Ленд-лиз

Трудности выбора

Зачастую в дискуссиях о ленд-лизовских поставках сравнивают эффективность поставленного оборудования с советскими аналогами. Сравнению в основном подвергаются более доступные для понимания товары, к которым относятся боевая техника и оружие. Но иногда в спорах упускаются некоторые существенные аспекты. Главным можно считать то, что отбирались нужные товары и оборудование представителями Советского Союза, которые были крайне заинтересованы в их качестве


Также немаловажно, что вся документация о проведении испытаний поставляемой техники открыта для доступа в сети. Можно легко найти первичные документы, отчёты комиссий и лиц, ответственных за испытания

Примером может служить отчёт об испытаниях 37-мм пушки производства США. Она, на фоне советских и британских аналогов, выглядит более привлекательно. Снаряды её, имея похожий калибр, за счёт повышенной прочности поражали немецкие танки с большей эффективностью. Фактические характеристики, полученные из отчёта, не позволяют назвать это орудие ненужным и устаревшим.

Но существовали такие виды техники, которые в нашей стране не производились. Об этом почему-то умалчивают. Но невозможно удачно проводить масштабные боевые операции без тяжёлых грузовиков, пехотной бронетехники или эвакуаторов для перевозки танков. Не одними танками и самолётами выигрываются сражения. Хотя, не имея грузовиков, воевать всё-таки можно, а вот нехватка танков победы не принесёт.

Поэтому ценность поставок по ленд-лизу определяется не их стоимостью и долей в совокупном производстве СССР, а своей абсолютной значимостью. Рассматривая какой-либо вид поставленной техники, нужно решить, смогли бы в воюющей стране за столь короткое время произвести его в нужном количестве? И чем бы пришлось пожертвовать ради этого?

С продукцией чисто гражданской дело обстоит так же. Во время тотальной войны практически не остаётся гражданских заводов. Предприятия, выпускающие паровозы или вагоны, непременно перейдут на изготовление танков и орудий. Но и паровозы, и вагоны не перестанут ломаться и выходить из строя от вражеских бомбёжек. За все военные годы в СССР было выпущено несколько сотен единиц подвижного состава. По ленд-лизу же поставлено было около двух тысяч локомотивов и несколько тысяч платформ. Если сравнить это со всем парком техники, получится не очень много, но в сравнении с выпуском в стране именно техники железнодорожной – объём очень большой.

Есть мнения, что некоторая поставляемая техника в странах, её изготовлявших, популярностью не пользовалась. Так, истребители «Аэрокобра» направлялись в основном в СССР, потому что в США они себя не проявили с хорошей стороны.

Но при этом забывается, что одна и та же техника может решать абсолютно разные задачи на различных фронтах. Истребители в Европе занимаются прикрытием или перехватом тяжёлых бомбардировщиков. Вылеты в районе Тихого океана подразумевают дальние, многочасовые перелёты. А фронт восточный – это перехваты штурмовиков на малых высотах или прикрытие своих самолётов в районах линии фронта.

В боях на малых высотах лётчику не требуется кислородного оборудования. Сами машины в обслуживании становятся проще, а лучшие качества их сохраняются. Но для этого необходимо проводить все регламентные работы, предписанные по техническим нормативам. А это уже забота тех, кто технику обслуживает.

Доля иностранных истребителей и бомбардировщиков от числа всех самолётов военного времени в СССР составила 20%. По поставкам ленд-лиза была получена четвёртая часть от всех зенитных орудий (включая большие калибры) и все бронетранспортёры, которых в советской стране не производилось.

Грузовых автомобилей было поставлено порядка полумиллиона, что с лихвой перекрывает нехватку транспорта, необходимого для всей РККА на период мирного 1941 года. Такие объёмы поставок позволили советским автозаводам перейти на производство военной техники без особых потерь.

Выполнение[править | править код]

На локации Лес:править | править код

1-й волоконно-оптический гироскопправить | править код

1-й волоконно-оптический гироскоп — на лесопилке, рядом с ангаром, стоит пикап светло-синего цвета (Yotota), в кузове будет открытый ящик — в нем-то и лежит гироскоп.

На локации Берег:править | править код

2-й контроллер мотораправить | править код

2-й контроллер мотора — Лежит в деревянном сломанном ящике, рядом с беспилотником неподалеку от выхода с локации Берег «Дорога на таможню».

3-й контроллер мотораправить | править код

3-й контроллер мотора — лежит на балконе в 306 комнате восточного крыла, в картонной коробке. Для доступа нужен ключ от номера 306 восточного крыла (синяя головка)

2-й волоконно-оптический гироскопправить | править код

2-й волоконно-оптический гироскоп — Идем в 216 комнату западного крыла. Сразу слева за дверью будет железный шкафчик с чуть-чуть приоткрытой дверью, на одной из полочек будет лежать гироскоп. Для доступа в комнату нужен Ключ от номера 216 западного крыла (красная головка).

История лендлиза для СССР

Уже 30 августа 1941 года премьер-министр Великобритании У. Черчилль писал министру своего кабинета лорду Бивербруку:«Я хочу, чтобы вы отправились в Москву вместе с Гарриманом, чтобы договориться о долгосрочных поставках русским армиям. Это можно осуществить почти исключительно за счет американских ресурсов, хотя у нас имеется каучук, сапоги и т. д. Необходимо сделать большой новый заказ в Соединенных Штатах. Темпы поставок, разумеется, лимитируются портами и недостатком судов. Когда весной будут проложены вторые пути узкоколейной дороги от Басры к Каспийскому морю, эта дорога станет важным путем подвоза. Наш долг и наши интересы требуют оказания всей возможной помощи русским, даже ценой серьезных жертв с нашей стороны».

В тот же день Черчиль написал Сталину«Я стремился найти какой-либо путь для оказания помощи Вашей стране в ее великолепном сопротивлении впредь до осуществления рассчитанных на более длительный период мероприятий, по поводу которых мы ведем переговоры с Соединенными Штатами Америки и которые послужат предметом Московского совещания»

Московский договор о снабжении СССР был подписан 1 октября 1941 года. Потом были заключены ещё три договора: Вашингтонский, Лондонский и Оттавский

Письмо Сталина Черчиллю 3 сентября 1941 года:«Приношу благодарность за обещание, кроме обещанных раньше 200 самолетов-истребителей, продать Советскому Союзу еще 200 истребителей… Должен, однако, сказать, что эти самолеты, которые, как видно, могут быть пущены в дело не скоро и не сразу, а в разное время и отдельными группами, не смогут внести серьезных изменений на восточном фронте…Я думаю, что существует лишь один путь выхода из такого положения: создать уже в этом году второй фронт где-либо на Балканах или во Франции, могущий оттянуть с восточного фронта 30 — 40 немецких дивизий, и одновременно обеспечить Советскому Союзу 30 тысяч тонн алюминия к началу октября с. г. и ежемесячную минимальную помощь в количестве 400 самолетов и 500 танков (малых или средних)»

Черчилль Сталину 6 сентября 1941 года.«…3. По вопросу о снабжении. Мы…приложим все усилия к тому, чтобы Вам помочь. Я телеграфирую Президенту Рузвельту…и мы попытаемся еще до Московской конференции сообщить Вам о количестве самолетов и танков, которые мы совместно обещаем Вам посылать ежемесячно вместе с поставками резины, алюминия, сукна и прочего. Со своей стороны мы готовы посылать Вам из британской продукции половину того ежемесячного количества самолетов и танков, которые Вы просите…Мы приложим все усилия к тому, чтобы начать Вам отправку снабжения немедленно. 4. Мы уже отдали приказы о снабжении персидской железной дороги подвижным составом, с тем чтобы поднять ее нынешнюю пропускную способность с двух поездов в каждую сторону в сутки… до 12 поездов в каждую сторону в сутки. Это будет достигнуто к весне 1942 года. Паровозы и вагоны из Англии будут посылаться вокруг мыса Доброй Надежды после переоборудования их на нефтяное топливо. Вдоль железной дороги будет развита система водоснабжения. Первые 48 паровозов и 400 вагонов вот-вот должны быть отправлены…»

Слово товарища Сталина

Сегодня наши западники с восторгом говорят, мол, со стороны США помощь носила едва ли не безвозмездный характер. Но еще только в ходе войны в рамках так называемого обратного ленд-лиза Вашингтон получил от СССР сырья общей стоимостью почти на 20 процентов от переданных им вооружений. За океан уплыло, например, 32 тыс. тонн марганцевой и 300 тыс. тонн хромовой руды и много других полезных ископаемых. А кроме того, 40 тонн золота! Москва предоставила американцам бесплатно ряд услуг, в частности, открыла свои северные порты, взяла на себя обеспечение войск союзников в Иране. По договору о ленд-лизе оплате подлежали только товары и техника, сохранившиеся после окончания боевых действий. Таковые американцы оценили в $2,6 млрд. — по тогдашнему курсу фантастическая цифра. На фоне полного списания долгов другим государствам по антигитлеровской коалиции это выглядело грабежом. Поэтому Иосиф Сталин потребовал пересчитать долг.

— СССР сполна расплатился по долгам ленд-лиза кровью, — сказал тогда генералиссимус.

Официально признанная СССР и США сумма по Вашингтонскому соглашению в 1972 году составила всего $720 млн. Из них $48 млн. мы оплатили в 1973 году. Потом выплаты прекратились из-за обострения советско-американских отношений.

Лишь в 1990 году, в ходе переговоров Джорджа Буша и Михаила Горбачева, стороны вернулись к обсуждению долга. Новым сроком окончательного погашения задолженности назначили 2030 год, и согласовали сумму — $674 млн. Но Россия полностью погасила свою задолженность в августе 2006 года.

Поставки по лендлизу в СССР

  • 22150 самолетов
  • 12700 танков
  • 13000 орудий
  • 35000 мотоциклов
  • 427000 грузовиков
  • 2000 паровозов
  • 281 корабль военный
  • 128 судов транспортных
  • 11000 вагонов
  • 2,1 млн. тонн нефтепродуктов
  • 4,5 млн. тонн продовольствия
  • 15 млн. пар обуви
  • 44600 металлорежущих станков
  • 263000 тонн алюминия
  • 387000 тонн меди
  • 1,2 млн. тонн химических веществ и взрывчатки
  • 35 800 радиостанций
  • 5899 приемников
  • 348 локаторовО пользе СССР поставок по лендлизу историки спорят до сих пор. Значение помощи оценивается от непринципиальной до важнейшей

Долг Великобритании перед США в конце войны составлял 4.33 млрд долларов. Полностью был погашен в 2006 году. Франция расплатилась с Америкой в 1946 году. СССР отдавать долг в размере 2,6 млрд. долларов отказался. Переговоры по этому поводу с переменным успехом велись вплоть до настоящего времени, как сказано в Википедии, частично Россия всё-таки долг выплатила. А окончательно она должна рассчитаться с США в 2030 году

«Указанные образцы танков выгодно отличаются от отечественных»

Изображение носит иллюстративный характер. Фото: wikipedia.org

Кстати сказать, американские самолеты и танки были не так уж плохи, вопреки тому, что утверждала послевоенная советская пропаганда. Но они были значительно сложнее в управлении и гораздо более чувствительны к соблюдению всех технических норм. А уровень подготовки советских летчиков и танкистов был в среднем существенно ниже, чем у их британских и американских коллег, и они испытывали трудности в освоении американской техники.

Вот у асов с ней проблем не было. Достаточно напомнить, что трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин большинство своих побед одержал на «Аэрокобре».


По поводу американских танков есть компетентное мнение командующего бронетанковыми и механизированными войсками Красной армии, заместителя наркома обороны, маршала бронетанковых войск Якова Федоренко. В марте 1946 года он писал:

— Из имеющихся в настоящее время на вооружении Красной армии образцов танковой техники следует выделить американский средний танк «Шерман» М4А2 с артиллерийским вооружением в виде 76,2-мм пушки большой мощности и канадский легкий танк «Валентин» МК-9 с 57-мм пушкой ограниченного отката… Указанные образцы танков выгодно отличаются от отечественных легкостью управления, значительно повышенным ресурсом межремонтного пробега, простотой обслуживания и текущего ремонта и при этом их вооружение, бронирование и подвижность позволяют решать весь набор задач, выдвигаемых бронетанковым силам…

Советские танки делались, что называется, на живую нитку, поскольку заранее предполагалось, что долго они не проживут. Об удобствах экипажа или длине межремонтного пробега никто не думал, равно как и о легкости управления и простоте ремонта. Ни генералы, ни конструкторы не задумывались о том, что все эти показатели также влияют на живучесть танка и его экипажа, на то, в скольких атаках на врага он успеет принять участие, какой ущерб нанесет противнику, прежде чем погибнет. Все гнались за количеством танков, а не за качеством. Без американских и британских поставок советская экономика не смогла бы выпускать то количество танков и самолетов, которое удалось произвести за годы войны, а потом использовать их в бою. В этом было главное значение ленд-лиза.

Чем оплачивали?

Расплачивались получатели (в т.ч. и СССР) в основном золотом, что позволило США к концу войны увеличить свои золотые запасы на 50%.

Однако неоспоримо, что для СССР ленд-лиз стал незаменимой поддержкой, показав советскому народу — Запад с ними. Солдат был рад как ребенок, обнаружив в своем пайке плитку шоколада, а об американской тушенке с теплотой вспоминает каждый ветеран. Все британские и американские танки были оборудованы отличной рацией и оптикой. Большая часть знаменитых «Катюш» устанавливались на американский «Studebaker», да к тому же почти весь автомобильный и мотоциклетный парк состоял из иностранной техники. Нельзя забывать и про медикаменты.

Оценка Ленд-лиза советским руководством

В то же время советское руководство оценивало фактическую помощь невысоко – около 4% от оружия и техники. Но оно «хитрило» — учитывалось не только произведенное с начала войны, но и имевшееся до нее в запасе, а материалы, продовольствие и сырье скромно опускались. Там объем поставок составлял от объема производства и добычи все 20-80%.

Объемы поставок и значение ленд-лизингу

Материалы на общую сумму в $ 50,1 млрд (около $ 700 млрд в ценах 2008 года) были отправлены получателям, в том числе:

Страна-получатель Объем помощи в ценах 1941-1945 гг, млрд $ Объем помощи в ценах 2008 г., млрд $
Великобритания 31,4 ~ 440
СPСР 11,3 ~ 160
Франция 3,2 ~ 45
Китай 1,6 ~ 22

Обратный ленд-лиз (например, аренда авиабаз) получен США на сумму $ 7,8 млрд, из которых $ 6,8 млрд — от Великобритании и Британского Содружества.

Канада имела программу ленд-лиза аналогичную американской, поставки в рамках которой составили $ 4,7 млрд, в основном в Великобританию и СССР.

Значение ленд-лиза в победе Объединенных наций над странами Оси иллюстрирует приведенная ниже таблица, которая показывает ВВП основных стран — участников Второй мировой войны, с 1938 по 1945, в млрд $ в ценах 1990 года.

Данный график демонстрирует отношение ВВП Объединенных наций /стран Оси в течение 1938-1945 гг.

Страна 1938 1939 1940 1941 1942 1943 1944 1945
Австралия 24 27 27 29 27 28 29 12
Франция 186 199 164 130 116 110 93 101
Германия 351 384 387 412 417 426 437 310
Италия 141 151 147 144 145 137 117 92
Япония 169 184 192 196 197 194 189 144
СССР 359 366 417 359 274 305 362 343
Великобритания 284 287 316 344 353 361 346 331
США 800 869 943 1 094 1 235 1 399 1 499 1 474
Объединенные нации всего: 1 629 1 600 1 331 1 596 1 862 2 065 2 363 2 341
Страны Оси всего: 685 746 845 911 902 895 826 466
ВВП Объединенные нации / Страны Оси: 2,38 2,15 1,58 1,75 2,06 2,31 2,86 5,02

Как показывает приведенная выше таблица, до декабря 1941 года ВВП стран антигитлеровской коалиции (СССР + Великобритания) соотносилось с ВВП Германии и ее европейских союзников как 1:1. Следует учесть, однако, что до этого момента Великобритания была истощена морской блокадой и существенно помочь СССР в краткосрочной перспективе не могла. Более того, по итогам 1941 года Великобритания по-прежнему проигрывала битву за Атлантику, что было чревато полным коллапсом для экономики страны, практически полностью завязанной на внешнюю торговлю.

ВВП СССР в 1942 году, в свою очередь, вследствие оккупации Германией значительных территорий снизился примерно на треть по сравнению с довоенным уровнем, при этом из 200 млн человек населения около 90 млн осталось на оккупированных территориях.

Таким образом, в 1942 году СССР и Великобритания уступали Германии и ее сателлитам как по ВВП (0,9:1), так и по населению (учитывая потери СССР вследствие оккупации).В этой ситуации руководству США была очевидна необходимость оказания срочной военно-технической помощи обеим странам. Более того, США были единственной страной мира, обладавшей достаточными производственными мощностями для оказания такой поддержки в достаточно сжатые сроки, чтобы успеть повлиять на ход боевых действий в 1942 году. 1941 года США продолжили наращивать военную помощь Великобритании, а 1 октября 1941 года Франклин Рузвельт одобрил подключение к ленд-лизу СССР.

Ленд-лиз, вкупе с нарастающей помощью Великобритании в ее битве за Атлантику, оказался критическим фактором, который втянул США в войну, особенно на европейском фронте. Гитлер, объявляя войну США 11 декабря 1941 года, упомянул оба этих фактора, как ключевые в принятии решения вступить в войну с США.

Следует отметить, что посылка американской и английской военной техники СССР приводила к необходимости снабжать его сотнями тысячами тонн авиационного топлива, миллионами снарядов для орудий и патронов для ПП и пулеметов, запасными гусеницами для танков, запасными автомобильными покрышками, запчастями для танков, самолетов и автомобилей. Весь этот ленд-лиз не был безусловно необходим СССР. Уже с 1943 года, когда руководство союзников перестало сомневаться в способности СССР к долговременной войне, в СССР стали ввозить в основном стратегические материалы ( алюминий и др.). и станки для советской промышленности.

↑ Ленд-лиз в СССР

Ленд-лиз в СССР – до сих пор предмет ожесточённых споров между противниками и сторонниками советской власти. Первые заявляют, что без американских поставок СССР вряд ли выиграл войну, а вторые доказывают, что поставки были незначительны и не играли особой роли в борьбе с фашизмом.

И те, и другие жестоко ошибаются. Западная «сверхдержава» организовала масштабные поставки оружия и других товаров в страны Европы по причине того, что ВВП США был в несколько раз выше данного показателя в любой развитой европейской стране, в том числе в СССР.

В Советский Союз были ввезены сотни тысяч тонн груза. Более 12 процентов имевшихся в Красной армии танков и самолётов были американского и британского производства, а бронетранспортёры и вовсе были привозными полностью: в нашей стране такая техника ещё не производилась.

Но были у такого ленд-лиза и слабые места. Во-первых, договоры о поставках оружия и техники выполнялись не полностью. Из 800 самолётов и 1000 танков, предназначавшихся для СССР в 1941 году, было прислано всего 669 самолётов и 487 танков. Ситуация более-менее нормализовалась лишь в 1943 году.

Во-вторых, большое количество иностранной помощи Советскому Союзу не означало лучшего качества. И тут дело не только в том, что США сознательно поставляли не самую современную и лучшую свою технику, но ещё и в том, что американское военное производство вообще отставало от советского и европейского.

СССР и Германия большую часть своих производственных сил в то время вкладывали в разработку оружия, в том числе танков, вследствие чего превзошли в этом все остальные государства; поэтому на фоне советской и немецкой техники американская и даже британская часто выглядела слабой.

Более приемлемая ситуация складывалась с поставками самолётов, менее приемлемая – танков. Доля же противотанковых и зенитных орудий была совсем небольшой, поскольку у СССР было достаточно и своей подобной техники. Стрелковое оружие также поставлялось, но в абсолютно микроскопических масштабах – доля американских «стволов» в Красной Армии составляла менее 1 процента.

Безвозмездная помощь?


Одно из самых популярных заблуждений, когда под ленд-лизом понимается безвозмездная помощь. Ответ в публичном заявлении Рузвельта: «Помощь русским ‒ это удачно потраченные деньги».

Ленд-лиз – это, по сути своей, инструмент, с помощью которого администрация США решила ряд важнейших внешнеполитических и внутренних задач:

1.      Создавались новые рабочие места в Америке. Если в 1940 г. около 8 млн американцев были безработными, то уже в 1942 году весь незанятый резерв рабочей силы был выбран, и до самой победы занятость была полной.

2.      Влияние на страну-получателя. Американские солдаты, как и обещал Рузвельт, в чужой войне не участвовали, европейцы получали в качестве помощи только оружие.

3.      Выгода для американских монополий – расширение производства, выросшие в 2,5 раза прибыли. Кроме того, десятки млрд долларов получены ими для строительства новых и переоборудования старых предприятий для нужд ленд-лиза.

Часть расходов Штатов была погашена с помощью так называемого «обратного ленд-лиза». Необходимое сырье для производства материалов и вооружений для внешних поставок получено в объеме, равном 20% их общей стоимости. Только Советский Союз отправил в Штаты 32 тыс. т марганцевой и 300 тыс. т хромовой руды, не говоря уже о золоте.

Известен факт потопления 2 мая 1942 г. британского крейсера «Эдинбург», в трюме которого находилось 465 золотых слитков весом в 5,5 т. Союз ССР расплачивался за поставки вооружения, медикаментов и продовольствия. В качестве платы в Америку «уплывали»: русская пушнина, ценная древесина, красная рыба и черная икра. Союз оплатил даже утонувшие в разгромленном немцами караване РQ-17 124 тыс. т грузов.

Не говоря уже о счете в $ 1,3 млрд, полученном после окончания войны от американской стороны.

Так что о бесплатной помощи говорить не приходится.

Интересная статистика! Сколько в России золота сейчас и было в прошлом.

Ленд-лиз для фашистской Германии

Американские монополии помогали также и фашистской Германии. «Военное обозрение» приводит не единственное тому подтверждение.

Поставки от крупнейших американских корпораций:

  • ITT (International Telephone and Telegraph) ‒ аппаратура спецсвязи, высокочастотное и радиолокационное оборудование, селеновые выпрямители, коммутаторы и телефонные аппараты, 30 000 взрывателей к артиллерийским снарядам ежемесячно и др.;
  • компания IBM – счетно-вычислительные машины, запчасти к ним и специальную бумагу для концентрационных лагерей;
  • «Стандарт Ойл» ‒ миллионы баррелей нефти;
  • SKF – ежегодно более 600 тысяч шарикоподшипников;
  • заводы Генри Форда – массовое производство грузовиков-пятитоннок для нацистов, ремонт 2 тыс. немецких грузовиков.

Подробно про программу Ленд-лиз для СССР:

«…Без американских «студебеккеров»

Рассмотрим отдельные показатели. По состоянию на 22 июня 1941 года в Красной армии имелось более 270 тыс. автомобилей различных марок. За годы войны вооруженные силы получили около 450 тыс. автомобилей, при этом почти две трети (63,4%) — импортного производства, в подавляющем большинстве — американского. В результате в конце войны каждый третий автомобиль был импортным (а каждый одиннадцатый — трофейным). По некоторым позициям американская продукция просто не имела аналогов в СССР. Так, например, памятные всем фронтовикам грузовики «студебеккер» и «додж 3\4», практически решившие проблему подвижности артиллерии средних калибров, а также легендарных «Катюш» (во второй половине войны большинство реактивных установок монтировались на «студебеккерах»). То есть по одному из важнейших показателей — автомобильному парку Красной армии, обеспечивавшему выполнение таких задач, как транспортировка артиллерии, подвоз боеприпасов, эвакуация раненых и множество других, вклад союзников на порядок весомее пресловутых «четырех процентов». Подтверждением этому являются слова маршала Г. К. Жукова, сказанные в неформальной обстановке: «Без американских «студебеккеров» нам не на чем было бы таскать нашу артиллерию. Да они в значительной мере вообще обеспечивали наш фронтовой транспорт». О том же (и тоже, разумеется, в неформальной обстановке) говорил и нарком внешней торговли А. И. Микоян, непосредственно отвечавший в советском руководстве за ленд-лиз: «…Или возьмём поставки автомобилей. Ведь мы получили, насколько помню, с учётом потерь в пути около 400 тысяч первоклассных по тому времени машин типа «студебеккер», «форд», легковые «виллисы» и амфибии. Вся наша армия фактически оказалась на колёсах, и каких колёсах! В результате повысилась её маневренность, и заметно возросли темпы наступления». Подчеркивает это в своих воспоминаниях и Н. С. Хрущев: «Почти вся наша артиллерия была на американской тяге. Как-то, уже после смерти Сталина, я предложил: «Давайте все машины, которые мы производим, дадим нашим военным, потому что просто неприлично смотреть: идет парад, а тягачи — американские». Почти вся наша военная техника, которая стояла в ГДР, тоже была на американских «студебеккерах». Это неудобно, это для нас позор. Уже сколько лет прошло, как кончилась война, а мы все еще ездим на американской технике».

БМ-13 «Катюша» на базе «студебеккера». (2.bp.blogspot.com)

Критики «американской помощи» часто указывают на то, что поставки автомобилей велись крайне неравномерно: более половины приходится на последний год войны. Это действительно так, но дело здесь вовсе не в злой воле руководителей США

Транспортировка поставляемой в СССР продукции наталкивалась на большие трудности, объемы поставок в силу этого росли постепенно, и поэтому на первом этапе войны было чрезвычайно важно определить приоритеты. Эвакуация большинства советских мощностей по производству танков и самолетов на Урал, а также колоссальные потери боевой техники и боеприпасов в сражениях лета 1941-го года делали первоочередной задачей программы ленд-лиза доставку советскому союзнику именно этих видов продукции, о чем прямо писал Сталин Черчиллю в сентябре 1941 года, прося последнего «обеспечить Советскому Союзу 30 тысяч тонн алюминия к началу октября с

г. и ежемесячную минимальную помощь в количестве 400 самолетов и 500 танков (малых или средних)». С наступлением в 1943 году коренного перелома в войне (отчасти как следствие выхода танковых и авиационных производственных мощностей советской промышленности на уровень, значительно превышающий предвоенный), структура потребностей СССР несколько меняется, и вопросы мобильности войск и их своевременного снабжения выходят на первый план. Соответственно значительно возрастают поставки автомобилей и запасных частей к ним, бензина, шин и т. п. Иными словами, данная ситуация определялась запросами советского руководства и «пропускными способностями» ленд-лиза, а не какими-то иными соображениями.

До 1944-го пушки возили на лошадках

Ленд-лиз, конечно, помог нам разгромить фашизм чуть быстрее. Но не имел решающего значения. Давайте обратимся к цифрам.

За годы войны наша промышленность произвела больше 30 млн. единиц стрелкового оружия. А американцы нам дали 153 тыс. стволов.

Советские заводы отправили на фронт 650 тыс. артиллерийских орудий и минометов, а союзники поставили лишь 10 тыс.

Танков в Союзе произвели 133 тыс., а американцы импортировали всего 12 тыс. Причем были они столь низкого качества и с такой тонкой броней, что бронемашину «Матильда», например, наши танкисты называли «Прощай, Родина», а танк М-3 «Ли» — «Братской могилой на шестерых».

Единственное, что действительно сыграло существенную роль в более быстрой победе над врагом, это поставки качественных автомобилей. По ленд-лизу Штаты отправили в Союз более 480 тыс. грузовиков и джипов.

Американские консервы появились в армейском сухпайке в конце 43-го года

— Мы получили много первоклассных машин — «студебекеры», «форды», легковые «виллисы» и амфибии. Вся армия фактически оказалась на колесах. В результате повысилась ее маневренность и возросли темпы наступления, — писал Анастас Микоян, который с 1942 года руководил приемом поставок.

Для снабжения СССР использовалось несколько маршрутов. По северному в Архангельск союзники доставили почти 4 млн. тонн грузов. Второй маршрут — через Южную Атлантику, Иран в Закавказье, по нему перевезено 4,2 млн. тонн грузов. Тихоокеанский маршрут из США в дальневосточные порты СССР был самым эффективным — около 10 млн. тонн.

Однако есть нюанс. Американцы стали доставлять грузы в СССР достаточно поздно. В самый критический момент, в битвах под Москвой и под Сталинградом, этой помощи фактически не было! Победа была одержана с помощью оружия и техники собственного производства. Это, кстати, можно проверить как по художественным, так и по документальным фильмам. Разъезжать по европейским автобанам на «виллисах» и «студебекерах» наши бойцы стали, уже будучи в погонах и увешанные медалями, а значит где-то в 1944 — 1945 годах. До этого пехота передвигалась пешком (в лучшем случае — на полуторках ЗиС), а пушки возили на лошадках.

В конце войны советские офицеры пересели на юркие американские «виллисы». Наших внедорожников ГАЗ-64, которые начали выпускать ещё в 1941 году, армии явно не хватало

Ленд-лиз для Союза ССР


Первые грузы были отправлены в Советский Союз зимой 1941–42 гг. До места назначения они добрались очень поздно. К тому же, первая заявка от 30 июня 1941 г. оказалась удовлетворенной лишь на 0,5%. Об экспорте оружия речь пока не шла.

В июле 1941 г. экспортные поставки в страну из США оценивались всего в $ 6,5 млн ($ 110,2 или 7 069,9 млн руб. в ценах 2019 г.), к 1 октября было поставлено продукции на $ 30 млн ($ 508,5 или 32 630,445 млн руб. в новых ценах). До конца года сумма поставок составила $ 545 тыс. ($ 9 237,8 или 592 786,4 тыс. руб.). Это 0,075% от стоимости товаров, направленных странам антигитлеровской коалиции.

Рис. 2. Автомобили ленд-лиза на советской территории

За один лишь 1941 г. Советскому Союзу от Штатов и Великобритании было передано:

  • самолетов – 750,
  • танков – 501;
  • зенитных орудий – 8.

Интересная статистика! Сколько в России танков сейчас и было в прошлом.

Рис. 3. Погрузка пехотного танка «Матильда» по ленд-лизу

За первые два года войны, 1941 и 1942, из Соединенных Штатов поступило всего 7% грузов. Затем был 5-месячный перерыв, когда никаких поставок не было вообще. Объяснение этому в словах будущего президента США:

«Если мы увидим, что Германия побеждает, мы должны помогать России, а если верх будет одерживать Россия, мы должны помогать Германии, и пусть они, таким образом, убивают друг друга как можно больше» (Г. Трумэн).

Таблица 2. Оружие, поступившее в Советский Союз по ленд-лизу в 1941-1945 гг., в сравнении и объемами отечественного производства, тыс. штук

Произведено, млн шт. Поставлено, тыс. шт. Поставки в % к производству
Самолеты 0,14 18,7 13,6
Танки и САУ 0,1 10,8 10,3
Пулеметы и пистолеты 6,2 105,4 0,2
Орудия и минометы 0,8 6,9 0,8
Мины и снаряды 0,8 17,4 0,2

Кроме того, тот же источник сообщает о поставленных в Союз ССР:

  • 345,7 тыс. т взрывчатых веществ;
  • 31,9 – динамита;
  • 903 – детонаторов;
  • 123,2 – тротила;
  • 127 – пороха;
  • 107,7 – толуола;
  • 842 – химикатов.

Поступили в СССР от компаний Штатов, Канады и Великобритании порядка 50 моделей автомобилей общим количеством 312,6 тыс. штук. Самым популярных среди них стал грузовик «студебеккер». Их было получено почти 100 тыс. В Красной Армии они, да еще «джипы» составляли к 1944 г. 70% парка, чем обеспечивали ее мобильность.

Функционал «студебеккеров» этим не ограничивался. На 20 тыс. этих ленд-лизовских автомобилей были установлены знаменитые «катюши», «ЗИС-6» для этих целей использовалось всего 600 шт.

Это интересно! Как менялось в России количество грузовых автомобилей.

В номенклатуре поставок были и другие позиции, объем помощи союзников по которым был сопоставим с объемом отечественного производства, иногда даже в разы превышал его.

Таблица 3. Поставки отдельных видов промышленной продукции в сравнении с союзным производством в 1941-1945 гг.

Произведено Поставлено Поставки в % к производству
Медь, тыс. т 534 404 76
Кобальт, т 340 470 138
Алюминий, тыс. т 283 301 106
Олово, тыс. т 13 29 223
Сахар, тыс. т 995 658 66
Жиры животные, тыс. т 565 602 107
Консервы мясные, млн банок 433 2077 480

Рис. 4. Раздача продуктовых наборов, полученных в порядке помощи из Штатов

Из Штатов и Канады в СССР по ленд-лизу поставлялся практически весь ассортимент продовольственных товаров.

Таблица 4. Продовольственные поставки по программе ленд-лиза

Продукты Производство в СССР Поставки в СССР Поставки в % к отечественному производству
Мука, млн т 61,5 0,51 0,8
Крупы, млн т 3,9 0,14 3,6
Макароны, тыс. т 949,5 0,16
Растительное масло, тыс. т 1194,5 347, 54 29,0
подсолнечное х 327,6 х
льняное х 16,9 х
хлопковое х 0,27 х
кукурузное х 0,99 х
оливковое х 0,16 х
соевое х 1,6 х
Маргарин, тыс. т 172 40,65 23,6
Мясо (все виды), тыс. т 2797,5 785,4 28,1
Рыба и консервы из нее, т 4608 0,13 0,0
Сахар, тыс. т 970 483,9 49,9
Шоколад, тыс. т 307
Концентрированные супы и мясные концентраты, тыс. т 6,5
Молоко, тыс. т
сухое 48
консервированное 17,5
Яичный порошок, тыс. т 69

Основная часть поставок по ленд-лизу пришлась на годы завершения коренного перелома в Великой Отечественной войне, 1943–1944 гг. Тогда же произошли изменения в составе грузов и вооружения, они уступили промышленному и медицинскому оборудованию, транспортным средствам и продовольствию.

Диалог[править | править код]

Привет, дуй сюда, рыбное дельце тут наклюнулось! Мож, слышал поди уже, что валяется тут в регионе парочка беспилотников буржуйских? Так вот, хорошие люди просили добыть с них одну хрень, контролёры или контроллеры… Чё это, я не знаю, да мне и похер, честно говоря, но вот платят люди нормальными, скажу тебе, такими зелёными — и явно не хотят пополнения отечественных технологий. Беспилотники эти, скорей всего, давно раздербанили, но поглядеть надо.Мотай на ус: есть инфа, что до потери связи с командованием, юсекам была дана директива проверить беспилотники, ещё и гироскопы прихватить с брошеной техники РФ. Надо прочекать места, где они тусовались. Блядство, конечно, работать на буржуев, но столько зелёных, сука, напрочь убивает во мне патриота.

С этим читают