Калмыки россии

Называйте меня Арсланом

Лев Гумилев говорил: «Калмыки – мой любимый народ. Не называйте меня Львом, называйте меня Арсланом». «Арсалан» по-калмыцки — Лев.


Калмыки (ойраты) – выходцы из Джунгарского ханства, начали заселять территории между Доном и Волгой в конце XVI — начале XVII веков. Впоследствии они основали на этих землях Калмыцкое ханство.

Сами калмыки называют себя «хальмг». Это слово восходит к тюркскому «остаток», или «отколовшиеся», так как калмыки были той частью ойратов, которая не приняла ислам.

Миграция калмыков на нынешнюю территорию России была связана с междуусобными конфликтами в Джунгарии, а также с дефицитом пастбищ.

Их продвижение к нижней Волге было сопряжено с рядом трудностей. Им пришлось противостоять казахам, ногайцам и башкирам.

В 1608 — 1609 годах калмыки впервые принесли присягу на подданство русскому царю.

Этноним

У ойратов Киргизии в настоящее время бытует несколько эндо- и экзоэтнонимов. Наиболее часто встречаемым самоназванием являются «калмак», «сарт-калмак» и «ойрат». Старики помнят ещё один вариант этнонима — «хотун-халмг». Согласно Н. Л. Жуковской, этноним «сарт-калмак» закрепляется за ойратской группой, самоназванием которой было «кара-калмаки», в конце XIX века. С. Н. Абашин отмечает, что группа «калмык» появляется в этнографической номенклатуре Ферганской долины в 1909 году. Он приводит сведения о том, что большую часть калмыков, оставшихся после присоединения к киргизам и узбекам, перевели в категорию «сарт-калмыков» на фоне проведенного в Средней Азии в 1924 году национально-государственного размежевания.

Соседние народы в лице киргизов, уйгуров, дунган, русских используют в основном один термин — «калмак/калмык». Слово «калмак/калмык» обозначает ойратов в большинстве тюркских языков, носители которых сталкивались с ойратами. Для различия калмаков иссык-кульских и волжских, оперируют понятиями «сарт-калмак» и «кара-калмак». У калмыков существуют понятия «хотон-халимаг» и «хара-халимаг», где хара-халимаг — европейские калмыки. В Калмыкии помимо этнонима «сарт-калмак» существует термин «харголын халимаг».

[править] История

Ойраты, предки современных калмыков, к XII—XIII вв. обитали на территории вблизи озера Байкал, позже откочевали в Западную Монголию и соседние земли Алтая и Средней Азии, где в XIV—XVII вв. создали Джунгарское ханство. В начале XVII века часть ойратов во главе с тайшой Хо-Урлюком по неизвестным причинам покинула кочевье и двинулась на запад. В 1607 году они принесли шерть (присягу) Василию Шуйскому. В 1608 году российские власти выделили для них кочевье вдоль рек Иртыш, Ишим и Тобол. Однако противоречия с администрацией и столкновения с сибирскими татарами быстро привели к нарушению присяги. Калмыки двинулись в сторону Волги. Окончательный мир между российскими властями и калмыками был заключен в 1657 году, когда все калмыцкие тайши приняли новую шерть. Договор предусматривал «вечное подданство и послушание» русскому царю и обязанность нести военную службу в пользу России.

Территории кочевья калмыков не однократно менялись. В наиболее благоприятные периоды XVII—XVIII вв. они контролировали степи от Кавказа на юге до Самары на севере, откуда они вытеснили ногайцев. В 1750-е гг. к российским калмыкам присоединились новые переселенцы из Джунгарии. Калмыки жили на русских и украинских землях (чугуевские калмыки жившие около Чугуева, сейчас Харьковская область).

В 1664 году российские власти официально признали Калмыцкое ханство, достигшее расцвета при хане Аюке (1642—1724 гг.). Калмыки принимали участие почти во всех войнах, которые вела Россия в качестве союзной кавалерии или нерегулярных военных формирований. Аюка и другие ханы самостоятельно заключали договора с Портой, входили в военные столкновения с соседними народами, в том числе с русскими и украинцами. В 1771 году Екатерина II упразднила Калмыцкое ханство, после массового исхода калмыков во главе хана Убаши на земли, подчиненные Китаю. Согласно преданию, в России остались только калмыки, которые кочевали на правом берегу Волги и не смогли присоединиться к остальным в результате весеннего паводка.

В 1800 году Павел I восстановил Калмыцкое ханство, но в 1803 году оно снова было отменено Александром I. Калмыцкие кочевья были присоединены к Астраханской губернии. Калмыки продолжали службу в русской армии. В 1812 году принимали участие в параде победителей в Париже. Со 2-й пол. XIX века часть калмыков прекратила кочевой образ жизни, нанималась на работу на нефтепромыслах или занималась ловлей рыбы, садоводством и огородничеством. В 1892 году было отменено крепостное право.

Летом 1917 году Временное правительство выделило в составе Астраханской губернии Степную область калмыцкого народа с центром в Элисте (ранее ставка ханов находилась около Самары). После Октябрьской революции многие калмыки присоединились к белому движению и позже покинули Россию. Другие сражались на стороне большевиков. В 1920 году была создана Калмыцкая автономная область, преобразованная в 1935 году в Калмыцкую Автономную Советскую Социалистическую Республику (Калмыцкая АССР). В 1930-ых гг. в результате коллективизации калмыки были вынуждены начать вести оседлый образ жизни. К 1937 году были закрыты все буддийские храмы. Проводилась политика русификации. В 1943—1957 гг. КАССР была ликвидирована. Большинство калмыков подверглись депортации в Сибирь и Среднюю Азию, в ходе которой погибло около трети народа. После восстановления КАССР политика русификации продолжалась.


В 1990 году Верховный Совет КАССР принял декларацию о суверенитете. В 1992 году была провозглашена Республика Калмыкия в составе Российской Федерации.

Калмыки. Вероисповедание

Правительство России старалось не давить на калмыцкий народ в вопросах обращения их в христиан. До революции среди калмыков сохранялись права буддийского духовенства, которые были заложены еще в 1640 году. Со временем и в православную веру начали обращаться калмыки. Религия начала стремительно распространяться после открытия в Астрахани духовной семинарии, поскольку Калмыкия территориально находилась в составе Астраханской епархии. Тогда российское правительство приняло меры по созданию миссии, обращающей калмыков в христиан. В середине 19 века миссионерское движение достигло своего апогея. В духовных семинариях начали преподавать калмыцкий язык. В 1871 году начал свое существование Православный миссионерский комитет, усилиями которого было организовано училище и открыт приют, где могли жить калмыки. Религия глубоко изменила судьбу калмыцкого народа. Люди могли получать достойное образование. Со временем училище превратилось в огромную миссионерскую школу, где готовили учителей и проповедников, которые должны были передавать духовные знания в калмыцких поселениях.

Не особо активно принимали столь революционные нововведения калмыки. Будда оставался для большинства калмыцкого народа основным Богом. Православие представлялось, в основном, выходцами из России. Свои глубинные традиции не хотели менять калмыки. Вероисповедание также сложно было изменить. Какую религию исповедуют калмыки? На этот вопрос однозначного ответа нет. Есть среди калмыков и православные, и буддисты, и даже шаманы.

Лингвогеография

Социолингвистические сведения

По данным ЮНЕСКО, калмыцкий язык имеет некоторую опасность исчезновения. Указанная ситуация языкового сдвига (переход на русский язык) возникла после насильственной депортации калмыцкого народа в 1943—1957 гг. Примерно с 1970—1980 гг. калмыцкий превращается в анклавный язык; он вытесняется из городов и остаётся только в некоторых калмыцких сёлах (с подавляющим населением калмыков). Дети в Элисте в подавляющем большинстве не имеют представления о калмыцком языке, не владеют им. Калмыцкий остаётся средством общения лишь в некоторых сёлах — в основном, Кетченеровского района Калмыкии. ЮНЕСКО отмечает, что все носители калмыцкого — билингвалы (то есть люди, владеющие двумя языками в качестве родных; в этом случае — русским и калмыцким). Число носителей калмыцкого языка с каждым годом постоянно уменьшается. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, о владении калмыцким языком заявило всего 80 546 человек (в ходе переписи 2002 года о владении калмыцким языком заявило 153 602 человека), что составляет менее 44 % от численности калмыков (183 372 (2010)).

В Калмыкии действуют 4 национальных детских сада, 10 национальных школ и гимназий, где до 8 класса часы калмыцкого языка — 4, после — 3 часа в неделю. В Центральном хуруле действуют бесплатные курсы калмыцкого языка. Действует «Ойратский клуб» в Элисте, задачей которого является поддержание разговорной среды калмыцкого языка. В интернете остро обсуждаются проблемы калмыцкого языка, существуют даже курсы калмыцкого языка в сети. Кроме того, действует национально-патриотическая организация «Иткл», призванная возрождать родной калмыцкий язык. Однако этих усилий всё же недостаточно для решения проблемы с возможным исчезновением калмыцкого языка.

5 сентября в Калмыкии отмечается День национальной письменности.

Диалекты

  • Язык поволжских (приволжских) калмыков
    • Торгутский диалект
      • Оренбургский говор
      • Уральский говор
      • Каспийский говор
      • Волжский говор
      • Хошутский говор
      • Икицохуровский говор
    • Дербетский диалект
      • Бага-дербетский говор
      • Ики-дербетский говор
    • Бузавский диалект (донских калмыков)

Саундтреки

Из фильма В центре вниманияИз фильма Ван ХельсингИз сериала Дневники ВампираИз фильма Скауты против зомбииз фильмов ‘Миссия невыполнима’Из фильма Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть 2OST ‘Свет в океане’OST «Большой и добрый великан»из фильма ‘Новогодний корпоратив’из фильма ‘Список Шиндлера’ OST ‘Перевозчик’Из фильма Книга джунглейиз сериала ‘Метод’Из фильма ТелохранительИз сериала Изменыиз фильма Мистериум. Тьма в бутылкеиз фильма ‘Пассажиры’из фильма ТишинаИз сериала Кухня. 6 сезониз фильма ‘Расплата’ Из фильма Человек-муравейиз фильма ПриглашениеИз фильма Бегущий в лабиринте 2из фильма ‘Молот’из фильма ‘Инкарнация’Из фильма Савва. Сердце воинаИз сериала Легко ли быть молодымиз сериала ‘Ольга’Из сериала Хроники ШаннарыИз фильма Самый лучший деньИз фильма Соседи. На тропе войныМузыка из сериала «Остров»Из фильма ЙоганутыеИз фильма ПреступникИз сериала СверхестественноеИз сериала Сладкая жизньИз фильма Голограмма для короляИз фильма Первый мститель: ПротивостояниеИз фильма КостиИз фильма Любовь не по размеруOST ‘Глубоководный горизонт’Из фильма Перепискаиз фильма ‘Призрачная красота’Место встречи изменить нельзяOST «Гений»из фильма ‘Красотка’Из фильма Алиса в ЗазеркальеИз фильма 1+1 (Неприкасаемые)Из фильма До встречи с тобойиз фильма ‘Скрытые фигуры’из фильма Призывиз сериала ‘Мир Дикого Запада’из игр серии ‘Bioshock’ Музыка из аниме «Темный дворецкий»из фильма ‘Американская пастораль’Из фильма Тарзан. ЛегендаИз фильма Красавица и чудовище ‘Искусственный интеллект. Доступ неограничен»Люди в черном 3’из фильма ‘Планетариум’Из фильма ПрогулкаИз сериала ЧужестранкаИз сериала Элементарноиз сериала ‘Обратная сторона Луны’Из фильма ВаркрафтИз фильма Громче, чем бомбыиз мультфильма ‘Зверопой’Из фильма БруклинИз фильма Игра на понижениеИз фильма Зачарованнаяиз фильма РазрушениеOST «Полный расколбас»OST «Свободный штат Джонса»OST И гаснет светИз сериала СолдатыИз сериала Крыша мираИз фильма Неоновый демонИз фильма Москва никогда не спитИз фильма Джейн берет ружьеИз фильма Стражи галактикииз фильма ‘Sos, дед мороз или все сбудется’OST ‘Дом странных детей Мисс Перегрин’Из игры Contact WarsИз Фильма АмелиИз фильма Иллюзия обмана 2OST Ледниковый период 5: Столкновение неизбежноИз фильма Из тьмыИз фильма Колония Дигнидадиз фильма ‘Страна чудес’Музыка из сериала ‘Цвет черёмухи’Из фильма Образцовый самец 2из фильмов про Гарри Поттера Из фильма Дивергент, глава 3: За стеной из мультфильма ‘Монстр в Париже’из мультфильма ‘Аисты’Из фильма КоробкаИз фильма СомнияИз сериала Ходячие мертвецыИз фильма ВыборИз сериала Королек — птичка певчаяДень независимости 2: ВозрождениеИз сериала Великолепный векиз фильма ‘Полтора шпиона’из фильма Светская жизньИз сериала Острые козырьки

Характер

От природы калмыки обладают веселым нравом. Они не унывают даже в тяжелые времена. Это активные, жизнерадостные люди. Возможно, на позитивное отношение к жизни повлияли буддистские учения, которые проповедуют, что в этой жизни все преходящее. Калмыки любят принимать гостей. В доме сажают на лучшее место, готовят угощения. Они всегда открыты для общения, искренни. Представители этого народа никогда не отгораживаются от общества, не замыкаются в себе. Молодежь хорошо воспитана, с уважением относится к старшим. В делах это практичные, рациональные люди. Можно сказать, что они экстраверты. Калмыки артистичны, любят петь, танцевать. В них есть оригинальность, желание выделиться из общей массы. Среди них много талантливых людей: писателей, певцов, артистов.

Культура и быт народа Калмыкии

Духовная культура веками формировалась под общемонгольскими и ойратскими традициями, а затем на нее повлияло и внесло новые черты укрепление связи с другими народностями России. Таким образом, ядром современной культуры стали древние традиции, обогащенные влиянием исторических преобразований.

К началу XVIII века, благодаря исследователям, появляются первые упоминания об эпическом народном творчестве калмыков. Главными памятниками этого творчества явились эпос «Джангар», отразивший в себе исторические события из жизни народа, и песнь о том, как монгольский Убаши-хун тайджи бился с племенами ойратов в 1587 году. По замыслу она стоит рядом с песней «О подвигах богатыря Саналы» и представляет один из стихов «Джангары».

(Калмыки в традиционной одежде)

По признанию российского востоковеда и монголоведа Б. Я. Владимирцова, в ней выражается народный дух, стремления, надежды и ожидания народа. Показан реальный мир, повседневность, но представленная как идеал. Именно поэтому она – народная поэма.

«Джангар» содержит несколько тысяч стихов, объединенных в независимые песни. Они воспевают битву героев с чужеземными врагами за свободу и независимость народа. Подвигом героев этого эпоса является защита страны Бумба – иллюзорного места, где всегда мирное небо, море счастья и покоя.

Еще один памятник народного эпоса – «Сказание о Гесере». В нем так же воспевается борьба за справедливость.

(Юрта)

Народ всегда в своем устном эпосе славил обычного человека, как необычайно смелого, находчивого и бесконечно доброго. С другой стороны, высмеивается жадность светских правителей, феодалов и представителей духовенства, которые воруют у своего же народа. Они представлены в нелепом, комическом виде. А обладающий житейской мудростью простой человек всегда готов выступить против произвола угнетателей, защищая тех, кто беден и обездолен. И победа всегда будет за ним.

Устои религии калмыков

До 17 века калмыки исповедовали шаманизм. Но активная деятельность миссионеров из Тибета поспособствовала тому, что большинство калмыков приняла буддизм. Но и это не помогло сохранить целостность монгольского народа. Междоусобные войны продолжались. Тем не менее, буддизм, ламаизм широко распространились на территории современной Калмыкии.

Калмыцкое ханство входило в состав России до 1771 года. На ранних этапах его существования российские правители не придавали особого значения внутреннему устройству. Вероисповедание калмыков было свободой их выбора, и государство не вмешивалось в их культуру. Но со временем правители России стали предпринимать меры и поощрять тех, кто принимал православие. Калмыкам, прошедшим обряд крещения, разрешалось уходить в другие города и села России.

В конце 18 века Российское государство усилило вмешательство во внутреннюю жизнь Калмыцкого ханства, постепенно ограничивая права калмыков, и в 1771 году оно было полностью ликвидировано. В то же время правительством России была проведена реорганизация управления калмыками. Традиции и права калмыцкого народа полностью сохранялись. При астраханской губернии была создана Экспедиция калмыцких дел, которая и занималась управлением улусов. Позже, в 1847 году, судьба калмыцкого народа зависела от Министерства государственного имущества.

Традиционные особенности

Огонь для калмыков считается священным элементом. О нем не раз упоминается в обрядовых произведениях народа Калмыкии. Глубинные традиции, обряды и культура калмыков позволяют говорить о них, как о самостоятельной этнической группе.

Огонь для калмыцкого народа считался олицетворение Бога Солнца. Поэтому здесь существуют некие запреты, например, переступать через огонь или плевать на него считается греховным поступком. Запрещается тушить огонь водой. Необходимо подождать, пока он сам не потухнет. Допускается засыпать огонь песком или землей.

Поклонение огню считалось особым ритуалом. Калмыки даже совершали определенные ритуалы, чтобы умилостивить огонь. Это были своего рода жертвоприношения. Культ огня – это национальная особенность калмыков. Описана она во многих исторических произведениях. Без огненного жертвоприношения не обходилась ни одна свадьба или похороны. И сегодня можно увидеть обряды, на которых жрец предлагает огню животное и читает специальные молитвы. За это он просит благословения Богов о даровании счастья в семейной жизни своей дочери.

Похоронный обряд также не проходит без огненного жертвоприношения. На седьмой и сорок девятый день после погребения родственники умершего должны принести в жертву огню барана, кормя таким образом усопшего родственника. Калмыки искренне верят в то, что огонь является неким проводником между живым миром и тонкими материями.

Первые упоминания про калмыков


Конец XVI — начало XVII века племена ойратов, которые проживали в Джунгарии, окончательно разъединились на три части. Первая группа осталась на месте, вторая переселилась поближе к озеру под названием Кукунор, а третья часть племени отправилась в длинный путь, к Русскому царству. Все разделившиеся племена старались обитать поблизости водоемов, потому как река кормила многие семьи. Третья часть народа изначально поселилась возле рек Оми, Иртышу и Ишиму. После кочевники приблизились к Северному Прикаспию и Нижней Волги. А еще со временем, к рекам Дон, Урал, Самара и Терек. Кочевники имели огромную территорию обитания, но когда численность населения уменьшилась в разы, то и границы проживания стали напоминать современную Республику Калмыкию в России. И именно в 1574 году в указе царя Ивана IV упоминалось про калмыков, чтобы вести с ними торговлю. Это первый официальный документ, подтверждающий про существование этого народа.

Полезные свойства калмыцкого чая

Листья чая обладают полезным свойством оказывать тонизирующее действие, повышать умственную активность организма. Зеленый чай используют для похудения, потому что он способствует улучшению обменных процессов, препятствует накапливанию жиров. Это свойство ценят при составлении диет и детокс-программ.

Молоко обогащает организм кальцием, витаминный комплекс способствует улучшению иммунитета.

Флавониды положительно влияют на процессы кроветворения, способствуют повышению эластичности стенок сосудов, оказывают влияние на свертываемость крови.

Польза напитка в сезон простуд объясняется его насыщенностью специями и питательными веществами. Он имеет свойство согревать и оказывать противовоспалительное действие.

Зеленый чай известен тем, что улучшает работу сердечной мышцы, действует профилактически на риск развития инфарктов и инсультов.

Его рекомендуют пить при пиелонефритах, потому что он обладает легким мочегонным действием.

Соединение зеленого чая с молоком полезно для системы пищеварения, такой тандем способствует выведению вредных токсинов из организма. Это полезное свойство используют для вылечивания воспалений ЖКТ.

Междуусобийца, исход и конец Калмыцкого ханства

В первой трети XVIII века в Калмыцком ханстве начались междуусобные распри, в которые непосредственным образом вмешивалась русское правительство. Ситуацию усугубляла колонизация калмыцких земель русскими помещиками и крестьянами. Холодная зима 1767-1768 годов, сокращение пастбищных земель и запрет на свободную продажу хлеба калмыками привели к массовому голоду и падежу скота.

Среди калымков стала популярной идея возвращения в Джунгарию, находившуюся на тот момент под властью маньчжурской империи Цин.


5 января 1771 году калмыцкие феодалы подняли улусы, кочевавшие по левобережью Волги. Начался исход. Российские власти было пытались остановить, но остановить целую орду! Около 100 000 человек по отдельным подсчетам ушло в Китай, и никто с ними в большой бой по дороге вступить не решился, хотя пытались пощипать с флангов.

В Китае  калмыков приняли. А в октябре 1771 года Екатерина II ликвидировала Калмыцкое ханство. Звание «хан» и «наместник ханства» упразднились. Небольшие группы калмыков вошли в состав Уральского, Оренбургского и Терского казачьих войск. В конце XVIII века калмыки, жившие на Дону, были зачислены в казачье сословие Области войска Донского.

Что такое калмыцкий чай и из чего его делают

Чтобы понять, почему этот чай обладает полезными питательными свойствами, следует выяснить, как он появился. Чай использовали кочевые народы современной Калмыкии, он был основным источником тепла в холодные туманные ночи, которые кочевники проводили под открытым небом. Исследователи утверждают, что рецепт напитка монгольские племена позаимствовали у тибетских монахов, а затем распространили по всей территории Средней Азии.

Польза и вред калмыцкого чая для здоровья скрывается в свойствах главных компонентов: зеленого чая и молока. Остальные ингредиенты – это добавки к основному составу.

Разные рецепты свидетельствуют о том, что к напитку добавляют жир, перец, специи. Основной рецепт калмыцкого чая подразумевает приготовление с солью. Некоторые способы предполагают добавление лекарственных трав.

Родовой состав

Сарт-калмаки Киргизии являются представителями ойратского племени олёт (өөлд). Д. Федоров описывая олётов Илийского края выделил в их составе ветви: цзурган-сумуны (зурган-сумуны, шестисумунные), арбан-сумуны (десятисумунные), дурбун-сумуны (четырехсумунные).

В настоящее время среди сарт-калмаков существуют следующие этнические подразделения, по-калмыцки ясун, по-киргизски уруу: байын-бахы (баян-баха), хар-батор, шонкур, солто, жедигер, монкуш, худан (ходон), керем, сарыпалды (сарыбалды), каракоз, куйкун уулу (кюйукюйунун), орбендик (орвондик), жарын орку, чаган, моолмамед (монголмамед), жыл-мамед, чимид (чумот), бежиншарып (бейжиншарып), чирик (черик), монголдор, таван-талха, таван-хар.

Правила приготовления калмыцкого чая

Приготовление чая – это особенная процедура, схожая с национальным обрядом. Рецепт классического чая подразумевает поэтапное настаивание в течение нескольких часов. Современный классический рецепт учитывает особенности быта XXI века. Если несколько столетий назад калмыцкий чай готовили исключительно из плиток прессованного чая, то сегодня используют крупно листовую заварку.

Польза калмыцкого чая в пакетиках заключена в упрощении для тех, кто не располагает свободным временем. Производители изготавливают заварку с содержанием сухого молока. К такому напитку добавляют только специи и настаивают в течение 10 — 15 минут. Истинные ценители чая по-калмыцки считают, что такой способ минимизирует пользу от употребления.

Отличительная черта национального способа заваривания – процесс насыщения кислородом. Для этого жидкость постоянно перемешивают, зачерпывают порции воды и вливают ее обратно, поднимая выше края емкости.

Интересно! Приверженцы традициям уверяют, что этот прием необходимо повторить 46 раз, только в этом случае чай принесет пользу.

Литература

  • Калмыцкие язык и литература // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Бардаев Э. Ч. Современный калмыцкий язык: Лексикология. — Элиста, 1985.
  • Биткеева А. Н. Калмыцкий язык в современном мире (социолингвистический аспект). — М.: Наука, 2006. — 366 с.
  • Вопросы теоретической грамматики калмыцкого языка. Вып. I, II. — Элиста, 2004—2006.
  • Павлов Д. А. Современный калмыцкий язык: Фонетика и графика. — Элиста, 1968.
  • Пюрбеев Г. Ц. Грамматика калмыцкого языка: Синтаксис. — Элиста, 1977—1979.
  • Тодаева Б. X. Калмыцкий язык // Языки народов СССР: В 5-ти томах. Т. 5. — Л., 1968.
  • Убушаев Н. Н. Диалектная система калмыцкого языка. — Элиста, 2006.
Словари

Одежда

Национальный мужской костюм калмыков состоит из рубахи, штанов, заправляемых в сапоги. Поверх надевали бешмет — приталенный кафтан длиной до колен. На груди его расшивали позументом. На кожаном ремне размещались ножны с оружием. В зимнее время носили овчинные шубы, пошитые в талию. Головным убором была меховая шапка типа папахи. Парадный вариант отличался добавлением красной кисточки, которая свисала с шапки. Старики носили длинные простеганные халаты.

Женщины в быту одевались довольно просто. Их повседневной одеждой была широкая рубаха и шаровары. Также были распространены длинные платья в пол. Они застегивались на металлические пуговицы или подпоясывались ремнем. Нагрудник украшали золотистой или серебристой тесьмой. Поверх платья могли носить халат без рукавов из цветного материала. Подол, низ рукавов расшивали растительными узорами. Расцветки праздничных нарядов были яркими: зелеными, красными, синими с золотистой каймой по краям. Летом головными уборами были суконные или войлочные шапочки. Женщины всегда носили шапки, выходить из дома с непокрытой головой им не разрешалось. Праздничные шапки шили из парчи, бархата, богато отделывали узорами из тесьмы, вышивкой. На ногах носили сафьяновые сапоги. Богатые калмычки дополняли костюм серьгами, браслетами, ожерельями. Украшения делали из драгоценных металлов, хрусталя, яшмы, кораллов.


С этим читают