История кашмирского конфликта

С чего все началось?

В 1947 году, во время раздела Британской Индии, преимущественно мусульманский Кашмир (сейчас в индийской части — более 60% из 12 миллионов населения) по идее должен был бы отойти к мусульманскому Пакистану. Но княжеством Кашмир и Джамму тогда правил махараджа-индус, Хари Сингх.


Махараджа решил войти со своими владениями в состав Индии, но мусульманское большинство его подданных было против.

Начался вооруженный конфликт, и отряды кашмирских племен при поддержке пакистанской армии захватили часть — примерно треть — владений махараджи. Эта часть до сих пор остается под контролем Пакистана, а линия фронта с годами превратилась в так называемую «линию контроля» — де-факто границу, которую де-юре не признает ни та ни другая сторона.

  • Пакистан сбил индийский самолет-разведчик
  • Индия-Пакистан: признаки потепления

В 1965 году между Индией и Пакистаном случилась еще одна война из-за Кашмира — около семи тысяч убитых, крупнейшие сражения бронетехники со времен Второй мировой, сотни подбитых танков и десятки сбитых самолетов. Причем в ходе этой войны Индия атаковала Восточный Пакистан — нынешнюю Бангладеш.

В 1999 году произошел конфликт меньшей интенсивности — так называемая «Каргильская война», двухмесячные бои за кашмирский регион Каргил. К этому времени обе страны уже обзавелись ядерным оружием.

В начале этого года произошло очередное обострение — Пакистан и Индия сбили по самолету.

Образование

В 1970 году правительство штата Джамму и Кашмир создало свой собственный совет образования и университетов. Образование в штате состоит из начального, среднего, высшего среднего (средне-специального), колледжей и высшего. Этим занимается Совет Джамму и Кашмира по школьному образованию (сокращенно JKBOSE). Целый ряд частных и государственных школ преподают качественное образование. Экзамены проводятся в VIII, X и XII классах. Кроме того Существуют Кендрийа Видяалайас — школы создаваемые Правительством Индии и Индийской Армией. Средне-высшее (средне-специальное) образование включает Национальный технологический институт в Сринагаре, правительственный Колледж инженерии и технологии в Джамму, и правительственный медицинский колледж штата Джамму. Высшее образование предоставляет университет Джамму, университет Кашмира, Шер-е-Кашмир университет сельскохозяйственных наук и технологий Джамму, Шер-е-Кашмир университет Сельскохозяйственные науки и техники Кашмира, Шри Мата Вайшно Деви университет, Исламский Университет Науки и Технологии и Университета Баба Гулама Шах Бадхашах.

Политика

Основная статья: Восстание в Джамму и Кашмире

Флаг Джамму и Кашмира

Часовой охраняет КПП у Срингарского международного аэропорта. январь 2009

Джамму и Кашмир является единственным штатом в Индии, который пользуется особым автономным статусом по статье 370 Конституции Индии, согласно которому ни один закон, принятый в Парламенте Индии, не действует на территории Джамму и Кашмира, пока не будет ратифицирован парламентом штата, за исключением законов по вопросам обороны, связи и внешней политике. Впоследствии юрисдикция Верховного суда Индии над Джамму и Кашмиром была продлена. Джамму и Кашмир имеет свой собственный флаг и конституцию, и индийцы из других штатов не могут купить землю или недвижимость в этом штате. Плуг на флаге символизирует победу труда над господством Махараджи. Три полосы представляют собой три отдельных административных территории штата, а именно: Джамму, долину Кашмира и Ладакх. Как и во всех штатах Индии, Джамму и Кашмир имеет многопартийную демократическую систему правления с двухпалатным законодательным органом. При составлении конституции штата Джамму и Кашмир 100 мест было выделено для прямых выборов по территориальным избирательным округам. Из них 25 мест были зарезервированы для районов штата Джамму и Кашмир, которые попали под пакистанскую оккупацию. В Конституции штата указано:

«Территория штата включает всю территорию, которая пятнадцатого августа 1947 года, находятся под суверенитетом или сюзеренитетом штата» и Статья 48: «несмотря на все содержащиеся в статье 47, до тех пор, пока на территории штата находится под оккупацией Пакистана, люди проживающие в этом районе избирают своих представителей, двадцать пять мест в Законодательном собрании должны оставаться вакантными, но не должны приниматься во внимание при расчете общей суммы Участников в Ассамблеи, и названная территория исключается при разграничении территориального избирательного округа 47».

После разделения в 1988 году, общее количество мест увеличилось до 111, из которых 87 находились в ведении индийской территории. В Джамму и Кашмире Ассамблея избирается на шесть лет, в отличие от других штатов в Индии, где предусмотрен 5-летний срок. Было предложение правительства Индии уменьшить срок, но парламентарии отвергли его.

Влиятельные политические партии включают в себя: Национальная Конференция Джамму и Кашмира (НК), Индийский национальный конгресс (ИНК), Национально-демократическая партия Джамму и Кашмира (НДП), Партия Бхаратия Джаната (БДП) и других более мелких региональных партий. После доминирования на протяжении многих лет, Национальная конференция ослабла в 2002 году, когда ИНК и НДП образовали политический союз, и пришли к власти. В рамках соглашения о разделении власти, ИНК лидер Гулям Наби Азад заменил Мухаммеда Саида, из НДП в качестве председателя правительства Джамму и Кашмира, в конце 2005 года. Тем не менее, в 2008 году, НДП отказала правительству в поддержке, по причинам связанным с передачей 160 000 м² земли. На выборах, которые были проведены в период с 17 ноября по 24 декабря, национальная конференция и Индийский национальный конгресс завоевали большинство мест и создали коалицию.

Сепаратистское движение, некогда довольно сильное в штате, в основном пошло на спад. Однако после беспорядков 18 августа 2008 года сепаратистское движение получило новый импульс.

Ладакх взяли — Ладакх отдали

В понедельник, 5 августа, правительство объявило о полном территориальном переустройстве Кашмира. Штат Джамму и Кашмир упраздняется; на его месте создаются союзные территории Джамму и Кашмир (с легислатурой) и Ладакх (без легислатуры). Отменяются положения конституции, которые давали кашмирцам льготы при поступлении на учебу и при занятии административных должностей внутри штата, и ликвидируются ограничения на покупку недвижимости в Кашмире жителями других штатов.

Короче говоря, Кашмир из штата на особом положении, имевшего собственную конституцию (единственный такой случай в Индии!), становится обычной территорией Индии, да еще и с урезанными полномочиями в плане самоуправления: по сравнению со штатами союзные территории с легислатурой куда больше подчинены в административном отношении центру.

Не то чтобы это решение стало совсем уж сюрпризом: пункт о пересмотре статуса Джамму и Кашмира значился в программе БДП еще с 1951 года. Но ни разу до сих пор БДП и ее союзники не имели в парламенте такого подавляющего преимущества, позволяющего гарантированно провести билль и к тому же полностью лояльного президента. Ко всему прочему БДП поддержали и многие оппозиционные партии. Те, кто выступил против (ИНК, левые и ряд региональных партий), озабочены в основном не статусом Джамму и Кашмира как такового, а самим методом, который использовала правящая партия, чтобы провести нужное себе решение. Как указывают оппозиционные политики, таким манером можно распустить любой штат в Индии.

Однако, судя по реакции прессы и соцсетей, эти аргументы мало кого волнуют. Подавляющее большинство индийцев поддерживает решение своего правительства. Слишком велико разочарование от десятилетий неудачной интеграции — настало время попробовать что-то новое.

И-3

Индийская полиция на опустевших улицах Джамму, 5 августа 2019 года

Фото: REUTERS/Mukesh Gupta


В самом Кашмире отношение к решению правительства сложное. Если индуистский Джамму всецело поддерживает реформу, то мусульманский Кашмир недоволен. В том числе и тем, что одномоментно лишился более половины территории — округов Лех и Каргил, которые выделены теперь в союзную территорию Ладакх. Это решение тоже давно назрело: буддисты, составляющие большинство населения Ладакха, не один десяток лет просили о том, чтобы их землю выделили из состава Джамму и Кашмира. Кашмирцы захватили королевство Ладакх еще в XIX веке; при индуистских махараджах буддисты жили спокойно, но когда власть перешла к местным кашмирским партиям, состоящим в основном из мусульман, обитатели Ладакха стали жаловаться на притеснения. Впрочем, и в самом Ладакхе есть недовольные — в округе Каргил большинство населения составляют мусульмане, которые предпочли бы остаться в составе Джамму и Кашмира.

Понимая, что волнений и недовольства не избежать, индийские власти хорошо к ним подготовились. Заранее под разными предлогами они вывезли туристов и паломников и перебросили в штат дополнительные армейские и полицейские подразделения. Сразу после объявления о реорганизации в Джамму и Кашмире были отключены сотовая связь и интернет, закрыты учебные заведения, арестованы возможные лидеры протеста, включая руководителей местных политических партий.

Подготовка, судя по всему, велась и на внешнеполитическом уровне: индийцы аккуратно зондировали позицию всех крупных игроков, выясняя, как они могут среагировать в случае изменения статуса Кашмира. И когда убедились, что серьезных последствий не будет, начали действовать быстро и решительно, не допустив ни одной утечки информации.

Политика

Основная статья: Восстание в Джамму и Кашмире

Флаг Джамму и Кашмира

Часовой охраняет КПП у Срингарского международного аэропорта. январь 2009

Джамму и Кашмир является единственным штатом в Индии, который пользовался особым автономным статусом по статье 370 Конституции Индии, согласно которому ни один закон, принятый в Парламенте Индии, не действует на территории Джамму и Кашмира, пока не будет ратифицирован парламентом штата, за исключением законов по вопросам обороны, связи и внешней политики. Впоследствии юрисдикция Верховного суда Индии над Джамму и Кашмиром была продлена. Джамму и Кашмир имеет свой собственный флаг и конституцию, и индийцы из других штатов не могут купить землю или недвижимость в этом штате. Плуг на флаге символизирует победу труда над господством Махараджи. Три полосы представляют собой три отдельные административные территории штата, а именно Джамму, Кашмирскую долину и Ладакх.

Как и остальные штаты Индии, Джамму и Кашмир имеет многопартийную демократическую систему правления с двухпалатным законодательным органом. Согласно первоначальному варианту конституции штата Джамму и Кашмир, 100 депутатов должны были избираться прямым голосованием по территориальным избирательным округам. Из них 25 мест были зарезервированы для районов штата Джамму и Кашмир, которые попали под пакистанскую оккупацию.

После изменения границ в 1988 году общее количество мест увеличилось до 111, из которых 87 избираются на территории, контролируемой Индией. В Джамму и Кашмире Ассамблея избирается на шесть лет, в отличие от других штатов в Индии, где предусмотрен 5-летний срок. Было предложение правительства Индии уменьшить срок, но парламентарии отвергли его.

Влиятельные политические партии включают в себя: Национальная Конференция Джамму и Кашмира (НК), Индийский национальный конгресс (ИНК), Национально-демократическая партия Джамму и Кашмира (НДП), Партия Бхаратия Джаната (БДП) и других более мелких региональных партий. После доминирования на протяжении многих лет, Национальная конференция ослабла в 2002 году, когда ИНК и НДП образовали политический союз, и пришли к власти. В рамках соглашения о разделении власти, ИНК лидер Гулям Наби Азад заменил Мухаммеда Саида, из НДП в качестве председателя правительства Джамму и Кашмира, в конце 2005 года. Тем не менее, в 2008 году, НДП отказала правительству в поддержке, по причинам связанным с передачей 160 000 м² земли. На выборах, которые были проведены в период с 17 ноября по 24 декабря, национальная конференция и Индийский национальный конгресс завоевали большинство мест и создали коалицию. Сепаратистское движение, некогда довольно сильное в штате, в основном пошло на спад. Однако после беспорядков 18 августа 2008 года сепаратистское движение получило новый импульс.

Озеро Дал

Рекомендовать место

1

Озеро Дал называют еще «Драгоценным камнем в короне Кашмира» и «Сринагарским сокровищем». Это не только туристическая достопримечательность, но и основной источник доходов для рыбаков.

Береговая линия озера протяженностью около 15 километров обустроена парками, отелями, каналами. Озеро площадью 18 квадратных километров замерзает при температуре от -11 градусов. Также к озеру примыкают болота, затопленные поля, сады и каналы. Максимальная его глубина – 6 метров.

В экосистему водоема входят макрофиты, фитопланктон и плавучие растения. На поверхности воды растут лотос Комарова, кувшинка белая, болотоцветник, сальвиния и другие растения, занимающие до 30 процентов поверхности озера. На плавучих садах местные жители выращивают помидоры, дыни и огурцы. Считаются, что овощи из плавучих садов сочные и очень вкусные.

В озере обитает много рыбы, что делает его важной частью кашмирского хозяйства

Перевал Зоджи Ла

Рекомендовать место

1

Дорога на перевале поднимается до 3527 метров, поэтому он является вторым по высоте перевалом в Индии. Люди там не живут, а животные наоборот чувствуют себя комфортно на высокогорье. По мере приближения к Ладакху пейзажи становятся все более пустынными, контрастируя с зелеными красками Кашмира.

Часто бывает так, что с одной стороны перевала сияет солнце, а с другой уже несколько дней льёт непрерывный дождь. Дорога на перевале узкая и односторонняя, поэтому транспорт не может идти сразу в обе стороны. Несколько часов проезжают туда, а несколько следующих обратно.


Сезон открытия дороги приходится на конец мая и заканчивается в конце октября, иногда в зависимости от погоды продлевается на пару недель. В любое время года перевал с 16.00 до 4.00 утра закрыт.

Культура

Буддизм — неотъемлемая часть ладакхской культуры. Статуя Будды в монастыре Ликир

Ладакх знаменит своей уникальной индо-тибетской культурой. Песнопения на санскрите и тибетском известны в Ладаке

Ежегодные фестивали танцев в масках, ткачество и стрельбы из лука являются важной составной частью традиционной жизни в Ладакхе. Ладакхская кухня имеет много общего с тибетской кухней, известен Тхукпа — суп из лапши, и Цампа, известная в Ладаке как нгампе — жаренная ячменная мука.

Шикары часто встречаются на озёрах и реках Кашмира

В Думхал знаменитый танец в Кашмирской долине, исполняемый мужчинами из области Ваттал. Женщины исполняют роуфф и другие традиционные народные танцы. Шикара, традиционная деревянная лодка, и Дом на воде часто встречается на различных озёрах и реках по всей долине. Согласно Конституции Индии людям из других штатов не позволяется приобретать землю Джамму и Кашмира в собственность. Как следствие, Дома на воде стали популярны среди тех, кто не может купить землю в долине, и в настоящее время стали неотъемлемой частью Кашмирской жизни. Кава, традиционный зелёный чай с пряностями и миндалем, потребляется в течение всего дня во время холодных кашмирских зим. Большинство зданий в долине Кашмира и Ладакхе изготавливаются из хвойных деревьев. Влияние индийской, Тибетской и исламской архитектуры.

Культура Джамму похожа на Пенджабе и Химачал-Прадеш. Традиционные фестивали Панджаби, такие как Лохри и Вайсакхи отмечается с большим рвением и энтузиазмом во всем регионе. После Доргав Гуджджары образуют вторую по величине этническую группу в Джамму. Известные своим полу-кочевым образ жизни, Гуджджары также живут в большом количестве в Кашмирской долине. Подобно Гуджджарам, Гаддисы главным образом пастухи, которые переселились из в Химачал-Прадеша. Гаддисы славятся своей игрой на флейте. Баккарвала кочуют по склонам Гималаев со стадами коз и овец.

Монастырь Матхо

Рекомендовать место

Деревня Матхо расположена в глубоком ущелье Занкарского хребта, монастырь же находится неподалеку от нее, на берегу Инда. Монастырь Матхо был основан в XVI веке знаменитым ламой Дугпой Дордже. Он является единственным монастырем в Ладакхе, принадлежащим школе тибетского буддизма Сакья. Количество монахов в нем постоянно растет.

Монастырь славится своими коллекциями тханок и мандал, резными деревянными украшениями фасадов. В маленьком монастырском музее хранятся костюмы лам, их маски и наряды, которые они одевают для своих священных танцев во время ритуальных церемоний. Каждый год в монастыре проходит праздник оракулов, в котором принимают участие монахи,проведшие долгий срок в затворничестве и медитациях. Такие ламы приобретают необыкновенные возможности и демонстрируют удивительные подвиги с ножами и мечами, а также умение ходить с завязанными глазами по возвышениям.

В дукханге (зале собраний) монастыря расположены статуи Авалокитешвары, Матрейи и Шакьямуни. На верхнем этаже здания находится небольшая башенка, в которой можно увидеть изображения Великого Учителя Сакья-пандита и других лам школы Сакья.

История

Карта Кашмира с прилегающими землями

Основная статья: История Кашмира

Район, известный как Джамму и Кашмир, возник, когда могольский император Акбар вторгся в Кашмир в 1586 году. Моголы, ведомые генералом Бхагвантом Дасом и его помощником Рамчандрой Аем, разгромили тюркского хана Юсуфа Кашмирского. Акбар назначил Рамчандру губернатором Гималайского королевства.

В 1780 году Джамму и Кашмир был захвачен сикхами Ранджит Сингха из Лахора, и до 1846 сикхи правили областью. В 1845 году вспыхнула первая англо-сикхская война, и Гулаб Сингх держался в стороне до 1846, когда он выступил в качестве полезного посредника и доверенного советника сэра Генри Лоуренса. Были заключены два договора. Во-первых, государство Лахор (запад Пенджаба) было передано Великобритании при выплате компенсации; во-вторых, британцы передали Гулаб Сингху 75 кьят рупий за земли восточнее Инда и западнее Рави. Так образовалось княжество Джамму и Кашмир. Вскоре после смерти Гулаб Сингха в 1857 году его сын Ранбир Сингх присоединил к эмирату Хунзу, Гилгит и Нагаре.

Ранбир Сингх взошёл на престол в 1925 году и царствовал до 1947 года. При разделе Британской Индии обе страны согласились с тем, что правителям княжеств будет предоставлено право выбора между Пакистаном или Индией или — в особых случаях — возможность оставить своё государство независимым. Правитель Кашмира Хари Сингх не захотел войти в состав ни одного из новообразуемых государств. Население княжества, в котором 90 % составляли мусульмане, было крайне недовольно деспотическим правлением, что привело к вооружённому восстанию. Обстановка осложнилась в октябре 1947 г. в связи с вторжением отрядов пуштунов из Северо-Западной пограничной провинции Пакистана. В этих условиях махараджа Кашмира обратился к правительству Индии с просьбой о помощи и выразил готовность присоединиться к Индийскому Союзу. Лорд Маунтбеттен согласился ввести войска при условии, что Кашмир признаёт себя частью Индии. Махараджа подписал бумаги, и войска были введены, результатом чего была Первая индо-пакистанская война, окончившаяся разделом Кашмира.

Дипломатические отношения между Индией и Пакистаном были напряжёнными, в результате чего имели место ещё три войны в Кашмире: Вторая индо-пакистанская война, Третья индо-пакистанская война, Каргильская война. Около 60 % территории бывшего княжества Джамму и Кашмир контролирует Индия. Пакистан контролирует 30 % территории княжества, на этой территории образованы провинция Азад Кашмир и Северная Провинция. Китай оккупировал 10 % территории региона в 1962 году.

В восточной части бывшего княжества Кашмир также происходили пограничные конфликты. В конце XIX и начале XX веков между Великобританией, Тибетом, Афганистаном и Россией были подписаны пограничные соглашения о северной границе Кашмира, с которыми Китай был не согласен. Официальная китайская позиция не изменилась и с приходом к власти коммунистов в 1949 году. К середине 1950-х китайская армия вошла в северо-восточную часть Ладакха. В 1956-57 китайцы завершили военную дорогу через Аксай Чин для улучшения связи между Синьцзяном и западным Тибетом. Запоздалое открытие Индией факта постройки этой дороги привело к китайско-индийским пограничным военным столкновениям в октябре 1962. Китай полностью оккупировал Аксай Чин к 1962 году, а прилегающие районы Транс-Каракорумского тракта Пакистан передал Китаю в 1963 году.

В период между 1957 годом, когда штат принял свою собственную конституцию, и смертью шейха Абдуллы в 1982 году, штат колебался между стабильностью и недовольством. В 1987 в Кашмире произошло восстание, связанное с предполагаемой фальсификацией результатов выборов правительства Индии. После этого в регионе продолжался длительный кровавый конфликт между боевиками и индийской армией. И боевики, и армия были обвинены в широкомасштабных нарушениях прав человека и грабежах. Тем не менее с 1996 года и по настоящее время боевые действия прекратились и мирная жизнь постепенно восстанавливается.

Экономика.

В Кашмире растет экономическое значение туризма, но занятие сельским хозяйством еще дает средства к существованию примерно 4/5 населения. Возделываются прежде всего рис, пшеница, ячмень, нут, просяные культуры и кукуруза. Развивается и садоводство. Важным источником дохода остается лесное хозяйство. Кашмир известен своими ремеслами. Особенно славятся изделия ковроделов, резчиков по дереву, чеканщиков серебра и меди, мастеров папье-маше.

Транспорт в Кашмире развит слабо. Преобладают грунтовые дороги и караванные тропы, которые в сезон муссонных дождей становятся непроходимыми. Железнодорожная сеть замыкается на городе Джамму на крайнем юго-западе

Для связи Кашмирской долины с равнинами Индии важное значение имеет автомобильная дорога Сринагар – Джамму – Патханкот, пересекающая хребет Пирпанджал через перевал Банихал. Другая дорога Сринагар – Музаффарабад, обеспечивающая выход в Пакистан, в настоящее время пересекается демаркационной линией


В Кашмире, несмотря на плохое состояние местных дорог, имеется автобусное сообщение, наиболее развитое на юго-западной равнине и в пределах Кашмирской долины. Организуются рейсы и в периферические районы. Например, из Сринагара на автобусе можно добраться в Ладакх и Занскар, минуя труднодоступный перевал Зоджи-Ла в Большом Гималайском хребте.

На севере Кашмира, преимущественно по долинам Инда, Гилгита и Хунзы, проходит стратегически важное Каракорумское шоссе, построенное в годы холодной войны. Оно соединяет Кашгар (КНР) и Исламабад (Пакистан) и пересекает Каракорум через перевал Хунджерад (4890 м)

В городах Джамму, Сринагар и Лех действуют аэропорты.

Население

Мечеть в Сринагаре

За исключением союзной территории Лакшадвип, Джамму и Кашмир — единственный регион с мусульманским большинством (и, соответственно, единственный штат). Ислам исповедуют 67 % населения штата и 97 % населения кашмирской долины. Существуют многочисленные общины буддистов, индуистов и сикхов. В Джамму индуисты составляют 65 % населения, мусульмане 31 %, а сикхи 4 %. В Ладаке буддистов 46 %, остальные мусульмане. Жители Ладака тибетского происхождения, тогда как южные территории Джамму населяют переселенцы из индийских штатов Харьяна и Пенджаб, а также из Дели. В целом мусульмане составляют 67 % населения, индуисты 30 %, буддисты 1 %, и сикхи 2 %.

Согласно мнению политолога Александра Эванса, приблизительно 95 % из 160 000—170 000 кашмирских брахманов, также называемых кашмирские пандиты, (то есть около 150 000—160 000) покинули Кашмир из-за военных конфликтов. По оценкам ЦРУ, около 300 000 кашмирских пандитов из Джамму и Кашмира вынуждены были переселиться.

Территория Население % Мусульмане % Индуисты % Сикхи % Буддисты/Другие
Кашмир (53,9 %) 5 476 970 97,16 % 1,84 % 0,88 % 0,11 %
Джамму (43,7 %) 4 430 191 30,69 % 65,23 % 3,57 % 0,51 %
Ладак (2,3 %) 236 539 47,40 % 6,22 % 45,87 %
Джамму и Кашмир 10 143 700 66,97 % 29,63 % 2,03 % 1,36 %
Подсчитано  (недоступная ссылка). Дата обращения 2 июня 2009. Около 50 000—100 000 кашмирских мусульман и 150 000—300 000 пандитов стали вынужденными переселенцами.

В штате распространены языки кашмири, урду, догри, пахари, балти, ладакский язык, пенджаби, годжри и дадри, киштвари. Урду, использующий персидское письмо, — официальный язык штата. Многие понимают хинди или английский язык.

Фрагмент статуи Майтрейи из монастыря Тхиксе в Ладаке, Индия.

Монастырь Стакна Гомпа

Рекомендовать место

1

Монастырь, основанный в XVI веке ученым из Бутана, Джамянгом Падкхаром, расположен на левом берегу реки Инд в округе Лех, в Ладакхе, Индия. Название монастыря означает «нос тигра», считается, что он находится на горе, напоминающей тигриную голову. Данный монастырь интересен прекрасными серебряными чортенами, уникальными настенными росписями, зал собраний (дукханг) украшен превосходными тханками.В монастыре находится знаменитая статуя Арья Авалокитешвары из Камрупа, в Ассаме.

Самой старой частью монастыря является Гонкханг, который,вероятно,был частью первоначальной постройки. От ворот можно пройти на центральный двор. Дукханг находится вдоль двора, и здесь хранится инкрустированный бирюзой серебряный чортен,множество тханок, на которых изображены Шакьямуни, Амитаюс, Падмасамбхава, тибетские цари-буддисты. В дукханге также находятся несколько статуй некоторых лам Друг-па. Комната за алтарем украшена красивейшей настенной росписью.

Мраморная статуя Авалокитесвары, привезенная из Ассама, является самой известной статуей в гомпе, а в маленьком музее можно полюбоваться великолепной коллекцией оружия.

В монастыре живёт около 30 монахов и тулку, которому подчиняются гомпы Стакримо, Бардан Гомпа и Сани Гомпа.По традиции ламы монастыря считаются реинкарнациями Стакна Тулку.


С этим читают