Колонна траяна

Рынок Траяна


На территории Форума по приказу Траяна создан первый прототип современного торгового центра – для того, чтобы заслуги Империи находились на виду у многочисленной публики и гостей города, на территории форума было приказано создать свыше 150 торговых лавок с товарами. Причем обращены они должны были быть в сторону центра площади. Такой внешний вид торговой площади получил название «витрина». Не правда ли, поразительно похоже на современные торговые центры?

Помимо торговых площадей, Рынок Траяна включал в себя специальные заведения, в которых происходила бесплатная раздача продуктов питания малоимущим.

Интерес представляет архитектурная конструкция рынка – благодаря использованию основы для стен из смеси камня и бетона высота рынка возросла до 5 этажей.

Подробную информацию о времени работы и ценах можно узнать на официальном сайте www.mercatiditraiano.it

Война никогда не меняется.

Колонна подчеркивает огромные масштабы империи. Армия Траяна включала в себя африканских кавалеристов, иберийцев-пращников, лучников из леванта в остроконечных шлемах и гологрудых немцев в штанах, которые казались бы варварством для римлян в тогах. Они все сражаются с даками, предвкушая, что любой, независимо от происхождения, сможет стать римским гражданином. Любопытно, что сам Траян родом из Римской Испании.

Некоторые сцены остаются неоднозначными, а их интерпретации противоречивыми. Неужели осажденные Дакийцы тянутся за чашей, чтобы совершить самоубийство, выпив яд, вместо того, чтобы столкнуться с унижением от рук побеждающих римлян? Или они просто хотят пить? Знатные даки собрались вокруг Траяна для сдачи или переговоров? А как насчет изображения женщин, пытающих без рубашки, связанных пленников-римлян с пылающими факелами? Эрнест Оберлендер-Тырновяну, глава Национального музея истории Румынии, не согласен: «Это, определенно, дакийские заключенные, которых пытают разъяренные вдовы убитых римских солдат». Как и многое в колонне, то, что вы видите, как правило, зависит от того, что вы думаете о римлянах и даках.

Среди римских политиков «дакиец» был синонимом двуличия. Историк Тацит называл их «народом, которому никогда нельзя доверять». Они были известны тем, что требовали денег на защиту из Рима, а сами отправляли воинов на рейды в ее пограничные города. В 101 году Траян двинулся, чтобы наказать беспокойных даков. В первом крупном сражении Траян победил даков в битве при Тапае. Буря указала римлянам, что бог Юпитер на их стороне. Это событие наглядно отражено и на Колонне.

Тайны и интересные факты

Интересный исторический факт: ранее на самой верхушке колонны Траяна красовался орел. Его заменили изваянием императора практически сразу после смерти. В 1588 году Папа Сикст V приказал снять образ правителя и установить вместо него Святого Петра, который украшает памятник по сей день (рисунок 5).

Достоверно неизвестно, что стало причиной замены статуи императора на колонне Траяна. По преданию, однажды Папа задумался о том, что такой благородный и живущий правильно язычник, как Траян, до сих пор «висит» в чистилище, не обретя райскую жизнь. Решив помолиться за него в храме Святого Петра, папа услышал голос апостола. Тот предложил ему два варианта за принятие императора в рай: либо провести два дня в чистилище, либо на протяжении жизни мучиться от физической боли. Папа выбрал второй вариант и воздвиг статую апостола, держащего в руке ключи от рая, как символ произошедших изменений.

Рассмотрим, чем знаменита еще колонна Траяна помимо ее основного назначения:

  1. Тело самого императора погребли под колонной. Захоронение людей в черте города было строго запрещено. Однако новый император вынес вопрос на обсуждение, а сенат одобрил исключение из правил. Поэтому 38-метровый исторический памятник является также и надгробием. Помимо Траяна под мраморным возвышением покоится и его супруга.
  2. На постаменте нет ни одного упоминания о дате построения, потому историки до сих пор спорят о том, построили колонну после войны или заранее.
  3. Французы планировали демонтировать и перенести исторический памятник в Париж, однако им банально не хватило на это предприятие денег. Поэтому по приказу Наполеона была построена аналогичная колонна ‒ Вандомская ‒ украсившая французскую столицу.
  4. Несмотря на то, что Траян был язычником, его ставили в пример даже христианским правителям как образец справедливости и великодушия вплоть до XVII-XIX века.

Рисунок 5. Изначально все изображения были цветными

Античная колонна Траяна считается одним из выдающихся памятников Древнего Рима, сохранившаяся в отличном состоянии по сей день.

Как строили Колонну Траяна

Даже сегодня, глядя на величественный монумент, многие задаются вопросом – каким образом был реализован столь грандиозный замысел императора. Из исторических источников доподлинно известно, что мрамор для изготовления колонны Траяна добывался в Лу́не (Lunigiana), недалеко от Каррары – самой северной оконечности современной Тосканы. Двадцать цилиндрических и восемь квадратных массивных мраморных блока для строительства Колонны и ее основания были доставлены по Тибру. Устанавливаемые блоки скреплялись между собой металлическими дюбелями, вставляемыми в верхний и нижний срез цилиндров, и закреплялись в них заливаемым расплавленным свинцом.

До сих пор не существует единого мнения, когда и как был нанесен рельеф на Колонне Траяна – до или после установки всех блоков друг на друга. Если предположить, что декоративное изображение наносилось в мастерской, где производилась окончательная обработка мраморных блоков, то потомкам остается лишь восхищаться работой древних мастеров, которые нанесли рисунок и подогнали разрозненные фрагменты рельефов с ювелирной точностью. Существует также версия, что некоторые рельефы Колонны Траяна отлиты из римского бетона – смеси песка и мелкой щебенки, где в качестве их связующего применялась известь и вулканический пепел. Это предположение появилось в результате скрупулезных исследований, отметивших отсутствие на скульптурном рельефе точечных следов зубила, являвшегося одним из основных инструментов при ваянии памятников в древние времена. Вместо этого видны следы, оставленные рельефными шпателями, применявшимися для еще не застывшего материала, а также скребками, служившими для очистки.   Еще одним довольно интересным моментом является то, что высота спирального рисунка, обертывающего Колонну 23 раза, варьирует от 0,8 до 1,5 метров. Некоторые историки предполагают, что если строительство Колонны Траяна началось еще до завершения военной кампании в Дакии, то у резчиков попросту небыло уверенности, сколько еще понадобиться места для размещения сцен с последующими событиями.

Советуем прочитать:

Как увидеть центр Рима за один день

О месте Площадь Колонны

Площадь Колонны в Риме — это одна из древнейших народных площадей, расположенных в центральной части города. Небольшая по периметру, площадь Колонны вмещает в себя сразу несколько исторических достопримечательностей, дворцовых построек и палаццо, а также концентрирует вокруг себя главнейшие улицы итальянской столицы. Здесь, недалеко друг от друга находятся очень важные государственные здания, в которых заседают Совет Министров (палаццо Киджи) и Палата Депутатов (палаццо Монтечиторрио).   Долгие годы эти дворцы служили знатным семьям Рима в качестве фамильных резиденций, поэтому изысканный стиль отделки и богатый экстерьер, изначально предназначался для самых выдающихся династий города.История возникновения Создавалась площадь Колонны в период наибольшего процветания итальянского искусства и культуры. Благодаря усилиям папа римский Сикста Пятого  — одного из влиятельных поклонников  итальянского искусства, во многих районах Рима были возрождены и отреставрированы все важнейшие памятники культуры и древнейшие архитектурные объекты. В их число вошла знаменитая монументальная колонна, посвященная римскому императору Марку Аврелию, правящему в столице с 161-180 год. Именно в честь этой колонны была названа центральная площадь, в середине которой установлена колонна императора Аврелия. Высокий обелиск возвышается над остальными постройками площади на 42 метра в длину, из них сама колонна не превышает и 30 метров. Десятиметровое основание колонны представляет собой большой каменный пьедестал, причем, после очередной реставрации, его решили углубить в землю на три метра, чтобы гигантский монумент укрепить в своем положении, занизив его на минимальную длину. На вершине колонны до 1500-х годов возвышалась скульптура великого Марка Аврерлия, которого заменили фигурой апостола Павла. Этот обмен связывают с большим износом каменной статуи, которая была доступной для ближайшего просмотра всем желающим, заплатившим за вход вовнутрь колонны. В ее круглых стенах располагается большая винтовая лестница с 200-ми ступенями. Освещение лестничного проема осуществлялось благодаря прорезям в камне на поверхности колонны. Любителей прогуляться внутри обелиска оказалось настолько много, что время от времени приходилось устраивать аукцион для продажи входного билета, так как желающих возникало бесчисленное количество. Архитектура колонны Аврелия вызывает особый восторгающий интерес. Материал, из которого выполнена историческая конструкция, уже несколько сотен лет является запретным для добывания мрамором под названием карарский. Этот редкий вид белого мрамора привозили сложнейшим путем по бревнам и рейкам с помощью человеческой силы из Альп.  Для строительства колонны императора его транспортировали несколько недель, так как некоторые эпизоды породы превышали три с половиной метра в диаметре. После кропотливого труда рабочих эти каменные глыбы были воссоединены воедино, при этом каждая ее часть описывает определенный сюжет древней римской истории, с рельефными воинами, их лицами и оружием. Меж тем, вся каменная конструкция просвечивается солнечными лучами для освещения внутренней лестницы. Еще одной привлекательной деталью на площади Колонны является водный фонтан,  разработанный и воплощенный в жизнь итальянским архитектором Джакомо делла Порта  в   конце 16 века.Окрестности Неподалеку стоит взглянуть на Пьяцца дель Попола, Пьяцца Венеция, палаццо Ведекинд, палаццо Кинджи, церковь Санта Мария дель Пьетта.

Общая информация

Здесь буквально на каждом углу можно ощутить дыхание истории, с которой органично сплетаются уклад жизни современных жителей и чудесные ароматы местной кухни. Рим – это не только столица нынешней Италии, но и главный город древней и весьма могущественной империи. Многовековые этапы истории оставили на этой земле неизгладимый след в виде огромного количества памятников. Именно они и привлекают сюда миллионные армии туристов. Одной из самых красивых и величественных достопримечательностей города является колонна Траяна в Риме. Она расположена на одноименной площади. Не только украшением итальянской столицы, но и летописью всех важнейших военных событий, происходящих в Римской империи, служит колонна Траяна в Риме. Фото, описание этого замечательного памятника истории, интересные факты, связанные с ним, – все это представлено в данной статье.

Колонна Траяна в Риме: история и описание

Форум был построен в честь победы императора Траяна над даками. Архитектором этого сооружения стал Аполлодор из Дамаска. Площадь, имеющая размеры 116 на 95 метров была замощена цветным мрамором. Вход на нее шел через триумфальную арку, изображенную на ряде римских монет. С трех сторон были расположены портики, со статуями известных римских деятелей. С четвертой стороны находилась базилика — здание, предназначенное для  политических мероприятий. За базиликой находились две библиотеки — греческая и латинская, между которыми как раз и была установлена знаменитая колонна Траяна.

План форума

Эта беломраморная колонна Траяна была построена здесь в 113 году. Она, сложенная из 17 полых мраморных цилиндров, имеет высоту 30 метров. Колонна установлена на пьедестале высотой в 5,5 метров. Внутри полой колонны имеется винтовая лестница со 185 ступенями, которые ведут на капитель-площадку колонны.


Первоначально вершину колонны Траяна украшал позолоченный орел. После смерти Траяна его заменили статуей императора. А в VIвеке здесь окончательно обосновалась статуя св. Петра. Существует предание, что хотя Траян и был язычником, его характер и дела полностью соответствовали христианской вере. Римский папа Григорий Велина однажды задумался, что такой благочестивый человек как Траян, не познав истинной веры, сейчас пребывает в чистилище. С такой мыслью он отправился в собор Св. Петра и стал молиться за римского императора. Голос ему ответил, что услышал молитвы. Но в качестве платы за изменение установленного порядка папе были предложены два варианта — либо ему будет суждено отбыть два дня в чистилище, либо он до конца своих дней будет жить с вечными болями и страданиями. Папа Римский Григорий выбрал второй вариант, но в память об этих событиях как раз и была установлена статуя св. апостола Петра, у которого находятся ключи от рая.

Стоит отметить, что тело Траяна было погребено под колонной. По решению сената и нового императора было сделано исключение из запрета хоронить в городах, так что колонна в этом случае еще и является надгробием.

Но основным достоянием колонны Траяна в Риме является ее барельеф. Он в исторической последовательности повествует о двух войнах Траяна против даков. Рельефы очень точные и детальные, на них изображено более 2500 человеческих фигур, среди которых около 90 раз повторяется образ императора. Присутствуют среди них и некоторые мифологические римские персонажи. Но главное в этих рельефах, их детальность. Изображения несут большую историческую ценность, они передают детали одежды и вооружения той эпохи, пейзажи, лица.

В настоящий момент колонна Траяна продолжает украшать площадь и радовать глаз туристов.

Архитектура

Колонна выполнена с драгоценного материала – каррарского мрамора. Условно ее можно разделить на три части:

  • капитель – верхняя часть
  • сама колонна
  • пьедестал – основание колонны

Высота памятника составляет 38 метров, а диаметр – около 4 метров.

Двадцать сложенных блоков образуют внутри пространство для лестницы со 185 ступенями, которая ведет наверх – к смотровой площадке на капители.

Лента рельефов 23 раза обвивает колонну и представляет взору эпические сцены прошлой реальности. Это изображение Дакийской войны и императора Траяна. К слову, его можно увидеть целых 93 раза!

Волны реки Истры, а ныне Дунай, военный быт и праздничные моменты побед! А лирические мотивы заключены в фигурах женщин и детей. Всего фигур на колонне можно насчитать более двух с половиной тысяч.

На пьедестале колонны высечен текст, который демонстрирует от кого и кому возведен этот мраморный монумент.

А вот и сам текст:

«Сенат и народ римский воздвигли эту колонну Императору Цезарю Нерве Траяну Августу, сыну божественного Нервы, Германском,  Дакийскому, Великому Понтифику, наделенному властью народного трибуна в 17-й раз, Императору в 6-й раз, Консулу в 6-й раз, Отцу Отечества,  для того, чтобы было видно, какой высоты холм был срыт, чтобы освободить место для возведения этих столь значительных сооружений»

Внутри прямоугольного основания колонны хранится урна с прахом великого императора и его жены.

Колонна Траяна является одним из напоминаний о могуществе Римской империи и о величестве ее императоров. Сцены, изображенные на рельефе колонны, захватывают дыхание и переносят в дни, когда новые победы будоражили умы юных воинов!

Эпоха императора Траяна

Время правления императора Траяна пришлось на самое начало II века н. э. Именно в этот период Рим достиг пика своего могущества: правление Траяна положило начало «золотому веку» империи. После завоевания Дакии (нынешней Румынии) в 106 г территория государства достигла своих максимальных за всю историю размеров, а военная добыча была баснословной — даки владели золотыми копями. Рим жил на широкую ногу, империя процветала.

Траян стал императором достаточно неожиданно, до него выходцам из провинции это никогда не удавалось. Но так уж сложились обстоятельства, и наверное, к лучшему: в истории Траян остался строгим, но справедливым правителем, любимым армией и народом.

Быть «счастливее Августа и лучше Траяна» желал сенат последующим императорам. Что говорить, если даже нетерпимые к язычникам христиане, впоследствии поминали императора добрым словом. По распространённой легенде Папа Григорий Великий, будучи не в силах вынести мысли, что такой справедливый правитель горит в аду, страстно молился за Траяна, и в итоге тому было даровано спасение. Рождение такой легенды в то время стоило многого: даже спустя 500 лет, когда Римской империи уже не существовало, Траян пользовался уважением и любовью людей.

Однако мы знаем, что римскому императору для того, чтобы остаться в веках, мало было победить врагов, проявлять щедрость и милосердие — нужно было ещё оставить после себя что-то монументальное, достойное великолепия и масштабов римской архитектуры. Что же оставил Риму после себя император Траян?

Колонна Траяна — описание

Над землей колонна Траяна возвышается на 38 м (вместе с пьедесталом), а состоит она из 19 цилиндров, которые были изготовлены из итальянского белого мрамора. Её основание состоит из 8 блоков, верхушка — из двух, которая первоначально была увенчана статуей орла, позже 4,8 метровой бронзовой статуей Траяна. Но в 1588 году её заменили на статую Св. Петра. Архитектором колонны стал Аполлодор Дамасский — любимый друг Траяна. После смерти императора, его прах был захоронен под фундаментом памятника.

На своем “теле” колонна императора Траяна имеет более 2600 фигур, изображенных по спирали, которые вместе создают живую цепь длиной в 200 метров, которые повествуют о 155 ключевых сценах похода в Дакию. Во многих из них присутствует и сам Траян. Каждый поход начинается от основания колонны и представляет взору смотрящих приблизительную хронологию основных событий. Также каждый из них отделен щитом и победными трофеями.


Большинство отдельных сцен на колонне идут одна за другой, но некоторые из них разделены пейзажами (камни, деревья, строения, которые указывают на изменение повествовательной ситуации).

Рельеф сначала был окрашен в позолоченный цвет и следы позолоты были видны до XVIII века н.э. Было изготовлено три слепка рельефа колонны (1861-1862), которые, разумеется, сохранились куда лучше оригинала, который потерял свой прежний облик из-за погодных условий и беспощадного времени. Один из них пополн

Колонна Траяна в Риме была видна с окон двух библиотек, изначально расположившихся по обе её стороны — Греческая и Латинская. В их книжной коллекции существовало около 22000 свитков.

Основание колонныПрисмотревшись к постаменту колонны, можно увидеть, что изображено и здесь:

  • дакийское оружие,
  • доспехи
  • и четыре имперских орла, несущих победные венки.

Также с юго-восточной стороны находится длинная надпись (шрифт 10 см), поясняющая, что памятник возведен по приказу сената и народа Рима в честь Траяна в 113 году н.э.

Дверь в постаменте предоставляет доступ к внутренней спиральной лестнице, которая ведет на смотровую площадку под статуей Св. Петра. Сама лестница полностью состоит из цельного камня, её освещает свет, исходящий из 40 маленьких окон, установленных с регулярным интервалом. Смотровая площадка способна вместить до 15 человек.

Кроме того, триумфальная колонна Траяна, известная ещё во времена Римской империи, также появлялась на монетах, стала вдохновением для сооружения подобных памятников в более поздние времена, средневековье, а также совсем недавно по её образу была построена колонна Наполеона в Париже (на площади Вандом), которая также повествует о военных походах императора.

Колонна Непорочной (Colonna dell’Immacolata)

Данный монумент является частью достопримечательностей Испанской площади (Piazza di Spagna). В одном конце площади расположилось посольство Испании, а в противоположной ее части в 1854 г. была установлена колонна, посвященная непорочному зачатию Девы Марии. Рядом с мемориалом находится палаццо Пропаганды веры (Palazzo di Propaganda Fide), задуманный Джан Лоренцо Беринини (Gian Lorenzo Bernini),  а построенный — Франческо Боромини (Francesco Borromini).

Дизайном колонны занимался Луиджи Полетти (Luigi Poletti), в то время, как статую непорочной Марии создал скульптор Джузеппе Обичи (Giuseppe Obici). Заказчиком этого памятника являлся Фердинанд II (Ferdinando II), король обоих Сицилий. Таким образом, правитель хотел сблизить Неаполь и римский понтификат.

У подножия 12-метровой мраморной колонны восседают 4-е библейских мудреца: Моисей, Исайя, царь Давид, провидец Иезекииль.

Адрес: Piazza di Spagna

️ ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ ️ ️ ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ????️

Как добраться

Колонна Траяна расположена в пределах Форума Траяна, буквально через дорогу от Римского Форума. Безусловно, колонна входит во все «античные» экскурсии по Риму, предлагаемые путеводителями, поэтому вы обязательно увидите данную достопримечательность во время прогулки по старинной части города.

Пешком

Безусловно, добраться до колонны Траяна пешком — самый приятный из возможных вариантов. Вокруг (в радиусе 5 минут) расположены множество античных достопримечательностей.

От Римского Форума путь займет порядка 5 минут.

А Капитолийский холм расположен и того ближе.

На автобусе

Мимо колонны Траяна и форума Траяна по улице Виа дей Фори Империали ходят автобусы № 51, 85, 87. Остановка называется Fori Imperiali/ Campidiglio и находится прямо напротив колонны. На сайте общественного транспорта Рима вы найдете расписания и маршруты всех автобусов города.

На метро

Метрополитен Рима нельзя назвать очень разветвленным, поэтому зачастую, чтобы добраться до достопримечательностей, необходимо идти пешком расстояния большие, чем туристы привыкли в других европейских столицах.

Стоимость однократной поездки на метро — 1,5. Существуют проездные на 24, 48 и 72 часа.

Ближайшая станция метро — Colosseo линии B (фиолетовая ветка). Выход из метро прямо напротив знаменитого Колизея. До колонны Траяна почти километр пути.

На такси

В Риме официальное такси легко отличить от других автомобилей — все машины белого цвета с черной надписью Taxi

Обратите внимание, что стоимость поездки должна определяться только по счетчику. Впрочем, некоторые римские таксисты могут утверждать обратное

Стоимость небольшой поездки (до 7 км) обойдется примерно в 11 евро, из которых стоимость посадки составляет 3 евро. При поездках на более длительные расстояния стоимость тарифа будет выше.

Среди приложений для вызова такси можно выделить MyTaxi, Chiama Taxi и AppTaxi.


Колонна Траяна на Google-панораме

Познавательное видео о колонне Траяна в Риме

Колонна Траяна

Колонна Траяна состоит из двадцати установленных друг на друга огромных цилиндров, вытесанных из каррарского мрамора, весом около 40 тонн. Думаю, вы легко сможете себе представить, какие трудности пришлось преодолеть строителям. Блоки были скреплены между собой металлическими фиксаторами, однако в Cредние века металл растащили. Между прочим, та же история случилась и с Колизеем, и остаётся только восхищаться античными строителями: даже без этих крепежей их творения выдержали испытание временем.

Внутри колонны находится винтовая лестница из 185 ступеней, позволяющая подняться на самый верх, к сожалению, публику туда не пускают. Наверху мы видим статую св. Петра — её установили по указанию Папы Сикста V уже в XVI веке. Изначально там, конечно же, находилась статуя самого Траяна, но в Cредневековье она была утрачена.

Разумеется, главное в Колонне Траяна — это рельефные изображения, оформленные в виде непрерывной ленты, огибающей колонну снизу доверху. Тематика изображений связана с различными эпизодами войны с даками (война эта, кстати, была очень непростой, полностью покорить врагов римлянам удалось только со второй попытки). Лента делает 23 оборота вокруг колонны — говорят, что если её «развернуть» на земле длина составит 200 метров. Рельеф Колонны Траяна часто метко называют «гигантским античным комиксом», и может быть, для людей той эпохи подобные изображения и вправду представляли то, что для нас сейчас кино и комиксы вместе взятые

Тем более — обращу на это ваше внимание — изображения на Колонне Траяна в те времена были ярко раскрашены, как и многие другие античные памятники, которые мы привыкли видеть лаконично одноцветными. На картинке ниже показано, как примерно выглядела Колонна Траяна в годы расцвета Рима

При всём этом, стоит отметить, что римляне создавали сооружения, подобные Колонне Траяна, не столько для того, чтобы народу было на что поглазеть, сколько из религиозно-нравственных соображений. Этим они выказывали уважение к богам, чтили традиции и, попросту говоря, выполняли свой долг перед государством (как они его понимали).

Считается, что изображения создавались, когда все 20 блоков колонны уже были собраны. Так, можно заметить, что ширина ленты с фризом неодинакова на разных уровнях колонны. Причём, лента сначала сужается снизу вверх, а наверху наоборот присутствуют несколько расширенных витков. Эту странность можно объяснить, предположив, что мастера сначала просто экономили место, а увидев, что всё прекрасно помещается, — расслабились.

Сюжетов на фризе очень много. Представлено, по сути, доскональное описание кампаний: подготовка и снабжение армии, мелкие и крупные сражения, осада крепостей, строительство мостов через Дунай и т. д., вплоть до триумфа. Сам Траян тоже часто появляется на картинках. Я с удивлением узнала, что для историков фриз Колонны Траяна — ценнейший источник информации о предметах той эпохи, тактике римской армии, быте людей и т.д.

Рассмотреть сюжеты Колонны Траяна во всех подробностях невозможно. Фактически, стоя внизу, мы можем разглядеть лишь малую их часть. Не знаю, как с этим обстояли дела в древности, возможно, с верхних уровней Ульпиевой Базилики или библиотек (если эти уровни существовали) всё было прекрасно видно. Но скорее всего, римлян подобные вопросы вообще не интересовали: как я уже говорила, отношение к таким сооружениям у них было скорее ритуально-почтительным, чем любознательным.

Однако, если вы всё же захотите рассмотреть «комикс» Траяна детально, рекомендую вам посетить Музей Римской Цивилизации в Риме. Там выставлены полные слепки всех изображений с Колонны Траяна. Также их копии можно увидеть в Музее Виктории и Альберта в Лондоне и в Национальном музее в Бухаресте. Румыны, потомки даков, кстати, очень гордятся своей былой связью с Римской империей — даже нынешнее название их страны прозрачно намекает на это. И ведь владели римляне Дакией всего 100 лет, но маленький народ до сих пор гордится столь славной страницей своей истории.

Стоя у Колонны, обратите внимание на надпись на её постаменте. Она, помимо прочего, сообщает нам о том, что при строительстве Форума Траяна были проведены работы огромного масштаба — срыт целый холм, высотой как раз с колонну

О каком холме идёт речь, историки спорят до сих пор. Предполагается, что перешеек высотой 30 метров соединял два холма — Капитолий и Квиринал — его и срыли при сооружении Форума; однако существуют и другие версии.

Надпись на постаменте интересна ещё и тем, что стиль написания букв на ней в 90-х годах XX века вдохновил одного дизайнера на создание распространённого и сейчас шрифта под названием Trajan. Даже таким своеобразным способом шедевры Древнего Рима до сих пор влияют на нашу жизнь.

Обманчивая колонна. Героическая хроника завоевания или сборник рассказов?

Колонна имела большое влияние и вдохновляла более поздние памятники в Риме и по всей империи. На протяжении веков, по мере разрушения городских достопримечательностей, колонна продолжала завораживать и внушать благоговейный трепет. Папа эпохи Возрождения заменил статую Траяна статуей святого Петра, чтобы освятить древний артефакт. Художники спускали себя в корзинах сверху, дабы детально изучить его. Позже он стал излюбленной достопримечательностью для туристов: немецкий поэт Гёте поднялся по 185 внутренним ступеням в 1787 году, чтобы «насладиться этим несравненным видом». Гипсовые слепки колонны были сделаны уже в 16 веке, и они сохранили детали, которые стерли кислотные дожди и загрязнение. Дебаты все еще кипят над конструкцией колонны, смыслом и, прежде всего, исторической точностью. Иногда кажется, что существует столько же интерпретаций, сколько резных фигур, а их 2662!

По словам археолога Филиппо Коарелли, работая под руководством императора, скульпторы следовали плану создания колоннадной версии свитка Траяна на 17 барабанах из лучшего Каррарского мрамора. Император — герой этой истории. Он появляется 58 раз, изображается как хитрый командир, опытный государственный деятель и благочестивый правитель. Здесь он произносит речь перед войсками; там он задумчиво совещается со своими советниками; там он присутствует при жертвоприношениях богам. «Это попытка Траяна показать себя не только командиром» — «говорит Коарелли, «но и культурным деятелем».

Разумеется, Коарелли спекулирует. Какой бы вид они не имели, но воспоминания Траяна давно исчезли. На самом деле улики, почерпнутые из колонны и раскопок в Сармизегетузы, Дакийской столице, говорят о том, что резьба повествует больше о римских предубеждениях, чем о действительности.

Джон Коулстон, эксперт по Римской иконографии, оружию и экипировке из Университета Сент-Эндрюса в Шотландии, изучал колонну вблизи в течение нескольких месяцев со строительных лесов, которые окружали ее во время реставрационных работ в 1980-х и 90-х годах. Будучи автором диссертации об этом монументе, Джон предостерегает, что необходимо сторониться современных интерпретаций и трактовок при чтении памятника. Коулстон утверждает, что за резьбой не стоял ни один гений. Небольшие различия в стиле и очевидные ошибки, такие как окна, которые нарушают сцены и сами сцены, находящиеся на непоследовательной высоте, убедили его, что скульпторы создавали колонну на лету, полагаясь на то, что они слышали о войнах.

Работа, по его мнению, была больше «вдохновлена», чем «основана». На большей части колонны не так уж много изображено сражений для двух войн. Менее четверти фриза демонстрируют сражения или осады, а сам Траян никогда не показывается в бою. Тем временем легионеры—хорошо обученный костяк римской военной машины—заняты строительством фортов и мостов, расчисткой дорог и даже уборкой урожая. Колонна изображает их как силу порядка и цивилизации, а не разрушения и завоевания.

Работа древних мастеров

Фигурки солдат, детали их вооружения и обмундирования, а также укрепления на колонне прорисованы достаточно реалистично и четко. На рельефном изображении отсутствует перспектива: и ближние, и дальние предметы здесь отображены с одинаковыми размерами. Кроме того, второй план рельефа сделан в верхней части ленты. Благодаря такому подходу лента является очень информативной.

Подобная точность всех представленных сцен дает возможность не только лучше представлять, но и изучать оружие, доспехи и одежду римлян и даже даков той эпохи.

Помимо фигур солдат, на рельефе можно видеть и некоторые иносказательные рисунки, характерные для искусства Римской империи тех времен. Например, под фигурой старца нужно подразумевать Дуная, а женщиной с лицом, прикрытым покрывалом, является Ночь.

Во время создания все рельефные фигуры были исполнены в цвете. Однако со временем их краска выцвела, и сегодня эти изображения получили одинаковый светлый тон, что, впрочем, нисколько не умаляет ни их исторической, ни художественной ценности.


С этим читают