Камикадзе

«Отец камикадзе»

Транспортная база воздушного подразделения выглядела к тому моменту более чем скромно — всего 41 воздушный борт. Поэтому поставленная перед ним задача была технически невыполнимой. Но во главе его стоял фанатически преданный идее победы Такидзиро Ониси. Видя безнадежное положение авиации, вице-адмирал принял решение создать специальное подразделение пилотов-смертников. Спустя два дня после захвата американцами о. Лейт он сказал, что у авиации нет иного пути выполнения поставленной задачи, кроме потопления американских авианосцев путем обрушения на их палубы перехватчиков-истребителей с 250-кг бомбой на борту. Ониси вошел в историю как «отец камикадзе» — человек, который повел на верную смерть тысячи летчиков-патриотов. Понимая, что война проиграна, он пытался добиться хотя бы не безоговорочной капитуляции, а выполнения ряда условий своей страны. После признания страной своего поражения адмирал сделал харакири.


Кайтены

По мере того как война становилась все более безнадежной, концепция применения камикадзе расширялась. Были созданы катера-самоубийцы с заложенными в них бомбами. Все они разрабатывались как средство противостояния вторжению на родную землю. Нападение самоубийцы могло быть выполнено самыми разными способами. Появились и так называемые японские подводные камикадзе — маленькие лодки с двумя подводниками-самоубийцами. Они назывались кайтен. Японцы вовсю собирались развивать выпуск таких лодок-самоубийц с целью отражения неизбежного вторжения в Японию. Слуги императора продолжали отчаянно сражаться. Некоторые историки полагают, что успешное использование таранных атак с применением самоубийц заставило президента Трумена принять решение о применении ядерного оружия. Взрыв ядерной бомбы, возможно, и остановил войну, но это стало прологом к новому ужасу. Так закончилась эта долгая кровопролитная война. Японские камикадзе навсегда вошли в мировую историю. Сотни японцев покончили с собой, не желая сдаваться захватчикам. Харакири — самурайский способ ритуального убийства, чтобы избежать позора. В последние дни к харакири прибегнул и создатель всех камикадзе. Будучи уже истощенным, адмирал Ониши, отец «божественного ветра», последовал примеру тех, кого он сам направлял на смерть.

Крылатая ракета с пилотом

Крошечный самолетик MXY-7 «Ока» (в переводе с японского «Цветок вишни») напоминал немецкую планирующую бомбу, придуманную в конце войны. Однако это была совершенно оригинальная разработка. Планирующей бомбой управляли по радио с самолета-носителя — а установленные на ней реактивные двигатели давали возможность бомбе маневрировать и не отставать от запустившего ее самолета. «Ока» управлялась сидевшим в ней камикадзе, а реактивные ускорители служили для того, чтобы на подходе к цели разгонять самолет-бомбу до скорости почти 1000 км/ч. Считалось, что на этой скорости «Оки» будут неуязвимы как для зенитного огня, так и для истребителей.

Характерно, что в этот период в штабах велись исследования относительно использования тактики камикадзе и в других сферах. Например, были созданы управляемые человеком торпеды, а также подводные мини-лодки, которые сначала должны были запустить во вражеский корабль торпеду, а потом врезаться в него сами. Летчиков-смертников планировали использовать для таранных атак американских «Летающих крепостей» и «Либерейторов», подвергавших бомбардировкам японские города. Позже появились и… сухопутные камикадзе, толкавшие впереди себя тележку со взрывчаткой. Таким оружием в Квантунской армии пытались справиться с советскими танками в 1945-м.

Но, безусловно, главной целью камикадзе были американские авианосцы. Управляемая крылатая ракета, несшая тонну взрывчатки, должна была если не потопить авианосец, то, по крайней мере, сильно повредить его и надолго вывести из строя. «Ока» подвешивалась под двухмоторный бомбардировщик «Бетти», который должен был как можно ближе подобраться к американской эскадре. На расстоянии не более 30 км камикадзе пересаживался из бомбардировщика в «Оку», управляемая бомба отделялась от носителя и начинала медленно планировать в нужном направлении. Три твердотопливных ракетных ускорителя работали всего лишь в течение десяти секунд, поэтому включать их надо было в непосредственной близости от цели.

Таким образом, спасти Японию от поражения в войне камикадзе не могли — и тем не менее добровольцев, желавших записаться в авиачасти специального назначения, было достаточно вплоть до момента капитуляции. Причем речь шла не только об экзальтированных, не нюхавших пороху юнцах, но и об успевших повоевать летчиках. Во‑первых, японский морской летчик так или иначе уже привыкал к мысли о собственной гибели. В американской морской авиации была отлажена эффективная система поиска сбитых пилотов в море с помощью гидросамолетов и подводных лодок (так спасли, в частности, бортового стрелка торпедоносца «Эвенджер» Джорджа Буша, будущего президента США). А сбитый японский летчик чаще всего тонул в море вместе со своим самолетом…

Во‑вторых, господствовавший в Японии синтоизм порождал особое отношение к смерти. Эта религиозно-философская система давала пилотам-смертникам надежду после выполнения задания приобщиться к сонму многочисленных божеств. В-третьих, чем дальше, тем более

неизбежным казалось поражение Японии, а японские военные традиции капитуляцию не признавали.

Конечно, страшен любой фанатизм. И все-таки пилоты-камикадзе были участниками войны и действовали против армии противника. В этом их принципиальное отличие от современных террористов-смертников, которых без всяких оснований называют этим словом.

Да и те, кто руководил японскими камикадзе, не были циниками, которые хладнокровно распоряжаются чужими жизнями, не желая при этом жертвовать собственной. Вице-адмирал Такидзиро Ониси после капитуляции Японии избрал для себя выход, название которого не нуждается в переводе с японского — харакири.

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№11, Ноябрь 2004).

Техническое выполнение атаки

Мало было принять решение о нанесении удара, нужно было выполнить его технически грамотно. В распоряжении камикадзе были, в основном, легкие истребители «зеро», не способные взять на борт мощную торпеду, их возможности исчерпывались бомбой в 250 кг. Потопить американский авианосец таким зарядом было невозможно, но при повреждении полетной палубы можно было обезвредить его на длительный срок. Адмирал Ониси рассчитал, что полетная группа должна состоять из трех истребителей со смертниками за штурвалом и двух машин сопровождения, целью который было отражение атак, которые могли помешать камикадзе выполнить их задачу.

Для того, чтобы остаться незамеченными на экранах радаров, было два пути — полет на критически малых (10-15 м) или предельно больших (свыше 6 км) высотах. В обоих случаях требовалась технически безупречная техника и высокая квалификация летчика. И с тем, и с другим в армии имелись большие трудности. Молодое пополнение пилотов не успевало пройти достаточное обучение, а машины вскоре пришлось использовать любые, в т.ч. учебные и практически списанные устаревшие. Это было одной из причин того, что не все атаки заканчивались успешным поражением цели.

Новое самоубийство


Пора было прямо признать новую реальность. А она была такова, что японскому народу скоро пришлось бы защищать свою землю от вторжения американских бомбардировщиков. Б-29 летел на высоте 30 000 футов, но чтобы сбросить снаряды на Токио, необходимо было снизиться на высоту 25 000 футов. Что для японцев было совсем плохо, так это то, что их истребители и до этой отметки не могли долететь. Как результат — полное превосходство союзников в воздухе, что вконец деморализовало японских военных. Налеты на японские острова проводились непрерывно. А поскольку большинство японских домов было построено из древесины, бомбардировка проходила с очень высокой эффективностью. К 10 марта около миллиона японцев оказались бездомными в результате американских налетов на Токио. Срочно было создано новое подразделение камикадзе. С их самолетов полностью снимали броню, что делало их особенно легкими и давало возможность подняться на необходимую высоту. Новое подразделение назвали «Шен Тэк», или «Сотрясающие землю». Но количество американских бомбардировщиков было слишком большим. Японский народ стал все чаще задумываться о неминуемом поражении.

Борьба за остров Мидуэй

18 апреля 1942 года, через пять месяцев после Перл-Харбора, полковник Джимми Дулитл и его ребята взлетели с палубы американского авианосца, избрав своей целью Токио. Так 16 самолетов донесли войну до японского народа. Для обеих сторон было ясно, что самолеты и взлетные палубы будут ключевыми силами в этой начавшейся войне. Через три месяца, в июне, японцы атаковали остров Мидуэй. Но американцы взломали японские коды и теперь пребывали в готовности и ожидании. Японцы потеряли 322 самолета, четыре авианосца и 3500 граждан, включая своих лучших летчиков, летавших над Мидуэем. Адмирал Исороку Ямамото стоял у руля операции по воздушной атаке на Мидуэй. Вице-адмирал Тюити Нагумо командовал соединением авианосцев. Есть свидетельства, что уже тогда восемь штабистов предложили использовать таранные атаки, при которых пилотом нужно было пожертвовать. Так впервые заговорили о камикадзе (перевод с японского на русский — «божественный ветер»). Ямамото об этом и слушать не хотел. Унижение от поражения в морском бою японцам не было знакомо с XV века. А теперь оно стало для граждан Японии тяжелой реальностью.

В дополнение к авианосцам, которые не пострадали при Перл-Харборе, американцы разрабатывали и более быстрые и маневренные авианосцы, которые направили на выполнение боевых задач. В течение 1942-1943-х гг. американские вооруженные силы все ближе подбирались к Токио. Одной из проблем японцев был недостаток самолетов. Помимо этого нужны были хорошие летчики. 19 июня 1944 года в битве, известной как Великое марианское столкновение кораблей, Страна восходящего солнца потеряла в десять раз больше самолетов, чем союзники.

ИСТОКИ САМОПОЖЕРТВОВАНИЯ

Случаи героической смерти во имя Родины и победы бывают на любой войне. Обычно такие поступки являются следствием моментного порыва: когда внезапно не оказывается другого выхода, кроме как ценой своей жизни спасти других людей или забрать с собой как можно больше врагов. Тогда лётчик в горящем самолёте устремляется на таран, а боец бросается на амбразуру дзота, чтобы своим телом закрыть товарищей от пуль. Однако в подавляющем большинстве случаев солдат, отправляясь на войну, всё же надеется остаться в живых.

Фотография сделана с американского военного корабля «Миссури» за несколько секунд до столкновения с самолётом камикадзе.

Жертвы японских камикадзе были плановыми. Военные операции заранее предполагали, что эти люди умрут; оружие «специального назначения» разрабатывалось без учёта сохранения жизни человека — пилот был расходным материалом.

Следует сразу заметить, что большинство камикадзе не было фанатиками. Обычные молодые японцы, вполне трезвомыслящие и жизнерадостные — в них не было заметно ни подавленности, ни отрешённости, ни паники, несмотря на то, что они знали о предстоящей смерти. Сохранились записи камикадзе, вернувшихся с неудачных вылетов (изредка бывали случаи, когда лётчик не находил цели или вынужден был вернуться из-за неполадок в самолёте, чтобы назавтра вылететь снова): это были здравые рассуждения людей, хорошо знающих свою работу и готовых её выполнить. Среди заметок можно встретить рассуждения о технических недоработках, о психологических аспектах и практических приёмах проведения таранных атак.

Так почему эти парни добровольно отправлялись умирать? Почему вообще Япония обратилась к стратегии использования самоубийц?

Окинава. Типичные последствия атаки камикадзе на американский военный корабль.

Причин несколько, и первая — это японский менталитет, столь не похожий на привычный нам европейский склад ума. Здесь смешалось многое: и синтоизм, и буддизм, и средневековый самурайский кодекс «Бусидо», и культ Императора, и вера в избранность японской нации, выпестованная за столетия изоляции и подкреплённая военными успехами

Немаловажно, что само отношение к смерти у японцев совсем другое, нежели принятое в европейской христианской традиции: они не боятся смерти как таковой и не считают самоубийство греховным поступком, напротив, иногда предпочитая смерть жизни (сразу можно вспомнить очищающий обряд сэппуку). Одной из причин самоотверженности, породившей камикадзе, можно назвать общность японского народа: человек в первую очередь считался членом своей семьи, и уже потом — самостоятельной личностью; соответственно, совершённый им бесчестный поступок ложился пятном на всех его родственников

Семьи же погибших героев становились очень уважаемыми и окружались почестями. Сегодня подобную этому психологию можно встретить у представителей мусульманских общин (правда, предпосылки к такому мировоззрению у мусульман совсем другие).

Камикадзе верили, что после смерти становятся «ками» — духами-хранителями Японии. Таблички с их именами помещались в храм Ясукуни, и до сих пор японцы приходят поклониться героям.


К планомерному использованию смертников Япония обратилась только в последний год войны. До этого случались спонтанные случаи самопожертвования, не более частые, чем со стороны британских, американских или советских лётчиков; те же немногие операции, которые предполагали гибель солдат, утверждались командованием лишь тогда, когда у исполнителей оставался хотя бы минимальный шанс на спасение.

Японский морской офицерский меч времён Второй мировой войны. С мечом в руках командиры вели солдат в «банзай-атаки»; японские лётчики часто отказывались надевать парашют, предпочитая ему самурайский меч.

Суть в том, что Япония не была готова к затяжной войне, и в 1944 году уже было очевидно абсолютное преимущество американцев в ресурсах, в военной технике и специалистах. Из дальних морей война всё ближе продвигалась к Японским островам, на которые никогда прежде не ступала нога захватчика. Чтобы вернуть удачу, нужна была какая-нибудь чудесная новая возможность. Нечто такое, что не смогли бы повторить противники.

И такая возможность была найдена.

Как принимали в камикадзе

Так как желающих было очень много, и в военкоматы выстраивались очереди из желающих отдать жизнь за родину, а заодно получить славу и почет, к ним предъявлялись определенные требования, и не все проходили обор. Кроме базовых требований, которые нужны для управления самолетом, претендент должен был не иметь семьи. Это было обязательным условием.

В истории остался случай, когда Хадзиме Фудзи очень хотел попасть в отряд ”божественного ветра”, но у него была жена и двое детей. На этом основании ему отказали. Не долго думая, жена решила убить детей и себя, чтобы муж смог совершить подвиг. Выглядит это немного жутковато, но именно так была построена работа камикадзе. Это немного развеивает их романтический образ.

Летчики из отряда камикадзе.

После того, как потенциального камикадзе принимали в отряд, ему предстояло пройти обучение. Назвать его сложным и долгим нельзя, так как ему нужны были только базовые навыки управления самолетом и некоторая психологическая подготовка. Естественно, действующим пилотам было проще.

Битва за Филиппины

Самолёт-снаряд «Yokosuka MXY7 Ohka» в американском пособии

25 октября 1944 года отряд камикадзе, возглавляемый Юкио Сэки, атаковал американское авианосное соединение на востоке залива Лейте. Первый «Зеро» ударился в корму авианосца «Сенти», убив при взрыве 16 человек и вызвав пожар. Через несколько минут авианосец «Суони» был также выведен из строя. Пожары, возникшие из-за попадания камикадзе в палубу эскортного авианосца «Сент-Ло», вскоре вызвали детонацию арсенала, в результате которой корабль разорвало на части. Погибло 114 членов экипажа. Всего в результате этой атаки японцы потопили один и вывели из строя шесть авианосцев, потеряв 17 самолётов.

Первоначальный успех привёл к немедленному расширению программы. В течение последующих нескольких месяцев более 2000 самолётов совершили самоубийственные атаки. Также были разработаны новые типы вооружений, включая пилотируемые крылатые бомбы «Йокосука MXY7 Ока», пилотируемые торпеды «Кайтэн» и небольшие быстроходные катера, начинённые взрывчаткой.

Пилотируемые снаряды «Йоко́сука MXY7 О́ка» представляли собой деревянный планёр с зарядом взрывчатки в носовой части, одноместной кабиной пилота в средней части и ракетным двигателем в хвостовой части корпуса. Сам по себе разогнавшийся ракетный снаряд был малоуязвим для зениток и истребителей. Заряд боеголовки составлял 1,2 тонны аммонала, что было достаточно для уверенного поражения морских целей. Однако, в связи с высокой степенью уязвимости бомбардировщика-носителя, боевая эффективность самолётов MXY7 оказалась ниже всякой критики, за что американцы прозвали их «Бака» (дурак). По другой версии, название «Бака» было введено американской пропагандой, чтобы вселить уверенность в американских военнослужащих и матросов, так как, в соответствии с постулатом психологического воздействия: «высмеиваемый враг не страшен». Во всяком случае, в американских пособиях эти самолёты-снаряды именовались только «Бака».

29 октября самолётами камикадзе были повреждены авианосцы «Франклин» (на борту корабля было уничтожено 33 самолёта, 56 моряков погибло) и «Белло Вуд» (92 убитых, 44 раненых). 1 ноября был потоплен эсминец «Эбнер Рид», ещё 2 эсминца выведено из строя. 5 ноября повреждён авианосец «Лексингтон» (41 человек убит, 126 ранено). 25 ноября повреждено ещё 4 авианосца.

26 ноября камикадзе нанесли удар по транспортам и кораблям прикрытия в заливе Лейте. Потоплен эсминец «Купер», повреждены линкоры «Колорадо», «Мэриленд», крейсер «Сент-Луис» и ещё 4 эсминца. В декабре потоплены эсминцы «Мэхэн», «Уорд», «Лэмсон» и 6 транспортов, несколько десятков кораблей повреждено. 3 января 1945 года попадание камикадзе в авианосец «Оммани Бей» вызвало пожар, вскоре в результате детонации боезапаса корабль взорвался и затонул, унося с собой 95 моряков. 6 января повреждены линкоры «Нью-Мексико» и возродившийся после Пёрл-Харбора «Калифорния».

Всего в результате действий камикадзе в битве за Филиппины американцы потеряли 2 авианосца, 6 эсминцев и 11 транспортов, повреждения получили 22 авианосца, 5 линкоров, 10 крейсеров и 23 эсминца.

Дальнейшие действия по массированному применению камикадзе развернулись во время битвы за Иводзиму. 21 февраля в результате пожаров, вызванных попаданием камикадзе, сгорел и затонул авианосец «Бисмарк Си» (318 человек погибло), также повреждён авианосец «Тикондерога», его потери составили 140 человек.

Особо уязвимыми перед камикадзе оказывались американские ударные авианосцы, которые, в отличие от британских аналогов, не имели бронирования полётной палубы, а также эскортные авианосцы типа «Касабланка».

Смерть — не самоцель

Вскоре было сформировано четыре воздушных соединения — «Асахи», «Сикисима», «Ямадзакура» и «Ямато». Туда принимали только добровольцев, ведь гибель в воздушном вылете для пилотов была непременным условием успешного завершения боевой задачи. А к моменту капитуляции Японии почти половина оставшихся в строю морских летчиков была переведена в отряды камикадзе.

Общеизвестно, что слово «камикадзе» обозначает «Божественный ветер» — ураган, который в XIII веке погубил вражеский флот. Казалось бы, при чем тут Средневековье? Однако, в отличие от техники, с «идеологическим обеспечением» у японских военных все было в порядке. «Божественный ветер», как считалось, послала тогда богиня Аматэрасу, покровительница безопасности Японии. Послала в тот момент, когда ничто уже не могло помешать завоеванию ее страны 300-тысячным монголо-китайским войском хана Хубилая. Вот и сейчас, когда война подступила к самым границам империи, страну должен был спасти «Божественный ветер» — на этот раз воплотившийся не в природное явление, а в молодых парней, желающих отдать за отечество свою жизнь. В камикадзе видели единственную силу, способную остановить американское наступление буквально на подступах к Японским островам.

Соединения камикадзе могли казаться элитными по внешним атрибутам их деятельности, но не по уровню подготовки. Попавший в отряд боевой летчик в дополнительном обучении не нуждался. А камикадзе-новичков готовили даже хуже, чем обычных летчиков. Их не учили бомбометанию или стрельбе, что позволяло резко сократить сроки подготовки. По мысли армейского руководства Японии, только массовая подготовка камикадзе могла остановить американское наступление.


О камикадзе можно прочитать массу странных сведений — например то, что их не учили посадке. Между тем совершенно понятно, что если летчика не научить посадке, то первым и последним для него станет отнюдь не боевой, а первый же учебный вылет! Вопреки распространенному мнению, довольно редким явлением на самолетах камикадзе были сбрасываемые после взлета шасси, не дававшие возможности приземлиться. Чаще всего летчикам-смертникам предоставляли обычный изношенный истребитель «Зеро», а то и пикировщик или бомбардировщик, нагруженный взрывчаткой — и переделкой шасси никто не занимался. Если летчик во время вылета не находил достойной цели, он должен был вернуться на военную базу и ждать следующего задания руководства. Поэтому несколько камикадзе, совершавших боевые вылеты, дожили и до нынешнего дня…

Первые налеты камикадзе произвели тот эффект, на который они были рассчитаны — команды американских кораблей были сильно напуганы. Однако довольно быстро выяснилось, что врезаться во вражеский корабль не так-то просто — во всяком случае, для летчика низкой квалификации. А уж уворачиваться от американских истребителей камикадзе и подавно не умели. Поэтому, увидев невысокую боевую эффективность смертников, американцы несколько успокоились, а японское командование, наоборот, было озадачено. Между тем для камикадзе уже был придуман такой самолет, который, по замыслу его создателей, было бы трудно сбить истребителям. Причем автор идеи Мицуо Ота «пробивал» проект еще до того, как были созданы первые отряды пилотов-самоубийц (что еще раз показывает — идея камикадзе в тот момент носилась в воздухе). То, что было построено по этому проекту на фирме «Йокосука», было скорее не самолетом, а единственной в своем роде управляемой человеком бомбой…

Камикадзе — кто это такие? Переоценка ценностей

После 70 лет, прошедших с появления первых отрядов смертников, японский народ пытается определить для себя, как же к ним относиться. Кто такие камикадзе? Герои, сознательно выбравшие смерть во имя идеалов бусидо? Или жертвы, одурманенные государственной пропагандой?

Во время войны сомнений не возникало. Но вот архивные материалы приводят к размышлениям. Даже первый камикадзе, знаменитый Юкио Сэки, считал, что Япония зря убивает своих лучших пилотов. Они принесли бы больше пользы, продолжая летать и атаковать врага.

Лейтенант Хироси Куроки, ставший автором идеи торпеды, управляемой моряком-смертником, считал это только жестом отчаяния и результатом неправильных решений центрального командования.

Как бы ни было, камикадзе — это часть истории Японии. Та часть, которая у простых японцев вызывает и гордость за их героизм, и самоотречение, и жалость к людям, погибшим в расцвете лет. Но равнодушным она не оставляет никого.

Политика неразглашения

Массовые атаки камикадзе на американские корабли имели следствием не только большие материальные потери, но и ощутимый психологический шок. По описаниям очевидцев, потенциальные жертвы могли замереть на палубе, глядя на неотвратимо надвигающуюся опасность, испытывая одновременно страх и восхищение от мысли о том, как мужественно человек летит навстречу своей смерти. Атаки камикадзе подрывали моральный дух вражеской армии, вселяли страх, сеяли панику. Американское командование и военная цензура приняли решение о строжайшем запрете на распространение сведений о камикадзе, держали в тайне самоубийственные атаки до самого конца войны и союзники из Британии.

Японские летчики камикадзе

Впрочем, в начале XX века и на протяжении еще четырех десятилетий идеология сеппуку оказалась невостребованной. Зато вовсю заработал второй принцип доктрины «Гэнъёся»: «Боги покровительствуют Японии. Потому ее народ, территория и каждое учреждение, связанное с богами, превосходит все другие на земле. Все это возлагает на Японию священную миссию — объединить мир под одной крышей с тем, чтобы человечество могло пользоваться преимуществом нахождения под управлением божественного императора».

И действительно, вскоре последовала победа в Русско-Японской войне, успешные боевые действия в Маньчжурии против гоминдановцев Чан Кай Ши и Народно-освободительной армии Мао Цзэдуна, сокрушительный удар по американцам в Пёрл-Харборе, оккупация стран Юго-Восточной Азии. Но уже в 1942 году после проигранного сражения императорского флота в морском сражении у атолла Мидуэй стало понятно, что японская военная машина стала давать сбой, а спустя два года после удачных наземных операций американских войск и их союзников в Токио заговорили о возможном поражении императорской армии.

Вот тогда, как утопающий хватается за соломинку, генеральный штаб предложил вспомнить принцип харакири в несколько измененном варианте: создать подразделения пилотов-смертников, готовых добровольно отдать свою жизнь за императора Страны восходящего солнца. С этой идеей выступил командующий Первым воздушным флотом вице-адмирал Такидзиро Ониси 19 октября 1944 года: «Я не думаю, что есть еще какой-то способ, как обрушить вооруженный 250-тонной бомбой «Зеро» на американцев».

Адмирал имел в виду палубные истребители А6М «Зеро», и уже спустя несколько дней оперативно созданные группы летчиков-смертников вылетели на первое и последнее в своей жизни задание.

https://youtube.com/watch?v=4Fef1t7w84w

Группы получили название «Камикадзе» — «Божественный ветер» — не случайно. Дважды в 1274 и 1281 годах армады монгольского хана Хубилая с захватнической целью пытались приблизиться к берегам Японии. И оба раза планы агрессоров были сорваны тайфунами, разметавшими корабли по океану. За это благодарные японцы нарекли своего природного спасителя «Божественным ветром».

Первая атака камикадзе состоялась 21 октября 1944 года. Самолет со смертником нанес удар по австралийскому флагману — крейсеру «Австралия». Правда, сама бомба не взорвалась, однако была разрушена надстройка с корабельной рубкой, в результате чего погибли 30 человек, в том числе и командир корабля. Вторая атака на крейсер, совершенная спустя четыре дня, оказалась более успешной — корабль был серьезно поврежден и вынужден отправиться в доки для ремонта.

Они атакуют!

Японцы с энтузиазмом принялись за формирование столь необычного военного соединения. На базе острова Лусон появились четыре специальные бригады камикадзе. Лётчики-добровольцы только ждали приказа, чтобы вылететь навстречу врагу, они жаждали отдать свою жизнь за императора. У камикадзе быстро появились свои ритуалы и фетиши. Вокруг головы каждого смертника была обёрнута полоса белой ткани, украшенная красным диском солнца. В своё время такую повяз-ку-хашимаки носили воины-самураи феодальной Японии. Подобная ткань не только впитывала пот, но и защищала глаза от попадания волос. В 1944 году хашимаки стала своеобразной эмблемой специального корпуса камикадзе. Лётчики-смертники следовали канонам самураев, которые презирали смерть и бросали дерзкий вызов любому противнику. 25 октября камикадзе получили первый приказ отправиться в полёт… Девять самолётов под руководством лейтенанта Иукио Секи поднялись с аэродрома Мабалакат и полетели навстречу американским кораблям. Четыре самолёта из девяти исполняли роль эскорта, они должны были защищать камикадзе от нападения американских самолётов (в самолётах смертников, кроме мощной бомбы, не было никакого вооружения) и фиксировать результаты их атаки. И вот японские лётчики заметили американские корабли и пошли на снижение. Один из самолётов спикировал на авианосец «Сент-Ло» и разорвался на его взлётной палубе. «Сент-Ло» получил значительные повреждения, а главное — загорелись и через пять минут взорвались резервуары с топливом, часть взлётной палубы откололась от корабля, охваченного сильнейшим пожаром. Команда авианосца была бессильна спасти корабль, и вскоре он затонул. Другие камикадзе тоже нашли свои цели — были сильно повреждены ещё три корабля. Существенные потери противника после первых атак камикадзе воодушевили японское командование. Появились планы увеличить число лётчиков-смертников в несколько раз. Для камикадзе стали производить специальные «одноразовые» самолёты. Они стоили недорого, требовали меньших трудозатрат, и сделать их можно было в гораздо большем количестве. При взлёте таких самолётов шасси отделялись от них, ведь эти машины не собирались возвращаться… Был разработан и специальный ритуал отправки камикадзе в последний полёт. За сутки лётчика-смертника извещали о предстоящем задании, и он садился писать прощальные письма родственникам и друзьям, вкладывая в конверты пряди своих волос. Утром камикадзе раздавал своим товарищам деньги и личные вещи. Смертнику выдавали новое обмундирование, он повязывал хашимаки и прямо перед вылетом получал из рук командира порцию японской водки — саке. Офицеры отдавали камикадзе честь, и пилоты отправлялись в небо. С вербовкой смертников у японского командования проблем не возникало. Не требовалось ни обмана, ни угроз, добровольцев хватало. Известен случай, когда жена одного отвергнутого добровольца (семейных в камикадзе не брали) убила своих маленьких детей, а потом покончила жизнь самоубийством, и все для того, чтобы её любимый смог исполнить свой священный долг… Если кому-то предлагали стать камикадзе, отказа обычно не следовало, ведь уклонение от подобной миссии было равносильно признанию в трусости, а этого настоящий японец просто не мог себе позволить. Национальный менталитет в немалой степени способствовал тому, что ряды смертников постоянно пополнялись. В начале 1945 года камикадзе были передислоцированы на Тайвань. Активизация наступательных действий американцев требовала все большего количества камикадзе, теперь добровольцев обучали лётному делу всего 10 дней. Наиболее результативно камикадзе проявили себя в сражении за Окинаву. За время этой битвы несколько сот камикадзе потопили 24 судна и нанесли значительные повреждения 164 кораблям противника.


С этим читают