Москва (противолодочный крейсер)

Описание конструкции

Общая схема компоновки кораблей пр. 1123


Корпус

Корпус имел двойное дно, двойной борт и 16 главных водонепроницаемых переборок, что должно было обеспечить непотопляемость даже в случае нескольких крупных повреждений. Кормовая часть корпуса представляла собой летную палубу, под которой располагался ангар, все комплексы вооружения размещались в носовой части. Многоярусная надстройка была совмещена с дымовой трубой и имела наклонные грани.

Бронирование

Как такового бронирования корпуса не предусматривалось. При этом количество иллюминаторов было минимальным, чтобы увеличить защиту от атомного оружия.

Энергетическая установка и ходовые качества

Крейсер имел два машинно-котельных отделения, в каждом из которых было расположено по одной установке ГТЗА ТВ-12 и по два паровых котла КВН-95/64. Общая мощность составляла 90 000 л.с при температуре хладагента 25 градусов Цельсия и увеличивалась до 100 тыс. при снижении температуры на 10 градусов. Запас топлива составлял первоначально 3 000 т., но был уменьшен до 2 500 т из-за переоборудования трех топливных цистерн под хранение воды. Масимальная скорость по результатам испытаний — 28,5 узлов. Полная боеспособность сохранялась вплоть до 5-ти бального волнения моря.

Вспомогательное оборудование

На корабле имелось две электростанции общей мощность 6 000 кВт. Многие системы корабля были автоматизированы: электросистема, водяная, вентиляции, топливная, охлаждения, противопожарная. Спасательный средства были представлены ботом, тремя катерами и 48-ю надувными плотами ПСН-6.

Экипаж и обитаемость

По проекту экипаж (без учета летного состава) должен был состоять всего из 266 человек (в т.ч. 24 офицеров). Однако, после прохождения испытаний стало ясно, что этого недостаточно и штат вырос до 700 человек. Причем 130 из них — офицеры. В первую очередь это связано с большим количеством сложного технического оборудования, размещенного на крейсере. Таким образом, условия обитания были очень далеки от желаемых, особенно при размещении на борту штаба бригады или дивизии.

Вооружение

Противолодочное и противоминное вооружение

Для уничтожения подлодок противника на дистанции от 10 до 25 км. и глубине до 500 м. использовался РПК-1 «Вихрь», специально разработанный для крейсеров проекта 1123. Этот комплекс состоял из двухбалочной пусковой установки МС-18 с автоматом заряжения барабанного типа, системы управления огнем «Спрут» и устройства загрузки ракет. Штатный боекомплект состоял из 8 ракет 82Р с ядерной боеголовкой.

Также на крейсере были установлены две установки РБУ-6000 «Смерч-2» с системами автоматической подачи, загрузки и разгрузки КУ-37. Каждая установка имела 12 стабилизированных стволов с наведением в двух плоскостях и управлялась системой УСУ «Буря». Стандартный боезапас 240 реактивных глубинных бомб РГБ-60, которые могли поразить подлодки и торпеды противника в радиусе от 0,3 до 5,7 км. от крейсера.

МС-18 без ракет РБУ-6000

Авиационное вооружение

Ка-25 на летной палубе

Ударная авиационная группа являлась основным вооружением крейсера и состояла из 12 вертолетов Ка-25ПЛ, одного Ка-25ЦУ и одного Ка-25ПС. При этом задачей был как поиск вражеских подлодок, так и их уничтожение. В режиме круглосуточного боевого дежурства в воздухе находилось одновременно 2-3 вертолета, которые сбрасывали радиогидроакустические буи (РГАБ «Чинара» или «Жетон») для обнаружения субмарин и затем опускаемые гидроакустические станции (ОГАС «Ока») для уточнения координат. Вертолет Ка-25ПЛ за один вылет мог доставить до 36 РГАБ на расстояние до 650 км. При этом максимальная скорость составляла 205 км./ч.


При нахождении противника вне радиуса действия ПЛРК «Вихрь» для атаки цели использовались вертолеты, которые несли вместо буев одну самонаводящуюся акустическую торпеду АТ-1 или четырех глубинных бомбы ПЛАБ-250-120. Торпеда была способна поразить цель идущую на скорости до 25 узлов на глубине до 200 м. Стандартный боезапас корабля: 30 торпед и 40 глубинных бомб.

Вертолеты располагались в ангарах (2 в верхнем и 12 в нижнем подпалубном). Для подъема из нижнего ангара использовались два лифта. Внутри ангара была установлена система продольно-поперечной буксировки, а на летной палубе вертолеты перемещали тягачами. Для взлета и посадки были оборудованы 4 площадки с системами заправки керосином и маслом, а также обогревом двигателей теплым воздухом.

Вспомогательная/зенитная артиллерия

Среди инноваций, разработанных специально для крейсеров типа «Москва», был и универсальный зенитный ракетный комплекс М-11 «Шторм». Он состоял из двух спаренных пусковых установок Б-189 и двух станций СУ «Гром». Стандартный боекомплект — 96 ракет В-611 с максимальной дальностью 35 км. и боевой частью весом 120 кг. Комплекс мог использоваться как для поражения воздушных, так и надводных целей.

Единственным артиллерийским вооружением корабля (кроме салютной 45мм пушки) были две спаренные автоматические установки АК-725 (2 х ЗИФ-74) калибра 57 мм., которые управлялись двумя РСУО «Барс-72». Система питания ленточная с 550-ю патронами весом 2,8 кг. Дальность стрельбы 6,95 км (по самоликвидатору) с темпом 400 выстрелов в минуту.

Установка Б-189 АК-725

Минно-торпедное вооружение

ПТА-53


Первоначально на корабле установили два торпедных аппарата ПТА-53-1123, каждый из которых заряжался пятью торпедами СЭТ-53 или СЭТ-65. Торпеды хранились непосредственно в аппаратах и перезарядка в походе не предусматривалась. Таким образом, боекомплект составлял 10 торпед. В связи с избыточностью ПЛО и нехваткой места через несколько лет после спуска на воду торпедные аппараты демонтировали и оборудовали на их месте каюты.

Средства связи, обнаружения, вспомогательное оборудование

Антенна РЛС «Ангара-А»

Гидроакустическое оборудование крейсера состояло из трех ГАС:

  • МГ-342 «Орион» — сверхмощная станция с радиусом работы 20-25 км. Имела собственный обтекатель выдвигающийся из корпуса на 5 метров.
  • МГ-325 «Вега» — буксируемая станция, способная погружаться на глубину до 200 м. и обнаружить подлодку на дистанции до 15 км.
  • МГ-26 «Хоста» — дополнительная станция, которая использовалась для подводной связи со своими подлодками в телеграфном и телефонном режиме.

Радиолокационное оборудование представляло собой РЛС дальнего действия МР-600 «Восход» (основная) и МР-310 «Ангара-А» (резервная).

Возможные модернизации

 Слот 1 
 Слот 2 
 Слот 3 
 Слот 4 
 Слот 5 
 Слот 6 

Уникальная модернизация

  • –11% от максимального разброса снарядов ГК;
  • +8% к максимальной дальности стрельбы ГК;
  • –13% от скорости поворота башен ГК.

Для данного крейсера в 6-й слоте основными модернизациями можно считать:

  • «Орудия ГК Модификация 3»:
    • -12% ко времени перезарядки ГК
    • -13% к скорости наведения башен ГК.
  • «Система управления огнем Модификация 2»:

Таким образом:

  • точность стрельбы увеличится;
  • максимальная дальность стрельбы увеличится с 19,44 км до 21 км (хотя с модернизацией «Система управления огнем Модификация 2» она составила бы 22,55 км);
  • скорость поворота башен ГК снизится с 5,5 гр/с до 4,9 гр/с.

В итоге, «Москва» сможет вести огонь на большую дистанцию с увеличенной точностью, хотя башни будут вращаться медленнее.

Модули

Скорострельность(выст./мин) Время поворота на 180°(с) Максимальное рассеивание(м) Максимальный урон ОФ снарядом(HP) Вероятность поджога при попадании в цель ОФ снарядом(%) Максимальный урон ББ снарядом(HP) (опыт) ()
220-мм/65 в установке СМ-6 5,8 32,73 167 3100 17 5800 2 350 000
Максимальная скорость хода(уз) (опыт) ()
ЭУ 210 000 л.с. 34,5 1 500 000
Увеличение дальности стрельбы(%) Максимальная дальность стрельбы(км) (опыт) ()
СУО X мод. 1 19,4 1 900 000
Боеспособность(HP) Башни главного калибра(шт.) Башни вспомогательного калибра(шт.) Точки ПВО(шт.) Торпедные аппараты(шт.) Вместимость ангара(шт.) (опыт) ()
Москва 65 400 3 4 6/4/6 2 550 000

Командиры корабля

  • контр-адмирал Москаленко, Вадим Олегович (июнь 1979 — июнь 1984),
  • капитан 1 ранга Крикунов Виктор Алексеевич (июнь 1984 — февраль 1988),
  • капитан 1 ранга Васильчук Василий Васильевич (февраль 1988 — июнь 1989),
  • капитан 1 ранга Лесной Виктор Сергеевич (июнь 1989 — июнь 1993),
  • капитан 1 ранга Ермоленко Дмитрий Владимирович (июнь 1993 — апрель 1996),
  • контр-адмирал Владимир Иванович Богдашин (апрель 1996 — февраль 1998),
  • капитан 1 ранга Куликов Валерий Владимирович (февраль 1998 — декабрь 1999),
  • капитан 1 ранга Железняков Алексей Михайлович (декабрь 1999—2002),
  • капитан 1 ранга Щербицкий Александр Вадимович (2002—2006),
  • капитан 1 ранга Смоляк Игорь Владимирович (июль 2006 — июнь 2009),
  • капитан 1 ранга Тронев Сергей Иванович (июнь 2009 — январь 2015),
  • капитан 1 ранга Шварц Александр Тиборович (январь 2015 — декабрь 2016),
  • капитан 1 ранга Добрынин Дмитрий Константинович (январь 2016 — июнь 2017),
  • капитан 1 ранга Князев Олег Ярославович (июль 2017 — н. в.).

История службы

  • 11 походов в Средиземное море
  • дважды выходил в Атлантический океан
  • 26 мая 1993 года крейсер последний раз вышел в море
  • 27 апреля 1994 года крейсер выведен в резерв
  • 22 июня 1995 года переименован в «ПКР бортовой № 108».
  • сдан на слом

Командиры

1 Г. П. Копылов 17.02.1965 г. — 11.11.1967 г.
2 Ф. Т. Старожилов 11.11.1967 г. — 25.09.1969 г.
3 Б. С. Романов 25.09.1969 г. — 15.02.1972 г.
4 А. В. Довбня 15.02.1972 г. — 06.12.1974 г.
5 Л. П. Лопацкий 06.11.1974 г. — 09.02.1979 г.
6 С. Д. Шайкин 09.02.1979 г. — 15.11.1983 г.
7 В. И. Долгов 15.11.1983 г. — 03.11.1985 г.
8 В. И. Корчемкин 03.11.1985 г. — 28.12.1986 г.
9 П. В. Седой 28.12.1986 г. — 21.07.1989 г.
10 А. В. Васько 21.07.1989 г. — 22.07.1991 г.
11 А. А. Головин 22.07.1991 г. — 27.09.1991 г.
12 В. И. Богдашин 27.09.1991 г. — 15.05.1996 г.
13 Г. А. Нехорошев 15.05.1996 г. — 07.11.1996 г.

Командиры корабля

  • контр-адмирал Москаленко, Вадим Олегович (июнь 1979 — июнь 1984),
  • капитан 1 ранга Крикунов Виктор Алексеевич (июнь 1984 — февраль 1988),
  • капитан 1 ранга Васильчук Василий Васильевич (февраль 1988 — июнь 1989),
  • капитан 1 ранга Лесной Виктор Сергеевич (июнь 1989 — июнь 1993),
  • капитан 1 ранга Ермоленко Дмитрий Владимирович (июнь 1993 — апрель 1996),
  • контр-адмирал Владимир Иванович Богдашин (апрель 1996 — февраль 1998),
  • капитан 1 ранга Куликов Валерий Владимирович (февраль 1998 — декабрь 1999),
  • капитан 1 ранга Железняков Алексей Михайлович (декабрь 1999—2002),
  • капитан 1 ранга Щербицкий Александр Вадимович (2002—2006),
  • капитан 1 ранга Смоляк Игорь Владимирович (июль 2006 — июнь 2009),
  • капитан 1 ранга Тронев Сергей Иванович (июнь 2009 — январь 2015),
  • капитан 1 ранга Шварц Александр Тиборович (январь 2015 — декабрь 2016),
  • капитан 1 ранга Добрынин Дмитрий Константинович (январь 2016 — июнь 2017),
  • капитан 1 ранга Князев Олег Ярославович (июль 2017 — н. в.).

Командиры

  • 26.06.1894-25.01.1896 — капитан 1-го ранга Сильверсван Ф. Н.
  • 25.01.1896-27.03.1900 — капитан 1-го ранга Доможиров, Александр Михайлович
  • 27.03.1900-09.09.1902 — капитан 1-го ранга Серебренников, Пётр Иосифович
  • 09.09.1902-05.01.1904 — капитан 1-го ранга Арнаутов, Константин Петрович
  • 05.01.1904-11.10.1904 — капитан 1-го ранга Андреев, Андрей Парфёнович
  • 11.10.1904-20.11.1906 — капитан 1-го ранга Лилье, Владимир Александрович
  • 02.10.1906-22.04.1907 — капитан 1-го ранга Студницкий, Ипполит Владимирович
  • 22.04.1907-05.10.1909 — капитан 1-го ранга Загорянский-Кисель, Аполлинарий Сергеевич
  • 05.10.1909-05.08.1912 — капитан 1-го ранга Блохин, Константин Платонович
  • 05.08.1912-03.08.1914 — капитан 1-го ранга Ворожейкин, Сергей Николаевич
  • 03.08.1914-27.04.1915 — капитан 2-го ранга (с 25.08.1914 капитан 1-го ранга) Подгурский, Николай Люцианович
  • 27.04.1915-хх.хх.1917 — капитан 1-го ранга Щетинин А. А.
  • в 1918 — капитан 2-го ранга Гинтер П. Н.[источник не указан 1501 день]

Примечания

  1. Переименование корабля было условием, на котором правительство города Москвы соглашалось принять участие в расходах на содержание крейсера и экипажа. Предыдущая «Москва», хотя и сохранилась в строю на 5 лет дольше однотипного (и позже построенного) «Ленинграда» благодаря поддержке из бюджета города Москва, в 1996 году была всё-таки списана по старости, поэтому возник вопрос о продолжении спонсорства. В условиях нехватки средств на поддержание в строю даже сильно сокращённого корабельного состава, флот был вынужден согласиться на переименование.
  2. Примечательно, что оба совместно действовавших в этом походе крейсера являются флагманскими кораблями на своих флотах: ТАРКР «Пётр Великий» — на Краснознамённом Северном флоте (КСФ) и ГРКР «Москва» — на Краснознамённом Черноморском флоте (КЧФ).
  3. В советском ВМФ экипажи боевых кораблей формировались ещё на этапе строительства, поэтому для первого командира дата вступления в должность не совпадает с формальным годом начала службы корабля. В списке звания командиров приведены на период нахождения в должности.

Постройка

Броненосный крейсер «Россия» очень долго строился. Это было вызвано различными проектными неувязками, которые возникали из-за создания крытого каменного эллинга. Также необходимо было полностью перестраивать судостроительную в мастерскую. Однако уже весной 1895 года для изготовления корпуса понадобилось более 1400 т металла, в том числе 31 т бронзового форштевня. Уже в августе были установлены кронштейны гребных валов. Тогда же деревом и медью начали обшивать корпус корабля. В октябре из Франции прибыли водотрубные котлы Бельвилля. К этому времени на заводе завершали сборку основных машин.

Завод планировал в 1896 году представить крейсер ходовым испытаниям, чтобы через 12 месяцев он был полностью готов. Однако известный господин Н. Чихачев требовал окончательной сдачи корабля осенью 1896 года. При этом он был осведомлен о том, что 152-мм пушки Обуховский завод планировал поставить не ранее весны 1898 года. Но, несмотря на это, процесс изготовления различных орудий и минного вооружения ускорили. Некоторая часть броневых плит была привезена из США. Их доставляли с завода Эндрю Карнеги. За срочность выполнения заказа американцу пришлось заплатить немалые суммы.


Благодаря форсированию работ, спуск на воду был осуществлен весной 1896 года. Однако после этого начались активные работы по установке броневых плит, которые продлились до конца лета. Рабочие не успевали завершить проект и вероятность того, что недостроенное судно осталось бы зимовать, была достаточно высокой. Чтобы такого не случилось, приняли решение о проведении последнего этапа работ в порте Либава, который также пришлось достраивать в срочном порядке. За окончанием возведения корабля наблюдал младший помощник судостроителя А. Моисеева.

Характеристики:

Основные характеристики:

Водоизмещение стандартное (полное) 11 300 (14 600) т
Размеры:
— длина наибольшая (по ВЛ) 189.1 (176) м
— ширина наибольшая (по ВЛ) 34 (21,5) м
— осадка средняя 7,7 м
Силовая установка Котлотурбинная
Кол-во х тип ГТЗА (суммарн. мощность) 2 х ТВ-12 (90 000 л.с.)
Кол-во х тип главных котлов 4 х КВН-95/64
Кол-во гребных валов х тип движителей 2 х ВФШ
Кол-во х тип (мощность) источников тока ЭЭС 4 х ТГ (1500 кВт) + 2 х ДГ (1500 кВт)
Экипаж 850 чел.

Авиационно-технические средства:

Количество ВППл 4
Площадь полетной палубы 2200 м2
Размеры ангара 50 х 22 х 5.8 м
Вертолетоподъемники
— количество 2
— грузоподъемность

Ходовые характеристики:

Тип хода Скорость Дальность/Расход топлива
Максимальный 29 узл 3900 миль
Крейсерский 18 узл 6000 миль (500 кг/милю)
Экономичный 15 узл 9000 миль (330 кг/милю)
Малый экономичный 14 узл 14900 миль (200 кг/милю)
Малый 3 узл

Характеристики ресурсов:

Запас топлива 3000 т
Автономность 15 суток (перегруз – 48 суток)
Запас авиационного вооружения 30 торпед АТ-1, 40 250-кг противолодочных бомб ПЛАБ-250-120, 150 ОМАБ, 504 РГАБ «Чинара» и 300 РЛБ «Поплавок» + 8 ядерных глубинных бомб мощностью по 80 кт.
Запас авиационного топлива 280 т

Вооружение:

Вид Наименование Боекомплект
Авиационное 14 вертолетов Ка-25 (12 Ка-25ПЛ + 2 Ка-25ПС или Ка-25ПС и Ка-25РЦ)
Противолодочное 1х2 МС-18 РПК-1 «Вихрь» 8 ракет 82Р
2х5 533мм ПТА-53-1123 10 СЭТ-53М или СЭТ-65
2х12 РБУ-6000 96 РГБ-60
Зенитное 2х2 Б-187 ЗРК М-11 «Шторм» 2х48 ракет В-611
Артиллерийское 2х2 АК-725 2000 выстр.
РЭО РЛС МР-600 «Восход»
Резервная РЛС МР-310А «Ангара-А»
2 АП СУО «Гром»
2 артиллерийских РЛС МР-103 «Барс»
Навигационная РЛС «Дон»
ТВ система «Кузнечик» и визир ночного видения «Агат»
АСУ БИУС «Корень-1123»
С-ма обмена информацией МВУ-200 «Море-У»
Единая СУ противолодочным оружием ПУСТБ-1123 «Спрут».
РЭБ 2 х МРП-11 «Залив-11-16» (РТР)
2 х МП-150 «Гурзуф» + 2 х станции «Гурзуф-1» (активных помех)
2х2 ПК-2
ГАС Опускаемая ГАС МГ-342 «Орион»
Буксируемая ГАС МГ-325 «Вега»
ГАС МГ-26 «Хоста»

По расчетам, выполненным в ходе разработки технического проекта, корабль должен выдержать 3—4 попадания ракет с зарядом ВВ 500 кг в надводный борт или 2—3 взрыва под днищем неконтактных торпед с зарядом 420 кг (в тротиловом эквиваленте).

Аббревиатуры

Построенные корабли

Всего по проекту предполагалось строительство шести кораблей. Однако в итоге заложено было четыре крейсера, а достроено и введено в строй всего 3. Все корабли строились на заводе имени 61 коммунара в г. Николаев.

Название Заводской № Закладка Спуск на воду Сдача заказчику Флаг поднят Примечание
«Москва» 2008 6 ноября 1976 года 27 июля 1979 года 30 декабря 1982 года 30 января 1983 года Флагманский корабль ЧФ
«Маршал Устинов» 2009 5 октября 1979 года 25 февраля 1982 года 15 сентября 1986 года 21 сентября 1986 года Закладывался как «Адмирал флота Лобов»
«Варяг» 2010 31 июля 1979 года 26 июля 1983 года 25 декабря 1989 года 7 января 1990 года Флагманский корабль ТОФ
«Украина» 2011 28 июля 1983 года 11 августа 1990 года недостроен
«Октябрьская революция» 2012 15 ноября 1988 года недостроен Строительство прекращено в 1989 году. До 31 декабря 1987 года носил имя «Россия»

Головной корабль строили больше шести лет и сдали флоту 28 декабря 1982 года. Второй корабль при закладке в 1978 году получил название «Адмирал флота Лобов», третьему, заложенному в 1979 году, было предусмотрено имя «Комсомолец», однако смерть министра обороны маршала Советского Союза Д.Ф.Устинова в декабре 1984 года вызвала изменение названий всех строившихся крейсеров этой серии: «Адмирал флота Лобов» был переименован в «Маршал Устинов», «Комсомолец» стал «Червоной Украиной», а название «Адмирал флота Лобов» перешло на четвертый корабль, заложенный в 1986 году. По некоторым сведениям, в 1989 году был заложен ещё один крейсер проекта 1164, который должен был получить имя «Россия», но из-за недостатка средств его строительство было прекращено.

В мае 1995 года головной крейсер «Слава» переименовали в «Москву».

После развала Советского Союза «Червона Украина» был переименован в «Варяг».

«Адмирал флота Лобов» был присвоен Украиной, но попытки достроить его для ВМС Украины закончились неудачей. Совершенно ясно, что достроить, а тем более эксплуатировать даже один ракетный крейсер Украина не в состоянии. Тем не менее крейсер был переименован в «Украину» и формально в 1993 году вошёл в состав ВМС Украины. Решение о его достройке было принято в 1998 году, но оно так и осталось на бумаге и крейсер стоит у достроечной стенки завода, имея, якобы, готовность в 95 %. Рассматривались варианты продажи крейсера, однако было принято решение о его достройке при помощи России. В июле 2010 года постановление Верховной Рады Украины о присвоении названия «Украина» ракетному крейсеру утратило действие, за это проголосовали 247 депутатов Верховной Рады из 428. Также будет рассмотрен вопрос продажи крейсера России. По информации агентства «УРА-Информ. Донбасс», Россия, в свою очередь, уведомила Украину, что заберет крейсер только даром. В сентябре 2013 года Россия согласилась приобрести «Украину» за 1 миллиард рублей.

Командование ВМФ России намерено в 2012 году передать Тихоокеанскому флоту из состава Северного флота ракетный крейсер «Маршал Устинов». По словам источника агентства в Главном штабе ВМФ, «Маршал Устинов» «нужнее на таком масштабном и сложном театре военных действий, как тихоокеанский». Отдельные наблюдатели считают, что крейсер «Маршал Устинов» будет заменен на Северном флоте крейсером «Украина» (в случае, если он будет приобретен у Украины).

Потери и итоги

Броненосный крейсер «Россия» во Владивостоке, после боя в Корейском проливе, август 1904 года.

16 (3) августа 1904 года крейсера «Россия» и «Громобой» вернулись во Владивосток. На крейсерах было убито 5 и ранено 12 офицеров, убито 124 и ранено 347 нижних чинов. На «России» оставалось 3 вполне исправных и 6 частично исправных орудия главного калибра, выведены из строя все надводные торпедные аппараты. Крейсер получил не менее 30-35 попаданий 203 и 152-мм снарядами. Из 32 котлов работоспособными осталось 25, что вызвало потерю мощности машин на 22% и снижение скорости до 14,5 узлов. На «России» было 48 убитых и умерших от ран и 165 раненых. На «Громобое» были выведены из строя 2 орудия главного калибра. Крейсер получил около 30 попаданий. Из экипажа 91 человек был убит или умер от ран и 182 человека было ранено. Повреждения в корпусе крейсеров не требовали ввода кораблей в док.

По официальным данным, IJN Iwate получил 17 попаданий, сильные повреждения и подводную пробоину после чего ему пришлось немедленно войти в док. IJN Izumo получил 20 попаданий, IJN Azuma — 10 попаданий и IJN Tokiwa — 3 попадания. На кораблях Камимуры было 44 убитых и 71 раненый.

Незначительные повреждения японских кораблей объясняются тем, что русские снаряды того времени или вовсе не разрывались или имели слабое фугасное действие. По словам очевидца — пленного моряка с крейсера «Рюрик» часть попавших снарядов в борта японских кораблей проходили насквозь не разрываясь и не нанося повреждений. Напротив японские снаряды обладали сильным фугасным действием и попадая даже в тонкие преграды наносили тяжелые повреждения взрывами, пожарами и осколками.

К тому же японские орудия имели большую дальность стрельбы и были оснащены в отличии от русских оптическими прицелами. В результате всего этого уже во вторую фазу боя японские корабли имели почти двукратное превосходство по стреляющим на борт орудиям. И только благодаря мужеству и высокой доблести русских моряков удалось сохранить два крейсера и с честью выйти из тяжелого боя с превосходящим по силе противником.

Корабль Бортовой залп кг. Расход снарядов Получено попаданий Полученные повреждения Потери экипажа
«Россия» 496 203-мм—189152-мм—56775-мм—372 30-35 Выведены из строя 23 орудия. Получены сильные повреждения корпуса, надстроек и машинно-котельных отделений. 48 убитых165 раненых
«Громобой» 525 203-мм—158152-мм—124075-мм—1050 28-30 Выведены из строя 2 орудия. Получены сильные повреждения корпуса и надстроек. 91 убитый182 ранено
«Рюрик» 560 Н/Д Н/Д Выведены из строя 26 орудий. Получены сильные повреждения корпуса и надстроек. Корабль затоплен. 224 убито287 ранено
IJN Izumo 805 203-мм—225152-мм—108576-мм—910 17-20 Незначительные повреждения корпуса и надстроек. 3 убито16 ранено
IJN Azuma 760 203-мм—276152-мм—44176-мм—342 10-12 Незначительные повреждения корпуса и надстроек. 8 раненых
IJN Tokiwa 805 203-мм—205152-мм—70076-мм—465 3-5 Незначительные повреждения корпуса и надстроек. 3 раненых
IJN Iwate 805 203-мм—222152-мм—57276-мм—610 17-20 Выведены из строя 4 орудия.Серьезные повреждения корпуса и надстроек. Затопление отсеков. 39 убитых37 раненых
IJN Naniwa Н/Д 152-мм—370 1 Н/Д 2 убитых4 раненых
IJN Takachiho Н/Д 152-мм—186 1-3 Незначительные повреждения корпуса и надстроек. 13 раненых

С этим читают