Культурная революция в китае

Содержание

Казнь Фан Чжунмоу


Фан Чжунмоу — член коммунистической партии и ветеран народно-освободительной армии Китая. Она гордилась старшими детьми, ставшими красногвардейцами и участниками Культурной революции. За свою преданность режиму Фан должна была быть удостоена чести аудиенции с самим Мао, но этому так и не суждено было произойти: её гордость и энтузиазм пошли на спад после смерти дочери и тяжёлой болезни, поразившей саму Фан. Масло в огонь добавило обвинение её мужа в пособничестве капиталистам. Его, как и многих других китайцев, обвинили в предательстве идеалов Коммунистической партии и попытке свержения режима. Учитывая, что и отца Чжунмоу ранее обвиняли в шпионаже, то обвинение самой Фан было лишь вопросом времени. Как и мужа, «пособника капиталистов», власти многократно задерживали её и проводили долгие допросы. Длилось это до 1970 года, пока Фан не стала открыто критиковать Мао Цзэдуна при своём муже и сыне Чжан Хунбине. Родственники своевременно доложили об этом властям, и в отместку Фан сожгла семейный портрет Мао. Солдаты забрали её, но лишь после того, как Хунбин избил мать по приказу отца. За преступление по статье «нападение на председателя Мао Цзэдуна» Фан была расстреляна 11 апреля 1970 года. Ни отец, ни сын не присутствовали при казни.

Спустя годы после смерти матери Хунбин осознал, насколько ужасно поступил. В 1980 году при поддержке своего дяди Фэна Мейкая он смог реабилитировать её имя, став правозащитником. Он освещал ужасы культурной революции и боролся за возведение мемориала на могиле матери.

Литература[править | править код]

  • Желоховцев А. «Культурная революция» с близкого расстояния. — М.: Политиздат, 1973. — С. 265
  • Усов В. Н. «Культурная революция в Китае». Китай: история в лицах и событиях. — М., 1991.
  • Усов В. Н. КНР: от «большого скачка» к «культурной революции» (1960—1966 гг.). — М.: ИДВ РАН, 1998. — Часть 1, С. 221; Часть 2, С. 241
  • Sneath D. The Impact of the Cultural Revolution in China on the Mongolians of Inner Mongolia. — Modern Asian Studies, vol. 28, no. 2, 1994, p. 409—430
  • Dittmer, Lowell. China’s Continuous Revolution: The Post-Liberation Epoch, 1949—1981
  • Кузьмин С. Л. // Скрытый Тибет. История независимости и оккупации. — СПб.: издание А. Терентьева, 2010. — 544 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-901941-23-2.

Результаты и жертвы

Публичное унижение Панчен-ламы в рамках сессии «пидоухуэй»

Большинство источников говорят о 100 миллионах пострадавших. Впервые это число появилось в газете «Жэньминь жибао» 26 октября 1979 года. Ж.-Л. Марголен (фр.) пишет, что погибших был миллион человек. Только в провинции Гуанси во время «культурной революции» погибло свыше 67 тыс. человек, а в провинции Гуандун — 40 тыс.

В ходе «культурной революции» было репрессировано около 5 млн членов партии и к IX съезду КПК в партии насчитывалось около 17 млн человек. Во время X съезда 1973 года численность КПК составила уже 28 млн человек, то есть в 1970—1973 годах в КПК было принято около 10—12 млн человек. Таким образом, Мао заменил «старых» членов партии, которые были способны хоть на какое-либо несогласие, на «новых» — фанатичных последователей культа личности.

«Бунтари» и хунвэйбины уничтожили значительную часть культурного наследия китайского и других народов КНР. Например, были уничтожены тысячи древнекитайских исторических памятников, книг, картин, храмов и т. д. Были уничтожены почти все монастыри и храмы в Тибете, сохранившиеся к началу «культурной революции».

Возложив ответственность за «культурную революцию» лишь на Мао Цзэдуна и партийные группировки, объявленные «контрреволюционными», КПК легитимизирует свою власть в условиях рыночной экономики КНР.

Причины культурной революции в Китае

Предстоящий раскол в коммунистической партии Китая, после того, как закончилась компания Большого скачка, стал основной причиной культурной революции. Лидеры партии, среди которых был и Председатель Лю Шаоци, избранный на пост в 1959 году, начала сомневаться в том, что курс, диктованный Мао Цзэдуном стране, является правильным. Экономическая и социальная политика Лю была направлена на то, чтобы поддержать мелкий бизнес, что было расценено Мао, как посягательством на его место в партии. Мао же, когда выздоровел, вступил в активную борьбу с партийной оппозицией, в результате и было положено начало этой революции.

Положение на международной арене также повлияло на начало культурной революции. Конфликт КНР и Советским Союзом, который особенно сильным был в 1969 г., стал причиной раскола международного коммунистического движения. Мао Цзэдун воспринял разоблачение сталинизма и курс Хрущева на постепенную либерализацию в сфере экономики, как то, что противоречило коммунистической идеологии, что также создало угрозу его влиянию в партии.

Реакция Советского Союза на политику Мао заключалась в отзыве всех советских специалистов, которые в рамках программы международного сотрудничества работали в КНР.

Столкновения вокруг острова Даманский и возле озера Жаланашколь стали пиком конфликта.

Убийство Бянь Жонгинь

Когда даже преданные не выдерживают

Одной из ранних жертв культурной революции стала Бянь Жонгинь, 50-летний директор колледжа для девочек при Пекинском университете. 16 июня 1966 года ученики начали критиковать администрацию колледжа и устроили несколько революционных митингов. Высшее образование и буржуазное происхождение сделали Бянь главной мишенью для революционеров, хотя по иронии судьбы многие из них были выходцами из высшего общества. В течение следующих двух месяцев её неоднократно преследовали и даже избивали. 4 августа, после очередных издевательств и пыток, она заявила, что не вернётся в школу. Однако на следующий день всё-таки пришла. Это был отважный поступок, но стоил ей жизни: ученики цинично избивали её, а в конце добили ножками от стола. Избиение было столь сильным, что она потеряла сознание и умерла от полученных ран. Никто так и не понёс наказание за убийство, и преступники всё ещё на свободе.

В январе 2014 года Сон Бинбин — известная представительница красной гвардии и одна из учеников Бянь публично извинилась за преступление. По её словам, она не принимала участия в убийстве, но всё равно чувствует вину за бездействие. Некоторые скептики сомневаются в искренности признания и считают, что Сон играла значимую роль в преступлении. Муж Бянь также не был впечатлён извинениями. В одном из интервью он сказал: «Сон плохой человек, и что коммунистическая партия и Мао Цзэдун несут ответственность за это преступление».

Что такое великая культурная революция в Китае

Особым событием в истории Поднебесной является противостояние двух политических сил, которое началось в стране в 1966 г.

Это событие включает в себя три этапа:

1. Гонения и репрессии

Влияние Мао Цзэдуна не только в стране, но и его позиции на всемирной арене сильно ослабло из-за болезни китайского лидера. В это время правительство подверглось критике оппозицией, которые считали, что коммунизм – это неверный режим. Едва выздоровев, Мао начал масштабно бороться с силами оппозиции.

Гонение на традиционалистов в апреле-мае 1966 г., которое проявлялось в том, что банды хунаэйбинов не только находили тех, кто был против действующего режима, а беспощадно расправлялись с ними. В объединения принимали участие молодые специалисты, преподаватели, молодое поколение и школьники. Междоусобицы массово разрастались, люди терпели массовые издевательства. Они могли требовать у любого проходящего по улицам страны китайца цитатник Цзэдуна. Жертвами банд стали миллионы, многие из которых наложили на себя руки, будучи намеренно доведенными до такого состояния.

Мао отдает приказ создать «школы кадров» по всему Китаю (май 1969 по сентябрь 1971 гг.) Это были организации, где чиновники учились профессиям, занимались физическим трудом, впитывали идеологию коммунизма. Если кто-то не соглашался, его отправляли в ссылку в отдаленные поселки. Так, в ссылку отправили порядка 10 000 000 человек.


По стране стремительными темпами шириться каннибализм, что только поддерживает правительство.

Ситуация становится более острой из-за конфликта Советского Союза и Китая. Цзэдун предпринимает всяческие попытки, чтобы его власть была абсолютной. Он не только проводит массовые репрессии, где врагом режима мог стать любой человек, но и решил заняться культурой страны. Это привело к тому, что Мао хоть и контролировал процессы в стране, а вот взять под контроль армию не мог. Постоянно возникали конфликты между разными группировками хуйвэнбинов.

2. Насаживались коммунистические идеи

Внутри партии также возникали разногласия. Весной 1970 г. Цзэдун сам решил, что нужен пересмотр конституции Китая, чтобы таким образом упразднить пост председателя. Против этого выступили Линь Бяо и Чэнь Бода, что стоило им жизни.

В Поднебесной активно насаживали идеи Мао, которые он выдвигал, чистки и репрессии коснулись также и военной сферы. Восстановились некоторые профсоюзы и женские и молодежные движения.

3. Кончина Цзэдуна и властвование «группы четырех»

Мао Цзэдун умер в 1976 г., а после его смерти властвовать стали его соратники Цзян Цин (жена Мао), Чжан Чуньцяо, Яо Вэньюань, Ван Хунвэнь, которых называли «группа четырех». Они хотели управлять страной в установленном режиме, не меняя его. Но уже совсем скоро их было арестовано новым правительством. Вся ответственность за репрессии переложилась на них, а также ошибки в экономическом секторе.

Окончание культурной революции датируется 1976 г., но еще много лет после этого ее кровавые и разрушительные последствия преследовали китайцев. Именно по инициативе маршала Цзяньина было арестовано «группу четырех». Культурная революция – это настоящая расправа над гражданами Китая, которая, наконец, была закончена.

Причины китайской революции

Социальное неравенство китайской империи

Под властью последней великой династии социальный разрыв между жителями, особенно крестьянами, был чрезвычайно велик.

Большие участки земли принадлежали землевладельцам и привилегированным классам, которые представляли низкий процент жителей.

На условия крестьян и деревень во внутренних районах Китая повлияла небрежность императора и властного купола в столице..

Предполагается, что первые революционные мысли были введены из России, чтобы наблюдать, как их восстание против царизма привело к новой системе коллективной выгоды.

Колониализм и потеря территорий

Династия Цин, последняя у власти, показала удивительную неэффективность, когда дело дошло до защиты территорий Китая.

Он несет ответственность за потерю контроля над Тайванем и территориями Кореи, а также за разрешение захвата Маньчжурии и вторжения японцев на территорию Китая..

Территориальное вторжение в Китай стало проявлять признаки колониализма, которые граждане с повстанческими мыслями хотели искоренить со своих территорий..

Потеря порта Гонконг представляла собой один из конечных пунктов внутренней терпимости и слабостей Китая.

Внутренние конфликты

Одним из главных конфликтов, которые предшествовали коммунистической революции, оказались опиумные войны, в которых Китай был явно унижен против основных империй и держав 19-го века, как Англия была.


Обида и стремление утвердиться в качестве великой нации начали формироваться в новых поколениях граждан Китая..

Внутренние восстания начались на региональном уровне, который династия Цин не могла контролировать, демонстрируя тем самым свою растущую слабость во внутренних делах нации, которая стремилась возглавить.

Экспансия коммунизма и антикапиталистического мышления

Консолидация коммунистических идей в некоторых территориях Восточной Европы, таких как Россия, начала распространяться на азиатские территории, а также отказ от западной системы, которая проявлялась в Соединенных Штатах и ​​их основных европейских союзниках..

Идеи сформировались, и крестьянские и пролетарские граждане начали формироваться под руководством Коммунистической партии Китая, которая получила полную поддержку вновь основанного и, казалось бы, могущественного Советского Союза..

Программа «Вверх в горы, вниз в села»

Ошибка правительства, родившая «потерянное поколение»

Программа подразумевала переселение городских жителей в сельскую местность. С 1968 по 1980 год более 17 миллионов молодых китайцев покинули города. При этом большинство людей уходили из своих домов против воли. Однако некоторые уезжали добровольно

Мао Цзэдун заявил: «Очень важно, чтобы образованная молодёжь прошла перевоспитание в сельской бедности». Основными причинами для такого решения стали городская безработица и сбой образовательной системы во время культурной революции

В идеале программа переселения должна была культивировать верность партийной идеологии среди молодёжи и бурный экономический рост отсталых районов Китая.

Молодые горожане прямиком из колледжей, университетов и обычных школ попадали в условия деревенской нищеты и страдали на тяжёлых, изнурительных работах. Хотя некоторые видели в такой политике прекрасный шанс получить богатый опыт и послужить своей стране, большинство было недовольно суровой работой и условиями жизни. В итоге большая часть переселенцев вернулась домой. Многие считали, что годы, проведённые в сельской местности, были потрачены впустую. Они стали известны как «потерянное поколение» — те, кто был лишён возможности окончить школу, колледж, университет и не смог до конца развить свой потенциал. Как сказал один пекинский профессор: «С точки зрения историка и с точки зрения развития страны в целом, этот период можно считать потерянным».

Каннибализм в провинции Гуанси

Чёрная страница истории Китая

Согласно исследованию китайского диссидента и писателя Чжэн Йи, в провинции Гуанси были съедены сотни, а возможно и тысячи людей во время культурной революции. Во время пребывания в красной гвардии в Гуанси, Чжэн неоднократно слышал страшные рассказы о людоедстве, но никогда не был свидетелем подобного. В 80-х годах он вернулся в провинцию, чтобы узнать подробности и выяснить правду. К своему удивлению, Йи нашёл свидетелей и участников этих преступлений. Они без зазрения совести рассказывали, как убивали и поедали людей. При этом каннибализм не был вынужденной мерой, он носил идеологический характер. Они верили, что недостаточно просто убить врагов революции, необходимо уничтожить их полностью. Съесть сердце, мозги, печень и даже гениталии. Каннибалы даже устраивали семейные и дружеские банкеты с шашлыками и барбекю. В округе Уксуань всё было ещё хуже. Группы людей подкарауливали своих жертв и набрасывались прямо на улице. Некоторых резали и сдирали с них кожу заживо. В 1968 году произошло чудовищное происшествие: мужчину ударили по голове и, ещё живого, кастрировали, содрали кожу и расчленили. Дети и старики тоже принимали участие в акте каннибализма. К примеру, одна старуха была известна своей манерой вырезать и поедать глаза жертв. А ещё один случай рассказывает, как школьники убили свою учительницу, пожарили и съели прямо в школе.

Случаи каннибализма были слабо известны за пределами Китая, пока Чжэн не написал о своём исследовании. Книга «Алый мемориал» вышла в 1993 году и была запрещена в Китае. Официальные лица до сих пор избегают разговоров на эту тему.

Разумеется, ни один диктатор, ни один руководитель любой страны не признаются в зверствах и преступлениях, произошедших в государстве под их управлением. Таких примеров, к сожалению, тысячи и найдутся они в истории каждого уголка Земли. Остаётся лишь надеяться, что исторический экскурс всё же послужит напоминанием о чудовищных ошибках прошлого, которые не стоит повторять в будущем.

Классовая чистка

Даже монстры могут испугаться своих поступков

Чтобы очистить свои ряды от революционеров и капиталистов, коммунистическая партия создаёт по всей стране революционные комитеты. С 1968 по 1971 год комитеты развернули масштабный террор. Больше всех пострадала внутренняя Монголия, где, как предполагали власти, вела свою деятельность секретная сепаратистская организация. Сотни тысяч людей были арестованы, покалечены и измучены. В итоге погибло 22900 человек. В областях Хэбэй и Чжэцзян также прошли масштабные чистки: 84000 человек в Хэбей были арестованы в рамках борьбы с вьетнамским вторжением. Около 2900 людей погибли от травм во время пыток и почти 7000 человек умерли от «вынужденного самоубийства». Классовые чистки прекратились в 1969 году, хотя в некоторых районах продолжались до 1971 года. В конце концов, сам Мао встревожился, что зашёл слишком далеко и это может повлиять на его репутацию.

Почему провалилась «культурная революция»?

С самого начала «культурная революция» содержала в себе противоречия, которые не могли быть разрешены. Мао хотел одновременно быть революционером, рушащим старые иерархии, но в то же время сохранить полный контроль. Когда это противоречие вылилось в жестокую борьбу между фракциями, Мао привлек военных, чтобы восстановить порядок.

Мечта о «новом человеке» была похоронена. На ее место пришла «власть, исходящая из ствола винтовки». В итоге вновь возникла партия, выстроенная по ленинской модели — с иерархией и бюрократией. После смерти Мао многие его соперники вновь получили власть. В том числе и Дэн Сяопин, благодаря экономическим реформам которого страна шагнула в новую эру.

Состав

1987—1990

  • Артур Струков — вокал, гитара, кларнет, клавишные
  • Андрей Шагунов — гитара
  • Александр Ковязин — бас-гитара (1987—1988) †
  • Вячеслав Шершнев — ударные (1987—1988)
  • Аркадий Кузнецов — бас-гитара (1988—1990)
  • Евгений «Джек» Кузнецов — ударные (1988—1990) †
  • Евгений Шабалов — ударные (1988)

1998—2000

  • Артур Струков — вокал, гитара, клавишные
  • Джейк — гитара
  • Александр Андрюшкин — ударные, бас-гитара, клавишные, бэк-вокал
  • Таня — бэк-вокал (1998)
  • Алексей — клавишные (1998)
  • Евгений «Джек» Кузнецов — ударные (1998) †
  • Диме Ефименко — бэк-вокал (1999)
  • Кирилл «Друид» — флейта (1999)
  • Сергей Шестаков — ударные (1999)
  • Андрей Дорофеев — голос (2000)
  • Самба «Швах» — голос (2000)
  • Олег Пронин — саксофон (2000)
  • Сергей Летов — саксофон, флейта (2000)

Шпионский пинг–понг

Подозрительность не щадит никого — даже любимчиков народа

Жун Готуан, Фу Цян и Цзян Юнгнин — самые известные имена в китайском теннисе в 50–60-х годах. Жун был неимоверно популярен, считался национальным героем, ведь он первый китаец, который стал чемпионом мира по настольному теннису в 1959 году. Несмотря на то что спортсмены выступали за Китай, родились они в Гонгконге, который принадлежал Великобритании. По этой причине они не заслуживали доверия со стороны соотечественников и властей во время революции, и поэтому их обвинили в шпионаже в 1968 году.


Фу подвергался долгим, напряжённым допросам и избиениям своими однокашниками. В итоге он покончил жизнь самоубийством 16 апреля того же года. Цзян повесился месяц спустя. Он любил читать газеты и хранил детскую фотографию, где носил японский флаг во время оккупации Гонгконга Японией. Этого оказалось достаточно, чтобы власти объявили его японским шпионом. Жун также пошёл по стопам своих товарищей, не выдержав оскорбительных обвинений и заседаний. 20 июня, рано утром, Жун повесился. В кармане штанов он оставил записку: «Я не шпион. Пожалуйста, не подозревайте меня. Я вас подвёл. Я дорожу репутацией больше, чем жизнью». Однако национальная спортивная комиссия осталась непреклонна, и её представители по-прежнему утверждают, что спортсмены работали на шпионские сети Гонгконга.

Резня в округе Дао

Паника и слухи рождают чудовищ

Летом 1967 года в округе Дао провинции Хунань пошли слухи о вторжении Вьетнама в Китай. Также в народе стали говорить о том, что Гоминьдан (вьетнамская правящая партия с националистичным уклоном) находится в сговоре с анти-революционерами и видит целью захватить материковый Китай. Анти-революционеры пытались устроить массовую зачистку округа от коммунистической партии и местных крестьянских лидеров. Хотя само вторжение было чистой воды слухом, власти подтвердили убийства порядка 4500 человек. Большинство погибших попадали в чёрные списки из 5 групп: богатые фермеры, арендаторы, контрреволюционеры, приверженцы «правых идеологий» и лидеры мнений. Некоторые жертвы были убиты вооружённым ополчением в собственных домах, других же судила толпа. Казнили людей самыми разнообразными способами: закапывали заживо, обезглавливали, взрывали, жгли и стреляли. Насилие не только сходило с рук, но и распространялось на другие округа. В результате чего погибло ещё порядка 4000 человек.

В округе Дао в массовых убийствах участвовали более 14000 человек, однако, лишь 52 участника были арестованы в 80-м году. Остальные избежали наказания.

История группы

Первый музыкальный проект Артура Струкова назывался «Подземка». Его единственным воплощением стал домашний альбом «На прикупе», записанный Струковым в Набережных Челнах в октябре 1984 года перед уходом в армию и затем отправленный друзьям в Тюмень.

В августе 1987 года Струков возвращается из армии, а уже в сентябре того же года принимает участие в записи совместного проекта тюменских музыкантов и Егора Летова «Инструкция по обороне». Тогда же с лёгкой руки Летова появляется название «Культурная революция». Когда Струков предложил присутствующим подобрать название его проекту, Егор недоуменно заметил: «Чего это у тебя песни то про политику, то про любовь? Культурная революция какая-то!».

Главная заслуга в создании группы принадлежит Александру Ковязину. Именно он нашёл место для репетиций, а впоследствии устраивал все записи коллектива.

Первый состав «Культурной революции» сформировался в октябре 1987 года: Артур Струков (вокал, гитара), Андрей Шагунов (гитара), Александр Ковязин (бас-гитара), Вячеслав Шершнев (ударные). В декабре того же года состоялись её первые выступления на публике и первая попытка записи на хорошем оборудовании.

На протяжении 1988 года группа неоднократно пытается записаться в Тюмени на импровизированной студии Вячеслава Воронцова на заводе «Нефтемаш» и у Евгения Шабалова в ДК «Строймаш». Впоследствии сохранившиеся записи этого периода были изданы под названием «В Тюмени 1980-х г.г.».

Звёздным часом «Культурной революции» стал Первый фестиваль альтернативной и леворадикальной музыки, прошедший в Тюмени в июне 1988 года (к тому моменту Ковязин отошёл от музыкальной деятельности и занялся бизнесом, и его заменил Аркадий Кузнецов, а на смену Шершневу пришёл Евгений «Джек» Кузнецов). На фестивале в течение трёх дней выступили такие группы, как «Гражданская оборона», «Инструкция по выживанию», «Кооператив Ништяк», «БОМЖ» и «Путти», а также Янка Дягилева, Олег «Манагер» Судаков и многие другие. Коллектив Струкова получил за своё выступление приз зрительских симпатий. Тюменское телевидение сделало запись концерта, а от некоторых деятелей музыкальной индустрии Тюмени и Свердловска стали поступать предложения заняться профессиональной коммерческой деятельностью под их руководством и с их технической поддержкой. Однако Струков от всех подобных предложений отказался.

Последним эпизодом деятельности первого состава «Культурной революции» стала очередная попытка записаться в Тюмени у Воронцова весной 1990 года, оказавшаяся неудачной. Осенью того же года Струков окончательно переезжает в Москву, после чего группа фактически прекращает своё существование.

В июле 1998 года Ковязин позвонил в Москву Струкову и предложил сделать полноценную запись «Культурной революции». Для этого в Тюмени им были подготовлены профессиональные музыканты и многоканальная аппаратура. В итоге на квартирах участников группы был записан, фактически, первый полноценный альбом коллектива, получивший название «Буэнос-Айрес». Однако в сентябре того же года Ковязин умирает от панкреатита, так и не услышав окончательный вариант записи. Дальнейшая судьба альбома оказалась весьма непростой — некоторые крупные фирмы, к которым обращались музыканты, не брались его даже слушать. В конце концов, альбом был издан небольшим независимым лейблом «ИпВ продукт».

В 1999 году «Культурная революция» записала альбом «Просто хочется жить», а летом того же года несколько раз выступила с концертами в Тюмени (группа дала концерты в следующем составе: Артур Струков — вокал, гитара; Джейк — гитара; Александр Андрюшкин — бас-гитара; Сергей Шестаков — ударные).

В 2000 году вышел последний альбом группы «Музыка бунта!». После этого коллектив прекратил какую-либо деятельность.

В 2018 году Струков в рамках музыкального проекта «Влюблённые_в_онлайн» выпустил концептуальный альбом «Есть ли жизнь в офлайне?», посвящённый Мирославу Немирову.

Культурная революция

Второй этап — Школы кадров 7 мая, «Ввысь в горы, вниз в села», возвышение НОАК

Второй этап Культурной революции начался в мае года и завершился в сентябре года. Некоторые исследователи выносят второй этап за рамки собственно Культурной революции и датируют его начало серединой года.

Основной системой, которая практиковалась в школах кадров, была система «трех третей». Заключалась она в том, что треть рабочего времени бывшие кадры занимались физическим трудом, треть — теорией и треть — организацией производства, управлением и письменной работой.

После победы Чжоу Эньлая над «ультралевыми», которая выразилась, в частности, в гибели Линь Бяо и части его сторонников в сентябре года, Культурная революция замкнулась на проблемах культуры, избегая новых инициатив в экономике.

Кампания по отправке части студентов, рабочих, военных из городов в сельские районы Китая.

Как проходила «культурная революция»?

Длилась эта кампания с 1966 по 1976 год. Все началось с разгромной деятельности школьников и студентов — хунвейбинов («красногвардейцев»): сформированная в отряды молодежь затеяла агрессивную борьбу с «четырьмя пережитками». Конкретно это коснулось в первую очередь учителей и профессоров, которых принуждали к «признаниям». Квартиры учителей были разгромлены, храмы, пагоды и библиотеки — разрушены. Вскоре к «революции» примкнули и рабочие, а также значительная часть городского населения. Все чаще жертвами становились сотрудники партийного аппарата на местах.

Страна погрузилась в хаос. Более половины всех членов Политбюро, а также ЦК и секретарей местных партийных организаций потеряли свои посты в первые же месяцы «культурной революции». Государственная система рухнула.

Когда ситуация полностью вышла из-под контроля, Мао пустил в дело Народно-освободительную армию Китая под руководством его соратника, министра обороны Линь Бяо. Поскольку армия представляла собой своего рода государство в государстве, ее мало затронул царящий хаос. К 1968 году военные почти полностью взяли страну под контроль. Хунвейбины, которые продолжали сопротивление, были отправлены «на перевоспитание» в сельские районы или в ускоренном порядке казнены.

В 1969 году началось восстановление партийного аппарата. Однако военные под командованием Линь Бяо не горели желанием добровольно сдавать свои позиции. Сам Линь Бяо участвовал в печально известном заговоре под названием «Проект 571», целью которого было в том числе и убийство Мао. Но заговор был раскрыт, а самолет, на котором Линь Бяо бежал из Китая в сторону СССР, рухнул при до сих пор неясных обстоятельствах на территории Монголии.

Несмотря на восстановление партии, спокойствие вернулось в Китай лишь в 1976 году. Так называемая «банда четырех», в которую входила и жена Мао Цзэдуна, пыталась выступить против новых партийных звезд — Чжоу Эньлая и Дэн Сяопина. Окончательное поражение они потерпели в момент смерти Мао 9 сентября 1976 года. Хаос «культурной революции» закончился вместе со смертью ее инициатора.

Итоги культурной революции в Китае

Многие источники приводят такие сведения, что по итогам китайской революции пострадало порядка 100 000 000, а погибло около миллиона.

Репрессиям подверглись приблизительно 5 000 000. К IX съезду Коммунистической партии количество членов 17 000 000, уже на следующем съезде было 28 000 000. Это указывает на то, что порядка 10-12 млн. приняли в члены КПК за период с 1970 по 1973 гг. Можно сказать, что Мао удалось произвести смену лиц в партии на таких, которые являлись фанатами его культа личности.

Китайская революция уничтожила практически все храмы и монастыри на Тибете, много книг, картин, исторических памятников.

Ответственность за культурную революцию ложиться только на партийные группировки и Мао Цзэдуна, в условиях рыночной экономики Поднебесной власть КПК легитимная.

Итоги Синьхайской революции

Основной движущей силой революции являлось крестьянство. Оно было заинтересовано в последовательном разрешении аграрного вопроса. Но буржуазные революционеры больше всего боялись классовой борьбы в деревне. Лозунг «равные права на землю» был забыт. Национальная и мелкая городская буржуазия, руководившая революцией, не сумела повести за собой крестьянство, а пролетариат еще не созрел для того, чтобы возглавить революцию, отстоять ее завоевания.

Революция 1911 — 1913гг. была буржуазной революцией. Аграрного переворота в деревне, составлявшего основу буржуазно-демократической революции, не произошло. Крестьянство не выступило со своей собственной программой, не наложило на весь ход революции отпечаток своих требований. Народные массы проявили большой энтузиазм. Их усилиями была свергнута маньчжурская династия. Однако плодами борьбы масс воспользовались буржуазно-помещичьи и феодально-бюрократические элементы.

Революция сыграла важную роль в пробуждении великого китайского народа, в приобщении его к сознательной революционной борьбе. В результате революции была провозглашена Китайская республика и выработана буржуазная временная конституция, которая имела прогрессивное значение. Идея демократической республики глубоко проникла в сознание китайского народа.


С этим читают