Китайско-восточная железная дорога

Наступление на Чжайланор

18 ноября части РККА  (5-я Кубанская кавалерийская бригада под командованием будущего Маршала СССР К.К. Рокоссовского и 36-я Забайкальская дивизия), переправившись по замёрзшей реке Аргунь,  начали наступление на Чжайланор. В этот же день подразделения 35-й и 36-й дивизий, при активной поддержке авиации и танков МС-1, взяли город Чжайланор.


Несмотря на ожесточённое сопротивление китайского гарнизона и на хорошо подготовленную инженерную оборону, РККА удалось взять город раньше, чем к нему подошли подкрепления  Мукденской армии.  19 ноября укрепления китайцев южнее и юго-западнее Чжайланора были взяты за несколько часов. Утром 20 ноября окружённым китайским войскам в Манчжурии был предъявлен ультиматум. Город был взят войсками Красной Армии.

В боях за Манчжурию и Чжайланор  части ОДВА разгромили несколько соединений Мукденской армии и захватили огромные трофеи – артиллерийские орудия, бронепоезда. В плен вместе со штабом сдался командующий Северо-Западным фронтом генерал Лян Чжу-цзян и  вместе с ним больше 250 старших офицеров Мукденской армии. Китайцы потеряли около 2000 человек  убитыми и более 10000 пленными. Красная Армия потеряла 123 убитыми и 600 ранеными.

Китай начинает…

С декабря 1928 года действия китайского правительства по отношению к КВЖД приобрели откровенно агрессивный характер. 22 декабря была захвачена и обращена в китайскую собственность телефонная станция дороги в Харбине, 29 декабря на здании управления появился флаг Гоминьдана вместо флага КВЖД, а после Нового года китайская сторона стала требовать согласования всех решений управляющего дорогой с назначенными Нанкином советниками.

Летчики и техники отряда гидросамолетов Дальневосточной военной флотилии, принимавшие участие в конфликте на КВЖД в 1929 году

После этого инциденты на дороге и вокруг нее стали регулярными. Большинство из них сопровождались арестами советских граждан: к маю 1929 года их число перевалило за 2000 человек. 31 мая Москва потребовала освободить всех арестованных и вернуть захваченное имущество, а в ответ китайские дипломаты начали покидать Советский Союз. В начале июля Нанкин перешел к открытой агрессии, начав захватывать имущество КВЖД и повально заменять советских сотрудников на китайцев или белоэмигрантов под предлогом участия граждан СССР в антигосударственной коммунистической пропаганде.

17 июля Советский Союз разорвал дипломатические отношения с Китаем, возложив ответственность за это на китайские власти. А через три дня ответный шаг предпринял Нанкин. К этому времени в Маньчжурии местные власти уже вовсю вооружали белоэмигрантов китайским и японским оружием, а к КВЖД начали подтягиваться китайские войска. Ситуация достигла апогея. И замерла: обе стороны копили силы и ждали, кто нанесет удар первым.

6 августа 1929 года Реввоенсовет СССР выпустил приказ о создании Особой Дальневосточной армии (ОДВА) под командованием командарма Василия Блюхера. Именно ОДВА была отведена роль основной военной силы Советского Союза, с помощью которой Москва намеревалась решить конфликтную ситуацию вокруг КВЖД: надежд на мирные переговоры уже не осталось. В состав армии вошли два стрелковых корпуса, две стрелковые дивизии, танковые и авиационные подразделения, Дальневосточная военная флотилия и пограничные войска. Общая численность армии едва достигала 18 тысяч человек.

Бойцы Мукденской армии возле легкой полевой пушки, 1929 год

Противостоявшая им Мукденская армия, а также вооруженные подразделения белоэмигрантов были гораздо более многочисленными. Численность китайских войск, по данным советской разведки на 8 августа, составляла около 300 тысяч человек, которых поддерживали около 70 тысяч вооруженных белых эмигрантов. Правда, все эти силы были сосредоточены в шести районах, из которых только два располагались непосредственно у советско-китайской границы, а четыре других — на линии КВЖД.

При таком неравенстве сил, которое лишь отчасти уравновешивалось лучшей подготовкой и вооружением Красной Армии, единственным вариантом одержать верх в прямом боестолкновении был превентивный удар. Но решиться на него Советский Союз смог только после 3 октября 1929 года, когда были восстановлены дипломатические отношения между Москвой и Лондоном. Этот шаг на фоне эскалации конфликта на КВЖД достаточно очевидно свидетельствовал, что ведущие мировые державы готовы сохранять нейтралитет, а то и поддержать Советский Союз, поскольку понимали, что в противном случае им тоже придется поступиться своими интересами в Китае.


Командующий Особой Дальневосточной армией командарм Василий Блюхер

Внимание, танки!

Наступление в районе станции Джалайнор

По плану боевых действий Т-18 должны были поддерживать действия 107 стрелкового полка. До начала боевых действий потерявшиеся танки найдены не были. Около 10:00 103 с.п. и 5 кавбригада начали атаки северного и юго-восточного секторов обороны станции Джалайнор.

Одновременно 107 и 108 полки атаковали противника на главном направлении. Случилось так, что эти подразделения практически не имели артиллерийской поддержки, кроме полковой артиллерии. В подкрепление им Вострецов и выделил роту танков (фактически — взвод). При атаке промежуточных укреплений танки проявили себя хорошо, правда, стремясь уклониться от огня китайской артиллерии, они развили слишком большую скорость, и красноармейцы не успевали угнаться за ними, но цель была достигнута, и укрепления недалеко от сопок № 9 и «Железная» пали.

Далее около 12:00 танковое подразделение, насчитывавшее теперь 6 машин (две из потерявшихся, все-таки прибыли в 11:50), пошло в лихую атаку на главный рубеж китайцев западного сектора обороны. За ним в атаку бросились батальоны 107 стрелкового полка, но разогнавшиеся танки внезапно затормозили перед противотанковым рвом. Остановились и бойцы, не имевшие для его преодоления никаких подручных средств. Обменявшись с китайцами десятком бесполезных выстрелов, танки повернули на юг — участок наступления 108 стрелкового полка. Несмотря на хорошую противотанковую оборону, китайцами не удалось подбить здесь ни одного Т-18, так как их артиллеристы стреляли из рук вон плохо. Появление танков не вызвало у них паники, а только удивление — позиции китайцев буквально пестрели биноклями и подзорными трубами.

Об отставших танках известно только, что два из них заблудились и колесили по ледяному полю, пока не кончился бензин. Они соединились со своей группой только вечером. Один танк остановился по причине поломки коробки передач. Два танка вышли в расположение 106 Сахалинского полка и не имея боеприпасов, все-таки поддержали «гусеницами и устрашающим видом» атаку промежуточных укреплений китайцев недалеко от разъезда Абгайтуй.

Здесь командиры танков действовали грамотно и бойцы могли использовать их хотя бы как прикрытие от пуль. Два танка в ходе боев вышли из строя, но один из них был отремонтирован к вечеру.

Боевые действия следующего дня также не был и яркими для танковой роты. Восемь машин поддерживали атаку 108 полка в районе сопок «Мать» и «Дочь». Бой продолжался в течение почти 3-х часов. Танки пытались помочь пехоте, но пока не был частично разрушен ров — им это не удавалось. Далее нескольким машинам удалось ворваться на китайские позиции. Одна была повреждена гранатами, но остальные интенсивно утюжили окопы пулеметным огнем. Подоспевшая пехота закрепила успех.

Бойцы РККА с захваченными китайскими знаменами на КВЖД

Наступление в районе станции Маньчжурия

После занятия Джалайнора наступил час гарнизона станции Маньчжурия. Танки вновь поддерживали 109 стрелковый полк. В строю их осталось семь. Два отремонтировать не удалось. На рассвете после артподготовки танки лихо бросились вперед, забыв о задаче прикрытия собственной пехоты. Но здесь их появление стало, видимо, неожиданным. Китайцы даже прекратили огонь, удивленно разглядывая диковинные машины.

Танки вползли на позиции, ведя бешеный огонь из пулеметов. Один из них не доехал до цели «каких-нибудь пять шагов и застрял» в него тут же полетели китайские гранаты и только подбежавшие красноармейцы спасли экипаж от гибели. Механик-водитель был сильно оглушен. Один танк провалился в окоп и застрял там так, что его пришлось откапывать после боя. Один потерял гусеницу, которая соскочила при переезде через канаву. Несмотря на это, станция была успешно отбита подошедшими стрелками.

В целом деятельность танковой роты в ходе конфликта КВЖД была оценена как удовлетворительная. Но отмечалась недостаточная подготовка водителей, неумение командиров ориентироваться на местности и отсутствие между ними связи. Стрельба из танковых пушек показала «никуда не годное могущество снаряда против полевых укреплений».

Больше пользы было от пулеметов, которые оказались более эффективными даже с точки зрения морального воздействия. Были высказаны пожелания по увеличению калибра танковой пушки, увеличения числа пулеметов, улучшения проходимости, скорости и брони танка.


Несмотря на убедительный успех танковых атак, даже среди командования группировки не было единого мнения на счет эффективности их использования в бою, так, в своем докладе, заместитель начальника штаба Лапин, призывал «не тратить народные деньги на эти игрушки», а выпускать больше пушек, бронепоездов и бронеавтомобилей.

Боевые действия Править

С лета 1929 китайские отряды неоднократно обстреливали территорию СССР. В течение нескольких недель советская и китайская сторона обменивались депешами, что не дало результата (нанкинское правительство послушало немецких военных советников, которые утверждали, что СССР не в состоянии начать войну). Дальнейшие переговоры велись при посредничестве немецкого министерства иностранных дел.

Китайские военные.

6 августа 1929 года была образована Особая Дальневосточная Армия (ОДВА). С целью дезинформации противника, командование Забайкальской группы ОДВА провела переименование 62-го и 63-го стрелковых полков 21-й стрелковой дивизии (так, 63-й стрелковый полк временно получил наименование «36-го стрелкового полка 12-й стрелковой дивизии имени Сибревкома»), а за день до начала операции на станцию Маньчжурия по общему телеграфу был передан оперативный приказ «Подготовиться к движению на Хайлар». Этот приказ стал известен китайцам и непосредственно перед началом операции они передислоцировали одну дивизию из Маньчжурии в Хайлар, что облегчило продвижение 21-й стрелковой дивизии.

Советские танки в Китае.

12 октября началась Сунгарийская наступательная операция. Под Лахасусу огнём артиллерии Дальневосточной военной флотилии (командующий — Я. И. Озолин) были подавлены китайские береговые батареи, а советская авиация нанесла удар по кораблям Сунгарийской речной флотилии. В результате авианалёта, 5 из 11 китайских кораблей были уничтожены, а остальные отступили вверх по течению. После этого с кораблей Дальневосточной военной флотилии был высажен десант. При поддержке артиллерии, красноармейцы 2-й стрелковой дивизии овладели городом, а затем возвратились на советскую территорию.

30 октября—3 ноября в 60 км выше по течению Сунгари проведён второй этап Сунгарийской операции — Фугдинская операция.30 октября 1929 года в устье реки Сунгари вошли 8 кораблей Дальневосточной военной флотилии с десантом, которые уничтожили находившиеся здесь корабли китайской Сунгарийской флотилии, затем два полка 2-й стрелковой дивизии заняли город Фуцзинь (Фугдин), который удерживали до 2 ноября 1929 года, а затем возвратились на советскую территорию.

Красноармейцы с трофейными китайскими знамёнами.

Наступление в ходе Мишаньфусской операции началось в ночь на 17 ноября. Группа под командованием Д. С. Фролова перешла государственную границу, преодолела вал Чингисхана и, пройдя незамеченной свыше 30 километров, захватила рудник Беляно в 8 км южнее города Маньчжурия, а затем перекрыла дороги и заняла господствующие высоты южнее и западнее города; одновременно с севера к городу подошла группа Стрельцова. Кольцо окружения замкнули подошедший с востока 106-й стрелковый полк и Бурятский кавалерийский дивизион. Вслед за этим шесть советских самолётов нанесли удар по военным объектам в городе (были разбиты казармы и выведена из строя радиостанция), а три самолёта сбросили бомбы на крепость Любенсянь, вызвав здесь пожары. Воспользовавшись замешательством противника, одна из стрелковых рот группы Стрельцова под прикрытием огня артиллерии и пулемётов ворвалась в китайские окопы на северной окраине города.Когда советские части вошли в Чжалайнор, город находился в состоянии хаоса. Все окна выбиты, на улицах — брошенное военное имущество.19 ноября Красная армия повернула на Маньчжоули; китайские укрепления южнее и юго-западнее Чжалайнора были взяты через полтора часа.Утром 20 ноября силы С. С. Вострецова окружили Маньчжоули и предъявили китайским властям ультиматум. В этот же день город был занят.

22 декабря был подписан Хабаровский протокол по которому КВЖД вновь признавалась совместным советско-китайским предприятием.

История КВЖД в датах

  • 1894, 25 июля — Начало войны Японии и Китая
  • 1894, 21 августа — Совещание высших сановников России при участии царя выработало курс на примирении сторон, но не нашла отклика у Японии
  • 1895, 30 января — китайские уполномоченный прибыли в Японию в поисках мира
  • 1895, 1 февраля — второе совещание у царя приняло решение обратиться к Англии и Франции с предложением совместно урегулировать конфликт
  • 1895, март — влияние европейских держав заставило Японию пойти на переговоры с Китаем
  • 1895, 13 марта — Китаю вручен текст японских мирных инициатив
  • 1895, 20 марта — в Симонсеки открылась японо-китайская мирная конференция
  • 1895, 17 апреля подписан Симонсекский мирный договор
  • 1895, 23 апреля — представители России, Франции и Германии потребовали от Токио отказа от Ляодунского полуострова
  • 1895, 10 мая — Япония вернула Китаю Ляодун
  • 1895, 8 июля — Договор России и Китая о заёме для выплаты контрибуции
  • 1895, 22 декабря (н. ст.) — учрежден Русско-Китайский банк
  • 1896, 21 января — первое собрание акционеров банка (из 6 банков один был русским, остальные французскими)
  • 1896, 22 мая (н. ст.) Московский оборонительный союз Китая и России
  • 1896, 8 сентября — концессионный договор китайского правительства и Русско-китайского банка о строительстве КВЖД
  • 1896, 16 декабря — Устав акционерного общества утвержден Николаем II
  • 1897, 24 апреля — на берег реки Сунгари (Сунхуацзян), к месте её предполагаемого пересечения железнодорожной магистралью, где впоследствии встал город Харбин прибыл авангардный отряд Строительного управления КВЖД во главе с инженером А. И. Шидловским

1897, 27 августа — начало строительства КВЖД

  • 1898, 16 мая — день рождения Харбина — заложен фундамент первого барака
  • 1898, март — договор Китая и России об аренде последней Порт-Артура и Ляодунского полуострова
  • 1899, апрель — соглашение России и Англии об размежевании сфер железнодорожного строительства в Китае
  • 1899, 2 ноября — начало китайского народного восстания «боксеров»
  • 1900, 6 июня — первое нападение восставших на строителей КВЖД
  • 1900, 23 июня — новое нападение. Китайцы разрушали железнодорожное полотно, станционные постройки. валили телеграфные столбы
  • 1900, начало августа — Вооруженные силы России, США, Германии, Великобритании, Франции, Японии, Австро-Венгрии и Италии. начали наступление на «боксеров» и подавили восстание
  • 1901, 18 июля — Открыто временное движение поездов и перевозки грузов по всей протяженности КВЖД
  • 1903, 14 июня — Строительное управление КВЖД передало дорогу Эксплуатационному управлению, что стало официальной датой открытия КВЖД
  • 1917, 12 декабря — единственным хозяином КВЖД провозгласил себя Харбинский Совет рабочих и солдатских депутатов
  • 1917, 26 декабря — Харбин занят китайскими войсками
  • 1920, 19 марта — китайцы оккупировали полосу отчуждения вокруг КВЖД и прекратили деятельность охранной стражи КВЖД
  • 1924, 31 мая — по заключенному в тот день договору между СССР и Китаем КВЖД продолжала обслуживаться русскими специалистами
  • 1929, 10 июля — очередной конфликт на КВЖД. Китайская армия захватила КВЖД
  • 1929, 22 декабря — Особая Краснознамённая Дальневосточная армия восстановила статус-кво
  • 1931, сентябрь — начало японского вторжения в Маньчжурию
  • 1932, 5 февраля — Харбин включен в состав новой марионеточной страны, контролируемой Японией, Маньчжоу-Го
  • 1935, 23 марта — СССР и Маньчжоу-Го подписали соглашение о продаже КВЖД
  • 1945, 20 августа — войска 2-го Дальневосточного фронта и корабли Амурской флотилии вернулась КВЖД под контроль СССР.
  • 1950, 14 февраля — в Москве состоялось подписание Договора о дружбе между СССР и КНР.

В 1952 году с передачей Китайской Чанчуньской железной дороги Китаю российская история КВЖД была завершена

↑ Предпосылки строительства КВЖД

КВЖД была запланирована как дополнение к самой длинной железнодорожной трассе мира – Транссибу. Участок трасс от Владивостока до Читы, проложенный через территорию Китая, мог быть на несколько сот километров короче, чем проложенный вдоль границ империи через Хабаровск. В 1891 году, когда начиналось строительство Транссибирской магистрали, царские чиновники рассматривали варианты строительства двух «рукавов» дороги – вдоль Амура и через территорию Китая.

В конце концов было принято решение строить обе ветки, но отдавать приоритет той, которая пройдёт через Китай. Важнейшие причины строительства КВЖД заключались в следующем: Дорога, проложенная через Маньчжурию, сокращала время следования поездов между Владивостоком и Санкт-Петербургом. Дополнительная ветвь КВЖД должна была обеспечить железнодорожное сообщение с новоприобретённой военной базой Порт-Артура. Наличие железной дороги и охраняющих её русских гарнизонов должно было ослабить экспансию Японии в регионе.

В 1896 году Россия и Китай подписали договор о союзе, направленном против Япония. Один из пунктов этого договора предусматривал, что Китай, разрешит России строительство. В том же году было создано акционерное общество, которое должно было управлять строительством и эксплуатировать готовую дорогу. Важнейшим акционером общества было министерство финансов империи.

Белый фактор

Возможно, ситуация вокруг Китайско-Восточной железной дороги не стала бы столь катастрофической, не осядь в Маньчжурии эмигранты из России. Это были бывшие русские подданные, воевавшие на стороне белой армии и отказавшиеся жить при новой власти. Таких, по разным оценкам, к середине 1920-х годов насчитывалось около 200 тысяч человек, не считая тех русских, кто работал на КВЖД еще с дореволюционных времен. Существенная часть белой эмиграции в Маньчжурии, центром которой стал город Харбин, готова была продолжать вооруженную борьбу с советской властью, и поэтому уступки и соглашения, на которые шли китайские власти в отношении КВЖД, воспринимала в штыки.

Русское подразделение, входившее в состав Мукденской армии в Маньчжурии

Китайские власти хорошо понимали, что могут усиливать давление на персонал КВЖД и опосредованно на советское правительство за счет белоэмигрантских боевых групп. При этом китайские власти совершенно справедливо утверждали, что эти люди не являются китайскими гражданами, впрочем, как и никакими другими (такой правовой статус русские эмигранты в Китае получили после 1920 года, когда эта страна отказалась признавать экстерриториальные права граждан Российской империи), а следовательно никакие китайские власти не могут нести ответственность за действия таких персон.

В то же самое время многие бывшие русские офицеры и солдаты, оказавшиеся в эмиграции в Маньчжурии, в силу тяжелого материального положения начали вступать в национальные вооруженные подразделения, в частности, в армию маньчжурского губернатора Чжан Сюэляна. Там же служило и немалое число бывших сотрудников КВЖД, в 1925 году оставшихся без средств к существованию после китайского запрета принимать на работу людей без советского или китайского гражданства.


Личный состав бурят-монгольского кавалерийского дивизиона, входившего в состав Особой Дальневосточной армии, осень 1929 года

Все эти социальные группы откровенно поддерживали стремление Чан Кайши вытеснить Советский Союз с КВЖД и вообще из Маньчжурии, не очень задумываясь над тем, что в конечном счете успех этой затеи приведет к тому, что из Китая начнут вытеснять вообще всех иностранцев. А по оценкам западных дипломатов, именно так и должны были развиваться события. Но эскалация конфликта вокруг КВЖД завершилась совсем не так, как это планировали в Нанкине. В итоге судьба Китая пошла по совершенно другому пути.

СССР в период 20-х – 30-х годов

В конце 20-х годов экономика СССР начала восстанавливаться после тотальной разрухи, вызванной ужасной Гражданской войной, в ходе которой население бывшей Российской Империи с неслыханной яростью уничтожало собственную страну. Индустриализация,  объявленная  Советским правительством, позволила не только восстановить прежний промышленный потенциал, но и значительно превысить уровень промышленности, который существовал до революции.

По мере восстановления промышленных предприятий, руководство СССР получило возможность увеличить финансирование Армии и Флота, а так же начать модернизацию вооружённых сил. Был взят курс на механизацию и моторизацию Красной Армии. Впервые в мире были созданы механизированные корпуса – соединения, предназначенные для массированного применения новейшей техники – танков и бронемашин.

Испытывались и вводились в эксплуатацию новые образцы военной техники. Была проведена структурная реорганизация, взят курс на постепенную отмену территориально-милицейской системы и на переход к кадровой армии.

Строительство КВЖД

Летом 1894 года началась война между Китаем и Японией, которую Китай с треском проиграл. По Симоносекскому мирному договору, заключенному противниками 17 апреля 1895 года, Китай лишился нескольких островов, в том числе Тайваня, Ляодунского полуострова, обязался выплатит огромную контрибуцию, не препятствовать проникновению на свою территорию японского и иностранного капитала. Усиление Японии вызвало опасения России за целостность своих владений на Дальнем Востоке. Россия в союзе с Францией и Германией «надавили» на Японию с тем, чтобы она умерила свои аппетиты. Добившись этого, Россия продолжила политику подчинения Китая своему влиянию. Чтобы облегчит Китаю уплату контрибуции был создан Русско-Китайский банк.

Следующим шагом русской дипломатии создание специального фонда для подкупа китайских чиновников, чтобы добиться от них разрешения на создание концессии в строительстве железной дороги в Маньчжурии, изолирующую этот важный для России район от Южного и Центрального Китая, где хозяйничали американские и европейские банки, и подчинял Маньчжурию влиянию России. В Московским договоре России и Китая говорилось о военной помощи стран друг другу в случае агрессии против одной из них и строительстве железной дороги через Маньчжурию к Владивостоку, якобы для облегчения подвоза войск. Концессию на строительство дороги получил Русско-Китайский банк. В 1898 году был подписан ещё один договор России и Китая: об аренде Ляодунского полуострова и Порт-Артура и строительстве железной дороги от Порт-Артура в Харбин навстречу КВЖД. Восстание «боксеров» в Китае затруднило строительство дороги. Тем не менее, по утверждению Википедии, в 1901 году было открыто временное, а спустя 2 года регулярное движение поездов на всем протяжении КВЖД. От Москвы до Порт-Артура можно было добраться за 13-16 суток в зависимости от класса поезда.

После Великой Октябрьской революции КВЖД до 1929 года находилась под управлением СССР, затем её захватили китайцы, вновь уступили Советскому Союзы, который в свою очередь потерял над ней контроль вследствие японской оккупации Маньчжурии. Лишь в 1945 году дорога вернулась в Россию, чтобы по договору 1952 года с Китайской Народной республикой окончательно перейти к ней.

Современное состояние

По состоянию на 2012 год, в китайских железнодорожных расписаниях числится по крайней мере один поезд, проходящий по всей линии бывшей КВЖД на территории Китая. Пассажирский поезд 4192/4194/4195 покрывает 1529 км от Маньчжурии до Суйфэньхэ за 25 часов. По большей части линии (например, от Маньчжоули до Харбина, или от Харбина до Муданьцзяна) проходят и скорые поезда. Также участок Маньчжурия — Харбин используется ФПК для курсирования скорого поезда № 19/20 в направлении Москва-Ярославская — Пекин.

Международный железнодорожный пограничный переход (МЖПП) Маньчжурия — Забайкальск является восточным логистическим коридором Китай — Европа. По данным Маньчжурской таможни в 2015 году через МЖПП Маньчжурия — Забайкальск было перевезено 45,6 тысяч TEU с товарами на сумму около 1,9 млрд, долларов США.

Список станций

Восточная ветка (Харбин — Суйфеньхэ)
Год постройки Название станции Статус
ru pinyin cn
1899 Харбин Haerbin 哈尔滨
1899 Ванчжао (Ванчжаотунь) Wangzhao (Wangzhaotun) 王兆 (王兆屯)
1898 Сянфан Xiangfang 香坊
1899 Синьсянфан Xinxiangfang 新香坊
1899 Чэнгаоцзы Chenggaozi 成高子
до 1985 Сань(ш)алицзы упразднена
1899 Шелитунь Shelitun 舍利屯
1899 Ачэн Acheng 阿城
1903 Ягоу Yagou 亚沟
1899 Юйцюань Yuquan 玉泉
1899 Баймаоцзы Baimaozi 白帽子
1899 Байлинь Bailing 白岭
1899 Сяолин Xiaoling 小岭
1899 Сяопиншань Xiaopingshan 小平山
1899 Пиншань Pingshan 平山
1899 Дунпиншань Dongpingshan 东平山
1899 Маоэршань Maoershan 帽儿山
1899 Мифэн Mifeng 蜜蜂
1899 Линлань Linglan 铃兰
1899 Сяоцзю Xiaojiu 小九
1899 Уцзими Wujimi 乌吉密
до 1946 Шанчжи Shangzhi 尚志
1899 Маянь Mayan 马延
1899 Имяньпо Yimianpo 一面坡
1899 Цзюцзянпао Jiujiangpao 九江泡 упразднена
1899 Ваншань Wanshan 万山
1899 Вэйхэ Weihe 苇河
1899 Цинюнь (Цинюньтунь) Qingyun (Qingyuntun) 青雲
1899 Ябули Yabuli 亚布力
Старая заброшенная ветка
1901 Шитоухэцзы Shitouhezi 石头河子 упразднена
1900 Лэншань Lengshan 冷山 упразднена
около 1900 Ляньма упразднена
1900 Тоудаоицзы упразднена
около 1900 Суньшань (Фылинхэ) упразднена
до 1985 Минсинь (Минсиньтунь, Чанпин) Mingxin (Mingxintun) 明新 (明新屯)
Юйчи (Юйчитунь) Yuchi (Yuchitun) 魚池 (魚池屯)
до 1985 Тунцзы упразднена
Кайдао Kaidao 开道
до 1985 Лулин упразднена
до 1904 Хуфэнь Hufeng 虎峰
1940 Дуцао Ducao 杜草
1900 Жишань (Чжишань) Zhishan 治山
до 1939 Медвежий упразднена
1903 Хэндаохэцзы Hengdaohezi 横道河子
1901 Даолинь Daolin 道林
1901 Цинлинцзы Qinglingzi 青岭子
1901 Шаньши Shanshi 山市
1901 Цифэн Qifeng 奇峰
1937 Аотоу Aotou 敖头
до 1985 (?)учжэнь(т)унь
1901 Хайлинь Hailin 海林
1937 Лагу Lagu 拉古
1942 Хуанхуа Huanghua 黄花 упразднена
1901 Муданьцзян Mudanjiang 牡丹江
около 1900 Пост упразднена
1901 Айхэ Aihe 爱河
до 1939 Лисыш(?) упразднена
1901 Модаоши Modaoshi 磨刀石
около 1900 Шаньди Shandi 山底
около 1900 Дагуаньлин Daguanling 大观岭
1901 Шаньдун Shandun 山洞
1901 Даймагоу Daimagou 代马沟
между 1939 и

1985

Засада упразднена
2015 Мулинь (новая) Muleng 穆棱
1901 Бэйлинь Beilin 北林
до 1939 Дацяо (Дацяоцзы) Daqiao 大桥 упразднена
1901 Мулинь (старая) Muleng 穆棱
1900 Илин Yilin 伊林
около 1900 Сяченцзы Xiachengzi 下城子
около 1900 Мацяохэ Maqiaohe 马桥河
до 1939 Цингоуцзы упразднена
1900 Хунфанцзы Hongfangzi 红房子
около 1900 Ламяньхэ упразднена
до 1939 Ломихэ упразднена
1900 Тайлинь Tailing 太岭
около 1900 Силин упразднена
до 1939 Цошу (Цзошу) упразднена
1899 Силиньхэ Xilinhe 細鱗河
1899 Cуйси Suixi 绥西
1899 Суйян (старая) Suiyang 绥阳
до 1939 Хунхуалин Honghualing 红花岭 упразднена
1898 Куаньгоу (Широкая Падь) Kuangou 宽沟 упразднена
2015 Суйфэньхэ (новая) Suifenhe 绥芬河
1898 Суйфэньхэ (старая) Suifenhe 绥芬河

Предыстория Править

Китайскую Восточную железную дорогу построили русские инженеры и рабочие в 1897-1903 годах. Она, проходя через Маньчжурию, соединяла Читу с Владивостоком и Порт-Артуром. Дорога и полоса отчуждения вдоль КВЖД принадлежали России и обслуживались её подданными.

В 1925 году политическую партию Гоминьдан возглавил Чан Кайши. Через два года он , не без помощи советских военных советников, захватил Пекин и объявил себя президентом Китайской Республики. В 1927 между идеологически близкой к СССР Компартией Китая и Гоминьданом началась война.

Начиная с декабря 1928 года китайцы начали предпринимать попытки по захвату КВЖД.После пропагандистской кампании в прессе 22 декабря 1928 года китайская полиция Харбина захватила телефонную станцию КВЖД.

В начале 1929 года китайские власти потребовали, чтобы распоряжения советского генерального управляющего дорогой согласовывались с китайскими советниками. 2 февраля 1929 года советская сторона предложила правительству в Мукдене обсудить наметившиеся разногласия. Но встреча советского генерального консула в Харбине Бориса Мельникова с Чжан Сюэляном окончилась взаимными обвинениями и ссорой.

Весной 1929 года китайскими властями были арестованы свыше 2000 советских граждан — рабочие и служащие КВЖД, сотрудники консульства в Харбине и др. Барражировали аэропланы, в районе станции Пограничной были установлены мощные прожекторы. Под Благовещенском были проведены артиллерийские учения. Приграничные районы в Китае охватила паника — жители были уверены в скором советском вторжении.

[править] Источники

  1. КОНФЛИКТ 1929 г. НА КВЖД И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ — НГУ

Войны и вооружённые конфликты России

Древнерусское государство

Походы Руси против Византии ( • • 941—944 • 970—971 • • • ) • Каспийские походы русов • Восточный поход Святослава • Русско-печенежские • Междоусобицы (Немига • Нежатина Нива • Колокша • Рожное поле) • Русско-половецкие (Альта • Стугна • Трубеж • Сутень • Салница)

Русские княжества

Русско-половецкие (Орель • Каяла) • Междоусобицы (Супой • Рута • Теребовль • Киев (1169) • Новгород (1170) • Вышгород (1173) • Поход Святослава (1181) • Киев (1203) • Чернигов (1235) • Торческ) • Монгольское нашествие (Калка • Коломна • Сить • Козельск • Чернигов • Киев) • Шведско-новгородские (Второй шведский крестовый поход (Невская битва) • Третий шведский крестовый поход • 1348—1349) • Против рыцарских орденов (Сражение на Омовже • Ледовое побоище • Раковорская битва • Грюнвальдская битва) • Против Венгрии (Звенигород (1211) • Галич (1221) • Галич (1229) • Галич (1233) • Ярославское сражение) • Против Литвы (Усвят • Ирпень • Москва • Угра) • Монголо-татарское иго (Неврюева рать • Куремсина рать • Дюденева рать • Федорчукова рать • Поход Руси на Волжскую Булгарию (1376) • Битва на Воже • Куликовская битва • Нашествие Тохтамыша на Москву • Нашествие Едигея • Битюг • Алексин • Стояние на реке Угре) • Русско-казанские ( • 1467—1469 • ) • Борьба Москвы и Твери (Бортеневская битва • Осада Твери (1375)) • Московско-новгородские ( • • 1477—1478)

Русское государство

Русско-ливонская война (1480—1481) • Русско-литовские (1487—1494 • 1500—1503 • 1507—1508 • 1512—1522 • 1534—1537 • 1558—1583) • Русско-казанские ( • 1505—1507 • 1521—1524 • 1530—1531 • 1535—1552 • Казанские походы (Взятие Казани) • 1552—1556) • Русско-шведские (1495—1497 • 1554—1557 • 1590—1595 • 1610—1617 • 1656—1658 • 1700—1721) • Русско-крымские ( • • • Молоди • • Крымские походы) • Черемисские (1552—1557 • 1571—1574 • 1581—1585) • Ливонская война • Дагестанские походы ( • • 1604—1605) • Русско-турецкие (1568—1570 • 1672—1681 • 1686—1700 • 1710—1713) • Русско-польские (1577—1582 • 1609—1618 • Смоленская • 1654—1667) • Башкирские восстания (1662—1664 • 1681—1684 • 1704—1711) • Покорение Сибири • Русско-цинский пограничный конфликт • Крестьянские восстания (Хлопка • Болотникова • Степана Разина • Булавинское)

Российская империя

Русско-персидские (1722—1723 • • 1804—1813 • 1826—1828 • Российская интервенция) • Башкирские восстания (1735—1740 • 1755—1756 • 1834—1835) • Русско-польские (Польское наследство • Барская конфедерация • • Восстание Костюшко • • • ) • Русско-турецкие (1735—1739 • 1768—1774 • 1787—1791 • 1806—1812 • Наваринское сражение • 1828—1829 • 1877—1878) • Русско-шведские (1741—1743 • 1788—1790 • 1808—1809) • Австрийское наследство • Семилетняя война • Алеутское восстание • Крестьянская война Пугачёва • Ногайское восстание • Казахские восстания (1783—1797 • 1836—1838 • 1837—1847) • Русско-французские (1798—1800 • • 1806—1807 • Отечественная война • 1813—1814) • Битва на реке Иори • Русско-тлинкитская война • Англо-русская война • Кавказская война • Туркестанские походы (Хивинский (1839—1840) • Русско-кокандская война • Искандер-кульский • Иканское сражение • Ташкентский • Ирджарская битва • Оборона Самарканда • Хивинский (1873) • Кокандский (1875—1876) • Ахал-текинский • Бой на Кушке • Памирские) • Венгерское восстание • Крымская война • Андижанское восстание • Ихэтуаньское восстание • Русско-японская война • Революция 1905—1907 • Первая мировая война (Восточная Европа • Балканы • Ближний восток • Западная Европа • Среднеазиатское восстание)

Советская Россия/СССР

Гражданская война • Эстония • Латвия • Литва • Польша • Монголия • Грузия • Средняя Азия • Советско-финские войны (1918—1920 • 1921—1922) • Афганские походы ( • ) • Советско-китайские конфликты (КВЖД • Синьцзян • Байтак-Богдо • Даманский • Жаланашколь) • Советско-японские конфликты (Хасан • Халхин-Гол) • Вторая мировая: Советско-финская (1939—1940) • Польский поход • Великая Отечественная • Советско-финская (1941—1944) • Иранская операция • Восстание Хасана Исраилова • Советско-японская • Западная Украина) • Холодная война (Корея • Восточная Германия • Венгрия • Вьетнам • Чехословакия • Ангола • Эритрея • Афганистан)

Российская Федерация

Приднестровье • Грузия • Осетино-ингушский конфликт • Таджикистан • Чеченские (1994—1996 • 1999—2009 (Дагестан) • последствия) • Южная Осетия • Сирия (военная операция)

Курсивом отмечены продолжающиеся конфликты

С этим читают