Кощей бессмертный

В искусстве

Фильмы
  • 1944 — Кащей Бессмертный (Георгий Милляр)
  • 1967 — Огонь, вода и… медные трубы (Георгий Милляр)
  • 1952 — Римский-Корсаков (Евгений Лебедев)
  • 1969 — Весёлое волшебство (Фёдор Никитин)
  • 1975 — Новогодние приключения Маши и Вити (Николай Боярский)
  • 1982 — Там, на неведомых дорожках… (Александр Филиппенко)
  • 1985 — После дождичка в четверг (Олег Табаков)
  • 1987 — На златом крыльце сидели (Виктор Сергачёв)
  • 1987 — Сказка про влюблённого маляра (Валерий Ивченко)
  • 1987 — Она с метлой, он в чёрной шляпе (Александр Фриш)
  • 1987 — Лиловый шар (Игорь Ясулович)
  • 2004 — Чудеса в Решетове (Нодар Мгалоблишвили)
  • 2004 — «Легенда о Кащее» (Анатолий Смиранин, Алексей Петренко)
  • 2007 — Очень новогоднее кино, или Ночь в музее (Владимир Гришко)
  • 2009 — Книга мастеров (Гоша Куценко)
  • 2010 — Приключения в Тридесятом царстве (Евгений Щетинин)
  • 2011 — Реальная сказка (Леонид Ярмольник)
  • 2017 — Последний богатырь (Константин Лавроненко)
Сериалы
  • «За тридевять земель» (2002). В роли Валентин Никулин
  • «Гримм», 3 сезон 9 серия «Красная угроза» (2014) (неоднозначный персонаж, Марк Иванир)
  • «Сказки У» (2014) (персонаж Чахлик Невмирущий — пародия на Кощея)
  • «Доктор Кто» (настоящее имя главного врага Доктора, Мастера — Кошей (Koschei))
Мультфильмы
  • «Царевна-лягушка» (1954) (реж. Михаил Цехановский, озвучил Александр Румнев)
  • «Сказка сказывается» (1970, озвучил Георгий Милляр)
  • «Царевна-лягушка» (1971, реж. Ю. Елисеев)
  • «Молодильные яблоки» (1974, озвучил Георгий Милляр)
  • «Баба Яга против!» (1980, озвучил Гарри Бардин)
  • «Ивашка из Дворца пионеров» (1981, озвучил Гарри Бардин)
  • «А в этой сказке было так…» (1984, озвучил Михаил Козаков)
  • «Два богатыря» (1989, озвучил Павел Смеян)
  • «Фантазёры из деревни Угоры» (1994, озвучил Георгий Вицин)
  • «Бабка Ёжка и другие» (2006) (положительный персонаж, озвучил Алексей Колган)
  • «Иван-Царевич и Серый Волк» (2011, озвучил Сергей Русскин)
  • «Царевны» (2018, озвучил Станислав Концевич)
  • «Сказочный патруль. Настоящая история Кощея» (премьера в 2020)
Опера, балет, музыка
  • Опера Римского-Корсакова «Кащей Бессмертный».
  • Балет Игоря Стравинского «Жар-птица».
  • Панк-рок-опера группы «Сектор газа» — «Кащей Бессмертный», арию Кащея исполнил Юрий Клинских.
  • Прообраз Кощея использован в инструментальной композиции испанской нью-метал группы «Toundra» — «Koschei».
Образ в литературе
  • Историко-фантастический роман Александра Вельтмана «Кощей Бессмертный» (1833 год).
  • В серии книг «Тайный сыск царя Гороха» (Белянин, Андрей Олегович) Кощей выступает в образе местного «криминального авторитета», с деятельностью которого борется главный герой серии.
  • В серии книг «Преданья старины глубокой» Александра Рудазова Кащей — главный злодей книги.
  • В комиксе «Хеллбой» появляется наряду с другими славянскими мифическими существами — Бабой-Ягой, Перуном, Василисой Прекрасной, Домовым.
  • В сборнике Ольги Громыко «Ведьмины байки», а конкретно — повести «О бедном Кощее замолвите слово».
  • В серии книг «Кащей» (Дмитрий Мансуров) Кащей выступает в роли учёного, потерявшего память (настоящее имя Леснид), собиравшего золото с маниакальным упорством для того, чтобы всего лишь использовать несколько сот грамм для микросхемы.
  • В третьей части трилогии М. Г. Успенского «Приключения Жихаря» — «Кого за смертью посылать» (1998) Кощей Бессмертный отождествлён с вечно юным и прекрасным Питером Пэном. Репутацию старого похитителя женщин Кощей приобрёл благодаря рассказам его многочисленных любовниц, желавших таким образом ввести в заблуждение своих мужей или женихов.
  • В цикле «Хонор Харрингтон» Дэвида Вебера «Кощеями» называются генетически модифицированные рабы, первоначально созданные «славянскими гегемонистами». Война с использованием «кощеев»-солдат едва не уничтожила Землю и привела к серьёзным ограничениям на генную инженерию в остальной части освоенной галактики.
  • В дилогии «Терра» Елены Звёздной Кощей играет роль деда главного героя — Александра Стужева.
  • В романе Анны Старобинец «Убежище 3/9» — один из обитателей сказочного потустороннего мира по прозвищу Старый.
  • В романе Кэтрин М. Валенте «Бессмертный» история Кощея пересказывается на фоне исторических событий XX века в России.

Король Кощей Бессмертный Править

Уже совершенно ясно, что в основе всех легенд и преданий лежат какие-то реальные события. Фантастическо-сказочное объясняется особенностями человеческого восприятия и дальнейшего пересказа. Все это, конечно, касается и темы бессмертия — общего и личного.

Здесь вспоминается библейский Агасфер — Вечный Жид, которо­го Христос за жестокосердие обрек на вечные скитания, философ Аполлоний Тианекийо, граф Сен-Жермен и дру­гих «вечно-живых» людей. Теперь в истории найден след одного из них — Кощея Бессмертного, пожалуй, самого древнего и легендарного — настолько, что он уже вроде бы и не человек.

Сенсационное сообще­ние об этом открытии было сделано ещё в 2010 году в Москве, потом стали известны некоторые подробности. Историк Виктор Болдак считает, что всем известная сказка о Кощее Бес­смертном и Василисе Премудрой — отра­жение событий, происхо­дивших в реальности на южных рубежах Руси в IV веке нашей эры. Кощей Бессмертный — ко­роль древних готов, персо­наж исторических хроник и выдающий­ся полководец.

В те далекие времена многие народы пришли в движение, не зря эпоха получила название Великого переселения народов. Одни народы вытесняли другие, места расселения радикально менялись. Конечно, все это происходило при вооруженных конфликтах местного населения с пришлым.

Вос­точные племена готов с боями сплавились на ко­раблях из Скандинавии по Западной Двине, Волге, Оке, Дону через ме­ста проживания россов к берегам Азов­ского моря. Они осели в Причерноморье, основав там Готландию — землю готов.

Воспоминания о тех кровопролитных войнах и сохранилось в русском фолькло­ре в виде преданий о Кощее Бессмерт­ном. У других народов он имеет разные имена: столетний Германарих, Вострогот… Однако речь идет об одном и том же человеке — злодее, по мнению современников, самой, смертью, толь­ко в мужском обличье.

Большинство этих сказок строится как раз на историческом факте. Кощей пленил, а затем казнил жену князя россов. В последствии ее бра­тья убили злодея, отомстив за сестру. Готский историк Иордан писал, что войска Кощея в 375 году потерпели по­ражение, и он сам был убит в том сражении. А было ему тогда 110 лет! А вдруг он опять уцелел и просто скрылся от врагов?..

Тогда становится понятно, почему Кощей получил в народе про­звище Бессмертный. Зная, что он уже не раз оживал-возрождался, о его поразитель­ном долголетии, люди и приписали ему способность жить вечно. Впрочем могло быть и так, что кто-то из очень похожих на него наследников назвался его именем, уже ставшим легендарным, чтобы нагонять страх на врагов, и продолжил творить ужасные дела…

Примечания

  1. . Дата обращения 16 апреля 2018.
  2. ↑ .
  3. .
  4. ↑ . terve-suomi.com. Дата обращения 15 апреля 2018.
  5. Алина Соломина. . Газета «Свободный курс». Издательский дом «Алтапресс» (7 мая 2009). Дата обращения 6 мая 2009.
  6. Юлия Годар и Вячеслав Корнев. (26 марта 2015). Дата обращения 10 мая 2018.
  7. Объявление в местной газете // Алтайская правда : газета. — 1944. — 1 июля (№ 129).
  8. Статья в газете // Алтайская правда : газета. — 1944. — 12 июля (№ 137).
  9. Объявление в местной газете // Алтайская правда : газета. — 1944. — 4 июль (№ 131).
  10. .
  11. , p. 286.
  12. ↑ , p. 290.
  13. Рецензия // Оссерваторе Романо : газета. — 1945. — 1 октябрь.
  14. . akter.kulichki.net. Дата обращения 9 мая 2018.
  15. , p. 48.
  16. . Ozon.ru. — VHS выпущен компанией «Формат А». Дата обращения 3 июня 2018.
  17. . Ozon.ru. — DVD выпущен компанией «СОЮЗ Видео». Дата обращения 3 июня 2018.
  18. . Ozon.ru. — DVD выпущен компанией RUSCICO. Дата обращения 3 июня 2018.
  19. , p. 297.
  20. Олеся Матюхина. . prirodasibiri.ru (2013). Дата обращения 9 мая 2018.
  21. . Городской портал tomsk.ru (24 февраля 2016). Дата обращения 10 мая 2018.
  22. ↑ . Пятый канал. Дата обращения 30 января 2020.

История

Прошлое

Но именно в это время люди и боги сошлись в решающей битве, пробудив тем самым Спящего. Он уничтожил существующую Землю, но вмешались космические силы, создав тем самым Многомирье. На его полюсах расположились две Земли — уничтоженная Спящим, получившая название Эдем, и наша, истинная Земля, в хронологии которой Спящий не пробуждался. Отныне все боги стремились именно на неё, чтобы пробудить Спящего. Чтобы этого не допустить, космические силы назначили Ивана-царевича хранителем Эдема и дали ему два артефакта: печать миров и волшебную рапиру, способная убивать богов. Но взамен он не мог покинуть Эдем.

Одинокий Кощей в Эдеме


Отныне Иван стал единственным жителем уничтоженной Земли. Печать миров, нанесённая на его тело в виде татуировок, притягивала богов, стремящихся на Землю, в Эдем, где их ждала смерть от рапиры. Много лет он нёс свой крест, став называть себя Кощеем. Его облик изменился: кожа стала серой, волосы отросли до пояса. Но силы, поставившие Ивана на стражу Многомирья, не учли того, что он всё ещё был человеком, в его сердце всё ещё жила любовь к Василисе. Плюнув на запрет возвращаться во времена Прото-Земли, Кощей отправился в прошлое, в избу Мокоши, за своей любимой. От одного прикосновения любимой его кожа приобрела нормальный вид, и он уверился в правильности своего поступка. Но тут в комнату вернулся Иван из прошлого и напал на Кощея, который был им же самим из будущего. Сражаясь в портале в Эдем с самим собой, Кощей создал хронопарадокс и сотворил бесчисленное количество собственных копий, в сердце которых жила любовь к Василисе и уверенность в том, что она находится в темнице Кощея. Каждая копия Кощея обладала также и иглой, дающей способность путешествовать по мирам.

Шло время. Кощей вместе с Василисой жил в Эдеме, периодически уничтожая богов и Иванов, приходящих в его мир. Артефакты побеждённых богов хранитель относил в свою сокровищницу, а иглами Иванов он украшал свою рапиру. Однажды один из Иванов пришёл без оружия и просто попросил хозяина Эдема отпустить Василису. Хоть Кощей всё равно его убил, этот поступок тронул Василису, и она оживила Ивана, который впоследствие стал называть себя Серым Волком. Он начал искать по Многомирью других Иванов и стравливать их с Кощеем.

Прощание

Кощей создаёт механических стражей, чтобы не марать руки об очередных Иванов, но те оказались небоеспособными. Хозяин Эдема побеждает очередного Ивана, пришедшего, чтобы убить его, а в это время Волк обчищает его сокровищницу. Удивившись тому, что он вновь жив, Кощей пытается убить авантюриста, но тот вновь исчезает.

Время Ворона: Эпилог

Всесильем опьянён — всегда готов к убийствам! Бессмертьем ослеплён — легко лишаешь жизни! Не для того ты был возвышен нами, чтоб человечество обречь на гибель!

Путь к бессмертию

Василиса тоже приходит к выводу, что её суженому нужно поделиться своей ношей с кем-то и приглашает в Эдем трех кандидатов: Андрея Радова, его невесту Ксюшу и Волка, предварительно взяв с него и Кощея слово, что они не будут ссориться. Но давние враги устроили поединок, едва только Василиса с Андреем и Ксюшой ушла в мир Истока. Кощей одержал победу и уже готов убить оппонента, как в Эдем вернулась взбешённая фактом поединка Василиса. Она воззвала к совести Кощея и Волка и заставила их помириться. Серый Волк узнаёт правду о сущности всех Иванов.

Понял наконец? Я — это ты. Я — это каждый из вас. Самый затейливый самоубийца в Многомирье… Виновный в том, что вы появились на свет. Но, поверь. я исправлю эту ошибку.

Параллель с библейским сюжетом

Джеймс Джордж Фрезер в книге «Фольклор в Ветхом Завете» отмечает сходство сюжета о Кощее с библейским сюжетом о Самсоне, с переменой ролей злодея и жертвы. Самсон во многом напоминает Кощея:

  • Он исполняет функции народного вождя, являясь судьёй Израиля.
  • Он обладает чудесной силой (заключённой в его волосах).
  • Его нельзя победить обычным образом — аналогично спрятанной смерти Кощея.
  • Он берёт себе жён из другого народа (В Библии не сказано, что он их похищает, но, в любом случае, его браки идут вразрез с установленными обычаями и приводят к трагедиям).
  • Жена Самсона выпытывает секрет его силы и помогает его победить (в ряде сказок Кощей открывает секрет своей смерти похищенной им женщине).
  • Самсон, как и Кощей, попадает в плен и освобождается благодаря чудодейственной силе (эпизоды с ослиной челюстью, с воротами Газы и героическая гибель).

Как указывает Фрезер, если бы существовала филистимская версия рассказа о Самсоне и Далиле, то Самсон предстал бы в ней в качестве разбойника, а Далила оказалась бы невинной жертвой его насилия, сумевшей победить его, благодаря своему мужеству и находчивости — и таким образом почти все элементы сюжета о Кощее встали бы на свои места.

Сюжет

Богатырь Никита Кожемяка возвращается в родную деревню и обнаруживает вместо неё пепелище. Юноша безутешен, когда к нему вдруг обращается Старичок Сам-с-перст-борода-семь-верст. От волшебного человечка узнаёт он, что опустошили деревню орды Кащея Бессмертного, а его будущую невесту Марьюшку похитили. Разгневанный Никита желает разыскать проклятого Кащея, чтобы поквитаться. Волшебный человечек напутствует молодца, даёт ему горсть родной земли и шапку-невидимку, на случай, если герой окажется вдруг в наибольшей опасности.

Вскоре мужественный воин приезжает верхом на коне в чужие края, где правит захвативший власть Кащей. Никита ввязывается в драку с охранниками у входа в город, сбегает и попадает на площадь, где как раз происходит судебное заседание. Служители Фемиды судят Булата Балагура, и собираются его казнить за попытку хищения ковра-самолёта, на котором обвиняемый намеревался отправиться в царство Кащея, чтобы убить кровожадного тирана. Увернувшись от пытавшихся его задержать охранников, Никита надевает на голову волшебную шапку, становится невидимым и освобождает Булата Балагура. Вместе они хватают волшебный ковёр, и летят к Кащею Бессмертному.

Оказавшись на краю света, они с помощью хитрости и волшебной шапки незаметно проникают в замок Кащея, где находят безжизненно лежащую на алтаре Марью. Когда приходит Кащей Бессмертный, двое товарищей прячутся. Они наблюдают, как Кащей надевает Марье на палец кольцо, тем самым возвращая её к жизни. В последующем разговоре Кащей Бессмертный предлагает Марье в последний раз стать его женой; но так как девушка боится того, кто не имеет сердца, чародей заверяет её, что оно у него всё-таки есть. Сердце чародея хранится в чёрном яблоке, растущем на чёрном дереве, стоящем на чёрной горе. В том случае, если храбрец приблизится к дереву, лист раскроется, появится цветок, который превратится в яблоко. Смельчак, отважившийся разломить яблоко голыми руками, найдёт в нём сердце, но обернётся камнем. Марья отказывается от предложения, после чего Кащей снимает с пальца девушки кольцо, и она возвращается в безжизненное состояние. Кольцо он бросает в водопад, который в результате кратковременно пересыхает и открывает секретный проход для Кащея Бессмертного. Прятавшийся до поры Никита надевает кольцо на палец Марьи, и снова пробуждает девушку. Они собираются уже бежать из замка, однако обнаруживают пропажу волшебной шапки. Марья снова снимает с пальца кольцо, бросает его в водопад и погружается в вечный сон, как только замечает смятение двоих мужчин перед водной преградой в потайном проходе Кащея. Таким образом, двое боевых товарищей убегают, в то время как девушка остаётся пленницей чародея.

Далее Никита вступает в противостояние с Кащеем Бессмертным. Злой чародей заклинанием мобилизует собственную армию, а добрый молодец берёт дарованную ему родную землю и подбрасывает в воздух, призывая таким образом народную дружину на подмогу. Булат Балагур тем временем взбирается на чёрную гору, срывает яблоко, расщепляет его и ловит выпавшего изнутри белого голубя. Между тем за поединком Никиты и Кащея наблюдают уже две выстроившиеся супротив друг друга армии. Дважды богатырю удаётся обезглавить Кащея Бессмертного, однако всякий раз у чародея вместо срубленной вырастает новая голова. Наконец, Булат Балагур находит сердце Кащея в виде змеи, затаившейся под оперением у голубя. Птицу он выпускает, а вот змею разбивает оземь, после чего несчастный Булат превращается в камень. В то же самое время Никита бросает поднятого над головой на землю, побеждая коварного чародея раз и навсегда. Войска поверженного противника оборачиваются в бегство, чары спадают, а воссоединившиеся герои, восславляют родную землю.

Образ и внешность

Откуда пришел Кощей, ученым не понятно до сих пор, поэтому в исследовательских кругах существует несколько мнений. Первые считают, что владельца меча и обладателя сундуков с золотом придумали благодаря славянскому богу Карачуну, олицетворяющему смерть и холод. Вторые говорят, что Бессмертный «списывался» с германского мифического правителя Одина. Третьи же уверены, что у правителя темного царства нет определенного прототипа, и представляют его в виде волхва с магическими способностями.

Кощей Бессмертный и Иван-царевич

Кощей играет основополагающую роль в русских народных сказках, причем описание этого персонажа варьировалось в зависимости от истории. В основном любители кино и литературы привыкли представлять Кощея в образе худого старика в темном костюме, из которого торчат кости. Его кожа настолько бледна и натянута, что видны очертания черепа и глазные впадины. Лицо чародея украшают хмурые брови и крючковатый нос. Порой и вовсе Бессмертного рисовали как скелета. В любом случае, его внешний вид связан с темнотой и смертью, недаром говорится:


Во многих рассказах упоминается, что Кощей является пленником, который 300 лет пробыл в заточении либо в башне, либо в подземелье, скованный цепями.

Принято выделять три ипостаси Бессмертного. В первой группе рассказов старик предстает в облике царя, обладающего магическими способностями и владеющего несметными богатствами. Чаще всего у Кощея есть спутник – верный конь-скелет, олицетворяющий мир домашнего скота. Но иногда он появляется и без него.

Кощей Бессмертный и Марья Моревна

Главная цель героя заключается в том, чтобы похитить красавиц и расквитаться с врагами: Иваном-царевичем, Дубыней, Горыней и прочими богатырями. Девушкам, которые оказывались в плену худого волшебника, крупно не везло. Однако был случай, когда галантный кавалер Кощей обольстил барышню. По крайней мере, это демонстрируется в былине «Об Иване Годиновиче»: чародей посватался к черниговской княжне Марье Дмитриевичне, которая ответила взаимностью.


В других сказках Бессмертный упоминается как отец Чуд-юд, женатый на змеихе-ведьме. Кощей проводит свои дни праздно: лежит на кровати с закрытыми веками, которые ему поднимают два десятка могучих богатырей. Таким образом, худощавый колдун чем-то напоминает Вия из одноименной повести Николая Гоголя.

Кощей Бессмертный

Также Кощея можно увидеть в виде старика, которому авторы дали такую характеристику: «сам с ноготь, борода с локоть». Герой живет в избушке на курьих ножках. Этот образ демонстрируют сказки «Зорька, Вечорка и Полуночка», «Медведко», «Горыня» и некоторые другие произведения народного творчества.

Тайна имени

Кощей являлся загадкой не только для наших предков, но и для многих поколений фольклористов. Его имя является одной из тех тайн, которые пытаются разгадать и поныне. Фасмер высказывает мнение, что основой его является «кощ», что напоминает слово «кощун». Согласно гипотезе этого исследователя, «Кощей» может означать имя богохульника, проявлявшего кощунство в отношении светлых божеств, или же язычника.


А вот Срезневский высказал иную трактовку имени Кощея. Если верить ему, «кощ» указывает на нечестивца, тёмную личность, а также может ассоциироваться со словом «кость» (если вы помните, в сказках Кощей лысый и костлявый). На мой взгляд, версии обоих исследователей близки к истине, ведь они открывают нам натуру Кощея, какого мы знаем даже по сказочным историям: обманщика, противостоящему свету и добру.

Кащей Бессмертный

Влияние фильма

Часто в Японии проводились нелегальные показы патриотических советских фильмов, включая и «Кащея Бессмертного». Японским зрителям понравились герои из «Кащея»: в послевоенные годы этот фильм заменял им запрещённый тогда японский национализм. В пропагандистском журнале «Совэто эйга» говорилось о необходимости брать пример с патриотического советского киноискусства.

Весной 2013 года Тальменский краеведческий музей получил президентский грант в размере 600 тысяч рублей, на который был открыт зал, посвящённый фильму «Кащей Бессмертный», где в полный рост стоит деревянный Кащей, созданный скульптором Сергеем Мозговым.

В феврале 2016 года аспирант ТУСУРа Евгений Гарин направил письмо председателю Союза Кинематографистов России Никите Михалкову и министру культуры Российской Федерации Владимиру Мединскому, в котором заявил о совпадении сюжетов «Звёздных войн» и «Кащея Бессмертного». Среди совпадений приводятся примеры сходства характеров и социальных ролей персонажей: Никита Кожемяка — Люк Скайуокер, Марья Моревна — Лея Органа, Булат Балагур — Хан Соло, Старичок-сам-с-перст — Магистр Йода, Кащей Бессмерный — Дарт Вейдер. Также ключевые сюжетные повороты: похищение главной героини, возвращение главного героя в свою сгоревшую деревню, маленький старец, передающий силу главному герою, и другое

Ряд критиков и фанатов данное заявление восприняли очень скептически и обращают внимание на то, что «в литературе существует всего 36 так называемых модульных сюжетов.» «Вообще это самостоятельное произведение, но Лукас вдохновлялся другими произведениями других авторов, такими например, как Курасава, Эйзенштейн, он вдохновлялся атакой Александра Невского на тевтонцев» — слова одного из фанатов саги «Звездные войны».

Происхождение слова «кощей»

Сергей Малютин, Кощей (1904)

По Фасмеру, два значения слова «кощей» имеют разную этимологию:

  • «худой, тощий человек, ходячий скелет» или «скряга» — происхождение от слова «кость».
  • древнерусское «отрок, мальчик, пленник, раб» от тюркского kоšči «невольник», в свою очередь от kоš «лагерь, стоянка».

Краткий этимологический словарь русского языка (Шанский и др.) отмечает, что древнерусское слово кощей в значении «раб, пленник», которое было заимствовано из тюркского языка, этимологически ничего общего с «бессмертным кощеем» не имеет.

Худой, скупой человек

Кощей, как имя героя сказки и как обозначение тощего человека, Макс Фасмер в своём словаре считает исконно славянским словом (омонимом) и связывает со словом кость (общеславянское *kostь), то есть это адъективная форма koštьі (отымённое прилагательное в именительном падеже единственного числа), склонявшаяся по типу «божий».

Слово «кощей» на других славянских языках переводится как «кожа, шея, кости». Так, на сербском «кощей» — «кость и кожа» или «шея», на словенском и польском — «шея» (словен. kitami, польск. chudzielec).

Раб, пленник

В «Слове о полку Игореве» древнерусское «кощей» упомянуто трижды: князь Игорь Святославич, попав в плен к Кончаку, садится «в седло кощеево»; автор «Слова» говорит, что если бы против половцев явился на помощь Всеволод Юрьевич Большое Гнездо, то «чага (рабыня) была бы по ногате, а кощей по резане (мелкие денежные единицы)»; также сам половецкий хан Кончак назван «поганым кощеем».

В этом же значении «кощей» фигурирует в Ипатьевской летописи. В берестяных грамотах XII века из Новгорода и Торжка «Кощей» (также «Кошькей», с диалектным новгородским чтением -«щ»- как -«шьк»-) встречается как личное имя.

В словаре В. И. Даля значение «смерд, подлый раб» приводится в качестве устаревшего значения слова «Кащей»

Это слово, по одним предположениям, произошло от «стоянка» (в древнерусском «кошь» — «стан, обоз»; в украинском языке «кіш» означает «стан, поселение», а «кошевой» — «старшина, начальник коша», и соответственно — хранитель общей казны коша. В белорусском языке «кашеваць» означало «раскинуть стан»). А. И. Соболевский предлагал славянскую этимологию — от «кости́ть» (бранить), но Фасмер отмечает это сближение как менее вероятное.

Вредитель

В словаре В. И. Даля имя Кащей производится от глагола «кастить» — вредить, пакостить: «вероятно от слова кастить, но переделано в кощей, от кости, означая изможденного непомерно худобою человека».


С этим читают