50 самых важных фактов про иран

История

Связи древних персов, а также других народов Западного Ирана с этнически близким ираноязычным населением Средней Азии активно развивались по крайней мере начиная с эпохи Ахеменидов. В эпоху, последовавшую за арабским завоеванием Средней Азии, персоязычное население бывшего Сасанидского Ирана, обращённое в ислам и ставшее основным проводником этой религии, массово расселялось на территории Тохаристана и Мавераннахра и ассимилировало местное бактрийское и согдийское население. Данная экспансия положила начало таджикской этнической общности.

В средневековом мусульманском мире связи внутри персоязычного пространства не прекращались. Известны как переселения с востока на запад (например, переселение родителей Джалаладдина Руми из Балха в Конью), так и с запада на восток (Например, Омара Хайяма в Самарканд). В городах Мавераннахра массово расселялись торговцы и мастера из Западного Ирана и Иранского Хорасана.

Однако настоящее формирование иранской диаспоры, не смешивающейся с местным таджикским и узбекским населением, может быть отнесено только к эпохе возникновения чётких этноконфессиональных барьеров между населением Ирана и Мавераннахра, связанного, в частности, с воцарением в XVI в. в Иране династии Сефевидов и обращении большинства его жителей в шиизм. Войны между шиитским Ираном и суннитским Бухарским Эмиратом были основным источником проникновения в Средней Азии шиитского населения. В 1740 г. Надир-шах временно оккупировал Бухарский эмират и Хивинское ханство, вместе с ним на восток массово переселялись шииты (кызылбаши), в основном тюркоязычные. Однако основным источником пополнения диаспоры среднеазиатских шиитов были многочисленные пленники, угоняемые из Хорасана, в том числе из города Мерва, до XVIII в. сохранявший тюркоязычные население. Пленники расселялись прежде всего в Бухаре и Самарканде, а также в Пенджикенте. В дальнейшем многие переселялись в Джизак, Ходжент, Шахрисабз и Термез.

В 1874 г. в Русской Средней Азии было отменено рабство, и многие иранцы вернулись на родину. Однако значительное их число осталось в Средней Азии, компактно заселяя отдельные «иранские» махалли. К этим иранцам-шиитам присоединялись также иранские купцы и ремесленники, до 1917 г. довольно легко пересекавшие границу. Таких переселенцев бухарцы обычно называли не эрони, машхади (мешхедцы) или форсиён (персы).

На протяжении веков взаимодействуя с местным населением, среднеазиатские иранцы значительно сближались с местным населением, смешению с которыми, однако, препятствовали конфессиональные барьеры. В целом сосуществование иранцев с местным суннитским населением было мирным, хотя иногда и происходили эксцессы на религиозной почве, в частности, суннитско-шиитская резня 1910 г.

Численность и расселение

Общая численность среднеазиатских иранцев по разным оценкам от 50 до 60 тысяч человек. Основная их часть, а это более 50 000, проживает в Узбекистане. Более половины узбекистанских иранцев проживает в городе Самарканд и его окрестностях, в пригородных районах Даргам (известный как Эрон ариги — Иранский арык), в иранских махаллях Панджаб, Ходжа-Сахат, Лолазор, Хаймар, Багишамал, Найман, Ходжаназар, Бекмахалля, Дамарык, в городах Хишрау. Также они распространены в Бухаре(Зирабод,хонабод,афшар-махалля,трикотаж) и его окрестностях, частично в Кашкадарьинской, Сурхандарьинской, Джизахской областях.

В Таджикистане численность среднеазиатских иранцев по разным оценкам составляет около 4 000 человек. Распространены в основном в западной части страны, в Пенджикентском районе Согдийской области, в районах республиканского подчинения.

Незначительная часть среднеазиатских иранцев проживает в Туркменистане, в основном в Лебапском велаяте. Около 1 200 среднеазиатских иранцев являются эмигрантами и проживают в Иране, России, США, Турции и странах Европейского союза.

Внутренние особенности Ирана

27 При заселении в отели Ирана паспорта забирают в качестве залога. За их сохранность можете не волноваться. Если вам понадобятся документы для покупки билетов или обмена валют, их выдадут. Но многие туристы берут с собой копию паспорта, чтобы всегда иметь при себе.


Мечеть Насир оль Мольк в Ширазе. Девушкам при входе дают чадор, скрывающий тело от головы до земли.

28 Вход в мечети и мавзолеи для иноверцев свободен при соблюдении дресс-кода. Девушкам даже в самом целомудренном наряде при входе выдадут чадор – большой кусок ткани, в который нужно правильно завернуться с головы до пят. В этом так же помогут девушки на входе. Призыв на молитву в шиитской стране звучит два раза в сутки, а не пять. Посещать мечеть в это время можно, но старайтесь не мешать и не отвлекать верующих.

29 Экономические санкции наложили на Иран множество ограничений, что отразилось на самых разных сферах. Самое сложное – не работают платежные системы Visa и MasterCard. Берите с собой наличку в долларах (разницы с курсом евро практически нет) и меняйте в аэропорту или более выгодных неофициальных обменниках на улице.

30 Официальная валюта Ирана – риал. Но для простоты расчетов из-за кучи нолей на купюрах, иранцы изобрели собственную валюту – томаны. 100 риалов = 10 томанам. Ценники в магазинах и на базарах могут быть и в томанах, и в риалах. Иранцы ориентируются по суммам, туристы постоянно путаются. Поэтому при покупке обязательно уточните на ценник – это сумма в риала или томанах? В Иране нет традиции обирать туриста-просточка, поэтому никто специально обманывать вас не будет.

31 Сегодня интернет в Иране есть практически везде. Бесплатный вайфай появился во многих отелях (на ресепшене точно), ресторанах и общественных местах. Местный мобильный интернет ловит даже в пустыне, хотя не всегда стабильно. Оптимальный вариант – купить местную симку с пакетом интернета.

32 А вот с программами беда. Из-за тех же санкций, многие сайты в Иране заблокированы – YouTube, ВКонтакте, некоторые сервисы Google. Не работают месенджеры Instagram, WhatsApp и Telegram. Не работает магазин приложений App Store. Поэтому до поездки установите любой VPN-сервис (у меня Anny Connect), чтобы не было неприятных сюрпризов. Иранцы пользуются ими уже много лет и не знают забот.

33 В Иране огромное количество государственных и исламских праздников, во время которых вся туристическая жизнь замирает. Или приобретает совершенно неожиданный поворот. Два три праздника, которые усложняют жизнь туриста – Новруз, Рамадан и Ашура. Новруз – это иранский новый год. Он приходится он на вторую половину марта и длится несколько недель. В это время большие каникулы, иранцы путешествуют по стране и везде царит шумный переполох. Рамадан начинается в середине мая. Это месяц строго поста, когда пищу можно принимать только после заката. Дневная жизнь замирает, не работаю многие заведения, кафе и достопримечательности. Ашура – день траура по имаму Хуссейну. Он является кульминацией месяца Мухаррам и выпадает на вторую половину октября. В эти дни Из-за некоторых особенностей и тот и другой праздник неподготовленного туриста может шокировать.

Рыбки и ростки пшеницы – традиционные атрибуты для Ноуруза, иранского нового Года

34 В Иране собственная система летоисчисления. Сейчас там идет 1398 год. Месяцы и их соотношение с сезонами года отличаются. Сами иранцы пользуются аж тремя календарями – привычным нам грегорианским, своим персидским и лунным, по которому отслеживаются непостоянные исламские праздники.

35 Рабочая неделя в Иране начинается в субботу, соответственно – четверг и пятница выходные дни. Учитывайте это при планировании походов в музеи и на базары. Да и в госучреждения т.к. некоторые банки, например, работают только до обеда по средам. Уйти на отдых пораньше – святое дело!

Древние иранцы


Скифы. Прорисовка сосуда из Куль-Обы

Персидские воины. Рельеф в Персеполисе.

К концу I тыс. до н. э. иранские народы расселились на огромных территориях, включавших Иранское плато, Среднюю Азию, Гиндукушский регион вплоть до Инда, Синьцзян, Казахстан, степи к северу от Кавказа и Черного моря.

Вслед за иранскими языками древние иранские народы иногда принято делить на западных и восточных, хотя для самих древних иранцев такое деления вряд ли было актуальным, поскольку в I тыс. все иранские языки были ещё очень близки друг к другу и взаимопонятны. Гораздо актуальнее было различие по хозяйственному типу: одни иранские народы были оседлыми земледельцами или горными полуоседлыми пастухами, другие освоили кочевой образ жизни.

  • Оседлые и полуоседлые народы
    • древние персы
    • артурнианы
    • мидяне
    • парфяне
    • хиониты
    • юэчжи
    • сагартии
    • сатагитии
    • ареи
    • зарангианы
    • арахозии
    • маргианцы
    • бактрийцы
    • согдийцы
    • хорезмийцы
  • Кочевые народы
    • саки

      саки Хотана, ставшие оседлым народом.

    • массагеты
    • дахи
    • парны
    • скифы
    • сарматы
      • языги
      • роксоланы
      • аланы

Происхождение названия

Индоевропейцы
Индоевропейские языки
  • Анатолийские
  • Албанский
  • Армянский
  • Балто-славянские

    Балтские

  • Славянские
  • Венетский
  • Германские
  • Греческие
  • Иллирийские
  • Арийские
    • Нуристанские
    • Иранские
    • Индоарийские
    • Дардские
  • Италийские

    Романские

  • Кельтские
  • Палеобалканские
  • Тохарские

курсивом выделены мёртвые языковые группы

Индоевропейцы
  • Албанцы
  • Армяне
  • Балты
  • Венеты
  • Германцы
  • Греки
  • Иллирийцы
  • Иранцы
  • Индоарии
  • Италики

    Романцы

  • Кельты
  • Киммерийцы
  • Славяне
  • Тохары
  • Фракийцы
  • Хетты

курсивом выделены ныне несуществующие общности

Праиндоевропейцы
  • Язык
  • Прародина
  • Религия
  • Индоарийские миграции
  • Доиндоевропейский субстрат
  • Праиндоевропейский язык
Индоевропеистика

Этноним «иранцы» происходит от исторического названия «Иран» (пехл. ērān, перс. ايراﻥ‎ тадж. Эрон), произошедшего от древнеиранского a(i)ryāna — арийская (земля), (земля) ариев. Ср. авест. airyana- «арийский», airyō.šayana «обиталище ариев», airyå daiŋʹhāwō — «стра́ны ариев», парф. и согд. aryān «Ориён», алан. *alān «алан», осет. Ирыстон «страна ариев», осет. Ир, ирæттæ; ед. ч. ирон (самоназвание Осетин).

Барельеф Бисотун

В 520 году до н.э. на дороге из Вавилона в Экбатаны был высечен барельеф, изображающий триумф Дария над магом Гауматой и мятежными царствами. На нем изображен персидский царь, попирающий ногой поверженного Гаумату, а напротив стоят девять мятежных вождей с мольбой о пощаде. Над фигурами парит верховное божество зороастризма Ахура Мазда, благославляющий Дария на царство. Три таблички над головами людей повествуют о деталях этого события.

Бехистунский барельеф дал возможность археологам всего мира расшифровать клинописные тексты большинства народов древнего Востока. После восшествия на престолДарий развил активную пропагандистскую деятельность. На барельефе с хроники его победы написаны на трех главных языках Персии: древнеперсидском, то есть родном языке Дария, аккадском – языке вавилонян и ассирийцев, а также на эламском, на котором говорили эламиты, древнейший культурный народ юго-западного Ирана. Бехистунская надпись была переведена и на многие другие языки, чтобы распространить текст во все области государства и соседние страны. Так, египетский перевод бехистунской надписи найдет на папирусе в Египте, на арамейском – в Вавилоне.

Иранские Государства и Династии

В данной статье представлен список государств и иранских династий.

  • Пешдадиды (4500 до н. э. — 1700 до н. э.)
  • Кейяниды (1700 до н. э. — 743 до н. э.)
  • Сиявушиды (1200 до н. э. — 320 до н. э.)
  • Согдиана (VI д.н. э. — XI н.э)
  • Бактрия
  • Хорезм
  • Афригиды (305 до н. э. — 995 н.э)
  • Скифия (VIII век до н. э. — III в.н.э)
  • Мидия (670 до н. э. — 550 до н. э.)
  • Держава Ахеменидов (550 до н. э. — 330 до н. э.)
  • Парфянское царство (250 д.н. э. — 224 н. э)
  • Кушанское царство (I до н. э. — III н. э.)
  • Государство эфталитов (IV—VI вв.)
  • Сасанидская империя (224—651 гг.)
  • Тахириды (821—873).
  • Саффаридское государство (861—900)
  • Саманидская империя (875—1005 гг.)
  • Саджиды (889—929)
  • Салариды (941—981)
  • Мамуниды (995—1017)
  • Буиды (934—1062)
  • Шеддадиды (951—1174)
  • Гуридская империя (1148—1215)
  • Султанат Айюбидов (1171—1260)
  • Султанат Свот (1190—1519)
  • Картидское государство (1245—1381)
  • Алания (IX век — XIII век)
  • Сербедары 1337—1381)
  • Дурранийская империя (1747—1823)
  • Зенды (1753—1794)
  • Пехлеви

Независимые Иранские Страны

  • Иран
  • Афганистан
  • Таджикистан
  • Южная Осетия (частично признанная республика)

Автономии

  • Курдский автономный район — Субъект Иракской Республики.
  • Исламский Эмират Вазиристан

— Субъект Пакистана.

  • Таджикский автономный уезд — Субъект Китайской Республики.
  • Северная Осетия — Субъект Российской Федерации
  • Горно-Бадахшанская автономная область — Субъект Республики Таджикистан

Иранские языки

Индоиранцы (Арии)

Индоиранские (арийские) языки
Нуристанские

Индоарийские · Дардские · ИранскиеДревние: Митаннийско-арийский Древнеиндийский (Ведийский · Санскрит)Древнеиранский (Авестийский · Древнеперсидский)

Этнические группы
Индоарийцы · Иранцы · Дарды · Нуристанцы
Религии
Праиндоиранская религия · Ведийская религия · Гиндукушская религия · Индуизм · Буддизм · Зороастризм
Древняя литература
Веды  · Авеста

Основная статья: Иранские языки

Иранские языки — группа внутри арийской ветви индоевропейских языков, наиболее близки к ним языки индоарийские и дардские, происходящие с ними из одной индоиранской общности, которая распалась приблизительно в нач. II тыс. до н. э.

В результате миграций на значительные расстояния и усиливающейся изоляции иранское единство распадается в нач. I тыс. до н. э., поэтому иранская языковая группа сильно дифференцирована, и языки крайних её ветвей совершенно не взаимопонимаемы.

Для новоиранской общности характерно многовековое господство персидского разговорного и литературного языка (и его близкородственных ветвей в виде языка дари и таджикского) и подавление им остальных иранских языков, наследие чего наблюдается и по сию пору.

Жилище

Представители среднего класса живут в традиционных для арабских городов домах из жженого кирпича. Часто штукатурка отсутствует, но украшается орнаментами. В основном дома одноэтажные. Подобно предкам, иранцы стремятся устраивать во дворах сады. Состоятельные люди могут позволить себе бассейн. Комнаты разделяются на мужские и женские. Очень важную роль играют ковры, их количество напрямую указывает на статус хозяев. Если семья не является богатой, то стены в их доме будут белеными, состоятельные же люди предпочитают отделку алебастром. Среди предметов интерьера часто встречаются зеркала, вазы, лампы и канделябры. Все эти предметы имеют декоративное значение. Основным средством обогрева является курси — небольшой стол, под которым устанавливается жаровня с углями. Вокруг такой жаровни люди спят, укрываясь одеялами.У народа Ирана богатая история и перспективное будущее. Общественное самосознание стремится к свободе, все больше людей старается узнать о жизни в других странах. С переменным успехом правительство старается идти людям навстречу, однако жесткие устои все еще дают о себе знать. При окончательном уходе диктатуры в прошлое у иранцев есть все шансы на светлое будущее.

Исторический город Йезд


Где еще почувствовать дыхание времени, как не в одном из древнейших городов мира? Йезд лишь немногим моложе библейского города Сузы. Он был построен 3000 лет до н.э. на территории пустынного оазиса. Окруженный со всех сторон песками и находясь в стороне от столиц Персидского царства, он прекрасно сохранил свою историческую архитектуру до наших дней. Сотрудники ЮНЕСКО не смогли выделить что-то одно, поэтому внесли весь город в список всемирного наследия.

Пять тысяч лет все здания в Йезде строят из самана – кирпича-сырца из глины и соломы. Их до сих пор производят вручную на специальных карьерах в окрестностях города. Кирпичи формуют, высушивают на солнце и используют для строительства. Снаружи дома штукатурят похожей смесью, из-за чего весь город напоминает песочное печенье. Саман прекрасно держит температуру, оставляя внутренние помещения прохладными. Старый город Йезда представляет собой лабиринт узких улиц, в которых можно потеряться. И, пожалуй, это лучшее, что вы можете здесь сделать.

Примечания

  1. .
  2. .
  3. ↑ Beverley Milton-Edwards, «Contemporary politics in the Middle East» Polity, 2006. pg 231: «They form a population in all four states, making 23 percent in Turkey, 23 percent in Iraq, 10 percent in Iran and 8 percent in Syria (Mcdowell, 2003, p 3-4)
  4. Richard Foltz, «The Tajiks of Uzbekistan», Central Asian Survey, 15(2), 213—216 (1996).
  5. Karl Cordell, «Ethnicity and Democratisation in the New Europe», Routledge, 1998. p. 201:
  6. Lena Jonson (1976) «Tajikistan in the New Central Asia», I.B.Tauris, p. 108:
  7. .
  8. .
  9. Estimate based on 15 % to 20 % of 26,783,383: World Factbook
  10. ↑ Ошибка в сносках?: Неверный тег ; для сносок не указан текст
  11.  (недоступная ссылка). Дата обращения 25 апреля 2018.
  12. .
  13. .
  14. .
  15. .
  16. . 2.statcan.ca (11 декабря 2009). Дата обращения 17 апреля 2010.
  17. .
  18. . Joshuaproject.net.
  19. .
  20. .
  21. . Joshuaproject.net.
  22. . Joshuaproject.net.
  23. .
  24. James Minahan.  (англ.). Greenwood Publishing Group pg 518 (2000). Дата обращения 23 августа 2017..
  25. B.S. Dhillon: History and Study of the Jats, ISBN 1-895603-02-1

Вводная справка про Иран – что это и где это

1 Иран – это Персия. В пятом веке до Нашей Эры на берегу Персидского залива образовалось государство Ахеменидов. Его политическое и культурное влияние быстро охватило соседние области, образовав одну из величайших империй в мировой истории. Персидское царство занимало территорию от Египта до Индии. Персия пережила падение греческого господства, семь веков держала в страхе Рим и Византию. До 1935 года Иран официально назывался Персией и был самой влиятельной державой на Ближнем Востоке.

2 Сегодня территория Ирана находится во всех климатических поясах. Путешествуя с севера страны на юг можно наблюдать, как меняется пейзаж. Заснеженные горные вершины сменяются вековыми лесами. Затем деревья уступают место зеленому разнотравью в долинах извилистых рек. За ними начинаются лоскутное одеяло аккуратно возделанных полей и рисовых террас. К ним прижимаются красные степи и белые солончаки, над которыми дрожит воздух. Ближе к югу все чаще можно уловить жаркое дыхание пустынь. Они тянутся на сотни километров до самого побережья, чтобы сорваться с высокого утеса прямо в Персидский залив.

3 Основное население Ирана – персы. Не арабы! Иранцы очень чувствительно и эмоционально реагируют, когда их сравнивают с арабами. Это две принципиально разные культуры, имеющие немало исторические претензий друг к другу. Официальный язык в Иране – фарси. Не знающему человеку устный и письменный персидский может напомнить арабский, но и это не так. Именно благодаря собственному языку Ирану удалось пережить арабизацию Ближнего Востока и сохранить свои уникальные культуру и традиции.

4 Государственная религия Ирана – шиитский ислам. Не вдаваясь в детали религиоведения, скажу лишь, что это другой ислам, чем в Афганистане, Сирии, Египте, Алжире или даже светской Турции. При соблюдении дресс-кода и общепринятых правил приличия шиитские мечети открыты для всех иноверцев даже во время молитвы. И, без преувеличения, это один из главных видов архитектурных достопримечательностей Ирана.

5 Иран – одна из немногих стран мира, власть в которых находится в руках духовенства. Да, там есть президент, правительство и конституция, но абсолютный контроль исполнительной, законодательной и судебной власти находится в руках рахбара – высшего руководителя страны. С 1989 года им является Али Хосейни Хаменеи. Он избирается не народом, а Советом экспертов из 86 высокопоставленных богословов.

6 В Иране нет войны. Да, у страны не самые мирные соседи – Ирак, Сирия, Афганистан. Но Иран можно сравнить с мирным оазисом посреди бушующей песчаной бури мировой политики. Последние военные действия закончились вместе с Ирано-Иракской войной в 1987 году. Террактов в Иране нет. Буквально ежедневно пограничные войска задерживают подозрительных личностей, пытающихся проникнуть на территорию Ирана. Пожалуй, Иран – одна из немногих сдерживающих сил на Ближнем Востоке, которая в одиночку сдерживает проникновение на свою территорию черного знамени ИГИЛ.

Пасаргады – покинутая столица

Этот город был первой столицей Персии, до того как Кир Великий перенес главный город империи в Персеполь. В переводе с персидского “пасаргады” означает “сады Фарса”. На его территории действительно находились два классических четырехуровневых ступенчатых сада чахар багх. Многие считают их прообразом для знаменитых висячих садов Семирамиды. Сегодня от величественных Пасаргад остались только руины крепости Толь-э-Тахт, расположенная на вершине близлежащего холма, и остатки двух королевских дворцов.

Наибольший интерес вызывает гробница Кира Великого. Александр Македонский во время завоевательного похода в Азию и взятия Персеполя дошел до Пасаргад. Жадные до добычи македонцы залезли и туда. Внутри они обнаружили золотую кровать, стол с посудой, золотой гроб, украшения и драгоценные камни. На могиле была более чем скромная надпись “Человек, кто бы ты ни был и откуда бы ты ни шёл, потому что я знаю, что ты придёшь, я — Кир, приобретший царство для персов. Не лишай же меня той небольшой земли, что окружает моё тело.” Александр не позволил войнам разграбить гробницу, отдавая дань уважения великому царю. Кстати, архитектура мавзолея Кира Великого в Пасаргадах стала прототипом мавзолея Ленина на Красной площади.

Растительный и животный мир

Растительный мир


В аридных условиях Ирана распределение растительного покрова зависит от степени увлажнения территории и хозяйственной деятельности человека, особенно земледелия и выпаса скота. Северные наиболее увлажненные склоны Эльбурса до высоты 2500 м покрыты густыми широколиственными лесами с преобладанием дуба, граба, клена, бука, железного дерева, вяза, платана, ясеня, грецкого ореха, сливы. На побережье Каспийского моря местами встречаются перевитые лианами непроходимые субтропические леса.

Северные и центральные районы Загроса, в недалеком прошлом занятые дубовыми лесами, в настоящее время в значительной степени уничтожены в ходе интенсивных беспорядочных рубок и из-за неумеренного выпаса овец и коз. Их сменили редкостойные кустарники со значительным участием дуба, роль которого постепенно сокращается по мере продвижения к югу, где выпадает меньше осадков, ксерофильные редколесья из фисташки, алычи, миндаля, а также степная и полупустынная растительность. 

В остальных горных районах древесная растительность встречается локально в наиболее увлажненных местах вдоль рек и в межгорных долинах. По долинам рек на юго-западе страны распространена тугайная и болотная растительность. На побережье Персидского залива местами встречаются мангровые заросли. 

Степная и пустынная растительность характерна для многих невысоких гор. В степях преобладают многолетние и однолетние злаки, полыни, астрагалы. Нередко степи перемежаются с участками кустарниковых зарослей. В пустынях доминируют саксаул, верблюжья колючка, гребенщик, солянки, аристида. 

Обширные районы внутренних плоскогорий Ирана вследствие недостатка влаги и почвенного засоления практически лишены растительного покрова. Бесплодны также участки зыбучих песков. 

Животный мир

Животный мир Ирана богат. С целью сохранения его видового разнообразия созданы около 30 заказников. Широко распространены копытные. Среди них особенно выделяются джейран, козерог, иранская лань, горный баран уриал, бородатый козел, муфлон, кулан, обыкновенная газель, кабан. В горах встречаются бурый и белогрудый медведь.

Характерны такие хищники, как леопард, камышовая кошка, манул, шакал, волк, полосатая гиена, каракал, встречаются гепард, обыкновенный мангуст. 

Многочисленны грызуны и птицы (рябки, куропатки, дрофа-красотка, каспийский улар, тупач, серый франколин, кеклик, канюк-курганник, белый аист, серый журавль, стрепет и др.). Многие птицы гнездятся и зимуют в Иране. Особенно богата орнитофауна побережий Каспийского моря и Персидского залива (фламинго, пеликаны, кулики, гуси, утки, мраморный чирок и др.). 

Богата фауна пресмыкающихся. В пойме р. Сербаз в Белуджистане водится болотный крокодил. В прибрежных водах Персидского залива водятся зеленые морские черепахи. Воды Каспийского моря и Персидского залива изобилуют ценными видами промысловых рыб. 


С этим читают