Комедии леонида гайдая: список лучших советских фильмов

[править] 1958 — Жених с того света

Первая комедия, снятая Гайдаем. Действие фильма происходит в конторе под названием КУКУ. Его начальник — бюрократ до мозга костей Петухов — уезжает на три дня к будущей жене. На вокзале у него крадут документы, далее карманник принимает ислам под колёсами автомобиля, милиция находит у трупа документы на имя Петухова, а один из сотрудников КУКУ опознаёт в погибшем своего начальника. Всем хорошо: менты закрывают дело и повышают раскрываемость, а в КУКУ начинается подготовка к похоронам начальника и последующей корпоративной пьянке. Но тут возвращается Петухов. Весь оставшийся фильм «воскресшему» приходится сражаться с бюрократической машиной, которая его и породила: чтобы жениться — нужен паспорт, чтобы получить паспорт, нужно принести справку из поликлиники, но без паспорта её не получить. Итог плачевен — невеста ушла, КУКУ закрылось, а Петухова понизили до экскурсовода.

Алсо, самый зацензуренный фильм Гайдая (после всех вырезок от фильма осталась 51 минута). Возможно, всё дело в излишней сатиричности фильма, а возможно и потому, что режиссёр ещё не был тем Гайдаем, которому разрешалось всё.

Биография

Леонид Иович Гайдай родился 30 января 1923 года в городе Свободном (ныне Амурской области России).

В том же году семья перебралась в Читу, затем — в Иркутск, где проживала в железнодорожном посёлке Глазкове.

Учился в Иркутской железнодорожной школе № 42 (ныне Лицей № 36 ОАО «РЖД»), которую окончил 21 июня 1941 года, а 23 июня 1941 года пошёл записываться добровольцем в армию, но его не взяли из-за возраста. Устроился рабочим сцены в Иркутский драматический театр, где в это время прибыл в эвакуацию Московский театр сатиры. Смотрел все спектакли, ездил на гастроли.

Леонид Гайдай. Иркутск, 1941 год


Участвовал в войне. Был призван осенью 1941 года и первоначально проходил службу в Монголии, затем был направлен на Калининский фронт, в разведку. 14 декабря 1942 года в боях за деревню Енкино забросал гранатами огневую точку противника и уничтожил трёх немцев, участвовал в захвате пленных, за что награждён медалью «За боевые заслуги» (приказ № 69 от 20.12.1942 по 1263 стрелковому полку 381-й стрелковой дивизии). Получил тяжёлое ранение, подорвавшись на противопехотной мине, после которого был признан непригодным к дальнейшему несению военной службы и направлен в госпиталь.

С июня 1943 по январь 1944 года проходил лечение в эвакогоспитале № 1386 в Иванове, располагавшемся в зданиях нынешних школ № 49 и 31 (местечко Соснево).

В 1947 году окончил театральную студию при Иркутском областном драматическом театре (ныне — Иркутский драматический театр имени Н. П. Охлопкова), где работал осветителем, актёром.

В 1949—1955 годах учился на режиссёрском факультете ВГИКа в Москве.

С 1955 года — режиссёр киностудии «Мосфильм».

В 1956 году вышел первый фильм режиссёра — «Долгий путь», поставленный по мотивам рассказов В. Г. Короленко совместно с В. Невзоровым.

В 1958 году на экраны выходит сатирическая картина «Жених с того света», едва не стоившая режиссёру карьеры. После редактирования и удаления всех неугодных начальству сцен от фильма осталось чуть больше половины. Несмотря на благосклонность к нему директора «Мосфильма» И. А. Пырьева, Л. Гайдай был практически отстранён от режиссёрской работы.

Лишь в 1960 году, после выпуска идеологически «правильного» фильма «Трижды воскресший» (о котором режиссёр сам позже никогда не упоминал), его «простили».

Дальше были короткометражные фильмы 1961 года — «Пёс Барбос и необычный кросс» и «Самогонщики». Эти работы приносят известность режиссёру, а также легендарной тройке Трус — Балбес — Бывалый. На следующий год Л. Гайдай экранизирует три новеллы О. Генри в рамках своего фильма «Деловые люди».

Сделав перерыв в три года, режиссёр выпускает подряд три фильма, которые становятся всенародно любимыми. Кинокомедия «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», состоящая из трёх киноновелл, занимает первое место в прокате 1965 года, так же, как и следующие два фильма — «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» (1966 года) и «Бриллиантовая рука» (1968 года).

Памятник Леониду Гайдаю в г. Свободном

Эксцентрическая комедия режиссёра — «Бриллиантовая рука» в 1995 году была признана лучшей отечественной комедией за 100 лет, победив в опросе телезрителей, за которую он был награждён Призом РТР «Золотой билет» посмертно.

В 1970-х годах режиссёр экранизировал классические произведения отечественных авторов: Ильи Ильфа и Евгения Петрова, Михаила Булгакова, Михаила Зощенко и Николая Гоголя.

В 1981—1988 годах снимал сюжеты для киножурнала «Фитиль». Тогда же на экраны вышло несколько новых картин. Для зрителей они были менее заметны, нежели раннее творчество режиссёра.

Последней работой стал фильм «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди», вышедший в 1992 году.

Сценарии к своим фильмам писал совместно с Яковом Костюковским, Морисом Слободским, Владленом Бахновым, Романом Фурманом, Аркадием Ининым и другими. Член Союза кинематографистов СССР.

Леонид Гайдай скончался вечером 19 ноября 1993 года, на 71-м году жизни, в московской больнице в результате тромбоэмболии лёгочной артерии. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.

Семья

Александр, Августина и Леонид Гайдай, 1920-е годы

  • Отец — Иов Исидорович Гайдай (1886—1965), железнодорожный служащий, уроженец хутора Ореховщина на Полтавщине. Происходил из крестьян.
  • Мать — Мария Ивановна Гайдай (в девичестве — Любимова), родом из Рязанской области.
  • Брат — Александр Иович Гайдай (1919—1994), журналист и поэт.
  • Сестра — Августа (1921)
  • Жена — Нина Павловна Гребешкова (род. 1930), актриса, заслуженная артистка России (2001), 40 лет прожили вместе.
    • Дочь — Оксана Леонидовна Гайдай (Худякова) (род. 27 ноября 1957) — экономист, работает в банке.

[править] 1962 — Деловые люди

Первый триптих режиссёра, к тому же экранизация рассказов О. Генри.

Дороги, которые мы выбираем

Первая новелла трагична и мрачна. Она рассказывает о двух друзьях-ковбоях, которые, поимев гешефт, остались посреди пустыни лишь с одной лошадью, чтобы этот гешефт вывезти. В этом самом серьёзном фрагменте в творчестве Гайдая полноценно раскрываются темы безграничной человеческой жадности, лицемерия, предательства лучших друзей и готовности идти по трупам ради собственной выгоды. Новелла знаменита фразой, характеризующей всё выше сказанное: «Боливар не выдержит двоих».

Родственные души

Во второй новелле, уже комедийной, грабитель-ревматик находит в своей жертве, тоже ревматике, родственную душу, после чего они становятся приятелями. Новелла сама по себе короткая, выполнена в неспешном духе и служит этаким переходным звеном между первой новеллой и последней.

Вождь краснокожих

Третья новелла рассказывает о двух воришках-неудачниках, выкравших сына богатого человека в надежде поиметь профит. Но похищенное чадо оказывается мерзким, противным, избалованным ребёнком, который доводит похитителей до белого каления. Наиболее близка к стандартному творчеству Гайдая.

Пародии в фильмах

  • «Спортлото-82». В начале фильма показана очередь за детективом «Смертельное убийство», принадлежащим перу популярного писателя Гениана Зелёного (аллюзия на Юлиана Семёнова).
  • «Частный детектив, или операция „Кооперация“» пародирует многосерийный телефильм «Следствие ведут ЗнаТоКи». Практиканты Знаменский, Томин и Кибрит (прежние «ЗнаТоКи» ушли на пенсию) помогают раскрыть дело о похищении кооператора. Кроме того, фамилия майора милиции — Кронин, — аллюзия на популярного персонажа детективов, майора Пронина.
  • «На Дерибасовской хорошая погода или на Брайтон-Бич опять идут дожди». Содержит пародии на руководителей советского государства: от Владимира Ленина до Михаила Горбачёва, а также на президента США Джорджа Буша-старшего. В частности, страсть генерала ЦРУ (в исполнении Эммануила Виторгана) к собиранию русских пословиц — аллюзия на такую же склонность предшественника Дж. Буша, Рональда Рейгана.

Семейная жизнь и рождение ребенка

Первое время молодожёны ютились в коммуналке, поэтому о детях даже не задумывались. Помогли родители Нины. После свадьбы они чаще стали оставлять новоиспечённых супругов наедине. Как итог, Гребешкова вскоре объявила о беременности. В 1957 году Нина и Леонид стали счастливыми родителями дочки Оксаны.

Гайдай с Гребешковой

Гайдай много времени проводил на съёмках, жил своей работой. Жена терпеливо относилась к такому ритму жизни. Она ценила супруга за его доброту, человечность, талант. Нина полностью посвятила себя дому и воспитанию маленькой Оксаны. Иногда в семье случались размолвки и недоразумения. После этого супруг мог на некоторое время замкнуться в себе, перестать разговаривать с Ниной.

Семья Гайдая: мама, жена и дочь


Невзирая на свою популярность, Гайдай не был богатым. У супругов в собственности была пригородная дача, где они выращивали овощи. Ездил Леонид Иович на «Жигулях» и «Волге». Режиссёр иногда круглые сутки проводил на съёмочной площадке, поэтому супруга волновалась за его здоровье. Но кинодеятелю было не до отдыха. Гайдай очень любил единственную дочь и больше не хотел детей. На первое место он ставил работу.

Фильмы

В кино Леонид Гайдай дебютировал в 1955 году, причем как актер. Леонид Гайдай сыграл Алешку в комедии «Ляна». Но актерская биография у Гайдая не задалась, чего не скажешь о работе по другую сторону камеры. Уже через год Леонид Гайдай делает режиссерский дебют и выпускает драматический фильм «Долгий путь». Картину отметил лично знаменитый Михаил Ромм, который каким-то образом в чистой драме сумел рассмотреть задатки Гайдая-комедианта. Именно Ромм посоветовал Леониду Иовичу присмотреться к юмористическому жанру.

Тогда Гайдай выпускает сатирическую ленту «Жених с того света», из-за которой чуть было не лишился карьеры. От фильма после цензуры осталась едва половина, но даже после такой беспощадной нарезки начинающему режиссеру запретили снимать. Тогда Гайдай в первый и последний раз пошел на сделку с «Мосфильмом»: он сделал идеологическую драму о пароходе «Трижды воскресший», благодаря которой ему было разрешено работать дальше. Но сам режиссер этого фильма стеснялся до конца жизни.

В 1961 году он снимает короткометражки «Пес Барбос и необычный кросс» и «Самогонщики», которые приносят всесоюзную славу не только режиссеру, но и троице персонажей Трус, Балбес и Бывалый в исполнении Георгия Вицина, Юрия Никулина и Евгения Моргунова.

Экранизировав несколько новелл американского юмориста О’Генри в картине «Деловые люди», Гайдай возвращается к советской действительности и дарит зрителям одну за другой бессмертные картины «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», «Бриллиантовая рука», «Иван Васильевич меняет профессию», «Не может быть!». Эти фильмы стали лицом советского кинематографа для последующих поколений.

В 1970-х режиссер снова обратился к литературе, но на этот раз к родной. Леонид Гайдай экранизировал классические произведения российских авторов: Ильи Ильфа и Евгения Петрова, Михаила Булгакова, Михаила Зощенко и Николая Гоголя. Так появляется еще один бриллиант в коллекции Леонида Гайдая: знаменитая комедия «12 стульев».

Кстати, сам Леонид Гайдай нередко появлялся в своих фильмах в маленьких эпизодах. Наиболее крупная его роль — архивариус Варфоломей Коробейников в «12 стульях». В 80-х годах режиссер сделал еще одну классическую комедию «Спортлото-82», а также снимал многие из выпусков киноальманаха «Фитиль».

В 1989 году Леонид Гайдай получил звание народного артиста СССР.

https://youtube.com/watch?v=-UXgZ0DHU9s

Последними работами великого Леонида Гайдая были перестроечные картины «Частный детектив, или Операция «Кооперация» и «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди», в которых главную роль играл Дмитрий Харатьян.


Стоит добавить, что легендарный режиссер был весьма консервативен в подборе актерского состава. Большинство артистов снимались у него по многу раз. Например, Георгий Вицин, Виктор Уральский, Сергей Филиппов и Нина Гребешкова появлялись в его картинах около 10 раз. Также Гайдай любил работать с Натальей Крачковской, Александром Демьяненко и Леонидом Куравлевым.

Также узнаваемой деталью фильмов становились песни, которые исполняли персонажи картин. Культовыми благодаря появлению в фильмах Гайдая стали «Песня про зайцев», которую поет герой Юрия Никулина в «Бриллиантовой руки», «Теряют люди друг друга» с царского пира в «Иван Васильевич меняет профессию» или «Трутся спиной медведи о земную ось», которую поет главная героиня картины «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика».

[править] 1975 — Не может быть!

Фильм состоит из трёх новелл, снятых по произведениям Михаила Зощенко: по комедии «Преступление и наказание», рассказу «Забавное приключение» и комедии «Свадебное происшествие». Собственно, сам фильм выигрывает только благодаря тому, что снимался он по Зощенко, что для совка довольно таки солидно. Хотя некоторые гайдаевские примочки и как минимум одна погоня там есть. Ну и актёрская игра же! Чего стоит только один Невинный в роли шурина Горбушкина, или тот же Вицин в роли несостоявшегося тестя.

Спискота для особо любознательных 

В первой новелле описываются сложности человека, живущего в советское время конца 20-х годов на нетрудовые доходы (по сценарию — заведующего магазином). Будучи вызванным к следователю, главный герой небезосновательно полагает, что вызов этот не принесёт ничего хорошего. Эти же мысли посещают его супругу и шурина, которые, дабы предупредить неизбежную конфискацию имущества, срочно продают всё, что было нажито «непосильным» трудом. Кроме того, жена спешно разводится с главным героем и выходит замуж за соседа. А сам главный герой, которого всего-навсего вызывали свидетелем, в отличном настроении возвращается домой… Правда, через неделю его всё равно посадили. Так-то.

Во второй новелле фильма показаны тонкости внебрачных отношений. Уходя в выходной день якобы на работу, а на самом деле к любовнице, иногда сложно себе представить, что муж любовницы вполне может оказаться любовником подруги любовницы, а сосед подруги любовницы по коммуналке — любовником твоей собственной жены. В конце концов, все шестеро героев чисто случайно, при интересных обстоятельствах, пересекаются вместе, и, собравшись за столом, пытаются найти выход из сложившейся ситуации.

В заключительной новелле молодой человек, поторопившийся с предложением руки и сердца, приходит на собственную свадьбу, где никак не может узнать свою невесту — до этого они встречались только на улице, и он запомнил её в зимней одежде. Попытки незаметно выяснить, кто же из присутствующих женщин его будущая жена, приводят к непредсказуемым последствиям.

Спортлото-82

«Спортлото-82» входит в список лучших фильмов Леонида Гайдая. В купе поезда оказывается разношерстная четверка: девушка Таня, альпинист Миша, простой парень Костик и спекулянт Сан Саныч. Каждый из них увлечен чтением бестселлером года «Смертельное убийство». Произведение настолько захватывающее, что Костик не замечает, как съедает всю курицу Татьяны. В качестве извинения молодой человек приобретает на ближайшей станции лотерейный билет девушке и просит его заполнить. Девушка вписывает бесхитростную комбинацию чисел и отдает билет на хранение Костику. Тот по рассеянности кладет его не в свою книгу. На конечной станции попутчики расстаются, но в скором времени судьба сведет их снова вместе, ведь заполненный билет оказывается выигрышным.

Биография

Леонид Иович Гайдай родился в городе Свободный Амурской губернии, но вскоре семья перебралась в Иркутск. В 1941 году, когда Леонид Гайдай окончил школу, началась война, и он вместе с одноклассниками пошел записываться добровольцем в армию. В военкомате ему отказали. Гайдай устроился рабочим сцены в Иркутский театр, где в это время гастролировал московский театр Сатиры. Одновременно занимался в театральной студии при Доме культуры железнодорожников и играл там в нескольких спектаклях.

В 1942 году Леонида Гайдая призвали в армию. Первоначально его служба проходила в Монголии, где он объезжал лошадей, предназначенных для фронта. Вскоре молодого человека направили в действующую армию. Некоторое время он служил во взводе пешей разведки, но 20 марта 1943 года был тяжело ранен, лечился в госпиталях.

В январе 1944 года его признали инвалидом второй группы. Гайдай вернулся в Иркутск и поступил в театральную студию при Иркутском областном драматическом театре (ныне — академический драматический театр им. Н.П.Охлопкова). Окончив студию в 1947 году, два года играл в спектаклях местного драмтеатра.

В 1949 году Леонид Гайдай приехал в Москву и поступил на режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Григория Александрова), который окончил в 1955 году.

Передачи

  • Academia
  • Big Opera – 2019
  • XX век
  • Абсолютный слух
  • Агора
  • Балетная энциклопедия
  • Белая студия
  • Библейский сюжет
  • Билет в Большой
  • Ближний круг
  • Большая опера – 2017 (пятый сезон)
  • Большая опера – 2019 (шестой сезон)
  • Большая опера (все сезоны)
  • Больше, чем любовь
  • Большие и маленькие
  • Большие Маленьким
  • Большой балет
  • БОЛЬШОЙ БАЛЕТ- 2018
  • Большой джаз
  • Власть факта
  • Война и мир. Читаем роман
  • Гении и злодеи
  • Гений
  • Главная роль
  • Документальная камера
  • Ехал Грека…
  • Жизнь замечательных идей
  • Завтра не умрет никогда
  • «Игра в бисер» с Игорем Волгиным
  • Искатели
  • Искусственный отбор
  • Картина мира с Михаилом Ковальчуком
  • Квартет 4×4. 1 сезон
  • Квартет 4×4. 2 сезон
  • Кинескоп с Петром Шепотинником
  • Кинопоэзия
  • Клуб «Шаболовка, 37»
  • Коллекция
  • Коллекция интервью
  • Кто мы?
  • Кто там…
  • Культ кино
  • Легенды балета XX века
  • Легенды мирового кино
  • Линия жизни
  • Любовь в искусстве
  • Магистр игры
  • Моя любовь – Россия!
  • МЫ – ГРАМОТЕИ!
  • Наблюдатель
  • Нано-Опера
  • Научный стенд-ап
  • Нефронтовые заметки
  • Новости культуры
  • Новости культуры с Владиславом Флярковским
  • Новости. Подробно
  • ОНЛАЙН-ТРАНСЛЯЦИИ НА САЙТЕ TVKULTURA.RU
  • Оркестр будущего
  • «Особый взгляд» с Сэмом Клебановым
  • Острова
  • Открытая книга
  • Открытый музей
  • Пешком…
  • Письма из провинции
  • Полиглот (все программы)
  • Послушайте!
  • Правила жизни
  • Пряничный домик
  • Пятое измерение
  • Романс – XXI век
  • Романтика романса
  • Рэгтайм, или Разорванное время
  • САС. Те, с которыми я…
  • Сати. Нескучная классика…
  • Синяя птица. Сезон 2017
  • Сита и Рама
  • Телескоп
  • «Тем временем. Смыслы» с Александром Архангельским
  • Царская ложа
  • Черные дыры. Белые пятна
  • Что делать?
  • Шедевры мирового музыкального театра
  • Шедевры старого кино
  • Щелкунчик. International Television Contest for Young Musicians ‘The Nutcracker’
  • Щелкунчик. XIX Международный телевизионный конкурс юных музыкантов
  • «Щелкунчик». XX Международный телевизионный конкурс юных музыкантов
  • «Щелкунчик». XXI Международный телевизионный конкурс юных музыкантов
  • Щелкунчик. Международный телевизионный конкурс юных музыкантов
  • Энигма
  • Эрмитаж
  • 2 ВЕРНИК 2
  • 21th International Television Contest for Young Musicians «The Nutcracker»

[править] И прочее

После «Не может быть!» фильмы Гайдая начали скатываться. «Спортлото-82» сорвал кассу в основном благодаря авторитету и ранним заслугам режиссёра, а также милыми взгляду советского человека южными морскими видами. Наиболее поздние работы — «Опасно для жизни» (1985) и «Операция „Кооперация“» (1989) делали больший уклон на описание советской перестроечной действительности, и потому были унылы. Вином стал последний фильм Гайдая, обозначенный выше.

Есть ещё «Инкогнито из Петербурга» (1977) — фильм-спектакль по Гоголю, и «За спичками» (1980), снятый совместно с финнами. Эти работы известны мало, поскольку советскими гражданами признаны не были. Что, впрочем, не отменяет прекрасных актёрских работ и доставляющего юмора, в чём есть немалая заслуга автора повести «За спичками» Майю Лассила. А в роли Ихалайнена там, кстати, Леонов!

Влияние на другие фильмы

Леонид Гайдай оказал огромное влияние на отечественный кинематограф. Среди непосредственных откликов можно назвать:

  • На заре его творчества, в 1964 году, герои его фильмов Трус, Балбес и Бывалый появились в фильме Эльдара Рязанова — «Дайте жалобную книгу». В дальнейшем троица появится ещё в 5 фильмах других режиссёров, например, «Семь стариков и одна девушка».[уточнить].
  • В 1977 году вышел фильм-концерт по мотивам популярных комедий Леонида Гайдая — «Эти невероятные музыканты, или Новые сновидения Шурика». В концерте задействованы актёры и песни из фильмов режиссёра 1965-1975 годов. Наряду с «фаворитами», в фильме участвуют и актёры, снимавшиеся однократно, — Арчил Гомиашвили, Олег Даль, Светлана Светличная, — а также Валерий Золотухин, чей вклад в фильмы Гайдая ограничен исполнением песен.
  • В 1980 году вышел фильм «Комедия давно минувших дней», сценарий к которому написали сценаристы трёх фильмов Леонида Гайдая Яков Костюковский и Морис Слободской. В фильме Арчил Гомиашвили и Сергей Филиппов вернулись к образу Остапа Бендера и Кисы Воробьянинова, соответственно. Юрий Саранцев снова озвучил Гомиашвили. Также, в фильме участвуют 2 героя гайдаевской троицы — Бывалый (Евгений Моргунов) и Трус (Георгий Вицин).
  • В 1982 году вышел фильм «Не ждали, не гадали!», где Александр Демьяненко и Наталья Варлей играют профессора и его жену, что выглядит как продолжение биографии героев «Кавказской пленницы». Эту отсылку можно считать косвенно одобренной Гайдаем, поскольку автор сценария Роман Фурман вскоре принял участие в создании собственного фильма Гайдая «Опасно для жизни!».
  • В 1996 году вышел музыкальный телефильм «Старые песни о главном 2», в котором Александр Демьяненко и Наталья Варлей заново исполнили роли Шурика и Нины из фильма Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика в одной из сцен.
  • В 1997 году вышел музыкальный телефильм «Старые песни о главном 3», сюжет которого является формальным продолжением фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Согласно сюжету, в конце оригинального фильма Жорж Милославский, убегая от милиции, попал во времена Ивана Грозного и стал там Царём. Теперь героям фильма надо найти Ивана Грозного и вернуть его.
  • В 2005 году вышел музыкальный телефильм «Первый скорый», в котором Владимир Этуш и Наталья Варлей заново исполнили роли Саахова и Нины из фильма Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика в одной из сцен.

Ремейки

  • Сцена соблазнения из фильма «Бриллиантовая рука» Анной Сергеевной Горбункова была «воспроизведена» в телепередачах «Круиз МузОбоза» (1993) (в «роли» Горбункова выступил Вадим Казаченко, а в «роли» Анны Сергеевны — Татьяна Овсиенко) и «Старые песни о главном 2» (1996—1997) (в «роли» Горбункова выступил Николай Фоменко, а в «роли» Анны Сергеевны — Наташа Королёва).
  • В 2010 году вышел телефильм «Бриллиантовая рука 2», сочетающий документальные кадры, концертное шоу и постановочную сцену-ремейк с участием Марата Башарова (Козодоев), Гоши Куценко (Лёлик) и Сергея Светлакова (Горбунков).
  • В 2014 году вышел ремейк фильма «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» под названием «Кавказская пленница!». Фильм стал одним из крупнейших провалов в истории российского кино. При бюджете 3,5 млн долларов сборы в кинотеатрах составили 180 тысяч долларов. По рейтингу интернет-проекта «КиноПоиск» фильм набрал 1,1 балла из 10 возможных и входит в число худших фильмов за всю историю. Оригинал набрал 8,43 балла и занимает 18 место в списке 250 лучших фильмов.

[править] 1973 — Иван Васильевич меняет профессию

Основная статья: Иван Васильевич меняет профессию

Признанная классика, синоним слов «советская комедия». За основу взята театральная пьеса Михаила «Маргаритовича» Булгакова, к которой добавили побольше драк, погонь и гэгов, ну и осовременили. К счастью, Булгаков в то время ещё не был признанным классиком, а то Гайдая обязательно закидали бы какашками за «опошление и коммерциализацию». Хотя кое-кто из булгаковедов поворчал на эту тему, но советский народ булгаковедов не поддержал.

Сумрачный гений таки сдавшего все экзамены Шурика выдумывает шайтан-машину для перемещений во времени и отправляет в шестнадцатый век своего соседа с АГП Буншу и жулика Жоржа Милославского, мирно грабившего соседнюю квартиру. Взамен, из прошлого в Москву семидесятых годов попадает царь Иван Грозный.

Единственный фильм в истории человечества, ЦЕЛИКОМ разобранный на цитаты.

Самые значимые 

  • Аз есмь царь!
  • Я бросаю мужа, этого святого человека со всеми удобствами!
  • Красота-то какая! Лепота!
  • На мне узоров нет и цветы не растут!
  • Положь трубку!
  • Вот что крест животворящий делает!
  • Всё, что нажито непосильным трудом, все погибло! Три кинокамеры заграничных, три портсигара отечественных… Куртка замшевая! Три… куртки.
  • Граждане, храните деньги в сберегательной кассе! Если, конечно, они у вас есть.
  • Живьём брать демонов!
  •  — Житие мое…— Какое житие твое, пёс смердящий?
  •  — А где царь?— Закусывать надо!
  • Замуровали! Демоны!
  • Здрав буде, боярин!
  • Тамбовский волк тебе боярин!
  • Икра красная, икра чёрная… Да! Заморская икра… (сглатывает) Баклажанная!
  • И тебя вылечат, и тебя вылечат… и меня вылечат.
  • Царь, очень приятно, Царь.
  • Оставь меня, старушка, я в печали…
  • Отведай ты из моего кубка.
  • Ты пошто боярыню обидел, смерд?
  • Меня терзают смутные сомнения…
  • Эта роль ругательная, я прошу её ко мне не применять!
  • Это я удачно зашёл!
  • О, ja, ja! Kemska Wolost! О, ja, ja!
  • Да ты что, сукин сын, самозванец, казённые земли разбазариваешь?! Так никаких волостей не напасёшься!
  • Я требую продолжения банкета!
  • Эх, Марфуша… Нам ли быть в печали?
  • Не вели казнить, великий государь! Вели слово молвить!
  • Казань брал, Астрахань брал… Ревель брал, Шпака — не брал…
  • Отворяй, собака!!!
  • Я артист больших и малых академических театров.
  • Танцуют все!
  • Говорят, царь ненастоящий!

Жены Леонида Гайдая


Поступление во ВГИК стало для Леонида Гайдая судьбоносным. Во-первых, получив образование, он стал знаменитым режиссёром, подарил миру много шедевров кинематографа. Во-вторых, во время учёбы в Москве, он познакомился с Ниной Гребешковой – своей будущей женой. Девушка училась на актёрском отделении.

Нина Гребешкова

Студенты режиссёрского факультета ставили отрывки и брали для этого студентов, учащихся на актёрском факультете. Так впервые и встретились Нина и Леонид. Юная красавица сыграла роль женщины-вамп в эпизоде из «Отца Горио». Роман между молодыми людьми завязался неожиданно. Нина однажды возмутилась, что с репетиций всегда уходит последней. Тогда Гайдай вызвался её провожать.

Девушка жила на Арбате, учебное заведение находилось рядом с ВНДХ. Чтобы не дожидаться общественного транспорта, студенты часто ходили пешком до Арбата. В результате Леонид периодически опаздывал на последнюю электричку и был вынужден ночевать на вокзале. О подобных подвигах своего ухажёра Гребешкова узнала случайно. Благодаря этому девушка поняла, что ради неё Леонид готов на многое. Юноша шутливо пообещал будущей супруге всю жизнь носить её на руках:

Предложение руки и сердца будущий режиссёр сделал спонтанно. Нина даже сначала не поверила, подумала, что это очередная шутка возлюбленного. По словам актрисы, раньше ей уже делали предложения, но согласилась выйти замуж он только за Гайдая.

Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика (1967)

Комедия, Мелодрама, Музыка, Приключения, Семейный, Советский фильм

tagHD 1080, tagHD 720

Режиссер: Леонид Гайдай

В ролях: Александр Демьяненко, Фрунзик Мкртчян, Руслан Ахметов

1 апреля 1967 года в Москве состоялся премьерный показ фильма «Кавказская пленница». Это был второй гайдаевский фильм в котором главную роль сыграл Шурик. Добрый и наивный студент-фольклорист приезжает на Кавказ изучать старинные обряды и традиции, «сказки, легенды, тосты». Благодаря упрямству осла, на котором он передвигается, Шурик знакомиться с девушкой Ниной. Нина -«красавица, комсомолка, спортсменка», студентка педагогического института, очень понравилась заведующему райкомхозом товарищу Саахову. Товарищ Саахов решил жениться на Нине. Её согласия никто не спрашивал, принимают решение о похищении Нины. Похищением занимаются Балбес, Бывалый и Трус. По их замыслу это должен сделать Шурик. И он соглашается на это. Но потом понимает что был обманут аферистами. Он должен её спасать…

Бриллиантовая рука

«Бриллиантовая рука» — одна из лучших художественных картин Леонида Гайдая. В одном из южных городков проделывает «черные дела» контрабандистская группа, которую возглавляют Шеф и его помощник Граф. История начинается с того, что советский гражданин Семен Горбунков отправляется в круиз на теплоходе, на котором также плывет Граф. Контрабандист должен забрать бриллианты в одном из городов и перевезти их в загипсованной руке. Но вместо Графа в назначенный час на условленном месте оказывается Семен, который поскальзывается и падает. Бандиты принимают его за Графа и накладывают ни о чем неподозревающему мужчине гипс, под которым находятся бриллианты. С этого момента обычная размеренная жизнь Горбункова заканчивается и начинаются опасные приключения.


С этим читают