Касты в индии

История

По одной из версий, группа каст неприкасаемых возникла в глубокой древности из местных племён, не включённых в общество завоевавших Индию ариев. Неприкасаемым предписывались такие «грязные» занятия, как уборка мусора, дво­ров и улиц, ас­се­ни­за­тор­ские ра­бо­ты, работа с кожей или глиной, до­бы­ча из­вест­ня­ка, об­ра­бот­ка стро­ительного кам­ня, убой ско­та, сви­но­вод­ст­во, пле­те­ние ци­но­вок и ве­рё­вок и т. д. Члены таких каст жили в отдельных кварталах или посёлках на окраине поселений «чистых» каст, не имели своей земли и большей частью являлись зависимыми работниками в чужих хозяйствах.

Неприкасаемые формально считались индуистами, но им запрещалось входить в индуистские храмы, участвовать в индуистских ритуалах, в связи с чем у них были свои боги, свои жрецы и ритуалы. Некоторые неприкасаемые исповедовали гаудия-вайшнавизм. Также они могли быть адептами тантрических и шиваитских традиций.

В XX веке началась борьба неприкасаемых за равноправие. Борьбу с неприкасаемостью активно вёл Ганди. Он стал называть их хариджанами («людьми Бога»). Борьбу за права неприкасаемых в 1930—40-е годы возглавил Бхимрао Рамджи Амбедкар. Он назвал неприкасаемых далитами (угнетёнными). Ему удалось добиться закрепления ещё в законах колониальной Индии, а затем и в конституции независимой Индии 1950 года системы, по которой за членами каст, занесённых в особый список («списочные касты»), закреплялись квоты вакансий на государственной службе, места в законодательных органах и в высших учебных заведениях. Практика неприкасаемости по конституции запрещена, и дискриминация по кастовому принципу считается уголовным преступлением.

Однако, не­смот­ря на уго­лов­ный за­прет прак­ти­ки не­при­ка­сае­мо­сти, далиты часто становятся жертвами притеснений, насилия и жестокости. По сведениям неправительственной организации «Движение за обучение правам человека», расположенной в Мадрасе, в среднем каждый час двое далитов подвергаются нападениям, каждый день три далитские женщины становятся жертвами насилия, два далита оказываются убиты и два далитских дома сожжены. Например, в июне 2008 года толпа вооружённых погромщиков напала в городе Миапур (штат Бихар) на людей из низших каст и застрелила 35 человек, восемь из которых были далитами. Самые незначительные притязания далитов на права: далит зарегистрирован кандидатом в местный совет, юноша-далит ухаживает за девушкой из высшей касты, далит пользуется водой из колодца, принадлежащего высшей касте — могут спровоцировать насилие.

Миллионы далитов перешли в ислам, христианство или буддизм, чтобы вырваться из кастового индуистского общества. Но следы кастовой иерархии сохраняются и в христианских, и в мусульманских общинах (см. христианские касты, мусульманские касты).

Далиты ведут борьбу за равноправие. Они входят в чайные и бьют «отдельную посуду» (кастовая система принуждает далитов пить из «своих» чашек). Они проникают в храмы, нарушая древний индуистский запрет на вход далитов в священные места. По индуистской традиции, жених приезжает на свадьбу на лошади, но когда далиты пытаются поступать так же, то их подвергают жестоким преследованиям. В июне 2008 года в штате Раджастхан жених-далит впервые проехал на лошади под охраной 400 полицейских, машин «скорой помощи» и медицинских бригад.

В конце 1990-х — начале 2000-х годов по всей Индии появились далитские политические партии. Выборы 1998 года показали, что консолидация далитов с другими меньшинствами привела к созданию влиятельного избирательного блока во многих городах Индии. Наиболее ярким примером эмансипации далитов является К. Р. Нараянан, президент Индии в 1997—2002 гг. Кроме того, на должность премьера штата Уттар-Прадеш трижды избиралась Маявати — не просто далит, но представительница подкасты «кожевников», исторически одной из наиболее презираемых внутри далитов. В 2008 году первый далит стал судьёй Верховного суда Индии.

Хотя кастовая дискриминация была запрещена, а неприкасаемость запрещена Конституцией Индии, такая практика всё ещё широко распространена. Для предотвращения притеснений, нападений, дискриминации и подобных действий против этих групп в 1995 году правительство Индии приняло . По­ли­тические объ­е­ди­не­ния низ­ших каст — Рес­пуб­ли­кан­ская пар­тия (с кон. 1950-х гг.), организация «Пан­те­ры да­ли­тов» (с нач. 1970-х гг.), Партия большинства народа (1980-е гг.) по­сто­ян­но под­ни­ма­ли во­прос о за­ме­не на­име­но­ва­ния ха­рид­жа­ны на да­ли­ты и пре­одо­ле­нии про­дол­жаю­щей­ся дис­кри­ми­на­ции бывших неприкасаемых.

6.

Непротивление далитов Почему же далиты не бунтуют, требуя изменений, а ограничиваются редкими акциями протеста? Сказывается вбитая в сознание робость, покорность, а некоторых просто все устраивает. Существуют отдельные кварталы и домашние храмы, есть община, которая может помочь в тяжелом случае, общение происходит только среди своих, а до остальных каст и дела нет. Примерно такое положение дел складывается с неприкасаемыми, которые не стремятся стать частью общества. Многие путешественники, которые побывали в Индии и видели далитов, были поражены их улыбкам и счастливым лицам на фоне грязи, нищеты, помоек и убогих жилищ. Может быть, неприкасаемые по-своему счастливы в своем странном, недоступном пониманию многих существовании?

Интересности 4 мая, 2018 1 823 просмотра

Оказаться в шкуре героя

В височной коре и миндалине мозга находятся зеркальные нейроны. Именно благодаря им люди могут повторять движения друг за другом в танце, пародировать кого-то или испытывать радость, глядя на улыбающегося человека. «С точки зрения биологической целесообразности это правильно


Эффективнее, когда у стаи, у сообщества единая эмоция: все вместе убегаем от опасности, боремся с хищником, отмечаем праздники», — объясняет важность механизма доктор биологических наук Вячеслав Дубынин

Исследование Университета Эмори доказывает, что человек может испытывать эмпатию не только по отношению к соседу или прохожему, но и персонажу книги. Читающим участникам эксперимента сделали серию МРТ, которая показала повышенную активность в центральной борозде мозга. Нейроны в этом отделе могут преобразовывать размышления в реальные ощущения — например, мысли о будущих соревнованиях в ощущение физической нагрузки. А во время чтения они буквально помещают нас в шкуру любимого героя.

«Мы не знаем, как долго могут сохраняться такие нейронные изменения. Но тот факт, что эффект даже от случайно прочитанного рассказа обнаруживался в мозге спустя 5 дней, позволяет предположить, что самые любимые книги могут влиять на вас гораздо дольше», — говорит ведущий исследователь проекта Грегори Бернс.

Варны и джати — сословия и касты Индии

Кроме варн в индийском обществе существуют джати, то есть разделения, установленные по профессиональному признаку, они существуют как бы внутри 4 варн. Бывают джати воров, плотников, горшечников и мужчин-прачек, и священнослужителей конечно тоже. Список джати-каст центральной Индии можно посмотреть на https://indonet.ru/S…

Индийские джати очень близки по смыслу к средневековым европейским цехам, в Индии джати также наследуется и переход из одной джати в другую крайне затруднен, о чем можно прочесть в индийской художественной литературе. Система джати тщательно оберегается кастовыми советами (кхап панчаятами), смешения варн является своебразным преступлением с точки зрения обычаев, и часто ведет к реальному преступлению — убийствам тех молодых людей, которые поженились или просто полюбили друг друга, не взирая на то, что принадлежат к разным джати.

И если мы говорим о делении в современной Индии, то касты — это как раз джати, но никак не варны.

Независимая Индия: все только начинается

Амбедкар умер в 1956 году, не успев завершить начатое. Да, юридически далиты теперь обладали всеми правами. Фактически же их положение можно было сравнить с жизнью чернокожих американцев на рубеже XIX–XX веков: те тоже пользовались формальным равноправием, но попытка реализовать его на практике где-нибудь в Алабаме могла закончиться плачевно. Далитам были даны квоты в государственных учреждениях и в индийском парламенте, но в сельской местности они часто всё еще не могли получить доступ к «чистым» колодцам. В политике страны доминировал Индийский национальный конгресс, слева в оппозиции к нему находились коммунисты, а справа — индусские националисты. Амбедкар пытался создать собственную политическую силу, но после его смерти далиты, составлявшие почти четверть населения страны, лишились единого лидера.

Не слишком хорошо для них складывалась и экономическая ситуация: далитам принадлежала лишь небольшая доля земли в деревнях, а мигрировавшие в города чаще всего пополняли ряды жителей огромных трущоб, не найдя нормальной работы. Такое положение способствовало росту политического радикализма. Во многом именно на поддержке далитов базировалось движение наксалитов — индийских маоистов, которые в 1960-е годы подняли вооруженное восстание, намереваясь насильственным путем изменить государственный строй в стране. Часть низкокастовых активистов ориентировалась на опыт борьбы за равноправие темнокожего населения в США. В 1970-х в Бомбее действовала организация «Далитские пантеры», получившая название в честь американских «Черных пантер».

Трущобы в Бомбее в 1940-х годах

В последние десятилетия XX века Конгресс потерял монополию на власть в стране, силу набирали другие партии. Некоторые из них возглавляли далитские политики новой волны, которые объединялись со всеми остальными недовольными — как с мусульманами, так и с «прочими отсталыми классами». В Уттар-Прадеш и Бихаре, крупнейших штатах севера страны, к власти впервые пришли лидеры неприкасаемых.

«Далитское правление» часто носило достаточно экстравагантный характер. Лалу Прасад Ядав, выходец из бедной пастушеской касты, занявший в 1990 году пост главного министра стомиллионного штата Бихар, разместил в своей резиденции стадо коров и начал массовые сокращения госслужащих — представителей высших слоев. Экономика вверенного ему региона, который и раньше не мог похвастаться большими успехами, окончательно рухнула, а руководящие посты занимали исключительно представители касты Ядава. В 1997 году он все же вынужден был уйти в отставку из-за судебного преследования, но посадил в свое кресло жену Рабри Деви. Законодательное собрание штата безропотно утвердило ее кандидатуру, хотя та не умела ни читать, ни писать.

Политики, отстаивающие, подобно Ядаву, узкокастовые интересы, часто получают известность как в отдельных штатах, так и во всей стране. Порой кажется, что классовые проблемы в Индии даже более актуальны, чем полвека назад. Особую роль играет система квот и резерваций для далитов и ряда других кастовых групп, которая действует при распределении мест на государственной службе и в учебных заведениях

Но все нынешнее внимание к этим вопросам вызвано важными событиями конца XX — начала XXI века: выходцы из низших слоев впервые в индийской истории массово проникают в политику и общественную жизнь


В 2017 году президентом Индии был избран Рам Натх Ковинд, происходящий из касты кори. Ее представители традиционно занимались ткачеством и относились к неприкасаемым. Ковинд уже второй далит на президентском посту — после Кочерила Нараянана, чей срок длился с 1997 по 2002 год. Во многом это характеризует нынешнее состояние «кастового вопроса» в Индии. С одной стороны, неприкасаемый занял высшую государственную должность, причем выдвинула его правящая «Бхаратия джаната парти», политика которой, как считают ее оппоненты, базируется на индусском традиционализме. С другой, деятельность президента в Индии по большей части сводится к выполнению сугубо церемониальных функций, истинная власть сосредоточена в руках премьер-министра, а этот пост ни один далит до сих пор не занимал. Покорится ли неприкасаемым новая политическая вершина в обозримой перспективе — вопрос крайне интересный.

Быт касты неприкасаемых

Жизнь невольных участников касты отличается от жизни остальных граждан страны. Индия не может похвастаться высоким уровнем медицины. Большинство улиц загрязнены нечистотами. Антисанитария и огромное количество опасных болезней – вот главное достояние Индии.

Из-за жаркого климата и быстрого распространения инфекций, общение и тактильный контакт с людьми, занимающимися черной работой, сведен к минимуму.

Именно, исходя из этих соображений, на касту неприкасаемых наложено большое количество запретов:

  • неприкасаемым (далитам) запрещено пользоваться общественными колодцами;
  • под запретом также находится посещение общественных храмов;
  • далиты не имеют право посещать общественные столовые. На сегодняшний день это правило немного смягчили. Теперь большинство столовых имеют комнату для неприкасаемых, а также стеллаж с посудой специально для представителей касты;
  • далитам запрещено входить в магазин. Для того, что бы совершить покупку, представителю касты необходимо положить деньги на пороге магазина и попросить принести нужный товар;
  • хождение по тротуарам для далитов также запрещено. Это связано с тем, что во время прогулки «неприкасаемый» может ненароком столкнуться с представителем более высших каст;
  • до недавнего времени далитам было запрещено пользоваться общественным транспортом. Сегодня в распоряжении касты имеются личные автобусы и вагоны третьего класса.

Интересно! Жуткие традиции первой брачной ночи в Африке

Нельзя утверждать, что неприкасаемые – это нищие слои населения. Данная каста делится на подгруппы, и некоторые из них ведут по меркам Индии достаточно сытую жизнь.

  • Чандалы. Самый низший класс далитов. К ним относятся граждане, которые максимально близко соприкасаются с нечистотами: ассенизаторы, мусорщики и чистильщики каналов. В Индии ходят слухи, что именно эти люди едят собак. Общение с ними действительно является небезопасным и может принести вред здоровью;
  • Чамары. К данной группе неприкасаемых относятся граждане, чья деятельность связана с разделкой трупов животных – рыбаки, работники скотобоен и кожевенники. Далиты этого класса имеют постоянный заработок. Иногда их месячный доход превышает доход представителя более элитных каст. Но из-за прямого контакта с трупами животных, общение с чамарами считается опасным;
  • Хаджджам. Эта группа далитов предоставляет парикмахерские услуги для жителей Индии. Им разрешено прикасаться только к волосам клиента. В некоторых районах Индии хаджджамам разрешено рвать зубы клиентам;
  • Чаран. Иначе говоря, это бродячие артисты. Их деятельность не связана с нечистотами, но в силу своего кочевого образа жизни, им приписывают наличие опасных заболеваний;
  • Агхори. Самый опасный вид неприкасаемых. Этих людей считают каннибалами и изгоями;
  • Вешья. Это представители женского населения города Мумбаи, которые предоставляют услуги интимного характера. Они действительно опасны для окружающих, так большинство из них заражены СПИДом.

Каста неприкасаемых существенно снижает рейтинг Индии среди остальных государств. Именно далиты составляют большую часть беднейшего населения страны. Получить достойное образование представители касты не имеют возможности. Большинство детей самостоятельно принимают решение уйти из школы из-за постоянного прессинга и унижения одноклассников.

Касты по алфавиту

А

  • Авана — мусульманская земледельческая каста в Пенджабе, притязающая на арабское происхождение.
  • Агарвал — торговцы в Северной Индии. Многие члены этой касты джайны.
  • Агхорипантхи — разряд нищих, которые утверждают, что питаются падалью.
  • Араин — садовники.
  • Арора — торговцы.
  • Ахар — скотоводы и пастухи в Рохильканде.
  • Ахир — пастухи-скотоводы, а также земледельцы.

Б

  • Бавури — корзинщики (Южная Индия).
  • Багди — рыбаки и лодочники.
  • Банья — торговцы, банкиры.
  • Байраги — нищенствующие монахи.
  • Банспхор — поделки из бамбука (банс — бамбук).
  • Бант — крестьяне.
  • Бархай — плотники.
  • Беллара — корзинщики (Южная Индия).
  • Бханги — мусорщики.
  • Бхатра — каста брахманов, живущих милостыней.
  • Бхой — рыбаки и лодочники.
  • Бхиспи — водоносы.
  • Бхуинхары (бахханы) — землевладельцы (Бихар).

В

  • Ваддера — каменщики и землекопы (Южная Индия).
  • Вани — торговцы.
  • Веллал — крестьяне (Южная Индия).
  • Вешья — танцовщицы и гетеры.
  • Вайшми — торговцы.

Г

  • Гадария — овцеводы.
  • Гадди — скотоводы.
  • Гамалла — виноделы.
  • Гоала — пастухи и скотоводы.
  • Госаин — нищенствующие монахи.
  • Гудала — корзинщики.
  • Гуджар — землевладельцы.

Д

  • Дарат — мусульманская каста (Керала).
  • Дарзи — портные.
  • Джалия — рыбаки и лодочники.
  • Джангам — священники.
  • Джат — землевладельцы (Харьяна, Пенджаб).
  • Джоги — нищенствующие монахи.
  • Джуги — ткачи.
  • Джулаха — ткачи.
  • Джхинвар — водоносы.
  • Дикшитар — каста брахманов в Чидамбарам.
  • Дом — кочевники.
  • Дхангар — овцеводы.
  • Дхедх — кожевники.
  • Дхимар — водоносы.
  • Дхоби — стиральщики белья.
  • Дхор — кожевники.

К

  • Кайбартха — рыбаки и лодочники.
  • Камар — кузнецы.
  • Капу — земледельцы (Андхра).
  • Кахар — водоносы.
  • Каястха (каяштха) — писари. (см. Шривастав).
  • Коли — землевладельцы (Гуджарат).
  • Комати — торговая каста (Андхра).
  • Кори — ткачи.
  • Кошти — ткачи.
  • Кумбхар — гончары.
  • Кумор — гончары.
  • Кумхар — гончары.
  • Кунби — землевладельцы.
  • Курми — землевладельцы.
  • Кхати — плотники.
  • Кхатри — торговцы.
  • Кходжа — торговцы.

М

  • Маратхи — землевладельцы (Махараштра).
  • Марвари — купцы, бизнесмены.
  • Мираси — музыканты, сказители, знатоки родословных.
  • Муккуван — рыбаки (Малаялам).

О

  • Од — каста, занимающаяся расчисткой каналов или постройкой домов.
  • Оджха — лекари, знахари и маги; подкаста брахманов (Северная Индия).
  • Охри — каста кхатри.

Ч

  • Чандала — член низшей касты в древней Индии.
  • Чаран — барды, писатели, рассказчики (Гуджарат).
  • Чекаван — виноделы (Керала).
  • Четти, четтияр — купцы, ростовщики, банкиры (Керала, Мьянма, Шри-Ланка).
  • Чунгаттан — каста рыбаков на Малабарском побережье.

Касты

Таким образом, более сбалансированным представляется мнение Сюзан Бэйли, которая доказывает, что, хотя варно-кастовая структура общества в нынешнем виде и является в значительной степени продуктом британского колониального наследия, сами касты как единицы социальной иерархии в Индии не взялись просто так «из воздуха». Представление середины ХХ века о тотальной иерархичности индийского общества и о касте как основном структурообразующем его элементе, что лучше всего описано в работе «Homo Hierarchicus» Луи Дюмона, также считается несбалансированным.

Важно заметить, что существует разница между понятиями «варна» и «каста» (слово, заимствованное из португальского), или «джати». «Джати» означает более мелкую иерархическую общность, которая предполагает не только профессиональную, но и этническую и территориальную характеристики, а также принадлежность к определенному клану

Если вы брахман из Махараштры, это не значит, что вы будете придерживаться таких же ритуалов, как и брахман из Кашмира. Есть некие общенациональные ритуалы, например подвязывание брахманского шнура, однако в большей степени ритуалы каст (принятие пищи, брак) определяются на уровне маленькой общности.

Варны, которые, как предполагается, представляли собой профессиональные сообщества, в современной Индии практически не играют этой роли, за исключением, пожалуй, жрецов-пуджари, которыми становятся брахманы. Случается, что представители некоторых каст не знают, к какой варне они принадлежат. Постоянно происходит смена положения в социально-экономической иерархии. Когда Индия стала независимой от Британской империи в 1947 году и выборы начали проходить на основе равного прямого голосования, начал меняться баланс власти в разных штатах в пользу тех или иных варно-кастовых общностей. В 1990-е годы произошло дробление партийной системы (после долгого и почти безраздельного периода нахождения у власти Индийского национального конгресса), были созданы многие политические партии, которые в своей основе имеют варно-кастовые связи. Например, в крупнейшем по населению штате Уттар-Прадеш постоянно сменяют друг друга у власти Социалистическая партия, опирающаяся на крестьянскую касту ядавов, которые тем не менее полагают себя кшатриями, и Бахуджан самадж парти, провозглашающая отстаивание интересов неприкасаемых

Неважно даже, какие социально-экономические лозунги выдвигаются, они просто отвечают интересам своей общности

Сейчас на территории Индии существует несколько тысяч каст, и их иерархические отношения нельзя назвать стабильными. В штате Андхра-Прадеш, например, шудры более богаты, чем брахманы.

Дальнейшее деление на касты в Индии

Позже, по прошествии достаточно большого времени. Первые касты, начали делиться на более мелкие, с ещё более жёстким закреплением за определённой группой людей, каких-то привилегий и прав. Большую роль в этом делении играла религия, В индуизме считается, что после смерти, душа может перевоплотиться в человека более высокой касты Индии, если строго будет соблюдать все правила этого деления при жизни. Если не будет, то переродится в низшую касту. Покинуть предел касты, было невозможно, даже если человек обладал какими-то превосходными качествами, подняться он при жизни не мог.

По прошествии времени, эта система построения общества, только укреплялась. Не покорение народа моголами, принёсшими с собой мусульманскую религию, ни позднейшие покорение британцами, не смогло поколебать самих основ этой системы. Сама природа кастовости выглядит достаточно логично. Если семья занимается земледелием, то и дети будут заниматься тем же. Только индийцы упразднили саму возможность принятия решения в данном вопросе, все решает только рождение. Где родился тем и будишь заниматься. К основным четырем, добавилась ещё одна, неприкасаемые. Это самая низкая каста, Считается ,что общение с членами этой касты может осквернить любого, особенно членов высших каст. Поэтому они никогда, на прямую, не общались с представителями неприкасаемых.

Современное кастовое деление


В современной Индии насчитывается огромное количество каст. Свое деление есть у священников, воинов, торговцев и даже неприкасаемых. Разобраться во всех этих хитросплетениях достаточно сложно. Да с появлением возможности выезда из страны молодёжь все чаше начинает задумываться о целесообразности этого порядка вещей. Но в провинции в глубине страны к этим законам относятся очень ревностно. Да и на государственном уровне, эту традицию поддерживает правительство страны. Есть Конституционная таблица каст. Так что, это не средневековая дикость и пережиток прошлого, а абсолютно реальное, государственное устройство. Каждый штат имеет сое деление на касты. Как бы приезжие к этому не относились, весь этот громоздкий механизм работает. Прекрасно справляясь со своим предназначением.

Следует заметить, поскольку современная Индия является демократическим государством, все права свободы связанные с получением Кастовых сертификатов, очень строго соблюдаются, для поддержания низших каст предусмотрены различные способы поддержки государством. Вплоть до квотирования для них специальных мест в парламенте. В настоящее время, все народы, проживающие на территории Индии, признают кастовое деление и следуют этой традиции, Даже испанские и британские священники, оставшиеся на территории государства после ухода колонизаторов, создали свою кастовую систему Индии и придерживаются её. Это подчёркивает то, что при правильном, грамотном подходе, может работать любая система управления государством, как бы консервативна и ортодоксально она не выглядела в глазах приезжих. В современной Индии стало возможной смена каст. Достаточно одной или нескольким семьям сменить род деятельности и все, готова новая каста. В современной реальности особенно в больших промышленных городах к подобным переменам относятся вполне лояльно.

Перед поездкой в Индию стоит обязательно ознакомится с культурными особенностями страны, подробнее: Культура Индии.

Неприкасаемые

Это совершенно отдельная категория людей. Считается самой низшей, попадают туда люди, чья душа очень сильно согрешила в предыдущем воплощении. Но даже у этой последней ступени социальной лестницы Индии есть свое деление. На самом её верху, стоят работающие люди или те, кто имеет какое-то ремесло. Например, парикмахеры или уборщики мусора. Низ этой лестницы занимают мелкие воришки промышляющие кражей мелкого домашнего скота. Самым загадочным в этой иерархии является группка хиджру в нее входят представители любых секс меньшинств. Поразительно то, что представители этих, казалось бы, отбросов общества приглашают на свадьбы и рождения детей. Они часто чувствуют в многочисленных церковных церемониях. Но самым худшим в Индии считается быть человеком без касты, Пусть даже самого низшего ранга. Таких людей называют здесь парией. Это люди, родившиеся от других париев или в результате меж кастовых браков и не признанных не одной из каст. Совсем недавно можно было стать, парией просто прикоснувшись к одному из них.

Индийские касты, видео:

ЭМИГРАНТЫ КАСТОВОЙ СИСТЕМЫ

Надары — небольшая тамильская каста, традиционное занятие которой, самогоноварение, веками надежно держало их в числе неприкасаемых. Еще в конце XIX века надарам это надоело. Правдами и неправдами выклянчив кусок земли у британской администрации, надары занялись земледелием. На этих землях они возвели храм и школу, забросили свой пальмовый самогон, стали вегетарианцами и в качестве обязательных кастовых правил ввели ежедневные омовения утром и вечером, очень чистую накрахмаленную одежду, безупречные прически и маникюр. Кроме того, надары не поленились создать свой мини-эпос, повествующий о происхождении надаров от Маходара — одного из упоминаемых в «Рамаяне» военачальников при дворе Раваны. Сейчас надары считаются безусловно «чистой» кастой, внушающей почтение окружающим своей гордостью, религиозностью и благородным происхождением. Тем же, у кого нет в запасе лишней сотни лет, приходится пользоваться иными методами.

Одним из самых распространенных является переход из индуизма в другую религию — буддизм, ислам или христианство, которые не признают кастовых систем. Эти религиозные общины часто поддерживают таких беженцев, подыскивая им места работы и жительства и защищая от возможного насилия. Впрочем, индийским христианам и мусульманам, увы, идея каст тоже не слишком чужда. Местные обычаи нередко берут верх над религиозными предписаниями, и в мусульманском Раджастхане, например, нападений на бывших далитов происходит не меньше, чем в традиционно индуистских штатах.

А еще можно всеми правдами и неправдами убежать в Лондон или, скажем, в Лос-Анджелес и забыть свою родину как страшный сон. Что многие и делают. Некоторые почтенные брахманы и кшатрии именно по этой причине брезгуют ездить в западные страны, потому что там кишмя кишит неприкасаемыми, в то время как тупые европейцы даже не догадываются, среди какого ужаса они живут.

ФОТО: GETTY IMAGES


С этим читают