Княгиня ольга: краткая биография и интересные факты из жизни

Содержание

КНЯГИНЯ: число истинных особенностей «1»

Чтобы единица положительно влияла на человека, ему нужно одиночество и свобода деятельности. Проблема этих людей в том, что они не только не учитывают, но даже не прислушиваются к мнению других людей. Выполнять чужие приказы это не для них. Если «единичник» оказался на руководящем посту, то его распоряжения будут четкими и обсуждению подлежать не будут.


От своих подчинённых они ждут только исполнения приказов, но никак не советов и высказывания своего мнения. Такой человек очень редко видит в людях помощников. Окружающие для него это последователи его идей и никто другие. По этой причине «единичник» никогда не будет хвастаться своими высокими покровителями. У него их просто никогда не будет.

Очень важно, чтобы люди, на которых единица оказывает свое воздействие, всегда помнили, ради чего они работают. Как правило, это нетрудно

Ведь цели они себе ставят незаурядные. Для них весомо только значительное, великое, масштабное. Лишь памятуя о цели, «единичник» может заставить себя прислушиваться к другим людям, пытаться найди выгодное обеим сторонам решение и заглушить свои яростные порывы.

Если единица оказывает влияние на женщину, то дама обязательно будет лидером в паре. Причем в трудовой деятельности, она зачастую не проявляет себя столь активно, как в личной жизни. А вот мужчины «единичники» стараются доминировать во всех сферах жизни.

Чтобы удержать планку им приходится порой быть на пределе своих возможностей. Они не могут расслабиться ни в окружении семьи, ни на отдыхе. А это чревато нервными срывами, проблемами со здоровьем и трудностями в общении с близким людьми.

Чтобы жизнь не стала гонкой с препятствиями таким людям обязательно нужно научится слышать других

Обращать внимание на их нужды, желания, учиться верить не только себе, но и другим. Лишь так они смогут обрести покой и радоваться, когда поставленная цель будет достигнута

Краткая биография

Архонтисса Ольгарис. из старой книгиПодробная биография

Княгиня Ольга (Ольга Святая или Ольга Мудрая) — единственная женщина-правительница в Древней Руси. Взяла бразды правления в качестве регента при своём малолетнем сыне Святославе после смерти его отца Игоря Рюриковича.

Несмотря на жестокую месть древлянам за убийство мужа, Ольга понимала необходимость предотвращения злоупотреблений во время сбора налога с подчиненных племён (за что Игорь и был убит) и провела ряд мероприятий, который можно считать налоговой реформой: установила размеры податей в пользу Киева, сроки и периодичность их уплаты, а также систему центров торговли и обмена, в которых более упорядоченно происходил сбор дани.

Согласно Повести Временных Лет Ольга прошла обряд крещения в 955 году, в Константинополе. Её визит описан византийским императором Константином VII Багрянородным под 957 годом.

Первый военный поход Святослава ПВЛ упоминает в 964 году, юному князю было не интересно сидеть в Киеве, поэтому внутренними делами государства продолжала заниматься Ольга.

В 968 году княгиня вместе с внуками находились в Киеве во время осады города печенегами и впоследствии, после того как Святослав прибыл с войском и разбил печенегов, укоряла сына в оставлении столицы без должной защиты.

В 969 году Ольга умерла и была похоронена по христианскому обряду, согласно собственному пожеланию.

Святая Ольга и ее образ: о чем просить

Иконы небесной покровительницы страны имеются во многих храмах, ведь это иконописное напоминание о том, кому в огромной степени обязана Русь тем, что обрела наименование Святой.

Поскольку равноапостольная княгиня явилась первой на Руси правительницей-христианкой, будет логичным молиться ей об укреплении и распространении веры православной, об усилении оборонных возможностей державы. Это, так сказать, в глобальном масштабе.

Что же касается личных проблем, то святая Ольга, как покровительница вдов и матерей, помогает вот в чем:

  • утешении вдов и защите их от обидчиков;
  • умягчении сердец недругов;
  • помощи в деле воспитания детей-внуков;
  • создании благочестивой семьи (как девицам в замужестве, так и молодым людям — в женитьбе);
  • сохранении чувств супругов на протяжении всей семейной жизни;
  • возвращении в семью заблудшего мужа.

К иконе святой обращаются с просьбой уберечь от беды, особенно детей; оградить дом от людей с недобрыми помыслами.

Зафиксированы случаи помощи иконы душевнобольным. Молитва перед ней также помогает справиться с болью от потери близкого человека; разрешить споры и достойно выйти из конфликтных ситуаций.

Очень полезно молиться св. Ольге, когда только пришел к православной вере, принял Таинство Крещения — чтобы:

  • укрепила на пути праведном,
  • наполнила сердце Божией благодатью, чтобы достойно противостоять повседневным искушениям,
  • помогла обрести духовную и житейскую мудрость,
  • способствовала вразумлению неверующих или же заблудших близких, поддавшихся сектантским учениям,
  • наставляла на справедливые деяния.

Защитницей и пособницей она становится по молитвам помочь в совершении любого достойного дела. Можно сказать, что ее заступления и помощи уместно просить абсолютно во всем, особенно если учесть, что молишься сердечно и с живой верой.

Просьба в молебне


Заполняйте бланк понятным почерком.Перед иконой княгини при возникновении указанных выше ситуаций можно отслужить молебен. Такое богослужение верующие заказывают в церковной лавке или на свечном ящике.

И хотя считается, что, заказав такую службу, на ней можно не присутствовать, лучше все же принять непосредственное участие в общей молитве. Это поддерживает и укрепляет веру, очищает душу от житейских «наслоений».

Как правило, для заказа молебна заполняется записка с надписью «О здравии». На ней указывается, что молебен должен быть отслужен св. равноапостольной княгине Ольге по такой-то потребе: к примеру, «об удачном замужестве». А дальше следуют указанные в родительном падеже имена людей, которые заинтересованы в совершении такого богослужения.

Можно заказать молебен с чтением акафиста.

Кратко о содержании основных событий

Путешествие в Византию и крещение в Константинополе

В 955/957У Константина Багрянородного в сочинении «О церемониях»дата визита обозначена 957-м годом. году Ольга отправилась в столицу Византии, знаменитый Царьград-Константинополь, который так и не смог взять штурмом её муж Игорь Рюрикович.

Согласно летописям она согласилась пройти крещение (обряд перехода в христианство) только при условии, что крёстным отцом должен был быть сам император Византии Константин VII Багрянородный.

Несмотря на достигнутые договорённости, на следующий год прибывшим от императора послам Ольга отказала в предоставлении русских войск для греческих войн, предлагая императору также долго прождать приёма у неё, как это пришлось сделать княгине в гавани Константинополя. Ольга понимала, что её подрастающему сыну сильные воины и ресурсы пригодятся не меньше чем предприимчивым грекам.

Княгиня Ольга(Крещение)Худ. С. А. Киррилов

Привлечение миссионеров из Германии

Продвижение новой религии среди подвластных ей восточных славян всречало сопротивление, поэтому в 959 году Ольга направила к германскому королю Оттону I посланников с просьбой прислать епископа в помощь:

Убеждённому язычнику Святославу Игоревичу исполнилось 18 лет в 960 году, и миссия, посланная Оттоном I в Киев, потерпела неудачу, как о том сообщается в под 962-м годом:

Адальберт Магдебургский. Рисунок 1830 года

Осада Киева печенегами

Последним из внешнеполитических событий в которых приняла участие княгина Ольга была осада Киева печенегами в 968 году. Во время нахождения киевского князя Святослава на Дунае, где он вёл кампанию против Болгарского царства, эти кочевые племена вторглись на Русь и осадили её столицу, а Ольге вместе с детьми Святослава пришлось укрыться за высокими стенами.

Видя, что после долгой осады люди измождены отсутствием воды и пищи, княгиня через храброго юношу, успешно пробравшегося сквозь стан печенегов, передала стоявшему на другой стороне днепра воеводе Претичу, что сдаст город наутро, если он не снимет осаду. Воевода принял решение переправиться через реку и вывезти хотя бы семью Святослава, чтобы избежать гнева князя.

Увидев высаживающихся с кораблей воинов, печенеги приняли их за вернувшегося князя и сняли осаду. Сам лидер кочевников приехал на переговоры и спросил Претича, не он ли киевский князь, на что получил ответ о скором прибытии Святослава вместе с большим войском и предложил перемирие.

Великодушный поступок молодого киевлянинаХуд. Б.А. Чориков, 1836

Получив известие об осаде Киева, Святослав быстро вернулся домой и прогнал кочевников, однако мать долго укоряла его за оставление города и собственных детей без защиты.

Великий князь Святослав, целующий мать и детей своих по возвращении с Дуная в Киев.Худ, И. А. Акимов, 1773

Молитвы святой княгине

Интересный факт из жития святой Ольги: княгиня, будучи приверженкой православной веры, и сама имела дар составлять молитвы. Тем более прислушается она к молитвенным просьбам нуждающихся в ее помощи и заступничестве.

Когда их лучше читать? Молиться можно каждое утро, или перед каким-то ответственным событием, или когда ощущается особая потребность в невидимой поддержке.

Приводим текст молитвы, так сказать, общего назначения:

О святая равноапостольная княгине Ольго, приими убо похвалу от нас, недостойных раб Божиих (имена), пред честною твоею иконою молящихся и смиренно просящих: огради нас твоими молитвами и заступлением от напастей и бед, и печалей, и лютых грехов; еще же и от будущих мук избави ны, честно творящия святую память твою и славящия прославльшаго тя Бога, во Святей Троице прославляемаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков.

Следующее молитвенное обращение позиционируется как помогающее девушке в удачном замужестве:

О святая равноапостольная великая княгине Ольго, первоугоднице российская, теплая о нас пред Богом ходатаице и молитвеннице.


К тебе прибегаем с верою и молимся с любовию: буди нам во всем ко благу помощница и споспешница и, якоже во временной жизни тщалася еси просветити праотцы наша светом святыя веры и наставити я творити волю Господню, тако и ныне, в небесней пребывая светлости, благоприятными твоими к Богу молитвами вспомоществуй нам в просвещении ума и сердца нашего светом Евангелия Христова, да преспеваем в вере, благочестии и любви Христове.

В нищете и скорби сущия утеши, бедствующим подаждь руку помощи, обидимыя и напаствуемыя заступи, заблудшия от правыя веры и ересьми ослепленныя вразуми, и испроси нам у Всещедраго Бога вся благая и полезная в жизни временной и вечней, да тако благоугодне зде поживше, сподобимся наследия благ вечных в безконечнем Царствии Христа Бога нашего, Емуже со Отцем и Святым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Княгиню Ольгу нередко называют «матерью христианства» и «корнем Православия» на наших землях. Сложно предсказать, что было бы с Русью, как сложилась бы ее судьба в истории, избери князь Владимир иную веру, забыв наставления своей бабушки. А теперь, находясь у Божья престола, великая покровительница слышит наши молитвы и имеет честь предстательствовать о нас перед Царем Небесным.

Кратко о сути и направлениях внешней политики

Разгром Хазарского Каганата

Внешняя политика князя была сконцентрирована на решении нескольких принципиальных задач:

  • Хазарский вопрос — вялотекущий русско-хазарский конфликт сковывал действия князей и угрожал государству с востока
  • Расширение влияния в Болгарии — устье Дуная было одним из ключевых мест торговых путей региона
  • Соперничество с Византией — империя продолжала плести интриги регулярно нарушая собственные договора

Разгром Хазарского Каганата и его союзников, ставший результатом восточных походов Святослава, позволил обеспечить временную безопасность восточных границ и расширить влияние Киева в северной части Причерноморья, а также на побережье Каспийского моря. Историки выдвигают разные версии хронологии и содержания походов князя на Восток.

Карта отражающая направления внешней политики и походов князя Святослава ИгоревичаПодробнее о внешней политике

Дунайские походы в Болагрию

Первый и второй дунайские походы князя Святослава в Болгарию Походы в юго-западном направлении были удачны лишь на первом этапе — отправившись в 967 году в первый поход на Болгарию по договору с византийским императором, Святослав смог подавить сопротивление болгар и пытаясь закрепиться в новом регионе назначил захваченный им город Переяславец своей новой резиденцией.

В 968-м князю пришлось срочно вернуться в Киев для снятия с города осады печенегов. Прогнав кочевников и вернувшись на следующий год в Болгарию, Святослав был вынужден вновь брать штурмом Переяславец и другие города — обратившиеся за помощью к Византии болгары воспользовались его отсутствием. Расправившись с провизантийски настроенной частью болгарской знати и получив от пленных сведения о вмешательстве греков, Святослав назначил императору Византии Иоанну Цимисхию огромный выкуп за все захваченые города, а получив отказ — объявил о намерении идти к Константинополю с боем.

Война с Византией

Русско-византийская война 970-971 годов по разному описывается русскими летописцами и византийскими историками: первые приводят лишь успешные битвы Святослава, вторые — разгромные победы греков над  собранной князем коалицией русов, болгар, печенегов и венгров. Результатом конфликта стало возвращение к условиями мирного договора между Русью и Византией, заключенного еще при Игоре Рюриковиче в 945-м году. Кроме того, Святослав уходил из Болгарии и обязывался не ходить с войной на Византию, Болгарию и Корсунь (бывшую тогда колонией греков). Поход Святослава на Царьград во время войны с Византией и последующее отступление

Выбуты: брод и разрушенные мосты

Под Выбутами веками находилось очень важное для Пскова место — брод. Смотришь с берега — кажется, что вот он, его видно

Только, кроме мелководной переправы, есть тут и пороги. Не зная брода, соваться в воду мы не стали, хотя рассказывают, будто местные жители пользуются им до сих пор, а нам было как раз нужно на другую сторону.

В старые времена во время военной опасности псковичи посылали сюда заставы. Например, тут в 1407 году псковичи встретили немцев, поставив для заграждения («затвора») бродов переносные ограды из жердей. Такие ограды в старину назывались «вор», «ворон», или «воры» («а броды всибяху затворены ворами»). Здесь же, по преданию, князь Игорь впервые увидел свою будущую жену Ольгу.

Гораздо легче, чем брод, найти тут разрушенные мосты. Выше и ниже по течению стоят могучие остовы опор, когда-то по этим мостам могли ездить весьма габаритные фуры. Может быть, даже танки. Въезд на один из таких мостов кончается огромной воронкой: явно разрушился он не от запущенности, а от снаряда или мины. Местные рассказывают, что ближайший к погосту Выбуты мост— немецкий, взорванный советскими войсками.

Святая равноапостольная княгиня Ольга. Иконы

На иконах святая равноапостольная княгиня Ольга изображается в рост или по пояс. Она облачена в царские одежды, ее голову украшает княжеский венец. В правой руке святая княгиня Ольга Владимир держит крест — символ веры, как нравственной основы государства, или свиток.

Святые князья. Деталь походной церкви «Небесная сень». В данном клейме представлены (сверху вниз, слева направо): князья Довмонт, Всеволод, Ольга, Борис, Владимир, Глеб. Тверская областная картинная галерея. 1588 – 1590 годы

Святая равноапостольная Ольга. Фреска. Московский Кремль (Архангельский собор). XVII век Святая равноапостольная Ольга. Строгановский иконописный лицевой подлинник. 11 июля (фрагмент). Русь. Конец XVI — начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову

Икона «Благоверная княгиня Ольга и великомученик Георгий». Русский Север, начало XVIII векаМесть Ольги древлянам. Миниатюра Радзивилловской летописи. Русь. Конец XV векаКрещение княгини Ольги в Царьграде. Миниатюра из Радзивилловской летописи. Русь, XV век

Отъезд в Сибирь и расстрел царской семьи

Перед отъездом царской семьи в Тобольск священник Афанасий Беляев исповедовал детей:

А. И. Беляев — духовник Николая II и его семьи.

Уезжая с семьёй в Сибирь, Ольга взяла с собой не много вещей – книги на русском и французском языках, несколько икон и свои дневники. Между страниц девушка хранила засушенные цветы, собранные в Царском селе в беззаботные и счастливые времена. Незадолго до гибели, в Тобольске, цесаревна сожгла почти все свои дневники, а накануне расстрела переписала в личную тетрадь стихотворение Сергея Бехтеева «Молитва»:

Комната в доме Ипатьева, в которой была расстреляна царская семья

КНЯГИНЯ: число взаимодействия с миром «5»

Человек, находящийся под влиянием вибраций пятерки, остается неуловимым и непонятным даже для тех, кто находится рядом с ним в течение долгого времени. Едва ли не всеми его поступками движет стремление к независимости и свободе; удержать «пятерочника» можно одним-единственным способом – отпустить его на все четыре стороны: в этом случае есть шанс, что он все-таки когда-нибудь вернется. Обаятельные, легко завоевывающие симпатии, милые и дружелюбные люди пятерки редко привязываются к кому-то всерьез; эмоциональная зависимость для них также тяжела, как любая другая. В числе приоритетов «пятерочников» — возможность ездить по миру, видеть разные страны, и не быть ограниченным ни в сроках путешествия, ни в его стоимости. Рассказы таких путешественников о пережитом необыкновенно ярки и красочны, но лишены преувеличений и весьма полезны; именно поэтому «пятерочники» частенько зарабатывают на жизнь, делясь собственным опытом.

Они отличные писатели и журналисты, умеют передать оттенки настроения с помощью слов и составить удачное описание, а потому часто востребованы не только в прессе, но и на радио. Кругозор «пятерочников» очень широк, но в сферу их интересов редко попадают супружеские и семейные отношения – тут люди пятерки не могут считаться ни экспертами, ни мало-мальски достойными уважения специалистами. Любая проблема в личной жизни может стать для них непреодолимым препятствием; способности понимать другого человека, уважать его интересы и желания многим «пятерочникам» не хватает.

Люди пятерки отлично умеют избегать проблем, но не любят решать их, обычно предоставляя другим справляться с житейскими трудностями. Вся жизнь «пятерочника» — большое путешествие в поисках нового и столь же продолжительное бегство от сложностей, однообразия, рутины, обязанностей и ответственности. Человек пятерки способен на глубокие душевные привязанности, но они редко приносят ему счастье, иногда становясь обузой и мешая в достижении цели. «Пятерочник» только выиграет, если научится отделять главное от второстепенного и поймет, от чего лучше отказаться, чтобы не обременять себя.

На протяжении всей своей жизни «пятерочники» усваивают уроки терпимости, понимания и настойчивости. Чем быстрее они становятся отличниками в этих непростых дисциплинах, тем лучше. Если же извлекать уроки из происходящего не удается, такой человек становится несдержанным, гневливым и не способным сдерживать свои эмоции и вести конструктивный диалог.

Кратко о сути и направлениях внешней политики

Княгиня Ольга и СвятославХуд. О. Маркелов В отличии от правителей-мужчин, Ольга сосредоточилась не на военых походах, а на дипломатии.

Кроме известного посольства в Константинополь и крещения, существует информация о направлении Ольгой послов к германскому королю Оттону I — он согласился направить в Киев епископа, однако затея не увенчалась успехом ввиду непринятия славянами идей новой религии.


Когда князь Святослав повзрослел и начал совершать походы в соседние земли, княгиня сосредоточилась на решении внутренних вопросов.

В 968 году Ольга присутствовала в Киеве, во время осады города печенегами.

Почитание святой равноапостольной княгини Ольги

Вероятно, в период княжения Ярополка (972-978 гг.) княгиня Ольга стала почитаться как святая. Об этом свидетельствует перенесение ее мощей в церковь и описание чудес, данное монахом Иаковом в XI веке. С того времени день памяти святой Ольги (Елены) стал отмечаться 11 июля (ст. ст). При великом князе Владимире мощи святой Ольги были перенесены в Десятинный храм Успения Пресвятой Богородицы и положены в саркофаге. Над гробницей святой Ольги в церковной стене было окно; и если кто с верой приходил к мощам, видел через оконце мощи, причем некоторые видели исходящее от них сияние, и многие болящие исцелялись. Сбылось пророчество святой княгини Ольги о кончине сына Святослава. Он, как сообщает летопись, был убит печенежским князем Курей (Х в.), который отсек голову Святослава и из черепа сделал себе чашу, оковал золотом и во время пиров пил из нее. Молитвенные труды и дела святой Ольги подтвердили величайшее деяние ее внука святого Владимира — Крещение Руси. В 1547 году Ольга причислена к лику святой равноапостольной.

Основные сведения о жизни Ольги, признанные достоверными, содержатся в «Повести временных лет», Житии из Степенной книги, агиографической работе монаха Иакова «Память и похвала князю рускому Володимеру» и сочинении Константина Багрянородного «О церемониях византийского двора». Другие источники сообщают дополнительные сведения об Ольге, но их достоверность не может быть точно определена. Согласно Иоакимовской летописи, первоначальное имя Ольги — Прекраса. Иоакимовская летопись сообщает о казни Святославом за христианские убеждения своего единственного брата Глеба во время русско-византийской войны 968-971 годов. Глеб мог быть сыном князя Игоря как от Ольги, так и от другой жены, поскольку та же летопись сообщает о наличии у Игоря других жен. Православная вера Глеба свидетельствует в пользу того, что он был младшим сыном Ольги. Средневековый чешский историк Томаш Пешина в сочинении на латинском «Mars Moravicus» (1677 год) рассказал о некоем русском князе Олеге, ставшем (940 год) последним королем Моравии и изгнанным оттуда венграми в 949. Согласно Томашу Пешине, этот Олег Моравский был братом Ольги. О существовании кровного родственника Ольги, назвав его анепсием (значит, племянник или двоюродный брат), упомянул Константин Багрянородный в перечислении ее свиты во время визита в 957 году в Константинополь.

Предки

Ольга Николаевна (великая княжна) — предки
Николай I (1796 — 1855)
Александр II (1818 — 1881)
Александра Фёдоровна (1798 — 1860)
Александр III (1845 — 1894)
Людвиг II Гессен-Дармштадтский (1777 — 1848)
Мария Александровна (1824 — 1880)
Вильгельмина Баденская (1788 — 1836)
Николай II (1868 — 1918)
Фридрих Вильгельм Шлезвиг-Гольштейн-Зондербург-Глюксбургский (1785 — 1831)
Кристиан IX (1818 — 1906)
Луиза Каролина Гессен-Кассельская (1789 — 1867)
Мария Фёдоровна (1847 — 1928)
Вильгельм Гессен-Кассельский (1787 — 1867)
Луиза Гессен-Кассельская (1817 — 1898)
Луиза Шарлотта Датская (1789 — 1864)
Ольга Николаевна (1895 — 1918)
Людвиг II Гессен-Дармштадтский (1777 — 1848)
Карл Гессенский (1809 — 1877)
Вильгельмина Баденская (1788 — 1836)
Людвиг IV (1837 — 1892)
Вильгельм Прусский (1783 — 1851)
Елизавета Прусская (1815 — 1885)
Мария Анна Амалия Гессен-Гомбургская (1785 — 1846)
Александра Фёдоровна (1872 — 1918)
Эрнст I Саксен-Кобург-Готский (1784 — 1844)
Альберт Саксен-Кобург-Готский (1819 — 1861)
Луиза Саксен-Гота-Альтенбургская (1800 — 1831)
Алиса Гессенская (1843 — 1878)
Эдуард Август (1767 — 1820)
Виктория (1819 — 1901)
Виктория Саксен-Кобург-Заальфельдская (1786 — 1861)

Людвиг II Гессенский и Вильгельмина Баденская являлись родителями как принца Карла Гессенского, так и Марии Александровны, супруги императора Александра II. Впрочем, как считают биографы, во втором случае был лишь номинальным отцом, а биологическим являлся барон Август фон Сенарклен де Гранси с которым с 1820 года сожительствовала Вильгельмина Баденская.

Ольга и Игорь: история знакомства

Погост Выбуты в 15 км от Пскова вверх по Великой считается родиной великой княгини. Добраться сюда не так уж сложно: на нужном повороте есть пусть единственный, но указатель. По утрам ходит рейсовый автобус, навигатор и яндекс-карты, пусть не с первой попытки, находят это местечко.

Чуть ниже погоста Выбуты остров разделяет реку Великую на два рукава. Правый рукав реки, более глубокий, носит название «Ольгины ворота», левый (мелкий, с каменистым дном) — «Ольгины слюды» (из-за наслоений известняка на дне реки, слуда — подводный камень). В этом месте, по преданию, и произошла встреча юной Ольги с князем Игорем.

Житие повествует, что однажды князь Игорь охотился недалеко от селения, где жила Ольга. Подойдя к берегу реки Великой, Игорь заметил на другой стороне реки место, очень удобное для охоты. Ему хотелось переправиться туда, но не было лодки. Вскоре он увидел на реке юношу в лодке и закричал, чтобы тот перевез его через реку. Когда они ехали, Игорь, взглянув на гребца, увидел, что это не юноша, а молодая красивая девушка в мужской одежде. Красота девицы возбудила в князе нечистые желания.

«Прошу тебя, князь, послушай меня и оставь свои дурные мысли, которых следует стыдиться», — отвечала Игорю девица на его постыдные предложения. «Вспомни, что ты князь и тебе, правителю и судье народа, следует быть примером добрых дел. Как ты, делая сам зло, можешь запретить другим делать зло и справедливо судить в своем княжестве? Оставь же свое постыдное намерение, за которое тебя, хотя ты и князь, осудят и возненавидят все честные люди. Знай и то, что хотя я здесь одна и бессильна в сравнении с тобой, но ты меня не одолеешь и не достигнешь того, чего желаешь. Моею защитою будет глубина этой реки: я не допущу обесчестить себя».

Такой ответ образумил и пристыдил Игоря, так что он во все время остального пути от стыда не смел говорить с Ольгой. Потом, когда князь собрался жениться, к нему приводили множество девушек, но он помнил ту, которую встретил на реке, и послал сватов к ней.

Храмы во имя святой равноапостольной княгини Ольги

На северо-западе Руси существовал погост Ольгин Крест. Именно сюда, как гласят летописные источники, для сбора податей приходила в 947 году княгиня Ольга. В память о своем удивительном спасении при переправе через порожистую и незамерзающую Нарову, княгиня Ольга поставила деревянный, а потом и каменный крест. В урочище Ольгин Крест находились местные чтимые святыни — храм во имя святителя Николы, построенный в ХV веке, каменный крест, установленный, по преданию, в Х веке княгиней Ольгой. Позднее крест был вделан в стену церкви святителя Николы. В 1887 году храм был дополнен приделом во имя святой княгини Ольги. Никольский храм был взорван в 1944 году отступавшими немецкими войсками.

Урочище Ольгин крест с церковью во имя святителя Николы

В Киеве на Трехсвятительской улице (ул. Жертв Революции) до 30-х гг. XX в. находилась церковь во имя трех святителей — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Она была построена в начале 80-х гг. XII века князем Святославом Всеволодовичем на княжеском дворе и освящена в 1183 г. У церкви был придел во имя святой равноапостольной княгини Ольги.

Трехсвятительский храм с приделом во имя святой равноапостольной княгини Ольги в Киеве

В церкви Успения с парома (с Пароменья) в Пскове освящен придел во имя святой равноапостольной княгини Ольги. Церковь поставлена на месте более ранней, построенной в 1444 году.  С 1938 года церковь не действовала, в 1994 году в ней возобновлено богослужение.

Во имя святой равноапостольной княгини Ольги освящен единоверческий храм в Ульяновске. Церковь была построена в 1196 году.

Церковь во имя святой равноапостольной княгини Ольги в Ульяновске

В г. Ульяновске находится единоверческий храм во имя святой равноапостольной княгини Ольги Русской Православной Церкви.

Единоверческий храм во имя святой равноапостольной княгини Ольги в г. Ульяновске (РПЦ)

Итоги и результаты правления

Деятельность Ольги была по достоинству оценена потомками, что неудивительно, если кратко изложить основные достижения княгини:

  • Отомстила древлянам за смерть мужа и принудила их вновь платить дань
  • Провела реформу налогообложения — устновила сроки, размер и места выплаты дани
  • Ко времени правления Ольги относятся первые каменные постройки на Руси
  • Занималась развитием Вышгорода и Пскова
  • Распространяла влияние новой веры, адептом которой стала после крещения в Константинополе
  • Совершила путешествие в Константинополь и приняла там крещение, укрепив союз с Византией.
  • Когда византийцы потребовали исполнения договора о предоставлении войск, Ольга наша повод сохранить воинов для подрастающего Святослава.
  • Для продвижения христианства княгиня обратилась за помощью к германскому королю Оттону I, но миссия окончилась неудачей.

Период правления княгини Ольги стал этапом укрепления древнерусского государства, закладыванием фундамента будущего расширения при её сыне Святославе Храбром и внуке Владимире Крестителе.


С этим читают