Военный инженер

Содержание

Образование

В России существует множество вузов, где можно получить профессию военного инженера. При этом специализация всецело зависит от рода войск. Например, одни курсанты выбирают Военную академию РВСН им. Петра Великого, другие желают учиться в Военно-космической академии им. А. Ф. Можайского, третьи желают получить специальность инженера, окончив Пушкинский военный институт радиоэлектроники космических войск им. Савицкого. Однако это лишь малая часть учебных заведений военного направления, где обучают столь серьезной профессии.


В целом военное образование на территории РФ имеет определенную специфику. Курсанты по окончанию вуза получают сразу 2 образования, а именно: гражданско-инженерную и военную специальность. Полный список профессий, на которые проходит набор, предоставляется абитуриентам по прибытию в учебные заведения. Военные вузы, в отличие от гражданских институтов, не переходили на двухуровневый тип обучения, а сохранили привычную пятилетку.

После того как абитуриент подает заявление, он должен пройти предварительный отбор по документам. Комиссия в данном случае рассматривает наличие гражданства РФ, уровень образования, возраст, состояние здоровья, физическую подготовку и профессиональную пригодность. А вот поступление в военные институты министерства обороны проходит только на конкурсной основе. Попадают в эти учебные заведения наиболее способные студенты, подготовленные к получению знаний по образовательным программам. Помимо самого конкурса, курсанты проходят специализированный отбор. Попасть в военное училище несложно, а вот стать высококвалифицированным специалистом – очень трудно.

Наравне с вузами в России существуют и военные колледжи. Однако курсанты предпочитают миновать ступень среднего специального образования и сразу подают документы в высшие учебные заведения.

Новое оснащение сапёров

За последние несколько лет для саперов были разработаны специальные костюмы, которые способны защитить от всевозможных факторов взрыва. В состав костюма входит защитная куртка и штаны, шлем с бронированным стеклом, противоминные ботинки, перчатки из кевлара, а также дополнительные бронированные панели, призванные защищать наиболее уязвимые участки тела

Очень важной характеристикой данного костюма является то, что его можно быстро снять в случае острой необходимости

Все такие костюмы имеют встроенную систему голосовой связи, а также климатического контроля. В костюме есть автономные источники энергопитания, которые рассчитаны на восемь часов непрерывной работы. На шлемах, кроме модуля дистанционного управления, монтируется и мощный фонарь. Кроме костюма, уберечь сапера от подрыва должны и новые ботинки, разработанные в Канаде. Они уже получили название «паучий ботинок». Это приспособление представляет собой «лапки-ходули», крепящиеся к ботинкам. Подобное приспособление уменьшает возможность задеть мину, а также образует небольшой зазор межу взрывным устройством и ботинком, уменьшая, таким образом. Степень поражения взрыва. Проведенные испытания показали, что даже в том случае, если ботинок попадет на взрыватель, сапер не получит значительных повреждений. Кроме «паучьего ботинка», были разработаны также специальные насадки, предназначенные для проведения работ на песке или мягком грунте.

Техника Российских инженерных войск

Техника инженерных войск представляет собой группу средств в виде машин инженерного вооружения, подвижных техсредств по обслуживанию и ремонту, и электротехнических средств общевойскового предназначения:

Военно-инженерная спецтехника для проведения инженерной разведки.

Одной из наиболее сложных разведывательных задач считается выявление инженерных заграждений. Подобные техсредства определяют возможность прохождения определённых участков, значимость препятствий водного характера, разрушений, завалов, возможности их преодоления, наличие защитных и маскирующих свойств территории.

Чтобы преодолеть водные преграды, выполнить разведку территории, определить пути продвижения войсковых частей используют инженерную разведывательную машину ИРМ-2. Это основное техсредство разведывательного характера инженерных войск.

При разведке используются стационарные разведывательные приборы (широкозахватный миноискатель РШМ-2 и инженерно-разведывательный эхолот ЭИР), и переносные инженерные разведывательные приборы (к ним относят перископическую буссоль, ручные миноискатели, инженерно-разведывательный перископ, и прочие).

Быстроходная траншейная машина БТМ-4М «Тундра»

При использовании комплекта средств для инженерной разведки с вертолётов проводится аэрофотографическая и аэровизуальная разведка территории.

Военно-инженерные техсредства, способные преодолеть минно-взрывные заграждения.

Колейно-ножевой трал осуществляет выкапывающие действия, механизм представляет собой отвал с ножами. При нащупывании мины, ножи вытесняют её наверх, а отвал убирает в сторону.

Колейный катково-ножевой трал, кроме ножевых, оснащён двумя катковыми секциями, которые благодаря своему весу приводят в действие противотанковые мины.

Электромагнитные тралы могут быть установлены на танк с любым тралом.

Установку разминирования УР-77 применяют, чтобы проделать проход на противотанковом минном поле.

Военно-инженерная техника по установке минно-взрывных заграждений.


Механизация установки МВЗ способствует ускорению этого процесса, повышению его эффективности и сокращению количества задействованных военнослужащих.

Механизация противотанкового минирования выполняется главным образом с помощью Гусеничного минного заградителя ГМЗ-3.

С помощью Универсального минного заградителя УМЗ осуществляется дистанционное противотанковое и противопехотное минирование.

Военно-инженерные техсредства для механизирования дорожно-земляной работы.

К такой технике относятся механические средства для земляной работы, для создания и поддержания путей продвижения и маневрирования войсковых частей, для прохождения преград. Предназначение траншейных машин заключается в рытье траншей и проходов на занимаемых позициях.

С помощью котлованных машин осуществляется рытьё котлованов на оборудуемых позициях. Траншеи и котлованы отрываются также с помощью полковой землеройной машины ПЗМ-2.

Универсальные землеройные машины используются для механизирования рытья и погрузки.

С помощью путепрокладчиков, универсальных дорожных машин, войсковых бульдозеров создаются и поддерживаются в надлежащем состоянии войсковые пути, съезды, переходы по неровной местности.

Путепрокладчик БАТ-2 предназначен для работ по прокладке колонных путей, подготовки и содержания войсковых дорог.

При помощи инженерных машин разграждения обеспечивается продвижение войсковых частей через разрушенные районы в случае ядерных ударов.

Универсальную дорожную машину используют вместе с бульдозерным оснащением, она имеет ещё и погрузочное оборудование.

С помощью лесозаготовительных и лесопильных средств заготавливается лесопильный материал. При использовании грузоподъёмных и подъёмно-транспортных машин осуществляется погрузочно-разгрузочная и монтажно-демонтажная механизация.

При помощи средств техобслуживания и ремонта инженерных механизмов эта техника поддерживается в надлежащем виде.

Федеральный период

Подготовка младших специалистов Инженерных войск ВС РФ в 66-м межведомственном учебном методическом центре (Николо-Урюпино)

Наведение военнослужащими 28-й отдельной понтонно-мостовой бригады понтонной переправы посредством ПП-2005 через реку Оку.

Инженерные войска Вооруженных Сил Российской Федерации состоят из органов военного управления, соединений, воинских частей и подразделений. Основой состава являются инженерно-саперная и понтонно-мостовая бригады центрального подчинения, отдельные инженерные бригады военных округов и армейские инженерно-саперные полки в составе армий. Инженерные войска предназначены для выполнения наиболее сложных задач инженерного обеспечения, требующих специальной подготовки личного состава, применения инженерной техники, инженерных боеприпасов и инженерного имущества.

Состав

Командование

Управление начальника инженерных войск Вооруженных Сил Российской Федерации (Москва)

Бригады
  • 1-я гвардейская инженерно-сапёрная Брестско-Берлинская Краснознамённая орденов Суворова и Кутузова бригада, в/ч 11105 (г. Муром);
  • 11-я отдельная гвардейская инженерная Кингисеппская Краснознамённая ордена Александра Невского бригада, в/ч 45767 (г. Каменск-Шахтинский);
  • 12-я отдельная гвардейская инженерная Кёнигсбергско-Городокская Краснознамённая бригада в/ч 63494 (г. Уфа);
  • 14-я отдельная гвардейская инженерная Барановичская Краснознамённая ордена Красной звезды бригада, в/ч 30763 (п. Вятское);
  • 28-я отдельная понтонно-мостовая бригада, в/ч 45445 (г. Муром).
Полки
  • 24-й инженерно-сапёрный полк (г. Кызыл);
  • 30-й инженерно-сапёрный полк, в/ч 31810 (д. Керро);
  • 31-й инженерно-сапёрный полк, в/ч 31777 (г. Прохладный);
  • 32-й инженерно-сапёрный полк, в/ч 23094 (п. Афипский);
  • 39-й инженерно-сапёрный полк (п. Кизнер);
  • 45-й инженерно-маскировочный Берлинский орденов Кутузова, Богдана Хмельницкого, Александра Невского и Красной Звезды полк, в/ч 11361 (п. Нахабино);
  • Н-й инженерно-сапёрный полк в составе 1-й Гв. ТА (Московская область), формируется в 2018 году.
Институт

Тюменское высшее военно-инженерное командное училище имени маршала инженерных войск А. И. Прошлякова.

Учебные центры
  • 66-й межведомственный учебный методический центр инженерных войск (Нахабино). На базе центра создан Международный противоминный центр (Нахабино),
  • 187-й Псковский ордена Красной звезды межвидовый региональный учебный центр инженерных войск (Волжский),
  • 210-й гвардейский Ковельский Краснознамённый межвидовой региональный учебный центр инженерных войск (Кстово).
НИИ

Центральный научно-исследовательский испытательный институт инженерных войск (Нахабино).

Ансамбль

Православный хор и ансамбль инженерных войск «За Веру и Отечество».

Средства преодоления разрушений и препятствий

  • Машины разграждения «ИМР», «ИМР-2», ИМР-3М
  • Путепрокладчики гусеничные Путепрокладчик «БАТ-М», «БАТ-2»
  • Путепрокладчики колёсные ПКТ-2, ПКТ
  • Мостоукладчики танковые МТУ-72, МТУ-20, МТУ
  • Мосты механизированные «ТММ», «ТММ-2», «ТММ-3/ТММ-3М2», «ТММ-6»
  • Установки для строительства мостов УСМ-3

Средства преодоления водных преград

  • Понтонные парки ПП-2005М, ПМП
  • Гусеничный самоходный паром «ГСП»
  • Паромно-мостовая машина «ПММ» «ПММ-2» и «ПММ-2М»
  • Транспортеры плавающие «ПТС», ПТС-М, «ПТС-2», «ПТС-3»
  • Прицепы плавающие ПКП
  • Средства моторизации лодок Москва, Вихрь
  • Комплект мостостроительных средств(КМС, КМС-Э), УСМ
  • Станции водолазные
  • Комплекты эвакуации танковых экипажей «Выход»

Средства минирования

  • Заградители минные прицепные «ПМЗ», ПМЗ-4
  • Гусеничный минный заградитель «ГМЗ», «ГМЗ-2» и «ГМЗ-3»
  • Вертолётный минный раскладчик «ВМР»

Сапёрные средства

  • Бронированные машины разминирования БМР-3МА
  • Мобильные инженерные комплексы разминирования МИКР
  • Многофункциональные робототехнические комплексы разминирования МРТК-Р «Уран-6», Сфера, Скарабей.
  • Тралы минные
  • Разведчики ИРМ «Жук»

Средства механизации дорожных и землеройных работ

Сапёры 1-й гвардейской инженерно-сапёрной бригады в ОВР-3Ш.

  • Машины землеройные ПЗМ-2, ПЗМ-1, ПЗМ
  • Быстроходная траншейная машина БТМ-3
  • Машина дорожная, котлованная «МДК» и «МДК-2»
  • Экскаваторы войсковые ЭОВ-3523, ЭОВ-4421, Э-305В,
  • Передвижные буровые установки ПБУ-100

Прочая техника

  • Краны автомобильные КС-45719-7М и КС-55729-7М грузоподъёмностью 16 и 32 т.
  • Лесопильный комплекс ВМЛК-1
  • Передвижные электростанции ЭД30-АИ, ЭД100-Т400-1РА.
  • Ремонтные комплексы ПИРК
  • Станции комплексной очистки воды СКО-10К и СКО-10/5

Экипировка

  • Водолазные костюмы СВУ-3, УВС-50, СВ-И, СЛВИ-15.
  • Комплекты защиты сапёра ОВР-1 «Сокол», ОВР-2, ОВР-2-02, ОВР-3Ш, Доспехи-КП-М, ЗКС-1 «Дублон»

О профессии Военного инженера в Санкт-Петербурге

Зарплаты: сколько получает Военный инженер*

Начинающий: 35000 в месяц

Опытный: 50000 в месяц

Профессионал: 70000 в месяц

* — информация по зарплатам приведна примерно исходя из вакансий на профилирующих сайтах. Зарплата в конкретном регионе или компании может отличаться от приведенных. На ваш доход сильно влияет то, как вы сможете применить себя в выбранной сфере деятельности. Не всегда доход ограничивается только тем, что вам предлагают вакансии на рынке труда.

Востребованность профессии

Современная армия и другие силовые структуры насыщены сложной техникой и способны решать боевые задачи в любых условиях. В связи с этим потребность в военных инженерах достаточно велика. Следует признать, что некоторые воинские подразделения испытывают недокомплект личного состава, включая должности военных инженеров. Дипломированный специалист проходит службу в специализированных подразделениях и не испытывает проблем с трудоустройством.

Для кого подходит профессия

Профессия военного инженера может быть рекомендована абитуриентам, имеющим тягу к профессии военнослужащего. При этом, инженерная специфика такой службы позволяет реализовать творческий потенциал человека, проявить себя в решении сложных технических задач. Данная профессия подходит для тех кто:

  • любит работать с техникой;
  • увлечен проектированием и изобретательством;
  • обладает дисциплинированностью и самоконтролем;
  • любит военную историю;
  • имеет хорошие физические данные и высокий интеллект.

Карьера


Военный инженер строит свою карьеру на общих принципах, принятых в силовых структурах. Его продвижение по служебной лестнице обусловлено его личностными качествами, талантами и честолюбием. Для достижения высших командных должностей необходимо иметь соответствующий послужной список, добросовестно выполнят свои служебные обязанности, получать дополнительное образование в военных вузах.

Обязанности

Исполнение служебных обязанностей прописано в служебном уставе. В общем случае набор обязанностей военного инженера включает в себя:

  • соблюдение воинских уставов;
  • выполнение служебных заданий согласно занимаемой должности и специализации;
  • работа с личным составом;
  • соблюдение воинской дисциплины;
  • регулярное повышение профессионального уровня.

От качественного и добросовестного исполнения служебных обязанностей напрямую зависит успешное продвижение по службе военнослужащего инженера.

Оцените профессию:12345678910 Профессия больше подходит тем, кому нравятся следующие предметы в школе:физикаОБЖ

ОПАСНЫЕ РЕГИОНЫ

Вопреки сложившемуся мнению, служба в строительных отрядах была отнюдь не безопасна. В 1986 году «стройбатовцы» были брошены на ликвидацию последствий Чернобыльской катастрофы – по некоторым данным, они составляли не менее 70% контингента, работавшего в зараженной зоне. Через два года стройотряды отправились в Армению разбирать завалы и отстраивать города после разрушительного землетрясения.

Служили они и в Афганистане. В 1979 году, сразу после ввода советских войск в эту страну, встал вопрос о расквартировании личного состава. В кратчайшие сроки от строителей требовалось создать и благоустроить военные городки со всей инфраструктурой, жилыми и военно-административными зданиями, построить склады для боеприпасов и техники, фортификационные сооружения по периметру воинских частей, аэродромы.

В 1982 году советский строительный батальон был направлен на Фолклендские острова в порт Стэнли удлинять бетонную взлетно-посадочную полосу. Именно в это время на острова вторглись британские войска, оспаривавшие с Аргентиной контроль над данными территориями.

По сведениям участника тех событий, советские солдаты заминировали все подходы к аэродрому, вооружились трофейным оружием и в течение трех дней выдерживали осаду со стороны британских военных. Только благодаря вмешательству Москвы локальный военный конфликт был остановлен – советским солдатам приказали сложить оружие.

Сейчас в ВС России существует Управление начальника расквартирования и обустройства Министерства обороны Российской Федерации и Федеральное агентство специального строительства («Спецстрой»), выполняющее те же функции.

P.S. Кстати, сегодня день Строителя, так что поздравляем всех стройбатовцев с профессиональным праздником !!!

Инженерные мероприятия в войнах древнего мира

Инженерные войска появились не сразу с возникновением вооружённых сил (армии и флот), а в процессе их развития, в связи с необходимостью проведения инженерных мероприятий в военном деле. В войнах Древней Греции, Рима, Карфагена для выполнения инженерных работ первоначально привлекались формирования рабов, воинов, а позднее и специально подготовленные отряды, подобные тем, которые в последующем стали именоваться пионерами — первопроходцы, то есть идущие всегда впереди войска. В Ассирийском войске (1 000 лет до н. э.) имелись специальные «землекопные отряды», которые прокладывали дороги, наводили мосты, сооружали лагеря и подводили подкопы, воздвигали искусственные насыпи или холмы для достижения господства над стенами осаждённых городов. При переправах через реки ассирийцы применяли плоты и надувные мехи-бурдюки. На остановках, в ходе маршей и походов, строился полевой лагерь, который обносился рвом и земляным валом.

В войске Древнего Рима в I — II века для закрепления завоёванных территорий возводились оборонительные сооружения по государственной границе, получившие наименование римских валов. Первоначально римские валы строили сами войска, впоследствии значительную часть работ выполняли рабы.

В Древней Руси ИВ назывались Посошной ратью (Посохой). При Петре Великом названы Сапёрами при сформировании двух рот: инженерной и минёрной. В составе ВС России также были Конно-пионеры — инженерные войска конного строя.

Древнерусский период

Развитие русского военного зодчества относится к IX — первой половине X века. Летописи доносят до нас сведения о строительстве городов, об их осаде и обороне. Само слово город в древнерусском языке обозначало не город в социально-экономическом значении, как мы его понимаем сейчас, а укреплённое, подготовленное к обороне украиное поселение, крепость, замок. Более того, до XVII века слово это часто относили к укреплениям, обозначая этим термином оборонительные стены. В конце XII века процесс дробления феодальной Руси на множество княжеств привёл к строительству крепостей и сооружений самых различных типов практически на всей территории. О высоком уровне русского военно-инженерного искусства того времени свидетельствует как умелое строительство укреплений, так и совершенствование инженерных мероприятий при обеспечении наступательных действий войск. В 1242 году русские разгромили немцев на льду Чудского озера. Русские войска умело использовали при этом как долговременные оборонительные сооружения, так и полевые укрепления, выполненные с учётом особенностей местности. Другим примером является взятие Казани в 1552 году Иваном IV. Иван Грозный решил построить на берегу реки Свияги при впадении её в Волгу в 25 км от Казани крепость Свияжск. Заготовка деревянных деталей велась на Волге в районе Углича. Потом они были доставлены по воде к устью Свияги, где из них впервые в истории строительства за 28 дней была построена крепость-город, сыгравшая важную роль опорной базы при осаде Казани.

Первые сведения о воинах-строителях на Руси, которые донесла до нас летопись, относятся к 1016 году. Указывалось, что это были строители, находившиеся на военной службе и имевшие обширные познания в военном искусстве и особенно в искусстве обороны. В отличие от рабочих, строивших различные городские сооружения и называвшихся дереводелами и плотниками, военных строителей называли городовиками и мостовиками (Колесник А. Н. 1985), позже Розмыслы. Со второй половины XV века в России был создан единый орган руководства военно-строительными работами в лице инженерной части Пушкарского приказа, которая стала разрабатывать чертежи и руководить строительством оборонительных сооружений.

Первым из дошедших до нас русским воинским уставом, обобщившим военно-инженерный опыт, является «Устав ратных и пушечных дел, касающихся до воинской науки». Его составил в начале XVII века воевода боярин Анисим Михайлов.

Училище, военные институты, части инженерных войск

Основной учебно-методический центр инженерных войск России — это военный институт инженерных войск Общевойсковой академии Вооружённых сил Российской Федерации — высшее военное училище инженерных войск

Инженерные войска Муром ( в/ч 11105 и 45445)

Первая гвардейская Брестско-Берлинская Краснознамённая орденов Суворова и Кутузова инженерно-сапёрная бригада центрального подчинения (в/ч 11105) местом дислокации имеет город Муром Владимирской области. Один из батальонов находится в Подмосковном селе Николо-Урюпино.

Соединение было создано в 1942 году в Ворошиловградской области (ныне Луганской области Украины), в качестве 16-й отдельной инженерной бригады спецназначения. В 1943 году она стала гвардейской бригадой за проявление стойкости и героизма бойцов.

В 1944 в итоге реорганизации она стала первой отдельной гвардейской моторизованной бригадой РГК. Данное соединение удостоено множества государственных наград. За военные подвиги в сражениях вблизи города Орла в 1943 году часть удостоена ордена Красного Знамени, во время освобождения Белоруссии — ордена Суворова второй степени, а Брестской она стала именоваться за освобождённые города на Белорусском фронте. Висло-Одерское освобождение принесло награждение орденом Кутузова второй степени, а наименование Берлинская она получила за штурм последнего фашистского пристанища.

С конца войны и по 1994 год соединение располагалось в ГДР, где необходимо было поднимать затонувшие корабли. С 1994 года располагалось уже в Ростове-Великом (Ярославском). Некоторые подразделения участвовали в противотеррористических действиях во время чеченского конфликта. Военной частью 11105 она стала именоваться в 1994 году. С 2015 года имеет постоянную дислокацию в Муроме.

В соединении проводится общевойсковая подготовка, полевые учения, осваиваются военные специальности. Военнослужащие участвуют в соревнованиях международного статуса. Присяга принимается в субботу, после неё предоставляется увольнение, а впоследствии увольнительные дают в выходные и праздники, но в присутствии родных.

Существует ли сейчас в России стройбат

Многие призывники наслышаны о том, что во время СССР были строительные войска – стройбат. Молодые люди интересуются, если сейчас в России такие батальоны и кто может в них попасть.

Раньше призывников, которые уклонялись от службы или были неблагонадёжными, пугали стройбатом. Если говорить о существовании таких строительных отрядов сегодня, то их нет.

В 1990 году Михаил Горбачёв вынужден был подписать указ об их расформировании. Однако длительное время государству так и не удавалось решить этот вопрос и только в 2005 году вышло распоряжение правительства, которое положило начало полной ликвидации стройбата.

В современной российской армии нет стройбата в том виде, который был во времена СССР. Последние строительные части прекратили своё существование в 2009 году. В связи с этим молодые призывники могут не бояться, что их отправят строить различные здания или дачи генералам, как это было во времена Союза. Хотя для солдат это было хорошей службой, ведь их кормили, поили и часто они жили вне казармы, а это значит, что не по уставу.

История

Военный инженер — старейшая из существующих военных инженерных специализаций. Слово «инженер» (лат. ingeniator) впервые появилось в античном мире, примерно в III веке до нашей эры, и первоначально так назывались люди, изобретавшие военные машины и управлявшие ими в ходе военных кампаний.

В Древнем Риме рабочие, обслуживающие военные машины, были не солдатами, а военными ремесленниками — «фабри» (лат. fabri), которые составляли особую цеховую корпорацию. В дальнейшем, появление и консолидация сообществ военных мастеров дало импульс развитию не только военной инженерии, но и гражданскому инженерному делу. Впоследствии, развитие военных технологий и инженерного искусства, как правило, шло впереди других, и вело за собой остальные отрасли инженерного производства.


Памятник Э. И. Тотлебену — военному инженеру, одному из руководителей героической обороны Севастополя (1854—1855).

В старину на Руси военный инженер — устар. размысл (розмысл). В России профессия военных инженеров имеет более чем 3-вековую историю. 14 (25) января 1701 года Пётр I учредил Школу Пушкарского приказа, в которой стали обучать также военных инженеров и артиллеристов для русской императорской армии и флота.

В 1864 году в системе военной науки Российской империи последовало отделение офицерских классов от военного училища, и с этих пор звание военного инженера приобретали лица, окончившие по 1-му разряду трёхгодичный академический курс. Военный инженер должен был и в мирное, и в военное время, знать инженерное дело и уметь руководить всеми военно-инженерными работами в военном деле (например при атаке и обороне крепостей , при укреплении позиции войск и сил, ведении минной войны, устройстве путей сообщения, до железных дорог и телеграфов включительно, и т. п.), а также быть строителем, для заведования постройкой крепостей, казарм, молов, доков и т. п.[источник не указан 659 дней]

В СССР до 1984 года существовали специальные воинские звания офицеров инженерно-технического состава, имевших высшее техническое образование (приведены звания, установленные в 1975 году):

Войсковые воинские звания: Корабельные воинские звания:
лейтенант-инженер; лейтенант-инженер;
старший лейтенант-инженер; старший лейтенант-инженер;
капитан-инженер; капитан-лейтенант-инженер;
майор-инженер; капитан 3-го ранга-инженер;
подполковник-инженер; капитан 2-го ранга-инженер;
полковник-инженер; капитан 1-го ранга-инженер;
генерал-майор-инженер; контр-адмирал-инженер;
генерал-лейтенант-инженер; вице-адмирал-инженер;
генерал-полковник-инженер. адмирал-инженер.

Военинженер 1-го ранга Г. Э. Лангемак — военный инженер, один из основных разработчиков реактивных снарядов, применяемых в том числе и на гвардейских миномётах «Катюша».

Для офицеров инженерно-технического состава со средним техническим образованием были установлены собственные специальные воинские звания: младший лейтенант (лейтенант, старший лейтенант, и т. д.) технической службы. Также собственная шкала воинских званий для военнослужащих инженерно-технического (военно-технического) состава вооружённых сил СССР существовала и до 1975 года.

См. также: Воинские звания и знаки различия РККА (1935—1940), Воинские звания и знаки различия РККА (1940—1943), Воинские звания и знаки различия в армии СССР (1943—1955) и Воинские звания в Вооружённых Силах СССР (1955—1991).

Военные инженеры в России не только признаются как отдельная профессия, но и имеют чёткую иерархическую структуру, состоявшую из трёх разрядов:

  • первый разряд — военные архитекторы-систематики, занимающиеся усовершенствованием обороны;
  • второй разряд — военные строители, руководящие строительством укреплений и других военных объектов;
  • третий разряд — все остальные военные инженеры.

«Королевские войска»

Строительные войска были учреждены в 1942 году, когда необходимо было отстраивать заново разрушенные во время немецкой оккупации здания. В последующие десятилетия советский стройбат стал выполнять и другие функции. Например, силами солдат стройбатов строились автодороги, жилые здания и различные хозяйственные объекты.

Работы проводились ударными темпами, что совсем неудивительно, учитывая численность стройбатовцев. В восьмидесятые годы в этих войсках служили около 400 000 человек. Из-за многочисленности стройбаты Советской Армии и стали называть «королевскими войсками». Но с настоящей королевской честью и доблестью эти войска имели мало общего.

Чем отличался стройбат от других рядов войск

Было принято считать, что в стройбат направляли только неблагополучных призывников, однако это далеко не так. Туда мог попасть любой парень призывного возраста, если эти войска не были укомплектованы.

О стройбате времён СССР ходило очень много шуток. Считалось, что американцы не понимали, что такое строительные войска. Они рассказывали о мужественных советских десантниках, пограничниках и моряках, упоминали и о стройбате: «Эти вообще звери, им даже автоматы в руки не дают».

Действительно, в строительных войсках не было военной подготовки, их главной задачей была стройка с утра до вечера. Сами солдаты шутили, говоря, что главное оружие для них — это лопата и мастерок.

В стройбат направляли даже тех призывников, которые по состоянию здоровья не могли служить в других войсках. Именно поэтому «откосить» от этих войск было очень тяжело.

Люди, служившие в стройбате, вспоминают, что были даже хромые и косые солдаты, те, которые должны быть комиссованными. Было очень много кавказцев, процветала жёсткая дедовщина. В военкоматах молодых призывников часто пугали стройбатом.

Начальники инженерных войск ВС СССР и ВС РФ

Вариант петличный эмблемы (знака различия по функциональному предназначению) Инженерных войск Вооружённых Сил Российской Федерации, существовавший в период после отмены экспериментальных знаков образца 1998 года, и до принятия текущего петличного знака.

  • 1941—1942 — Котляр Л. З. — генерал-майор;
  • 1942—1952 — Воробьёв М. П. — генерал-майор инженерных войск (до 1943), генерал-лейтенант инженерных войск (до 1943), генерал-полковник инженерных войск (до 1944), маршал инженерных войск;
  • 1952—1965 — Прошляков А. И. — генерал-полковник инженерных войск (до 1961), маршал инженерных войск;
  • 1965—1975 — Харченко В. К. — генерал-лейтенант инженерных войск (до 1966), генерал-полковник инженерных войск (до 1972), маршал инженерных войск;
  • 1975—1987 — Аганов С. Х. — генерал-полковник инженерных войск (до 1980), маршал инженерных войск;
  • 1987—1999 — Кузнецов В. П. — генерал-полковник;
  • 1999—2008 — Сердцев Н. И. — генерал-полковник;
  • 2008—2009 — Балховитин Ю. П. — генерал-лейтенант;
  • 2009—2010 — Прокопчик В. А. — временно исполняющий обязанности (ВрИО) начальника, полковник;
  • июль 2010 — н. в. — Юрий Ставицкий , принял командование в звании генерал-майор, в настоящее время — генерал-лейтенант

Небезопасная служба

В стройбатах процент совершённых суицидов был в несколько раз выше, чем в других войсках. Многие не выдерживали унижений и издевательств. К тому же, во время работ солдаты часто игнорировали технику безопасности. Поэтому многие получали увечья во время работы с инструментами или строительной техникой. Опасным часто становилось и само место несения службы. Начиная с 1979 года советские стройбаты отправляли в Афганистан. Там они занимались строительством аэродромов, жилых домов и дорог. Случалось и такое, что стройбатовцы оказывались под обстрелом, а защитить себя не могли — оружия-то у них не было.

Не смогли защитить себя и служащие ВСО, оказавшиеся в 1986 году в Чернобыле для ликвидации последствия аварии. Работали солдаты без защитной спецодежды и с превышением времени пребывания на объекте. Разумеется, после такого многие страдали от лучевой болезни или иных поражений от радиации. Влияло на негативное отношение к стройбату и то, что солдатам во время работ часто приходилось жить в разрушенных зданиях, где не было даже самых элементарных удобств. К слову, даже военное руководство было не в восторге от строительных подразделений.

Знания и навыки

Как уже известно, в обязанности военного инженера входит разработка чертежей и возведение строений различного типа, устранение неисправностей, капитальный ремонт техники, боеприпасов и сложных автоматизированных систем управления. Из этого следует, что военный инженер обязан знать особенности конструирования, понимать тонкости профилактического осмотра техники и различной аппаратуры, уметь выявлять и устранять даже мелкие неисправности. Военный инженер должен обладать навыками проведения оперативных ремонтных работ.

Кроме того, представители данной профессии должны знать правила создания алгоритма автоматического функционирования сложных электронных устройств, проводить контроль аппаратуры в дежурном режиме. Не стоит забывать, что боевая техника с каждым годом проходит модернизацию. Она не только обновляется, но и совершенствуется. Соответственно, военному инженеру необходимо обладать знаниями фундаментальной подготовки, но при этом и самостоятельно углубляться в изучение новых машин. Таким образом, специалист пополняет собственные знания и в любой момент сможет применить их на практике.

Шойгу приводит армию к нормальному бою

В конце прошлого года не случился юбилей: 200 лет могла бы отпраздновать российская Военно-инженерная академия. Указ о формировании Главного Военно-инженерного училища — первого в России высшего учебного заведения для получения военно-инженерного образования, — император Александр I подписал 6 декабря 1819 года. Насущную необходимость наличия в армии высококвалифицированных фортификаторов и сапёров показали войны с Наполеоном. Поражение под Аустерлицем заставило русских учиться обеспечивать стойкость своих редутов, и уже Бородинское поле показало: запрягали долго, поехали быстро.

Дальнейшим обеспечением высокого уровня профессиональной подготовки военных инженеров занималось училище, которое в 1855 году было преобразовано в Николаевскую инженерную академию. Подготовка в ней велась всесторонняя. Из её стен вышли не только выдающиеся военные фортификаторы, но и физиолог Иван Сеченов, писатели Фёдор Достоевский и Дмитрий Григорович.

Выпускники академии проявили высокое мастерство в организации инженерного обеспечения боевых действий русских войск на Первой мировой войне. После революции вуз готовил кадры для РККА, а к началу 1940-х Военно-инженерная академия стала одним из ведущих учебных и научных центров не только армии и флота, но и всей страны. Во время Великой Отечественной войны на фронт ушли более 5.000 подготовленных в вузе специалистов военно-инженерного дела. После войны Военно-инженерная академия продолжила подготовку офицерских кадров. Её выпускники занимались восстановлением объектов разрушенной инфраструктуры, разминированием местности, устранением последствий катастроф. Афганистан, Чернобыль, контртеррористическая операция на Северном Кавказе — везде в решении сложнейших задач был весом вклад военных инженеров.

Сокращённая и переформатированная в Военный институт инженерных войск она вошла в состав Общевойсковой академии Вооружённых сил РФ. Возможности, потенциал в какой-то мере удалось сохранить, но, естественно, они сократились…

Армия — это оружие государства. Чтобы не подвести на войне, каждое оружие должно быть приведено к нормальному бою. Сергею Шойгу досталось проблемное «наследство», но, шаг за шагом, он исправляет допущенные до его прихода на пост военного министра ошибки. Пришло время качественно изменить положение дел и в инженерном обеспечении действий войск.


С этим читают