Закупки

Создать воздушный экспресс

Далекой осенью 1943 года, вскоре после победы Красной армии в сражении на Курской дуге, Ильюшин наметил новое направление деятельности своего ОКБ — создание пассажирских самолетов для мирного неба. Это может показаться странным, поскольку, казалось, усилия всей авиапромышленности должны были быть направлены на удовлетворение нужд фронта в боевых самолетах. Однако подобная «непрофильная» работа шла, главный конструктор в январе 1944-го утвердил проект, а когда заместитель наркома по опытному самолетостроению и сам авиаконструктор Александр Яковлев доложил об этом Иосифу Сталину, тот идею одобрил, но сформулировал так: нам нужен воздушный экспресс на 10–12 пассажиров, способный преодолеть без посадки 4–5 тыс. км.


Сергей Ильюшин поставил перед собой и своими коллегами несколько иную задачу: создать самолет, способный заменить на трассах Ли-2 (выпускавшийся у нас по лицензии удачный американский «Дуглас» DC-3).

Вологодская мечта

Он был младшим, 11-м ребенком в крестьянской семье в вологодской деревне Дилялево. Поздний сын, поскребыш, как тогда говорили: матери будущего академика к тому времени уже исполнилось 44. Жили они небогато, но в церковно-приходскую школу мальчишка поступил уже грамотеем. Сергей Владимирович вспоминал: «Читать я научился рано — в шесть лет. Моими первыми книгами были Ветхий Завет и Новый Завет, часослов, журнал «Вестник Европы», который каким-то непонятным образом попал в нашу глухую вологодскую деревню».

В 15 лет Сергей ушел на заработки — как и многие его однолетки. Ильюшин скитался по городам и весям, пока не подвернулась работа, которая перевернула его жизнь. Крепкий парень, он устроился землекопом и чернорабочим на ипподроме. И не где-нибудь, а в самом Санкт-Петербурге.

И тут — на счастье — ипподром переоборудовали под летное поле, и во время первой авиационной недели в Петербурге в 1913 году Ильюшин с киркой, лопатой и метлой оказался в нужное время в нужном месте. С тех пор у него была одна цель. Во время Первой мировой Ильюшин окончил солдатскую школу летчиков Всероссийского императорского аэроклуба, а диплом пилота получил уже в республике, летом 1917 года. Потом — Красная армия, партийный билет РКП (б). Осенью 1921 года Ильюшин поступил в Институт инженеров Красного Воздушного флота. Сдал вступительные экзамены на тройки, но его все-таки приняли. Через год институт стал академией Воздушного флота имени профессора Н.Е. Жуковского, ему предоставили помещения Петровского дворца. Там Ильюшин — уже отличник и передовик — сконструировал свой первый планер «Мастяжарт» (Мастерские тяжелой артиллерии в Лефортово, где строился летательный аппарат, — кстати, увековеченный на советской почтовой марке 1982 года), стал участником всесоюзного слета планеристов в Коктебеле.

Дальнемагистральный и широкофюзеляжный

Перспективный лайнер Ил-96-400М, о котором говорится в сообщении ОАК, является глубокой модернизацией самолёта Ил-96-300. Решение о его разработке было принято в 2017 году.

«Президентом России по представлению коллегии Военно-промышленной комиссии России выделены средства для финансирования в 2018—2019 годах работ по модернизации региональных самолётов Ил-114-300 (20,4 млрд рублей), дальнемагистральных Ил-96-400М (17,2 млрд рублей) и двигателя нового поколения ПД-35 (7,8 млрд рублей)», — заявил в 2017 году на заседании авиационной коллегии тогдашний вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин.

  • Ил-96-400М в сборочном цехе

Почти два года спустя на заводе Воронежского авиастроительного объединения (ВАСО) была завершена стапельная сборка опытного образца судна. Полностью закончить строительство планируется в 2020 году. Как отмечают в ОАК, «в настоящее время завершается стыковка агрегатов планера и ведётся монтаж самолётных систем».

На 2021 год намечен первый полёт опытного образца и начало сертификационных испытаний Ил-96-400М.

Как отмечают представители ПАО «Ил», Ил-96-400М полностью состоит из российских комплектующих. Самолёт будет оборудован современным пилотажно-навигационным и радиосвязным оборудованием отечественного производства, которое будет соответствовать действующим и перспективным требованиям международных авиационных властей к системам навигации, наблюдения и связи.

На Ил-96-400М будут установлены российские двигатели ПС-90А1.

Пассажирский салон будет выполнен в трёх вариантах: трёхклассной и двухклассной компоновке на 305 и 350 кресел соответственно, а также в одноклассном исполнении на 402 места.

Среди отличий от ныне действующего Ил-96-300 стоит упомянуть изменение в конструкции лайнера. У Ил-96-400М фюзеляж будет длиннее на 9,35 м, что, как полагают эксперты, позволит повысить экономическую рентабельность судна за счёт большей вместимости.

По словам Юрия Грудинина, который ранее был гендиректором ПАО «Ил» (в июне 2020 года его сменил на этом посту Сергей Ярковой), создание Ил-96-400М позволит России сохранить и развить свои компетенции в области производства самолётов данного класса.

«Россия является одной из трёх стран, где существуют компетенции по разработке и производству широкофюзеляжных дальнемагистральных самолётов, и реализация проекта Ил-96-400М позволит нам ещё больше развить свои компетенции и сделать новый шаг в развитии отечественного самолётостроения больших пассажирских воздушных судов», — отметил Грудинин в интервью РИА Новости в июне 2019 года.

ил III[править]

ил

МФА: 

форма родительного падежа множественного числа существительного ила

Башкирскийправить

В башк. Википедии есть страница «ил».
падеж ед. ч. мн. ч.
Им. ил илдәр
Прит. илдең илдәрҙең
Д. илгә илдәргә
В. илде илдәрҙе
М. илдә илдәрҙә
Исх. илдән илдәрҙән
Принадлежность
лицо ед. ч. мн. ч.
1-е илем илебеҙ
2-е илең илегеҙ
3-е иле иле

ил

корень: -ил-

МФА:   (файл)

Семантические свойстваправить

  1. страна ◆ Сит ил — чужая страна; чужбина ◆ Беҙҙең илебеҙҙә Интернет түгел, гәзит барып етмәгән, почтальон аяғы баҫмаған мөйөштәр бар һаман. — В нашей стране ещё есть углы, куда не то что Интернет — газеты не доходят, (где) ещё не ступала нога почтальона. «Беҙ бер ҡандан…», 2011 г. // «Йәшлек» ◆ Алға киткән илдәрҙең барыһы ла тиерлек үҙҙәрендәге ауыл етештереүселәренә теге йәки был дәрәжәлә ярҙам күрһәтә, субсидиялай. — Практически все развитые страны в той или иной степени помогают своим сельским производителям, выделяют субсидии.
  2. край, местность (населённая людьми) ◆ Борон Урал арты башҡорттары илендә бик көслө батыр йәшәгән. — Давным-давно в краю зауральских башкир жил да был очень сильный батыр. («Курлыкающий журавль». Башкирская народная сказка)
  3. (свой) род, племя; народ ◆ Буранбай ҙа китте, иле ҡалды, // илкәйенә булды ла ҙур көйөк. — Буранбай уехал, его народ остался, и (это) стало для его народа большим горем. Башкирская народная песня «Буранбай».
  1. дәүләт
  2. ?
  3. ?
  1. ?
  2. ?
  3. ?

Гипонимыправить

  1. ?

Общетюркское; др.тюрк. *el «народ, страна».

Караимскийправить

ил

Существительное.

Корень: .

Семантические свойстваправить

  1. год ◆ Йанъгъы ил — Новый год

Гипонимыправить

Караимско-русско-польский словарь. Москва. 1974

Монгольскийправить

ил

Существительное.

Корень: .

Семантические свойстваправить

Гипонимыправить

Большой академический монгольско-русский словарь. Москва. 2002

В тат. Википедии есть страница «ил».

2013

Решения совета директоров (наблюдательного совета)

(doc, 16.2 Кб)

Проведение заседания совета директоров (наблюдательного совета) и его повестка дня

(doc, 15.2 Кб)

Решения совета директоров (наблюдательного совета)

(doc, 16.8 Кб)

Раскрытие в сети Интернет годовой бухгалтерской отчетности

(doc, 14.9 Кб)

Раскрытие в сети Интернет списка аффилированных лиц

(doc, 15.1 Кб)

Раскрытие в сети Интернет списка аффилированных лиц

(doc, 15.1 Кб)

Проведение заседания совета директоров (наблюдательного совета) и его повестка дня

(doc, 15.8 Кб)

Утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг

(doc, 18.7 Кб)

Проведение заседания совета директоров (наблюдательного совета) и его повестка дня

(doc, 16.5 Кб)

Раскрытие в сети Интернет годовой бухгалтерской отчетности

(doc, 15.7 Кб)

Раскрытие в сети Интернет годовой бухгалтерской отчетности

(doc, 15.9 Кб)

Раскрытие в сети Интернет списка аффилированных лиц

(doc, 16 Кб)

Раскрытие в сети Интернет списка аффилированных лиц

(doc, 16.3 Кб)

Решения совета директоров (наблюдательного совета)

(doc, 21.3 Кб)

Созыв общего собрания участников (акционеров)

(doc, 18.5 Кб)

Решения совета директоров (наблюдательного совета)

(doc, 18.4 Кб)

Решения совета директоров (наблюдательного совета)

(doc, 18.1 Кб)

Решения совета директоров (наблюдательного совета)

(doc, 25.8 Кб)

Дата закрытия реестра

(doc, 17.7 Кб)

Решения совета директоров (наблюдательного совета)

(doc, 18.4 Кб)

Решения совета директоров (наблюдательного совета)

(doc, 22.5 Кб)

Решения совета директоров (наблюдательного совета)


(doc, 22.5 Кб)

Раскрытие в сети Интернет годового отчета

(doc, 17.4 Кб)

Начисленные доходы по эмиссионным ценным бумагам эмитента

(doc, 19 Кб)

Решения общих собраний участников (акционеров)

(doc, 29.5 Кб)

Совершение эмитентом сделки, в совершении которой имеется заинтересованность

(doc, 19.7 Кб)

Совершение эмитентом сделки, в совершении которой имеется заинтересованность

(doc, 19.9 Кб)

Совершение эмитентом сделки, в совершении которой имеется заинтересованность

(doc, 20.1 Кб)

Совершение эмитентом сделки, в совершении которой имеется заинтересованность

(doc, 20.1 Кб)

Раскрытие в сети Интернет списка аффилированных лиц

(doc, 18.6 Кб)

Государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг

(doc, 22 Кб)

Проведение заседания совета директоров (наблюдательного совета) и его повестка дня

(doc, 20 Кб)

Дата начала размещения ценных бумаг

(doc, 21.7 Кб)

Решения совета директоров (наблюдательного совета)

(doc, 20.6 Кб)

Раскрытие эмитентом ежеквартального отчета

(doc, 19.6 Кб)

Проведение заседания совета директоров (наблюдательного совета) и его повестка дня

(doc, 19.6 Кб)

Решения совета директоров (наблюдательного совета)

(doc, 21.5 Кб)

Раскрытие в сети Интернет списка аффилированных лиц

(doc, 19.7 Кб)

Проведение заседания совета директоров (наблюдательного совета) и его повестка дня

(doc, 20.3 Кб)

Раскрытие эмитентом ежеквартального отчета

(doc, 20.2 Кб)

Проведение заседания совета директоров (наблюдательного совета) и его повестка дня

(doc, 20.8 Кб)

Решения совета директоров (наблюдательного совета)

(doc, 21.7 Кб)

Сообщение об итогах осуществления преимущественного права приобретения размещаемых ценных бумаг

(doc, 21.7 Кб)

Проведение заседания совета директоров (наблюдательного совета) и его повестка дня

(doc, 20.9 Кб)

Изменение размера доли участия члена органа управления эмитента в его уставном капитале

(doc, 22.6 Кб)

Решения совета директоров (наблюдательного совета)

(doc, 23.1 Кб)

Проведение заседания совета директоров (наблюдательного совета) и его повестка дня

(doc, 21.5 Кб)

Решения совета директоров (наблюдательного совета)

(doc, 23.8 Кб)

Проведение заседания совета директоров (наблюдательного совета) и его повестка дня

(doc, 21.7 Кб)

Проведение заседания совета директоров (наблюдательного совета) и его повестка дня

(doc, 21.8 Кб)

Раскрытие в сети Интернет списка аффилированных лиц

(doc, 21.8 Кб)

Проведение заседания совета директоров (наблюдательного совета) и его повестка дня

(doc, 14.8 Кб)

Раскрытие эмитентом ежеквартального отчета

(doc, 14.4 Кб)

Принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг

(doc, 15.8 Кб)

Решения общих собраний участников (акционеров)

(doc, 16.4 Кб)

Раскрытие в сети Интернет списка аффилированных лиц

(doc, 13.7 Кб)

Признание

Бюст С. В. Ильюшина в Вологде

Премии

  • Сталинская премия второй степени (март 1941) — за создание бронированного штурмовика Ил-2
  • Сталинская премия первой степени (август 1941) — за создание бронированного штурмовика Ил-2
  • Сталинская премия первой степени (1943) — за модификации и усовершенствование конструкции боевых самолётов
  • Сталинская премия первой степени (1946) — за разработку конструкции нового самолёта-штурмовика Ил-10 и коренное усовершенствование штурмовика Ил-2
  • Сталинская премия второй степени (1947) — за разработку конструкции многоместного пассажирского самолёта Ил-12
  • Сталинская премия первой степени (1950) — за разработки в области самолётостроения
  • Сталинская премия второй степени (1951) — за выдающиеся изобретения и коренные усовершенствования в области машиностроения (за создание реактивного бомбардировщика Ил-28)
  • Ленинская премия (1960) — за создание пассажирского самолёта Ил-18
  • Государственная премия СССР (1971) — за создание дальнего противолодочного самолёта Ил-38

Награды

  • трижды Герой Социалистического Труда (25.11.1941, 12.07.1957, 29.03.1974)
  • восемь орденов Ленина (30.12.1936, 25.11.1941, 21.02.1945, 02.07.1945, 30.03.1954, 30.03.1964, 26.04.1971, 29.03.1974)
  • орден Октябрьской Революции (02.10.1969)
  • два ордена Красного Знамени (03.10.1944, 15.11.1950)
  • орден Суворова 1-й степени (16.09.1945)
  • орден Суворова 2-й степени (19.08.1944)
  • орден Трудового Красного Знамени (05.03.1939)
  • два ордена Красной Звезды (17.08.1933, 28.10.1967)
  • Орден Возрождения Польши 5-й степени (1969)
  • Золотая авиационная медаль ФАИ (1968)
  • Медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
  • Медаль «За оборону Москвы»
  • Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Юбилейная медаль «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Юбилейная медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Медаль «За победу над Японией»
  • Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Медаль «Ветеран Вооружённых Сил СССР»
  • Юбилейная медаль «XX лет Рабоче-Крестьянской Красной Армии»
  • Юбилейная медаль «30 лет Советской Армии и Флота»
  • Юбилейная медаль «40 лет Вооружённых Сил СССР»
  • Юбилейная медаль «50 лет Вооружённых Сил СССР»
  • Медаль «В память 800-летия Москвы»

2015

Раскрытие в сети Интернет списка аффилированных лиц

(doc, 26.6 Кб)

Решения совета директоров (наблюдательного совета)

(doc, 27.9 Кб)

Решения совета директоров (наблюдательного совета)

(doc, 35.5 Кб)

Проведение заседания совета директоров (наблюдательного совета) и его повестка дня

(doc, 27.6 Кб)

Раскрытие эмитентом ежеквартального отчета


(doc, 27.3 Кб)

Решения совета директоров (наблюдательного совета)

(doc, 28.1 Кб)

Приостановление размещения эмиссионных ценных бумаг

(doc, 29.9 Кб)

Проведение заседания совета директоров (наблюдательного совета) и его повестка дня

(doc, 28 Кб)

Раскрытие в сети Интернет годовой бухгалтерской отчетности

(doc, 27.9 Кб)

Проведение заседания совета директоров (наблюдательного совета) и его повестка дня

(doc, 28.5 Кб)

Возобновление размещения эмиссионных ценных бумаг

(doc, 33.3 Кб)

Раскрытие в сети Интернет списка аффилированных лиц

(doc, 28.2 Кб)

Проведение заседания совета директоров (наблюдательного совета) и его повестка дня

(doc, 28.8 Кб)

Проведение заседания совета директоров (наблюдательного совета) и его повестка дня

(doc, 28.8 Кб)

Дата, на которую определяются лица, имеющие право на осуществление прав по именным эмиссионным ценным бумагам

(doc, 29.5 Кб)

Созыв общего собрания участников (акционеров)

(doc, 29.7 Кб)

Проведение заседания совета директоров (наблюдательного совета) и его повестка дня

(doc, 29.4 Кб)

Проведение заседания совета директоров (наблюдательного совета) и его повестка дня

(doc, 29.5 Кб)

Решения совета директоров (наблюдательного совета)

(doc, 31.1 Кб)

Проведение заседания совета директоров (наблюдательного совета) и его повестка дня

(doc, 29.7 Кб)

Проведение заседания совета директоров (наблюдательного совета) и его повестка дня

(doc, 31.5 Кб)

Проведение заседания совета директоров (наблюдательного совета) и его повестка дня

(doc, 32.3 Кб)

Раскрытие эмитентом ежеквартального отчета

(doc, 31.8 Кб)

Возобновление размещения эмиссионных ценных бумаг

(doc, 37 Кб)

Приостановление размещения эмиссионных ценных бумаг

(doc, 34.3 Кб)

Решения совета директоров (наблюдательного совета)

(doc, 34 Кб)

Решения совета директоров (наблюдательного совета)

(doc, 43.5 Кб)

Раскрытие в сети Интернет списка аффилированных лиц

(doc, 32.7 Кб)

Проведение заседания совета директоров (наблюдательного совета) и его повестка дня

(doc, 33.4 Кб)

Решения совета директоров (наблюдательного совета)

(doc, 38.3 Кб)

Проведение заседания совета директоров (наблюдательного совета) и его повестка дня

(doc, 33.2 Кб)

Приостановление размещения эмиссионных ценных бумаг

(doc, 35.4 Кб)

Раскрытие эмитентом ежеквартального отчета

(doc, 33.6 Кб)

Возобновление размещения эмиссионных ценных бумаг

(doc, 37.6 Кб)

Нужны как воздух

Ил-2 — не просто самолет, это крылатый символ Великой Отечественной. С этим штурмовиком Красная армия прошла всю войну. Пехота прозвала бронированную машину весом в четыре с лишним тонны летающим танком. «Самолеты Ил-2 нужны нашей Красной армии теперь как воздух, как хлеб», — писал Сталин. Герой Советского Союза Нельсон Степанян именно на этих машинах потопил 13 немецких судов, сбил 27 самолетов, уничтожил пять мостов и привел в негодность почти 700 единиц вражеской боевой техники.

Ильюшин

Штурмовик Ил-2 в небе

Фото: РИА Новости

На «Илах» летал во время войны и Георгий Береговой — единственный в истории летчик, награжденный звездами героя и за фронт, и за космический полет. Ему принадлежит и самый, пожалуй, выразительный отзыв о «летающем танке»: «Сделан был Ил-2 добротно. Отличная машина! Мужицкая, потому что неприхотлива, надежна. Горели мы, конечно, ведь в лоб фашиста расстреливали, но Ил спасал нас, потому что можно было сесть и на болоте, и в лесу, и на переднем крае… Бронированный корпус берег летчика… Лопасти винта погнешь на вынужденной, а потом на аэродроме механик берет кувалду, выправит, ну и снова летишь… В общем, нашенская была машина, она выручала не раз, а потому ей, а значит, и Ильюшину, жизнью своей обязан!»

307 боевых вылетов в годы Великой Отечественной совершил Василий Васильевич Решетников — старейший из ныне живущих Героев Советского Союза. Летал он за штурвалом другой ильюшинской машины, дальнего бомбардировщика Ил-4 (ДБ-3Ф).

В начале войны и за фронтовые, и за тыловые заслуги награждали скупо. Но вскоре после парада 7 ноября 1941 года, когда участь битвы за Москву еще не решилась, вышел указ о награждении Ильюшина званием Героя Социалистического Труда. В годы войны наши заводы выпустили около 137 тыс. самолетов. Из них 48 тыс. — больше трети — «Илы»!

Ильюшин

Самолет Ил-28 на аэродроме, 1960 год

Фото: РИА Новости/Душкин

Самый массовый реактивный бомбардировщик в истории авиации — это тоже творение Ильюшина, Ил-28. Еще одна передовая машина, сохранявшая лидерство в своем классе с конца 1940-х годов до середины 1950-х. Ил-28 размещались и на Кубе накануне Карибского кризиса. А на Новой Земле ильюшинские бомбардировщики участвовали в непосредственных испытаниях атомного оружия.

Стоит ли удивляться, что и по количеству регалий вологжанин обогнал всех коллег, включая собственных учителей? Академик, генерал-полковник. Семь Сталинских премий, одна Государственная, Ленинская премия, три звезды Героя Труда.

Память

  • В деревне Дилялево сохранился дом, в котором С. В. Ильюшин жил во время летних отпусков в 1950—1970-х годах.
  • В посёлке Можайское (12 километров от Вологды) в Доме-музее А. Ф. Можайского имеется обширная экспозиция, посвящённая жизни и деятельности С. В. Ильюшина.
  • Материалы о жизни и деятельности С. В. Ильюшина представлены в зале боевой славы районного краеведческого музея с. Кубенское.
  • В Вологде (на пересечении улиц Мира и Благовещенской, открыт 17 января 1977 года, скульптор — О. М. Мазинер, архитектор И. Рожин) и в Москве установлены бронзовые бюсты С. В. Ильюшина.
  • Именем Ильюшина названы улицы в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Вологде, Тюмени, Кубенском.
  • В 1984 году была выпущена почтовая марка СССР, посвящённая Ильюшину (приурочена к 90-летию со дня рождения); в 2019 году — почтовый блок России.
  • 8 мая 2020 года в деревне Березник был открыт памятник С. В. Ильюшину.

Лайнер с непростой судьбой

Первый полёт опытный образец Ил-96-300 совершил 28 сентября 1988 года, а четыре года спустя ему был выдан сертификат лётной годности. Пассажирские перевозки начались в июле 1993 года.


На момент создания лайнер соответствовал всем современным технологиям, отмечают эксперты, однако экономические трудности, обусловленные распадом СССР, помешали данному перспективному проекту развиваться.

  • Ил-96-300
  • РИА Новости

Негативно сказался на его судьбе и высокий расход топлива по сравнению с зарубежными аналогами, который объясняется наличием четырёх двигателей, а не двух, как у аналогичных моделей Boeing и Airbus.

В итоге в 2009 году тогдашний глава Минпромторга Виктор Христенко объявил о снятии лайнера с производства. Однако через семь лет, в условиях санкций, данное решение было пересмотрено. По словам экспертов, в руководстве страны признали, что государству нужен собственный дальнемагистральный лайнер. Выпуск обновлённого самолёта поручили ВАСО, на котором для этих целей была проведена модернизация производства.

По мнению заслуженного лётчика РФ заместителя главного редактора журнала «Авиапанорама» Владимира Попова, в случае если на Ил-96-400 со временем появится схема с двумя двигателями большей тяги, самолёт станет экономичней.

Также по теме Наследник Ту-144: как развивается проект российского гражданского сверхзвукового самолёта В России сформировано техническое предложение по проекту перспективного сверхзвукового гражданского самолёта (СГС) «Стриж». Об этом…

«Можно заменить четырёхдвигательную систему этого самолёта на двухдвигательную, и тогда это будет один из самых экономичных и удачных российских проектов», — сказал эксперт в интервью RT.

Он также отметил, что Ил-96-400М во многом будет новым самолётом.

«Базовые Ил-96 — это достаточно эффективные и надёжные машины. Потребность в таких лайнерах есть. Если будет сделана глубокая модернизация, то получится почти новое воздушное судно, которое отвечает всем требованиям XXI века: и по авионике, и по двигателям, и по экономическим соображениям», — рассказал Попов.

«Если пытаться реализовывать этот проект и параллельно заниматься вопросами сервисного обслуживания, то Ил-96-400М может оказаться востребованным и за рубежом», — полагает военный эксперт Юрий Кнутов.

Аналогичной точки зрения придерживается и Владимир Попов. 

«Мы в своё время занимали передовые позиции не только в военной авиации, но и в гражданской. Наши самолёты летали по всему миру. А потом, в конце 1990-х и начале 2000-х годов всё было фактически уничтожено. К счастью, сейчас мы начинаем возрождать наш потенциал в этой области», — заключил эксперт.

Биография

Родился 31 марта 1927 года в Москве. Отец — С. В. Ильюшин (1894—1977), авиаконструктор, организатор и многолетний руководитель одного из наиболее известных в мире конструкторских бюро. Мать — Раиса Михайловна Ильюшина (Жалковская; 1897—1972). Сестра — Ирина Сергеевна Орехович (Ильюшина; род. 1920); сводный брат — Сергей Сергеевич Ильюшин (род. 1947), авиаинженер; сводный брат — Александр Сергеевич Ильюшин (род. 1955), авиаинженер. Супруга — Натела Константиновна Ильюшина (Джапаридзе; род. 1929), кандидат геолого-минералогических наук. Дочь от первого брака со Светланой Вячеславовной Молотовой, дочерью В. М. Молотова — Лариса Алексеевна Скрябина-Королева (Ильюшина; род. 1950), литературный переводчик. Дочь — Марина Владимировна Ильюшина (род. 1955), педагог.

Окончил Военно-Воздушную инженерную академию имени Жуковского (1951), Школу лётчиков-испытателей Министерства авиационной промышленности (1953).

Летал с 1943 по 1981 годы на 145 типах самолетов и вертолетов и их модификациях. С 1953 по 1957 годы — лётчик-испытатель ЛИИ.

С 1957 года — в ОКБ Сухого: лётчик-испытатель (шеф-пилот фирмы), заместитель главного конструктора (с 1972 года), консультант — член Совета Старейшин (с 2000 года).

За время работы в ОКБ Сухого поднял впервые 12 опытных самолетов: от Су-9 до Су-27.

Поднял впервые в воздух и успешно провел начальный этап лётных испытаний уникального экспериментального тяжелого сверхзвукового бомбардировщика «проект-100» (Т-4, «Сотка»), разработанного в ОКБ П. О. Сухого. По неизвестным причинам испытания самолёта были прерваны и остановлены после 10-го успешного полёта. Однако имеются непроверенные сведения, что причиной прекращения работ по самолёту стали закулисные интриги А.Н.Туполева и его окружения. Это было вызвано тем, что у Туполева готовились осуществлять проект бомбардировщика Ту-160 и стремились устранить успешного конкурента.

В июле 1959 года на боевом самолёте Владимир Ильюшин установил мировой рекорд на динамический потолок, взяв высоту 28857 метров (по другим данным, 23852 метров). За это Ильюшин был удостоен звания Героя Советского Союза. Также он установил и абсолютный мировой рекорд высоты горизонтального полёта — 21170 метров (1961 год).

Скончался 1 марта 2010 года, не дожив 30 дней до своего 83-летия. Похоронен 4 марта 2010 года на Химкинском кладбище Москвы.

Политическая деятельность

В 1985-м переведен в Москву, где стал инструктором Отдела оргпартийной работы Центрального Комитета КПСС. В этот же период освоил специальность «Обществоведение» в Академии общественных наук (ныне – Российская академия народного хозяйства и государственной службы), завершил обучение в 1986 году.

В том же году вновь стал работать под началом Бориса Ельцина, который в этот период стал первым секретарем Московского городского комитета Компартии СССР. Илюшин стал помощником Бориса Николаевича. Спустя год будущий президент оставил этот пост, и Виктор Васильевич вернулся в Отдел оргпартийной работы ЦК КПСС на прежнюю инструкторскую должность.

В марте 1988 года был направлен в зарубежную командировку в Республику Афганистан. В этой южной стране Илюшин Виктор Васильевич занимал должность советника в аппарате Центрального Комитета Народно-демократической партии Афганистана. Вернулся обратно в Москву в октябре того же года.

В 1990 году вновь вернулся в команду Бориса Ельцина, возглавившего уже Верховный Совет Российской Федеративной Социалистической Советской Республики, и занял место руководителя секретариата. Принимал самое непосредственное участие в избирательной компании Бориса Николаевича и агитации за него.

После провала ГКЧП в августе 1991-го вышел из состава Компартии Советского Союза. Он заявил, что задолго до этого прекратил уплачивать членские взносы.

Летом 1991-го стал секретарем Президента России Бориса Николаевича Ельцина, а в мае 1992-го, когда секретариат был окончательно упразднен, первым помощником Ельцина стал Виктор Васильевич Илюшин. Первый помощник Ельцина, по имеющимся данным, решал вопросы о встречах главы государства с кем-либо из министров, уточняя график работы своего начальника.

Осенью 1993-го был одним из авторов печально известного «Указа №1400» о роспуске Верховного Совета, следствием которого стали трагические события в Москве в начале октября 1993 года.

После того, как в июле 1996-го Ельцин во второй раз становится президентом, Илюшин покидает его команду. 14 августа того же года он перешел на работу в Правительство РФ и стал заместителем тогдашнего премьер-министра Виктора Черномырдина по социальной политике, сместив на этом посту Юрия Ярова.

Спустя месяц занял должность зампреда Оргкомитета по подготовке Санкт-Петербурга к участию в конкурсе городов — потенциальных кандидатов на право проведения у себя Олимпиады 2004 года (которые в итоге были проведены в Афинах).

В октябре того же года возглавил Комиссию по делам ЮНЕСКО, а в ноябре стал руководителем правительственной комиссии по борьбе с употреблением и незаконным распространением наркотиков.

17 марта 1997-го снят с должности зампреда Главы правительства, его пост возглавил молодой политик Борис Ефимович Немцов. С этого же периода начинается фактический выход Илюшина из большой политики.

Последние тенденции развития и награды

В 1990-х годах с распадом Союза предприятию пришлось начинать работу в тяжелых экономических условиях.

С 2005 года должность генерального конструктора Авиакомплекса переходит к В.В. Ливанову, который по совместительству с 1995 г. является Генеральным директором предприятия, а до этого с 1988 г. возглавлял завод.

В нынешнее время приоритеты в работе ОАО «Ил» − это разработка военно-транспортных и грузовых самолетов.

В начале осени 2012 г. начались испытания глубоко модернизированной версии Ил–76МД–90А. Серийный выпуск этого самолета проходит в России с задействованием технологии цифрового трехмерного проектирования. Конструкции и системы аппарата значительно улучшены по сравнению с базовым вариантом. За разработку данного самолета Авиакомплекс получил Национальную награду в номинации «Золотая идея».

В 2012 г. было налажено сотрудничество с индийской компанией HAL и ОАО «ОАК-ТС» по разработке нового транспортного многоцелевого самолета.

Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина был награжден за заслуги перед отечеством следующими орденами:

  • Ленина – в 1942 году;

  • Боевого Красного Знамени – 1944 г.;

  • Трудового Красного знамени – 1969 г.;

  • Октябрьской Революции – в 1983 году.

Многих сотрудников этого предприятия в разное время наградили медалями и орденами. В частности звание «Герой Социалистического труда» получили шесть человек. Звания «Герой Советского Союза» и «Герой Российской Федерации» носят десять летчиков-испытателей. Среди них В.К. Коккинаки стал единственным летчиком-испытателем, который получил такое звание два раза.

За разработку самолетов Ил-96-300, Ил-86, Ил-76, Ил-62, Ил-38, Ил-18, Ил-28, Ил-2 в разное время сотрудники ильюшинского КБ получили Государственные и Ленинские премии.

На сегодняшний день ильюшинцами построены мощные кооперативные связи с крупнейшими производителями комплектующих авиатехники, научно-исследовательскими центрами и авиакомпаниями. Предприятие выполняет разработку, модернизацию, испытания, подготовку, сопровождение изготовления образцов авиатехники и поддержание эксплуатационной летной пригодности ранее произведенных воздушных судов «Ил».

Авиационный комплекс им. Ильюшина имеет отрицательный показатель дохода, но это не мешает ему продолжать функционировать, удерживая высокие позиции на мировом и отечественном рынках авиационной техники.


С этим читают