Кв-2 (р)

История создания

Тяжелый танк КВ-2

Историю разработки КВ 2 связывают с Советско-Финской войной. К концу 1930-х годов бронетехника Красной армии считалась самой многочисленной в мире. Однако ее основу составляли легкие танки серии БТ и Т-26. Такие машины отличались своей мобильностью и обеспечивали решение тактических задач в полевых сражениях.


Недостаток легких танков — слабая броня, делающая их уязвимыми перед артиллерией. Боевые действия в Финской войне наглядно показали неспособность имевшихся машин преодолевать глубокую оборону противника. Не помогал и предварительный обстрел позиций посредством артиллерии и авиации.

Преодолеть линию Маннергейма не позволила и переброска тяжелых танков Т-28 и Т-35. Несмотря на хорошую броню данные модели не обладали мощным вооружением, способным пробивать бетонные укрепления. Зимой 1939-40 года появился КВ-1, но и он не смог решить поставленную задачу.

В данном контексте решено было создать танк, способный стрелять по укреплениям противника прямой наводкой из мощного орудия. Для этого требовалось оснастить его сильной броней, способный обеспечить машине выход на заданную позицию.

Первые образцы появились на фронте уже в январе 1940 года. Нестандартное конструктивное решение позволяло машине подходить к огневым точкам и уничтожать их с расстояния в 200-400 метров. Единственное, что могло эффективно противостоять КВ-2 — противотанковые мины.

Начало Великой Отечественной войны фактически положило конец истории танкистов КВ 2. Боевая ситуация на фронте не требовала наличия тяжелых штурмовых танков, многие бои велись в условиях полного или почти полного окружения, что требовало хорошей маневренности.

КВ-2 показал хорошую устойчивость и в полевых условиях. Немецкие орудия не могли пробить его броню, что позволяло советским танкам расстреливать противника с коротких дистанций. Несмотря на такое преимущество уже в первые месяцы войны почти все произведенные машины были потеряны.

Основная причина тяжелых потерь — отсутствие тактической мобильности в управлении и снабжении. Советские танки испытывали нехватку топлива, ремонта и запчастей, боеприпасов. Это обусловлено и тем, что производство танков было остановлено в июле 1941, а сами машины не считались приоритетными для поддержания и сохранения.

Немецкие войска оказались лучше скоординированы, но даже посредством штурмовой авиации и тяжелой артиллерии смогли уничтожить лишь треть машин. Экипажи большинства остальных КВ-2 были вынуждены оставлять танки из-за технической невозможности вести дальнейший бой.

Как расшифровывается КВ

КВ — Клим Ворошилов, сокращенное название серии тяжелых советских танков, производившихся в 1939-43 годах. Название получено в честь военного и политического деятеля Климента Ефремовича Ворошилова, проявившего себя в годы Гражданской войны.

Историческая справка

Основная статья: История КВ-220-2

Вопрос о разработке танков с более мощным, чем у КВ, бронированием и вооружением обсуждался уже летом 1940 года, когда еще толком не было налажено производство самих КВ. 17 июня 1940 года Совет народных комиссаров СССР и Центральный комитет ВКП(б) приняли постановление № 1288—495сс в котором, в частности, говорилось:

«К 1 ноября 1940 года Кировскому заводу изготовить два танка КВ с броней 90 мм: один с пушкой 76 мм Ф-32, другой с пушкой 85 мм. Один корпус будет подан с Ижорского завода в конце октября, изготовление танка намечено закончить к 5 ноября. Второй корпус будет изготовлен в ноябре. К 1 декабря 1940 года Кировскому заводу изготовить два танка КВ с броней 100 мм: один с пушкой 76 мм Ф-32, другой с пушкой 85 мм. Один корпус будет подан в конце октября, второй в ноябре».

Источники информации

М.Коломиец Часть I // История танка КВ. — 2001. — ISBN супер

Отечественные бронированные машины 1905-1941. — Изд.центр «Экспринт», 2002. — Т. 1.

М.Коломиец, В.Мальгинов Советские супертанки. — 2002 Т. 1.

Обучение экипажа

Одной из особенностей КВ-2 (Р) стал экипаж с уже прокачанным навыком боевое братство, который считается нулевым. Следующий перк изучается как первый, а не второй. Также при переобучении танкистов данный навык не сбрасывается. Экипаж состоит из 6 человек, без совмещенных специальностей. Оптимальным станет такой набор перков:

Рассмотрим полезность основных перков:

ремонт — при полном изучении экипажем уменьшит время восстановления всех модулей в два раза;

мастер на все руки — в случае контузии экипажа позволит повысить эффективность танка (не работает, если выведен из строя командир);

виртуоз и король бездорожья — эта комбинация поднимет динамику, а начинать лучше с первой по той причине, что поворотливость нужнее данному танку;

интуиция — иногда позволяет в бою произвести лишний выстрел, что немаловажно при нашем альфа-страйке; отчаянный — часто к концу боя остается менее 80 единиц прочности, поэтому +10% к скорости перезарядки лишними не будут;

мастер оружейник — так уж выходит, что танку часто стреляют в башню и ломают орудие, поэтому перк пригодится;

плавный поворот башни и плавный ход сделают стрельбу более комфортной; умения радиста — улучшат дальность связи и обзор.

КВ-1


Первый в серии, поступивший в производство в августе 1939 года, изначально назывался КВ в честь Клима Ворошилова, а цифровой индекс получил после появления следующего в серии танка.

Создавался как альтернатива многобашенным машинам, чьё развитие зашло в тупик из-за огромной массы и габаритов. Несколько лет оставался практически неуязвимым для танковых пушек, лишь немецкие зенитки могли справиться с его бронёй.

Недостатками стали не самое мощное орудие калибра 76 мм, плохая подвижность, слепота экипажа внутри и постоянные поломки. Был в серийном производстве на Кировском заводе до 1941 года, выпущен в количестве 3162 единиц.

Историческая справка

Основная статья: История КВ-5

КВ-5 (объект 225)

Проектные разработки осуществлялись специалистами конструкторского бюро Ж. Я. Котина. Работы над тяжелыми танками КВ-5 и КВ-220 велись на Ленинградском Кировском заводе. Танк имел максимальную для того времени толщину брони. Для танка КВ-5 был изготовлен технический проект, и началось изготовление ряда узлов и агрегатов. С началом войны в проект пришлось внести целый ряд изменений. Так, пришлось отказаться от идеи изготовления штампованной башни — она была заменена на сварную, а ввиду отсутствия подходящего дизеля мощностью 1200 лошадиных сил (он находился в стадии разработки) КВ-5 перепроектировали под установку двух обычных двигателей В-2, размещённых параллельно.

Однако, в связи с приближением немцев к Ленинграду, работы над КВ-5 были прекращены в первой половине августа 1941 года.

Источники информации

  • Ибрагимов Д. С. «Сухопутные броненосцы» // Противоборство / Художественный редактор — А. А. Митрофанов. — М.: Ордена «Знак Почета» издательство ДОСААФ СССР, 1989. — С. 198. — 496 с. — 100000 экз.
  • Свирин М. Н. Глава IV. Если бы война повременила // Броневой щит Сталина: история советского танка, 1937-1943. — М.: Яуза, 2006. — С. 240. — 444 с. — (Советские танки). — ISBN 5-6991-6243-7
  • Федосеев С. Танки с приставкой «сверх» / Иллюстрации Ю. Юрова // Вокруг света : Журнал. — М.: ООО «Издательство „Вокруг света“», 2006. — В. Январь. — № 1 (2784).

Технические характеристики

Технические характеристики КВ-2 во многом ограничивались его конструкцией и специализацией. Из-за перевеса и тяжелого вооружения танк уступал в ходовых качествах и маневренности. Многие аспекты оставались недоработанными ввиду оперативной востребованности фронта в данных машинах.

Двигатель и трансмиссия

На КВ-2 устанавливался V-образный двенадцатицилиндровый двигатель В-2К мощностью в 500 л. с. при 1800 оборотах в минуту. Позже мощность была увеличена до 600 л. с. Запуск двигателя обеспечивался стартером СТ-700 или сжатым воздухом из двух пятилитровых резервуаров в боевом отделении машины. Топливные баки в 600-615 л. располагались и в боевом, и в моторно-трансмиссионном отделении.

Механическая трансмиссия КВ-2 состояла из следующих узлов:

  • многодисковой основной фрикцион сухого трения «сталь по феродо»;
  • пятиступенчатая коробка передач тракторного типа;
  • два многодисковых бортовых фрикциона сухого трения «сталь по стали»;
  • два бортовых планетарных редуктора;
  • ленточные плавающие тормоза.

Габариты и вес

По габаритам и весу КВ-2 имеет следующие технические характеристики:

  • длина корпуса — 6,95 м;
  • ширина — 3,32 м;
  • высота — 3,25 м;
  • дорожный просвет — 0,43 м;
  • масса — 52 т.

Внешние габариты КВ-2 имеют две ключевые особенности, позволяющие отличить данный танк от большинства других: непропорционально большая башня и короткое орудие. В определенной степени машина совмещала в себе характеристики танка и самоходной артиллерии.

Органы управления

К органам управления КВ-2 относят электрооборудование машины, а также средства наблюдения и связи. Электропитание обеспечивалось генератором ГТ-4563А и четырьмя последовательно соединенными аккумуляторами 6-СТЭ-128. Получаемая электроэнергия направлялась на:

  • электромотор, позволяющий поворачивать башню;
  • наружное и внутреннее освещение, подсветку приборов и индикаторов;
  • звуковые сигналы;
  • контрольно-измерительные приборы;
  • внутренние и внешние средства связи;
  • пусковые устройства — стартер и реле.

Средства наблюдения в КВ-2 характеризуются инженерами как неудовлетворительные. Командир танка имел один панорамный прибор. Механик-водитель вел машину посредством смотрового прибора с триплексом и броневой заслонкой.

Прицеливание обеспечивается телескопическим ТОД-9 и перископическим ПТ-9 для стрельбы прямой наводкой и с закрытых позиций соответственно. Для ведения огня в ночное время приборы прицеливания имели подсветки.

Внешняя связь КВ-2 обеспечивалась коротковолновой радиостанцией 71-ТК-3. Внутренние переговоры велись с помощью устройства ТПУ-4-Бис, рассчитанного на четырех человек. Его преимущество — возможность переговариваться даже при сильном шуме.

Коробка перемены передач

Танк КВ 2 имел механическую коробку передач тракторного типа с пятью ступенями. Все приводы также были механическими. Ходовая часть машины представлена торсионной подвеской с амортизацией для каждого опорного катка. Напротив них к корпусу приваривались ограничители хода балансиров подвески.

Максимальная скорость

Ходовые качества КВ-2 имеют следующие показатели:

  • мощность двигателя — 500 л. с., позднее — 600 л. с.;
  • предельная скорость по шоссе — 34 км/ч;
  • скорость по пересеченной местности — 16 км/ч;
  • запас хода по шоссейной дороге — 250 км, по грунту — 150;
  • допустимый угол подъема — 36 градусов.

Танк способен преодолевать стены в 0,87 м, рвы в 2,7 м, а также броды высотой в 1,6 м.

Историческая справка


Основная статья: История КВ-220-2

Вопрос о разработке танков с более мощным, чем у КВ, бронированием и вооружением обсуждался уже летом 1940 года, когда еще толком не было налажено производство самих КВ. 17 июня 1940 года Совет народных комиссаров СССР и Центральный комитет ВКП(б) приняли постановление № 1288—495сс в котором, в частности, говорилось:

«К 1 ноября 1940 года Кировскому заводу изготовить два танка КВ с броней 90 мм: один с пушкой 76 мм Ф-32, другой с пушкой 85 мм. Один корпус будет подан с Ижорского завода в конце октября, изготовление танка намечено закончить к 5 ноября. Второй корпус будет изготовлен в ноябре. К 1 декабря 1940 года Кировскому заводу изготовить два танка КВ с броней 100 мм: один с пушкой 76 мм Ф-32, другой с пушкой 85 мм. Один корпус будет подан в конце октября, второй в ноябре».

Источники информации

М.Коломиец Часть I // История танка КВ. — 2001. — ISBN супер

Отечественные бронированные машины 1905-1941. — Изд.центр «Экспринт», 2002. — Т. 1.

М.Коломиец, В.Мальгинов Советские супертанки. — 2002 Т. 1.

Проектирование.

Поскольку монтаж 152-мм гаубицы являлся задачей для того времени нетривиальной, то необходимо было решить множество технических проблем. Для этого была выделена инженерная группа артиллерийского КБ Кировского завода, под началом Н.Курина. Конструкторская группа была чрезвычайно ограничена по времени и проектные работы велись едва ли не круглыми сутками.

Вначале планировали использовать для вооружения 152-мм гаубицу обр. 1909/30 г., но позднее от нее отказались в пользу гаубицы обр. 1938 г., как обладающей лучшими баллистическими характеристиками.

Для монтажа гаубицы требовалась увеличенных размеров башня, каковая и была создана совместными усилиями конструкторской группы Курина и СКБ-2, которое вело работы по проектированию и сопровождение выпуска танка. В устройство гаубицы пришлось внести некоторые изменения: сократили длину отката, с тем, что бы орудие поместилось в башню будущего танка КВ-2;уменьшили длину ствола.

Данное орудие в документации тех лет проходило как МТ-1 (аббревиатура Мотовилиха -танковая), по месту ее будущего производства. Существовало и иное обозначение М-10Т. С целью упрощения производства было принято решение оставить без изменения диаметр башенного погона. Поначалу танки КВ обозначали как с «малой» и «большой» башней, но уже в сорок первом году их сменили более простые индексы КВ-1 и КВ-2, соответственно для машин с трехдюймовым и шестидюймовым орудием. Интересно, что танк КВ-2, как отдельный образец БТТ, формально на вооружение не поступал.

10.02.1940 г., в условиях полигона Кировского завода были проведены тестовые стрельбы из новой установки, которую собрали на базе танка КВ № У-0. Через семь дней У-0 совместно с У-1 (обе с установленными 152-мм ТП) отбыли на Карельский перешеек. Ствол орудия установленного на У-1, был дополнительно оборудован специальной защитной крышкой, которая должна предотвратить попадания пуль и прочих посторонних предметов. Во время испытаний танков КВ-2 механизм управления крышкой действовал неудовлетворительно и от нее более не устанавливали. Для защиты самого орудийного ствола на него надели кольца из бронелиста толщиной в десять миллиметров- решение которое нашло свое применение во всей серии.

22.02. 40 г, на фронт отправлена машина У-2 с башней танка У-0 оборудованной 76-мм ТП, а неделю спустя — У-3 с 152-мм ТП. В следующем месяце — 13.03 сдан У-4 (также с 152-мм ТП), но последний запоздал для фронтовых испытаний.

Первые танки в серии, начиная с У-1 по У-4, аналогичны опытной машины. Перед отправкой на фронт их испытали пробегом на дистанцию в тридцать-пятьдесят километров, с гарантийным километражем в двести километров.  Результаты боевых действий с участием опытных танков составлен 4.03.1941г.,относительно танков КВ в нем говорилось следующее.

В ходе боев обнаружилось значительное количество конструкторских и производственных дефектов. С целью улучшения конструкции и качества сборки, группе специалистов военприемки завода Кирова было поручено в кратчайшие сроки выявить и устранить недостатки в танках КВ первой установочной партии из десяти машин.

Как следствие, заводом, начиная с машины У-5 начат процесс проверки конструкции узлов и агрегатов. О ходе проверки представители военприемки в своем мартовском отчете сообщали.

Производство танка КВ-2.

Согласно первому плановому заданию завод Кирова в текущем сороковом году был обязан представить только пятьдесят тяжелых танков, в процессе изготовления осуществить его доводку, а затем, начиная со следующего года приступить к крупносерийному производству. Но уже в начале лета сорокового года, после выпуска десяти опытных машин с номерами У-1 по 10, 4 из которых с вооружением из 152-мм гаубицы, плановое задание было увеличено до двухсот тридцати машин. 

Выполнения программы выпуска 230 танков потребовало реорганизации работы всего предприятия. Для производства танков КВ были задействованы не только цеха, ранее участвовавшие в производстве танков, но большинство других.

Параллельно с реорганизацией производства проходил процесс технического и технологического усовершенствования конструкции КВ. Для чего на протяжении первых летних месяцев машины У-1 и У-7 прошли испытания, вследствие чего в конструкцию пришлось внести множество исправлений.

Невзирая на затраченные усилия, качество собранных машин было не на высоте. И как следствие военные представители прервали приемку до устранения недостатков. Наиболее существенными были:

  • конструкция фильтра воздуха танка КВ-2, каковой, по сути, воздух не очищал, в результате часто ломался мотор;
  • низкая износостойкость шестерен КПП;
  • перегрев бортовых фрикционов.

В июне сорокового удалось сдать десять танков КВ-2 и пять КВ-1.


Для улучшения качества танков, руководством завода по согласования с представителем заказчика в конструкцию должны были внесены изменений —  новой конструкции воздушный фильтр сухого типа, замок на КПП и прочее. Нововведения были испытаны в августе на танке У-7. Зарекомендовавшие себя с лучшей стороны изменения были внесены в конструкцию серийных машин.

Всего, в течение августа сорокового года сданы десять танков КВ-2 и еще десять КВ-1. В следующем месяце завод отчитался в изготовлении пятидесяти двух КВ, из коих двадцать четыре танка КВ-2.

К этому времени выяснилось, что спешно разработанная, «большая башня» требует значительного улучшения. К ее недостаткам относили:

  • излишний вес;
  • большие усилия, затрачиваемые на вращение башни, вследствие конструктивного несовершенства поворотного механизма;
  • частые срывы стопора танковой башни КВ-2.

В соответствии с заданием, полученным от ГАБТУ КА СКБ-2 в августе сорокового года начало проектные работы по «большой пониженной башне». Уже к сентябрю башня новой конструкции была получена с Ижорского завода и установлена на шасси.

В этом же месяце, танк КВ-2 с этой башней прошел испытания на полигоне вблизи Ленинграда. Итоги посчитали удовлетворительными, и Ижорский завод получил заказ на башню новой конструкции. В сопоставлении с прежней конструкцией, новая башня обладала меньшим весом и габаритами и лучшей технологичностью.

Первоначально изготовление танков КВ-2 предполагали организовать в октябре сорокового года, но эти сроки были сорваны по более длительного чем рассчитывали цикла испытаний. В своей докладной записке военпред объяснял запаздывание с выпуском КВ-2 следующим образом.

Серийное производство КВ-2, начато только в мае сорок первого года. Тогда Кировский завод отчитался в изготовлении шестидесяти КВ-2, еще сорок было предъявлены заказчику в следующем месяце. На этом производство танков КВ-2 было остановлено.

Следовательно, за все время выпуска танка КВ-2 их было изготовлено 204 штуки, включая 24 машины с ранним вариантом башни.

Производство танков КВ-2
  январь февраль март апрель май июнь июль август сентябрь октябрь ноябрь декабрь
1940. 3 2 10 10
1941г. 60 40

КВ-7

Экспериментальная САУ на шасси КВ-1, призванная снабдить армию удобной боевой бронированной машиной, одинаково приспособленной как для борьбы с бронетехникой, так и с живой силой, укреплёнными сооружениями.

Разрабатывалась зимой 1941 года. В неподвижной рубке установили 3 орудия. Сначала это была пушка Ф-34 калибра 76 мм и две пушки 20-К калибра 45 мм, позже их сменили на две ЗИС-5 калибра 76 мм.

Большая загруженность заводов не позволила начать производство машины, не имеющей значимых преимуществ над существующими образцами техники. Тем не менее, наработки пригодились при создании штурмового орудия КВ-14 (СУ-152).

Снаряжение

Если на этом танке ставить цель заработок серебра, то оптимальным вариантом расходников будет стандартный набор: малый ремкомплект,малая аптечка и ручной огнетушитель.

Ремку стоит приберечь для восстановления гусениц или орудия, боеукладка находится в задней части башни, поэтому вероятность ее поломки невелика.

На тот случай, если вывели из строя нескольких членов экипажа, при прокачанном навыке «мастер на все руки», то в первую очередь необходимо вернуть в бой командира, который возьмет на себя 50% умений контуженого танкиста. Тем более, что без командира не работает навык «шестое чувство». При избытке серебра можно поставить большую аптечку и не заморачиваться.

КВ-2 в игре

Исследование/прокачка

КВ-2 исследуется на КВ-1 за 26700.

Орудие
152 мм М-10

 6840

Орудие
107 мм ЗиС-6

 16990

Двигатель
В-2К

 6020

Двигатель
В-5

 6490

Башня
МТ-2

 6250

Ходовая
КВ-2 обр. 1941 г.

 5660

Итог:
Опыт: 48250
  • Игроку предоставляется выбор из двух орудий: фугасница 152 мм М-10 и «классическое» 107 мм ЗиС-6. Их мы рассмотрим чуть позже.
  • Двигатели В-2К и В-5 немного улучшат мобильность танка и снизят шанс его возгорания.
  • Башня МТ-2 добавит 50 очков прочности, плюс она чуть-чуть быстрее вращается.
  • Ходовая КВ-2 обр. 1941 г. добавит немного скорости поворота на месте.

Боевая эффективность

КВ-2 по мобильности очень похож на своего предшественника КВ-1. Двигатель мощнее, но и масса машины больше. Также, у них схожое бронирование корпуса, поэтому танковать корпусом КВ-2 может, хотя это значительно труднее, и лучше это делать только в топе списка. Огромная башня-«скворечник» сильно демаскирует машину, вдобавок она картонная, кроме маски орудия. КВ-2 очень зависим от команды, редки случаи, когда ему удавалось выживать против нескольких СТ даже 5 уровней. Поэтому, не стоит в одиночку лезть в атаку Тактики у двух разных орудий существенно отличаются. Кстати, об орудиях…

Основания появления танка КВ-2.

Общеизвестно, что вооружение танка КВ, на момент принятия на вооружение 1.12.39 г., состояло из 76-мм ТП, а также пары пулеметов ДТ. Опытный танк, с аналогичным вооружением, отбыл днем ранее для проведения испытаний на Карельский перешеек.

В то время РККА вела наступательные бои по прорыву оборонительной полосы — т.н «Линии Маннергейма». Оборона финской армии представляла собой полосу ДОТ, усиленных большим числом инженерных заграждений, прикрытую пулеметным и артиллерийским огнем, а также оборудованным полевыми фортификационными сооружениями. ДЗОТы были вооружены орудиями и пулеметами. Ситуацию осложняли сильные морозы и высокий снежный покров.

Как следствие, Военсовет С-З фронта предложил вооружить первые 4 машины 152-мм гаубицей

Гаубица должна была служить средством для преодоления инженерных заграждений, тогда как подавление ДОТ и ДЗОТ была вторым по важности пунктом


С этим читают