик Bilek под рукой.

Бывшие операторы

Страны-эксплуатанты Ил-28

Ил-28У ВВС Египта, 1981 год

Ил-28, ранее состоявший на вооружении ВВС Ирака, 2007 год

Ил-28 ВВС Польской Народной Республики заходит на посадку, 1959 год

Harbin H-5 на хранении на аэродроме в Тиране, 2007 год

  • СССР — начиная с 1950 года на вооружении ВВС и авиации ВМФ находилось около 1500 машин. Отлично зарекомендовал себя как учебно-боевой самолёт Тамбовского, Оренбургского лётных училищ и Челябинского училища штурманов.
  • Албания — в 1957 году был приобретён один Ил-28, который в 1971 году был обменян в Китае на H-5. Тот, в свою очередь, оставался в строю до 1992 года. Оба самолёта преимущественно использовались в качестве буксировщика мишеней.
  • Алжир — в 1964 году ВВС Алжира приобрели 12 Ил-28.
  • Афганистан — на вооружении 335-го смешанного авиаполка находилось до тридцати двух Ил-28, которые базировались в Шинданде. Ил-28 применялись в боевых действиях до января 1985 года, когда во время диверсии моджахедов с помощью подкупленной охраны в аэропорту практически все бомбардировщики были уничтожены.
  • Болгария — с 1955 по 1974 год на вооружении ВВС Болгарии находилось четырнадцать Ил-28Р и один Ил-28У.
  • Венгрия — ВВС Венгрии имели на вооружении один авиаполк Ил-28 (37 единиц).
  • Вьетнам — на вооружение 929-й бомбардировочной эскадрильи в 1966—1968 годах поступили двенадцать Ил-28, два Ил-28Р и два Ил-28У. Кроме этого, при захвате кампучийской авиабазы Почетонг 7 января 1979 года вьетнамцам достались два трофейных H-5.
  • ГДР ГДР
  • Египет — в общей сложности Египет приобрёл тридцать Ил-28, два Ил-28У и около пятидесяти чехословацких В-228 и CB-228. Первые десять Ил-28 прибыли в Египет в 1955 году, а к началу Шестидневной войны этими бомбардировщиками было укомплектовано четыре бомбардировочных и одна разведывательная эскадрилья. В середине 1970-х Илы были сняты с вооружения.
  • Индонезия
  • Ирак — 2-я бомбардировочная эскадрилья ВВС Ирака была вооружена бомбардировщиками Ил-28. Последние самолёты этого типа использовались как учебные до конца девяностых.
  • Южный Йемен — в 1962 году ВВС Южного Йемена получили небольшую партию бомбардировщиков Ил-28 из СССР.
  • Кампучия — после прихода Пол Пота к власти ВВС Кампучии получили несколько H-5.
  • КНДР — в самом конце войны в Корее ВВС КНДР получили Ил-28, а в конце 1960-х H-5 из Китая.
  • КНР — незадолго до окончания войны в Корее ВВС КНР начали получать бомбардировщики Ил-28, торпедоносцы Ил-28Т, разведчики Ил-28Р и учебные Ил-28У. После разрыва отношений с СССР, используя поставленные Ил-28 и документацию для проведения ремонтных работ, китайские инженеры восстановили технологию производства Ил-28, после чего самолёт запустили в серию. Один Ил-28 Китай обменял у Албании на H-5 собственного производства.
  • Куба — во время Карибского кризиса в 1962 году на Кубу были отправлены сорок два бомбардировщика Ил-28. Эскадрилья Ил-28А (шесть самолётов) из состава ВВС и торпедоносный авиаполк (тридцать самолётов) из состава ВМФ (5-й флот). Однако после разрешения кризисной ситуации бомбардировщики были возвращены в СССР.
  • Марокко — четыре Ил-28 были поставлены в 1961 году. Списаны вскоре после разрыва отношений между СССР и Марокко.
  • Нигерия — в 1969 году Нигерия получила шесть Ил-28.
  • Польша — с 1952 года ВВС Польши получили восемьдесят боевых Ил-28, а также шестнадцать учебно-тренировочных Ил-28У и несколько Ил-28Р. ВМС Польши получили Ил-28Т и Ил-28Р. Польше несколько Ил-28 своими силами переоборудованы в вариант, схожий с Ил-28РТР, для ведения радиотехнической разведки. Последние польские Ил-28 были сняты с вооружения в 1977 году.
  • Румыния — в 1955 году ВВС Румынии получили бомбардировщики Ил-28 и Ил-28У. Затем они были дополнены китайскими H-5 и HJ-5. H-5 и HJ-5 в качестве буксировщика мишеней использовали до 2001 года.
  • Сирия — в конце 1950-х ВВС Сирии получили небольшое количество Ил-28.
  • Сомали — в 1974 году ВВС Сомали получили до десяти Ил-28.
  • Финляндия — с 1960 года ВВС Финляндии эксплуатировали четыре разведывательных Ил-28Р, после 1966 года их использовали в качестве буксировщиков мишеней.
  • Чехословакия Чехословакия — первые Ил-28 прибыли в Чехословакию в 1955 году, ВВС Чехословакии получили также учебные и разведывательные самолёты. Кроме этого, Ил-28 строили в ЧССР по лицензии под обозначением B-228. С вооружения бомбардировочных полков Ил-28 сняли в 1966 году. В разведывательных частях и училищах они прослужили до 1973 года.

Вооружение и модификации Ил-28

Основным вооружением бомбардировщика были бомбы общей массой до 3 тонн. В перечень бомбового груза входили фугасные, зажигательные, осколочные, бетонобойные и иные боеприпасы. Оборонительное вооружение самолета состояло из четырех пушек калибра 23мм. Задняя полусфера была защищена кормовой установкой Ил-К6 с двумя пушками НР-23.


Ил-28 стал первым носителем атомной бомбы. Ею была 30-килотонная «Татьяна» («изделие 244Н») с зарядом РДС-4. Вес бомбы составлял 1,2 т. Чтобы нести ядерное оружие, самолет оснастили соответствующим оборудованием, включая аппаратуру, которая регистрирует параметры взрыва. В кабинах экипажа установили светозащитные шторки. Впервые самолет использовал ядерную авиабомбу 23 августа 1953 года. С него сбросили «Татьяну» с 11 километров, которая взорвалась в 600 метрах от земли на полигоне в Семипалатинске.

Таких бомбардировщиков было подготовлено более четырехсот. В сентябре 1954 года в Оренбургской области на Тоцком полигоне состоялись единственные учения с применением ядерного оружия. Задачей Ил-28 было сопровождение самолета-носителя бомбы Ту-4 и фотографирование выхода «специзделия» из его грузового отсека и последующего ядерного взрыва. Несколько бомбардировщиков были переоборудованы в радиационные разведчики, которые сменили радиоуправляемые Як-9В. В отличии от них, Илы пилотировались летчиками, а кабины самолетов были защищены свинцовыми плитами. Сам же самолет был непростой мишенью для истребителей. Высокая скорость и маневренность Ил-28 позволяла успешно отражать атаки из задней полусферы.

Бомбардировщик Ил-28 имел 17 модификаций:

  • Ил-28 — реактивный фронтовой бомбардировщик;

  • Ил-28А — фронтовой бомбардировщик, оборудованный для вооружения тактическими ядерными бомбами;

  • Ил-28ЗА — оборудованный для разведки погоды;

  • Ил-28ЛЛ — летающая лаборатория;

  • Ил-28М — радиоуправляемый самолет, предназначенный для использования в качестве мишени на учениях войск ПВО;

  • Ил-28П — «почтовая» модификация самолета;

  • Ил-28ПЛ — самолет, оборудованный для противолодочной борьбы;

  • Ил-28Р — фронтовой разведчик;

  • Ил-28РТР — предназначен для ведения радиотехнической разведки;

  • Ил-28РЭБ — модификация, предназначенная для ведения радиоэлектронной борьбы;


  • Ил-28С — экспериментальная модификация, оборудованная стреловидным крылом и двигателями ВК-5;

  • Ил-28Т — экспериментальная модель торпедоносца, не принимавшаяся на вооружение;

  • Ил-28У — учебно-тренировочный самолет;

  • Ил-28Ш — реактивный фронтовой штурмовик;

  • Ил-28 (БПЛА) — модификация самолёта на радиоуправлении. Разработки продолжались с 1956 по 1958 год и завершены не были;

  • Ил-28 на гусеничной тяге — модификация самолета для расширения его эксплуатационного потенциала в различных условиях;

  • Ил-28 для буксировки мишеней — на данной модификации отсутствует кормовая стрелковая установка, вместо которой закреплен трос длиной 2800 м, предназначенный для буксировки мишени.

Эксплуатация самолета в мире и дальнейшая судьба

Ил-28 оказался очень надежным самолетом, который прощал ошибки пилотирования. Им заменяли поршневые бомбардировщики Ту-2 и А-20 «Бостон» в строевых частях. Новый самолет быстро завоевал симпатии экипажей. Впервые в СССР уделили так много внимания условиям работы авиаторов. Люди, привыкшие к холодным и шумным кабинам поршневых бомбардировщиков, удивлялись комфорту на борту нового самолета, удобной компоновке и богатству оборудования. Летчики отмечали более простую технику пилотирования Ил-28, сравнивая с Ту-2, возросшую скорость и хорошую маневренность. Для штурманов самолет открыл новые приемы самолетовождения и бомбометания, особенно в сложных метеоусловиях. Технический состав получил простую в обслуживании машину. 

Помимо эксплуатации в СССР, самолет поставляли в Китай, где затем освоили его производство на авиационном заводе в Харбине и назвали Н-5. Шесть китайских машин было отправлено в Румынию, а в Финляндии летало 4 самолета Ил-28, которые являлись буксировщиками мишеней. Машина эксплуатировалась Китаем, Египтом, Алжиром, Болгарией, ГДР, Чехословакией, Северной Кореей, КНДР, Польшей, Вьетнамом, Ираком, Йеменом, Марокко, Кубой, Сомали, Сирией, Нигерией, Индонезией, Афганистаном, где самолет отлично проявил себя в условиях горной местности. Всего с 1949 по 1955 год в СССР было построено 6316 самолетов.

В начале 60-х годов по инициативе Никиты Хрущева началось массовое снятие Ил-28 с вооружения. Большое количество совсем новых машин было списано и варварски уничтожено бульдозерами прямо на стоянках, что вызвало резкую негативную реакцию всего личного состава авиаполка. Так же безжалостно ломались и судьбы тысяч авиаторов. Которых увольняли из ВВС.

Посчастливилось остаться немногим. Ветераны, которые пережили это, с болью вспоминают как хоронили свою мечту и со слезами на глазах прощались с самолетом, который стал для них надежным и верным другом. Часть самолетов была передана в летные училища и лишь малая часть уцелевших Ил-28 была переоборудована под буксировщики мишеней и эксплуатировалась до начала 1980-х годов. Еще часть самолетов была переоборудована в радиоуправляемые летающие мишени Ил-28М, которые использовались при практических стрельбах ракетчиков ПВО.

Ил-28 послужил и на гражданке, когда самолеты были отданы «Аэрофлоту», где использовались для доставки почты.

Таким образом, первый советский реактивный бомбардировщик зарекомендовал себя как неприхотливый и простой в управлении и обслуживании самолет, который находился на вооружении множества стран.

Описание конструкции

В конструкции самолёта широко применялся алюминиевый сплав (дюраль) Д16Т. Силовой набор фюзеляжа из шпангоутов и стрингеров. Кабина герметизирована и звукоизолирована. Крыло прямое, трапециевидное, моноблочное двухлонжеронное, с углом установки 3 град и поперечным V 38 мин. Профиль крыла — СР-5С с относительной толщиной 12 %. Механизация крыла — обычные закрылки с углом отклонения 50 град. на посадке и 20 — на взлёте. Для управления по крену использовались элероны. Киль и стабилизатор стреловидные, симметричного профиля NACA-00. Угол стреловидности киля по линии фокусов — 41 град, стабилизатора — 30 град. Управление триммером руля направления и элеронов — электрическое, триммера РВ — механическая тросовая проводка и шестеренчатые механизмы.

Вид на самолёт спереди. Хорошо видно обтекатели коробки агрегатов двигателей ВК-1

Двигатели ВК-1 установлены в гондолах под крылом. Управление двигателями — с помощью тросовой проводки. Раскрутка двигателей при запуске от электростартеров. Топливная система состоит из фюзеляжных мягких резиновых баков общей ёмкостью 7908 л.

Шасси трёхопорное, с воздушно-масляной амортизацией. Гидравлическая жидкость амортизаторов — спиртоглицериновая смесь Ил-660. Передняя нога убирается назад в фюзеляж, основные стойки — вперёд, в мотогондолы. Управление уборкой-выпуском шасси — от воздушной системы, позже заменённое на гидравлику.

Гидросистема применяется для привода тормозов колёс на основных стойках и привода закрылков. Гидронасос установлен только на левом двигателе. В качестве рабочей жидкости применяется масло МВП, около 45 литров. В случае отказа гидросистемы от пневмосистемы можно выпустить закрылки и использовать аварийное торможение колёс. Также воздухом открывались створки грузоотсека (бомболюка). Насосы воздушной системы установлены на обоих двигателях, кроме того, имеются аварийные баллоны со сжатым воздухом.

В качестве источников электроэнергии на самолёте установлены два стартер-генератора постоянного тока ГСР-9000 и две аккумуляторные батареи 12-А-30.

Радиооборудование самолёта — РЛС ПСБН-Н, радиокомпас АРК-5, радиовысотомеры РВ-2 и РВ-10, радиостанция РСИУ-3М, радиолокационный ответчик СРО, переговорное устройство СПУ-5.

Приборное оборудование — гирополукомпас ГПК-46, авиагоризонт АГК-47Б, гиромагнитный компас ДГМК-3, навигационный визир АБ-52, магнитный компас КИ-11, указатель поворота УП-2, часы АВР-М и АЧХО, высотомер ВД-17, указатель скорости КУС-1200, указатель числа М — МА-0,95. Также имелся автопилот АП-5.

На разведчиках устанавливалось фотооборудование: три АФА-33, АФА-75МК, АФА-БА-40, для перспективной съёмки. Ночные НАФА-31/50 и НАФА-31/25 были синхронизированы с фотографическими бомбами ФОТАБ-50-35/100-60 и осветительными САБ-100-55/1000-35. Информация с экрана РЛС ПСБН фиксировалась фотоприставкой ФРЛ-1М. В дальнейшем РЛС ПБСН была заменена на РЛС «Курс» (Постановление Правительства от 12 декабря 1953 года). На разведчики также ставился контейнер с дипольными отражателями типа АСО-28 и аппаратура помех «Натрий».

Кормовая турель со спаренными пушками НР-23

Бомбовое вооружение самолёта включало 12 бомб ФАБ-100 или 8 ФАБ-250М46 или две ФАБ-500М46 или одну ФАБ-1500М46 (ФАБ-3000М46), в грузоотсеке. На торпедоносец Ил-28Т можно было подвесить одну реактивную торпеду РАТ-52 в грузоотсек или мины — АМД-500, АМД-1000, «Лира», «Десна» и др. В дальнейшем применялась внешняя подвеска для двух торпед. Для торпедометания использовался прицел ПТН-45, для установки которого пришлось изменить остекление кабины штурмана. Стрелковое вооружение включало две неподвижные пушки НР-23 в носовой части фюзеляжа (на торпедоносцах и разведчиках стояла одна носовая пушка) и две пушки в кормовой дистанционной установке Ил-К6 (Ил-К8) с гидравлическим приводом.

Все самолёты окрашивались «серебрянкой», поставляемые на экспорт — в различные виды камуфляжа. Приборные доски чёрного цвета, ниши шасси и грузоотсек красились в серый цвет или просто не красились (только грунтовка светло-зелёного «травяного» цвета).

На стоянке из-за отсутствия давления в гидросистеме стволы пушек в корме самопроизвольно опускались вниз.

Из-за отсутствия какой либо автоматики запуска и розжига двигателей все операции приходилось выполнять вручную, каждый раз рискуя «сжечь» двигатель. Так как существовал существенный разброс параметров для каждого конкретного двигателя, то часто запуск перед вылетом производил не лётчик, а техник, как лицо наиболее знающее свою машину.

Самолет ИЛ-28. Фото.

Но даже это не послужило причиной остановки проекта. Дефекты была устранены и уже через 4 месяца была запущена серийная постройка. Экипаж ИЛ-28 состоял из 3-ох человек. Двигатели использовались уже отечественные, сделанные по примеру английских: турбореактивные ВК-1, общая тяга которых составляла 5400 кг. Максимальная взлетная масса была равна 23200 кг. Разгонялся бомбардировщик до 906 км/ч. Практический потолок равнялся 12400 метрам. Дальность полета составляла 2400 км. А вооружение состояло из 4 авиационных пушек НР-23 калибра 23 мм и различных авиабомб общей массой 3000 кг. Эти характеристики, а также то, что самолет был довольно простым в изготовлении, по сравнению с другими моделями, привело к тому, что его производством занималось целых 3 завода.

Самолет ИЛ-28. Характеристики.

Год принятия на вооружение 1958
Годы производства 1957 — 1959
Выпущено, единиц 149
Масс пустого, кг 10 500
Масса боевой нагрузки, кг 4000
Встроенная пушка 4×30 мм (DEFA)
Макс. взлётная масса, кг 20 800
Силовая установка 2 × SNECMA Atar 101ЕЗ
Максимальная тяга, кН 2 × 34,3
Макс. скорость, км/ч 950
Практ. дальность (без ПТБ), км 5400
Практический потолок, м 15 000

Благодаря опыту Второй Мировой Войны, авиаконструкторы смогли поместить экипаж так, чтобы обеспечивать безопасность, как им, так и самому бомбардировщику. Было введено дистанционное управление, а также автопилот. Это требовалось для того, чтобы пилот был только один, что позволило уменьшить размеры самолета, по сравнению с ИЛ-22. Также на самолете было установлено модернизированное навигационное оборудование.

Самолет ИЛ-28. Видео.

https://youtube.com/watch?v=qzcQklV-iNY

Все это привело к тому, что ИЛ-28 стал одним из самых известных, мощных, и любимых военными бомбардировщиком. На его примере было построено огромное количество аэропланов, испытаны многие ракеты, бомбы и прочие снаряды. Этот фронтовой бомбардировщик стал поистине легендарным и оставил величайший след в истории авиации СССР.

Боевое применение

Египетский Ил-28 наносит удар по позициям израильской армии в Синае во время войны на истощение

Впервые в бою Ил-28 участвовали в 1956 во время тройственной агрессии против Египта. Египетские Ил-28 нанесли несколько ударов по войскам противника в Синае. В частности, 31 октября были нанесены авиаудары Ил-28 на киббуц Гезер и авиабазу Лод. Бомбардировщики сбрасывали бомбы на холмы вдалеке от городов и деревень, не причиняя никому вреда. В Луксоре французская авиация уничтожила на земле 20 Ил-28.

Активно использовались Китаем для проведения разведки и нанесения ударов по территории Тайваня.

В декабре 1958 года египетские Ил-28 совершили несколько разведывательных вылетов возле израильского порта Эйлат.


В 1962 году египетские Ил-28 участвовали в Йеменской гражданской войне, нанося удары по монархистам и Саудовской Аравии. В июне 1966 года одиночный Ил-28 в сопровождении нескольких МиГ-17 ВВС ОАР разбомбил саудовскую авиабазу Хамис-Рашай. 17 июня 1967 года при взлёте с аэродрома Ходайда разбился египетский Ил-28. Собственные Ил-28 Йемен получил в ноябре 1967 года, это были 2 самолёта, специально оставленных египтянами, и несколько советских Ил-28, перегнанных через Судан на аэродром Ходайда. Из них была сформирована 112-я бомбардировочная эскадрилья. Ими были уничтожены несколько пропагандистских радиовышек роялистов. В начале 1968 года Ил-28 разбомбили скопление роялистов на горе Аабан, было убито и ранено больше 100 солдат. Бомбардировка велась ночью, и сначала Ил-28 подсветили цель осветительными авиабомбами, после чего был нанесен бомбовый удар. В результате было сорвано наступление роялистов на столицу.

Применялись ВВС Нигерии в ходе гражданской войны в 1969—1970-х годах. В частности, ими был разбомблен аэродром Ули, единственный в Биафре, который мог принимать тяжёлые самолёты. Нигерийцам были поставлены шесть Ил-28 которые пилотировали египетские и чехословацкие лётчики. Самолёты использовались для ковровых бомбардировок как гражданских, так и военных объектов на территории Биафры. После того, как жертвами стали более 2000 человек, налёты были прекращены.

В ходе Шестидневной войны большая часть арабских Ил-28 (27 египетских и 2 сирийских) была уничтожена внезапным ударом израильской авиации на аэродромах. Несмотря на потери на аэродромах, египетские Ил-28 стали взлетать и нанесли несколько десятков авиаударов по израильским войскам в Синае, при этом один бомбардировщик был сбит израильским Миражом.

Египетские Ил-28 активно использовались во время войны на Истощение в 1969—1970-х годах. Разведчики Ил-28 использовались для вскрытия мест расположения израильских ЗРК HAWK. Египетские самолёты провоцировали израильтян на запуски ракет ЗРК, после чего совершали уклонительные манёвры. В ходе этих действий израильтянам не удалось сбить ни одного Ил-28. В качестве бомбардировщиков египетские Ил-28 в ночь с 22 на 23 января 1970 года нанесли первый удар по Эль-Аришу, в результате которого было разрушено несколько зданий. В этот же день египетские «Илы» разбомбили израильских десантников, вторгшихся на остров Шеодан. Единственные потери от действий израильтян египетские Ил-28 понесли 25 апреля, когда пара египетских самолётов разбомбила израильский завод возле Эль-Ариша, оба бомбардировщика были сбиты истребителями F-4 и Мираж. Также один Ил-28 был сбит советскими зенитчиками.[источник не указан 482 дня]

Северовьетнамские Ил-28 (в том числе с советскими лётчиками)[источник не указан 482 дня] совершали боевые вылеты над Лаосом в 1971 году.

В ходе боевых действий на территории Кампучии в конце 1970-х годов Китай передал полпотовцам несколько Ил-28. При захвате авиабазы Почентонг 7 января 1979 года два Ил-28 стали трофеями вьетнамских войск, помогавших повстанцам.

Последний раз египетские Ил-28 участвовали в бою во время войны Судного дня, в частности, они бомбили опорный пункт «Будапешт», нанеся ощутимые потери противнику (это был единственный израильский опорный пункт, который египтяне так и не сумели взять).

В 1962 иракский Ил-28 залетел в воздушное пространство Турции и был сбит турецким истребителем F-84F.

Использовались ВВС Демократической Республики Афганистан в ходе Афганской войны, причём весьма успешно. Моджахедам не удалось сбить ни одного Ил-28. Все афганские Ил-28 были уничтожены в 1985 году в результате диверсии на авиабазе ВВС ДРА (Шинданд), было взорвано 11 самолетов, огонь перекинулся на остальные машины, и полк Ил-28 фактически прекратил свое существование.

Бомбардировщик Ил-28 — видео

https://youtube.com/watch?v=4ta0Nad7_4Q

Сравнительный анализ показал, что с помощью одной только кормовой пушечной установки можно отражать атаки современных истребителей. Это и определило основную компоновку самолета Ил-28. Таким образом, его проектирование началось «с хвоста». Эскизный проект самолета Ил-28 был утвержден 12 января 1948 г.Принятая схема оборонительного вооружения позволила сформировать экипаж из трех человек, это, в свою очередь, привело к уменьшению геометрических размеров. Уменьшение массы планера позволило применить два двигателя «Нин-1», вместо четырех, как у Ил-22. Для получения необходимой центровки двигатели компоновались в передних частях мотогондол. В них же поместили и основные стойки шасси с большими колесами. Прямоугольное крыло имело технологический разъем по плоскости хорд вдоль всего размаха. Продольный технологический разъем имелся и на фюзеляже. В итоге трудоемкость изготовления трехместного бомбардировщика приблизилась к таковой для одноместного истребителя.

Экипаж Ил-28 размещался в передней и задней герметизированных кабинах. Кресла пилота и штурмана в случае аварии катапультировались вверх. Стрелок-радист в аварийной ситуаций имел возможность воспользоваться нижним откидным люком. Сиденья штурмана, пилота и стрелка бронированы, общий вес брони достигает 454 кг. Оборонительное вооружение экипажа состояло из четырех пушек НР-23. Две устанавливались по бортам внизу носовой части фюзеляжа. Защита задней полусферы обеспечивалась кормовой установкой с двумя пушками.

Первый полет летчик-испытатель В.К. Коккинаки выполнил 8 июля 1948 г. По свидетельству ветеранов ОКБ, на стоянке к Ил-28 подошел А.Н. Туполев и спросил работавших на самолете специалистов: «А это чей незаконнорожденный ребенок?» Заводские и государственные испытания закончились с положительной оценкой. Одновременно с Ил-28 проводились испытания бомбардировщика Ту-14, и мнения военных разделились, какую машину запускать в серию. Дискуссия продолжалась у министра обороны СССР Н.А. Булганина, причем на этом совещании начальник ГК НИИ ВВС дал отрицательную оценку Ил-28 и настаивал на принятии в серию Ту-14. Решения тогда принято не было. Затем на специальном совещании у И.В. Сталина вопрос решился в пользу самолета С.В. Ильюшина.

8 августа 1949 г. впервые поднялся в воздух Ил-28 с двигателями ВК-1 и также был рекомендован в серию. Благодаря простоте и высокой технологичности конструкции завод № 30 в отдельные периоды выпускал более ста Ил-28 в месяц. Всего за шесть лет серийного производства в СССР было построено 6316 самолетов Ил-28 различных модификаций. Бомбардировщик Ил-28 состоял на вооружении не только в СССР, но и в ряде ВВС других стран (в 20 государствах). Самолеты строились серийно в Китае и Чехословакии. Бомбардировщики Ил-28 принимали участие и в боевых действиях. Боевое применение Ил-28 было в 1956 г. в Египте, в 1962 г. в Йемене, в 1967 г. против Израиля, в 1974 г. в Ираке.

Модификации Ил-28

Ил-28 — фронтовой бомбардировщик;

Ил-28У — учебно-тренировочный самолет;

Ил-28Р — фронтовой разведчик для дневной и ночной разведки; Ил-28Т — самолет-торпедоносец.


Сохранившиеся экземпляры

Фото Тип Бортовой номер Местонахождение
Ил-28 40 г. Токмак, Чуйская область, Киргизия
Ил-28 38 Скулте, Латвия
Ил-28 16 Центральный музей Вооружённых Сил, Москва
Ил-28 Музей Иркутского авиазавода, Иркутск
Ил-28 07 Музей военно-воздушных сил Северного флота, пос. Сафоново, Мурманская область
Ил-28 01 пос. Катунино, Архангельская область
Ил-28 01 Площадь им. Гагарина, Орск
Ил-28Р 33 Головной отраслевой музей истории гражданской авиации, Ульяновск
Ил-28Р 01 Музей техники Вадима Задорожного, Московская область
Ил-28Р 01 База Дальней авиации ВВС РФ, Тамбов
Ил-28 04 Центральный музей Военно-воздушных сил РФ, Монино
Ил-28 08 г. Петровск, Саратовская обл.
Ил-28У без б/н ул. Ильюшина, Вологда, Вологодская область
Ил-28 15 в/ч 95109, Выборг
Ил-28 21 Аллея авиаторов ГЛАУ, Кропивницкий, Украина
Ил-28 с. Чайкино, Джанкойский район, Украина
Ил-28 26 с. Вольное, Джанкойский район, Республика Крым
Ил-28 30 аэродром Балтимор, Воронеж
Ил-28 30 ЧВВАУШ, Челябинск
Ил-28 42 г. Черняховск, Калининградская обл.
Ил-28 55 пос. Чкаловск, Калининградская обл.
Ил-28 01 аэродром Кречевицы, Новгородская обл.
Ил-28У 0501 Прага, Чехия
Ил-28 6926 Прага, Чехия
Ил-28Р 2404 Letecke Historicke Spolecnosti, Вишков, Чехия
Ил-28 4 Познань, Польша
Ил-28Р 72 Музей польской авиации, Краков-Раковице, Польша
Ил-28У S3 Музей польской авиации, Краков-Раковице, Польша
Ил-28 10 Витково, Польша
Ил-28 47 Лодзь, Польша
Ил-28 52 Колобжег, Польша
Ил-28Р 69 Музей ВМС Польши, Гдыня, Польша
Ил-28Р 65 Muzeum katyńskie w Warszawie, Варшава, Польша
Ил-28Р NH-4 Центральный музей авиации, Финляндия
Ил-28Б 208 Музей авиации Бундесвера, Берлин, Германия
Ил-28 50 Военный музей, Джонув, Польша
Ил-28 Трёхгорный «г/к Каменный цветок», Россия, Челябинская область.
Ил-28 30 Шагол (аэродром), Челябинск, Россия
Ил-28 7 Parco Tematico-Museo della’Aviazione, Римини, Италия
Ил-28Р 43 Пловдив, Болгария
Ил-28 55 Сольнок, Венгрия
Harbin HJ-5 408 Фетешти, Румыния
Harbin H-5R 308 Фетешти, Румыния
Harbin H-5 Бакэу, Румыния
Ил-28 405 Бухарест, Румыния
Ил-28 038 Чхонджу, Южная Корея

Конструкция воздушной машины

Самый распространенный материал, который использовали в самолете, – дюраль Д16Т (алюминиевый сплав). Фюзеляж по обычаю набирался из стрингеров и шпангоутов. Кабина экипажа полностью звукоизолирована и герметизирована. Прямое, трапециевидное крыло моноблочное, двухлонжеронное. Имеет угол установки три градуса с поперечным V 38. Крыло спрофилировано (СР-5С) с толщиной в 12%. Установлены обычные закрылки. Элероны используются в качестве управления по крену. Стабилизатор и киль стреловидные, а их профиль NACA-00 симметричен. Триммер руля элеронов и направления управляется электрически, триммер РВ – механически (шестеренчатые механизмы и тросовая проводка).

Двигатели установили в гондолы под крыльями. Ими управляли тросовой проводкой. С помощью электростартеров осуществляется раскрутка каждого двигателя. Общая емкость топливных баков – 7908 л. Они выполнены из мягкой резины.

Шасси трехопорное, амортизация воздушно-масляная. Спиртоглицериновую смесь Ил-660 используют в качестве гидравлической жидкости для амортизаторов. Основные стойки шасси убираются вперед, в мотогондолы, передняя – назад, в фюзеляж. Управление уборкой и выпуском шасси осуществляется гидравлически.

Вся гидросистема используется для привода тормозов колес и привода закрылков. На левый двигатель установили гидронасос. Рабочая жидкость – масло МВП (45 л). С помощью пневмосистемы открываются створки бомболюка. В отличие от гидросистемы, воздушная система распределена насосами на оба двигателя.

Источниками электроэнергии для бомбардировщика служат 2 ГСР-9000 и 2 батареи 12-А-30. В состав радиооборудования на самолет установили РЛС ПСБН-Н, радиовысотомер РВ-2 и РВ-10, радиокомпас АРК-5, радиостанцию РСИУ-ЗМ, устройство переговорное СПУ-5 и ответчик радиолокационный СРО.

В состав приборного оборудования входят гирополукомпас ГПК-46, компас КИ-11, авиагоризонт АГК-47Б, навигационный визир АБ-52, ДГМК-3 – гиромагнитный компас, часы АЧХО и АВР-М, поворотный указатель УП-2, высотомер ВД-17, числовой указатель МА-0,95, автопилот АП-5 и указатель скорости КУС-1200.

На модифицированном Ил-28 по типу «разведчик» устанавливали фотооборудование: для перспективной съемки – АФА-75МК, АФА-33 и АФА-БА-40, для ночной – НАФА-31/25 и НАФА-31/50, фотографическую бомбу ФОТАБ-50-35/100-60, осветительную бомбу САБ-100-55/1000-35. С экрана РЛС ПСБН информация фиксировалась приставкой ФРЛ-1М. Спустя некоторое время РЛС ПСБН заменили на РЛС «Курс». Дополнительно в состав оборудования разведчика включили дипольные отражатели по типу АСО-28 и аппаратуру помех «Натрий».

Авиационные происшествия с участием самолёта

Памятный знак на месте катастрофы 12 сентября 1957 года

12 сентября 1957 года Ил-28 потерпел катастрофу во время испытательного полёта недалеко от села Покровское Московской области (ныне Вороновское поселение Москвы). Погибли три человека: лётчик-испытатель 3-го класса К. Б. Кабатов, штурман-испытатель В. Б. Горемыкин и бортрадист И. Н. Понкратьев.

В ночь с 21 на 22 января 1958 года самолёт-разведчик Ил-28Р во время учебного полёта при заходе на посадку врезался в гору Найборецкую в Долинском районе Сахалинской области. Погибли все четыре члена экипажа.

27 октября 1976 года при посадке на аэродром Тамбовского ВВАУЛ в условия ухудшающегося метеоминимума потерпел катастрофу Ил-28 под управлением начальника училища генерал-майора авиации Еремеева Юрия Александровича и штурмана — начальника политотдела училища. Летали в учебный полк в Мичуринске (15-20 минут полета). Воздушного стрелка-радиста в полет не брали и, когда он уже поздно ночью вернулся домой, то жена, увидев его в «глазок» двери, дважды падала без чувст. Уже в наше время в память об генерале Еремееве Ю.А. его именем назван сквер в бывшем военном городке училища.

Заключение

Ни один чертеж не является подлинной копией самолета. Все точности и неточности мы никогда не узнаем, косяки все относительны. Можно сказать как в фильме «по мотивам …». Я живу не на Ходынке и не в Монино, не работаю в ОКБ Ильюшина и не могу сдалать свой чертеж или проверить вживую косяки имеющихся чертежей. Многие косяки модели неисправимы. Некоторые если исправлять затронут общее восприятие модели. Мелочевку можно и доработать. Это уже на совести каждого, кто отважится сделать его модель. Один мой мудрый друг сказал «Правильный чертёж может быть только на плазе, все остальные перепечатки в определённой мере искажаются при web-обработке… Скрупулёзность должна быть разумной.» Поэтому каждый сам вправе принимать решения и выбирать тот объем переделок, после которых он может гордо поставить модель на полку. В этой статье я вынес свое личное мнение и анализ тех проблем, которые смог обнаружить. Мне это дало картину будущих работ на модели. Она гигантская, но если ограничиться по существу самыми важными переделками, то можно получить действительно Ил-28. Но цена будет несоизмерима. Модель эта непростая – новичкам доработки будут не под силу, а из коробки она просто собирается в «нечто похожее на Ил-28», а стендовики потеряют не один месяц исправляя бесчисленные косяки. На фоне своего прямого конкурента Ил-28 от Bilek/Italeri Trumpeter’овский Ил-28 смотрится на уровне, ни в чем не уступая, будучи нагло слизанной копией чехов. Его главный плюс в хорошем пластике, цене (разница минимиум в 2 раза) и общедоступности. Пока не появилась потенциально более серьезная и качественная модель, альтернативы Никте/Трумпитеру не будет как и решающего приговора по этой модели. А диагноз – при желании вылечим, но не все.

Итог

В мае 1949 г. у И. В. Сталина состоялось специальное заседание, на котором детально рассматривались характеристики самолета Ил 28. Ознакомившись с представленными данными и выслушав точку зрения военных, Сталин постановил Ил-28 принять на вооружение советской армии. С целью увеличить скорость самолета до 900 км/ч,конструкторы решили установить на него более мощный двигатель ВК-1, взлетная тяга которого составила 2700 кгс. В августе уже доработанный Ил-28 был направлен на государственные испытания повторно. Тестирование состоялось в Московском ВО.Широкой общественности показать самолет Ил 28 (фото данной авиационной единицы в статье) решили в День Победы в 1950 г. над Красной площадью.


С этим читают