Конституция ссср 1936 года

Содержание

XVII съезд ВКП (б) (1934 г.) провозгласил, что социализм в СССР победил и в основном построен. Это означало, что уничтожена частная собственность на средства производства и эксплуататорские классы (и, следовательно, диктатура пролетариата — пройденный этап), победили социалистические производственные отношения. В новой Конституции экономической основой провозглашалась плановая социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства, которая имела «либо форму государственной собственности (всенародное достояние), либо форму кооперативно-колхозной собственности (собственность отдельных колхозов, собственность кооперативных объединений)».


Впервые в истории Советского государства Конституция 1936 года всем гражданам предоставляла равные права:

всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании;

право на труд и отдых, материальное обеспечение в старости и болезни, право на образование (бесплатное).

Провозглашалась свобода совести, слова, печати, собраний и митингов, а также неприкосновенность личности и тайна переписки.

Земля, её недра, воды, леса, заводы, фабрики, шахты, рудники, железнодорожный, водный, наземный и воздушный транспорт, банки, средства связи объявлялись всенародным достоянием; земля, занимаемая колхозами, передавалась им в вечное пользование.

В статье 126 раздела «Основные права и обязанности граждан» Всесоюзная коммунистическая партия (большевиков) провозглашалась представителем «руководящего ядра» всех общественных и государственных организаций трудящихся (в Конституции 1924 года партия не упоминалась).

Высшей законодательной властью в стране объявлялся двухпалатный Верховный Совет СССР, а в перерывах между его сессиями — Президиум Верховного Совета СССР. Предусматривалось равенство палат Верховного Совета и его право создавать следственные и ревизионные комиссии по любому вопросу; закреплялась ответственность депутатов перед избирателями и право отзывать тех, кто не оправдывал оказанное им доверие.

Правительство страны сохраняло своё название — Совет Народных Комиссаров СССР, но в 1946 году оно было преобразовано в Совет Министров СССР. Правительство являлось высшим исполнительным органом, подотчётным Верховному Совету и его Президиуму.

Основные работы

  • Жуков Ю. Н. Сохранённые революцией. — М.: Московский рабочий, 1985. — 208 с. — 50 000 экз.
  • Жуков Ю. Н. Бессмертие народного подвига: памятники воинской славы русского народа и мемориалы Отечественной войны 1812 г.. — М., 1987. — 39 с. — 10 000 экз.
  • Жуков Ю. Н. Память Отечества: сохранение культурно-исторического наследия в СССР. — М.: Знание, 1988. — 64 с. — (Новое в жизни, науке, технике). — 56 360 экз.
  • Жуков Ю. Н. Становление и деятельность советских органов охраны памятников истории и культуры (1917—1920) / отв. ред. Н. М. Катунцева. — М.: Наука, 1989. — 302 с. — 1700 экз. — ISBN 5-02-008500-6.
  • Жуков Ю. Н. Когда гремели пушки: спасение памятников зодчества в годы Великой Отечественной войны. — М.: Знание, 1990. — 38 с. — (В помощь лектору). — 3000 экз. — ISBN 5-254-00004-X.
  • Жуков Ю. Н. Операция «Эрмитаж». — М., 1993. — 123 с. — 50 000 экз.

    Жуков Ю. Н. Сталин: операция «Эрмитаж». — М.: Вагриус, 2005. — 336 с. — 7000 экз. — ISBN 5-9697-0026-6.

  • Жуков Ю. Н. Тайны Кремля: Сталин, Молотов, Берия, Маленков. — М.: Терра — Книжный клуб, 2000. — 688 с. — (Тайны истории в романах, повестях и документах). — 10 000 экз. — ISBN 5-300-02990-4. (3-е изд. 2006)
  • Жуков Ю. Н. Иной Сталин. Политические реформы в СССР в 1933-1937 гг. — М.: Вагриус, 2003. — 512 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-9560-0147-X. (6-е изд. 2010)
  • Жуков Ю. Н. Сталин: тайны власти. — М.: Вагриус, 2008. — 720 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-9697-0638-5.
  • Жуков Ю. Н. Сталин: Арктический щит. — М.: Вагриус, 2008. — 544 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-9697-0472-5.
  • Жуков Ю. Н. Народная империя Сталина. — М.: Алгоритм, 2009. — 334 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-699-35187-9.
  • Жуков Ю. Н. Настольная книга сталиниста. — М.: Эксмо, 2010. — 320 с. — 5000 экз. — ISBN 978-5-699-40304-2.
  • Жуков Ю. Н., Кожинов В. В., Мухин Ю. И. Загадка 37 года. — М.: Эксмо, Алгоритм, 2010. — 576 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-699-40624-1.
  • Жуков Ю. Н. Гордиться, а не каяться! Правда о сталинской эпохе (сборник статей и интервью). — М.: Эксмо, Яуза, 2011. — 256 с. — 3500 экз. — ISBN 978-5-699-46904-8.
  • Жуков Ю. Н. Первое поражение Сталина. 1917—1922 гг. От Российской Империи — к СССР. — М.: Издательский центр «Аква-Терм», 2011. — 672 с. — 5000 экз. — ISBN 978-5-905024-02-3.
  • Жуков Ю. Н. Оборотная сторона НЭПа. Экономика и политическая борьба в СССР. 1923—1925 гг. — М.: Издательский центр «Аква-Терм», 2014. — 448 с. — ISBN 978-5-905024-20-7.
  • Жуков Ю. Н. Сталин. Шаг вправо. — Концептуал, 2017. — 416 с. — ISBN 978-5-90686-724-7.

Гражданские свободы и права

Сталинская конституция стала передовым документом своей эпохи именно благодаря «гражданским» положениям из 10-ой главы. До 1936 года ни в одной стране мира подобные права и свободы не были официально закреплены за всеми гражданами. Это была победа социализма над капитализмом, и этого западные страны не простят никогда. Даже если рассматривать современную конституцию США, то там, с учетом всех поправок, у граждан очень мало прав, и они сильно урезаны по сравнению с тем, что было в СССР. Что касается разговоров, что свободы остались на бумаге, то это сравни разговорам, что СССР спровоцировал Германию на атаку. За этим нет ничего, кроме сильного желания других стран принизить историю России и СССР. Претензия сегодня к СССР не столько из-за того, что гражданские права и свободы ущемлялись, а в том, что они оказались записанными в официальный документ.

Основные права граждан СССР по конституции:

1. На отдых. Это выражалось в законодательном закреплении 8-ми часового рабочего дня, а также предоставлением каждому человеку ежегодного отпуска, который оплачивался государством.

2. На работу (труд). Это выражалось в предоставлении каждому человеку гарантированного рабочего места. Безработица была минимальной и стремилась к нулю.

3. На образование. Конституция объявила любое образование в стране бесплатным. При этом вводилась обязательная программа (8 классов) и дополнительная (училища и ВУЗы).

В конституции указывалось, что каждый гражданин СССР является неприкосновенным и получает гарантии безопасности. Также ему предоставляется гарантия неприкосновенности и целостности жилища. Важная особенность конституции СССР 1936 года — в стране устанавливались равные одинаковые права для мужчин и женщин. Сегодня это кажется обыденным и логичным, но до середины 20 века случай СССР был уникальным. В других странах женщинам гражданские права давали крайне ограниченно.

Каждый гражданин был обязан:

1. Защищать Родину. Служба в армии была обязательной и почетной обязанностью каждого.

2. Соблюдать законы. Это требование относилось не только к Конституции и Кодексам, но и к дисциплине на производстве, правилам совместного проживания. Последнее было крайне актуальным, поскольку подавляющая часть населения проживала в общежитиях.

3. Защищать и оберегать социалистическую собственность. Любой человек, восхищавший государственную собственность, или наносящий серьезный вред производству, приравнивался к изменнику. По законам того времени это была смертная казнь.

Сталинская Конституция: радость всенародная

Конечно, Сталин мог прожить и без Конституции, но, как известно, он был человеком предусмотрительным, заботился о многих вещах, включая и основной закон страны. Для чего все это понадобилось вождю? Дело в том, что чтобы встроиться в «концерт» государств, которые к середине 30-го года совершенно отчетливо шли к войне, Советскому Союзу нужно было выбрать определенную позицию. Сталин еще не знал, что он будет делать во время конфликта, с кем он будет, против кого он будет, поэтому ему нужно было иметь некоторое реноме.

Стоит отметить, что Сталинская Конституция была принята при всеобщем ликовании советского народа, при радостных возгласах и песнях, которые по этому случаю создавались.

Закон, по которому радость приходит. Закон, по которому степь плодородит. Закон, по которому все мы равны В созвездии братских республик страны.

Конституция 1936 года имела два целевых направления — на советское общество и на иностранные государства. Европейские интеллектуалы восприняли основной закон СССР позитивно, потому что видели в нем (скорее даже в Сталине) в будущем возможность союзничества. То есть с принятием Конституции советскому вождю удалось повысить авторитет и респектабельность СССР в глазах западной общественности. Но не только этого добился Сталин: внутри страны была организована совершенно поразительная кампания — все радиоприемники, репродукторы были забиты прославлением Конституции, насколько она хороша.

Управление государством


Вся полнота законодательной власти передавалась Верховному Совету. Это был избирательный орган. Депутаты избирались на 4 года. Получилась забавная ситуация — с одной стороны конституция фиксировала, что ВС это главный орган в стране, но с другой стороны все знали и понимали, что реальная власть у ЦК партии. Это главное отличие конституции 1936 года от конституции 1924 года, где вся полнота власти передавалась съезду Советов. Теперь же система управления менялась кардинально, поскольку в 1924 году правление должно было быть экстренным (гражданская война), а в 1936 году оно должно было быть продуктивным (в СССР победил социализм и требовалось его развивать). Система управления СССР, сформировавшаяся после 1936 года, схематически может быть представлена следующим образом.

Верховный совет был двухуровневым. Он состоял из 2-ух палат, каждая их которых формировалась избранными депутатами:

  1. Совет Союзов. Занимался общегосударственными делами. Формировался из расчета на 300 тыс человек 1 депутат.
  2. Совет Национальностей. Занимался республиканскими вопросами. Формировался из 32 кандидатов от каждой республики. Дополнительно по 11 человек от каждой автономной республики и 5 от автономной области.

Каждая республика должна была сформировать свой, республиканский ВС, также избираемый на 4 года. Он решал все местные вопросы и подчинялся по иерархии Москве. В его непосредственном подчинении находились республиканское правительство и совет министров. Каждый из этих органов был подконтрольным и сосредотачивал в своих руках исполнительную власть.

Достойное

  • неделя
  • месяц
  • год
  • век
Интервью с Игорем Ашмановым. Драка с Соловьевым. Как брали Крым. Мы все под колпаком. Интернет — это зона порока.  (5/1)
Белорусский апофеоз  (5/1)
Цена успеха  (5/1)
Казнить нельзя помиловать  (3.67/3)
Интервью с Игорем Ашмановым. Драка с Соловьевым. Как брали Крым. Мы все под колпаком. Интернет — это зона порока.  (5/1)
Белорусский апофеоз  (5/1)
Цена успеха  (5/1)
«Массовое скотство, защита от которого общества и политики перестала осуществляться после убийства И.В.Сталина, и есть тот внутренний фактор, который привёл СССР к краху»  (4/4)
Размышления о «Древе Познания»  (3.8/5)
Казнить нельзя помиловать  (3.67/3)
Свобода личности или свобода индивида  (3.67/3)
В России готовят восстание Спартака, а в Белоруссию будут забрасывать диверсантов из подразделения Бранденбург-800?  (3.5/2)
О деятельности Фонда концептуальных технологий «Алтай» после 18.06.2018 года  (5/11)
Бильярд, как модель глобальной игры в фильме «Классик»  (5/8)
Как тесты конкурса «Лидеры России» отбирают либералов с нужным мышлением  (5/8)
О создании фильма «Час Быка»  (5/7)
Россия на взлёте, народ на излёте.. Москва – столица Всемирной Хазарии?  (5/7)
История библейского проекта «от А до Я» в мультфильме «Падал прошлогодний снег»   (5/7)
У Щетинина теперь все законно  (5/7)
Рабы пока немы: ОПГ против Глобального Родителя  (5/7)
Чисто чтобы не забыть, первыми в космос вышли русские  (5/110)
Центральный банк России работает на её уничтожение  (5/64)
Ну, за самодержание!…  (5/64)
7 советов от гениального врача Николая Амосова .  (5/57)
Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына: отчёт «победителям»?  (5/52)
Другой взгляд на пенсионный вопрос или какое государство нам нужно  (5/50)
Самые яркие примеры смекалки у советских солдат  (5/46)
Смотрите ж: всё стоит она!  (5/38)

Примечания

  1. Хлевнюк О. В. Хозяин. Сталин и утверждение сталинской диктатуры. М., РОССПЭН, 2012. С. 249
  2. Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории: Учеб. пособие / И. Н. Данилевский, В. В. Кабанов, О. М. Медушевская, М. Ф. Румянцева. — М., 1998. с. 536.
  3. s:Закон СССР от 11.02.1957 Об отнесении к ведению союзных республик разрешения вопросов областного, краевого … устройства
  4. Закон СССР от 25 декабря 1958 г. «Об утверждении Указов Президиума Верховного Совета СССР «О переименовании Бурят-Монгольской Автономной Советской Социалистической Республики» и «О преобразовании Калмыцкой автономной области в Калмыцкую Автономную Советскую Социалистическую Республику» и о внесении изменений в статью 22 Конституции Основного Закона СССР
  5. Постановление Верховного Совета СССР от 25 апреля 1962 г. № 13—VI // Ведомости Верховного Совета СССР 1962 г. № 17
  6. Постановление Верховного Совета СССР от 11 декабря 1964 г. № 3092—VI // Ведомости Верховного Совета СССР 1964 г. № 51
  7. Статья 34. Совет Союза избирается гражданами СССР по избирательным округам по норме: один депутат на 300 тысяч населения.

Глава IX. Суд и прокуратура

Статья 102. Правосудие в СССР осуществляется Верховным Судом СССР, Верховными Судами союзных республик, краевыми и областными судами, судами автономных республик и автономных областей, окружными судами, специальными судами СССР, создаваемыми по постановлению Верховного Совета СССР, народными судами.

Статья 103. Рассмотрение дел во всех судах осуществляется с участием народных заседателей, кроме случаев, специально предусмотренных законом.

Статья 104. Верховный Суд СССР является высшим судебным органом. На Верховный Суд СССР возлагается надзор за судебной деятельностью всех судебных органов СССР и союзных республик.

Статья 105. Верховный Суд СССР и специальные суды СССР избираются Верховным Советом СССР сроком на пять лет.

Статья 106. Верховные Суды союзных республик избираются Верховными Советами союзных республик сроком на пять лет.

Статья 107. Верховные Суды автономных республик избираются Верховными Советами автономных республик сроком на пять лет.

Статья 108. Краевые и областные суды, суды автономных областей, окружные суды избираются краевыми, областными или окружными Советами депутатов трудящихся или советами депутатов трудящихся автономных областей сроком на пять лет.

Статья 109. Народные суды избираются гражданами района на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании — сроком на три года.

Статья 110. Судопроизводство ведется на языке союзной или автономной республики или автономной области с обеспечением для лиц, не владеющих этим языком, полного ознакомлении с материалами дела через переводчика, а также права выступать на суде на родном языке

Статья 111. Разбирательство дел во всех судах СССР открытое, поскольку законом не предусмотрены исключения, с обеспечением обвиняемому права на защиту.

Статья 112. Судьи независимы и подчиняются только закону.

Статья 113. Высший надзор за точным исполнением законов всеми Народными Комиссариатами и подведомственными им учреждениями, равно как отдельными должностными лицами, а также гражданами СССР возлагается на Прокурора СССР. Статья 114. Прокурор СССР назначается Верховным Советом СССР сроком на семь лет.

Статья 115. Республиканские, краевые, областные прокуроры, а также прокуроры автономных республик и автономных областей назначаются Прокурором СССР сроком на пять лет.

Статья 116. Окружные, районные и городские прокуроры назначаются прокурорами союзных республик с утверждения Прокурора СССР сроком на пять лет.

Статья 117. Органы прокуратуры осуществляют свои функции независимо от каких бы то ни было местных органов, подчиняясь только Прокурору СССР.

Конституция 1936 года: история создания

Вообще, решение о принятии основного закона страны впервые прозвучало в январе 1935 года. В феврале уже была создана Конституционная комиссия под председательством Сталина и 12 подкомиссий. И вот, 5 декабря 1936 года, VIII Чрезвычайный Съезд Советов принял новый основной закон СССР.

Несколько слов об авторах Конституции. Как уже говорилось, была создана Конституционная комиссия в составе 31-го человека. Любопытно, но, немного забегая вперед, к моменту, когда Конституция была введена в действие, 17 человек из вышеназванных были уничтожены, двое — отставлены.

Также было создано 12 комиссий, в состав которых входили не только депутаты, но и эксперты, которые работали над текстом. Сталин, например, состоял в двух комиссиях, две комиссии были выделены прощенным оппортунистам, ревизионистам, то есть тем, чья дальнейшая судьба уже стояла под вопросом. Правовую комиссию возглавлял Николай Бухарин, а Комиссию по избирательной системе — Карл Радек. Кроме того, Бухарин был еще и секретарем комиссии.

Важно отметить, что за написанием Конституции не только советская, но и международная общественность следила очень внимательно. Существуют (даже сегодня) разные точки зрения по этому поводу

Например, известный итальянский коммунист Джузеппе Боффа полагал, что Сталинская Конституция — это была временная победа прогрессивных сил в коммунистической партии.

Другой ученый, американец Такер, считал, что одновременно взялось и то, и другое: достаточно четко хронологически можно проследить и ужесточения, и всяческого рода репрессии, которые постепенно нарастали уже в 1935-м, а тем более в 1936-м году, и какие-то либеральные жесты, известные заявления Сталина в конце 1935 года на съезде стахановцев, когда он сказал: «Жить, товарищи, стало лучше, жить стало веселее!».

Какие задачи Сталинская Конституция решала внутри страны? Ну, прежде всего, СССР следовало иметь грамотный документ, который бы более или менее удовлетворительно описывал, во-первых, общественное устройство и, во-вторых, государственный строй. Что касается первого:

«Статья 1. Союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое государство рабочих и крестьян.

Статья 2. Политическую основу СССР составляют Советы депутатов трудящихся, выросшие и окрепшие в результате свержения власти помещиков и капиталистов и завоевания диктатуры пролетариата».

В главе, посвященной правам граждан, сказано, что среди прочих прав «гражданам СССР обеспечивается право объединения в общественные организации: профессиональные союзы, кооперативные объединения, организации молодежи» и так далее. Среди всех организаций также называлась Коммунистическая партия Советского Союза, составляющая ядро общественных организаций.

Что касается свободы слова, печати, собраний и митингов, то все это в Конституции 1936 года было прописано:

«Статья 125. В соответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалистического строя гражданам СССР гарантируется законом:

а) свобода слова; б) свобода печати; в) свобода собраний и митингов; г) свобода уличных шествий и демонстраций.

Эти права граждан обеспечиваются предоставлением трудящимся и их организациям типографий, запасов бумаги, общественных зданий, улиц, средств связи и других материальных условий, необходимых для их осуществления».

Также в Конституции говорилось, что высшим судебным органом является Верховный Суд СССР, который избирается Верховным Советом сроком на пять лет. Кстати сказать, Сталинская Конституция в некоторых отношения была шажком, не очень большим, но все-таки шажком в сторону признания разделения властей. Ведь ленинская идея Советов — это, как известно, единая власть.

Государственная символика

Столицей СССР утверждался город Москва. Флаг: на красном знамени серп, молот и красная звезда из 5-ти лучей, располагающиеся в углу у флагштока.

Герб СССР: изображается Земля с нанесенными на ней серпом и молотом. Земля оформляется пшеничными колосьями в лучах солнца. Над ними располагается красная звезда. Надпись «Пролетарии всех стран объединяйтесь» наносилась на всех «союзных» языках.

https://istoriarusi.ru/cccp/stalinskaya-konstituciya-cccp-1936.html (исправлены исторические ошибки)


С полным текстом конституции можно ознакомиться на образовательном сайте

Прошлые материалы (очень рекомендую!):

Избирательные права

Все органы власти в СССР были выборными. Выборы проводились всесословными, прямыми и тайными. система выборов идентична той, которую мы имеем сегодня. Уникальным было то, что в Советском Союзе каждый человек стал обладать равными правами голоса (1 избиратель — 1 голос), и к выборам допускались все граждане СССР, после 18-ти лет. Никаких дополнительных ограничений не было. Для сравнения — в Швейцарии женщинам разрешили голосовать в 1959 году, в США в 1920 году, в Германии в 1949 году, в Испании в 1977 году. В России это случилось сразу после Революции 1917 года, а конституция только закрепила эти права.

На роль депутата мог претендовать любой человек старше 23 лет. Других ограничений не было.

Отдельно обращаю внимание на Пункт 142 Сталинской конституции, где устанавливались обязанности депутатов. Он должен был ежеквартально и ежегодно отчитываться перед избирателями о проделанной работе

Это вводило систему ответственности депутата перед избирателями. Тем более, что чаще всего депутаты избирались заводами, отчитывались перед своими коллегами. У депутатов не было неприкосновенности. Каждый мог лишиться депутатского статуса в любую минуту. Для этого большинство избирателей должны были проголосовать. Делалось это довольно легко, поскольку депутат выдвигался от трудового коллектива, перед которым нес ответственность и отчитывался.

Избирательные права

Все органы власти в СССР были выборными. Выборы проводились всесословными, прямыми и тайными. система выборов идентична той, которую мы имеем сегодня. Уникальным было то, что в Советском Союзе каждый человек стал обладать равными правами голоса (1 избиратель — 1 голос), и к выборам допускались все граждане СССР, после 18-ти лет. Никаких дополнительных ограничений не было. Для сравнения — в Швейцарии женщинам разрешили голосовать в 1959 году, в США в 1920 году, в германии в 1949 году, в Испании в в 1977 году. В России это случилось сразу после Революции 1917 года, а конституция только закрепила эти права.

На роль депутата мог претендовать любой человек старше 23 лет. Других ограничений не было. Но их не было на бумаге. В действительности же депутатом мог быть только член партии.

Отдельно обращаю внимание на Пункт 142 Сталинской конституции, где устанавливались обязанности депутатов. Он должен был ежеквартально и ежегодно отчитываться перед избирателями  о проделанной работе

Это вводило систему ответственности депутата перед избирателями. тем более, что чаще всего депутаты избирались заводами, отчитывались перед своими коллегами. У депутатов не было неприкосновенности. Каждый мог лишиться депутатского статуса в любую минуту. Для этого большинство избирателей должны были проголосовать. Делалось это довольно легко, поскольку депутат выдвигался от трудового коллектива, перед которым нес ответственность и отчитывался.

Форма государственности

СССР провозглашался страной, состоявшей из Союзных республик. Все республики сохраняли широкие полномочия по суверенитету за исключением только органов управления.Все органы управления прописывались в конституции СССР, а союзные республики обязаны были это исполнять. В остальном ограничений не было: каждая республика могла добровольно покинуть состав Советского Союза, доработать конституцию под местные нужды, содержать собственную армию, вести прямые переговоры с другими странами в обход Москвы, обмениваться послами и так далее. Конституция гарантировала, что границы отдельных республик не могут быть изменены, кроме как с согласия самой республики.

При принятии Конституции СССР союзных республик было 11:

1. РСФСР,

входившие в РСФСР Казахская АССР и Киргизская АССР были преобразованы в республики:

2. Казахская ССР,

3. Киргизская ССР,

4. Украинская ССР,

5. Белорусская ССР,

6. Узбекская ССР

7. Туркменская ССР

8. Таджикскую ССР

ЗСФСР (Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика) была разделена 3 республики:

9. Азербайджанская ССР,

10. Армянская ССР,


11. Грузинская ССР

Судебная система

Сталинская конституция Советского союза 1936 года систематизировала суды. Вводилась иерархия, когда дела, разделенные по приоритетам, рассматривались в определенных учреждениях. Например, незначительные происшествия рассматривали суды в городе и селах, более значимые происшествия разбирались на областном уровне, а преступления государственного масштаба и значимости разбирались в Москве, в Верховном суде. Судебная иерархия снизу вверх представлена в виде судов:

  • Народный.
  • Окружной.
  • Краевой.
  • Верховный.

Конституция наделяла Верховный Совет правом формировать особые суды для разбирательства с важнейшими делами. В дальнейшем, например, такие суды формировались для изучения деталей Чернобыльской катастрофы.

Вне зависимости места проведения заседания, все суды в СССР должны были стать открытыми и прозрачными. Каждый судья должен был действовать объективно. Судья избирался на 5 лет, назначаясь «сверху». Проведение судебных заседаний было запрещено без привлечения народных заседателей. Причем они привлекались вне зависимости от типа судебного учреждения. Заседатели были простыми трудящимися, выдвигаемыми от коллективов. Каждый заседатель выбирался на свой пост на 2 года, частично освобождаясь от своих трудовых обязанностей на время работы в суде.

Судебная система СССР в целом фиксировала свою независимость и самостоятельность. На бумаге заявлялось о принципах прозрачности и объективности, но реально вводился еще 1 орган, который контролировал суды — прокуратура. Прокуратуры также действовали по иерархии: Генеральная прокуратура в Москве, региональная, областная, народная. Генеральный прокурор назначался решением Верховного Совета на 5 лет. В функции прокуратуры входил контроль за соблюдением законности действий судов. Если о судах нельзя говорить о независимости, поскольку над ними был контрольный орган, то о прокуратуре можно говорить как о полностью независимом органе. Они не подчинялись никаким органам власти, неся ответственность только перед Генеральным прокурором.

Разработка и принятие

7 февраля 1935 года ЦИК СССР создал Конституционную комиссию под председательством Генерального Секретаря ЦК ВКП (б) И. В. Сталина и 12 подкомиссий. Новая Конституция по замыслу авторов должна была отразить важный этап в истории Советского государства — построение социализма. 12 июня 1936 года проект Конституции был опубликован и обсуждался в течение последующих 6 месяцев на всех уровнях.

По мнению историка О. В. Хлевнюка, более демократический характер этой конституции (в сравнении с конституцией 1924 г.) был вызван желанием привлечь к Советскому Союзу симпатии международной общественности для совместного противостояния набиравшему силу фашизму. В сопроводительной записке к проекту решения Политбюро об изменениях в конституции и создании конституционной комиссии, которое было принято Политбюро 31 января 1935 г., Сталин писал:

По-моему, дело с конституцией Союза ССР состоит куда сложнее, чем это может показаться на первый взгляд. Во-первых, систему выборов надо менять не только в смысле уничтожения её многостепенности. Её надо менять ещё в смысле замены открытого голосования закрытым (тайным) голосованием. Мы можем и должны пойти в этом деле до конца, не останавливаясь на полдороге. Обстановка и соотношение сил в нашей стране в данный момент таковы, что мы можем только выиграть политически в этом деле. Я уже не говорю о том, что необходимость такой реформы диктуется интересами международного революционного движения, ибо подобная реформа обязательно должна сыграть роль сильнейшего орудия, бьющего по международному фашизму…

В её обсуждении впервые участвовало 75 млн человек, было внесено 1,5 млн предложений, дополнений, поправок, публикуемых в периодической печати. Предложения, противоречащие политическому курсу партии (например, разрешить частную собственность или ликвидировать колхозы), не публиковались, и сохранились в архивах под названием «враждебные отклики».

В работе над текстом конституции непосредственно принимал участие И. В. Сталин. Н. И. Бухарин считал себя автором основной части текста конституции.

Новая конституция была принята 5 декабря 1936 года и официально опубликована 6 декабря в издании Известия ЦИК СССР и ВЦИК, № 283.

Последняя советская Конституция: проекты и воплощения

Пришедший к власти Леонид Брежнев не торопился с Конституцией, ведь ему нужно было упрочить своё положение на политической арене и провести реформы, в том числе и те, которые пересматривали порой чересчур радикальные и опасные «эксперименты» Хрущёва в управлении и экономике. Тем не менее идея совершенствования работы Верховного Совета СССР — высшего органа власти в стране — всё-таки продолжала обсуждаться и проводиться в жизнь. Полноценно к проекту Конституции вернулись летом 1968 года. За основу взяли проект «хрущёвских» времён, то есть 1964 года, исправив в нём, по большому счёту, только идеологические положения. Если Хрущёв говорил о «развёрнутом строительстве коммунизма» и, как известно, планировал его «построить» уже к 1980 году, то Брежневу и его соратникам это положение пришлось пересмотреть из-за наметившихся проблем в экономике, поэтому стали говорить о постепенном, медленном появлении условий построения коммунизма — о «развитом социализме».

Это и было отражено в проекте Конституции 1968 года. В целом он оставался достаточно демократичным во многих своих положениях. Но наступила «пражская весна», и взятый социалистами Чехословакии во главе с Александром Дубчеком курс на реформы в стране не приветствовался ни Москвой, ни другими участниками Организации Варшавского Договора — они приняли решение ввести танки в Прагу.

В 1969 году наступает новый поворот в истории создания Конституции — консервативный. Под влиянием «пражской весны» партийное руководство отказалось от задачи создать новый проект и решило ограничиться лишь поправками к действовавшей Конституции. Поправки были незначительными, часто это были текстовые добавления, другие формулировки старых положений. Но к концу года проект так и остался проектом — он далеко не всех устраивал, о чём говорит, например, записка помощника Брежнева Виктора Голикова, который в пух и прах раскритиковал концепцию «развитого социализма», считая, что тем самым руководство страны заявляет о том, что в 1936 году было объявлено о победе социализма, но это был, так сказать, «недоразвитый» социализм! Вопрос о принятии изменений в Конституцию был снят. Подняли его вновь в 1972 году, но опять не договорились — видимо, были противоречия в самом тексте предлагавшегося проекта, и требовалась доработка.

В 1973 году Политбюро ЦК КПСС принимает наконец-таки решение о необходимости создания проекта новой Конституции СССР. Юристы Президиума Верховного Совета СССР как сами, так и благодаря письмам простых граждан и научно-образовательных учреждений составляют предварительный проект. Следующие три-четыре года он постепенно дорабатывается, ведутся дискуссии по отдельным статьям. Конституционные права, свободы и обязанности граждан становятся предметом интереса, поскольку СССР подписывает с европейскими странами содержащий их перечень Заключительный акт СБСЕ в Хельсинках в 1975 году.

«Правда» сообщает о принятии новой Конституции. (wikipedia.org)

И, наконец, в марте 1977 года Брежнев сказал руководителю рабочей группы по проекту Конституции при ЦК КПСС Борису Пономарёву (третьему на этом посту после Леонида Ильичёва и Александра Яковлева) о том, что надо «кончать тягомотину» (так передал его слова в своих мемуарах политический журналист Александр Бовин) и принимать Конституцию. Проект доработали, в мае Пленум ЦК КПСС его одобрил, документ вынесли на всенародное обсуждение, распространили и опубликовали в газетах. Граждане активно писали письма и выступали на собраниях по этому поводу.

Леонид Брежнев, как показали его недавно опубликованные дневники, работал весной и летом над текстом конституции. Мнения простых людей отчасти учли, когда Секретариат Конституционной комиссии в сентябре 1977 года сделал обобщение предложений. Изменения внесли в сотню статей и даже добавили новую — 102-ю — об обязательности исполнения депутатами Советов наказов избирателей, которые их выбирали. В октябре состоялась сессия Верховного Совета СССР, которая приняла конституцию.

Плакат. (wikipedia.org)

Такой непростой оказалась история принятия последнего основного закона Советского Союза. Двадцать лет её принимали, хотя жизнь её оказалась намного короче — лишь 14 лет. Это случилось в «перестройку» при М. С. Горбачёве. Впрочем, это уже другая история.

Заметки на полях

В этом контексте стоит рассмотреть попытку Хазанова «короновать» Путина и возложить на него всю ответственность.

ТАСС: Выяснилось, что артист пришёл в Кремль не с пустыми руками и приготовился презентовать главе государства свой подарок, который он подготовил к недавнему дню рождения Путина. Выяснилось, что в Кремль Хазанов принес копию российской императорской короны.

Если бы вы что-то поскромнее принесли, я бы себе оставил, а так придется теперь сдать в Кремль,

— сказал Путин.

Хазанов предположил, что одна корона продолжит стоять в Алмазном фонде, а его подарок «может стоять в кабинете» главы государства.

Нет, нет, спасибо большое,

— отказался от предложения Путин.

Взяв в руки подарок, глава государства водрузил корону на артиста, заметив:

Поскольку юбиляр сегодня не я, а вы, то вам как раз это и подойдёт.


С этим читают