Курды

Хронология

Дата Событие
XIII-XIV вв Появление первых курдских племен в России .
1801 После вхождения в состав Российской империи Грузии, а также Гянджинского, Карабахского и Шекинского ханств часть курдов стала российскими подданными.
1804—1813, 1826—1828 годов Отдельные курдские семьи и родоплеменные группы оказались в российском Закавказье также после русско-персидских войн.
1813 После заключения между Россией и Персией Гюлистанского договоров к России отошли новые территории, населенные курдами: иранские Салмас, Хой, Урмия и другие.
1828 После заключения между Россией и Персией Туркманчайского договоров к России отошли новые территории, населенные курдами: иранские Салмас, Хой, Урмия и другие.
1829 После заключения между Россией и Турцией Адрианопольского договоров к России отошли новые территории, населенные курдами: Ван, Эрзурум, Карс и другие.
1869-1885 гг. в состав России вошла Туркмения (Закаспийская область), где также исторически проживали курды.
1878 г. В Российскую Империю переселяются карсские и ардаганские курды .
1897 г. По данным первой Всеобщей переписи населения Российской империи, проведенной в 1897 г., курдов-мусульман и езидов насчитывалось 99,9 тыс. человек.
конец XIX века Массовые переселения из Турции и Ирана в Закавказье из-за неурожаев и голода.
1917 Значительное число курдов-езидов бежало в Армению и Грузию в период геноцида армян (400 000 езидов было уничтожено в Османской Империи)
1923 г. — 8 апреля 1929 г. в составе Азербайджанской ССР был создан Курдистанский уезд с административным центром в поселке Абдаляр (позже переименованный в Лачин). Уезд получил широкую известность как «Красный Курдистан». У празднен по решению VI Всеазербайджанского съезда советов
1926 По результатам всесоюзной переписи 1926 г., общая численность советских курдов достигала 69.1 тыс. человек.
1930-1950-х гг Депортации и репрессии курдов в районы Казахстана, Узбекистана и Киргизии.
1937 Депортация курдов Армении и Азербайджана в Казахстан и Среднюю Азию.
1944 Депортация курдов из Грузии в Казахстан и Среднюю Азию.
1956 начало реабилитации курдов.
1989-90 курды из Средней Азии, Казахстана, Закавказья мигрировали в Россию (в отдельные районы Краснодарского и Ставропольского краёв, Ростовской области, Адыгеи)..
Дата Событие
июнь 1989 г Группа курдских общественных деятелей (М. С. Бабаев, А. А. Мамедов, Ф. К. Чатуев, З. А. Садыхов и др.) обратилась с заявлением к председателю Совета Национальностей Верховного Совета СССР Р. Н. Нишанову. В нём они изложили конкретные факты изгнания и притеснения курдов Армении, Узбекистана, Киргизии и Краснодарского края РСФСР. Курды просили разрешить им воссоздание своей автономии в Азербайджане, выражали готовность осваивать безлюдные и безводные земли на побережье Каспийского моря и на условиях хозрасчета и долгосрочной аренды наладить их орошение, производить продукты земледелия и животноводства, выплачивать государству налоги и арендную плату
23 октября 1990 г Было принято Постановление Верховного Совета СССР № 1738-I «Об образовании Комиссии по проблемам курдского народа» во главе с заместителем председателя Государственного комитета РСФСР по национальным вопросам В. П. Соболевым..
4 июня 1991 г. Генеральный директор Центра курдской культуры Т. М. Броев обратился к президенту СССР М. С. Горбачеву и председателю Верховного Совета СССР А. И. Лукьянову с просьбой ускорить решение курдского вопроса, в частности восстановить курдскую автономию и паритетное представительство курдов в законодательных органах власти на всех уровнях
4 июля 1991 г. После серии встреч с представителями курдов и посещений мест их компактного проживания члены Комиссии проинформировали Верховный Совет СССР о том, что положительных изменений в условиях жизни курдского населения не произошло, десятки тысяч курдов в результате межнациональных конфликтов оказались на положении беженцев, а основной вопрос — о восстановлении национально-территориального образования курдов — нуждается в более глубокой проработке. .
конец 1991 Распад СССР не позволил реализовать планы и намерения руководителей советского государства по восстановлению исторической справедливости в отношении курдского народа.
1989-1992 Переселение курдов из зоны армяно-азербайджанского конфликта в Россию.

Хронология

Дата Событие
XIII-XIV вв Появление первых курдских племен в России.[источник не указан 401 день]
1801 После вхождения в состав Российской империи Грузии, а также Гянджинского, Карабахского и Шекинского ханств часть курдов стала российскими подданными.
1804—1813, 1826—1828 годов Отдельные курдские семьи и родоплеменные группы оказались в российском Закавказье также после русско-персидских войн.
1813 После заключения между Россией и Персией Гюлистанского договоров к России отошли новые территории, населенные курдами.
1828 После заключения между Россией и Персией Туркманчайского договоров к России отошли новые территории, населенные курдами.
1829 После заключения между Россией и Турцией Адрианопольского договоров к России отошли новые территории, населенные курдами.[источник не указан 401 день]
1869-1885 гг. В состав России вошла Туркмения (Закаспийская область), где также исторически проживали курды.
1878 г. В Российскую Империю переселяются карсские и ардаганские курды .
1897 г. По данным первой Всеобщей переписи населения Российской империи, проведенной в 1897 г., курдов-мусульман и езидов насчитывалось 99,9 тыс. человек.
конец XIX века Массовые переселения из Турции и Ирана в Закавказье из-за неурожаев и голода.
1917 Значительное число курдов-езидов бежало в Армению и Грузию в период геноцида армян (400 000 езидов было уничтожено в Османской Империи)
1923 г. — 8 апреля 1929 г. в составе Азербайджанской ССР был создан Курдистанский уезд с административным центром в поселке Абдаляр (позже переименованный в Лачин). Уезд получил широкую известность как «Красный Курдистан». Упразднен по решению VI Всеазербайджанского съезда советов
1926 По результатам всесоюзной переписи 1926 г., общая численность советских курдов достигала 69,1 тыс. человек.
1937 Депортация курдов Армении и Азербайджана в Казахстан и Среднюю Азию.
1944 Депортация курдов из Грузии в Казахстан и Среднюю Азию.
1956 Начало реабилитации курдов.
1989-90 Курды из Средней Азии, Казахстана, Закавказья мигрировали в Россию (в отдельные районы Краснодарского и Ставропольского краёв, Ростовской области, Адыгеи)..
Дата Событие
июнь 1989 г Группа курдских общественных деятелей (М. С. Бабаев, А. А. Мамедов, Ф. К. Чатуев, З. А. Садыхов и др.) обратилась с заявлением к председателю Совета Национальностей Верховного Совета СССР Р. Н. Нишанову. В нём они изложили конкретные факты изгнания и притеснения курдов Армении, Узбекистана, Киргизии и Краснодарского края РСФСР. Курды просили разрешить им воссоздание своей автономии в Азербайджане, выражали готовность осваивать безлюдные и безводные земли на побережье Каспийского моря и на условиях хозрасчета и долгосрочной аренды наладить их орошение, производить продукты земледелия и животноводства, выплачивать государству налоги и арендную плату
23 октября 1990 г Было принято Постановление Верховного Совета СССР № 1738-I «Об образовании Комиссии по проблемам курдского народа» во главе с заместителем председателя Государственного комитета РСФСР по национальным вопросам В. П. Соболевым..
4 июня 1991 г. Генеральный директор Центра курдской культуры Т. М. Броев обратился к президенту СССР М. С. Горбачеву и председателю Верховного Совета СССР А. И. Лукьянову с просьбой ускорить решение курдского вопроса, в частности восстановить курдскую автономию и паритетное представительство курдов в законодательных органах власти на всех уровнях
4 июля 1991 г. После серии встреч с представителями курдов и посещений мест их компактного проживания члены Комиссии проинформировали Верховный Совет СССР о том, что положительных изменений в условиях жизни курдского населения не произошло, десятки тысяч курдов в результате межнациональных конфликтов оказались на положении беженцев, а основной вопрос — о восстановлении национально-территориального образования курдов — нуждается в более глубокой проработке. .
конец 1991 Распад СССР не позволил реализовать планы и намерения руководителей советского государства по восстановлению исторической справедливости в отношении курдского народа.
1989—1992 Переселение курдов из зоны армяно-азербайджанского конфликта в Россию.

Кто такие курды?

Этнические курды проживают в четырех странах — Иране, Ираке, Турции и Сирии.


В Сирии они составляют 7-10% населения страны. Десятилетиями они подвергаются гонениям и ущемляются в правах со стороны сирийского правительства. Политика в отношении курдов особенно ужесточилась при предыдущем президенте страны Хафезе Асаде и осталась такой при его сыне — Башаре Асаде.

До начала арабской весны 2011 года, когда сирийцы стали массово выступать против режима Асада, большинство курдов проживали в больших городах Дамаске и Алеппо, а также в трех приграничных с Турцией районах: в Африне на западе, в центральном Кобани и в Камышлы на востоке.

  • Чем Турции мешают сирийские курды?
  • Эрдоган — курдам: провозгласите независимость — будете голодать

Когда сирийский протест перерос в настоящую гражданскую войну, основные курдские партии избегали принимать чью-либо сторону.

В 2012 правительственные войска покинули курдские территории, чтобы сосредоточить силы на противостоянии повстанцам в других регионах страны. Это позволило вооруженным формированиям курдов взять пограничные районы под свой контроль.

Image caption Курдские отряды народной самообороны — самое большое военное формирование на северо-востоке Сирии

В конце 2014-го джихадистская группировка «Исламское государство» (организация запрещена в России) напала на Кобани, тогда международная коалиция во главе с США впервые прибегла к воздушным налетам на позиции ИГ. Исламисты были отброшены, а курды стали ключевым союзником коалиции в Сирии.

В 2015 году курдские отряды народной самообороны (YPG) стали основой для создания курдско-арабского военизированного альянса «Демократические силы Сирии».

При поддержке международной коалиции, которая поставляла оружие, обеспечивала военную подготовку и поддерживала альянс с воздуха, его бойцы оттеснили отряды ИГ с четверти территории Сирии и в марте 2019 года взяли под контроль последний район, удерживавшийся исламистами.

Карты Курдистана

Курдистан

Курдистан — этногеографическая область в центре на Ближнего Востока, в пределах которой курды исторически составляют абсолютное или относительное этническое большинство. «Курдистаном» называют территорию между 34 и 40 градусами северной широты и 38 и 48 градусами восточной долготы, с запада на восток простирающуюся приблизительно на 1 тыс. км., а с севера на юг — от 300 до 500 км.  Территория Курдистана четко не определена по причине отсутствия официального признания со стороны мирового сообщества и государств, на территории которых он располагается. В настоящий момент территория исторического Курдистана разделена между четырьмя государствами: Ираном, Ираком, Сирией и Турцией. Площать Курдистана определяется примерно в 450 тысяч кв.км. (в Турции — свыше 200 тыс., в Иране — свыше 160 тыс., в Ираке — до 75 тыс., в Сирии — до 15 тыс.). Население Курдистана составляет ок. 25-30 миллионов человек. Курды говорят на нескольких диалектах, крупнейшими из которых являются корманджи, сорани, гурани и заза. Кроме курдов на территории Курдистана в значительном меньшинстве проживают представители других народов: арабы, туркмены, фарсы, армяне, азербайджанцы и ассирийцы; до середины ХХ века проживало также немало евреев, впоследствии эмигрировавших в Израиль. Территориальное разделение исторический Курдистана на 44 региона определяется исторически, в силу развития и преобладания того или иного региона в тот или иной период истории Курдистана.

Диалекты курдск…

Мехабадская рес…

Области историч…

Красный Курдист…

Рекомендуем

Известные курды

  • Курды и Курдистан
    • Нравы и обычаи курдов
    • Курдские имена
    • Карты Курдистана
    • Курдский язык
    • Курдский национальный костюм
    • Новруз
    • Гимн Курдистана
    • Курдские флаги
    • Фото Курдистана
    • Видео-ролики о Курдистане
    • Полотна российских художников
  • О проекте Dersa Kurdî
    • 1. Ŗojbaş. Navê te çî ye?
    • 2. Alfabeya 1
    • 3. Alfabeya 2
    • 4. Cînav
    • 5. Peyîv
    • 6. Ez ķûrd im – ez ne ķûrd im
    • 7. Hejmar. 1.2.3.4…
    • 8. Saet çi ye?
    • 9. Ev kî ye?
    • 10. Tu nas dikî?
    • 11. Îroj çi roj e?
    • 12. Qelema sor heye?
    • 13. Ev ķî ye?
    • 14. Ez nexweş im
    • 15. Tû bi kûrdi dizanî?
    • 16. Tu ji ku yî?
    • 17. Tu ji ku teyî?
    • 18. Tu ji çi hez dikî?
    • 19. Tu li ķû yî?
    • 20. Tu dîçî ķû?
  • Курдская литература
    • Мам и Зин
    • Юсуф и Зулеха
    • Дым-Дым
    • Курдские сказки
  • Библиотека
    • Словари курдского языка
    • Буквари курдского языка
    • Грамматика курдского языка
    • Курдская литература на курдском языке
    • Курдская литература на русском языке
    • Книги о курдах на русском языке
  • Генерал Барзани
    • Происхождение
    • Начало жизненного пути
    • Первая КИ война
    • Мехабадская республика
    • Поход Мехабад — Джульфа
    • Сталин. Первые годы в СССР
    • Хрущев. СССР лицом к курдам
    • Революция в Ираке 1958 г.
    • Базани-Ареф-Адиль-Касем
    • Возвращение в Курдистан
    • Заговоры
    • Возвращение барзанцев
    • Касем. Вторая война
    • Ареф. Третья война
    • Ареф. Мир перед войной
    • Государство «Курдистан»
    • Ареф. Четвертая война
    • Битва под Pевандузом
    • Баззазовское перемирие
    • Аль-Бакр. Пятая война
    • Провозглашение автономии
    • Ирак-СССР, Барзани-США. Шестая война
    • Отступничество шаха. Отступление из Курдистана
    • Последние годы жизни

Хорошая мина при плохой игре

Заявление премьер-министра курдской автономии, который одновременно является и племянником бывшего президента Иракского Курдистана Масуда Барзани, ушедшего в отставку после провального сентябрьского референдума о независимости, можно считать знаковым.

Клан Барзани, чья столетняя война за независимость Курдистана против турок, арабов и иранцев стала неотъемлемой частью истории курдов, всегда считался «непримиримым», исповедующим самые радикальные формы политической и вооруженной борьбы. Несколько раз — во время Барзанского восстания 1931—32 годов, во времена просоветской Мехабадской республики, существовавшей в 1943—45 годах, во времена раздела Ирана между СССР и союзниками и, наконец, в новейшей истории Иракского Курдистана, стартовавшей в 1991 году, клан Барзани каждый раз «перегибал палку», закрывая своими радикальными действиями и лозунгами реальную дорогу к курдской государственности.

Последняя ошибка дяди Нерчивана, связанная с явно неуместным референдумом о независимости Иракского Курдистана, обернулась для клана Барзани не только отставкой самого Масуда, но и фактической потерей курдами провинции Киркук, имевшей смешанное арабско-курдское население. При этом именно абсолютная недоговороспособность клана и его политического крыла, «Демократической партии Курдистана» (ДПК), оказалась последним гвоздем в крышку гроба курдской государственности.


В ситуации безапелляционных заявлений Барзани и ДПК, а также их установки на признание Иракского Курдистана в весьма спорных границах, сложившихся по факту после победы над «Исламским государством»1 (террористическая организация, запрещенная в РФ), правительство Ирака пошло на сепаратные переговоры с «умеренными» курдами во главе с кланом Джаляля Талабани и партией «Патриотический союз Курдистана» (ПСК).

Нынешнее состояние клана Барзани и авторитет ДПК невозможно сравнить с прошлым господствующим положением. Потеря Киркука, изоляция Эрбиля — в том числе транспортная и финансовая, что больно бьет по простым курдам, — привела к тому, что клан лихорадочно ищет возможности для возвращения к «умеренной» риторике, в рамках которой они могли бы хоть как-то сохранить свой политический капитал.

Для такой роли фигура Нерчивана Барзани подходит как нельзя лучше — в отличие от своего «бешеного» дяди Масуда, нынешний премьер-министр снискал себе уважение за ровный спокойный, неконфликтный характер, деловую и политическую хватку и способность к компромиссу. Все это создало ему авторитет даже среди противников ДПК и клана Барзани.

Внешность

Одежда

В женском национальном костюме предусмотрено несколько предметов:

  • брюки-шальвары;
  • жилетка хелак;
  • накидка крас.

У мужчин костюм состоит из:

  • сервала
  • пояса
  • национальных туфель
  • жилетки и рубашки стархани.

Джеркрасы у женщин представляют собой одеяние, похожее на кофту и рубашку одновременно. Брюки наденет только незамужняя женщина, тем самым показывая, что она является свободной. Сверху также накидывают крас — специальную прозрачную накидку, которая покрывает плечи. У женщин-курдов одежда вся яркая, контрастная, в ней могут использоваться такие цвета, как фиолетовый, зеленый, желтый, бирюзовый. Стархани у мужчин — это верхняя одежда, которая напоминает рубашку и пиджак. Стархани всегда заправляют в брюки, ткань одежды довольно плотная, есть карманы и лацканы. Мужской пояс в длину может достигать 4 метров. Накручивают его обязательно против часовой стрелки. Брюки фиксируются не поясом, а веревкой. Основной мужской головной убор — чалма. Он является составным, включает шапку клав и платок мшки. Одежда у мужчин блеклая, только на праздники они позволяют себе надеть более яркие варианты. Цвета преимущественно близкие к белому и песочному. На официальный прием курдский мужчина наденет только белую одежду. В повседневной жизни они носят одежду коричневого цвета, реже серого.

Спецоперация на полмира

Действия партизан РПК стали сильно тревожить Турцию, и в 1998 году Дамаск под сильным давлением официальной Анкары, перебросившей на южную границу 50-тысячную армию и ракетные части, вынужден был отказать Абдулле Оджалану в дальнейшем пребывании на сирийской территории.

К преследованию Оджалана также подключились Вашингтон и Тель-Авив, объявившие лидера Рабочей партии Курдистана террористом за его левые взгляды и постоянную социалистическую агитацию. По одной из версий, именно американские спецслужбы запустили дезинформацию о причастности РПК к убийству премьер-министра Швеции Улофа Пальме, чтобы не дать главе партии укрыться в Скандинавских странах, у которых были достаточно прохладные отношения с Анкарой.

С целью получить политическое убежище лидер РПК посетил несколько стран, в том числе Италию, где его попытались арестовать, и Россию, однако официальный статус беженца ему никто не предоставил.

Германия, объявившая Рабочую партию Курдистана террористической организацией, выписала ордер на арест курдского лидера, однако когда того задержали в Риме и предложили немцам забрать его, Берлин отказался, спрогнозировав бурную реакцию многотысячной курдской диаспоры.

  • Абдулла Оджалан
  • Reuters

В итоге временное пристанище Оджалан получил в Греции, которая, с одной стороны, не хотела портить отношения с США, и поэтому формально не предоставила Оджалану политического убежища, а с другой — поддержала одного из главных врагов Турции, с которой у Афин, как известно, всегда были прохладные отношения. Поэтому греческие власти тайно переправили лидера РПК в посольство Греции в Кении и стали помогать ему в поиске страны, которая была бы готова дать ему официальное убежище.

Также по теме «Война всех против всех»: как Вашингтон спровоцировал конфликт курдов и арабов в Ракке В окрестностях сирийской Ракки начались локальные стычки между местным арабским населением и курдами, составляющими ядро…

Однако на кенийские власти вышли представители США и Израиля, проинформировавшие Найроби о том, что в греческом посольстве укрывается «беглый преступник». Кенийцы стали оказывать давление на дипломатов.


15 февраля 1999 года Оджалан на автомобиле греческого посольства покинул дипломатическое представительство, чтобы вылететь в Нидерланды. Однако к этому времени в Найроби уже высадились турецкие коммандос, которые захватили греческую машину, похитили Оджалана и вывезли его из Кении на личном самолёте миллионера Джефита Каглара.

Под давлением общественности итальянские власти объявили, что готовы предоставить Оджалану политическое убежище, однако было уже поздно. Лидер РПК находился к этому времени в турецкой тюрьме, где его ожидал суд и смертный приговор, заменённый впоследствии на пожизненное лишение свободы.

По словам экспертов, у Оджалана было много возможностей перейти на нелегальное положение и затаиться. Однако лидер РПК считал, что это ниже его достоинства, поэтому он требовал для себя официального статуса во всех странах, которые посещал, благодаря чему турецким и американским силовикам и удалось до него добраться.

Курды

Курды, которые сами себя называют «курд», являются самым крупным этносом Ближнего Востока, не имеющим в настоящий момент своей государственности.

Курдистан — это географо-исторический регион Передней Азии, который курды населяют с незапамятных времен и где являются преобладающих этническим большинством. На севере курды граничат с армянами, на западе — с турками, на юге — с арабами, на востоке — с фарсами, на северо-востоке — с азербайджанцами.

В настоящий момент территория Курдистана разделена границами четырех государств: Турции, Сирии, Ирака и Ирана.

В результате появились географо-политические понятия: турецкий Курдистан (северный Курдистан), сирийский Курдистан (северо-западный Курдистан), иракский Курдистан (южный Курдистан) и иранский Курдистан (восточный Курдистан).

В настоящий момент столицей южного Курдистана (регион Курдистан — Ирак) является город Эрбиль. После предполагаемого воссоединения с регионом г. Киркук в 2008 г. вследствие планируемого референдума, в него будет перенесена столица региона.

  • Столицей северного (турецкого) Курдистана условно считается город Диабакыр.
  • Столицей восточного (иранского) Курдистана условно считается город Мехабад.
  • Столицей западного (сирийского) Курдистана условно считается город Камышло.

Однако преобладающее большинство курдов не считает географическое разделение справедливым и воспринимает Курдистан как единое целое. Проблемы одной части Курдистана незамедлительно находят реакцию в других его частях.

Курды говорят на нескольких диалектах, самыми крупными из которых являются (в порядке преобладания численности носителей): корманджи, сорани, лури и заза.

Корманджи распространен в турецком Курдистане, сирийском Курдистане и на северо-западе иракского Курдистана; сорани является преобладающим на юге и на востоке Курдистана; лури распространен на крайнем юге, а заза — на самом северо-западе.

Религиозная палитра в Курдистане очень пестрая. Большинство курдов, которые исповедуют Ислам суннитского толка, проживают на севере и западе. Мусульмане-шииты проживают в основном на юге и востоке. Курдами-мусульманами очень почитается суфизм, как учение о вечной мудрости.


Кроме мусульман в Курдистане встречаются представители и других религиозных конфессий: езиды, христиане-монофизиты, зороастрийцы, али-халк и другие. Курды в череде других народов Ближнего Востока считаются очень веротерпимым народом.

Отличительной особенностью курдов является любовь к свободе и независимости. Символ «азади» — «свободы» является доминирующим в устном народном творчестве, которое преобладает в Курдистане в течении всей курдской истории. Другой особенностью народного творчества является борьба со слепым подобострастным бессмысленным поклонением какому-либо авторитету, тотему или идолу.

Любовь курдов к свободе проявляется не только в образе мысли, но и в именах и одежде. Мужская курдская одежда отличается строгостью цветов, однако она очень практична и удобна.

Широкие и удобные брюки символизируют широту курдской души, неприятие скованности и скаредности.

Женский наряд носит консервативный характер, он строг и изящен.

Следует отметить, что не смотря на огромное давление мусульманских авторитетов в течении более тысячи лет преобладания Ислама, курдянка никогда не закрывала своего лица, что говорит о уважении и доверии курдов своим женам и сестрам. В отличии от представительниц других народов, среди курдов считается похвальным женская воинственность, которая проявляется только в исключительных случаях.

Численность и ареал

  • Турция: 13—18 млн чел.
  • Ирак: от 6,5 млн чел.
  • Иран: 3.35—8 млн чел.
  • Сирия: около 1,7—2,2 млн чел.
  • Германия: от 800 тыс. чел.
  • Афганистан: 74 тыс. чел.
  • Россия:  63,8 тыс.
  • Ливан: 43 тыс. чел.
  • Пакистан:  38,3 тыс. чел.
  • Великобритания:  37470 чел
  • Армения:  33 тыс. чел.
  • Израиль:  от 11 до 32 тыс. чел.
  • Азербайджан:  от 19 до 25 тыс. чел.
  • Грузия: 20843 чел.
  • Туркмения: 6 тыс. чел.

Жизнь в разных странах (местах)

В Турции живет более 16 миллионов курдов. Большинство из них не умеет читать и писать, их уровень жизни оставляет желать лучшего. Многие политологи связывают безграмотность курдского населения с общим упадком жизни в Турции. Существует масса противоречий курдов с правительством. В Иране курды тоже переживают непростые времена. Последние десятилетия социально-политический конфликт, а также гнет со стороны государства привели к многочисленным стычкам с полицией и военными. В наши дни ситуация практически не изменилась, и правительству Ирана приходится зачастую использовать грубую силу для подавления протестных движений. В России многие курды расселились по городам. Они сумели прижиться, а многие просто ассимилировали. Расселение из СССР велось в направлении Азербайджана, Армении и Грузии, где положение курдов можно назвать удовлетворительным. Лучшие показатели по уровню жизни у курдов, живущих в Германии и Великобритании

Но важно отметить, что большинство курдского населения попадает в Европу как иммигранты. Эти люди зачастую не имеют образования и не могут приспособиться к жизни в цивилизации

Надежду на лучшую жизнь получают их дети.

Существует курдское национальное движение, которое охватывает значительный регион и несколько стран. В этом движении участвуют тысячи людей, как женщины, так и мужчины. Движение носит подчас агрессивный характер и является военным.

Немного об истории курдов

Курды являются одним из древнейших этносов Ближнего Востока и существуют как минимум шесть тысячелетий. Слово «курд» означает «воин на лошади». Да, эта народность освоила кавалерию еще тогда, когда соседи использовали примитивные пешие построения. Вся история курдов связана с войнами за независимость, поэтому каждый представитель народности и молоком матери впитал искусство владения оружием и навыки выживания в тяжелейших условиях.

После Первой Мировой Войны у курдов появился шанс на свое государство, но турецкий генерал Ататюрк силой присоединил Курдистан к турецким территориям. Сегодня этот «народ без государства» готов объединиться с кем угодно, чтобы освободить свои земли от оккупантов. Так, несколько лет назад сирийские курды сражались совместно со Свободной Армией Сирии, чтобы вернуть себе Ракку, в которой забаррикадировался ИГИЛ.

Примечания

  1. . Wall Street Journal. Дата обращения 16 августа 2012.
  2.  (недоступная ссылка). Al-Arabiya. Дата обращения 16 августа 2012.
  3. . Reuters. Дата обращения 17 августа 2012.
  4. . BBC World News. Дата обращения 16 августа 2012.
  5. . Central Intelligence Agency. Дата обращения 29 августа 2012.
  6. Jordi Tejel, translated from the French by Emily Welle; Welle, Jane. Syria’s kurds history, politics and society (англ.). — 1. publ.. — London: Routledge, 2009. — P. 8. — ISBN 0-203-89211-9.
  7. Jordi Tejel, translated from the French by Emily Welle; Welle, Jane. Syria’s kurds history, politics and society (англ.). — 1. publ.. — London: Routledge, 2009. — P. 10. — ISBN 0-203-89211-9.
  8. McDowell, David. A modern history of the Kurds (неопр.). — 3. revised and upd. ed., repr.. — London : Tauris, 2005. — С. 469. — ISBN 1850434166.
  9. Kreyenbroek, Philip G.; Sperl, Stefan. The Kurds: A Contemporary Overview (неопр.). — London: Routledge, 1992. — С. 147. — ISBN 0415072654.
  10. Yildiz, Kerim. The Kurds in Syria : the forgotten people (англ.). — 1. publ.. — London : Pluto Press, in association with Kurdish Human Rights Project, 2005. — P. 25. — ISBN 0-7453-2499-1.
  11. Philip G. Kreyenbroek, Stefan Sperl. The Kurds: a contemporary overview (неопр.). — Reprint.. — London: Routledge, 1992. — С. 114. — ISBN 0-415-07265-4.
  12. Yildiz, Kerim. The Kurds in Syria : the forgotten people (англ.). — 1. publ.. — London : Pluto Press, in association with Kurdish Human Rights Project, 2005. — P. 25. — ISBN 0745324991.
  13. Tejel, Jordi. Syria’s Kurds: history, politics and society (англ.). — 1. publ.. — London: Routledge, 2008. — P. 10. — ISBN 0415424402.
  14. Tejel, Jordi. Syria’s Kurds: history, politics and society (англ.). — 1. publ.. — London: Routledge, 2008. — P. 9. — ISBN 0415424402.
  15. Winter, Stefan. Les Kurdes de Syrie dans les archives ottomanes (XVIIIe siècle) (фр.) // Études Kurdes : magazine. — 2009. — Vol. 10. — P. 125—156.
  16. Stefan Sperl, Philip G. Kreyenbroek. The Kurds a Contemporary Overview (неопр.). — London: Routledge, 1992. — С. 145—146. — ISBN 0-203-99341-1.
  17. Winter, Stefan. Les Kurdes du Nord-Ouest syrien et l’État ottoman, 1690-1750 // Sociétés rurales ottomanes (неопр.) / Afifi, Mohammad. — Cairo: IFAO, 2005. — С. 243—258. — ISBN 2724704118.
  18. Winter, Stefan. The Other Nahdah: The Bedirxans, the Millîs, and the Tribal Roots of Kurdish Nationalism in Syria (англ.) // Oriente Moderno : journal. — 2006. — Vol. 86. — P. 461—474.
  19. Klein, Janet. The Margins of Empire: Kurdish Militias in the Ottoman Tribal Zone (англ.). — Stanford: Stanford University Press (англ.)русск., 2011. — ISBN 9780804775700.
  20. Yildiz, Kerim. The Kurds in Syria : the forgotten people (англ.). — 1. publ.. — London : Pluto Press, in association with Kurdish Human Rights Project, 2005. — P. 13—15. — ISBN 0745324991.
  21. Yildiz, Kerim. The Kurds in Syria : the forgotten people (англ.). — 1. publ.. — London : Pluto Press, in association with Kurdish Human Rights Project, 2005. — P. 25. — ISBN 0745324991.
  22. The 1930 Constitution is integrally reproduced in: Giannini, A.  (фр.). Istituto per l’Oriente (1931). Дата обращения 31 марта 2012.
  23. Tejel, p. 51
  24. Tejel, p. 52
  25. I. C. Vanly, The Kurds in Syria and Lebanon, In The Kurds: A Contemporary Overview, Edited by P.G. Kreyenbroek, S. Sperl, Chapter 8, Routledge, 1992, ISBN 0-415-07265-4, pp.151-2
  26. I. C. Vanly, The Kurds in Syria and Lebanon, In The Kurds: A Contemporary Overview, Edited by P.G. Kreyenbroek, S. Sperl, Chapter 8, Routledge, 1992, ISBN 0-415-07265-4, pp.157,158,161
  27. I. C. Vanly, The Kurds in Syria and Lebanon, In The Kurds: A Contemporary Overview, Edited by P.G. Kreyenbroek, S. Sperl, Chapter 8, Routledge, 1992, ISBN 0-415-07265-4, pp.163-164
  28. For Zion’s sake Yehuda Zvi Blum, Associated University Presse, ISBN 0-8453-4809-4 (1987) p. 220
  29. ↑  (недоступная ссылка). Дата обращения 11 сентября 2013.
  30. Ariel Zirulnick «Who backs Syria’s Assad? Top 4 sources of support». Christian Science Monitor, 10/05/2011. (англ.)
  31.  (недоступная ссылка) (23 января 2014). Дата обращения 31 марта 2018.
  32. . www.rudaw.net. Дата обращения 21 мая 2018.

В больших городах границы между культурой народов стираются, мы становимся гражданами мира

В больших городах границы между культурой народов стираются, мы становимся гражданами мира. Увидеть различия и сходства можно в отдаленных провинциях, в небольших городах и деревнях.

Самым ярким и консервативным праздником считается свадьба. Азербайджанская свадьба проходит в несколько этапов:

― предварительное извещение

― малое сватовство

― сватовство

― маленькое обручение

― праздничное застолье.

Не все этапы сохраняются, но больше азербайджанцев придерживаются традиций.

Азербайджанцы и турки ― гостеприимный и добрый народ. Гость для нас ― священный человек, который приносит радость в дом. Поэтому мы рады каждому, встречаем странников с почестями и уважением.

Этническая структура и языки

Портрет вождя курдского племени . Около 1914 года.

Курды представляют собой совокупность многочисленных и зачастую разнородных племён, называемых вслед за своими эпонимами. Племенная принадлежность до сих пор очень важна в социальных отношениях в традиционном курдском обществе.

Курдский персоязычный историк XVI века Шараф-хан Бидлиси писал, что курды разделяются на четыре народа: курманджи, луры, келхури и гурани. Из них луров, говорящих на юго-западных иранских диалектах, в настоящее время уже обычно не включают в состав курдов. Келхури (вместе с лаки и фейли) составляют сильно дифференцированную южнокурдскую общность, объединяющуюся с гурани и смыкающуюся с лурами на юге. Южные курды населяют иранские останы Керманшах и Илам, а также прилегающие районы на востоке Ирака.

Курманджи — основное надплеменное самоназвание большинства остальных — центральных и северных курдов, включая курдов заза. По сути оно аналогично термину «курд» в старом значении и обозначает носителя определённого социально-экономического уклада, основывающегося на отгонном горном скотоводстве. Тем не менее в научной литературе термином «курманджи» обычно обозначают только северных курдов, за «центральными» курдами (курд. Kurdmancî Xwarû «южные курманджи»), населяющими районы иракской Сулеймании и Иранский Курдистан с прилегающими областями, закрепилось персидское название сорани.

С лингвистической точки зрения все языки/диалекты, называемые ныне «курдскими», можно разделить на следующие группы:

  • курдские языки:
    • курманджи,
    • сорани (южный курманджи),
    • южнокурдский язык (келхури, фейли, лаки);
  • дейлемитские языки:
    • гурани и авромани,
    • зазаки.

Несмотря на то, что и в обиходном употреблении, и в научной литературе часто идёт речь о «курдском языке» и его диалектах, взаимопонимание сильно затруднено уже между носителями курманджи и сорани — наиболее близких курдских языков. Большинство курдов является билингвами и владеет основным языком государства проживания: турецким, арабским, персидским и другими.

Курды и заза

Пространственные отношения между этническими группами, на основе генетических расстояний народов Ближнего Востока

По мнению Минорского, тенденция выделения заза из общего ряда остальных курдов является не совсем верной, так как они также используют, кроме своего наречия, общекурдский язык и не отличаются от остальных курдов по религии и быту[устаревший источник]. Согласно некоторым российским авторам, несмотря на то, что сами заза считают себя курдами, они происходят не из курдских родов и не признаются за курдов — курдами Ирака и Турции, помнящими свою родовую принадлежность. Как отмечает американский исследователь , некоторые авторы считают заза отдельной от курдов этнической группой. Такая точка зрения поощряется властями Турции, как соответствующая политике «разделяй и властвуй».

Генетические исследования

Генетический анализ показывает, что курдский народ тесно связан с азербайджанским, армянским, грузинским и еврейским народами, имеющими некоторых общих предков в северной части ближневосточного региона.

Ориентировочно Y-хромосомная гаплогруппа J2 достигает 23,5 %, гаплогруппы R1b — 11 %, гаплогруппы R1a — 10,5 %, 12 % — у J1 и 12,5 % — у E, 6% — у I, 5 % — у гаплогруппы G, 5,5 % — у T, 2 % — у L.


С этим читают