Музейлермонтовское «бородино» в иллюстрациях юных художников

Легенды нашего века

Не остывает интерес к минувшим победам русского духа над обстоятельствами и сегодня. В начале XXI века посвятил событиям Бородино картины российский художник Юрий Аверьянов.


На одном из полотен художник запечатлел легендарное событие, когда в момент отражения горячей атаки генерал Костенецкий, подобно былинному богатырю, схватил в руки артиллерийский банник и стал сокрушительными ударами сбивать вражеских всадников. Примеру командира последовали и бойцы, орудуя тем, что попадалось под руку. Атака была отбита, а славный генерал впоследствии получил орден Святого Георгия. Фантастическая палитра, выверенная композиция, детальность полотен Аверьянова делают его картины одинаково интересными для школьника и умудренного историка.

Предыстория сражения

Отечественная война 1812 года на начальном этапе развивалась крайне негативно для российской армии, которая постоянно отступала, отказываясь принять генеральное сражение. Такой ход развития событий воспринимался армией крайне негативно, поскольку солдаты хотели принять битву как можно скорее разбить армию противника. Главнокомандующий Барклай-де-Толли прекрасно понимал, что в открытом генеральном сражении наполеоновская армия, которая считалась в Европе непобедимой, будет иметь колоссальное преимущество. Поэтому он избрал тактику отступления, с целью измотать войска противника, и только потом принять сражение. Такой ход событий не вызывал доверия у солдат, вследствие чего главнокомандующим был назначен Михаил Илларионович Кутузов. В результате произошло несколько знаковых событий, которые предопределили предпосылки Бородинского сражения:

  • Армия Наполеона продвигалась вглубь страны с большими осложнениями. Российские генералы отказывалась от генерального сражения, но активно ввязывалась в мелкие бои, а также очень активно велись боевые действия партизаны. Поэтому к моменту начала Бородино (конец августа — начало сентября) армия Бонапарта уже была не такой грозной и существенно измотанной.
  • Из глубины страны были подтянуты резервы. Поэтому армия Кутузова по численности была уже сопоставима с французской армией, что позволило главнокомандующему рассмотреть возможность практического вступления в битву.

Александр 1, который к тому моменту по просьбе армии оставил пост главнокомандующего, позволил Кутузову самостоятельно принимать решения, настойчиво требовал, чтобы генерал как можно скорее принял сражение и остановил продвижения армии Наполеона вглубь страны. В результате 22 августа 1812 года Российская армия начала отступление от Смоленска в направлении села Бородино, которое располагается в 125 километрах от Москвы. Место было идеальным, чтобы принять бой, поскольку в районе Бородино можно было организовать отличную оборону. Кутузов понимал, что Наполеон находится всего в нескольких днях ходьбы, поэтому бросила все силы на то, чтобы укрепить этот район и занять наиболее выгодные позиции.

Соотношение сил и средств

Удивительно, но большинство историков, которые занимаются изучением Бородинской битвы, до сих пор спорят о точной численность войск, противоборствующих сторон. Общие тенденции в этом вопросе таковы, что чем новее исследование, тем больше данных, говорящих что русская армия имела незначительный перевес. Однако, если рассматривать советские энциклопедии, то там представлены следующие данные, в которых представлены участники Бородинского сражения:

  • Российская армия. Командующий — Михаил Илларионович Кутузов. В его распоряжении было до 120 тысяч человек, из которых 72 тысячи были пехотинцами. Армия обладала большим артиллерийским корпусом, насчитывающим 640 орудий.
  • Французская армия. Командующий — Наполеон Бонапарт. Французский император привел к Бородино корпус в 138 тысяч солдат при 587 орудиях. Часть историков отмечает, что у Наполеона были резервы численностью до 18 тысяч человек, которые французский император сохранял до последнего и не задействовал их в битве.

Очень важным является мнение одного из участников Бородинского сражения, маркиза Шамбре, который предоставил данные, что Франция к этому сражению выставила лучшую европейскую армию, в которую входили солдаты с большим опытом ведения военных действий. Со стороны России, по его наблюдениям, в своей основе выступали новобранцы и добровольцы, которые по всему своему внешнему виду указывали, что военное дело было для них не основным. Шамбре также указывал на тот факт, что Бонапарт имел большой перевес в области тяжелой кавалерии, что давала ему некоторые преимущества в ходе сражения.

Легенды нашего века

Не остывает интерес к минувшим победам русского духа над обстоятельствами и сегодня. В начале XXI века посвятил событиям Бородино картины российский художник Юрий Аверьянов.

На одном из полотен художник запечатлел легендарное событие, когда в момент отражения горячей атаки генерал Костенецкий, подобно былинному богатырю, схватил в руки артиллерийский банник и стал сокрушительными ударами сбивать вражеских всадников. Примеру командира последовали и бойцы, орудуя тем, что попадалось под руку. Атака была отбита, а славный генерал впоследствии получил орден Святого Георгия. Фантастическая палитра, выверенная композиция, детальность полотен Аверьянова делают его картины одинаково интересными для школьника и умудренного историка.

Русская правда Верещагина

Безусловного внимания заслуживают картины битв под Бородино, созданные русскими художниками. Две картины на эту тему написал в конце 19-го века известный баталист Василий Верещагин. На картине «Наполеон на Бородинских высотах» (1897 г.) мы видим самодовольного и встревоженного императора, сидящего в глубокой задумчивости перед строем своих генералов, которые усиленно вглядываются через линзы биноклей в стан русских. Художнику удалось выразить невольное смятение, неуверенность офицеров, привыкших к победам. Здесь они встретились с чем-то неподвластным их пониманию и опыту.

Другая картина носит название «Конец Бородинского сражения», ее художник написал в 1899-1900 годах. Странное впечатление рождается, когда смотришь на это полотно. Верещагин избрал удивительный эффект – передача трагизма и бессмысленности битвы, унесшей более 80 тысяч жизней, через изображение ликующих солдат-французов в дымном месиве опрокинутых лошадиных тел, людей, умирающих от ран, ощетинившихся штыков и взлетающих перьев солдатских киверов.

Накануне сражения

Французская армия осуществляла преследование неприятеля тремя колоннами:

  • по Новой Смоленской дороге двигались основные силы;
  • севернее продвигался Богарне;
  • по Старой Смоленской дороге шли подразделения Понятовского.

Утром 24 августа произошло первое столкновение русского арьергарда и французского авангарда на удалении 8 км от основных позиций. После упорного боя, длившегося несколько часов, русские силы под угрозой отступления отошли к деревне Шевардино.

Бой за Шевардинский редут

К моменту отхода арьергарда, Шевардинский редут занимали силы генерал-лейтенанта А. И. Горчакова, общей численностью около 11 тыс. человек при 46 орудиях. Наполеон, намереваясь изменить первоначальную диспозицию неприятеля, бросил против сил Горчакова около 35 тыс. солдат при 180 орудиях. Он пытался концентрированными ударами обойти господствующий у Шевардино редут и выдавить русские силы на менее выгодные позиции.

Французы в течение дня 24 августа предприняли три атаки на позиции Горчакова. Редут неоднократно переходил из рук в руки. Благодаря своевременному введению в бой отборных гренадёрских и кавалерийских резервов Горчаков к концу дня сумел сохранить позиции за собой.

Понимая уязвимость позиций у Шевардино и их отдалённость от резервов, Кутузов ночью принял решение оставить разбитый редут и сдвинуть левое крыло армии восточнее на оперативную линию Бородино — Утица.

Итоги боя за Шевардинский редут:

  1. Наполеону удалось изменить первоначальную диспозицию русских.
  2. Кутузов потерял, господствующий на местности, укреплённый редут.
  3. Ожесточённое и стойкое сопротивление позволило закончить возведение других укреплений.

Начальные позиции российских и французских войск

Весь день, 25 августа, стороны провели в приготовлениях к генеральному сражению. В результате потери Шевардинского редута, позиции русских войск приняли форму тупого угла, стороны которого вытянулись на 4 км в обе стороны.

Правый фланг русских войск образовывала 1-я армия генерала от инфантерии Барклай-де-Толли (76 тыс. человек, 480 орудий):

  • 2-й пехотный корпус (генерал-лейтенант (далее г-л) К. Ф. Багговут) – прикрывал правый край;
  • 4-й пехотный корпус (г-л А. И. Остерман-Толстой) – располагался у деревни Горки, рядом со ставкой Кутузова;
  • 5-й гвардейский корпус (г-л Н. И. Лавров) – составлял резерв, располагался за 6-м корпусом Дохтурова;
  • 6-й пехотный корпус (генерал от инфантерии Д. С. Дохтуров) – прикрывал направление у деревни Бородино;
  • 1-й кавалерийский корпус (г-л Ф. П. Уваров) – скрытно располагался за Масловскими укреплениями;
  • 2-й кавалерийский корпус (г-л Ф. К. Корф) – поддерживал Остерман-Толстого;
  • 3-й кавалерийский корпус (г-л Ф. К. Корф) – поддерживал Дохтурова;
  • казачий корпус (генерал от кавалерии М. И. Платов) – располагались вместе с корпусом Уварова.

Позиции 1-й армии по фронту выгодно прикрывала река Колоча. За естественную преграду выступали лишь позиции у Бородино.

Левый фланг русских позиций образовывала 2-я армия под началом генерала от инфантерии Багратиона (34 тыс. солдат и офицеров, 156 орудий):

  • 3-й пехотный корпус (г-л Н. А. Тучков 1-й) – прикрывал направление у деревни Утицы, был передан из 1-й армии;
  • 7-й пехотный корпус (г-л Н. Н. Раевский) – занимал позиции вокруг Большой батареи;
  • 8-й пехотный корпус (г-л М. М. Бороздин 1-й) – оборонял флеши у деревни Семёновское;
  • 4-й кавалерийский корпус (генерал-майор К. К. Сиверс) – поддерживал Раевского;
  • Отдельный казачий отряд (генерал-майор А. А. Карпов) – поддерживали корпус Тучкова;
  • московское и смоленское ополчение (г-л И. И. Морков) – до 10 тыс. человек, резерв Тучкова;
  • общий артиллерийский резерв (168 орудий).

Наполеон, изменив первоначальное расположение обороняющихся, намеревался продолжить использовать слабости в построении Кутузова на левом фланге.


Диспозиция армии Наполеона перед сражением была следующей. Основные силы, до 115 тыс. человек, составляло правое крыло, против более слабых сил Багратиона:

  • 5-й корпус (генерал князь Понятовский) – состоял из польских соединений;
  • 1-й корпус (маршал Даву) – самый крупный корпус по численности, состоял из опытных соединений французов-ветеранов;
  • 3-й корпус (маршал Ней) – сформирован из французов-новобранцев и вюртембергских (немецких) соединений;
  • 8-й корпус (генерал Жюно) – состоял из немцев королевства Вестфалия;
  • кавалерия (маршал Мюрат) – 1-й, 2-й и 4-й кавалерийские корпуса;
  • Старая Гвардия;
  • Молодая Гвардия;
  • Гвардейская кавалерия;
  • артиллерийский резерв.

Против правого фланга был выставлен 20 тыс. контингент:

  • 4-й корпус (Вице-король Италии Богарне), сформированный из французов и итальянцев;
  • 3-го кавалерийский корпус.

Бородинское сражение 1812

Приблизительно в 9 утра русский генерал Багратион получил смертельное ранение. Благодаря этому французы на какое-то время получили преимущество в Бородинском сражении. Им удалось захватить Курганную высоту.

В связи с этим генералы Ермолов и Кутайсов совершили контратаку на позиции Наполеона и вернули высоту обратно. В ходе сражения генерал Кутайсов был убит, а Ермолов получил тяжелое ранение. В свою очередь русские взяли в плен французского генерала Боннами.

Через пару часов между войсками продолжилась борьба за Курганную высоту. В итоге Багратионовы флеши были полностью уничтожены, и сражаться за них уже не имело смысла.

Русские отряды закрепились на высотах возле деревни, после чего французы пошли на них в наступление.

Войска корпуса Богарне снова начали атаковать Курганную высоту, однако русская кавалерия отстояла ее. Наполеон был вынужден приостановить наступление, поскольку остро нуждался в подкреплении. За это время Михаил Кутузов провел тактические изменения, усилив центр и левый фланг.

Описание картин о Бородино в серии батальных полотен Рубо

Одна из самых известных панорам Бородинской битвы принадлежит таланту Франца Алексеевича Рубо, русского художника французского происхождения. Выставка открылась в 1912 году на Чистых Прудах. Полвека спустя панорму реставрировали и поместили в здании на Кутузовском проспекте. Проект Рубо представляет собой сочетание живописного полотна с трехмерным макетом, благодаря чему кажется, что битва происходит на ваших глазах.

Панорамное изображение состоит из 12 фрагментов, посвященных самым решающим и тяжелым эпизодам Бородинского сражения. Это действия на Семеновских высотах, рукопашный штыковой бой русских гренадеров с дивизией Фриана, атака на Шевардинском редуте, проводы раненого Багратиона в тыл. Реализм панорамы завораживает чувством сопричастности к величайшему в истории России подвигу.

Сражение при Бородино

Возле Курганной высоты начался бой между двумя кавалериями. Русская конница под руководством генерала Дорохова смогла оттеснить французов. Затем начался серьезный бой с применением артиллерии.

Параллельно с этим, неподалеку от деревни Семеновской, отряд полковника Храповицкого смог отбить атаку французской конницы. Обе стороны потеряли на поле брани тысячи воинов.

После этого маршал Мюрат приказал кавалерии атаковать русские позиции, расположенные у Большого редута. Завязался долгий и тяжелый бой между двумя конницами. Французы ненадолго отступили, после чего вновь пошли в наступление.

Инициативу брала то одна, то другая сторона. В итоге армии Наполеона все-таки удалось ненадолго занять Курганную высоту.

Позже против французов выступил кирасирский отряд, которым командовал генерал Шевич. В этом сражении победу одержала русская кавалерия, заставившая французов сдать свои позиции. После 16:00 кавалерия Наполеона пыталась переломить ход сражения, однако потерпела неудачу.

Бородинское сражение

Евгений Корнеев. Кирасиры Его Величества. Сражение бригады генерал-майора Н. М. Бороздина в районе Семёновского оврага 26 августа 1812 г. 2009

БОРОДИНСКОЕ СРАЖЕНИЕ 1812, решающая битва между французской армией Наполеона I (135 тыс. при 587 пушках) и русской под командованием М. И. Кутузова (ок. 120 тыс. при 640 пушках), которое произошло 25 августа в районе с. Бородино (110 км к западу от Москвы). Сражение началось еще накануне 24 августа у д. Шевардино, где русский авангард задержал продвижение французской армии, дав основным силам создать укрепления и батареи на Бородинском поле. На рассвете 25 августа Наполеон двинул войска в атаку. Сражение отличалось чрезвычайным ожесточением и кровопролитием. “Из всех моих сражений, самое ужасное то, которое я дал под Москвой”, — писал позже Наполеон. Ценой огромных потерь французы потеснили русские войска, но решающего успеха не получили. Потери: у русских — 44 тыс., у французов — 58 тыс., т. е. более 40% всего личного состава. В ночь с 25 на 26 августа Кутузов, понимая, что время для перехода в контрнаступление еще не настало, приказал войскам отступить. Москва была отдана без боя. В российской военной и народной традиции Бородинское сражение осталось как символ стойкости и героизма в защите Родины. Оценка эта не менялась за все двести лет. И эта оценка совершенно справедлива, для русских православных воинов даже отдача на поругание Москвы была лишь “Господней волей”, не подвластной людям, они отчетливо сознавали, что обескровленная армия Наполеона, застрявшая в сожженной Москве, обречена на неминуемое поражение. У французов — искренне полагали и полагают иначе: у них “битва под Москвой” считается победой, недаром маршал Ней получил после Бородина титул “князя Московского”. Эта оценка является, безусловно, поверхностной.

А.М. Ананьев. Бородино. 1812 год.

Бородинское сражение 1812 г. Генеральное сражение Отечественной войны 1812 г. между русскими и французскими армиями. Состоялось 26 августа 1812 г. у села Бородино. Правый фланг и центр позиции занимали войска 1-й армии (М. Б. Барклай-де-Толли), левый фланг силы 2-й армии (п. И.Багратион). Общая численность русской армии составляла 154,8 тыс. чел., включая II тыс. казаков и 28,5 тыс. ополченцев при 640 орудиях. Французская армия имела 133,8 тыс. чел. и 587 орудий. Битва началась в 5 ч 30 мин утра канонадой с обеих сторон. Вскоре войска вице-короля Италии Е. Богарнэ овладели с. Бородино и выдвинули туда артиллерийские батареи. Наполеон попытался сломить оборону войск Багратиона. Ему удалось это сделать лишь после ряда упорных атак, ценой больших потерь. В битве был смертельно ранен сам Багратион, замененный П. П. Коновницыным. После атаки на левый фланг Наполеон перенес главное направление удара на центр русской армии, открыв против него огонь из 400 орудий. В этих условиях Кутузов перебросил часть сил с правого фланга. В результате французы не смогли прорвать центр русской армии. С наступлением темноты обе армии были отведены с поля боя. Французы потеряли, по их оценкам, свыше 28 тыс. чел., а по данным русских, от 50 до 58 тыс. чел., в том числе 49 генералов. Потери русских сил составили 45,6 тыс. чел., в том числе 29 генералов. Первоначально русская армия собиралась утром продолжить бой. Однако расстройство рядов и отсутствие сильных резервов (их было не более 5 тыс. чел., в то время, как у французов — 19 тыс.) вынудили Кутузова оставить поле сражения и отвести армию к Москве. Коренной перелом в войне в результате этой битвы так и не наступил. Ошибки Кутузова компенсировали мужество и героизм русских солдат и офицеров.

А.А. Данилов История России IX — XIX века. Справочные материалы.

Контратака А. П. Ермолова на батарею Раевского. Хромолитография А. Сафонова. Нач. XX в. 

Далее читайте про Бородино:

Крупнейшее сражание той войны (От Руси древней к империи Российской).

Наполеон планировал прорвать левый фланг русских (Николай Шефов. Битвы России. Военно-историческая библиотека. М., 2002).

Бородино сегодня (видео).

Далее читайте (участники битвы, документы эпохи, воспоминания участников, список литературы).

Карты-схемы Бородского сражения:

1) Бой при Шевардино 24 августа.

2) Положение войск перед сражением.

3) Бой в 5:00 до 9:00 26 августа.

4) Бой в 9:00 до 12:30 26 августа.

5) Бой в 12:30 до 14:00 26 августа.

6) Бой в 14:00 до 18:00 26 августа.

(Общая схема сражения)

Описание картин о Бородино в серии батальных полотен Рубо

Одна из самых известных панорам Бородинской битвы принадлежит таланту Франца Алексеевича Рубо, русского художника французского происхождения. Выставка открылась в 1912 году на Чистых Прудах. Полвека спустя панорму реставрировали и поместили в здании на Кутузовском проспекте. Проект Рубо представляет собой сочетание живописного полотна с трехмерным макетом, благодаря чему кажется, что битва происходит на ваших глазах.


Панорамное изображение состоит из 12 фрагментов, посвященных самым решающим и тяжелым эпизодам Бородинского сражения. Это действия на Семеновских высотах, рукопашный штыковой бой русских гренадеров с дивизией Фриана, атака на Шевардинском редуте, проводы раненого Багратиона в тыл. Реализм панорамы завораживает чувством сопричастности к величайшему в истории России подвигу.

Бородинская битва в полотнах художников.

By |Это интересно.|

«Сей день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбрости российских воинов, где вся пехота, кавалерия и артиллерия дрались отчаянно. Желание всякого было умереть на месте и не уступить неприятелю».

М.И. Кутузов.

Франц Алексеевич Рубо (1856-1928) Гвардейские полки отражают атаки французской кавалерии. 1912 г.Холст, масло.

Хроника:  

Утром 7 сентября 1812 года началось великое Бородинское сражение. Русские войска в течение 6 часов отбивали ожесточённые атаки противника. Обе армии несли немыслимые потери, с российской стороны погибло — 38 тысяч солдат, с французской — 58 тысяч.

Русской армии пришлось отступить, но при этом она сохранила свою боеспособность. Этим самым, были разрушены планы Наполеона о разгроме русской армии. Кутузовым была развёрнута «малая война», силами армейских партизанских отрядов, и к концу декабря остатки наполеоновской армии были изгнаны из России.

Бородинское сражение является одним из самых кровопролитных в истории войн 19 века. Каждый час на поле погибало от 2,5 до 8,5 тыс. человек. Некоторые дивизии потеряли до 80% своего состава.

Из воспоминаний Наполеона:

«Из всех моих сражений самое ужасное, то что я дал под Москвой. Французы показали себя в нём достойными одержать победу, а русские называться непобедимыми».

Молебен перед Бородинской битвойЛитография по оригиналу П. Ковалевского.1910-е гг.

Атака 3-го пехотного корпуса маршала Нея на Семеновские флеши.Гравюра Кенига по огригиналу К. Ланглуа.1-я половина XIX в.

Сражение под Москвой.Литография Мотта по оригиналу Мартине.XIX в.

Отказ пленного русского генерала П. Г. Лихачева принять шпагу из рук Наполеона.Хромолитография А. Сафонова.Начало XX в.

Взятие русского редута французскими гренадерамиЛитография Ластейи по оригиналу К. Верне. 1830-е годы.Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник.

Смерть генерала КоленкураЛитография Мотта по оригиналу Гренье. 1820-1830-е годы.Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник.

Сражение при Бородине 26 августа 1812 г.Гравюра С. Федорова под наблюдением С. Карделли по рисунку Д. Скотти.С.-Петербург. 1814 г.Музей-панорама «Бородинская битва».

Эпизод Бородинского сражения.Иллюстрация к стихотворению М. Ю. Лермонтова «Бородино».Хромолитография Н. Богатова.1912 г.

Лейб-гвардии Измайловский полк в Бородинском сражении.Художник А. Коцебу.Середина XIX в.

Лейб-гвардии Литовский полк в Бородинском сраженииХудожник Н.С. Самокиш. 1911 г. Эскиз. Холст, масло.Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник.

Атака лейб-гвардии Литовского полка.Художник Н. Самокиш.1912 г

С уважением! Хозяева дома. 

Советские художники о битве под Москвой

Посвященные событиям при Бородино картины появлялись и через полтора века после знакового сражения. Исполнен печали живописный «отчет» о смертельном ранении на боевом поле Петра Ивановича Багратиона в работе грузинского художника Алексея Вепхадзе (1948 г.). Упавший генерал сосредоточен, брови грозно хмурятся, он делает попытку подняться, протягивая руку к окружившим его бойцам. Никто не в силах поверить, что прославленный офицер уже не встанет с окровавленной земли. Общее смятение противоречит решимости безнадежно раненного Багратиона.

Уделим особое внимание описанию картины «Бородино» Н. Н


Побединской (1960 г.), создавшей в графике задушевную сцену передышки у ночного костра. Солдаты отдыхают, образовав кружок, деловито чистят оружие, осматривают детали обмундирования, закуривают трубку. Всплывают в памяти строчки прославленного лермонтовского стихотворения. Вьются языки пламени, устремляется к небу дымок из котелка. Лица персонажей безмятежно спокойны. Но на заднем плане грозно наклонилось из-под колеса дуло пушки, а рядом, сложенные в груду, ждут боя ядра. На рассвете бойцам предстоит нешуточное сражение.

Ход Бородинского сражения

Бородинское сражение началось ранним утром 26 августа 1812 года открытием практически по всей линии фронта огня французской артиллерией. Одновременно с этим пришли в движение и французские колонны, они активно двинулись на исходные рубежи для атаки.

Егерский полк под командованием полковника Бистрома первым подвергся атаке вражеских войск, в ходе которой, несмотря на отчаянное сопротивление, русские вынуждены были оставить село Бородино и отступить за реку Колочь. Французы предприняли попытку переправиться вслед за русскими войсками, однако русские солдаты сожгли мост через реку и вплоть до конца сражения французы уже не пытались наступать на этом участке.

Около 7 часов, перегруппировавшись, французские войска предприняли вторую атаку, однако они натолкнулись на ожесточенное сопротивление русских. В ходе данной атаки французы понесли значительные потери: об этом говорит даже тот факт, что и сам маршал Даву был контужен.

Кутузов и Багратион видели, что противник сосредотачивает свои силы для нанесения третьей атаки, еще более мощной, чем предыдущие, поэтому из резервов армии были выделены несколько батальонов и пехотная дивизия генерал-майора Коновницына. Бонапарт тем временем сосредоточил против флешей около 160 орудий и три пехотные дивизии.

Примерно в 8 часов началась третья атака французов, однако, невзирая на вражеский огонь, русская артиллерия наносила французским потерям значительные потери. Несмотря на это, французской пехоте все-таки удалось прорвать левую флешь и интервалы между другими укреплениями, однако хоть и с огромными потерями, русским все же удалось вынудить французов отступить на свои исходные позиции.

Решающее сражение в первой половине дня разгорелось за Семеновские флеши, именно там Наполеон планировал осуществить основной прорыв французов. На небольшом участке, площадью всего лишь 1 километр, французский главнокомандующий сосредоточил свои главные орудия. Огромными усилиями французам удалось выбить русских с флешей, в этом бою был смертельно ранен и сам Багратион.

Наступил критический момент Бородинской битвы: французы попытались окончательно прорвать левый фланг и выйти русским в тыл, однако солдаты Измайловского и Литовского полков сумели отразить смертельный натиск врага.

Примерно в 6 часов вечера Бородинское сражение постепенно заканчивалось, около 9 часов французы предприняли последнюю попытку обойти русские позиции через Утицкий лес, но были обстреляны стрелками Финляндского полка.

Наполеон понял, что, даже захватив некоторые точки, французы не смогут прорвать основную линию фронта русских войск, и уже в сумерках отдал приказ оставить захваченные русские укрепления и занять исходные позиции.

В начале XX столетия

В первые десятилетия XX века картины сражения под Бородино создал русский и советский баталист Николай Семенович Самокиш. Во время русско-японской войны, а потом и Первой мировой, он был фронтовым корреспондентом.

Исполнен величайшего напряжения холст, на котором запечатлены военные действия лейб-гвардии Литовского полка. На эскизе, сделанном маслом, солдаты решительно ринулись в атаку, их не пугают пули, не останавливает страх. Стремительный порыв поддерживает живописная композиция: линии и цветовые пятна лучами исходят из центра картины, перемешиваясь и теряясь за ее гранью.

Беспримерную удаль и готовность к самопожертвованию представляют солдаты лейб-гвардии гренадерского полка на Старой Смоленской дороге в работе Митрофана Грекова (1913 г.).

Русская правда Верещагина

Безусловного внимания заслуживают картины битв под Бородино, созданные русскими художниками. Две картины на эту тему написал в конце 19-го века известный баталист Василий Верещагин. На картине «Наполеон на Бородинских высотах» (1897 г.) мы видим самодовольного и встревоженного императора, сидящего в глубокой задумчивости перед строем своих генералов, которые усиленно вглядываются через линзы биноклей в стан русских. Художнику удалось выразить невольное смятение, неуверенность офицеров, привыкших к победам. Здесь они встретились с чем-то неподвластным их пониманию и опыту.

Другая картина носит название «Конец Бородинского сражения», ее художник написал в 1899-1900 годах. Странное впечатление рождается, когда смотришь на это полотно. Верещагин избрал удивительный эффект – передача трагизма и бессмысленности битвы, унесшей более 80 тысяч жизней, через изображение ликующих солдат-французов в дымном месиве опрокинутых лошадиных тел, людей, умирающих от ран, ощетинившихся штыков и взлетающих перьев солдатских киверов.

Вы здесь

lass=»breadcrumb»> Главная Аскбука поэзии Л Михаил Лермонтов „Бородино“

Михаил Лермонтов «Бородино»

«Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спалённая пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, ещё какие! Недаром помнит вся Россия Про день Бородина!»

«Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри — не вы! Плохая им досталась доля: Не многие вернулись с поля… Не будь на то господня воля, Не отдали б Москвы!

Мы долго молча отступали. Досадно было, боя ждали, Ворчали старики: „Что ж мы? на зимние квартиры? Не смеют, что ли, командиры Чужие изорвать мундиры О русские штыки?“

И вот нашли большое поле: Есть разгуляться где на воле! Построили редут. У наших ушки на макушке! Чуть утро осветило пушки И леса синие верхушки — Французы тут как тут.

Забил заряд я в пушку туго И думал: угощу я друга! Постой-ка, брат мусью! Что тут хитрить, пожалуй к бою; Уж мы пойдём ломить стеною, Уж постоим мы головою За родину свою!

Два дня мы были в перестрелке. Что толку в этакой безделке? Мы ждали третий день. Повсюду стали слышны речи: „Пора добраться до картечи!“ И вот на поле грозной сечи Ночная пала тень.

Прилёг вздремнуть я у лафета, И слышно было до рассвета, Как ликовал француз. Но тих был наш бивак открытый: Кто кивер чистил весь избитый, Кто штык точил, ворча сердито, Кусая длинный ус.

И только небо засветилось, Всё шумно вдруг зашевелилось, Сверкнул за строем строй. Полковник наш рождён был хватом: Слуга царю, отец солдатам… Да, жаль его: сражён булатом, Он спит в земле сырой.

И молвил он, сверкнув очами: „Ребята! не Москва ль за нами? Умрёмте ж под Москвой, Как наши братья умирали!“ И умереть мы обещали, И клятву верности сдержали Мы в Бородинский бой.

Ну ж был денёк! Сквозь дым летучий Французы двинулись, как тучи, И всё на наш редут. Уланы с пёстрыми значками, Драгуны с конскими хвостами, Все промелькнули перед нами, Все побывали тут.

Вам не видать таких сражений!.. Носились знаменá, как тени, В дыму огонь блестел, Звучал булат, картечь визжала, Рука бойцов колоть устала, И ядрам пролетать мешала Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день немало, Что значит русский бой удалый, Наш рукопашный бой!.. Земля тряслась — как наши груди; Смешались в кучу кони, люди, И залпы тысячи орудий Слились в протяжный вой…

Вот смерклось. Были все готовы Заутра бой затеять новый И до конца стоять… Вот затрещали барабаны — И отступили бусурманы. Тогда считать мы стали раны, Товарищей считать.

Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя: Богатыри — не вы. Плохая им досталась доля: Не многие вернулись с поля. Когда б на то не божья воля, Не отдали б Москвы!»

Непобедимые

Сражение длилось 12 часов, французам удалось частично одержать победу на левом фланге и взять позиции нашей армии в центре. После остановки боевых действий Бонапарт решил отвести свои войска на исходные рубежи. Считается, что под Бородино русские в тот день одержали победу. Потери с обеих сторон, однако, были чудовищными, поэтому Михаил Кутузов велел русской армии отступать: на помощь наполеоновским полкам из Франции уже спешил резерв.

По воспоминаниям современников, Бонапарт по достоинству оценил стойкий несокрушимый дух русских, сказав, что они заслужили быть непобедимыми.

Советские художники о битве под Москвой

Посвященные событиям при Бородино картины появлялись и через полтора века после знакового сражения. Исполнен печали живописный «отчет» о смертельном ранении на боевом поле Петра Ивановича Багратиона в работе грузинского художника Алексея Вепхадзе (1948 г.). Упавший генерал сосредоточен, брови грозно хмурятся, он делает попытку подняться, протягивая руку к окружившим его бойцам. Никто не в силах поверить, что прославленный офицер уже не встанет с окровавленной земли. Общее смятение противоречит решимости безнадежно раненного Багратиона.

Уделим особое внимание описанию картины «Бородино» Н. Н

Побединской (1960 г.), создавшей в графике задушевную сцену передышки у ночного костра. Солдаты отдыхают, образовав кружок, деловито чистят оружие, осматривают детали обмундирования, закуривают трубку. Всплывают в памяти строчки прославленного лермонтовского стихотворения. Вьются языки пламени, устремляется к небу дымок из котелка. Лица персонажей безмятежно спокойны. Но на заднем плане грозно наклонилось из-под колеса дуло пушки, а рядом, сложенные в груду, ждут боя ядра. На рассвете бойцам предстоит нешуточное сражение.


С этим читают