«универсальные корабли»: как россия развивает проект по созданию многоцелевых корветов

Корпус и надстройка

Корвет «Гремящий» – головной в новейшем проекте 20385. Его корпусная часть преимущественно изготовлена из стали, имеет гладкую палубу. Конструкционные новаторские решения позволили улучшить на 25 процентов сопротивление встречной воде и снизить нагрузки на главную электрическую установку.


Новое оформление подводной части корпуса позволяет использовать силовую установку с меньшим весом, а это освобождает параметр водоизмещения примерно на 20 процентов. В связи с этим боевое оснащение корабля можно существенно усилить. Дополнительным преимущественным фактором является увеличение скорости хода на два узла.

Надстройка плавательного боевого средства изготовлена из негорючих композиционных составляющих компонентов. В их состав входит стеклопластик, полимеры на основе углеродистого волокна. Данная система дает возможность достичь малого радиуса обнаружения локационными станциями и системами. Корма оборудована специальным ангаром и площадкой для размещения и взлета вертолета Ка-27. Его запас топлива составляет порядка 20 тонн. Корвет проекта 20380 и 20385 разительно отличаются оснащением и вооружением в пользу последнего варианта.

«В честь легендарного эсминца»

«Гремящий» предназначен для выполнения широкого круга боевых задач на морских просторах. Корвет способен обнаруживать и уничтожать подводные лодки и надводные корабли противника, поражать наземные цели, обеспечивать высадку десанта.

«Наименование «Гремящий» дано корвету в честь легендарного эсминца Северного флота времён Великой Отечественной войны, которому за успешные действия на море было присвоено гвардейское звание, а его командир — капитан 1 ранга (в дальнейшем контр-адмирал) Антон Гурин стал Героем Советского Союза», — поясняют в Минобороны РФ.

Также по теме «Вобрал в себя новейшие достижения»: какими возможностями обладает ракетный корабль ВМФ «Каракурт» В Санкт-Петербурге завершено строительство малого ракетного корабля (МРК) проекта 22800 (шифр «Каракурт») «Одинцово». Об этом сообщает…

«Гремящий» — усовершенствованная версия кораблей проекта 20380. По сравнению с предшественниками новейший корвет обладает более мощным ударным и зенитно-ракетным вооружением. Также «Гремящий» отличают меньшая оптическая, радиолокационная и акустическая заметность.

По информации Минобороны РФ, снизить радиолокационную заметность корабля удалось «за счёт применения в качестве материала надстройки трудногорючих стеклопластиков со свойствами радиопоглощения, а также за счёт архитектурной компоновки корпуса и надстройки».

Водоизмещение корвета проекта 20385 составляет более 2 тыс. т, длина — 104 м, ширина — 13 м, скорость — до 27 узлов, дальность плавания — около 4 тыс. миль, экипаж — 99 человек.

Возможности «Гремящего» по поиску и уничтожению подлодок значительно повышает вертолёт Ка-27ПЛ (Ка-27ПС), для которого на судне предусмотрены специальная площадка и ангар.

Новейший корвет оснащён универсальным корабельным стрельбовым комплексом (УКСК), который позволяет совершать пуски «Калибров», «Ониксов», зенитных ракет и гиперзвуковых «Цирконов».

От атак с воздуха «Гремящий» защищён зенитным ракетным комплексом (ЗРК) «Полимент-Редут», способным поражать авиацию и крылатые ракеты противника на дальности до 150 км. Боеприпасы этой системы ПВО благодаря активной головке самонаведения уничтожают цель на финальном участке полёта без получения данных от радиолокационной станции, что заметно упрощает процесс боевой работы.

Помимо ракетного вооружения, арсенал «Гремящего» представлен 100-мм артиллерийской установкой А-190-01, двумя 30-мм зенитными автоматическими пушками АК-630М, малогабаритным противолодочным комплексом «Пакет-НК», который не имеет аналогов в мире.

  • Корвет «Гремящий» перед спуском на воду

Главная энергетическая установка (ГЭУ) «Гремящего» состоит из двух дизельных агрегатов 1ДДА-12000 производства АО «Коломенский завод», которые были доработаны по требованию Минобороны после введения санкций против России. 

Ещё одной важной особенностью «Гремящего» является боевая информационно-управляющая система (БИУС) нового поколения «Сигма». Она объединяет всё бортовое вооружение, а также средства разведки и наблюдения

«Гремящий» пополнит состав Тихоокеанского флота (ТОФ). Об этом в июне прошлого года сообщил контр-адмирал Игорь Королёв, заместитель командующего ТОФ по вооружению. Также данное оперативно-стратегическое объединение ВМФ получит второй корабль проекта 20385 «Проворный». Предположительный срок передачи — 2021 год.

«В корвете «Гремящий» и в последующем корвете «Проворный» внедрены принципиально новые технологии и конструкционные решения. Кроме всего прочего, эти корабли являются первыми на ТОФ носителями комплекса крылатых ракет «Калибр», который отлично зарекомендовал себя во время эксплуатации на Черноморском флоте и в Каспийской флотилии», — говорится в материалах пресс-службы Восточного военного округа.

Основные отличия в конструкции кораблей проекта 20385

Отельного внимания заслуживает конструкция корабля. На «Гремящем», головном корабле проекта 20385, при сооружении корпуса и главных надстроек использованы композитные материалы, разработанные и созданные отечественными специалистами ФГУП «Прометей». Технология уверенно прошла обкатку во время строительства судов базового 20380 проекта. Надстройка корвета изготовлена из композитного материала, который представляет собой негорючий многослойный пластик. Основу материала составляет углеродистые волокна, обладающие высокими прочностными характеристиками. Инновация решения заключается в том, что судно таких размеров, выполненное с использованием стекловолокна, в 2-3 раза легче аналогичной конструкции, сделанной их стали. Еще одним весомым аргументом в пользу такого технического решения является низкая радиолокационная заметность надстройки, которой удалось добиться в результате применения технологии «стелс».

В усовершенствованном варианте корвета конструкторы уделили больше внимания повышению мореходных качеств боевого корабля. Новый корвет обладает лучшей сопротивляемостью поперечной качке и способен успешно выполнять боевые задачи при волнении силой до 5 баллов. Корпус корабля и остров надстройки имеют сниженный в 3 раза показатель кругового рассеивания радиолокационного фона, что в свою очередь существенно увеличивает живучесть корабля в боевых условиях.


Силовая установка корабля на сегодняшний день представлена двумя дизельными агрегатами, которые в свою очередь приводятся в движение двумя двигателями 16Д49, мощностью 6000 л.с. каждый. Дизельные двигатели для головного корабля изготовлены на ОАО «Коломенский машзавод», а основные узлы и агрегаты изготовлены на АО «Звезда». С двигательной установкой для кораблей проекта 20385 возникла целая история, которая долгое время была одной из основных тем в новостных СМИ. Первоначально проект создавался под импортные двигатели, однако ухудшения военно-политических отношений с западными странами привели к срыву поставок необходимого оборудования немецкой компании MTU. Требовалось в срочном порядке найти подходящую замену.

Уникальная многозадачность

Тактико-технические характеристики и широкий набор вооружений делают корветы проекта 20385 по-настоящему многозадачными кораблями по сравнению с западными судами такого же класса, отмечает Виктор Литовкин.

«У западных морских держав есть корабли такого класса, но они не настолько вооружены, как российские. В США самые разные корабли входят в ударные авианосные соединения, поэтому им не нужно иметь многоплановое вооружение, такое как противокорабельное, противовоздушное, противолодочное. У России практически все корабли имеют несколько видов вооружений на случай самозащиты, — пояснил Литовкин.

Также по теме На 50 лет вперёд: ВМФ получит более 180 новых кораблей до 2027 года Военно-морской флот России до 2027 года получит более 180 новых кораблей и судов в рамках государственной программы вооружения на…

По словам военного эксперта Юрия Кнутова, основной задачей подобных корветов является охрана прибрежных зон.

«Этот корабль способен в том числе нанести серьёзный ущерб авианосной американской группе, несмотря на то что он по своим размерам достаточно небольшой. Корвет такого класса способен решать задачи противолодочной обороны и поддержки других кораблей», — рассказал эксперт.

«Гремящий» и другие корветы проекта 20385 являются примерами передовых военно-морских технологий в действии, добавил Кнутов.

«Это корабли, которые не только соответствуют всем современным требованиям, но и представляют собой воплощение технологий завтрашнего дня. Более того, в них заложена возможность модернизации, соответственно, их пусковые установки впоследствии будут использованы под ракеты «Циркон», которые поступят в ближайшее время на вооружение российской армии. У западных морских держав есть корветы, но российские корабли наиболее современны с точки зрения электроники и ракетного вооружения. У стран — участниц НАТО ультрасовременные корветы, но если рассматривать ракетное вооружение, то российские корабли по своим характеристикам превосходят западные аналоги», — заключил эксперт.

По требованиям морского боя

«Ретивый» — седьмой по счёту корабль проекта 20380. По информации Минобороны, данный корвет будет превосходить некоторых своих предшественников «по степени радиоэлектронного оснащения». 

Головной корвет проекта 20380 «Стерегущий» находится на службе ВМФ с 27 февраля 2008 года. В 2011 году флоту был передан «Сообразительный», в 2013-м — «Бойкий», в 2014-м — «Стойкий», в 2017-м — «Совершенный», в 2018 году — «Громкий».

Также по теме «Проецировать силу на дальних рубежах»: как корвет «Гремящий» увеличит боевые возможности ВМФ России Военно-морской флот России должен получить многоцелевой корвет проекта 20385 «Гремящий» в первом полугодии 2020 года. Об этом сообщают…

Проект 20380 — детище Центрального морского конструкторского бюро «Алмаз» (Санкт-Петербург). Строительство кораблей развёрнуто на «Северной верфи» и ПАО «Амурский судостроительный завод» (Комсомольск-на-Амуре).

Полное водоизмещение корвета проекта 20380 — 2,22 тыс. т, длина — 104,5 м, ширина — 13 м, осадка — до 7,95 м, максимальная скорость хода — 27 узлов (50 км/ч), дальность плавания — 3500—4000 миль (5632—6437 км) на 14 узлах (25,9 км/ч). Автономность корабля по запасам провизии оценивается в 15 суток.

Главная энергетическая установка (ГЭУ) корвета проекта 20380 представлена четырьмя дизельными двигателями 16Д49 производства АО «Коломенский завод». Совокупная мощность силовых агрегатов — 23 320 л. с. (17 140 кВт).

Корабли проекта 20380 предназначены для выполнения задач в ближней морской зоне. Вооружение корветов позволяет бороться с подлодками, надводными кораблями, оказывать артиллерийскую поддержку морскому десанту, патрулировать водные районы.

При производстве кораблей используется технология «стелс», которая позволяет уменьшить их радиолокационную заметность. В частности, надстройки корветов имеют характерные для современной военно-морской платформы изломанные геометрические очертания, а в качестве основного строительного материала используется радиопоглощающий стеклопластик.

Ещё одним достоинством архитектуры корабля является модульный принцип, дающий возможность при модернизации устанавливать новые комплексы вооружения. В целом корветы проекта 20380 отличаются от других противолодочных платформ многофункциональностью, компактностью, высоким уровнем автоматизации бортовых систем, отмечают в Минобороны.

  • Корвет проекта 20380 на Амурском судостроительном заводе

В арсенал кораблей проекта 20380 входят противокорабельный комплекс «Уран» с ракетами Х-35, малогабаритная противолодочная система «Пакет», артиллерийские установки А-190 и АК-630М, два гранатомёта ДП-64. Для противовоздушной обороны используются зенитные ракетные комплексы (ЗРК) «Редут», «Кортик-М», «Игла». На борту предусмотрено базирование противолодочного вертолёта Ка-27.

«Внедрённые в данный проект кораблей системы ударного, противовоздушного и противолодочного оружия, комплексы боевого управления, обнаружения и целеуказания, связи и защиты делают этот класс кораблей самодостаточным и отвечающим самым высоким требованиям современного морского боя», — говорится в материалах Минобороны РФ.


По информации военного ведомства, комплексы ракетно-артиллерийского вооружения корветов проекта 20380 позволяют «наносить удары по надводным кораблям как в море, так и в пунктах базирования, осуществлять патрулирование назначенных районов».

Параметры мореходности

Рассматриваемый корабль обладает повышенной мореходностью, по сравнению с аналогами и предшественниками. При этом нагрузка на колебания при поперечной качке не имеет значения. Такая возможность дает право беспрепятственно использовать весь боекомплект даже при волнении моря до 5 баллов.

Конструкторы особое внимание уделили живучести корабля. Разработчики использовали новейшие технологии и композиционные материалы

Это дало возможность существенно снизить радиолокационную заметность корабля. Корвет «Гремящий» проекта российских корветов 20385 – первый в своем роде, в оснащении которого применены полимерные материалы с высоким поглощением радиоимпульсов и нестандартное архитектурное оформление.

В результате фактор обнаружения и кругового рассеивания снизился практически в три раза (по сравнению с аналогами). Дополнительную защиту обеспечивают комплексы, направленные на блокировку атакующих средств противника.

Под широкий круг задач

По словам Сивкова, корабли проекта 20380 являются носителями 16 ракет X-35, корветы усовершенствованного проекта 20385 будут вооружены восемью «Уранами» и восемью «Калибрами». Дальность стрельбы детища ОКБ «Новатор» по морским целям составляет 375 км, по наземным — 1,4—2,7 тыс. км.

Также по теме «Большой задел»: почему разработки 1980-х годов снова актуальны для российской авиации и флота Россия продлит срок службы старых «Русланов» и начнёт разработку собственного супертяжёлого транспортного самолёта в качестве замены…

Помимо «Калибров» корабли проекта 20385 получат модификацию зенитного комплекса «Редут» с 16 ячейками (против 12 единиц у корветов проекта 20380), где могут размещаться несколько ракет различной дальности.

Строительство сторожевых кораблей проекта 20385 развёрнуто на ОАО «Северная верфь» (Санкт-Петербург). До конца года в состав ТОФ может войти корвет «Гремящий». В сентябре после проверки специальной комиссией на корабль заселился экипаж для последующего проведения ходовых испытаний. 7 июня на сайте госзакупок появилась информация о том, что на «Гремящем» будут проводиться пуски сверхзвуковой ракеты 3М55 «Оникс».

30 июня 2017 года начальник управления кораблестроения ВМФ РФ контр-адмирал Владимир Тряпичников рассказал журналистам, что серийное производство кораблей проекта 20385 ограничится четырьмя единицами. Командование военно-морского флота намерено вложить средства в создание корветов проекта 20386, которые будут более «современными и мощными».

«Можно констатировать, что в первую очередь он (корабль проекта 20386. — RT) отличается энергетическим комплексом… Это импортозамещение, это новая энергетическая установка, которая даст этому кораблю большие мореходные качества, большую скорость», — отметил Тряпичников.

Также, как добавил контр-адмирал, новейший сторожевой корабль получит многофункциональный радиолокационный комплекс «Заслон».

28 октября 2016 года на «Северной верфи» был заложен головной корабль проекта 20386, получивший название «Дерзкий». Водоизмещение корвета составит 3,4 тыс. т, длина — 109 м, ширина — 13 м, скорость — 30 узлов (55 км/ч), дальность плавания — 5 тыс. миль (8 тыс. км), экипаж — 80 человек.

  • Макет перспективного корвета 20386

«Главными особенностями перспективного корвета являются сбалансированный состав вооружения, включающий временно устанавливаемые образцы модульного исполнения, интегрированную информационно-управляющую систему открытой архитектуры, новое радиоэлектронное вооружение, роботизированные комплексы», — сообщил в августе в интервью ТАСС гендиректор ЦМКБ «Алмаз» Александр Шляхтенко.

По его словам, корабль проекта 20386 будет отличаться от предшественников «волнопрорезывающей» формой корпуса и комбинированной газотурбинной установкой «с частичным электродвижением». Также корвет будет оснащён автономными подводными аппаратами, безэкипажными катерами и беспилотниками. ВМФ рассчитывает получить не менее десяти подобных кораблей.

В беседе с RT основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев рассказал, что ещё одной особенностью корветов проекта 20386 является принцип модульности, который позволит менять типы вооружения. Основу арсенала корвета составят ракеты «Калибр», «Оникс», ЗРК «Редут», торпедный комплекс «Пакет-НК», артиллерийские установки АК-630М и А-190-01.  

История постройки корабля

Заложен на стапеле судостроительного предприятия «Северная верфь» 1 февраля 2012 года (заводской № 1005) по модернизированному проекту 20385, предусматривающему установку на корабле вместо восьми дозвуковых противокорабельных ракет Х-35 «Уран», восемь крылатых ракет большой дальности 3М-14 «Калибр», «Оникс», «Циркон».

К 23 июня 2014 года поставлена надстройка из композитного материала. Поставка была осуществлена в строго оговоренные госконтрактом от 27.03.2006 № 253/05/2/К/0546-06 сроки.

По изначальному проекту в качестве главных двигателей предусматривалась установка немецких дизельных агрегатов компании MTU, но в связи с отказом компании поставить их, на корабль будут установлены дизельные агрегаты ДДА 12000 производства АО «Коломенский завод». К 17 февраля 2016 года началась подготовка к их монтажу на корвет. К 20 мая 2016 года агрегаты были установлены.

Спущен на воду 30 июня 2017 года.

Изначально планировалось, что после окончания строительства «Гремящий» войдет в состав Северного флота, но после спуска на воду было объявлено, что корабль войдет в состав Тихоокеанского флота. Стоимость корвета составит 14-18 млрд рублей.

В начале октября 2017 года экипаж корвета приступил к обучению в Объединенном учебном центре ВМФ России в Санкт-Петербурге.

На 25 октября 2017 года техническая готовность корвета достигла 65%.

В январе 2018 года на корабль было подано штатное электропитание, и начаты швартовные испытания.

В сентябре 2018 года начато заселение экипажа корабля.

На август 2018 года было запланировано начало ходовых испытаний. На октябрь 2018 года запланированы государственные испытания.

На 12 февраля 2019 года техническая готовность корвета достигла 90%. 21 апреля 2019 года вышел в море для проведения заводских ходовых испытаний на полигонах Балтийского флота.

31 октября 2019 года корвет посетили Верховный Главнокомандующий Владимир Путин и министр обороны Сергей Шойгу. 13 ноября корвет прибыл на Беломорскую ВМБ Северного флота для прохождения дальнейших испытаний в Белом море. 9 декабря проведены стрельбы крылатыми ракетами «Калибр» и «Оникс».

Сдача корабля флоту была запланирована на 25 декабря 2019 года, однако этого так и не произошло.

Планируется, что корвет пройдет Северным морским путём на Тихоокеанский флот для завершения государственных испытаний.

Готовится к передаче Тихоокеанскому флоту в августе 2020 года.

Примечания

  1. Корвет // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
  2. Г. А. Аммон. Морские памятные даты. Москва. Военное издательство. 1987 г. стр.375
  3. Р. М. Мельников. Крейсер «Очаков». Ленинград. судостроение. 1986 г. стр.11
  4. Р. М. Мельников. Крейсер «Очаков». Ленинград. судостроение. 1986 г. стр.9
  5. Журнал: «Гангут» 1993 г., выпуск № 5, стр. 14
  6. , с. 31—43.
  7. . «Военная Россия». Дата обращения 21 апреля 2015.
  8. , с. 133—140, 325—329, 397.
  9. Р. М. Мельников. Крейсер «Очаков». Ленинград. судостроение. 1986 г. стр.18
  10. navy_korabel. . Флот открытого океана: третья попытка (28 сентября 2013). Дата обращения 7 июля 2019.

Разработка и постройка

Корвет проекта 20385 представляет собой усовершенствованную версию аналогичной разработки под индексом 20380, с внедрением принципиально новых технологических и конструкционных решений. Северная верфь в Питере подписала контракт о создании четырех судов подобной категории, два из которых уже готовы. Параллельно работы ведутся на судостроительном заводе в Комсомольске-на-Амуре. Новые корабли должны стать максимально надежными в ударном плане, включая использование новейших средств противовоздушной обороны.

Разработало корвет проекта 20385 («Гремящий») конструкторское бюро «Алмаз». Прогнозируемый порт приписки кораблей после достройки – Северный флот. Рассматриваемый проект существенно совершеннее предшественника. Особенно это касается тактико-технических параметров, оружия, возможностей ведения боя и маневрирования. В теории производители планируют возвести десять аналогичных корветов для российского ВМФ. Это даст возможность значительно повысить обороноспособность в плане защиты морской границы. Стоит отметить, что в производстве судов используются композиционные материалы, а стоимость их изготовления и поставки составила не менее полумиллиона рублей.

В заключение


Можно говорить о том, что наконец найдено единственно мудрое решение и что корветы проекта 20386 станут той самой палочкой-выручалочкой, которая приведет отечественный ВМФ в надлежащий вид. Сегодня российский ВМФ остро нуждается в судах данного класса. Все зависит от того, насколько будет быстро вестись строительство серии.

В перспективе корветы данного проекта могут стать твердой опорой для российского флота. Анализ последних событий в Восточном Средиземноморье говорит в пользу того, что почти любые оперативно-тактические задачи могут решать боевые корабли меньшего водоизмещения. Наличие ударного ракетного вооружения делает современные малые боевые суда эффективным инструментом военного присутствия. Крупная серия судов подобного типа, учитывая невысокую проектную стоимость, может в течение короткого времени решить задачи технического оснащения флота новыми боевыми единицами.

Автор статьи: Метальников Александр Военный историк. Люблю писать на военные темы, описывать исторические события, известные сражения.

Подведя итог:

1. Проект 20386 не имеет сколько-нибудь серьезного военного и технического обоснования. ВМФ, получивший его, «мягко выражаясь», с «черного хода», не имеет и не в состоянии привести никаких серьезных и достойных внимания аргументов в его пользу. Серийное его строительство нецелесообразно.

2. Промышленностью проведена большая, тяжелая и в значительной мере успешная работа по доводке проекта 20380, освоено его серийное строительство (даже на «проблемном» Амурском судостроительном заводе).

3. Корабли проекта 20380 начали надежно ходить (в т.ч. в дальнюю и океанскую зону).

4. Необходимо продолжение серии корветов проекта 20380(5), с безусловным полным устранением их недостатков (в т.ч. доработкой первых кораблей серии).

5. С целью снижения стоимости целесообразна унификация РЛК проектов 20380 (новых корпусов) и 22800 (первых двух корпусов серии) и использование (в перспективе) унифицированных стоек управления для различных комплексов оружия.

6. Применение изделий комплекса «Калибр» должно быть обеспечено с наклонных пусковых установок всех корветов (в т.ч. первых корпусов). В первую очередь это касается противолодочных ракет (корвет ОВР должен быть не «дичью» для подлодок, а «охотником» на них!), как это сделано, например на китайских корветах ОВР проекта 056.

7. Необходимо размещение перспективных робототехнических комплексов и современных катеров на борту корветов проекта 20380.

8. Изыскание «внутренних резервов» снижения водоизмещения кораблей проекта 20380 для проведения его доработки (с устранением недостатков), например, замена тяжелых пусковых комплекса «Пакет» на легкие пневматические торпедные аппараты.

Строительство кораблей проекта 20386 необходимо прекратить и не допускать впредь расходования денег на подобные технические авантюры.

Послесловие 2019 года

Эта статья должна была выйти под Новый год в одном крупном издании и писалась специально для него. Однако, с учетом значительного резонанса предшествующей серии статей авторов, были предприняты меры по ее невыходу в СМИ.

Негативные последствия прекращения строительства серии корветов проекта 20380 (20385) начинают осознавать и руководители. В августе 2018-го А.В. Шляхтенко, Гендиректор ЦМКБ «Алмаз», дал интервью ТАСС, в котором заявил:

«В этом году закладка корветов 20380 и 20385 на судостроительном заводе «Северная верфь» и Амурском судостроительном заводе не планируется. Однако в ЦМКБ «Алмаз» убеждены, что эти боевые надводные корабли за счет ограниченной стоимости и достаточно мощного вооружения, позволяющего им решать широкий круг боевых задач, в том числе в удаленной морской и океанской зоне, являются основой для формирования корабельного состава надводного флота….Поэтому их строительство должно вестись непрерывно и максимально возможными темпами. Мы надеемся, что решение о закладке новых кораблей этого класса будет принято государственным заказчиком в ближайшее время.»

А что же ВМФ? «Ответ» (точнее его полное отсутствие) – в отписке начальника кораблестроения ВМФ В.Тряпичникова…

Главнокомандующий ВМФ Королев В.И. и его предшественник Чирков В.В. у макета корвета проекта 20386

Уже через три года «Дерзкий» останется на стапеле один на неопределённо долгое время, как памятник тому, чем заканчиваются такие авантюры.

//


С этим читают