Иван фёдорович крузенштерн

Личностные характеристики по воспоминаниям современников

Физически, Крузенштерн был развит просто великолепно. Современники отмечали, что он выделялся своей силой, имел атлетическое телосложение, его плечевой пояс и богатырская грудь превосходили самых крепких матросов экспедиции. Также известно, что он во время кругосветного путешествия, ежедневно по 30-40 минут упражнялся с двумя двухпудовыми (32 кг.) гирями. Больше всего Крузенштерн любил выполнять — швунг жимовой.


Адмирал души не чаял в своих домашних животных. Во всех путешествиях его сопровождал пес породы спаниель, которых быстро стал любимцем команды. Суеверные матросы, даже ввели традицию, перед отплытием трепать бедное животное за длинные висячие уши. Можно конечно относится к этому с усмешкой, но путешествия Крузенштерна, после такой «трепки» проходили на удивление безболезненно. На экзотических островах, пес становился секретным оружием Ивана Федоровича — известны ситуации, когда аборигены, в жизни не видевшие животных с такими длинными висячими ушами, разбегались в ужасе, едва завидев спаниеля.

Семья

В 1801 году Крузенштерн женился на Юлианне Шарлотте фон Таубе дер Иссен (1780—1849). В этой семье родилось 4 сына и две дочери:

  • Николай (1802—1881);
  • Александр (1807—1888);
  • Павел (1809—1881);
  • Платон (1811—?);
  • Шарлотта (1818—1881);
  • Юлия (1819—1876).

Награды И.Ф. Крузенштерна

  • Орден Святого Георгия IV класса (26 ноября 1803);
  • Орден Святого Владимира 3-й степени;
  • Орден Святого Александра Невского (2 апреля 1838);
  • Алмазные знаки к Ордену Святого Александра Невского (1 января 1839);
  • Орден Святой Анны 2-й степени;
  • Прусский Орден «Pour le Mérite für Wissenschaften und Künste» (1842).

Труды Ивана Крузенштерна

  • «Wörtersammlungen aus den Sprachen einiger Völker des östlichen Asiens und der Nordwestküste von Amerika» (СПб.,1813);«Memoire sur une carte da detroit de la Sonde et de la rade de Batavia» (СПб., 1813);
  • «Beiträge zur Hydrographie d. grösseren Oceane» (Лпц., 1819);
  • Статьи в «Bulletin» академии наук, «Записках» адмиралтейского д-та (1807 — 1827), «Nouvelles Annales de Geographie de Malte-Brun» и др. изданиях;
  • Труд «Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах на кораблях «Надежда» и «Нева»» издавался на русском языке трижды:
  • Первое издание. Первая часть вышла впервые в 1809 году, вторая и третья — в 1810 и 1812 гг. В 1813 г. опубликован «Атлас» большого формата, содержащий карты и иллюстративный материал. Третья часть книги была научной, содержа результаты наблюдений, таблицы долгот и температур и прочее;
  • Второе издание вышло в 1950 году в современной орфографии и со значительными сокращениями. Были убраны узкоспециализированные места: детальные описания бухт и якорных стоянок, и прочее, что ныне помещается в лоциях. Крузенштерн очень подробно писал о местных ценах, что требовало бы большого экономического комментария, поэтому данные места также были выпущены. Почти целиком была выпущена третья часть труда, оставлены только нотные записи камчадальской и маркизской музыки, а также письмо министра коммерции графа Н. П. Румянцева;
  • Третье издание (М.: Изд. дом «Дрофа», 2007) полностью повторяло издание 1950 году, было лишь добавлено новое предисловие.

Иван Федорович Крузенштерн скончался 24 августа (12 августа по ст.ст.) 1846 года на даче Асс, близ Таллина.

Подробнее об Иване Федоровиче Крузенштерне читайте в литературе:

  • Пасецкий Василий Михайлович. Иван Фёдорович Крузенштерн (1770—1846) / Ответственный редактор академик Алексей Павлович Окладников; Академия наук СССР. — М.: Наука, 1974. — 176 с. — (Научно-биографическая серия). — 29 000 экз.;
  • Пасецкий В. М. Очарованный надеждой / Под редакцией доктора исторических наук Семёна Бенциановича Окуня. — М.: Гидрометеоиздат, 1970. — 264 с. — 60 000 экз. (в переводе);
  • Геннади Г. Н. Справочный словарь о русских писателях и ученых, умерших в XVIII и XIX столетиях. М., 1876—1908. Т. 1—36;
  • «ВоенноЭнциклопедический Лексикон» (т. VII, ст. А. И. Зелёного);
  • «St. Petersburger Zeitung» (1839 г., № 23—37, и отд.; статья академика Бера);
  • Ф.П. Литке «Записки» гидрографического общества. (1847, кн. II);
  • Соколов «Записки» гидрографического департамента (VIII, 1850);
  • «Морской Сборник» (1869,. No 6);
  • А. Н. Пыпин «История русской этнографии» (т. IV);
  • Венюков «Apercu hisi des decouvertes geographiques etc.»;
  • Ивашинцев Н. А. «Обозрение русских кругосветных путешествий» (СПб., 1850);
  • «Memoir of the celebrated admiral A. J. K. etc.» (1856, Лондон);
  • Н. Чуковский «Водители Фрегатов»;
  • Военная энциклопедия / Под ред. В. Ф. Новицкого, А.В. фон Шварца, В. А. Апушкина, Г. К. фон Шульца. — Петербург: Т-во И. Д. Сытина, 1911. — Т. 13. — С. 318-319;
  • Нозиков Н.Н. «Русские кругосветные мореплаватели» Государственное Военно-Морское Издательство НКВМФ 1941 Ленинград стр.17-102;
  • Вокруг света с Крузенштерном. — Идея издания, составление и издание А.В.Крузенштерна. — СПб.: Издательство «Крига», 2005. — С. 288. — ISBN 5-901805-16-X;
  • Чуковский Н. К. Капитан Крузенштерн. М., Русское слово, 2008;
  • Крузенштерн Иоганн-Антон // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907;
  • Крузенштерн Иван Фёдорович // Большая советская энциклопедия: / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969—1978.
  • Читайте про других известных людей по имени Иван.
  • Биографии прославленных людей по фамилии на букву К.
  • Описание отчества Федорович.
  • Описание имени-отчества Иван Федорович.
  • Описание отчества Иванович.
  • Описание имени Иван.
  • Описания мужских отчеств (и женских).
  • Описание мужского имени-отчества на букву И (и женских).
  • 100 самых распространенных русских фамилий.
  • 250 общерусских фамилий.
  • 100 самых распространённых фамилий США.
  • И толкование букв имени от российского астролога Феликса Казимировича Величко.

Перебежчики

Помимо своего географического расположения, остров примечателен также и тем, что в среднем два раза в год, как правило в весенний период (до таяния льдов) местной пограничной службой США и подразделением фиксируются попытки отдельных американцев сбежать в СССР/Россию из США и наоборот. Расчёт был построен, главным образом, на отсутствии международно-правовых соглашений об экстрадиции беглых преступников между СССР и США (в отличие от соседней Канады или расположенной на юге Мексики, с властями которой у США имелась сначала негласная договорённость, а затем задокументированное соглашение). Таковой договор был заключён у США с царским правительством, но так как советское правительство не признавало правонаследия царского периода (а РФ является правонаследницей СССР), до настоящего времени новый договор между США и РФ не заключён.

США → СССР

Перебежчиками из США, как правило, являются лица скрывающиеся от уголовного преследования, совершившие побег из мест лишения свободы или уклоняющиеся от явки в суд, а также страдающие расстройствами психики. Первым беглецом, личность которого была позже установлена, был Сесил Стоунер (Cecil A. Stoner) ранее освобождённый под подписку о невыезде, которому удалось ночью достичь советского берега (острова Ратманова) на резиновой лодке.

СССР → США

Периодически происходили и обратные случаи (бегства из СССР в США). Однако, советские органы власти провели ряд мероприятий по усилению режима пограничного контроля и охраны государственной границы от попыток бегства граждан за рубеж и от встречных попыток проникновения иностранных элементов с миссионерскими целями и другими подобными намерениями, которые приравнивались советской властью к идеологическим диверсиям и вредоносной враждебной пропаганде (указанные меры по укреплению бдительности имели место в 1936—1938 гг. после расследования деятельности иезуитского миссионера Тома Каннингема, который проповедовал христианские идеи среди советских граждан).

Память

И. Ф. Крузенштерн на почтовой марке России

Памятник Крузенштерну в Санкт-Петербурге

Надгробие в Домском соборе, Таллин

  • В 1839 году была выпущена медаль с надписью: «Первому русскому плавателю круг света в память 50-ти лет службы от флота», 1805. На обороте: Иван Федорович Крузенштерн, 1839.
  • 6 ноября 1873 года в Санкт-Петербурге, напротив морского корпуса, был открыт памятник Крузенштерну, сооружённый по проекту скульптора И. Н. Шредера и архитектора И. А. Монигетти. Монумент устанавливался на частные средства, но небольшое пособие удалось получить и от государства.
  • В 1993 году Банк России выпустил серию памятных монет «Первое русское кругосветное путешествие».

В честь И. Ф. Крузенштерна названы:

  • Остров Крузенштерна
  • Пролив Крузенштерна
  • Риф Крузенштерна
  • Крузенштерн (лунный кратер).

Его имя носят:

  • Крузенштерн (барк);
  • Иван Крузенштерн (ледокол);
  • Airbus A320 с номером VP-BKC авиакомпании Аэрофлот носит имя Ивана Крузенштерна.
  • Океанографическое исследовательское судно проекта 852 «Иван Крузенштерн» в составе Балтийского флота в 1974—1998 годах.

Что еще можно сказать?

Существует несколько достаточно интересных фактов об Иване Федоровиче Крузенштерне. Их нельзя не отметить.

  1. Имя мореплавателя упоминает кот Матроскин — литературный и мультипликационный персонаж. По словам вымышленного персонажа, на корабле, названном в честь Ивана Федоровича, “проходила службу” его бабушка.
  2. В путешествии адмирала участвовал Федор Толстой и Николай Рязанов.
  3. Иван Федорович отличался богатырским телосложением. Он очень сильно выделялся на фоне матросов, превосходя практически всех членов экспедиции. Кроме того, с собой он всегда возил гири, с которыми занимался каждый день. Любимое упражнение мореплавателя — швунг жимовой.
  4. В честь адмирала были названы барк, пролив и риф.
  5. В 1993 году Российским банком были выпущены памятные монеты в честь первого кругосветного русского путешествия.
  6. Адмирал обожал своих домашних питомцев. В путешествия вместе с ним отправлялся спаниель. Со временем он стал любимцем матросов, которые перед отплытием трепали бедного пса за уши, что стало своего рода традицией. Это, конечно, может вызвать улыбку, однако плавания Ивана Федоровича проходили без особых проблем. Помимо всего прочего, спаниель был грозным оружием против аборигенов с экзотических островов, которые в ужасе разбегались, увидев неизвестное животное с висячими ушами.
  7. При рождении Крузенштерна звали Адамом. Однако непривычное имя резало ухо, поэтому в кадетском корпусе ему пришлось стать Иваном Федоровичем. Отчество им было позаимствовано у верного друга Лисянского, который тоже был Иваном Федоровичем.
  8. Великий мореплаватель посещал Филадельфию, где произошла встреча с Джорджем Вашингтоном.
  9. В библиотеке Института восточных рукописей хранится список памятника малайской словесности “Династия султанов”. Его привез из своего путешествия Иван Федорович.

Открывающий тайные дали

Как думаете, далеко ли можно уйти на двух парусных шлюпах? Иван Фёдорович Крузенштерн на них обогнул весь мир. Он побывал в Японии, в Южном полушарии, у побережья бразильской Санта-Катарины. Иван Фёдорович тщательно наносил уточнения на карты, следил за съёмкой береговой линии. Позднее о своём путешествии он напишет книгу, которая, хочу заметить, будет интересна даже тем, кто никогда не был в море. Ведь в ней – не вымысел, а описание настоящих трудностей, с которыми приходилось бороться команде под руководством своего талантливого капитана. Вернувшись на родину с ценнейшим багажом сведений, Крузенштерн и Лисянский стали известными личностями, а в честь их экспедиции была выбита особая медаль.

Чем же Крузенштерн занимался после экспедиции? Конечно, он по-прежнему был с морем. Ему он посвятил множество своих трудов, создал атлас, где указал ранее малоизвестные острова и страны, долгое время он руководил Морским корпусом. В честь великого адмирала был не только установлен памятник и назван корабль – его имя увековечено в названиях пролива и рифа.


Художник С.В.Пен «Шлюпы «Нева» и «Надежда» во время кругосветки»

Напоследок хочу привести интересный факт об Иване Крузенштерне. Он никогда не расставался с гирями, а среди знакомых выделялся крепким здоровьем и богатырским телосложением. Спортом он занимался ежедневно, как говорится, на суше и на море. Очень хочется, чтобы о таких великих людях знали не только по фразам из мультфильмов, ведь они – пример и вдохновение для всех нас.

Не судите строго, пишите комментарии, возможно вам есть, что дополнить. Буду рад вашей подписке и если поставите лайк

Вокруг света

Судна, на которых отправился в кругосветное путешествие Иван Федорович Крузенштерн, были приобретены в Англии. Они назывались “Нева” и “Надежда”. Кроме того, в Англии закупили и инструменты с приборами, без них экспедиция закончилась бы провалом.

Иван Федорович шел на “Надежде”. Капитаном второго корабля был назначен его друг Лисянский.

Численность экипажа составляла 129 человек. Все, кроме ученых, были русскими. До Японии также отправился и посол Резанов со своей свитой.

Путешествие Ивана Федоровича Крузенштерна началось в 1803 году. 26 июня корабли покинули Кронштадт, направившись в сторону Бразилии. Этот переход в южное полушарие для российских мореплавателей оказался первым. На о.Тенерифе было закуплено вино, которое должно было послужить в качестве противоцинготного средства. Каждому члену экипажа полагалось по одной бутылке в день. Осмотром матросов занимался лично Иван Федорович. За счет стараний командного состава проблем с заболеваниями избежать удалось.

На острове Св. Екатерины корабли простояли месяц. В течение этого времени проводился их ремонт. Затем экспедиция двинулась в сторону мыса Горн, где произошла первая неприятная ситуация. Из-за сильного тумана корабли потеряли друг друга. В итоге Иван Федорович зашел на Маркизские острова, а его друг — к о. Пасхи, исправив ошибки Кука в географических координатах. Встреча состоялась возле о. Нукагива.

Снова разделиться пришлось у Сандвичевых островов. Будущий адмирал отправился в сторону Камчатки, а его напарник — на Сандвичевы острова, чтобы пополнить продовольственные запасы. После этого он двинулся к Алеутским островам.

Посетив Петропавловск-на-Камчатке, Иван Федорович направился в Нагасаки, попав по пути в тайфун. Только чудом удалось сохранить мачты. Из-за поломок, которые все-таки были, в Нагасаки экспедиция простояла 6 месяцев. Закупить продовольствие не получилось, т. к. это запретил император Японии. Однако он все-таки снабдил российский экипаж продуктами, которых должно было хватить на 2 месяца. К слову, посол Резанов так ничего и не добился от медлительных японцев. Впоследствии торговые отношения все-таки удалось наладить.

Период военной службы


Из-за того что началась русско-шведская война, обучение было решено закончить раньше срока. В 1788 году Ивана Федоровича Крузенштерна отправили служить на судно “Мстислав”. Но чин мичмана, который был положен всем выпускникам корпуса, он так и не получил.

Первое сражение произошло в Финском заливе в 1788 году. Встреча русской и шведской эскадры произошло в нескольких десятках километров от острова Гогланд. Эскадры, выстроившись друг напротив друга, просто расстреливали вражеские корабли. Маневрировать было практически невозможно в связи с отсутствием ветра. После нескольких часов ведения огня шведская эскадра была повержена.

Потери составили около 300 человек. При этом раненых было в два раза больше. Пострадал сильнее всего корабль, на котором проходил службу Крузенштерн — “Мстислав”. Из строя практически вышла система управления, корпус очень сильно повредили вражеские ядра. На воде корабль держался только чудом. Однако это не помешало ему дождаться конца сражения и даже отправиться в погоню за отступающей шведской эскадрой.

Укрылись вражеские корабли в Свеаборге. Русский флот начал держать осаду, в которой принял участие и будущий адмирал. Т. к. практически все офицеры были убиты или ранены, Ивана Федоровича повысили до помощника капитана, что уже является немалым достижением.

Через год великий мореплаватель участвовал в Эландском сражении. Также он принимал участие в боях в Выборгской бухте, при Красной Горке и Ревеле. За проявленную доблесть его повысили, и уже в 19 лет он стал лейтенантом.

Кругосветные путешествия и экспедиции

Первое кругосветное плавание 1995—1996

Было посвящено 300-летию Российского флота, 225-летию со дня рождения И. Ф. Крузенштерна и 190-летию со дня окончания первой российской кругосветной экспедиции. Выбор маршрута почти полностью совпадал как с первым походом И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского вокруг земного шара, так и с первым рейсом «Падуи» в 1926—1927 гг. Был пересечен Атлантический океан, взят мыс Горн, осуществлялись заходы в порты Рио-де-Жанейро, Монтевидео, Таити, Чили, Токио, Владивостока, Сингапура, Австралии, Кейптауна. За 5389 ходовых часов (224,5 ходовых суток) кругосветного плавания пройдено 42 433 морские мили. Флаг России был пронесен через три океана и 15 зарубежных портов тринадцати стран Европы, Южной Америки, Азии, Австралии, Океании, Африки. Четыре раза был пересечён экватор.

Второе кругосветное плавание 2005—2006

Было посвящено 60-летию Победы в Великой Отечественной войне и 200-летию кругосветного плавания российских кораблей под командованием И. Ф. Крузенштерна. Барк вышел в кругосветную экспедицию из Санкт-Петербурга 24 июня 2005 года. «Крузенштерн» принял участие в регате Tall Ships Race-2005, заходил в порты Санкт-Петербург, Ирландии, Англии, Испании, Португалии, Канарских островов, Уругвая, Аргентины, Мексики, Гавайских островов. За период кругосветного плавания с 16 июня 2005 года по 14 августа 2006 года судно прошло 45773,9 морских мили, посетило 21 иностранный порт. Продолжительность рейса составила 425 суток, из них 304 суток барк находился в море и 121 сутки в портах.[источник не указан 1311 дней]

Международная трансатлантическая экспедиция 2009—2010

Была посвящена 65-летию победы в Великой Отечественной войне, 90-летию образования рыбной отрасли в России и 60-летию первой российской сельдяной экспедиции. Во время экспедиции судно поучаствовало в трансатлантической регате Atlantic Challenge — 2009, посетило порты Испании, Бермудских островов, США, Канады, Исландии, Голландии, Германии, Бельгии, Панамы, Мексики, Венесуэлы и Кубы. 9 мая 2010 года, в день 65-й годовщины Победы, судно вернулось в родной Калининград. За кормой двух этапов плавания осталось 35980,8 миль и 299 дней, треть маршрута (5606,3 мили[источник не указан 1311 дней]) была пройдена под парусами.

Антарктическая экспедиция 2019-2020.

Антарктическая экспедиция проходит в честь открытия в 1820 году русскими мореплавателями Антарктиды.

Литература

  • Шнейдер И. Последний винджаммер // Моделист-Конструктор. — 1978. — № 12.
  • Белецкий Ю. Строителю модели «Крузенштерна» // Моделист-Конструктор. — 1978. — № 12.
  • Burmester, Heinz: Das Rennen Passat contra Padua 1935. Albatros Jg. 34, Bremen, 1989. pp 1–5, ill. Translation of Olof Granquist’s account of this journey published in De våra i främmande land, December 1944.
  • Burmester, Heinz: Den stora kappseglingen Padua versus Passat. Longitude 17, Stockholm, 1981. pp 28–39, ill.
  • Feddersen, Hans-Peter: Acht Tage auf der Krusenstern / Padua. Albatros Jg. 34, Bremen, 1989. pp 26–27.
  • Gerdau, Kurt: Viermastbark Padua … ein ruhmreiches Schiff. Koehlers Verlagsgesellschaft, Herford, 1978. 8vo, 99, (5) pp, 12 pl.
  • Grönstrand, Lars: Seglande skepps farter. Longitude 3, Stockholm, 1968. pp 30–37, ill.

За расставанием — встречи

В полдень (13.00 мск) на борту «Крузенштерна» пройдет торжественное построение экипажа и курсантов. Из-за запрета проведения массовых мероприятий, действующего в Калининградской области в связи с коронавирусом, родные и близкие не смогли встретить членов экипажа и курсантов непосредственно в порту. Местом первой встречи курсантов-калининградцев, к которому доставят на автобусах, малыми группами, после полугодовой разлуки станет морской рыбопромышленный колледж, где они и попадут в объятия родителей.

«Поскольку курсанты уже два месяца были в карантинном режиме (не было заходов в порты), их сразу отпустят домой на попечение своих родителей, а дальше, с учетом эпидемиологической ситуации, будут следовать предписаниям Роспотребнадзора», — пояснил Волкогон.

Курсанты из других регионов отправятся из Калининграда авиарейсами. Билеты и транспорт для доставки в аэропорт Храброво заказаны, в родных учебных заведениях их ждут, заметил ректор КГТУ.

«Во время экспедиции и по завершении ее для нас на первом месте, однозначно, безопасность здоровья курсантов-практикантов и членов экипажа. Потому при принятии решений по изменению маршрутов плавания, по сокращению заходов в порты придерживались этого приоритета. И, как результат, все, кто находился на борту «Крузенштерна» здоровы», — подытожил Волкогон.

Начало морской карьеры

Иван (Адам) Крузенштерн родился 19 ноября (8 ноября по старому стилю) 1770 года в имении Хагудис, в Эстонии.


Выходец из небогатого дворянского рода, Иван Крузенштерн в 1785-1788 годах учился в Морском кадетском корпусе, в год окончания которого участвовал в Гогландском сражении, а в 1789 и 1790 — еще в трех морских сражениях; произведен в лейтенанты. В 1793-99 добровольцем проходил службу на английских судах в Атлантическом и Индийском океанах, а также в Южно-Китайском море; произведен в капитан-лейтенанты. В 1799 и 1802 Крузенштерн представил проекты кругосветных плаваний для прямого торгового сообщения между российскими портами на Балтике и на Аляске. В 1802 назначен начальником первой русской кругосветной экспедиции.

Первое кругосветное плавание

7 августа 1803 при большом стечении народа экспедиция Ивана Крузенштерна вышла из Кронштадта на двух парусных шлюпах — «Надежда» (на борту которого находилась миссия в Японию во главе Николаем Резановым) и «Нева» (которым командовал однокашник и помощник Крузенштерна капитан Юрий Лисянский). Главная цель плавания заключалась в исследовании устья Амура и соседних территорий для выявления удобных мест и маршрутов снабжения товарами русского Тихоокеанского флота. После продолжительной стоянки у острова Санта-Катарина (побережье Бразилии), когда на «Неве» пришлось заменить две мачты, суда впервые в истории русского флота пересекли экватор и направились на юг. 3 марта обогнули мыс Горн и через три недели в Тихом океане разлучились.

От острова Нуку-Хива (Маркизские острова) шлюпы вместе проследовали к Гавайским островам, где вновь разошлись: «Нева» отправилась к берегам Аляски, а «Надежда» прибыла в Петропавловск-Камчатский в июле 1804. Затем Крузенштерн доставил Резанова в Нагасаки и обратно, по дороге описав северные и восточные берега залива Терпения. Летом 1805 Иван Крузенштерн впервые заснял около 1000 км берегов Сахалина, пытался пройти на юге между островом и материком, но не смог и ошибочно решил, что Сахалин — не остров и соединен с материком перешейком. Из Петропавловска осенью того же года Крузенштерн перешел в Кантон, а в конце лета 1806 — в Кронштадт.

Участники первой российской кругосветной экспедиции внесли значительный вклад в географическую науку, стерев с карты ряд несуществующих островов и уточнив положение существующих. Они открыли Межпассатные противотечения в Атлантическом и Тихом океанах, провели измерения температуры воды на глубинах до 400 м и определения ее удельного веса, прозрачности и цвета; выяснили причину свечения моря, собрали многочисленные данные о давлении атмосферы, приливах и отливах в ряде районов Мирового океана.

Это путешествие открыло целую эпоху блистательных успехов наших моряков. Бесценные труды экспедиции по гидро- и океанографии, этнические наблюдения вызвали научный интерес во всем мире.

Научная и организаторская деятельность

По возвращении Иван Федорович был прикомандирован к Петербургскому порту для создания труда о кругосветном плавании. В 1811 он назначен преподавателем Морского кадетского корпуса. В начале Отечественной войны 1812 Крузенштерн пожертвовал на народное ополчение треть своего состояния (1000 рублей); около года как член дипломатической миссии путешествовал по Англии, свои впечатления изложил в записках, оставшихся в рукописи.

В течение 1809-12 Иван Крузенштерн опубликовал трехтомное «Путешествие вокруг света…», переведенное в семи странах Европы, и «Атлас к путешествию…», а в 1813 — избран членом академий и научных обществ Англии, Франции, Германии и Дании. Развивающаяся болезнь глаз и не сложившиеся отношения с морским министром вынудили Крузенштерна просить освобождения от работы; в декабре 1815 он был отправлен в бессрочный отпуск.

До 1836 Крузенштерн составил и издал «Атлас Южного моря» с обширными гидрографическими примечаниями. В 1827-42, постепенно повышаясь в званиях до полного адмирала, был директором Морского кадетского корпуса, инициатором создания при этом заведении высшего офицерского класса, впоследствии преобразованного в Военно-Морскую академию. Многие выдающиеся мореплаватели и путешественники обращались к Крузенштерну за поддержкой и советом. Он был организатором экспедиций Отто Коцебу (1815-18), Михаила Вавильева-Глеба Шишмарева (1819-1822), Фаддея Беллинсгаузена — Михаила Лазарева (1819-21), Михаила Станюковича — Федора Петровича Литке (1826-29).

Крузенштер известен как один из учредителей Русского географического общества. В Петербурге в 1873 Крузенштерну поставлен памятник (скульптор Иван Николаевич Шредер, архитектор Ипполит Монигетти Монигетти). (В. И. Магидович)

Капитан-учёный

Вернувшись в Россию, Крузенштерн тщательно обдумывает свой проект и направляется к императору. И здесь мы замечаем ту самую несправедливость, с которой нередко сталкивались великие первооткрыватели. Александр I не принимает предложения Крузенштерна о путешествии. Правда, когда с таким же проектом к правителю приходят члены министерства коммерции, его ответ меняется в положительную сторону. Мне кажется, в последнюю минуту справедливость всё же восторжествовала, так как для воплощения замысла о кругосветном морском походе пригласили всё-таки Крузенштерна.

Для путешествия, которое сулит появление на картах новых торговых путей, император выделяет два парусных судна – 450-тонную «Надежду» и лёгкую «Неву» (её капитаном стал Юрий Лисянский). Капитаном «Надежды» стал сам Крузнштерн, который в дальнейшем своими открытиями оправдает все возложенные на него ожидания и совершит исторический прорыв.

Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский


С этим читают