Иван петрович кулибин

Самобеглая коляска и другие истории

Нередко Кулибину, помимо действительно изобретенных им конструкций, приписывают множество других, которые он действительно совершенствовал, но не был первым. Например, Кулибину очень часто приписывают изобретение педальной самокатки (прообраза веломобиля), в то время как такую систему создал на 40 лет раньше другой русский инженер-самоучка, а Кулибин был вторым. Рассмотрим некоторые из распространенных заблуждений.


Самобеглая коляска Кулибина отличалась сложной системой привода и требовала от водителя значительных усилий. Это был второй в истории веломобиль.

Итак, в 1791 году Кулибин построил и представил Академии наук самодвижущийся экипаж, «самобеглую коляску», по сути являвшуюся предшественницей веломобиля. Она была рассчитана на одного пассажира, а в движение машину приводил слуга, стоящий на запятках и поочередно давящий на педали. Самобеглая коляска некоторое время служила аттракционом для знати, а затем затерялась в истории; сохранились только ее чертежи. Кулибин не был изобретателем веломобиля — за 40 лет до него аналогичную по конструкции самобеглую коляску построил в Петербурге другой изобретатель-самоучка Леонтий Шамшуренков (известный в частности, разработкой системы подъема Царь-колокола, которая так и не была использована по назначению). Конструкция Шамшуренкова была двухместной, в более поздних чертежах изобретатель планировал построить самоходные сани с верстомером (прообразом спидометра), но, увы, не получил должного финансирования. Как и самокатка Кулибина, самокатка Шамшуренкова до наших дней не дошла.

Лопастной водяной двигатель

Среди изобретений Кулибина выделяется водоход, принцип работы которого был похож на коноводное судно. Такие грузовые суда использовали на Руси наряду с бурлацкими. Якорь груженого судна бросали далеко впереди, завезя его на шлюпке, а затем с помощью лошадей подтягивали к нему судно. Механизм представлял собой водяные колеса, приводимые в движение потоком речной воды. Через зубчатую передачу вращение передавалось на другую ось, на которую была намотана якорная цепь. Пока судно подтягивало себя к первому якорю, далеко впереди бросали второй, и судно шло дальше.

Всего Кулибин создал три проекта водохода, последний только на бумаге. Испытание первой модели прошло не настолько успешно, чтобы впечатлить чиновников из водного департамента. Они сочли проект слишком дорогим и неэффективным, бурлаки способны протащить груз на большее расстояние за одни сутки. Хотя изобретатель внес в первый проект значительные усовершенствования, он был отклонен.

Один за всех

Настоящим наследием Ивана Кулибина стали около 2000 сложных технических документов, начиная от чертежей оптических приборов и заканчивая схемами мостов и зданий.

Кулибин опередил своё время — это не штамп, а реальность. К примеру, второй лифтовый механизм, подобный тому, что создал Кулибин для Екатерины Великой, появился более чем 60 лет спустя. Это же касается и других его оригинальных разработок, которые были реализованы на практике инженерами последующих поколений и, увы, по большей части вне пределов России.

В этом смысле Кулибин очень похож на Леонардо да Винчи, чьи идеи оказывались слишком революционными для современников.

Мы уже говорили о том, что после Кулибина осталось около 2000 сложных технических чертежей. Это на самом деле невероятно, если вспомнить, что никакого инженерного образования у Кулибина не было и быть не могло.

Нижегородский «мужик» Кулибин, в отличие от архангельского «мужика» Ломоносова, не заканчивал университетов, не учился за границей.

В отличие от английских инженеров, благодаря которым Британия получила славу «мастерской мира», Кулибин не имел возможности перенимать передовой опыт у коллег.

Русская наука в те времена только набирала обороты, русской инженерной школы как таковой не существовало.

Там, где английские изобретатели действовали на основе передовых научных разработок и опыта предшественников, Кулибин мог полагаться только на себя самого.


Создавая свои изобретения, Кулибин опытным путём заново открывал те физические законы и свойства материалов, которые сегодня изучают студенты технических университетов.

И можно только сожалеть, что в России мало знают о своём соотечественнике, которого по праву можно считать одним из самых выдающихся изобретателей в истории человечества.

Что еще изобрел инженер-самоучка

Вклад Ивана Кулибина в теорию и практику строительства мостов, судов, подъемных механизмов и других машин не ограничивался перечисленным. Иван Петрович создавал точные инструменты для навигации, астрономических и других научных исследований. Например, он сделал микроскоп без хроматических аберраций по проекту Эйлера, мощный прожектор с параболическим зеркалом, довел до совершенства технику шлифовки оптических стекол.

Императрица высоко оценила «дальнеизвещающую машину», семафор с проектом специальной башни. Код для шифровки сообщений Кулибин тоже придумал сам. Машина передавала информацию на расстояние прямой видимости, затем по цепочке таких башен — дальше.

Но признанием и восхищением знати пользовались в основном изобретения Кулибина для развлечения публики: хитроумные автоматы, сложные фейерверки, предметы роскоши.

Музыкальные золотые часы, заключенные в корпус в форме пасхального яйца, украшенного богатой чеканкой, уцелели до наших дней. Сложный механизм часов состоит из четырехсот деталей, часть которых приводит в движение множество фигурок механического театра.

Начало «творческой деятельности»

Пока мальчик просиживал дни в лавке отца, он читал книги по механике и физике, найденные в семейной библиотеке. Благодаря им он начал проводить свои первые опыты.

Известным изобретателем он стал благодаря случаю. По торговым делам, Иван ездил с отцом в Москву, где встретил часового мастера Лобкова. Он научил его мастерству, благодаря которому Кулибина заметили.

Лобков подарил Ване набор для ремонта часов. По приезду домой, мечтой Кулибина стало открыть лавку по ремонту часов. Правда, спрос на это был невелик. Часами в Нижнем Новгороде могли похвастаться единицы.

У нижегородского губернатора сломались английские часы, и никто не мог их починить. Так чиновник узнал про юношу и тот смог восстановить дорогую вещь. Кулибин не только заработал денег, но и заявил о себе.

В 1764 году в Нижний Новгород должна была приехать Екатерина Вторая. К её приезду Кулибина попросили изобрести что-то необычное. Он придумал часы в форме яйца с театральным спектаклем и музыкой в полдень (которую тоже сочинил сам).

К сожалению, к приезду Екатерины Второй, Кулибин не успел этого сделать, однако он показал другие свои изобретения, и правительница попросила привести ей часы в Петербург, как только они будут готовы.

После окончания работы, Иван отправился в Петербург. Екатерина была поражена часами, и взяла его на высокую должность.


Так Кулибин стал директором механической мастерской при Академии наук, где когда-то трудился сам Ломоносов.

Винтовой лифт

Наиболее распространенная лифтовая система на сегодняшний день представляет собой кабину на лебедках. Лебедочные лифты были созданы задолго до патентов Отиса середины XIX века — подобные конструкции действовали еще в Древнем Египте, приводились в движение они тягловыми животными или рабской силой.

В середине 1790-х годов стареющая и разжиревшая Екатерина II поручила Кулибину разработать удобный лифт для передвижения между этажами Зимнего дворца. Она непременно хотела лифт-кресло, и перед Кулибиным встала интересная техническая задача. К подобному лифту, открытому сверху, нельзя было прицепить лебедку, а если «подхватывать» кресло лебедкой снизу, она бы доставила неудобство пассажиру. Кулибин решил вопрос остроумно: основание кресла крепилось к длинной оси-винту и двигалось по нему подобно гайке. Екатерина садилась на свой передвижной трон, слуга крутил рукоять, вращение передавалось на ось, и та поднимала кресло на галерею второго этажа. Винтовой лифт Кулибина был закончен в 1793 году, второй же в истории подобный механизм Элиша Отис построил в Нью-Йорке лишь в 1859-м. После смерти Екатерины лифт использовался придворными для развлечений, а затем был заложен кирпичом. На сегодняшний день сохранились чертежи и остатки подъемного механизма.

Знаменитый однопролетный мост через Неву — как он мог бы выглядеть, если бы был построен. Его расчет Кулибин выполнял на моделях, в том числе в масштабе 1:10.

Биография

Родился 6 () апреля  года в семье горного инженера А. И. Кулибина на Алтае, где его отец в то время исполнял должность помощника управляющего Змеиногорского рудника. После трагической смерти отца в 1837 году, по высочайшему указу Николай Кулибин был определён на учёбу за казённый счет. В 1851 году он окончил Институт Корпуса горных инженеров (ИКГИ), первым по списку, с большой золотой медалью и занесением его имени на «золотую доску» института. В чине поручика он был направлен на Алтай, где стал заниматься разведкой золота. За проявленные способности вскоре он был назначен помощником управляющего Барнаульской лабораторией.

В августе 1853 года «по высочайшему повелению, последовавшему на доклад господина министра финансов», Кулибин был командирован на два года за границу, где изучал металлургию и пробирное искусство в Фрейбергской горной академии под руководством таких известных ученых-металлургов, как Бейтгаупт, Платнер, Фриче, Рихтер.

С 1855 по 1882 годы он преподавал в ИКГИ металлургию и пробирное искусство, галлургию, горное искусство, горную статистику. После преобразования Горного института в 1866 году стал профессором, в декабре 1880 года был удостоен звания заслуженного профессора горного института.

С 1856 года он преподавал металлургию в Петербургском технологическом институте. Также Н. А. Кулибин преподавал в Лесном институте и в Морской академии. Почти за тридцатилетнюю профессорскую деятельность он воспитал целую плеяду талантливых горных инженеров. У него начинали учиться такие выдающиеся учёные, как академики А. П. Карпинский, Ф. Н. Чернышёв и Е. С. Фёдоров, профессор И. В. Мушкетов. Кулибин был приглашён преподавать химию великому князю Сергею Александровичу.

В 1863 году он состоял в чине капитана, в 1866 — в чине полковника.

В апреле 1864 года Тамбовский губернский предводитель дворянства обратился к министру финансов с просьбой о посылке горного инженера для исследования «некоторых местностей… губернии, с целью открытия каменного угля и железных руд». Выбор пал на Кулибина, который был освобождён от летних занятий со студентами и отправлен в названную местность. Результатом этой поездки явился «Геогностический очерк Тамбовской губернии».

В 1867 году Н. А. Кулибин участвовал во Всемирной выставке в Париже, а в 1873 году — во Всемирной выставке в Вене.

В январе 1874 года был произведён в действительные статские советники. В 1875 году он был назначен управляющим лабораторией Горного департамента Министерства финансов. С 1876 года был членом горного учёного комитета. Также он был членом Совета торговли и мануфактур.

В 1882—1891 гг. был директором Горного Департамента. В эти годы Кулибин являлся председателем ряда комиссий по восстановлению и реорганизации минеральных источников и лечебниц на Кавказе. «В интересах дела, — писал министр, — необходимо, чтобы в рассмотрении этих вопросов принял непосредственное участие директор Горного департамента». За девятнадцать лет работы на посту директора Горного Департамента и председательствующего в высшем горном учреждении — Горном Совете — Кулибин провёл важнейшие административные и хозяйственные реформы, которые охватывали самые разные стороны горнозаводской промышленности. Так, было преобразовано Уральское горное управление и по его образцу учреждены управления в других горнозаводских районах. При его участии переданы в Горный Департамент горные части Кавказа и Закавказского края. Изданы положения и правила: о частной горной промышленности на государственных землях; об отдаче частным лицам разработки торфа; о добыче золота из отвалов; о разработке цветных камней; об улучшении положения рабочих на золотых промыслах России и многое другое.

В 1893 и 1895 годах Н. А. Кулибин временно исполнял должность товарища министра Государственных имуществ (Горный департамент подчинялся этому ведомству).

Весьма важны его заслуги в деле изучения сложнейшего из металлургических процессов — доменной плавки, а также исследования над изменением состава шихты и газов и над распределением температур в доменных печах.

Пользовавшийся заслуженным авторитетом в горной науке, Кулибин Н. А. часто приглашался в различные правительственные и межведомственные комиссии по проблемам металлургии и другим вопросам, связанным с горным делом. Показательно в этом плане высочайшее назначение его экспертом со стороны России на Всемирную выставку в Париже. За эту работу он был награждён французским императором крестом Почетного легиона.

10 апреля 1903 года Н. А. Кулибин скончался на семьдесят третьем году жизни. Его похоронили на Смоленском горном кладбище в Петербурге.

Биография

Происходил из старинной семьи известных горных деятелей, правнук знаменитого изобретателя И. П. Кулибина.

Получил образование в Санкт-Петербургском горном институте. После окончания института в 1884 году был оставлен при институте в должности помощника смотрителя Музея и вскоре командирован за границу, где изучал горные науки и минералогию.

С 1886 года — чиновник особых поручений при Министре государственных имуществ, а затем — секретарь Горного учёного комитета.

С 1893 года — начальник Отделения Соляных и нефтяных промыслов Горного Департамента. Исследователь нефтяных и соляных промыслов, Кавказских минеральных источников.

Обладая разносторонним образованием, коллекционировал редкие издания. Перед празднованием двухсотлетнего юбилея Горного ведомства занимался подготовкой Словаря русских горных деятелей; скоропостижно скончался за год до юбилея, успел составить словник-перечень, куда включил 400 имён умерших к тому времени горных деятелей с их краткой характеристикой и источниками.

В 1900 этот перечень был опубликован в ГЖ и дополнен К. А. Скальковским, но замысел издания Словаря так и не был осуществлён.

Жизнь и труды

Иван Кулибин родился в семье мелкого торговца в усадьбе, находившейся между нынешних: пер. Крутого и Почтового съезда близ Успенского собора. Сама усадьба не сохранилась до наших дней. В настоящий момент на месте усадьбы установлена мемориальная доска (см. фото).

В юношеском возрасте обучился слесарному, токарному и часовому делу. В 1764—1767 годах Кулибин изготовил уникальные карманные часы. В их корпусе помимо собственного часового механизма помещались ещё и механизм часового боя, музыкальный аппарат, воспроизводивший несколько мелодий, и сложный механизм крошечного театра-автомата с подвижными фигурками.

Эти часы он преподнес императрице Екатерине, которая назначила его в 1769 году заведующим механической мастерской Петербургской академии наук. Руководил изготовлением станков, астрономических, физических и навигационных приборов и инструментов.

К 1772 году Кулибин разработал несколько проектов 298-метрового одноарочного моста через Неву с деревянными решётчатыми фермами. Он построил и испытал большую модель такого моста, впервые в практике мостостроения показав возможность моделирования мостовых конструкций. В 1777 состоялась защита проекта в Академии Наук, признанная «блестящей», однако его реализации добиться не удалось.

В последующие годы Кулибин изобрел и изготовил много оригинальных механизмов, машин и аппаратов. Среди них — , речное судно с вододействующим двигателем, передвигающееся против течения (водоход 1804), механический экипаж с педальным приводом, усовершенствовал шлифовку стёкол для оптических приборов.

В 1773—1775 годах Кулибин вместе с оптиком Беляевым сконструировал первый ахроматический микроскоп по проекту Эйлера — Фусса.

Проект моста через Неву Ивана Кулибина, 1776 год.

Мемориальная доска на месте усадьбы, где родился и жил Иван Петрович Кулибин в Нижнем Новгороде

В 1791 изготовил «самобеглую» повозку, в которой применил маховое колесо, коробку скоростей, подшипники качения. Повозка приводилась в движение человеком через педальный механизм. Это был второй известный русский веломобиль, первый был создан на 40 лет раньше Леонтием Шамшуренковым[неавторитетный источник?].

Также разработал конструкцию «механических ног» — протезов. В 1793 построил лифт с винтовым механизмом. В 1801 был уволен из Академии и вернулся в Нижний Новгород, где продолжал изобретательскую работу.

Иван Петрович Кулибин даже в преклонном возрасте живо интересовался техническими новинками; подтверждением тому может служить «Отрывок из письма к Русскому Художнику Гладкову (Из Нижнего)», опубликованный в январском выпуске «Русского вестника» за 1810 год (стр. 133—135), где Кулибин, узнавший о работах Алексея Филипповича Гладкого, с восхищением пишет коллеге-изобретателю: «жаль, что я так стар! а то поехал бы в Москву обнять моего собрата».

Дважды, в 1792 и в 1799 году, Кулибин монтировал знаменитые часы «Павлин» работы английского механика Джеймса Кокса, которые постоянно экспонируются в Павильонном зале Малого Эрмитажа.

Подавляющее большинство изобретений Кулибина, возможность использования которых подтвердило наше время, тогда не было реализовано. Диковинные автоматы, забавные игрушки, хитроумные фейерверки для высокородной толпы — лишь это впечатляло современников. Широкую известность Кулибин получил после публикации П. Свиньиным в 1819 году книги «Жизнь русского механика Кулибина и его изобретения».

Умер в Нижнем Новгороде. Похоронен на Петропавловском кладбище, могила сохранилась.

Литература

  • Артоболевский, И. И. Русский изобретатель и конструктор Кулибин. М.: Воениздат МО СССР, 1947.
  • Кулибин, Иван Петрович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Малевинский Ю. Н. Дороже всякого золота: Ист. повествование : Кулибин. — Молодая гвардия, 1980. — 174 с. — 100 001 экз.
  • Н. Н. П. Кулибин, Иван Петрович // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.М., 1896—1918.
  • Соколовская З. К. 300 биографий ученых: о книгах серии «Научно-биографическая литература». — М.: «Наука», 1982. — 389 с. — 20 001 экз.
  • Рославлев М. И. «Старый Петербург» — «новый Ленинград». — Ленинград: Издательство Академии художеств, 1925. — С. 59. — 132 с.

Иван Петрович Кулибин изобрел множество механизмов

Именно Кулибину принадлежит первенство в изобретении массы механизмов, качественно улучшающих жизнь своего времени и даже опережающих свое время на пару веков.

  • Иван Кулибин одним из первых в 1791 году придумал и начертил прототип легкового автомобиля. Называли его в то время коляской-самокаткой.
  • Сделал первый ножной протез для офицера Непейцина, героя Очаковской битвы. К сожалению, массовым производством заинтересовались лишь французы после войны.
  • Знаменитый водоход, мастер придумал уже по возвращению в Нижний Новгород. Это устройство позволяло двигаться речным судам по Волге против течения, облегчая труд бурлаков. Было построено 2 водохода.
  • Первый лифт в истории был придуман в 1793 году по заказу располневшей Екатерины Великой, он был сделан в форме кресла и поднимался на лебедках. Второй подобный лифт придумали в Америке через 67 лет.
  • «Чудесный фонарь» — знаменитый оптический прожектор, ярко светивший всего от одной свечки за счет системы зеркал, создавался для освещения улиц, но применяли его умельцы для освещения мастерских и колясок.
  • Кулибин изобрел первый оптический телеграф, который активно использовали на дальних переправах.
  • Новая «Соляная машина» для солеварных заводов Строгановых была придумана уже в начале 19 века, в практику не была введена.
  • Бездымные фейерверки для развлечения знати при дворе были особой заслугой мастера, как и множество салютов и шутих.
  • Занимался Кулибин и конструированием мостов, два самых известных его проекта однопролетный арочный мост через Неву и железный мост через Волгу, так и остались на бумаге в чертежах.
  • За свою деятельность в качестве главы механической мастерской академии наук инженер усовершенствовал ахроматический микроскоп и телеграф, множество электрических приборов и инструментов.

Инженерное дело, механика, оптика, часовое дело — все получалось у русского гения самоучки. Кулибин имел успех и был приближен к императрице, но, ни один из проектов, придуманных мастером для простых людей, не был, ни профинансирован должным образом, ни реализован государством. Умер выдающийся изобретатель в нищете, потратив свои сбережения на очередные проекты. Сыновья его и внуки тоже стали заниматься инженерным делом.

Прожектор

В 1779 году увлекавшийся оптическими приборами Кулибин представил петербургской публике свое изобретение — прожектор. Системы отражающих зеркал существовали и до него (в частности, использовались на маяках), но конструкция Кулибина была значительно ближе к современному прожектору: одна-единственная свеча, отражаясь от размещенных в вогнутой полусфере зеркальных отражателей, давала сильный и направленный поток света. «Чудесный фонарь» был положительно принят Академией наук, расхвален в прессе, одобрен императрицей, но остался лишь развлечением и не был применен для освещения улиц, как полагал Кулибин изначально. Сам мастер впоследствии изготовил ряд прожекторов по индивидуальным заказам кораблевладельцев, а также сделал на базе этой же системы компактный фонарь для кареты — это принесло ему определенный доход. Мастера подвело отсутствие защиты авторского права — каретные «кулибинские фонари» начали массово делать другие мастера, что сильно обесценило изобретение.

Фонарь-прожектор, созданный в 1779 году, так и остался технической диковинкой. В быту — в качестве фонарей на экипажах — применялись лишь его уменьшенные версии.

Лифт для императрицы

В 1793 году поступил заказ на производство лифта в царском дворце. Сложность заказа состояла в том, что к потолкам дворца крепить тяжелые конструкции было нельзя. С задачей изобретатель справился, предложив конструкцию, схожую с современным офисным стулом: слуга приводил в движение винтовой механизм, который, вращаясь, поднимал кресло со стареющей тучной императрицей.

И снова у Кулибина не осталось права на авторство изобретения. А лифт после кончины Екатерины попросту заложили кирпичом за ненадобностью.

Судьба была к Кулибину благосклонна – он сумел остаться самим собой. Ему пришлось жить при дворе и веселить императорское окружение удивительными диковинами вроде замысловатых фейерверков или механических кукол.


Но Иван Петрович не перешел в разряд банальных придворных механиков-мастеровых, а оставался великолепным изобретателем. Будучи вынужден присутствовать на царских пирах, он ни разу не притронулся к табаку или спиртному, оставаясь притом душой компании. Даже свою старомодную одежду, над которой насмехались придворные щеголи, не сменил с сюртука на обтягивающие европейские панталоны.

Он трижды женился и нажил 12 детей. Все его сыновья стали образованными людьми. Кулибин дожил до 83 лет в достатке и умер 11 августа 1818 года в окружении любящей семьи

Биография

Окончил в 1820 году Петербурге Горный кадетский корпус, был определён в Барнаульскую главную чертёжную.

В 1821 году откомандирован в Нерчинские заводы. Служил в канцелярии главного начальника, работал в поисковых партиях в окрестостях Нерчинского Завода, Воздвиженского рудника. Разработал положение о Нерчинском горном училище.

В 1826 году проводил геологические исследования золото— и оловосодержащих руд Адун-Челонского хребта. В том же году составил описание 80 видов нерчинских минералов, из них некоторые были найдены и определены впервые. В «Горном журнале» опубликовал статью «Описание кряжа Адун-Челона», «Географическое описание долины Ишагинской», «Описание Ундинского золотосодержащего прииска».

По возвращении на Алтай в 1829 году А. И. Кулибин определён помощником управляющего Змеиногорским краем. Интересовался местной топонимикой.

В 1829—1830 годах в Змеиногорске действовала особая военно-судная комиссия под председательством маркшейдера А. И. Кулибина с задачей «усилить скорейшее производство и решение дел» в Змеиногорской комиссии военного суда. Из Забайкалья уехал на Колывано-Воскресенские заводы, работал управляющим Локтевским заводом.

В связи с передачей рудников и заводов в аренду Министерству финансов (1830) министр Е. Ф. Канкрин пожелал иметь подробное их описание. Это было поручено сделать А. И. Кулибину. В 1834 году он представил «Описание Колывано-Воскресенских заводов по 1833 г.».

Император Николай I «за отлично-усердную службу и труд по составлению описания Колывано-Воскресенских заводов» наградил А. И. Кулибина орденом Святого Владимира 4-й степени. «Труд А. И. Кулибина, – писал известный исследователь Алтая профессор Г. Е. Щуровский, – написан с совершенным знанием дела и заслуживает полную благодарность». Работа стала ценным вкладом в историографию Алтая.

С 1834 году А. И. Кулибин — управляющий казёнными золотыми промыслами. Составил «Краткое описание всех известных золотосодержащих россыпей, открытых с 1830 по 1835 год» (1835 год).

27 апреля 1837 года несчастный случай на охоте оборвал жизнь талантливого горного инженера, по отзыву главного начальника Колыванских и Алтайских заводов Е. П. Ковалевского, явно выходившего «из разряда обыкновенных чиновников».

Самые известные изобретения

После того, как изобретатель занял свой пост, принялся творить. Известными стали только некоторые его изобретения. Многие труды пропали, так как в то время власти не могли их оценить по достоинству.

Лопастной водяной двигатель

Водоход, напоминающий по принципу работы коноводное судно, был изобретен во время службы у Екатерины Второй. Механизм представлял собой водяные колеса. Их приводили в действие благодаря потоку реки.

Через зубчатую передачу вращение передавалось на другую ось, куда была намотана якорная цепь. В то время, когда судно подтягивало себя к первому якорю, впереди бросали второй, и судно шло дальше.

Проекта такого двигателя было три. Однако не один из них не понравился властям, и поэтому воплощать в жизнь его не стали.

Лифт

Екатерина Вторая постарела, и ей было сложно передвигаться по дому. Для неё придумали лифт с канатами, однако он её не устраивал. Тогда она обратилась к Кулибину. Тот придумал кресло, которое двигалось благодаря вертикальным винтам. Механизм в действие мог привести один мужчина. После кончины Екатерины, шахту заложили кирпичами.

Мост через Неву

В столице всегда нужна была стабильная переправа через Неву. Кулибин предложил конструкцию одноарочного моста. Чтобы проверить его работу, он создал проект с масштабом 1:10. Такой мост был установлен позже в Таврическом саду. Он успешно прошел все испытания, однако власти не захотели применять его не Неве, ссылаясь на то, что он протянет лишь 20-30 лет. Они решили не тратить деньги на дорогой проект, не смотря на то, что он отвечал всем их требованиям.

Проект моста Кулибина 1776 года

Самоходная коляска

Очень полезное изобретение, ставшее прародителем автомобиля. Трехколесная коляска развивала скорость до 16 км/час. Её можно было смело назвать велосипедом со сложной коробкой передач, тормозом и рулем.

К сожалению, такую коляску тоже не оценили по достоинству. Никто не стал производить её в больших количествах.

Протез

Первый протез был придуман металлическим и состоял из трех частей. Голень была полая для легкости. Далее она соединялась шарниром со стопой на пружине. При ходьбе та сгибалась и выпрямлялась.

К телу она тоже прилегала достаточно плотно, благодаря чему человеку было удобно. Такие металлические протезы не особо пользовались популярностью в России, зато их начали выпускать во Франции. А вот у нас больше «прижились» деревянные «ноги».


С этим читают