Казачество в россии

Северские казаки или севрюки

Основная статья: Севрюки


Севрюки (сиврюки, реже севруки, позже саяны) — потомки северян, в Московском государстве с конца XVI века считались служивым сословием из Северской земли. Проживали на территории современных Украины и России, в бассейнах рек Десны, Ворсклы, Сейма, Сулы, Быстрой Сосны, Оскола и Северского Донца. Упоминаются в письменных источниках с кон. XV до XVII вв.

В XV—XVII веках севрюки представляли собой военизированное пограничное население, охранявшее границы смежных частей Польско-Литовского и Московского государств. Судя по всему, они были во многом похожи на ранних запорожских, донских и других подобных казаков, обладали некоторой автономией и общинной военной организацией.

Как представители служилого люда (казаки), севрюки упоминаются ещё в начале XVII века, в эпоху Смутного времени, когда они поддержали восстание Болотникова, так, что война эта довольно часто называлась «севрюковской». Московские власти отвечали карательными операциями, вплоть до разгрома некоторых волостей. После завершения смуты севрюкские города Севск, Курск, Рыльск и Путивль подверглись колонизации из Центральной России.

После раздела Северской земли по соглашениям Деулинского перемирия (1619), между Русским царством и Речью Посполитой имя севрюков практически исчезает с исторической арены. Западная часть Северской земли подвергается активной украинской экспансии, северо-восточная заселяется служилыми людьми и крепостными из Русского царства. Большая часть северских казаков перешла в положение крестьянства, некоторые влились в запорожское казачество. Некоторая часть переселились на Нижний Дон.

Критика

Журналист Максим Шевченко назвал людей в казачьей форме, которые участвовали в разгоне протестов 5 мая 2018 года в центре Москвы, «подготовленными властью боевиками».

Блогер Илья Варламов назвал участие людей в казачьей форме в разгоне митинга 5 мая 2018 года в Москве беспределом, отметив, что, по его мнению, люди в казачьей форме беспричинно применили силу с целью провокации и действовали, наверняка, по согласованию с полицией.

Объектом дискуссии является корректность употребления слова «казак» в разных случаях (нередко даже в СМИ)

Важно понимать, что термина «казак» в российской законодательстве нет, там используется термин «член казачьей организации» (Федеральный закон от 5 декабря 2005 г. N 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества»)

При этом на разгонах митингов могут быть задействованы даже не члены таких организаций, а просто люди в казачьей форме или с элементами таковой. Таким образом, в современном мире казаки как этническая группа или субэтнос в отдельных регионах, члены государственных казачьих организаций в любых регионах (к которым согласно закону не выставляется никаких требований по происхождению), и люди, задействованные на разгоне митингов, могут быть явлениями разного порядка.

Критике подвергаются китчевые явления в современном казачестве (при этом не подвергаются сомнению само наличие подлинных традиций казачества, а именно их современные интерпретации). Одним из примеров может служить так называемое «посвящение в казаки» с помощью стегания нагайкой. Внутри казачьего сообщества этот обычай нередко подвергается различной критике.

Разного рода злоупотребления, элементы китчевости в возрождении казачества, в отдельных случаях приводят к ущербу авторитету всему казачеству, и самому имени казаков, в превращении «казака» в анекдотичного персонажа (одним из примеров такого превращения может быть фильм «День выборов»).

Нужно ли в России казачество?

Ярослав Нилов: Это общественное явление, и его надо поддерживать. Другое дело, что очень часто я встречаюсь с такой ситуацией, когда непонятные люди, не имеющие никакого отношения к казачеству, становятся какими-нибудь генералами казачьих войск. Но поддерживать, реализовывать и использовать потенциал казачества однозначно нужно. Ведь это ядро идейных, свободолюбивых людей, которые понимают, что они хотят. Они являются неким цементом для тех ценностей, которые сейчас пытаются расшатать.

Анна Каретникова: Я не вижу в этом особого смысла, сейчас это мне представляется бутафорией.

Союз казаков России

Флаг Союза казаков России

Союз казаков России — Это самая «древняя» общероссийская и самая признаваемая Казачья общественная организация в России и следовательно в мире, свидетельствовать тому — может тот факт, что Верховный атаман Союза Казаков — всегда является членом совета при президенте РФ по делам казачества (ранее совета по делам казачества при президенте РФ) — был образован 28−30 июня 1990 на учредительном Большом казачьем круге в Москве. Принят Устав, учреждены Совет атаманов и Атаманское правление. Сокращённое наименование Организации на русском языке: «СКР».Первым Атаманом назначен Александр Гаврилович Мартынов, с 2008 — почётный верховный атаман. В 2008 году на 7-ом Общероссийском Круге Союза казаков России в городе Ставрополе Верховным атаманом Союза казаков России был избран казачий полковник Задорожный Павел Филиппович. В правлении кроме Атамана входят 2 товарища атамана, кошевой атаман и 8 войсковых старшин. С 1993 по 2004 гг. товарищем Атамана являлся известный в казачьих кругах писатель полковник В.B. Наумов, застреленный неизвестными 3 августа 2004 г. в Подмосковье.

На Большом совете атаманов в Краснодаре 29 ноября — 1 декабря 1990 года Союз принял «Декларацию казачества России» и учредил знамя, знаки отличия и статут походного атамана.

7—10 ноября 1991 года в Ставрополе прошёл II Большой круг (съезд) Союза казаков. Большой круг высказался за присоединение к России Северного Казахстана, Южной Осетии и ряда других исконно русских территорий и поддержал создание казачьих республик в составе России.

В 2000 на очередном Большом круге казаков России было принято решение о создании общественно-политического движения «Казаки России».

Подразделениями Союза, включающими территориально близкие казачьи войска и округа, являются Союз сибирских казаков, Союза казаков Восточной Сибири и Дальнего Востока.

Постановлением Совета Атаманов Союза Казаков России № 4 от 19 февраля 2006 года, для поощрения членов «Союза Казаков» за выдающиеся заслуги в экономике, науке, культуре, искусстве, защите Отечества, Веры Православной, воспитании подрастающего поколения, просвещении, охране здоровья, жизни и прав граждан, благотворительной деятельности, за иные заслуги перед Союзом Казаков, были учреждены следующие награды:

  • Орден «За Веру, Волю и Отечество»
  • Орден «За службу казачеству»
  • Медаль «Защитник Отечества»
  • Крест «За оборону Приднестровья»
  • Медаль «Алексий — человек Божий»
  • Медаль «Атаман Платов»
  • Медаль «Пётр Бекетов»
  • Медаль «Атаман Дутов Александр Ильич»
  • Крест «За возрождение казачества» I и II степени
  • Медаль «Товарищ Верховного Атамана СКР В. В. Наумов»
  • Медаль «10 лет Союза Казаков»
  • Памятный знак крест «Крым»
  • Памятный знак крест «Дивеево»

Созданы также парралельные войска и структуры, не входящие в Союз казаков России:

  • в ноябре 1991 в Новочеркасске — Союз казачеств Юга России (в основном — Донское казачье войско),
  • в июле 1993 в Москве — Союз казачьих войск России и зарубежья.
  • Балтийский отдельный корпус казачьих войск.
  • другие организации, по мнению Шадчина Пахома — все организации не входящие в состав Союза казаков — это либо не захотевшие объединиться со своими братами-казаками, либо те кого выгнали из Союза Казаков и онии создали параллельные вторые и третьи копии донских кубанских и други казачьих войск.

На данный момент, по словам Верховного атамана Союза казаков России Павла Филипповича Задорожного, в Союзе казаков России суммарно по всем войсковым организациям числится более полутора миллионов человек. Союз казаков России является самой крупной казачьей организацией в мире.

Казаки Союза казаков участвовали в вооружённых конфликтах в Приднестровье и в Донбассе.

с 2012 года прошёл перерегистрацию как Общероссийская Общественная Организация «СОЮЗ КАЗАКОВ»

История казачества

К началу XIX века казаки выделились в отдельное сословие, сторожили государственные и внутренние этнические границы, участвовали во множествах войн и даже служили в личном конвое царя. В ответ они имели значительную социальную автономию, широкие плодородные земли, освобождались от уплаты налогов и так далее.

Многовековая казачья служба Российской империи закончилась революцией 1917 года и отречения императора Николая II. После революции казаки разделились: часть, как и раньше, осталась верна царю и Отечеству, а другая часть поддержала советскую власть. Но та самая советская власть, несмотря на поддержку большого количества казаков, всё же стало прибегать к политике расказачивания.

В начале 90-х годов началось возрождение казачества, но новое казачество приняло совершенно иные формы и смысл. Во-первых, далеко не все люди, являющиеся по происхождению казаками, приняли участие в возрождении казачества и, наоборот, люди, решившие возрождать казачьи традиции, никакого отношения к историческому казачеству не имели.

В 90-х годах у казачества не было абсолютно никакого правового обоснования, это были кружки по интересам. Ряженые казаки не имели никаких прав и полномочий, но с большим рвением цепляли себе погоны полковников и генералов, присваивали себе кучу орденов, которые сами придумывали и сами изготавливали.

Деятельность по охране государственной границы

В 1990-е годы было решено привлечь в виде эксперимента казаков к охране государственной границы. С 1 декабря 1996 года по 1 июня 1997 года казачество было привлечено к охране всей протяжённости российско-монгольской границы (20 населённых пунктов. С 1 февраля по 1 июня 1997 года под казачью охрану взята часть российско-казахстанской границы — 39 населённых пунктов в Саратовской, Оренбургской, Челябинской и Омской областях. В охране участвовали 1780 человек (в том числе 980 членов войсковых казачьих обществ), которые прикрыли около 5 тыс. км границы и за период эксперимента задержали 230 нарушителей, более 500 кг наркотических веществ, а также контрабанды более, чем на 2 млрд рублей. На оплату эксперимента Правительство РФ выделило 6 млрд рублей (планировалось в 1996—1997 годах потратить 40,5 млрд рублей), также некоторую помощь оказали субъекты России. На эксперимент последовала очень негативная реакция Казахстана.

Буря в стакане воды?

В общем, пустяковый эпизод привлек большое внимание российских СМИ — по мнению наблюдателей, не случайно. Казаки сыграли важную и неоднозначную роль в российской истории, побывав и героями, и палачами, и жертвами

Казаки сыграли важную и неоднозначную роль в российской истории, побывав и героями, и палачами, и жертвами.

В свете разговоров о происходящем последнее время в России «завинчивании гаек» многие опасаются, что даже частичная передача правоохранительных функций казакам, известным консервативно-охранительными и националистическими взглядами и не отягощенных даже той минимальной правовой культурой, какой обладают полицейские, обернется массовым произволом.

Правозащитник Лев Пономарев полушутя-полусерьезно заметил, что скоро, наверное, можно будет получить нагайкой по спине, если пройдешь мимо церкви, не перекрестившись.


Правда, действия властей пока не дают оснований для тревоги.

Речь идет, максимум, о возрождении советского института народных дружинников, которые «для солидности» выходили на патрулирование с милиционерами и никакой самостоятельности не проявляли, а если кому-то при этом казачьи аксельбанты нравятся больше красных нарукавных повязок, то не беда.

Да и эти инициативы реализуются ни шатко, ни валко. Многие руководители МВД относятся к ним скептически.

Советские дружинники, как известно, поощрялись дополнительными выходными днями. Непонятно, как можно осуществить это в условиях рыночной экономики, и найдется ли среди лиц, называющих себя казаками, достаточно бескорыстных добровольцев.

Некоторые эксперты видят за громкими публичными акциями желание активистов получить и «освоить» деньги из государственных фондов, выделяемых на поддержку прокремлевских НКО.

Современное казачество

Чтобы хоть как-то урегулировать данный вопрос, в 1995 году был создан Государственный реестр казачьих обществ. Данный реестр им также не давал никаких полномочий, но их хотя бы посчитали и официально признали их существование.

Законом предусмотрено, что российское казачество оказывает содействие государству в выполнении целого ряда функций, среди которых перечисляются содействие в воинском учете, военно-патриотической подготовке призывников, участие в мероприятиях по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, в охране общественного порядка, охране государственной границы Российской Федерации и обеспечении экологической и пожарной безопасности.

Таким образом, законодательство допускает возможность участия казаков в выполнении целого ряда функций органов государственной власти. По сути своей любое казачье общество – это некоммерческая организация с довольно сложным правовым статусом. У них, вроде как, и есть какие-то цели и полномочия, но все они выражены в оказании содействия государству, то есть сами они никаких действий предпринимать не вправе.

Сейчас казаки привлекаются к государственной службе довольно часто. Отдельные казачьи формирования активно участвуют в подавлении выступлений оппозиции. Естественно, что такая деятельность казаков осуществляется ими исключительно при поддержке государства, но здесь руководство страны допустило определенную ошибку.

Участие казаков в охране и разгоне политических мероприятий вызывает множество вопросов. Например, в 2018 году доблестные московские казаки, что само по себе абсурд, разгоняли людей, пришедших на митинг, с помощью кулаков, дубинок и нагаек, причём, по словам очевидцев, агрессия казаков была гораздо сильнее, чем сотрудников полиции и Росгвардии.

Согласно тексту федерального закона № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества», деятельность казачества также может финансироваться за счет государственного бюджета. Деятельность казаков в разных регионах определяется разными соглашения между казаками и муниципалитетам.


Например, на территории Краснодарского края деятельность кубанского войскового казачьего общества регулируется законом Краснодарского края № 539 от 5 ноября 2002 года. Несмотря на то что во многих регионах казачьи дружины привлекаются к охране общественного порядка и патрулированию улиц, никаких полномочий на задержание нарушителей или проверку документов у казаков нет.

В данный момент всё так, но инициативные казаки сейчас пытаются всеми возможными путями увеличить количество своих полномочий. Например, в начале 2020 года атаман Всероссийского казачьего общества Николай Долуда вошел в состав рабочей группы по внесению изменений в Конституцию Российской Федерации и не просто присутствовал при разработке поправок, а предложил создать в регионах казачью милицию. Мотивировал он это предложение тем, что главная опора правоохранительных органов сейчас это казаки, которым небезразлична судьба своего города, хутора и станицы. К его большому сожалению, пока данное предложение поддержки не нашло, но ходят слухи о проведении подобного эксперимента на территории Краснодарского края.

В настоящее время, по имеющимся сведениям, общая численность казачьих обществ составляет более 700 000 человек. Президент неоднократно говорил о том, что он очень доволен деятельностью казаков и считает, что зачастую казаки выполняют функцию охраны общественного порядка гораздо лучше полиции.

Отсюда у меня возникает вопрос к вам: считаете ли вы необходимым создание казачьей милиции и считаете ли вы необходимым государственное содержание и развитие казачества в Российской Федерации?

Тень Баженова

В 1768 году Казаков присоединился к проекту Большого Кремлевского дворца Василия Баженова. Оба архитектора были одного возраста — 30 лет — но имели очень разные образования. Баженов получил формальное европейское образование, в то время как Казаков изучал свою профессию по ремонту кремлевских реликвий и никогда не путешествовал далеко от Москвы.

Казаков вышел из тени Баженова, получив свое первое личное царское поручение на проектирование временного Пречистенского дворца для Екатерины II. Эта работа принесла ему статус придворного архитектора (1775) и постоянный поток частных заказов. В 1775 году Казаков и Баженов снова работали вместе на временных королевских павильонах для празднования мира с Турцией. Эти готические сооружения побудили Екатерину II дать архитекторам два независимых заказа в готическом стиле — Царицынский дворец (Баженов) и Петровский дворец (Казаков).

Дома Казакова в Москве

  • Армянский, 11. Усадьба Гагариных. М.Ф. Казаков, 1790-е.
  • Басманная Новая, 4. Городская усадьба. М.Ф. Казаков, конец XVIII в. – начало XIX в.
  • Басманная Новая, 6. Дом Куракина. М.Ф. Казаков, конец XVIII в.
  • Басманная Новая, 9 С1. Жилой дом. М.Ф. Казаков, конец XVIII в.
  • Басманная Новая, 12 С2. Жилой дом Плещеева. М.Ф. Казаков, 1797.
  • Басманная Новая, 26. Усадьба Демидова. Казаков, начало XIX в. С 1876 г. – Басманная больница.
  • Бауманская 2-я, 3. Дворец Лефорта – Дворец Петра I на Яузе. Растрелли и Фонтана, 1708; М.Ф. Казаков, 1801.
  • Бауманская 2-я, 5. Слободской дворец. Д.В. Ухтомский, 1749-1753; перестройка по проекту Дж. Кваренги под руководством Матвея Казакова, 1787-1794; Д.И. Жилярди, восстановление после пожара 1812 г. в ампирном стиле, 1827-1835.
  • Бауманская, 36-38. Дом с двумя флигелями. М.Ф. Казаков, конец XVIII в.
  • Воздвиженка, 5 / Староваганьковский, 25. Усадьба Талызина. М.Ф. Казаков, 1787. В 1845-1917 гг. в усадьбе помещалась Казённая палата. Сейчас – Музей архитектуры имени Щусева.
  • Воздушная, 1. Дворец «Царицыно». В.И. Баженов, 1776-1785; М.Ф. Казаков, 1787-1793.
  • Волхонка, 16 / Знаменский Б., 2. 1-я Мужская гимназия. М.Ф. Казаков, 1774, 1806; А.Г. Григорьев, 1830.
  • Газетный, 1 / Никитская Б., 12. Дом Сергея Александровича Меншикова, внука Меншикова. М.Ф. Казаков, 1778.
  • Гиляровского, 35. Церковь Филиппа Митрополита. М.Ф. Казаков и Карин, 1777-1778.
  • Гончарная, 12. Усадьба Тутолмина – Ярошенко. М.Ф. Казаков, В.И. Баженов, 1788-1801; В.В. Шервуд, перестройка 1905-1913; перестройка в 1930-е; Энговатов, Пушин, реставрация, 1950-е.
  • Гороховский, 4. Усадьба Демидова. М.Ф. Казаков. 1789-1791. С 1873 г. здание занимал Межевой институт. Теперь это – Институт инженеров геодезии, аэрофотосъёмки и картографии.
  • Дмитровка Б., 1 / Охотный ряд, 3. Дворянское собрание. М.Ф. Казаков, 1770-е и 1784-1787; Бакарев, восстановление, 1814; Мейснер, перестройка, 1903-1905.
  • Златоустинский М., 1. Школа Казакова. М.Ф. Казаков, 1785-1800: перестройка, Быковский, 1875.
  • . М.Ф. Казаков, середина 1780-х.
  • . М.Ф. Казаков, 1785-1800; Быковский, Грачёв, 1860-1870.
  • Знаменка, 12. Усадьба Бутурлина. М.Ф. Казаков, конец XVIII в.
  • Знаменский М., 3. Усадьба Лопухиных – Протасовых. XVII в. М.Ф. Казаков, 1774.
  • Ильинка, 10. Дом А.С. Павлова и Н.С. Калинина. «Банк Н.А. Найденова». Казаков, 1785-1790; Фрейденберг, 1882.
  • Козицкий, 5. Усадьба Лобковой. М.Ф. Казаков, конец XVIII в. Перестроена в 1920-е.
  • Красная площадь. Лобное место. Сооружено в 1534 г. Перестроено Казаковым в 1786 г. Тогда и появилась круглая площадка из дикого белого камня с каменными перилами.
  • Кремль. Сенат. М.Ф. Казаков, 1776-1787.
  • Ленинградский, 40. Петровский путевой дворец – Военно-воздушная академия имени Жуковского. М.Ф. Казаков, 1776-1786.
  • Ленинский, 8. Голицынская больница – Городская клиническая больница № 1. М.Ф. Казаков, 1796-1801. Построена по завещанию дипломата, действительного тайного советника князя Д.М. Голицына (1721-1793).
  • Маросейка, 14 / Старосадский, 2. Кузьма и Демьян. М.Ф. Казаков, 1791-1793.
  • Маросейка, 17 / Армянский пер., 6. Усадьба Румянцева. Баженов и Казаков, 1782; Г.А. Кайзер, 1880-е.
  • Моховая, 11 С1. «Старый» университет. Казаков, 1786-1793; Жилярди и Григорьев, восстановление, 1817-1819.
  • Мясницкая, 42 / Харитоньевский М., 2. Усадьба Барышникова. М.Ф. Казаков, 1793-1802.
  • Никитская Б., 5 / Романов, 7. Дом графа Орлова. М.Ф. Казаков, 1799.
  • Новослободская, 45. Бутырский тюремный замок. М.Ф. Казаков, 1794.
  • Остоженка, 38. Дом Еропкина. М.Ф. Казаков, 1771.
  • Павловская, 25. Павловская больница – 4-я Городская клиническая больница. Главный корпус. М.Ф. Казаков, 1802-1807.
  • Петровка, 25 С1. Особняк М.П. Губина. Казаков, 1793; Бове, 1823-1828.
  • Покровский бульвар, 11. Усадьба Дурасовых. М.Ф. Казаков, 1790-е.
  • Радио, 2. Церковь Вознесения на Гороховом поле. М.Ф. Казаков, 1790-1793.
  • Спартаковская, 2. Усадьба Мусина-Пушкина. М.Ф. Казаков, конец XVIII в. Надстроен в 1930-х.
  • Страстной бульвар, 15 / Петровка, 29. Дворец С.В. Гагарина – Екатерининская больница. Казаков, 1774-1776; Бове, 1826-1833.
  • Тверская, 13. Дом генерал-губернатора – Моссовет – Мэрия. М.Ф. Казаков, 1782; Д.Н. Чечулин, надстройка, 1943-1945.
  • Тверская, 14. Дом Е.И. Козицкой – Магазин Г.Г. Елисеева. М.Ф. Казаков, 1790-е; Вебер, 1874-1875; Г.В. Барановский, 1898-1901.
  • Чистопрудный, 8 / Архангельский, 12. Усадьба Дурасовой. М.Ф. Казаков, 1782-1794. Полностью перестроена в 1950-1953.

М.Ф. Казаков.

Архитектор Казаков.

М.Ф. Казаков. Усадьба Барышникова

Путин: казачество в России становится значимой конструктивной и созидательной силой

Президент РФ Владимир Путин направил приветствие участникам и гостям учредительного собрания Всероссийского казачьего общества. Телеграмма опубликована во вторник на сайте Кремля.

«Сегодня благодаря инициативной, деятельной позиции общественных организаций, волонтеров и неравнодушных граждан, поддержке органов власти и Русской православной церкви казачество не только возрождается, но и становится более значимой конструктивной, созидательной силой», — говорится в телеграмме.

Президент выразил уверенность в том, что учреждение Всероссийского казачьего общества будет способствовать дальнейшему развитию казачества и его объединению вокруг вековых традиций преданного служения Отечеству, а также сохранению уникального культурного и исторического наследия.

Ранее сообщалось, что впервые в истории российские казаки создадут Всероссийское казачье общество, которое позволит координировать работу казаков по всей России

Представители всех 11 реестровых казачьих войск России соберутся в Москве 27 ноября для участия во втором большом круге (сбор представителей разных казачьих войск для принятия важного решения), чтобы рассмотреть вопрос о создании единого казачьего войска. Войско будет возглавлять атаман, назначаемый президентом России

В первом большом круге в феврале 2018 года приняли участие более 1,5 тыс. человек из 80 регионов страны.


———————-

Чем принципиально отличаются функции казачества от полиции или, например, народных дружин?

Ярослав Нилов: Чем принципиально отличаются функции казачества от полиции или народных дружин? Ну, полиция — это государственный орган, который наделен определенными полномочиями и который действует в соответствии с законом о полиции. Но казачество в этом случае больше общественная структура, я бы даже сказал, общественно-идеологическая структура. Вот их основное отличие.

Анна Каретникова: В какой-то степени казачество похоже на полицию и народные дружины, если им будут передаваться полномочия по поддержанию общественного порядка. Но это, на мой взгляд, скорее негативное проявление. Что такое дружины — я понимаю, что такое полиция — я понимаю, а почему именно казаки? Почему не русские богатыри с мечами должны охранять порядок, гоняться за пьяницами? Вот это я понять не могу.

Ранние годы

Матвей Казаков родился в 1738 году в Москве, в семье подканцеляриста Главного комиссариата Фёдора Казакова — выходца из крепостных, который заслужил свою свободу служением во флоте. Семья Казаковых жила около Кремля, в районе Боровицкого моста. В 1749-м или начале 1750-го года умер отец Казакова. Мать, Федосья Семёновна, решила отдать сына в архитектурную школу известного зодчего Д. В. Ухтомского; в марте 1751 года Казаков стал учеником в школе Ухтомского и пробыл в ней до 1760 года. После разрушительного пожара в Твери в 1761 году Казакову было поручено восстановить Тверь в качестве младшего архитектора при П. Р. Никитине. Казаков посвятил этому проекту семь лет.

С 1768 г. работал под руководством В. И. Баженова в Экспедиции кремлёвского строения; в частности, в 1768—1773 гг. он участвовал в создании Большого Кремлёвского дворца, а в 1775 г. — в оформлении праздничных увеселительных павильонов на Ходынском поле.Интересен следующий эпизод. Когда Баженов по заданию Екатерины II приступил в конце 1760-х годов к реализации проекта реконструкции Кремля, который предусматривал создание на Боровицком холме грандиозного общественного центра — «форума великой империи»; для расчистки холма была снесена часть обращённого к Москве-реке участка Кремлёвской стены с шестью башнями. Во время сноса Казаков тщательно обмерял и зарисовывал сносимое, а после того, как императрица охладела к баженовскому проекту, он восстановил снесённые стену и башни. В 1775 году Казаков был утверждён в звании архитектора.

Фильмы

По окончании школы и хореографического училища Михаил Козаков отправился в Москву и поступил в Школу-студию МХАТ. Кинематографическая биография Михаила Козакова стартовала в студенческие годы. Он снялся в замечательной ленте Михаила Ромма «Убийство на улице Данте». Здесь состоялся дебют не только Козакова, но и таких в будущем известных актёров, как Валентин Гафт и Иннокентий Смоктуновский.

Михаил Козаков в фильме «Убийство на улице Данте»

Дебют в роли Шарля Тибо оказался для Козакова успешным. Его охотно приглашают в новые проекты. Он появляется в картинах «Восемнадцатый год» и «Трудное счастье». Но настоящая известность к артисту пришла позже, после выхода на экраны легендарного фильма «Человек-амфибия». Картина вышла на экраны в 1961 году и сразу же стала хитом. Козаков сыграл роль главного, но отрицательного героя – Зуриту.

Михаил Козаков в фильме «Человек-амфибия»

Одновременно со съёмками в кино артист работает в театре. Пожалуй, здесь он задействован намного больше, чем в кинематографе. Сразу же после окончания театрального вуза Михаил Козаков был принят в театр имени Владимира Маяковского. На этой сцене он сыграл Гамлета – роль, оказавшую огромное влияние на выбор амплуа.

Через 3 года после «Маяковки» Михаил Михайлович перешёл в «Современник». Здесь, начиная с 1959 года, он трудился 15 лет. В 1971-ом Козаков переходит во МХАТ, но уже через год меняет эту сцену на Театр на Малой Бронной.

Михаил Козаков и Евгений Евстигнеев в спектакле «Декабристы»

В 1970-ых артист возвращается на экраны. В эти годы выходят замечательные картины, которые впоследствии вошли в золотой фонд отечественного кинематографа. «Вся королевская рать», «Соломенная шляпка», «Здравствуйте, я ваша тетя!» зрители смотрят с огромным удовольствием.

В эти же годы Михаил Козаков попробовал свои силы в качестве кинорежиссёра. Его картина «Ночь ошибок» вышла на экраны в 1975 году. А через 3 года зрители увидели ещё один прекрасный фильм Козакова «Безымянная звезда».

Михаил Козаков в фильме «Безымянная звезда»

Первоначально планировалось, что главную роль в этой ленте исполнит Олег Даль. Но его пришлось заменить Игорем Костолевским. В паре с ним сыграла Анастасия Вертинская. Лента имела большой успех. Но он не сравним с тем, который получила картина Михаила Козакова «Покровские ворота». Этот фильм сразу же превратился в культовый, сделав своего творца по-настоящему знаменитым.

После «Покровских ворот» режиссёру удалось снять ещё несколько проектов, которые прославились. Трагифарс «Визит дамы», комедия для детей «Если верить Лопотухину», экранизация произведения Лермонтова «Маскарад» закрепили имя Михаила Козакова в нише наиболее талантливых советских режиссёров. Особенно успешным был «Визит дамы».

Михаил Козаков в фильме «Сказка. Есть»

В 1992 году Михаил Козаков иммигрировал в Израиль. Он пробовал продолжить там свою творческую работу, сколотил труппу из актёров-эмигрантов, но выдержал лишь 4 года. Вернувшись на родину в 1996-ом, Михаил Михайлович создал и возглавил «Русскую антрепризу Михаила Козакова». В 2000-ых он снимает и снимается. В эти годы вышло два его проекта: картина «Медная бабушка» и мини-сериал «Очарование зла» о жизни русских эмигрантов.


С этим читают