Инквизиция

Литература по инквизиции на русском языке[править]

Дореволюционные исследованияправить

  • В. Величкина. Очерки истории инквизиции (1906).
  • А. Лебедев. Тайны инквизиции (1912).
  • Н. Осокин. История Альбигойцев и их времени (1869—1872).
  • М. Н. Покровский. Средневековые ереси и инквизиция (в Книге для чтения по истории средних веков под ред. П. Г. Виноградова, вып. 2, 1897).
  • М. И. Семевский. Слово и дело. Тайный сыск Петра I (1884; переизд., 1991, 2001).

Литература советского и постсоветского периодаправить

  • Н. В. Будур. Инквизиция: гении и злодеи (2006).
  • Е. Ф. Грекулов. Из истории святой инквизиции в России (1929; два переизд., 1930); Православная церковь — враг просвещения (1962); Православная инквизиция в России (1964).
  • И. Р. Григулевич. Инквизиция (1970; 1976; 1985; переизд., 2002); Папство. Век XX (1981; переизд., 2003).
  • С. Г. Лозинский. История инквизиции в Испании (1914; переизд., 1994); История папства (1934; переизд., 1961, 1986); Святая инквизиция (1927).
  • Л. П. Новохацкая. Охота на «ведьм». Из истории церковной инквизиции (1990).
  • М. А. Орлов. История сношений человека с дьяволом (1992).
  • З. И. Плавскин. Испанская инквизиция: палачи и жертвы (2000).
  • Тюрьмы и наказания. Инквизиция, тюрьмы, телесные наказания, казни (1996).
  • М. М. Шейнман. Огнем и кровью во имя бога (1924); Папство (1959); От Пия IX до Иоанна XXIII (1966).
  • Е.Ф. Грекулов Православная инквизиция в России / Под ред. Л.В. Лукашевич. — М.: «Наука», 1964 г..о книге

Переводные изданияправить

  • Витторио Мессори Чёрные страницы истории Церкви. — Караганда: 1999.о книге
  • М. Бейджент, Р. Ли. Инквизиция (2003; переизд., 2006).
  • Л. Галлуа. История инквизиции. В 2-х тт. (1845; переизд., 1873).
  • Б. Данэм. Герои и еретики (1984).
  • Ш. В. Ланглуа. Инквизиция по новейшим исследованиям (1903; переизд., 2001).
  • Г. Ч. Ли. История инквизиции в средние века. В 2-х тт. (1911—1912; переизд., 1994, 1996, 1999, 2001, 2002).
  • Х. А. Льоренте. Критическая история испанской инквизиции. В 2-х тт. (1936; переизд., 1999).
  • А. Л. Мейкок. История инквизиции (2002).
  • Дж. Плэйди. Испанская инквизиция (2002).
  • Дж. Б. Рассел. Колдовство и ведьмы в средние века (2001).
  • Р. Х. Роббинс. Энциклопедия колдовства и демонологии (2001).
  • Р. Сабатини. Торквемада и испанская инквизиция (1999).
  • В. Холт. Испанская инквизиция (2002).
  • А. Шефер. Святые палачи (1924).
  • Я. Шпренгер, Г. Инститорис (Крамер). Молот ведьм (Malleus Maleficarum) (1932; переизд., 1990, 1991, 1992, 2001, 2005, 2006).
Это незавершённая статья о средних веках.Вы можете помочь «Традиции», исправив и дополнив эту статью.
Это незавершённая статья о католичестве.Вы можете помочь Традиции, улучшив и расширив её

История

Сигил Малкадора


Само создание Инквизиции покрыто тайной и существует как минимум две разные версии. Первая — в сумрачные часы пред Его заточением в Золотом Троне, в то время как Терра находилась под осадой предательских войск Воителя Хоруса, Император Человечества приказал Малкадору Сигиллиту набрать «людей твёрдых, решительных и умелых» для проверки и тренировки на пригодность к элитной группе следователей, которым можно будет поручить поиск чужаков, мутантов и еретиков. Прямо перед штурмом боевой баржи Хоруса, Малкадор представил Императору 12 личностей — восьмерых Астартес и четырёх людей, которых он собрал по приказу Императора. Представленные Астартес отринули принадлежность своим примархам и легионам, которые поддержали Хоруса; Малкадор также заявил, что они были благословлены необычайными способностями, подходящими для битвы с ужасами, появляющимися из варпа.

Несмотря на то, что личности двенадцати, представших пред Императором, никогда не были объявлены, известно, что среди них были капитан Натаниэль Гарро из Гвардии Смерти и Сестра Безмолвия Амендера Кендел, а также Кирилл Зиндерманн.

Вторая история гласит о том, что сразу после того, как Императора подключили к Золотому Трону, четверо доверенных слуг Императора собрались втайне ото всех для того, чтобы обсудить дальнейшие действия. Мнения разделились: двое считали, что Императора можно было вернуть к жизни, двое же решили, что глупо было вмешиваться в случившиеся события. Двое ресуррекционистов, Промей и Мориана, покинули Терру и начали свой поиск средства, которое сможет вернуть Императора к жизни. Двое оставшихся быстро установили связь с Сенаторум Империалис и создали организацию, которая сможет воспрепятствовать усилиям Промея и Морианы, из которой с течением времени родилась Инквизиция.

Неизвестно, являются ли та или иная история стопроцентной правдой, или же обе они хранят её частицы. Говорят, что когда Сенаторум Империалис был созван на первую годовщину Вознесения Императора, человек с мрачным лицом присоединился к совету, назвавшись представителем Святых орденов Императорской Инквизиции. Тот факт, что они называли себя «ордены» во множественном числе, может означать, что ранняя Инквизиция являлась объединением нескольких организаций.

Причины возникновения

В 13 веке Римско-католическая церковь переживала серьезный кризис. Распространились различные еретические учения, люди стали покидать лоно церкви, в самом органе наметился раскол.

Прошедшие ранее крестовые походы не только не принесли папству ожидаемого успеха и славы, но вызвали ряд осуждений и падение их авторитета среди народа.

Отток людей и их переход в другие деноминации негативно отразился на благосостоянии папства и вызывал тревогу.

Папа Иннокентий III возглавил разрушающийся орган веры и понял, что церковь нуждается во внутренней реорганизации и мирном распространении ее влияния. Он созвал IV Латеранский собор, на котором приняли 70 канонов, среди которых были и каноны о еретиках. Это событие считается началом создания и действии святой инквизиции.

Таким образом, причинами создания его стали:

  1. Распространение еретических учений.
  2. Падение авторитета римско-католической церкви.
  3. Зарождение и распространение протестантства.
  4. Отток людей и падение доходов церкви.

Стоит отметить, что сам папа Иннокентий III активно ратовал за мирное распространение христианской веры и решения конфликтов.

Цели и средства[править]

Основной задачей инквизиции являлось определение, является ли обвиняемый виновным в ереси.

С конца XV века, когда в Европе начинают распространяться представления о массовом присутствии заключивших договор с нечистой силой ведьм среди обычного населения, в ее компетенцию начинают входить процессы о ведьмах.

В то же время подавляющее число приговоров о ведьмах вынесли светские суды католических и протестантских стран в XVI и XVII веках.

Хотя инквизиция действительно преследовала ведьм, точно так же поступало и практически любое светское правительство. К концу XVI века римские инквизиторы начали выражать серьезные сомнения в большинстве случаев обвинения в ведовстве.

Также в компетенцию инквизиции с 1451 года Папа Николай V передал дела о еврейских погромах. Инквизиция должна была не только наказывать погромщиков, но и действовать превентивно, предупреждая насилие.

Внесудебных расправ инквизиция не допускала. Кроме обычных допросов, применялась, как и в светских судах того времени, пытка подозреваемого. Вместе с тем, пытки считались неэффективным средством следствия и поэтому применялись инквизицией реже, чем светскими трибуналами (только приблизительно в 10 % случаев). Юристы католической церкви огромное значение придавали чистосердечному признанию. В том случае, если подозреваемый не умирал в ходе следствия, а признавался в содеянном и раскаивался, то материалы дела передавались в суд.

История создания[править]

Раннее христианство и христианская церковь страдала как от внешнего врага — римских императоров, так и от внутренних раздоров, опиравшихся на теологические разногласия: различные толкования священных текстов, на признании или непризнании отдельных текстов священными и так далее.

Отражением одной из стадий внутренней борьбы был, видимо, «Иерусалимский собор», упоминаемый в главе 15 Деяний святых апостолов, а также множество случаев, когда апостол Павел защищал собственное апостольское служение, убеждал христиан опасаться ложных пастырей или чего-либо противоречащего тому, что проповедовал он. Аналогичные призывы содержатся в посланиях Иоанна и в Послании к Иудеям, а также в Откровении Иоанна Богослова.

Начиная со второго века христианские авторитеты (епископы и местные синоды), пользуясь вышеприведёнными источниками, обличали некоторых богословов как еретиков, и определяли доктрину христианства более ясно, стараясь избежать ошибок и разночтений. В связи с этим православию (греч. ὀρθοδοξία, правильная точка зрения) стали противопоставлять ересь (греч. αἵρεσις, выбор, подразумевается, что ошибочный).

Особый церковный суд католической церкви под названием «Инквизиция»[Источник?] был создан папой Иннокентием III. В 1908 году переименована в «Конгрегацию по делам вероучения» (Sacra congregatio Romanae et universalis Inquisitionis seu Sancti Officii). Работа этого учреждения строилась в строгом соответствии с действующим тогда в католических странах законодательством.

Жертвы инквизиции. Критика Править

В своей книге «Рассказы о колдовстве и магии» (англ. Narratives of sorcery and magic, 1852) Томас Райт, член-корреспондент Национального Института Франции, утверждает:

Из множеств людей, погибших за колдовство на кострах Германии в течение первой половины семнадцатого века, было много таких, чье преступление заключалось в их приверженности к религии Лютера <…> и мелкие князья были не против ухватиться за любую возможность пополнить свои сундуки… наиболее преследуемыми являлись лица, обладающие значительными состояниями… В Бамберге так же как и в Вюрцбурге епископ являлся суверенным князем в своих владениях. Князь-епископ, Иоанн Георг II, который правил Бамбергом… после нескольких безуспешных попыток выкорчевать Лютеранство, прославил своё правление серией кровавых ведьминых процессов, которые опозорили летописи этого города… Мы можем получить некоторое представление о деяниях его достойного агента (Фредерик Фернер, епископ Бамберга) по утверждениям наиболее достоверных источников о том, что между 1625 и 1630 гг. состоялось не менее 900 процессов в двух судах Бамберга и Цейля; и в статье, опубликованной властями в Бамберге в 1659 г, сообщается, что количество лиц, которых епископ Иоанн Георг предал сожжению на костре за колдовство, достигло 600.

Также Томас Райт приводит список (документ) жертв двадцати девяти сожжений. В этом списке люди, исповедующие лютеранство, обозначались как «чужие». В итоге жертвами этих сожжений были:

  • «Чужих» мужчин и женщин, то есть протестантов — 28.
  • Горожан, состоятельных людей — 100.
  • Мальчиков, девочек и малых детей — 34.

Среди ведьм были маленькие девочки от семи до десяти лет, и двадцать семь из них были приговорены и сожжены. Количество привлекаемых к суду с этим страшным судопроизводством было настолько велико, что судьи мало вникали в суть дела, и стало обычным явлением, что даже не давали себе труда записывать имена обвиняемых, а обозначали их, как обвиняемый №; 1, 2, 3 и т. д.

Испанская инквизиция

Отдельного упоминания заслуживает испанская инквизиция, которая считается самой жестокой и одновременно самой длительной. Последний казненный еретик в Испании был некто учитель-вольнодумец из Валенсии Каэтано Антонио Риполь. Его казнь состоялось 26 июля 1826 года (!). То есть это уже просвещенный XIX век, когда в других европейских странах (Англии, Франции) во всю шел научно-технический прогресс, развивалось книгопечатание, строились заводы и фабрики, делались научные открытия и важные изобретения, в Испании еще царило вполне себе мрачное средневековье, с инквизиторами и пытками. (Есть отличный художественный фильм об этом последнем периоде испанской инквизиции – «Призраки Гойи»)

Апогей деятельности испанской инквизиции приходится на XV век, период реконкисты. Как мы знаем, территория Испании долгое время была занята маврами-мусульманами, и вместе с ними там, на протяжении веков процветала еврейская община. Лишь в XV веке христиане смогли окончательно вытеснить мавров с испанской земли. Во время правления католической королевской семьи короля Фердинанда II Арагонского и королевы Изабеллы I Кастильской (1451-1516) начинается активное преследование испанских мусульман и евреев. Помогает им в этом деле испанская инквизиция, особенно в лице легендарного и фанатичного инквизитора Томазо де Торквемадо, бывшего личным духовником испанской королевы.

Томазо де Торквемадо – злой гений испанской инквизиции.

Главными жертвами Торквемадо стают испанские мусульмане и евреи, к которым тот пылал лютой ненавистью (по уровню антисемитизма с Торквемадо может сравниться разве что Адольф Гитлер). Всем мусульманам и евреям было приписано либо навсегда покинуть Испанию, либо же принять христианство. Нашлось немало тех, кто номинально принял христианство, но продолжил в тайне исповедовать прежнюю веру – мусульманство или иудаизм. За поиск таких скрытых иноверцев: маранов и морисков, как их называли, особенно взялась испанская инквизиция. Костры крещеных евреев и арабов запылали по всей Испании.


По подсчетам историков, жертвами Торквемадо стали около 8800 человек (в основном арабов и евреев). Что же касается королевской четы, правившей в то время Испанией, то они во всем содействовали своему инквизитору, так как их казна изрядно пополнялась имуществом сожженных евреев, среди которых было много богатых купцов. Порой под жернова испанской инквизиции могли попасть даже испанские дворяне, чем-то неугодные королевскому двору. По сути Торквемадо превратил инквизицию в изощренную машину террора, служащую для укрепления политической власти.

Жесткость Торквемадо и испанской инквизиции поразила даже самого папу римского, который отправил в Испанию своего легата, с целью немножко угомонить не в меру ретивого инквизитора. Но Торквемадо оказался не только жестоким фанатиком, но, к сожалению и неплохим политиком и дипломатом. Папскому легату ничего не удалось добиться, а испанская инквизиция стала фактически независимым органом даже от папской власти.

Средневековая инквизиция

С падением Римской империи, нашествием гуннов, великим переселением народов, многим стало не до теологических вопросов, и об активности инквизиции в переходной период от античности к средневековью известно мало. Но уже с наступлением средних веков деятельность инквизиции возродилась с новой силой.

Как мы знаем церковь в средневековье обладала огромным влиянием, и была, в какой-то степени параллельным государством. Власть папы римского, главы католической церкви часто была сильнее власти светских королей, и когда возникали конфликты, между папой и королем (а они возникали), то папа мог попросту «отлучить» строптивого короля от церкви, что было чревато для последнего весьма неприятными последствиями. Обладая большой политической силой и будучи фактически параллельным государством, в котором не имели власти светские правители, церковь, как всякое государство, нуждалась в своей спецслужбе, такой спецслужбой и стала «святая инквизиция».

В 1184 году папа Луций III наделяет монахов нищенствующих орденов, прежде всего доминиканцев и францисканцев, особыми полномочиями – разыскивать и разоблачать еретиков, и предавать их светскому суду. Таким образом, доминиканцы и францисканцы стали главным оплотом средневековой инквизиции. Особенно доминиканцы, которых еще называли «ищейками Божьими», или «псами Господними», так как у них на эмблеме была изображена сидящая на раскрытой книге собака с факелом в зубах.

Эмблема доминиканцев.

Но первое время власть и сила монахов-инквизиторов была не такой и большой, так как уличенного в ереси человека они обязаны были передать светскому суду, а обычные судьи довольно равнодушно относились к своим новым и не приносящим прибыль обязанностям.

Но все изменилось при правлении следующего папы Иннокентия III (1198 год), при котором инквизиция значительно увеличила свою власть и стала сама вершить суд, а также применять пытки при своих дознаниях. Тут следует заметить, что пытки как метод дознания были весьма распространены в средние века и применялись не только инквизиторами, но и светской властью в сугубо светских вопросах.

Во время правления папы Иннокентия III на юге Франции активно расцвела так званая «катарская ересь». Катары и альбигойцы, представители еретических христианских сект, призывали откинуть власть папы и вернуться к благочестию ранних христиан. Их деятельность повлекла за собой альбигойский крестовый поход и активное преследование инквизиции, которая с этого времени начала активно применять жестокую практику «аутодафе» – сжигание «неверных еретиков» на костре.

Наряду с живыми людьми инквизиторами активно сжигались и книги, которые, по их мнению, содержали «еретические учения».


Следующий за Иннокентием III папа Григорий IX, бывший большим ревнителем чистоты веры, в 1231 году учредил официальную папскую инквизицию, которая стала одним из официальных органов католической церкви.

Это интересно: а знаете ли вы, что инквизиция официально существует и по настоящее время, сейчас она носит название «Священная конгрегация доктрины веры». Как и в средневековье, главным ее заданием является борьба за чистоту веры, но уже отнюдь не средневековыми методами.

Папа Григорий IX. Именно при нем инквизиция стала неотъемлемой составной частью официальной католической церкви, ее особенной спецслужбой, борющейся с подрывающими авторитет церкви, еретиками.

История инквизиции в средние века —

вещь интересная. В сущности, само значение слова инквизиция — а точнее, — святая инквизиция или “святой трибунал” определяет старинный институт римско-католической церкви, ставивший перед собой задачу розыска, суда и наказания еретиков. И само слово инквизиция (от лат. inquisitio) именно это и обозначает: расследование, розыск.

Можно сказать, что времена инквизиции начались уже в XII веке, когда в Западной Европе церковь столкнулась с ростом недовольства оппозиционных настроений населения по отношению к религиозному движению. И, как результат, — на епископов была возложена обязанность выявлять, судить и передавать религиозных оппозиционеров для наказания светским властям. А в Германии и в Италии с 1226 по 1227 год высшей мерой наказания стало и вовсе  сожжение еретиков на костре.

Начиная с 1231 года, дела о ереси были отнесены к сфере канонического права, и Григорий IX, Папа Римский,  для их расследования, собственно, и создал инквизицию — уже как постоянный орган церковной юстиции. Вскоре инквизиция как таковая расширила свои границы и полномочия и начала полномасштабное преследование как представителей самых разных еретических сект, так и всех остальных колдунов, ведьм и богохульников.

К этому ставшим массовым европейскому движению примкнули такие страны как Испания (Арагона), Франция, центральная, северная и южная Италия. Инквизиция в России была тоже. Так называемые ведовские процессы появились у нас еще в XI веке, вскоре после утверждения  христианства. А в «Уставе князя Владимира о церковных судах» — одном из древнейших юридических памятников, было сказано, что к делам, разбиравшимся и судимых православной церковью, относились ведовство, волхование и чародейство.

Торжество

Среди великих и ужасных деяний и ритуалов человеческой изощренности, имевших место в средние века в Европе, можно назвать такую процедуру как аутодафе: торжественную религиозную церемонию, а проще сказать, — торжество, которое устраивалось  в тот период инквизицией по поводу объявления того или иного приговора несчастным еретикам.

Такую практику установила в конце XV века испанская инквизиция и первое торжественное сожжение там шести еретиков было проведено в Севилье в 1481 году.

Инквизиционная система.

Инквизиторы рекрутировались из членов монашеских орденов, прежде всего доминиканцев, и подчинялись непосредственно папе. В начале 14 в. Климент V установил для них возрастной ценз в сорок лет. Первоначально каждый трибунал возглавлялся двумя судьями с равными правами, а с начала 14 в. – только одним судьей. С 14 в. при них состояли юристы-консультанты (квалификаторы), определявшие «еретичность» высказываний обвиняемых. Кроме них, в число служащих трибунала входили нотариус, заверявший показания, понятые, присутствовавшие при допросах, прокурор, врач, следивший за состоянием здоровья обвиняемого во время пытки, и палач. Инквизиторы получали годовое жалование или часть конфискованного у «еретиков» имущества (в Италии одну треть). В своей деятельности они руководствовались как папскими постановлениями, так и специальными пособиями: в ранний период наибольшей популярностью пользовалась Практика инквизиции Бернара Ги (1324), в позднее средневековье – Молот ведьм Я.Шпренгера и Г.Инститориса (1487).

Существовало два типа инквизиционной процедуры – общее и индивидуальное расследование: в первом случае опрашивалось все население данной местности, во втором – через кюре делался вызов определенному человеку. Если вызванный не являлся, его подвергали отлучению. Явившийся давал клятву чистосердечно рассказать все, что ему известно о «ереси». Сам ход разбирательства хранился в глубокой тайне. Широко использовались пытки, разрешенные к применению Иннокентием IV (1252). Их жестокость вызывала порой осуждение даже у светских властей, например, у Филиппа IV Красивого (1297). Обвиняемому не сообщались имена свидетелей; ими могли стать даже отлученные от церкви, воры, убийцы и клятвопреступники, показания которых никогда не принимались в светских судах. Он был лишен возможности иметь адвоката. Единственным шансом для приговоренного была апелляция к Св. Престолу, хотя формально и запрещенная буллой 1231. Человек, некогда осужденный инквизицией, в любой момент мог быть вновь привлечен к судебной ответственности. Даже смерть не прекращала процедуру расследования: в случае признания виновным уже умершего его прах извлекали из могилы и сжигали.

Система наказаний была установлена буллой 1213, декретами Третьего Латеранского собора и буллой 1231. Осужденные инквизицией передавались гражданским властям и подвергались светским наказаниям. «Еретику», «раскаявшемуся» уже в ходе процесса, полагалось пожизненное заключение, которое инквизиционный трибунал имел право сокращать; такой вид наказания являлся новшеством для пенитенциарной системы средневекового Запада. Узники содержались в тесных камерах с отверстием в потолке, питались лишь хлебом и водой, иногда заковывались в кандалы и цепи. В позднее средневековье тюремное заключение порой заменялось каторжными работами на галерах или в работных домах. Упорствующий «еретик» или вновь «впавший в ересь» приговаривался к сожжению на костре. Осуждение нередко влекло за собой конфискацию имущества в пользу светских властей, которые возмещали расходы инквизиционного трибунала; отсюда особый интерес инквизиции к состоятельным людям.


Для тех же, кто являлся с повинной в инквизиционный трибунал в течение «срока милосердия» (15–30 дней, считая от момента прибытия судей в ту или иную местность), отводившегося для сбора информации (доносы, самооговоры и пр.) о преступлениях против веры, применялись церковные наказания. К ним относились интердикт (запрет на отправление богослужения в данной местности), отлучение от церкви и разные виды епитимьи – строгий пост, длительные молитвы, бичевание во время мессы и религиозных процессий, паломничество, пожертвования на богоугодные дела; успевший покаяться ходил в особой «покаянной» рубахе (санбенито).

Похожее

  • Уроки атеизма. Наука и церковь 2 Александр Невзоров Ну, это такое занудное занятие. Притом, что я абсолютно не хочу эмоционировать, не хочу ничего говорить от себя. Дело опять касается взаимоотношений церкви и науки, при всей неоднозначности науки. О чём мы можем говорить? Даже в 1611 году, в связи с начинающимся тогда процессом Галилея, в Ватикане был созван трёхдневный кардинальский конклав, который на полном серьёзе решал: не грешно ли и допустимо ли, вообще, смотреть на небо в зрительную трубу. Но это пикантности. Помимо пикантностей я подготовил для Вас такой занудный списочек реальных жертв церкви. Тех реальных свидетельств реального, подлинного отношения церкви к науке.

  • Крестовый поход против Европы Начало ХIII века было ознаменовано многолетней войной на юге Франции. Долгое время там хозяйничали катары — безобидные еретики. Однако римский папа почувствовал, что их вольнодумство грозит его власти. Тогда он призвал всех послушных ему христиан покарать сих отступников от веры. К этому времени Западная Европа уже более ста лет вела религиозные войны: с иноверцами — арабами на Ближнем Востоке и маврами в Испании, с инаковерующими — византийцами. Теперь настало время истребить любое неверие в своём стане.

  • Сёстры Магдалины / The Magdalene Sisters (2002) Ирландия, 60-е годы XX века. Три юные девушки Роза, Бернадетта и Маргарет попадают в приют Святой Магдалины, исправительное учреждение для «падших женщин». Маргарет изнасиловал кузен на свадьбе её подруги, Бернадетта открыто флиртовала с мальчишками и была вызывающе красива, а Роза родила ребёнка вне брака. Сестра Бриджит, настоятельница приюта, разъясняет им, что теперь они тяжелой работой в прачечной и молитвами будут искупать свои «грехи»…

  • Орудия смерти / Death Machines Discovery В этом сериале речь идет о самых негуманных изобретениях человечества — орудиях пыток и убийства. Создатели этого захватывающего сериала предоставляют зрителям возможность познакомиться с самыми ужасными смертоносными творениями прошлого.

  • Приют Магдалины

    Приют Магдалины (англ. Magdalene asylum) — сеть воспитательно-исправительных учреждений монастырского типа для так называемых «падших женщин», существовавшая с конца XVIII века и до конца XX века.

  • Криминальная история христианства Карлхайнц Дешнер

    В книге современного немецкого ученого всесторонне исследована многовековая деятельность христианской церкви, приведены интересные, малоизвестные факты о становлении и развитии христианства, о борьбе с ересью, о том, какими методами распространялась, а иногда и насаждалась эта религия в разных странах. На протяжении четырех томов Карлхайнц Дешнер остается верен своему тезису: «Кто пишет мировую историю не как криминальную историю — ее сообщник».

  • Тайны древности: Настольная книга охотника на ведьм National Geographic «Malleus Maleficarum» (в переводе «Молот ведьм») – 256 страниц чистого латинского текста. Книга написана в 1486 году. Это, возможно, самая всеобъемлющая энциклопедия и юридическое руководство, доказывающее, что ведьмы существуют. Этот, обладающий дурной славой древний справочник, содержит в себе ужасную цель – преследовать, пытать и убивать ведьм. На протяжение 2-х веков эта книга помогала строить царство страха, за ней скрываются истории безумия, подделок и скандалов. Какие силы дали этой книге такую власть и почему она прожила дольше, чем все ей подобные книги? Международная команда исследователей раскрывает необычные секреты и роковую популярность настольной книги охотника на ведьм.

  • Возникновение и устройство инквизиции Генри Чарльз Ли

    Инквизиция известна как одно из самых совершенных карательных учреждений в истории человечества. Как так вышло, что христианство, проповедующее братство всех людей, породило столь страшного монстра? Как возникла инквизиция? Как она была устроена изнутри? Что это были за люди — инквизиторы?

  • Инквизиция под судом истории Суд инквизиции – преступление или наказание? Об этом в программе «С христианской точки зрения» разговор с историком Ольгой Тогоевой, автором книг о Жанне д’Арк и инквизиционных процессах Средневековья.

  • Русская православная церковь и сожжения Евгений Шацкий Из школьных учебников создаётся впечатление, что инквизиция была только в католических странах. Между тем, древнее положение церковного права, гласящее, что светская власть должна помогать церкви наказывать религиозных преступников, едино для католичества и православия. Были ли в России сожжения религиозных преступников? Да, безусловно. Были ли они обусловлены влиянием христианства? Тоже, да.

Далее >>>

Мифы о миллионах сожженных душ

На самом деле в большинстве случаев борьбы инквизиции против еретиков и язычников немного опущены. Первые насильно ввергали последних в свою веру. Если те отказывались, то в ход шли приговоры инквизиции: болезненные пытки и конфискация имущества. Это необходимо было для того, чтобы показать непоколебимость верующего человека, которому уготовано место в Раю, даже после осуществления преступления. В 95% случаев люди сдавались, и в обмен на свое имущество, а иногда это были и дети, веровали в новую религию. Однако те самые 5%, которые отказывались предавать собственных богов, подвергались жестоким пыткам. Описывать их сложно, так как это непростая работа.

Одним из самых ярких примеров приговора инквизиции есть пытка с невероятными болезненными ощущениями со стороны еретика. Человека привязывали к стулу, так, чтобы он не мог шевелить руками и ногами. Потом постепенно нагревали небольшие щипцы до красного цвета. Затем отрывали по одному ногтю до тех пор, пока человек не сдастся и не признает власть Божью. Стоит признать, что это была не самая страшная пытка. История узнавала случаи и страшнее. Однако, к смертельным пыткам прибегали крайне редко. Приговор зачастую ограничивался болезненными терзаниями.

Жанна Д’Арк и жертва считается самым известным мифом об ужасной инквизиции. После того, как девушка смогла спасти Францию от непоправимого давления Англии после Столетней войны, ее пленили племена бургундцев. Они передали ее властям английского королевства. Потом ее осудили, как простого еретика, и затем сожгли на костре. Но правда ли это?

Есть не только научные работы той эпохи, указывающие на обратные факты, но и множество предполагаемых материальных доказательств. К примеру, раскопали скелет неопознанного человека. С помощью новейших технологий удалось подтвердить, что это скелет девушки, 18–19 лет. А по окаменелостям, легко определили и возраст костей. Практически все подходит под всемирно известный миф о сожженной Жанне Д’Арк. Поэтому и приговор сожжения на костре можно смело считать нереальным.

В интернете присутствует большое количество статей о том, что количество жертв инквизиции сравнимо с общим количеством смертей на Второй мировой войне. Это все не более, чем гиперболизированный треп. За 400 лет активной деятельности инквизиции предполагается, что приблизительное количество пострадавших не превышает цифры в 40 тысяч.

Многие технологии современности сумели добиться прекрасных результатов в максимальной правдивости истории. То есть большинство предположений, которые считались правдивыми и воспринимались, как факт, теперь не имеют никакой исторической ценности.


С этим читают