Народы кавказа

Коренные народы

Коренные народы Кавказа предпочитают жить на своих землях. Абазины селятся в Карачаево-Черкесии. Здесь их живет больше 36 тысяч. Абхазы – тут же, либо в Ставропольском крае. Но больше всего тут живет карачаевцев (194 324) и черкесов (56 446 человек).


В Дагестане живет 850 011 аварцев, 40 407 ногайцев, 27 849 рутульцев (юг Дагестана) и 118 848 табасаранов. Еще 15 654 ногайцев проживает в Карачаево-Черкесии. Кроме этих народов в Дагестане живут даргинцы (490 384 человека). Здесь же живет почти тридцать тысяч агулов, 385 240 лезгин и чуть больше трех тысяч татар.

Осетины (459 688 человек) селятся на своих землях в Северной Осетии. Около десяти тысяч осетин живет в Кабардино-Балкарии, чуть больше трех — в Карачаево-Черкесии и только 585 — в Чечне.

Больше всего чеченцев вполне предсказуемо проживает в самой Чечне. Здесь их больше миллиона (1 206 551), причем, почти сто тысяч знают только родной язык, еще около ста тысяч чеченцев живет в Дагестане, и около двенадцати тысяч — в Ставрополье.

В Чечне проживают около трех тысяч ногайцев, около пяти тысяч аварцев, почти полторы тысячи татар, столько же турок и табасаранов. Здесь же живет 12 221 кумык. Русских в Чечне осталось 24 382 человека. Здесь же живут 305 казаков.

Балкарцы (108587) заселяют Кабардино-Балкарию и почти не селятся в других местах северного Кавказа. Кроме них в республике живут полмиллиона кабардинцев, около четырнадцати тысяч турков. Среди крупных национальных диаспор можно выделить корейцев, осетинов, татар, черкесов и цыган. Между прочим, последних больше всего в Ставропольском крае, их тут больше тридцати тысяч. И еще около трех тысяч живет в Кабардино-Балкарии. В других республиках цыган мало.

Ингуши в количестве 385 537 человек живут в родной Ингушетии. Кроме них здесь проживает 18765 чеченцев, 3215 русских, 732 турка. Среди редких национальностей встречаются езиды, карелы, китайцы, эстонцы и ительмены.

Русское население сосредоточено, в основном, на пахотных землях Ставрополья. Здесь их 223 153 человека, еще 193 155 человек живут в Кабардино-Балкарии, около трех тысяч — в Ингушетии, чуть больше ста пятидесяти тысяч – в Карачаево-Черкесии и 104 020 – в Дагестане. В Северной Осетии проживают 147 090 русских.

ТРАДИЦИОННЫЙ КОСТЮМ К А Б А Р Д И Н Ц Е В И Ч Е Р К Е С О В

Адыги (кабардинцы и черкесы) долгое время считались на Северном Кавказе законодателями моды, и потому их традиционный костюм оказал заметное влияние на одежду соседних народов.

Мужской костюм кабардинцев и черкесов сложился в то время, когда мужчины значительную часть жизни проводили в военных походах. Всадник не мог обходиться без длинной бурки: она заменяла ему в пути дом и постель, защищала от холода и жары, дождя и снега. Другой вид тёплой одежды — овчинные шубы, их носили пастухи и пожилые мужчины.

Верхней одеждой служила также черкеска. Её шили из сукна, чаше всего чёрного, бурого или серого, иногда белого. До отмены крепостного права белые черкески и бурки имели право носить только князья и дворяне. По обеим сторонам груди на черкеске нашивали кармашки для деревянных трубочек-газырей, в которых хранили заряды для ружей. Знатные кабардинцы, чтобы доказать свою лихость, нередко ходили в рваной черкеске.

Под черкеску, поверх нательной рубахи, надевали бешмет — кафтан с высоким стоячим воротником, длинными и узкими рукавами. Представители высших сословий шили бешметы из хлопчатобумажной, шёлковой или тонкой шерстяной материи, крестьяне — из домашнего сукна. Бешмет для крестьян был домашней и рабочей одеждой, а черкеска праздничной.

Головной убор считался важнейшим элементом мужской одежды. Его надевали не только для зашиты от холода и жары, но и для «чести». Обычно носили меховую папаху с суконным донышком; в жаркое время — войлочную шляпу с широкими полями. В ненастье поверх папахи накидывали суконный башлык. Парадные башлыки украшали галунами и золотым шитьём.

Князья и дворяне носили красную сафьяновую обувь, украшенную галунами и золотом, а крестьяне — грубую обувь из сыромятной кожи. Не случайно в народных песнях борьбу крестьян с феодалами называют борьбой «сыромятных башмаков с сафьяновыми».

Традиционный женский костюм кабардинцев и черкесов отражал социальные различия. Нательной одеждой была длинная шёлковая или хлопчатобумажная рубаха красного или оранжевого цвета. На рубаху надевали короткий кафтанчик, обшитый галуном, с массивными серебряными застёжками. По покрою он походил на мужской бешмет. Поверх кафтанчика — длинное платье. Спереди у него был разрез, в котором виднелись нижняя рубаха и украшения кафтанчика. Костюм дополнялся поясом с серебряной пряжкой. Платья красного цвета разрешалось носить только женшинам дворянского происхождения.


Пожилые носили ватный стёганый кафтан, а молодым, по местному обычаю, не полагалось иметь тёплую верхнюю одежду. От холода их зашишала только шерстяная шаль.

Головные уборы менялись в зависимости от возраста женшины. Девочка ходила в платке или с непокрытой головой. Когда же её можно было сватать, она надевала «золотую шапочку» и носила до рождения первого ребёнка. Шапочку украшали золотым и серебряным галуном; донышко делали лз сукна или бархата, а верх увенчивала серебряная шишечка. После рождения ребёнка женшина меняла шапочку на тёмный платок; сверху на него обычно накидывали шаль, чтобы закрыть волосы. Обувь шили из кожи и сафьяна, праздничную — обязательно красного цвета.

Автор статьи: Л.Соловьёва.

Средневековье

Кавказ в XI веке: Алания, Грузия, Кахетия, Дербент, Ширван, Сюник, Арцах, Арран

Начало Средневековья ознаменовалось великим переселением народов, в результате которого на Кавказе закрепляется тюркский элемент. С миграциями гуннов-булгар связано появление балкарцев, а с переселениями половцев-кимаков — появление кумыков.

С экспансией Сасанидского Ирана связано исчезновение Кавказской Албании и появление Дербента.

С VII века на Кавказ начинает проникать ислам. Это связано с появлением Арабского халифата, который установил свою гегемонию на Ближнем Востоке, поглотив Иран и серьезно потеснив Византию. В VIII веке на восточном Кавказе строится Кумухская джума-мечеть и Шемаханская мечеть, а в центральном создается Тбилисский эмират. В это же время оформляется провизантийское православное Абхазское царство (со столицей в Кутаиси) и иудейский Хазарский каганат. Кавказ превращается в арену арабо-хазарского противостояния.

В IX веке на территории Азербайджана появляется мусульманско-персидское Государство Ширваншахов со столицей в Шемахе. В XII веке в восточном Закавказье южнее Ширвана создается тюркское Государство Ильдегизидов, при дворе которого творил персоязычный поэт Низами Гянджеви.

В XI веке при грузинском царе Давиде Строителе мусульмане изгоняются из Тбилиси (1122 год), а Грузия (со столицей в Тбилиси) превращается в сильное региональное государство. Самый известный поэт того времени Шота Руставели, который написал Витязь в тигровой шкуре

В XIII веке Кавказ опустошили татаро-монголы. В результате этого нашествия Алания и Грузия приходят в упадок. В XIV веке через территорию Кавказа огнем и мечом прошли войска Тамерлана. В 1395 году татары Тохтамыша и узбеки Тамерлана сходятся в грандиозной битве на Тереке.

Появившаяся в южном Причерноморье Османская империя вступила в конфликт с сефевидским Ираном за контроль над Кавказом и к XVI веку смогла распространить свою гегемонию на эти земли (Стамбульский мирный договор (1590)). Одним из эпизодов этого конфликта стала Битва за Шемаху ()

До кыпчаков: огузы, хазары, печенеги, черкесы

Кыпчакской эпохе в истории северокавказских степей предшествовало огузское доминирование в X— первой четверти XI века. По предположению Е. Круглова, до середины X века огузов и хазар объединял антипеченежский альянс. Хазары не строили укреплений на своей восточной границе. Огузские наемники служили в хазарском войске, и они помогли хазарам потеснить печенегов. В Саркеле присутствовал печенежско-огузский гарнизон. Джуаншер Джуаншериани сообщал о пачаниках (печенегах) по соседству с джиками (черкесами). Также в этой хронике упоминались хазары и овсы (аланы). Огузы в середине X в. заняли прежние хазарские земли. Джуаншериани зафиксировал отступление пачаников и джиков под давлением каких-то «турков». Пачаники бежали на запад, а джики поселились около Абхазии. Этноним «турки» должен был обозначать огузов-торков. Нашествие кочевников с востока привело к исчезновению целого ряда поселений на Северном Кавказе.

В отличие от огузов, сведения о переселениях кыпчаков более полно освещены в источниках. Правда, эти источники зачастую сообщали фантастическую и вымышленную информацию относительно степей Северного Кавказа. Сведения Муслихиддина Лари о расселении кыпчаков почерпнуты из тюркского эпоса и не соответствуют реальности. Кади Бейзави же упоминал о вымышленной персоне — Кыпчак-Мелике. Сведения этого автора также недостоверны, поскольку такого вождя среди кавказских кыпчаков в реальности не существовало.

По нашему мнению, кыпчаки появились в Западном Прикаспии не позже 40-х гг. XI в. Но эти земли для них не имели стратегического значения. Только так можно объяснить тот факт, что Нижнее Поволжье было за границами их влияния. Местные степи были не целью их походов, а лишь транзитной остановкой. Благодаря этому в Нижнем Поволжье (Саксине) продолжало доминировать огузское и булгарское население. Следует отметить, что в Лаврентьевской летописи саксины и кыпчаки не отождествляются. Абу Хамид ал-Гарнати, который лично побывал в Саксине, отмечал присутствие в городе волжских булгар (жителей Булгара и Сувара), огузов и хазар, но не сообщал о кыпчаках. Также от кыпчакских степей в этническом отношении отличались и регионы Верхней Кубани и Кавказских Минеральных Вод. Каменные статуи на Верхней Кубани продолжают традиции не кыпчаков, а древних тюрков. Е. Нарожный предполагает, что тюрки, обитавшие в регионе Бишдаг (Пятигорье), не кыпчаки, а другое, более древнее тюркское население.

Каменные статуи на Верхней Кубани продолжают традиции не кыпчаков, а древних тюрков. Фото yugopolis.ru

Кочевники Северного Кавказа после гуннов

Нашествие гуннов в 4 веке наше эры ознаменовало начало тюркской эпохи в истории Северного Кавказа. В след за грозными завоевателями из Центральной Азии в Европу устремился ряд кочевых орд и часть из них оседает в Кавказских степях. Уже во второй половине 4 века народ тюркского происхождения болгары (булгары), подразделявшиеся на несколько племенных союзов, занимает все степное пространство Северо-Западного Кавказа и заставляет предков адыгов (зихи, сагины, касоги) удаляться в горные районы.

Открыть в полном размере

В конце 4 века основная масса гуннов, увлекая за собой других кочевников тюрок, отправляется в Европу, но в равнинной части Дагестана остается один из гуннских союзов савиры. Эти воинственные кочевники, как и болгары, ведут постоянные стычки с аланами, предками северо-кавказских горцев адыгами, охотно участвуют в военной борьбе с Сасанидским Ираном и Византийской Империей.

Впрочем, ареал расселения как болгар, так и савиров остается неустойчивым, так как новые волны кочевников из Азии и ответные удары алан постоянно меняют их границы. Например, в середине 6 века проникшие на Северный Кавказ кочевники авары (по яыку ближе к венграм) сокрушают савиро-гуннский союз и захватывают часть территорий.

В 70-е годы 6 века степи Предкавказья занимаются тюркютами, которые ранее основывают свое полугосударственное образование, гигантский Тюркский каганат, простиравшийся от Монголии до Каспия.

Открыть в полном размере


Вскоре это громадное, но мало жизнеспособное образование распадается на два враждебных объединения — Восточный и Западный каганаты, при этом в состав последнего входит часть степей Северного Кавказа. Среди подчиненных местных кочевников оказались хазары.

До сих пор в отечественной науке нет единого мнения о том, кто были хазары. Некоторые исследователи полагают, что это был отдельный народ, также тюркского происхождения. Другие считают, что под этим названием скрывался кочевой союз, где были представлены тюрко-гуннские племена барсилов, савиров, болгар и прочих.

Первые свидетельства о хазарах обнаруживаются в послегуннский период (конец 4 — начало 5 веков). Тогда они вместе с савирами осуществляли походы за добычей в Закавказье, где шла упорная борьба Византии с Сасанидским Ираном. Неудивительно, что именно византийские источники чаще других упоминают о хазарах, так как хазарские отряды часто выступают союзниками византийцев.

ХАНЦЕГУАШЕ

Может ли самая обыкновенная лопата стать княгиней? Оказывается, бывает и такое.

У адыгов существует обряд вызывания дождя, называемый «ханиегуаше». «Хание» — по-адыгски «лопата», «гуа-ше» — «княгиня», «госпожа». Обряд совершали, как правило, в пятницу. Собирались молодые женщины и из деревянной лопаты для веяния зерна дела* ли Княгиню: к черенку прикрепляли перекладину, наряжали лопату в женскую одежду, покрывали платком, подпоясывали. «Шею» украшали «ожерельем» — закопчённой цепью, на которую вешают котёл над очагом. Её старались взять в доме, где были случаи смерти от удара молнии. Если хозяева возражали, цепь иногда даже крали.

Женщины, обязательно босые, брали за «руки» чучело и с песней «Боже, во имя Твоё мы ведём Ханиегуаше, пошли нам дождь» обходили все дворы села. Хозяйки выносили угощение или деньги и обливали женщин водой, приговаривая: «Боже, прими благосклонно». Тех, кто делал Ханиегуаше скупые подношения, соседи осуждали.

Постепенно процессия увеличивалась: к ней присоединялись женщины и дети из дворов, куда «заводили» Ханиегуаше. Иногда носили с собой цедилки для молока и свежий сыр. Они имели o магическое значение: так же легко, как через цедилку проходит молоко, должен пойти дождь из облаков; сыр символизировал насыщенную влагой почву.

Обойдя село, женшины выносили чучело к реке и устанавливали на берегу. Наступало время ритуальных купаний. Участницы обряда сталкивали друг друга в реку и обливали водой. Особенно старались облить молодых замужних женщин, имевших маленьких детей.

Черноморские шапсуги после этого бросали чучело в воду, а по истечении трёх дней вытаскивали его и ломали. Кабардинцы же приносили чучело в центр села, приглашали музыкантов и танцевали вокруг Ханиегуаше до самой темноты. Торжества заканчива-‘ лись обливанием чучела семью вёдрами воды. Иногда вместо него по улицам носили наряженную лягушку, которую потом бросали в реку.

После захода солнца начиналось пиршество, на котором съедали собранное по селу угошение. Магическое значение в обряде имели всеобщее веселье и смех.

Образ Ханиегуаше восходит к одному из персонажей мифологии адыгов — хозяйке рек Псйхогуаше. К ней обращались с просьбой о ниспослании дождя. Поскольку Ханиегуаше олицетворяла языческую богиню вод, день недели, когда она «посещала» село, считался священным. По народным представлениям, неблаговидный поступок, совершённый в этот день, был особенно тяжким грехом.

Капризы погоды неподвластны человеку; засуха, как и много лет назад, время от времени посещает поля земледельцев. И тогда по адыгским сёлам шествует Ханиегуаше, давая надежду на скорый и обильный дождь, веселя старых и малых. Конечно, в конце XX в. этот обряд воспринимается больше как развлечение, и участвуют в нём в основном дети. Взрослые же, даже не веря, что таким способом можно вызвать дождь, с удовольствием одаривают их сладостями и деньгами.

Автор статей: Л.Соловьёва.

Современность

После распада Российской империи на Кавказе появился ряд государственных образований (Грузия, Армения, Азербайджан и Кубань), поддержанных Великобританией и Турцией, но впоследствии некоторые из них были инкорпорированы в состав СССР как союзные республики (Грузинская ССР, Азербайджанская ССР и Армянская ССР). С 1922 по 1936 год в рамках СССР существовала Закавказская федерация

В годы Второй мировой войны гитлеровская Германия намеревалась захватить Кавказ и учредить на его территории одноимённый рейхскомиссариат. В 1942—1943 гг. развернулась Битва за Кавказ, когда немецким войскам удалось захватить практически весь Северный Кавказ и водрузить нацистский флаг над Эльбрусом. Однако поражение под Сталинградом вынудило Германию оставить занятые позиции.

Уроженцы Кавказа занимали самые высшие посты в советском руководстве (Иосиф Джугашвили, Лаврентий Берия, Анастас Микоян, Серго Орджоникидзе, Иван Баграмян, Эдуард Шеварднадзе), летали в космос (Муса Манаров) и делали вклад в развитие советской культуры (писатель Фазиль Искандер, певцы Вахтанг Кикабидзе, Нани Брегвадзе и Муслим Магомаев, режиссёр Георгий Данелия). В 1978 году была введена в эксплуатацию Ингури ГЭС.

После распада СССР в 1991 году на южном Кавказе появились три республики: Грузия, Армения и Азербайджан. Однако острые межэтнические конфликты привели к появлению ряда территорий с неопределённым статусом: Абхазия, Южная Осетия, Нагорный Карабах и Чечня. В ходе Второй чеченской войны Россия сумела восстановить контроль над Чечнёй.

Народы, говорящие на кавказских языках

Кавказские языки — условное название языков Кавказа, не входящих ни в одну из известных языковых семей, распространённых за пределами Кавказа (например индоевропейскую, алтайскую). Кавказские языки принято разделять на две группы: северокавказскую и картвельскую.

Народы Северного Кавказа в традиционных одеждах XIX века. Хромолитография

Депутаты кавказских племен, бывшие на коронации императора Александра II в 1856 г.

М. Микешин. «Типы и виды Кавказа и Малой Азии». Слева направо: курды-езиды, кабардинец, чеченец, курд-магометанин из окрестностей Вана.

Джарский аварец. Г. Гагарин

  • Народы Северо-кавказской языковой семьи:
    • Дагестанские народы:
      • Дагестанцы:
        • Аварцы
        • Агулы
        • Андийцы
        • Арчинцы
        • Ахвахцы
        • Багулалы
        • Бежтинцы
        • Ботлихцы
        • Будухи
        • Гинухцы
        • Годоберинцы
        • Гунзибцы
        • Даргинцы
        • Дидойцы
        • Кайтагцы
        • Каратинцы
        • Крызы
        • Кубачинцы
        • Лакцы
        • Лезгины
        • Рутульцы
        • Табасараны
        • Тиндинцы
        • Удины
        • Хваршины
        • Хиналугцы
        • Чамалинцы
        • Цахуры
    • Нахские народы:
      • Вайнахи:
        • Бацбийцы
        • Ингуши
        • Чеченцы

          Кистинцы

    • Абхазо-адыгские народы:
      • Абазины
      • Абхазы
      • Адыги
        • Адыгейцы
        • Кабардинцы
        • Черкесы
        • Шапсуги
      • Убыхи
  • Картвельские народы:
    • Грузины
      • Сваны
      • Мегрелы
      • Лазы
    • Грузинские евреи

Крупнейшими народами, говорящими на кавказских языках и проживающими в настоящее время на Кавказе, являются грузины (4 млн) , чеченцы (1431 тысяч из них 1206 тысяч в Чеченской Республике) , аварцы (ок. 1 млн.) , лезгины (473,722 в России и от 180,300 до 364,000 в Азербайджане) , даргинцы (589 386 в России из них 560,8 тыс. на Северном Кавказе) и кабардинцы (516,826 в России из них 490,453 в Кабардино-Балкарии) в то время как за пределами Кавказа наиболее крупной является черкесская диаспора (ок 3-4 млн) проживающая более чем в 40 странах мира. Из всех перечисленных народов только грузины имеют своё бесспорно независимое государство. Независимый статус Абхазии является спорным (республику признали только РФ, Никарагуа, Венесуэла, Науру и Сирия). Из других народов имеют свои республики в составе России: адыгейцы (Адыгея), черкесы (Карачаево-Черкесия), кабардинцы (Кабардино-Балкария), ингуши (Ингушетия), чеченцы (Чечня) в то время как остальные народы Северного Кавказа в основном живут в Дагестане.


Грузинские евреи — этнолингвистическая группа евреев, проживающих в Грузии (в том числе в Южной Осетии). В основном грузинские евреи говорят на грузинском языке, в качестве письменного также используют грузинский алфавит. Среди торговцев сформировался жаргон киврули, являвшийся смесью грузинского и иврита

Курс – на сближение

В течение последующих лет сближение Москвы и Северного Кавказа продолжилось на фоне усиливающегося влияния ислама. В сферу интересов Москвы попадали новые княжества. Но в XVIII веке после неудачной войны с Турцией Россия была вынуждена признать Большую и Малую Кабарду независимыми буферными государствами. Побережье Черного моря находилось под властью турков до 1829 года. В портах процветала торговля рабами кавказского и славянского происхождения. Россия же вступила в эпоху дворцовых переворотов и потеряла влияние на Северном Кавказе вплоть до правления Екатерины II, которая решила провести в регионе наступательную политику. После победы русских над турками в войне 1787-1792 годов Крым попал под влияние России. Екатерина переселила на Кубань часть донских казаков и устроила линии укреплений, возле которых появились города Ставрополь и Георгиевск.

ПРАЗДНИК В ГОРНОМ СЕЛЕ

Высоко в горах лежит иезское село Шаитли. В начале февраля, когда дни становятся длиннее и впервые за зиму солнечные лучи касаются склонов горы Хора, что возвышается над селением, в Шаитли отмечают праздник «игби». Название это происходит от слова «иг» — так именуют иезы выпеченный колечком хлебеи, похожий на бублик, диаметром 20-30 см. К празднику «игби» такие хлебцы пекут во всех домах, а молодёжь готовит картонные и кожаные маски, маскарадные костюмы.

Наступает утро праздника. На улицы выходит дружина «волков» — парней, одетых в вывернутые мехом наружу овчинные тулупы, с волчьими масками на лицах и деревянными мечами. Их предводитель несёт вымпел из полоски меха, а двое самых сильных мужчин — длинный шест. «Волки» обходят село и собирают дань с каждого двора — праздничные хлебцы; их нанизывают на шест. В дружине есть и другие ряженые: «лешие» в костюмах из мха и сосновых веток, «медведи», «скелеты» и даже современные персонажи, например «милиционеры», «туристы». Ряженые разыгрывают смешные сиенки, задирают зрителей, могут и в снег повалить, но никто не обижается. Потом на площади появляется «квидили», который символизирует прошедший год, уходящую зиму. Изображающий этот персонаж парень одет в длинный балахон из шкур. Из прорези в балахоне торчит шест, а на нём — голова «квидили» со страшной пастью и рогами. Актёр незаметно от зрителей управляет пастью с помошью верёвочек. «Квидили» забирается на «трибуну», сделанную из снега и льда, и произносит речь. Он желает всем добрым людям удачи в новом году, а затем обращается к событиям года прошедшего. Называет тех, кто совершил дурные поступки, бездельничал, хулиганил, а «волки» хватают «виновных» и волокут к реке. Чаше их отпускают на полпути, лишь изваляв в снегу, но кое-кого могут и окунуть в воду, правда только ноги. Отличившихся добрыми делами «квидили», наоборот, поздравляет и вручает им по бублику с шеста.

Как только «квидили» сходит с трибуны, ряженые набрасываются на него и ташат на мост через речку. Там предводитель «волков» мечом «убивает» его. Играющий «квидили» парень под балахоном открывает спрятанную бутылку с краской, и «кровь» обильно льётся на лёд. «Убитого» кладут на носилки и торжественно уносят. В укромном месте ряженые раздеваются, оставшиеся бублики делят между собой и присоединяются к веселящемуся народу, но уже без масок и костюмов.

Автор статьи: С.Арутюнов.

Численность народов Кавказа

Численность и совокупный прирост некоторых народов Закавказья по данным переписи населения в 1897 году и оценках количества и процентуальной представленности народов на основе последних перепией населения в странах Закавказья (в том числе не признанных и частично признанных).

Изменение численности некоторых народов Закавказья за 120 лет
весь Кавказ перепись 1897 года,

численность по родному языку,

весь Кавказ (вкл. Северный), тыс. чел.

оценка в 2017 года на основе последних

переписей в странах Закавказья

(без Северного Кавказа), тыс. чел.

рост,

в разах

усредненный годовой

прирост за 120 лет

Азербайджанцы

(татары в переписи 1897 г.)

1509 9300 6,16 1,53%
Армяне

(без учета русско- и грузиноязычных в 1897 г.)

1118 3247 2,9 0,86%
Грузины

(вкл. имеретинцев, мингрелов и сванов)

1348 3284 2,44 0,75%

Новое время

Кавказские губернии Российской империи перед революцией 1917 года

В новейшее время практически вся территория Кавказа вошла в состав Российской империи.

Уже в XVI веке русский совершили ряд походов на Кавказ (Черемисинова и Хворостина). Однако разгром русской армии в Дагестане в 1605 году на 100 лет затормозил экспансию России на Кавказ. Тем не менее на берегах реки Терек образовались русские поселения, которые переняли некоторые элементы кавказского быта.

В XVII веке Русское царство содействовало миграции буддийских калмыков, которые потеснили из степей Северного Кавказа кочевавших здесь мусульман ногайцев. В 1644 году местное горское ополчение разгромило вторгшуюся в Кабарду калмыцкую армию.

В 1735 году была основана русская крепость Кизляр, в 1763 году — Моздок, в 1784 году — Владикавказ, а в 1793 году — Екатеринодар. В 1785 году образовалось Кавказское наместничество (позже переименованное в Кавказский край). Частично этот процесс был мирным (Георгиевский трактат), частично сопровождался кровопролитными войнами (Кавказская война). Одним из лидеров сопротивления с 1776 года был генерал осетинцев Рустес

Экспансия России вызвала сопротивления Ирана, который издревле претендовал на эти земли. Однако в 1813 году Россия закрепила за собой Азербайджан (Гюлистанский мирный договор), а в 1828 году Армению (Эриванское ханство) и Нахичевань (Туркманчайский мирный договор). Опорой власти России на Кавказе было местное христианское население: осетины, грузины и армяне. Центром российского Кавказа стал Тифлис.

В 1847 году в районе Баку была пробурена первая нефтяная скважина, а в 1865 году начато строительство Закавказской железной дороги.

Древность

Этническая карта древнего Кавказа

В древности Северный Кавказ входил в т. н. скифский круг. К этому времени сформировалась Кобанская культура, которую связывают с нахско-дагестанскими народами. Артефакты этой культуры свидетельствуют о том, что носители этой культуры имели на вооружении кинжалы и перемещались верхом на лошадях (джигиты). Основу хозяйства составляло овцеводство.

Южный Кавказ входит в сферу влияния хурритского государства Урарту, которое возвело город Эребуни на территории современного Еревана (VIII в. до н. э.).

В I тыс. до н. э. Восточное Закавказье вошло в состав Державы Ахеменидов, на осколках которой появилась Великая Армения. К этому времени на периферии бывшей державы Ахеменидов сложились государства Колхида и Кавказская Албания. В V в. до н. э. был построен один из древнейших из ныне существующих городов Кавказа Мцхета.

Появление христианства на Кавказе связано с деятельностью Григория Просветителя, благодаря которому Армения в 301 году приняла крещение. Также христианство распространилось в Грузию (миссия святой Нины) и Аланию.

Народы, говорящие на индоевропейских языках

Народами Кавказа, говорящими на языках, принадлежащих к индоевропейской семье языков, являются:

  • Армянская группа:
  • Иранская группа:
    • Осетины
    • Талыши
    • Курды

      Езиды

    • Таты
    • Горские евреи
  • Славянская группа:
    • Русские
      • Молокане
      • Птишане
    • Украинцы
  • Греческая группа:
  • Германская группа

Численность армян в Армении 3.2 млн, за пределами же страны проживают около 8 млн армян (см. Армянская диаспора). В других частях региона армяне составляют абсолютное большинство населения в Нагорном Карабахе, также проживают в Грузии (Регионы Самцхе-Джавахетия , Аджария а также в столице, Тбилиси), Северном Кавказе (Россия) и Абхазии (де-факто независимое государство, де-юре часть Грузии) где составляют по разным оценкам от 20 до 30 % населения. До начала Карабахского конфликта значительная армянская община существовала также в Азербайджане.

Осетины в основном живут в Северной-Осетии (автономия в составе РФ) и Южной Осетии (де-факто независимое государство, де-юре часть Грузии).

Езиды проживают на западе Армении, в основном в Арагацотнской области.

Греки проживают в основном в Краснодарском, Ставропольском крае, севере Армении и в Грузии, Абхазии, Северной Осетии.

Русские в основном живут в российском Северном Кавказе, большая концентрация русского населения присутствует в Ставропольском и Краснодарском краях, а также в Адыгее, Карачаево-Черкесии и Северной Осетии.

Казаки (кубанские и терские) живут в основном на своих исторических землях, а именно кубанские в Краснодарском крае и западных станицах Ставропольского края. Терские же в основном проживают вдоль рек Терек, Сунжа, Асса, Кура, Малка, Кума, Подкумок на Северном Кавказе. Особая этнографическая группа русских — молокане проживают в основном в своих селениях в Армении (Фиолетово, Чамбарак, Лермонтово), Грузии (Давитиани, Ульяновка, Сатапле), Азербайджане (Ивановка, Новосаратовка, Чухурюрд, Ново-Ивановка) а также в Ставропольском крае России.

Талыши проживают в основном на юге Азербайджана, в регионе Талыш. Их численность в Азербайджане составляет по разным данным от 112,000 (перепись 2009) до 800—900 тысяч человек. За пределами Кавказа значительная талышская община существует в Иране.

Горские евреи в основном живут в России и Азербайджане. В России по данным переписи 2010 года проживают 762 горских еврея, в целом же численность евреев в России составляет почти 157 тысяч человек. Согласно же оценкам общины горских евреев в России, их численность намного выше, так по этим оценкам только в Москве проживают не менее 30 000, а в городе Пятигорск (Ставропольский край) от 8 до 11 тысяч горских евреев. Не исключено что многие горские евреи указали свою национальность во время переписи как просто евреи. В Азербайджане, согласно оценке данной депутатом Милли Меджлиса (парламент Азербайджана) Евдой Абрамовым, проживают 20 тысяч горских евреев, притом что по официальным данным переписи 2009 года в Азербайджане численность евреев (горских, ашкеназов и других) составляет всего 9,1 тыс. человек.

В авангарде грузинского войска

Кыпчаки Отрока при переселении в Грузию наткнулись на противодействие со стороны аланов. Грузины урегулировали конфликт, заняв перевал и взяв в заложники часть аланских и кыпчакских аристократов. В Галицко-Волынской летописи указано, что кыпчаки перешли через «Железные ворота». Я. и Г. Федоровы предполагали, что «Железные ворота» — это «Эльхотовские ворота». С. Плетнева же считала, что это Дарьяльский перевал. Вполне возможно, что кыпчаки перешли через Мамисонский перевал («Карские ворота»), а не через «Железные ворота». «Железными воротами» часто называли Дербентский перевал, который вел во владения ширваншаха, но не Грузии. З. Анчабадзе, М. Мургулия, С. Плетнева, П. Голден считают временем миграции кыпчаков 1118 год. При этом они делают некоторые оговорки. З. Анчабадзе и М. Мургулия указывали, что переселение происходило на протяжении 1118—1120 гг. Вообще, эта идея популярна в грузинской историографии со времен И. Джавахишвили. П. Голден сообщает, что переселение кыпчаков в Грузию произошло около 1118 г.

М. Мургулия предположила, что царь Давид и хан Отрок поддерживали контакт между собой через город Тмутаракань (Матарху). Ал-Идриси и Вильгельм Рубрук указывали только на обособленность Матархи от степи и ее связь с городами Крыма. Рихард сообщал, что Матарха находилась в стране Сихия (Зихия). Смена правителя была не нова для Матархи. На протяжении нескольких веков она находилась в составе разных держав. Упоминание в хронике Рашид ад-Дина о вожде черкесов Тукара рядом со страной Мерим (Крым) и кыпчаками совсем не случайно, поскольку Матарха была соседом Дешт-и-Кыпчак. Кочевники, которые жили около Матархи, могли быть огузами и печенегами, но не кыпчаками. В «Слове о Полку Игореве» упомянут «Тмутараканский болван». Но, как и указанные в этом источнике территории (Посулье, Поморье, Судак и Корсунь), это географический ориентир, который обозначал границы Дешт-и-Кыпчак. Таманский полуостров был отдельным от Дешт-и-Кыпчак регионом.

Маттэос Урхаеци упоминал о 15 тыс. кыпчаков в составе грузинского войска во время Дидгорской битвы. Ибн ал-Асир сообщал, что 200 кыпчаков пребывали в авангарде грузинского войска, что, конечно, является сознательным приуменьшением. Грузинские источники сообщали о 40 тыс. кыпчаков в грузинском войске и 5 тыс. монаспа. Исследователи предполагали, что вместе с семьями мигрантов могло быть 200—225 тыс. С. Плетнева предполагала, что в Грузию мигрировали 40 тыс. воинов, в том числе 5 тыс. элитных воинов. Она считала, что вместе с семьями кыпчаков было около 230—240 тыс. И. Джавахишвили считал, что в Грузию переселилось 40 тыс. семей кыпчаков. Его гипотезу поддержали Ш. Месхия, С. Малакатия, Р. Метревели. М. Думбадзе, А. Киквидзе и З. Анчабадзе считали, что переселилось 45 тыс. кыпчакских семей. М. Мургулия полагает, что войско кыпчаков в Грузии насчитывало 50 тыс. воинов. Согласно гипотезе И. Джавахишвили, кыпчаки расселились в Картли. С. Еремян считал, что они жили в районе Арича и Агарцина. Ш. Месхия придерживался мнения, что кыпчаков, помимо Картли, расселили еще в Нижнем Картли, в Сомхити. Но, скорее всего, 40 тыс. кыпчаков — это шаблон средневековой европейской исторической традиции, который обозначал большое количество «варваров». По нашему мнению, во всей Грузии было 15 тыс. кыпчакских воинов, и практически всех их грузинский царь должен был выставить против турок-сельджуков в битве при Дидгори.

Во всей Грузии было 15 тыс. кыпчакских воинов и практически всех их грузинский царь должен был выставить против турок-сельджуков в битве при Дидгори. Мемориальный комплекс в Дидгори. Фото turbina.ru

Южная часть Кавказа

А вот что касается южной части Кавказа – то почва в этих местах бесплодна. Вода, которая поступает из гор – достигает равнины в застоявшемся виде, ибо ирригационные системы далеки от совершенства. Поэтому, как только наступает лето, кочевые племена отправляются все выше и выше в горы. Все зависит от условий для скота. Если пропитания достаточно, высота остается неизменной.

С наступлением холодов, кочевники спускаются с гор. Татары, ногайцы и трухмены живут по принципу вытоптанной травы: как только трава под ногами вытоптана – пора двигаться. И уже в зависимости от времени года определяют вверх в горы, или же спускаться.


С этим читают