Содержание
Театр
По окончании войны Иннокентий вернулся к семье. Перепробовав несколько направлений деятельности, молодой человек снова устроился в театральную студию при Красноярском театре. Статистов иногда приглашали играть в постановках, так что достаточно скоро Смоктуновский получил возможность выйти на сцену.
Иннокентий Смоктуновский в роли Гамлета
Однако сказалось отсутствие специальной подготовки: каждый раз во время спектакля юноша зажимался, его речь становилась тихой и невнятной. Режиссёр высказывал претензии неудачливому актёру, тот же отвечал резко и нервно. Из-за постоянных конфликтов меньше чем через год Иннокентия выгнали из театра.
В поисках счастья Смоктуновский отправился в Норильск, где ему посчастливилось устроиться во Второй Заполярный театр музыкальной комедии и драмы. В это же время Иннокентий изменил данную при рождении фамилию Смоктунович на псевдоним, под которым его знает зритель. Говорят, что на этом настаивал художественный руководитель театра. Другие утверждают, что фамилию актёр поменял добровольно, чтобы его не принимали за еврея.
Иннокентий Смоктуновский и Татьяна Доронина на сцене
В Норильске благодаря поддержке коллег Смоктуновский прошел актёрскую школу, избавился от зажатости и наконец-то смог раскрыться как потрясающий артист. Практически мгновенно Иннокентий начал получать ведущие роли в спектаклях.
Постепенно климат севера начал подтачивать здоровье актера, и Смоктуновский вынужден променять Норильск на Махачкалу. Там актёр сумел попасть в Дагестанский русский драматический театр, но вскоре затосковал без интересных ролей и в следующем же году переехал снова, на этот раз — в Сталинград, где в это же время началось восстановление культурной жизни.
Иннокентий Смоктуновский на сцене
Сыграв в спектакле «Укрощение строптивой» эпизодическую роль, Иннокентий смог добиться к себе внимания со стороны прессы и зарекомендовал себя как актер, который может «вытянуть» и сделать яркой даже крошечную роль. Смоктуновский начал воплощать более значительные образы и вскоре стал звездой театра. Но постепенно нарастал конфликт между актёром и главным режиссёром театра имени Горького. Позже Иннокентий разругался с женой, работавшей в том же театре, и это стало последней каплей. В январе 1955 года артист уволился и уехал в Москву.
Смоктуновскому не удалось сразу закрепиться ни в одном из крупных столичных театров. Несколько месяцев актёр распродавал личные вещи, периодически ночевал и обедал у близких друзей Марковых, потом в театре имени Ленинского комсомола подрабатывал за мизерные деньги.
Актер Иннокентий Смоктуновский
Иннокентия спасло знакомство с Суламифью Кушнир, будущей женой. Проникшись сочувствием к молодому мужчине, девушка, в то время работавшая художником-гримером, познакомила его с Иваном Пырьевым, который устроил исполнителя в Театр-студию киноактёра.
В 1957 году по счастливому стечению обстоятельств Смоктуновский получил роль князя Мышкина в постановке «Идиот» в Большом драматическом театре. Благодаря этой роли к актёру пришла слава, и не только в Москве, но и по всему Советскому Союзу.
Иннокентий Смоктуновский в роли князя Мышкина
Союз двух гениев Георгия Товстоногова и Иннокентия Смоктуновского буквально потряс театральный мир. Иннокентий стал трудиться в БДТ, играя главные роли в нескольких спектаклях. Тогда же артист начал активно сниматься в кино. Вскоре случилось так, что из-за съемок Смоктуновский опоздал на начало сезона в родном театре. Вспыльчивый Товстоногов уволил актёра. Это случилось в 1960 году.
В театр Иннокентий Михайлович вернулся только в 70-х и за 20 последующих лет сыграл во множестве спектаклей, укрепивших и приумноживших его славу. Особенно выделялся сценический дуэт Смоктуновского и Олега Ефремова.
Иннокентий Смоктуновский и Олег Ефремов
До последних лет жизни Иннокентия Михайловича двое друзей часто играли вместе.
Становление актерской деятельности
Сам факт пребывания в плену сделал из Иннокентия Смоктуновского неблагонадежного члена общества. Он попал под действие циркуляра «- 39» — запрета жить в 39 крупных городах СССР.
А потому он набирается жизненного опыта там, куда ссылают людей – в Норильске, Махачкале. Зато в Заполярье Смоктуновский смог раскрыться как актер. Он без труда устроился в Норильский театр драмы, в труппе которого работали бывшие заключенные лагерей, в том числе и Георгий Жженов.
В дружном коллективе Иннокентию удалось освоить азы актерского мастерства, избавиться от зажатости на сцене, поставить голос. Именно в этот период Иннокентий меняет фамилию на Смоктуновский. Почему он это сделал? Сам актер утверждал, что взял псевдоним ради благозвучности.
Но историки уверяют, что такой шаг был продиктован двумя причинами. Имея репрессированных родственников (дед и дядя расстреляны, отец сидел как «кулак»), актер лишался доступа к великим сценам страны. Да и в период борьбы с космополитизмом фамилия Смоктунович выглядела как еврейская.
Происхождение
Смоктуновский Иннокентий Михайлович, биографию которого мы здесь рассматриваем, родился 28 марта 1925 года в сибирском селе Татьяновка. Сейчас этот населенный пункт административно относится к Шегарскому району Томской области.
Интересно, что при рождении мальчик носил иную фамилию — Смоктунович. Существует подозрение, что предки будущего актера были волынскими шляхтичами, сосланными на поселение в Сибирь за то, что они принимали участие в Польском восстании 1863-64 годов.
Но признаться в каких бы то ни было аристократических корнях в послереволюционные годы было равно самоубийству. Поэтому сам Смоктуновский всегда утверждал, что в нем течет белорусская кровь, а его прадед Николай Смоктунович был сослан с семьей в Сибирь за то, что, будучи егерем, убил зубра.
Об отце актера, Михаиле Петровиче Смоктуновиче (1999-1942), мы знаем только то, что он был мельником и обладал недюжинной силой. О матери, Анне Акимовне Махневой (1902-1985), известно еще меньше. Мы знаем, что ее отец был купцом и имел в деревне магазин.
Уход в кинематограф
Знаменитым актера сделала роль Мышкина, но прославили на весь Союз — фильмы. Иннокентий Смоктуновский очень любил театр. Но пьесы, которые ставились в ту пору в Большом драматическом, явно не дотягивали не только до планки «Идиота» Достоевского, но даже до среднего уровня.
Актеру пришлось играть Дзержинского и прочих подобных персонажей. Внутреннее неприятие образа приводило к тому, что свою роль он исполнял бледно и скучно. В конце концов, актер стал подрабатывать на киносъемках.
Руководитель театра Товстоногов не потерпел измены, и Смоктуновский был уволен. Лишь в 1966 году актер был приглашен на роль Мышкина на время гастролей труппы во Франции и Великобритании. На театральные подмостки Смоктуновский не выходил до 1971 года. Зато он просто жил на съемочных площадках.
Личная жизнь легенды советского кинематографа
Первой супругой Иннокентия стала коллега по театральной сцене Римма Быкова. Пара прожила под одной крышей два года. Причиной расставания послужила измена жены, у которой охладели чувства. После развода Смоктуновский переехал в Москву, где познакомился со Суламифь Кушнир.
Во втором браке появились на свет трое детей. Старшая девочка Надежда умерла в шестимесячном возрасте. В 1957 году на свет появился наследник актера Филипп, а в 1965 году родилась дочь Мария. Иннокентий мечтал, чтобы дети пошли по его стопам, но у них были на этот счет другие планы.
Филипп стал переводчиком, а Мария заведовала музеем МХАТа. Сын Иннокентия женился на балерине Ольге Буцкевич, которая родила ему дочь Анастасию. Девушка пошла по стопам именитого деда.
Сейчас играет в театре Армена Джигарханяна. В 1994 году Смоктуновский перенес инфаркт, ставший причиной скоропостижной смерти. Артиста похоронили на Новодевичьем кладбище рядом с могилами Олега Борисова и Ивана Козловского.
Личная жизнь
Деталями личной жизни народный артист Советского Союза свободно делился в интервью. Первый брак Иннокентия с коллегой по сцене Риммой Быковой продлился 2 года. Постепенно красавица охладела к супругу и увлеклась другим мужчиной. Смоктуновский не стерпел такого поворота событий, развёлся с женой и уехал в Москву, где встретил Суламифь Кушнир.
Иннокентий Смоктуновский с женой Суламифью
Армейские фото на Shutterstock: Army and military photos.Эта девушка, протянувшая руку помощи безвестному актеру, в итоге стала его спутницей на всю жизнь.
В этом браке родились трое детей. Старшая Надя умерла через 6 месяцев после рождения. Вторым ребенком в 1957-м стал сын Филипп. Дочь Мария появилась у супругов в 1965 году. Иннокентий Михайлович хотел, чтобы дети продолжили династию, однако младшие Смоктуновские не полюбили театр так, как отец.
Иннокентий Смоктуновский с семьей
Правда Мария, танцевавшая в Большом театре, а потом заведовавшая музеем МХАТа, успела засветиться в эпизодах картин «Дело Сухово-Кобылина», «Зависть богов», «Дамский портной». Филипп стал переводчиком. По стопам деда пошла внучка Анастасия, родившаяся в семье Филиппа и балерины Ольги Буцкевич. Девушка играет в театре Армена Джигарханяна.
Иннокентий Смоктуновский с дочерью Машей
По словам дочери, Смоктуновский с молодости верил в Бога, коллекционировал иконы, потому с трепетом отнесся к созданию аудиокниги «Библейские истории». Пленка 15 лет пролежала на полке, потом вышел ограниченный тираж пластинок, от которого остались единицы, и те хранятся в личных архивах поклонников. В Сети доступны записи, где Иннокентий Михайлович читает Пушкина, Сервантеса, Чехова, Достоевского.
Аристократия духа
Мышкин, Гамлет и царь Федор Иоаннович — три великие роли Смоктуновского — кажутся персонажами настолько похожими как психологические типы, что велик соблазн говорить об «амплуа». Но именно это и будет величайшей ошибкой. Да, вероятно, Смоктуновскому было весьма комфортно играть людей не от мира сего — тут нельзя не вспомнить не только Деточкина из «Берегись автомобиля», но и Циолковского в «Выборе цели», и Войницкого в «Дяде Ване». Однако так сужать его актерский диапазон — значит не просто не любить Смоктуновского, но и не знать его.
Ему абсолютно шикарно удавались, скажем, «неочевидные подонки» — типаж сложнейший, мало кому посильный. Иркутский губернатор Цейдлер в «Звезде пленительного счастья» и финляндский губернатор Бобриков в «Доверии», Карл V в «Легенде о Тиле» и Сальери в «Маленьких трагедиях», барон Геккерн в «Последней дороге» и Плюшкин в «Мертвых душах», император Юстиниан в «Руси изначальной» и кардинал Флёри в «Гардемаринах, вперед!».
ис3
Кадр из художественного фильма «Русь изначальная», 1985 год
Фото: РИА Новости
Нетрудно заметить, кстати, сколь неровны эти фильмы по качеству. Смоктуновский вообще снимался довольно много — в том числе и в откровенной чепухе вроде «Уникума» или «Загадочного наследника». Этому есть вполне рациональное объяснение — по большому счету, он не прижился ни в одной труппе, а актерская жизнь в СССР была устроена таким образом, что стабильный доход давало только положение театрального премьера. Но, быть может, он просто старался наиграться, компенсировать затянувшийся простой в молодости.
Другой стереотип о Смоктуновском опровергнуть сложнее. Принято было считать, что, условно говоря, «в джинсах ему неуютно». Действительно, Смоктуновский — в первую очередь актер классического, в крайнем случае — костюмного репертуара. Современников он играл нехотя и даже, пожалуй, шаблонно (Деточкин как бы не в счет).
Меж тем все почему-то забывают о роли, которая наряду с Гамлетом и Деточкиным безусловно входит в тройку его лучших киноработ — Илья в «Девяти днях одного года». Фильм этот принято считать бенефисом Баталова, а ведь именно на контрасте с героем Смоктуновского с его невероятной смесью растерянности и самоуверенности и получился столь ярким баталовский Гусев.
ис2
Кадр из фильма «Девять дней одного года», 1964 год
Фото: ТАСС
Признание, пришедшее к Смоктуновскому далеко не в юности, оказалось, однако, своевременным и всеобъемлющим. Он регулярно получал ордена, премии и почетные звания, нравственная репутация его при этом была безупречна — он подписывал, скажем, письмо к Брежневу против попыток реабилитации Сталина.
Но самую неожиданную и, быть может, самую почетную награду Смоктуновский получил в день собственных похорон в августе 1994-го — именно ему первому участники траурной церемонии захлопали: до того традиции так прощаться с актерами в России не существовало.
Вооруженный нянь
Вдова актера предупредила, что в квартире идет ремонт. В комнате, куда нам позволили войти, стены увешаны огромными фотографиями Иннокентия Смоктуновского.
Скромная по-советски обстановка — чешские книжные полки, шкафы из модного в 70-х годах мебельного гарнитура. У окна — целая оранжерея.
— Что же тогда случилось у Белорусского вокзала в октябре 2007-го?
Я, конечно, все отрицал. Меня поместили в закрытую больницу и держали под наблюдением. Если бы у меня началась ломка, то я сейчас бы принудительно лечился. Но вы же видите — свободен.
— За нее приходится платить по 5 тысяч рублей в месяц, — вздыхает вдова.
Николая Крючкова
Вот и спровоцировали скандал. То ли электромонтер, то ли комендант — уж теперь и не помню — позвал меня к себе, и, едва я вошел, ни с того ни с сего как ударит! А потом на меня же все и свалил, будто я первый начал.
Сердечная боль
— Похоже, вы, Филипп, немало хлопот доставляли Иннокентию Михайловичу.
— А не стремились семью содержать?
— Почему бросили?
— Иннокентий Михайлович умер после четвертого инфаркта. Наверное, переживал, что у вас и в личной жизни проблемы, и с профессией не складывается.
— Этот актер — Армен Джигарханян. Он рассказывал, что вечером захотел посмотреть программу «Время», но телевизор в номере оказался неисправным. Тогда он пошел к Смоктуновскому. Они досмотрели новости вдвоем, ну и выпили немного. После десяти расстались. А в три часа ночи Иннокентию Михайловичу стало плохо. Врачи не успели.
Вот у отца и начались приступы: один, второй.
За отца и деда в ответе?
Теперь у Смоктуновских одна надежда — Настя, внучка Иннокентия Михайловича, дочь Филиппа. Она окончила хореографическое училище и Школу-студию МХАТ.
— Фамилия Настеньки — Буцкова, ее мама не захотела, чтобы она была Смоктуновской
Но это, наверное, не так уж и важно, — говорит Суламифь Михайловна, стараясь не выдавать обиду
— Как сам Олег Павлович объяснил свой отказ принять ее на работу?
Смоктуновского при жизни многие называли юродивым гением. Говорили, будто, играя князя Мышкина в «Идиоте» на сцене ленинградского Большого драматического театра, он не раз обращался за помощью к психиатрам. Извинившись, мы спросили, правда ли это. И вдова, и сын ответили, что это домыслы недоброжелателей великого актера.
СПРАВКА
Иннокентий СМОКТУНОВСКИЙ
Сцены из семейной жизни
Римме БыковойФирсом Шишигиным
* Ни в один из столичных театров Иннокентия Михайловича не приняли, и он был вынужден подрабатывать в массовке в «Ленкоме». Там он познакомился с молодой художницей по костюмам Шламитой Горшман, дочерью еврейской писательницы Ширы Горшман и художника Мэндла Горшмана. Девушка помогла Смоктуновскому устроиться в Театр киноактера и первое время даже оплачивала ему съемную квартиру.
Семейная трагедия
* Родные сестры Иннокентия Смоктуновского Галина и Зоя, жившие и умершие в Красноярске, были постоянными пациентками психиатрической клиники. Зоя как-то даже приезжала к брату в Москву, и актеру пришлось отправлять ее домой под присмотром психиатра. Ее гибель была ужасной: женщину убили на кладбище в родительский день — за четыре месяца до смерти Иннокентия, исколов вилкой. Кровью были забрызганы могила матери актера и соседние надгробия. Преступника не нашли.
* Из интервью актера Игоря Дмитриева: «Помню, мы снимались в Крыму. Он играл римского императора. И взял с собой сына, потому что не мог оставить его одного в Москве — боялся. Я видел, как он играет, а сам оглядывается по сторонам — глазами ищет, где в это время Филипп. В кадре!!! Кончается съемка, мы — все ведущие артисты — садимся в автобус. Нет Филиппа. Кеша молча сидит рядом, и я вижу, понимаю, что с ним происходит. Все это тоже понимают и тоже молчат. Автобус стоит. Парня вводят в состоянии такого наркотического безумия, что он падает между сидений ничком. Автобус трогается. Всю дорогу — тишина…»
Заступник Николай
Вне игры
С таким лицом можно было играть Бога. Нет, дело тут не в пресловутой «несоветскости» и тем более не в «аристократизме» (в конце концов, породистой внешностью обладала масса отечественных актеров первой величины — от Астангова до Ливанова-младшего). Нет. В облике Смоктуновского так причудливо точно смешались детскость, немного отстраненное безумие и какое-то запредельное, потустороннее всемогущество, что ему, по сути, всю жизнь не нужно было «играть». Просто смотреть в камеру или зал и произносить текст. Остальное зритель — без малейших усилий и даже отчасти не отдавая себе в происходящем отчета — додумывал сам.
Между тем обстоятельства жизни Смоктуновского — почти до четвертого десятка лет — кажутся решительно неподходящими для актера, видимо, занимающего в отечественной профессиональной иерархии первое место. Он родился в неописуемой глуши Западной Сибири, в деревне, основанной переселенцами из Белоруссии. Фамилия его отца была Смоктунович, в семье намекали на шляхетское происхождение их рода; впрочем, шляхтой в Польше всегда считался каждый второй.
Кеша Смоктунович с братом Володей и тетей Надеждой Петровной Чернышенко
Так или иначе, жили Смоктуновичи зажиточно, по обстоятельствам тех лет семья считалась кулацкой. Ее и раскулачили, отец-мельник отсидел год за «эксплуатацию рабочей силы», но в колхоз идти отказался. Смоктуновичи перебрались в город — сперва в Томск, потом в Красноярск, бедовали и голодали. В 1941-м отец ушел на фронт и вскоре пропал без вести, два года спустя призвали и Иннокентия.
Он воевал всерьез — две медали «За отвагу» тому бесспорное доказательство, побывал в плену, партизанил. Плен биографию кулацкого сына, разумеется, не украсил, и после демобилизации ни о каких крупных городах и престижных вузах не было и речи. Нужно было возвращаться домой.
До фронта он успел позаниматься в школьном драмкружке и подрабатывал статистом в Красноярском театре. Туда, в студию при театре, Смоктунович и пошел учиться — высшего профессионального актерского образования он так и не получил.
Голод, война, плен
Анна Акимовна тайком выносила с работы кости, чтобы сварить похлебку детям и мужу. В 1932 году голод настиг Красноярск. Смоктуновским пришлось отдать двоих детей Иннокентия и Владимира на воспитание бездетной тетке и ее супругу. Несмотря на всю боль, это было единственным рациональным решением. Кеша рос трудным подростком, который абсолютно не желал учиться и делал лишь, то что ему заблагорассудится.
В шестом классе Иннокентий стал посещать театральный кружок. Парню нравилось искусство перевоплощения, но он не думал насколько сложно выступать перед огромной аудиторией. Во время премьеры спектакля подросток вышел на сцену, полностью забыв текст. От волнения Смоктуновский громко рассмеялся, за что был изгнан из кружка.
Несмотря на небольшое фиаско, Иннокентий продолжат мечтать о светлой карьере артиста. Он не пропустил ни одной постановки в местном театре. Чтобы заработать на входной билет, парень брался за любую подработку. В 1942 году трагически погиб Михаил Петрович. Спустя несколько месяцев Смоктуновского самого мобилизовали на фронт. За два года военной службы парень побывал несколько раз в плену. Бежать русскому солдату помог немец.
Вернувшись домой, Иннокентий посвятил жизнь искусству перевоплощений. Парень устроился в театральную студию при красноярском драматическом театре. Вскоре неопытный, но талантливый статист вышел на большую сцену.
Несмотря на огромное желание играть, Смоктуновский стеснялся выступать перед большой аудиторией. Парень говорил тихо и не внятно, что вызывало гнев у режиссера.
Через год, после очередного скандала с режиссером Иннокентия выгнали из театра. Молодой, амбициозный артист отправился в Норильск, где его приняли на службу во второй Заполярный театр музыкальной драмы и комедии. Коллеги по цеху помогли Смоктуновскому избавиться от комплексов, перестать стесняться собственного голоса. Благодаря их поддержке актерская карьера скромного, но характерного парня стремительно пошла в гору.
Другие работы
Смоктуновский так любил театр, что не мог туда не вернуться. Он всячески добивался выхода на сцену. И в 1971 году он все-таки добился своего. Малый театр пригласил его на роль царя Федора (по пьесе А.Толстого).
Образ, который создал актер Иннокентий Смоктуновский, был настолько необычным, неординарным, исключительным, что критика просто захлестнулась в похвальных одах. На волне популярности Смоктуновский перешел в МХАТ, где в 1976-м он сыграл в «Иванове» Чехова.
Успех был не меньшим, а то и большим. Критики говорили, что на сцене зритель видит только молчаливого Смоктуновского, а не других актеров. Не менее значительными ролями во МХАТе стали Иудушка Головлев, Дорн в чеховской «Чайке», Серебряков в «Дяде Ване».
На телевидении актер сыграл в спектаклях «Вишневый сад», «Цезарь и Клеопатра», «Зима тревоги нашей» и многих других. В последние годы существования СССР и лихолетье 90-х, когда фильмы из-за безденежья почти не снимались, Смоктуновский без работы не оставался. Он сыграл Исаака в «Дамском портном» (1990) и криминального авторитета Гилю в «Гение».
Фильмы Смоктуновского
Год | Название | Роль |
1956 | Убийство на улице Данте | молодой нацист |
1956 | Как он лгал её мужу | Генри |
1956 | Солдаты | Фарбер |
1957 | Рядом с нами |
Андрей Королёв |
1957 | Шторм | Муромцев |
1958 | День первый |
В. А. Антонов-Овсеенко |
1958 | Ночной гость | Пал Палыч |
1959 | Неотправленное письмо | Сабинин |
1960 | До будущей весны | Алексей Ручьёв |
1961 | Високосный год |
Геннадий Куприянов |
1961 | Девять дней одного года | Илья Куликов |
1962 | Моцарт и Сальери | Моцарт |
1963 | Если позовёт товарищ | Шаталов |
1964 | Гамлет | Гамлет |
1965 | На одной планете | В. И. Ленин |
1966 | Берегись автомобиля | Юрий Деточкин |
1966 | Первый посетитель | В. И. Ленин |
1968 | Первая любовь |
Пётр Васильевич |
1968 | Степень риска |
Александр Кириллов |
1968 | Живой труп |
Иван Петрович «Гений» |
1969 | Преступление и наказание |
Порфирий Петрович |
1969 | Чайковский |
Пётр Ильич Чайковский |
1970 | Дядя Ваня |
Иван Петрович Войницкий |
1971 | Ехали в трамвае Ильф и Петров | пассажир |
1972 | Ночь на размышление |
главная роль (две роли двойников — Интеллигент и Антипод |
1972 | Укрощение огня |
К. Э. Циолковский |
1973 | Москва — Кассиопея |
И. О. О. (исполняющий особые обязанности) |
1973 | Исполнение желаний | Дмитрий Бауэр |
1974 | Дочки-матери |
Вадим Антонович |
1974 | Романс о влюблённых | трубач |
1974 | Отроки во Вселенной |
И. О. О. (исполняющий особые обязанности) |
1974 | Анна и Командор |
Вадим Петрович, драматург |
1974 | Выбор цели |
Франклин Делано Рузвельт |
1975 | В горах моё сердце | мистер Козак |
1975 | Звезда пленительного счастья |
Иван Богданович Цейдлер |
1975 | Они сражались за Родину | хирург |
1975 | Доверие |
губернатор Финляндии Бобриков |
1976 | Фантазия | Дмитрий Санин |
1976 | Дни хирурга Мишкина |
Пахом Григорьевич |
1977 | Легенда о Тиле | Карл V |
1977 | Принцесса на горошине | Король-отец |
1977 | Степь |
Моисей Моисеевич |
1977 | В четверг и больше никогда |
Иван Модестович, отчим Сергея |
1977 | Враги | Захар Бардин |
1978 | Бархатный сезон | комиссар |
1979 | Барьер | Антоний Манев |
1979 | Москва слезам не верит |
Смоктуновский (камео) |
1979 | Маленькие трагедии |
Сальери («Моцарт и Сальери»); Барон («Скупой рыцарь») |
1981 | Рождённые бурей | старый граф |
1981 | Шутка? | Гросс |
1982 | Вновь я посетил… |
читает стихи А. С. Пушкина |
1982 | Кража | Энтони |
1982 | Пиковая дама | Чекалинский |
1983 | Двое под одним зонтом | Тиль |
1983 | Поздняя любовь |
Герасим Порфирьевич Маргаритов |
1983 | Пробуждение |
генерал Гиппиус |
1983 | Уникум | Сан Саныч |
1984 | Мёртвые души | Плюшкин |
1985 | Дети солнца | Протасов |
1985 | Странная история доктора Джекила и мистера Хайда | доктор Джекил |
1985 | Русь изначальная |
император Юстиниан |
1986 | Последняя дорога | барон Геккерн |
1986 | Шерлок Холмс в XX веке |
лорд Томас Бэллинджер, премьер-министр Англии |
1986 | Очи чёрные |
Модест Петрович, городской голова |
1987 | Без солнца | барон |
1987 | Гардемарины, вперёд! |
кардинал Флёри |
1987 | Загадочный наследник |
Василий Григорьевич Ерихонов |
1987 | На исходе ночи | Зайферт |
1987 | Первая встреча, последняя встреча |
полковник контрразведки |
1988 | Запретная зона |
Артём Григорьевич Каланчёв |
1988 | Чёрный коридор |
Николай Иванович Ечевин, учитель истории |
1989 | Сердце не камень |
Потап Потапыч Каркунов |
1989 | Мать | губернатор |
1990 | Ловушка для одинокого мужчины |
папаша Мерлуш |
1990 | Дамский портной |
Исаак, дамский портной |
1991 | Дина | Бардов |
1991 | Гений |
криминальный авторитет «Принц» |
1991 | Дело | Муромцев |
1991 | Дело Сухово-Кобылина |
Пётр Константинович Муромский |
1991 | Линия смерти | Луковецкий |
1991 | Осада Венеции | инквизитор |
1991 | Иван Фёдоров, или Откровение Иоанна Первопечатника |
царь Иван Грозный |
1992 | Золото | дон Диего |
1993 | Убийца | следователь |
1993 | Хочу в Америку | писатель |
1994 | Белый праздник | профессор Грэг |
1994 | Заколдованные | дегустатор |
1994 | Поездка на восток | Миколай |
1995 | Вино из одуванчиков |
полковник Фрилей (роль озвучил С. Безруков) |
2000 | Воспоминания о Шерлоке Холмсе |
премьер-министр лорд Томас Бэллинджер |
2001 | Часы без стрелок | Валентин |
С этим читают
- Пуговкин, михаил иванович
- Серебряков, алексей валерьевич
- Евгений леонов: биография, детство и юность, карьера и личная жизнь
- Зиновий ефимович гердт
- Станиславский константин сергеевич
- Анатолий папанов
- Владимир гуляев: биография, личная жизнь, фото
- Этуш, владимир абрамович
- Георгий михайлович вицин
- Доклад сообщение гоголь жизнь и творчество